<< Пред.           стр. 7 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

  Меры наказания закон подразделяет на основные и дополнительные. Первые составляют главное содержание наказания в конкретном случае (исправительные работы, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь и некоторые другие). Вторые присоединяются к основным наказаниям, чтобы сделать более "прицельным" их действие (конфискация имущества, лишение специального, воинского или почетного звания). Некоторые виды наказания могут использоваться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью). Надо знать также, что при условном осуждении, когда назначенная мера основного наказания не приводится в исполнение, а осужденному предоставляется определенный срок, чтобы под контролем суда доказать свое исправление, безопасность для общества, может быть назначена и исполнена реальная дополнительная мера, например штраф.
  Штраф - это денежное взыскание, налагаемое в размерах, кратных минимальному размеру оплаты труда, с учетом как всей группы обстоятельств, с которыми закон связывает индивидуализацию наказания, так и материального положения виновного и его семьи. Возможность применения штрафа по УК 1996 г. значительно расширена, особенно по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности, об экологических действиях, о преступлениях против интересов службы в коммерческих или иных организациях. Это и понятно. Применение штрафа, в том числе в крупном размере, позволяет, не лишая виновного свободы, наглядно продемонстрировать ему "невыгодность" совершения преступлений. При уклонении от уплаты штраф может быть обращен на имущество или заменен исправительными работами.
  Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - эта мера применяется в случаях, когда совершение преступления стало возможным или было облегчено в силу служебного или профессионального (врач, водитель, педагог, нотариус, диспетчер и т.д.) статуса. Приговор устанавливает при этом срок действия данной меры.
  Один из новых видов наказания по УК 1996 г. - обязательные работы. Они заключаются в выполнении в свободное от основной работы время и бесплатно общественно полезных работ по указанию органов местного самоуправления (уборка улиц, вывоз мусора и т.д.).
  Исправительные работы, как видно из их названия, - мера наказания, не требующая изоляции осужденного от общества и используемая для восстановления позитивной социальной позиции виновного, сохранения или возобновления воздействия труда и нахождения в трудовом коллективе. Вместе с тем предусматривается имущественное воздействие: из заработка осужденного удерживается в доход государства установленная судом часть в пределах от 5 до 20 процентов заработка.
  Конфискация имущества - это принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного, за тяжкие или особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений.
  Ограничение свободы - содержание совершеннолетнего осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества, но в условиях надзора. Осужденные, к которым применяется эта мера, трудоустраиваются по месту нахождения специального учреждения. В зависимости от характера преступления ограничение свободы назначается на срок от 1 года до 5 лет.
  Арест также является вновь введенной мерой наказания. Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции, для которой предусматриваются необходимые режимные меры. Несмотря на сравнительно небольшой срок (от 1 до 6 месяцев), эта мера способна оказать так называемое шоковое воздействие: строгость ее режима в ряде случаев способна вызвать у осужденного достаточно стойкое нежелание вновь попасть в эти условия. Арест применяется и к несовершеннолетним, достигшим 16 лет, на срок от 1 до 4 месяцев.
  Лишение свободы назначается за тяжкие преступления, преступления особой тяжести, а равно в случаях систематического совершения хотя бы менее тяжких преступлений либо рецидива (совершение лицом с неснятой судимостью нового преступления). О минимальном и максимальном сроках лишения свободы говорилось выше. Для военнослужащих срочной службы смягченным аналогом лишения свободы является направление в дисциплинарную воинскую часть со строгим режимом и контролем со стороны командования за поведением осужденных. Но важно при этом отметить, что осужденный сохраняет статус военнослужащего, его права и обязанности.
  Лишение свободы назначается в зависимости от наличия или отсутствия предыдущей преступной деятельности и тяжести содеянного в учреждениях для исполнения этого вида наказания разных типов (колонии-поселения, колонии общего, строгого и особого режима, тюрьмы)67. Несовершеннолетние отбывают наказание в воспитательных колониях общего или усиленного режима. Максимальный срок лишения свободы для несовершеннолетних - 10 лет, но он может быть большим при сложении наказаний за совокупность преступлений. Условия жизни, учебы, работы и режим в колониях для несовершеннолетних учитывают особенности подросткового периода. Женщины отбывают наказание отдельно от мужчин в колониях-поселениях (в этих учреждениях полусвободный режим), колониях общего и строгого режима.
  Для пожизненно осужденных к лишению свободы или помилованных после приговора к смертной казни имеются отдельные колонии с особым режимом и повышенным уровнем мер безопасности.
  Надо упомянуть и о том, что в целях создания стимула для положительного поведения в месте лишения свободы и психологической подготовки осужденным себя к включению в нормальную жизнь общества после отбытия наказания закон предусматривает возможность условно-досрочного освобождения после отбытия обязательной части наказания при условии, что отношение к режиму, труду, повышению своего образовательного и культурного уровня, выработке положительных черт характера и т.п. подтверждает успешное протекание процесса превращения осужденного в безопасного члена общества.
  Наиболее тяжким наказанием является смертная казнь. Конституция и Уголовный кодекс характеризуют эту меру как исключительную, т.е. применяемую лишь при исключительных обстоятельствах и лишь к лицам, совершившим преступления, связанные с умышленными убийствами при отягчающих обстоятельствах. Исполняется смертная казнь путем расстрела. (В других странах, например в США, применяется казнь на электрическом стуле, в газовой камере, путем повешения, инъекций яда и т.д.) Приговоры к смертной казни выносятся судами России в количестве около 150 в среднем за год. При этом более половины из них не приводилось в исполнение, так как осужденному в результате помилования смертная казнь заменялась лишением свободы на срок или пожизненно. Надо подчеркнуть, что ст. 20 Конституции РФ предусмотрела в перспективе отмену смертной казни. Такое обязательство Россия взяла при вступлении в Совет Европы. С 1996 г. введен мораторий на исполнение приговоров к смертной казни, т.е. хотя судьи в некоторых, случаях продолжают выносить смертные приговоры, они не обращаются к исполнению. На очереди законодательная отмена смертной казни, тем более что альтернативой ей теперь являются пожизненное заключение или лишение свободы на срок 20 или более лет. Они достаточно эффективны для предотвращения возврата особо опасных преступников в условия, когда они будут угрожать жизни и здоровью граждан; суровость альтернативной меры в определенной степени удовлетворит и общественное мнение, хотя пока не менее 70-80% населения за сохранение смертной казни. Впрочем, такова же была позиция населения и в других странах, отменивших смертную казнь.
  Применительно к наказанию как основному способу реализации уголовной ответственности надо уяснить себе смысл таких понятий, как амнистия, давность, судимость.
  Амнистия - это акт высшего органа представительной власти, т.е. парламента, в форме закона или постановления, в силу которого освобождается от наказания или его дальнейшего отбывания определенный круг осужденных (по возрасту, полу, перечню преступлений, за которые они были осуждены, семейному положению, состоянию здоровья, прошлым заслугам и т.д.). При этом из амнистии, акт о которой обычно приурочивается к крупным событиям в жизни страны или их годовщинам, как правило, исключаются лица, осужденные за особо тяжкие преступления, рецидивисты, а также лица, поведение которых в процессе исполнения наказания свидетельствует об их антиобщественной позиции. В отличие от помилования, которое осуществляет Президент в отношении конкретных лиц, амнистия охватывает любое лицо, если оно отвечает изложенным в акте об амнистии требованиям. Амнистия касается только меры наказания, но гражданская ответственность за причиненный ущерб сохраняет силу. Лицо, которому предложена амнистия до вынесения приговора, может отказаться от нее, считая себя невиновным и требуя, чтобы это было зафиксировано судом. При этом оно не очень рискует, так как если суд и признает его виновным (отказ лица от амнистии обязателен для органов расследования и суда), то обвинительный приговор выносится с освобождением от наказания.
  Давность - это понятие введено в уголовный закон для того, чтобы органы расследования и суд не занимались бы безнадежной и бесполезной для общества работой. Ведь если преступление не раскрыто в течение, например, 5 лет, очень мало шансов, что оно будет раскрыто или, если появится подозреваемый, что удастся собрать достаточно полный доказательственный материал. Да и это лицо уже не то, которым оно было в момент преступления. Известен, например, случай, когда разыскиваемый участник ряда разбойных нападений был все же обнаружен и изобличен через много лет. Но за это время он стал высококвалифицированным врачом и ученым, спас от смерти и инвалидности сотни людей. Наказать его за дела давно минувших дней было бы явной несправедливостью. Поэтому УК предусматривает сроки, по истечении которых реализация уголовной ответственности не осуществляется. Исключением являются только некоторые преступления особой тяжести, в том числе направленные против мира и человечества. Розыск и преследование виновных в этих преступлениях давностью не ограничены.
  Нормы о судимости, ее погашении или снятии сохраняются в УК в определенной степени в силу традиции. Ведь в прошлом судимость порождала серьезные правоограничения (хотя и тогда существовало положение о том, что о снятой или погашенной судимости человек имел право не упоминать). В современных условиях, когда все более расширяются возможности снятия судимости по истечении определенного времени или по амнистии либо ее погашения в силу одного факта истечения срока давности (различного для судимости за преступления, отличающиеся по тяжести и по примененной мере наказания), институт судимости, по-видимому, эволюционирует в сторону исчезновения из уголовного закона. Пока же он сохраняет значение лишь для того, чтобы зафиксировать рецидив, что влечет более строгую ответственность. Кроме того, законодательством о государственной службе и о службе в правоохранительных органах может быть предусмотрено, что на некоторые должности лица с неснятой или непогашенной судимостью не могут быть назначены.
  Говоря о том, что наказание есть основной способ реализации уголовной ответственности, мы упоминали и о двух других способах: применении заменяющих мер и осуждении с освобождением от наказания. Применение заменяющих мер - это использование вместо уголовного наказания судебно-принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, если содеянное и личность виновного показывают, что цели наказания могут быть достигнуты более мягкими мерами. Принудительные меры воспитательного воздействия достаточно разнообразны: передача под надзор, возложение обязанности загладить вред, ограничение досуга и т.д. Наиболее строгая мера - помещение в специальное воспитательное учреждение с соответствующим режимом. Нахождение в таком учреждении (продолжительность нередко достигает 2-3 и более лет) международно-правовые документы сравнивают с лишением свободы. Таким образом, применение принудительных мер воспитательного воздействия, неисполнение которых подростком влечет возобновление уголовного дела, являются не поблажкой по возрасту, а индивидуализацией уголовной ответственности.
  Что касается такого способа реализации уголовной ответственности, как вынесение обвинительного приговора с освобождением виновного от наказания (или без назначения наказания), то речь идет о сравнительно немногочисленных случаях, когда для удовлетворения чувства народной справедливости и достижения других целей реализации уголовной ответственности достаточно самого факта оглашения обвинительного приговора. Характер преступления и личность виновного, его мотивы (сострадание, неверно понятый долг и т.д.) свидетельствуют о том, что для обеспечения его достойного поведения в дальнейшем государственно-принудительное воздействие может быть ограничено нравственной и правовой оценкой содеянного судом в приговоре и публичным оглашением последнего. Аналогичный эффект имеет место и при прекращении дела в связи с деятельным раскаянием виновного, примирением с потерпевшим, в результате изменения обстановки, свидетельствующего об утрате виновным общественной опасности (ст. 75-77 и др. УК), а также при освобождении от наказания в связи с болезнью и при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (эта отсрочка в дальнейшем может перейти в освобождение от наказания). Но и в других случаях суд вправе признать, что в силу, например, безупречного поведения после совершения преступления, совершения тех или иных мужественных поступков и т.д., лицо может быть освобождено от наказания или назначить его условно (ст. 315 УПК). Эти случаи также можно отнести к реализации уголовной ответственности без назначения или исполнения наказания.
  Упомянем в заключение, что реализация уголовной ответственности включает и использование некоторых сопутствующих мер. Они не заменяют наказание или иные способы ее реализации, но помогают достижению их целей. Это - взыскание в пользу потерпевшего денежных средств в порядке гражданского иска в уголовном деле; возвращение потерпевшему отчужденного у него преступниками имущества; конфискация оружия, наркотиков, других предметов, противозаконное владение которыми может представить опасность для общества; принудительные меры медицинского характера для лечения в процессе отбывания наказания лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, имеющих венерические болезни.
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
  1 . Определите понятие уголовного права в качестве отрасли права, роль в правовом регулировании и взаимодействие с другими отраслями права.
  2. Источники уголовного права. Значение конституционных и международно-правовых положений. Раскройте основные черты УК РФ 1 996 г.
  3. Найдите в Уголовном кодексе отсылочные и бланкетные нормы уголовного права.
  4. Понятие уголовно-правового правоотношения. Его объект, субъекты, содержание, виды.
  5. Состав преступления как специфический элемент уголовно-правового правоотношения.
  6. Общие положения уголовного закона, в том числе о действии во времени и пространстве.
 
 
  Раздел 9. ОСНОВЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
 
  Тема 9.1. Общая характеристика процессуального права и регулируемых им отношений
  Процессуальные нормы и процессуальное право
 
  В юридической науке принято деление норм права на материальные и процессуальные. Это разделение коренится в терминологии гражданского права, в котором четко выделяются нормы, регулирующие имущественные, т.е. собственно материальные, отношения, поскольку их объектом являются материальные ценности (в договорах купли-продажи, займа, аренды и т.п.).
  По аналогии "материальными" стали именовать и иные нормы гражданского и других отраслей права (семейного, трудового, уголовного, административного и др.), определяющие права и обязанности субъектов в таких правоотношениях, объектом которых являются нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь человека, право на отдых, почетные звания и проч.) либо действия (трудовая деятельность, выполнение служебных обязанностей и т.п.).
  Вместе с тем в некоторых отраслях права были выделены и такие нормы, которые регламентируют порядок, процедуры деятельности, направленной на охрану соответствующих норм материального права (например, порядок решения споров участников гражданских правоотношений или применение мер государственного принуждения к лицам, совершившим преступление, и т.п.). Эти нормы стали называть "процессуальными".
  Таким образом возникло разделение всех правовых норм на нормы материального права, регулирующие содержание правоотношений, и процессуальные нормы, регламентирующие порядок охраны материально-правовых норм от нарушений. Эти нормы "вторичны", они являются формой реализации норм материального права.
  Нормы процессуального права регламентируют юрисдикционный, т.е. правоохранительный, процесс, который осуществляется в правоприменительной форме специально управомоченными органами (судом, прокуратурой и проч.) в случаях совершения преступлений и других правонарушений или "спора о праве", когда стороны правоотношения не могут прийти к соглашению по поводу своих прав и обязанностей и обращаются в суд.
  Все процессуальные нормы входят в три чисто процессуальные отрасли (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное право) и две материальные (конституционное и административное право), являясь их составными частями.
  Наряду с ними существуют и нормы, регулирующие процедуру иных форм государственно-властной, правоприменительной деятельности, которые также связаны с реализацией норм материального права, но не имеют юрисдикционного характера (например, регистрация брака, выдача разрешения на хранение оружия, правотворческая деятельность и проч.). Эти нормы обычно называют "процедурными" и относят к материально-правовым.
  Следует отметить, что такие процедуры могут "перерасти" в юридический процесс. Это связано с тем, что в большинстве случаев у лиц, чьи права и законные интересы нарушены, возникает возможность обжаловать в суд соответствующее решение практически любого государственного органа (об этом будет сказано позже), и после подачи такой жалобы начинается уже юрисдикционная, процессуальная деятельность.
  Все нормы процессуального права обладают следующими общими признаками:
  - они адресованы прежде всего компетентным органам и должностным лицам, наделенным полномочиями по осуществлению государственно-властной деятельности в правоохранительной сфере (суду, прокуратуре, милиции и др., их работникам);
  - они регламентируют юридический процесс, т.е. порядок правоприменительной деятельности указанных субъектов, связанный с обеспечением законности, обоснованности и эффективности принимаемых ими решений.
 
  Понятие процессуального права
  Все процессуальные нормы в комплексе могут рассматриваться как единое межотраслевое образование - процессуальное право, что, помимо общих признаков всех этих норм, о чем говорилось выше, определяется также следующими обстоятельствами:
  единством предмета правового регулирования (деятельность прежде всего компетентных государственных органов и должностных лиц, наделенных властными юрисдикционными полномочиями);
  единством метода правового регулирования (императивный характер большинства правовых предписаний, отношений власти- подчинения между большинством субъектов);
  единством целей (обеспечение законности, обоснованности, эффективности как самого юрисдикционного процесса, так и его результатов, т.е. надлежащей реализации соответствующих материально-правовых норм);
  особым составом субъектов процессуальной деятельности (органы и должностные лица, обладающие властными полномочиями в правоохранительной сфере, среди которых высшее положение занимает суд, правомочный во всех случаях принимать окончательное решение);
  наличием общих для всех видов юридического процесса принципов.
  Таким образом, процессуальное право можно определить как совокупность (систему) правовых норм, регламентирующих порядок, форму юрисдикционной правоприменительной деятельности компетентных государственных органов и должностных лиц, направленной на реализацию норм различных отраслей материального права.
  Источники процессуального права
  Нормы процессуального права содержатся в различных источниках. Рассмотрим основные из них.
  1. Конституция России. Конституция закрепляет наиболее важные положения, имеющие значение для всех сфер социальной жизни, в том числе и для процессуальной деятельности. Речь идет, в частности, об основах конституционного строя, о важнейших правах и обязанностях граждан, об основах федеративного устройства России, о системе высших органов государства, их компетенции, о правомочиях суда, прокуратуры и проч. Велика роль конституционных принципов, как общеправовых, так и чисто процессуальных (о них будет особый разговор).
  Важно, что конституционные нормы имеют прямое действие, т.е. могут применяться непосредственно по конкретным делам.
  2. Международные соглашения. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции России общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При расхождении положений закона России и международного договора применяются нормы договора.
  В этой связи важную роль в процессуальном праве играют нормы Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г., Пакта о гражданских и политических правах, Пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятых Организацией Объединенных Наций в 1966 г., и др.
  Многие вопросы процессуальной деятельности решаются договорами о правовой помощи, заключенными Россией с рядом государств (Китай, Венгрия, Финляндия, ряд государств, входящих в Содружество Независимых Государств, - всего около 30), а также Минской конвенцией, заключенной в 1993 г. между странами, входящими в Содружество.
  3. Законы. Среди законов необходимо прежде всего выделить кодексы: Уголовно-процессуальный (УПК), Гражданский процессуальный (ГПК), Арбитражный процессуальный (АПК), Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и др. Они определяют круг участников юридического процесса, их права и обязанности, порядок отношений между ними, процедуру производства различных процессуальных действий, принятия решений и т.п.
  Надо иметь в виду, что многие кодексы приняты в 60-70-х гг. и, хотя за прошедшее время в них вносилась масса исправлений и дополнений, они во многом устарели. Сейчас ведется работа по подготовке новых кодексов.
  Процессуальные нормы содержатся и в других федеральных законах: федеральные конституционные законы "О Конституционном Суде Российской Федерации", "О судебной системе Российской Федерации", Федеральный закон "О Прокуратуре Российской Федерации" и др., которые устанавливают компетенцию соответствующих органов, порядок их деятельности и т.п.
  Законы субъектов Российской Федерации являются источником права только в конституционном и административном процессе.
  4. Подзаконные нормативные акты. В целом подзаконные нормативные акты в регулировании юридического процесса большой роли не играют: все основные вопросы решаются на законодательном уровне. Тем не менее иногда (например, в случаях, требующих быстрого решения) используется и подзаконное регулирование. Можно, в частности, назвать Указ Президента РФ от 14 июня 1994г. "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности", который действовал до 1997 г., или "Временное положение о порядке обращения взыскания на имущество организаций", утвержденное Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г.
  Принципы юридического процесса
  Процессуальные принципы - основные идеи, начала, отражающие наиболее существенные черты и свойства юридического процесса, обеспечивающие его единство и достижение стоящих перед ним целей. Эти принципы либо прямо закреплены в законодательстве, либо вытекают из содержащихся там положений. Они образуют основу, фундамент всех процессуальных норм, обеспечивают законность и эффективность деятельности соответствующих органов, обоснованность принимаемых решений.
  Основные из этих принципов закреплены в Конституции РФ. Часть из них имеет общеправовой характер, т.е. они относятся ко всем отраслям, институтам и нормам права (неотчуждаемость основных прав и свобод человека, их непосредственное действие, равенство всех перед законом и судом и др.). Другие же принципы характерны именно для юридического процесса в целом или отдельных отраслей процессуального права. Рассмотрим некоторые из них, имеющие наиболее существенное значение для процессуальной деятельности.
  Принцип приоритетности прав человека (ст. 2 Конституции РФ). Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства. Вся деятельность органов, осуществляющих процессуальную деятельность, должна строиться на основе этих положений.
  Принцип законности (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Соблюдать правовые предписания обязаны все участники общественных отношений, однако совершенно нетерпимы нарушения закона в работе государственных органов, особенно тех, которые осуществляют правоохранительную деятельность, сами следят за исполнением законов другими субъектами, правомочны применять меры государственного принуждения. Это определяет необходимость высокой правовой культуры таких лиц и существования системы контроля и надзора за их работой (о ней будет сказано ниже).
  Принцип свободы и неприкосновенности личности (ст. 22 Конституции РФ). Этот принцип заключается в том, что никто не может быть лишен свободы иначе как в порядке и на основаниях, установленных законом.
  Принцип неприкосновенности частной жизни (ст. 23, 24 Конституции РФ). Частная жизнь людей, их личная и семейная тайна неприкосновенны. С учетом этого организуется весь ход юридического процесса.
  Закон обеспечивает также тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права может иметь место только в установленных законом случаях.
  Принцип государственной защиты прав и свобод человека (ст. 45 Конституции РФ). Из этого принципа вытекает важнейшая обязанность всех государственных органов: рассматривать защиту прав личности в качестве одной из основных целей своей процессуальной деятельности.
  Принцип права на жалобу (ст. 33 Конституции РФ). Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные или коллективные обращения в любые государственные органы. Это определяет обязанность этих органов рассматривать соответствующие обращения и принимать по ним законные и обоснованные решения.
  Принцип судебной защиты прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Все решения, все действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц могут быть гражданами обжалованы в суд. Следовательно, любые юридические процедуры могут завершиться как юридический процесс.
  Поскольку основой всех видов юридического процесса является правосудие, общепроцессуальный характер приобретают принципы, относящиеся к организации и деятельности суда.
  К ним относятся следующие:
  Принцип осуществления правосудия только судом (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Его суть состоит в том, что все наиболее важные, а в подавляющем большинстве случаев и окончательные решения могут приниматься только судом и только в форме осуществления правосудия.
  Принцип независимости судей (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ). Судьям, а также народным и присяжным заседателям при осуществлении правосудия должна быть обеспечена полная независимость, никто не может оказывать на них давление, подчиняются они только закону.
  Принцип состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ). При осуществлении правосудия суд выступает как независимый от кого бы то ни было арбитр, а стороны процесса (прокурор и защитник, истец и ответчик) имеют равные права и состязаются между собой, представляя доказательства, высказывая соответствующие доводы и проч.
  Наряду с названными можно указать и на другие принципы, имеющие существенное значение для юридического процесса: несменяемость судей, неприкосновенность судей, гласность судебного разбирательства и др.
  Структура юридического процесса
  Структура юридического процесса может рассматриваться с нескольких позиций. Рассмотрим этот вопрос с точки зрения содержания и развития процесса.
  Как уже указывалось, юридический процесс является комплексным образованием, включающим пять самостоятельных, обладающих своими особенностями процессов: конституционный, уголовный, гражданский, арбитражный и административный. Различия между ними обусловлены прежде всего теми особенностями, которыми обладают соответствующие отрасли материального права.
  Необходимо учитывать и следующие обстоятельства.
  Во-первых, отраслей материального права намного больше, чем процессуальных. Поэтому правоохранительная деятельность в случае отсутствия "своего" процессуального права неизбежно осуществляется по процедурам одного из существующих юридических процессов. Во-вторых, в рамках одной отрасли материального права различные нормы обладают особенностями, которые требуют определенных различий в процедуре их обеспечения. В-третьих, нередко возникает необходимость учесть особенности и конкретных дел.
  Это приводит к тому, что в рамках одной процессуальной отрасли, одного вида юридического процесса появляются различные виды процессуального производства. Так, в гражданском процессе существуют: исковое производство, связанное с рассмотрением споров участников правоотношений; производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений; особое производство, которое связано с необходимостью судебного удостоверения каких-либо фактов, по которым нет споров (например, о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим), и др. В уголовном процессе выделяются производства: общее (наиболее распространенное), по делам несовершеннолетних, по применению принудительных мер медицинского характера и др.
  Содержание юридического процесса можно рассмотреть и с
 других позиций, отметив определенные юридические комплексы,
 входящие во все процессуальные производства. Тогда можно назвать следующие элементы процесса: процессуальные правоотношения, процессуальное доказывание и процессуальные акты (все эти элементы будут рассмотрены ниже).
  Важное значение имеет выделение стадий юридического процесса, отражающих его развитие во времени. По каждому делу процесс в установленных случаях начинается (это делается по решению управомоченных органов), развивается также на основе закона, соответствующим образом проходя те или иные стадии, и находит в результате определенное завершение. К вопросу о стадиях мы еще вернемся.
  Доказательства и доказывание
  Доказательства - это любые фактические данные, на основании которых компетентные органы или должностные лица в предписанном законом порядке устанавливают обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела.
  Процесс собирания и оценки доказательств называется доказыванием.
  Процессуальная деятельность в значительной степени состоит в собирании доказательств и принятии на их основе соответствующих процессуальных решений. Содержание юридического процесса во многом сводится к доказыванию. При этом от того, насколько достоверно и полно установлены обстоятельства дела, зависят обоснованность, законность и справедливость принимаемого по нему решения, обеспечение прав и законных интересов граждан. От эффективности доказывания, которая является "сердцевиной" юридического процесса, зависит его эффективность в целом.
  Процессуальное доказывание включает следующие компоненты:
  предмет и пределы доказывания (что именно и в каком объеме должно быть установлено);
  субъектов и бремя доказывания (кто участвует в доказывании и на кого из них возлагается обязанность доказать те или иные обстоятельства);
  средства доказывания (откуда и каким путем могут быть получены доказательства).
  Применительно к предмету доказывания закон определяет, какие обстоятельства должны быть установлены для принятия того или иного решения. При этом требования к степени доказанности определенных обстоятельств возрастают по мере развития процесса. Так, для возбуждения уголовного дела необходимы лишь "достаточные данные, указывающие на признаки преступления", а к моменту вынесения приговора должны быть достоверно установлены все обстоятельства этого преступления, в том числе виновность определенного лица в его совершении.
  Субъекты доказывания делятся на три группы:
  1) субъекты, на которых закон возлагает обязанность доказать определенные обстоятельства (в уголовном процессе, например органы, проводящие расследование, а в судебном заседании прокурор обязаны доказать виновность обвиняемого в совершении преступления; в гражданском процессе истец и ответчик доказывают те обстоятельства, на которые они ссылаются в подтверждение или опровержение исковых требований, и т.п.);
  2) субъекты, правомочные оценивать доказательства и принимать на этой основе процессуальные решения (суд - во всех вида процесса; органы расследования и прокурор - в уголовном процессе до передачи дела в суд и проч.);
  3) субъекты, представляющие доказательства (свидетели, эксперты и др.).
  Процессуальный закон дает перечень тех источников, из которых могут быть получены доказательства. Для всех видов процесса это - показания свидетелей, заключения экспертов, вещественные доказательства, документы, в том числе и протоколы, фиксирующие производство процессуальных действий. Некоторые виды процесса знают и иные, специфичные для них источники доказательств (например, показания обвиняемого и потерпевшего в уголовном процессе).
  Во многих случаях законодательно устанавливают и формы, способы получения доказательств: процедура допроса свидетеля, порядок назначения и производства экспертиз и др.
  Важное значение имеет закрепление в законе процедуры и критериев оценки доказательств. Так, определен порядок оценки доказательств составом суда в совещательной комнате при вынесении приговора по уголовному или решения по гражданскому делу.
  Применительно к оценке доказательств, по существу, действует ряд правил. В частности, ни одно доказательство не имеет заранее установленной силы; все они оцениваются управомоченным субъектом по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, на основании закона и своего правосознания.
  Процессуальные документы
  Одним из важнейших свойств юридического процесса является документальное закрепление его хода и результатов. Достигается это посредством законодательно установленной системы процессуальной документации.
  Процессуальные документы можно разделить на четыре группы:
  1. Решения, которые принимаются компетентными органами и связаны с направлением процесса. Среди них следует выделить: а) исходные, с которых начинается юридический процесс (протокол об административном правонарушении, постановлении о возбуждении уголовного дела, определение судьи о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству и проч.); б) промежуточные, направляющие дальнейшее развитие процесса (постановления о привлечении в качестве обвиняемого, о назначении экспертизы, о производстве обыска и др.); в) завершающие, в которых фиксируется результат процесса в целом или его наиболее существенных этапов (обвинительное заключение, приговор суда по уголовному делу, решение суда по уголовному делу, решение суда по гражданскому делу и др.).
  2. Документы, исходящие от других участников процесса и порождающие права и обязанности государственных органов (заявления и сообщения о преступлениях, жалобы, исковые заявления, ходатайства и др.).
  3. Документы, фиксирующие результаты отдельных процессуальных действий (протоколы допросов, осмотров и т.п.). Напомним, что эти документы являются источником доказательств.
  4. Документы, носящие технико-информационный характер (представление следователя об устранении причин преступления, опись документов, находящихся в деле, и др.).
  Ко всем процессуальным документам, особенно к входящим в первую группу, закон предъявляет довольно жесткие требования с позиций их содержания, оформления и процедуры принятия. Существенные нарушения этих требований (особенно применительно к приговорам, решениям и определениям судов) могут повлечь отмену соответствующих решений.
  Тема 9.2. Процессуальные правоотношения
  Особенности процессуальных правоотношений проявляются в составе субъектов этих отношений, в характере субъективных прав и юридических обязанностей сторон, а также объектов этих отношений. Характерно и то, что по мере развития процесса, его движения происходит движение и развитие правоотношения: меняется состав их участников, изменяются их взаимные права и обязанности, прекращение одних отношений, как правило, приводит к возникновению новых.
  Важно помнить, что процессуальные правоотношения появляются в связи с материально-правовыми отношениями в тех случаях, когда те либо не могут получить надлежащего разрешения, поскольку возник спор между их сторонами, либо совершено кем-то правонарушение. Это и приводит к необходимости государственного вмешательства, в связи с чем и возникают процессуальные отношения.
  Субъекты процессуальных правоотношений
  В юридическом процессе участвует много различных субъектов. Круг их интересов и процессуальное положение, в том числе роль в процессе, содержание и объем прав и обязанностей, отнюдь не одинаковы. С этих позиций всех участников процесса можно разделить на следующие группы:
  1. Организаторы процесса. Они занимают лидирующее положение, направляют процесс. Характерно, что эти субъекты не имеют в процессе каких-либо собственных интересов, помимо достижения истины и обеспечения законности. Действуя по полномочию государства, они осуществляют правоприменительную деятельность, принимают властные решения, связанные с началом и развитием процесса, оценивают доказательства, принимают на этой основе завершающие процесс акты. Все решения этих органов, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми.
  Высшее место среди этих органов занимает суд. Именно ему в подавляющем большинстве случаев принадлежит исключительное право на принятие окончательных решений по существу дела, что относится ко всем видам процесса. Судебные решения могут быть отменены или изменены только вышестоящим судом и только на основании закона. Такое положение суда обусловливает то обстоятельство, что наряду с термином процесс, параллельно с ним, а иногда и вместо него используется термин судопроизводство.
  Так, в ст. 2 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) говорится о задачах уголовного судопроизводства; в ст. 2 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) - о задачах гражданского судопроизводства и т.п.
  Другими участниками процесса, относящимися к этой группе, являются прокурор, следователь, орган дознания и др. Их роль в процессе заключается в следующем:
  а) Подготовка дела к дальнейшему судебному рассмотрению. Так, следователи и органы дознания (милиция, органы пожарного надзора и др.) проводят предварительное расследование по уголовным делам; органы внутренних дел, рыбоохраны, таможенные органы и другие составляют протоколы об административных правонарушениях и проч.
  б) Принятие в некоторых установленных законом случаях окончательных решений по делам (постановление следователя или органа дознания о прекращении уголовного дела; постановление районной или городской администрации, органа милиции и других о наложении административного штрафа по некоторым категориям административных правонарушений и др.).
  в) Осуществление контроля за соблюдением требований законности участниками процесса (прокурорский надзор за расследованием преступлений, за ходом административного производства и др.).
  2. Субъекты, имеющие собственные интересы в процессе. К ним относятся, например, подозреваемый, обвиняемый и потерпевший - в уголовном процессе, истец и ответчик - в гражданском, заявитель и орган, издавший оспариваемый правовой акт, - в конституционном и проч. К этой группе относятся и представители указанных субъектов.
  3. Лица, не имеющие собственных интересов в процессе и в то же время неправомочные принимать процессуальные решения. Это, с одной стороны, те, чьи показания служат источниками доказательств (свидетели, эксперты), а с другой - те, кто оказывает помощь другим участникам процесса (например, переводчик, специалист и др.).
  Правоотношения могут возникать между самыми различными субъектами как внутри каждой из групп (например, между судом и прокурором, обвиняемым и потерпевшим, представителями сторон и т.п.), так и между субъектами, входящими в различные группы. При этом "центральными", наиболее значимыми правоотношениями являются те, которые существуют между субъектами, выполняющими государственно-властные функции, и субъектами, чьи интересы непосредственно затронуты: следователя с обвиняемым, суда с подсудимым, суда с истцом и ответчиком и т.п..
  Как и в других отраслях права, условием участия различных субъектов в правоотношениях является наличие у них правосубъектности. Для граждан это - в большинстве случаев - их правоспособность и дееспособность, а для некоторых категорий субъектов - тех, в отношении которых решается вопрос о привлечении к юридической ответственности, - деликтоспособность (например, для обвиняемого по уголовному делу). При этом в отличие от гражданско-правовых отношений в процессуальных правоспособность и дееспособность обычно не разделяются: обладание каким-то процессуальным правом предполагает и наличие способности реализовать его в своих действиях.
  Применительно к органам государства и должностным лицам, направляющим процесс, объем и содержание их правомочий обусловливаются их компетенцией. При этом компетенция носит "жесткий" характер: ни один орган не может осуществлять действия или принимать решения, выходящие за рамки его полномочий.
  Содержание процессуальных правоотношений
  Юридическое содержание процессуальных правоотношений, как и всех иных, включает субъективные права и юридические обязанности сторон этих отношений. Как и в других случаях, праву одного из субъектов соответствует равная по объему обязанность другой стороны. Так, лицо, привлеченное к уголовной ответственности, приобретает право на использование услуг защитника (адвоката), а у следователя или органа дознания одновременно возникают обязанности разъяснить обвиняемому это его право (как и все другие права), принять меры по реализации обвиняемым этого права.
  Важной особенностью отношений, участниками которых являются юрисдикционные органы и их должностные лица, является их сложный характер. Любое их процессуальное право (как и любая обязанность) входит в круг должностных полномочий.
  Поэтому возникает две категории правоотношений: между государственным органом (должностным лицом) и другими участниками процесса и между этим органом (лицом) и государством. Так, при решении вопроса о возбуждении уголовного дела следователь, например, имеет право истребовать необходимые материалы. Соответственно у учреждений, где эти материалы находятся, возникает обязанность представить их следователю. Но если появилась в конкретном случае необходимость получения материалов, то наряду с правоотношением между учреждением и следователем у следователя возникает обязанность получить эти материалы, а у государства в лице вышестоящих органов - право требовать от следователя таких действий.
  В ходе юридического процесса происходит возникновение и реализация множества связанных между собой и переходящих друг в друга правоотношений. Как уже указывалось, наиболее важными для процесса являются те отношения, которые возникают между компетентными государственными органами, направляющими процесс, и теми лицами, интересы которых им затронуты.
  Здесь надо отметить следующее. Именно органы государства и их должностные лица принимают все решения по делу, в том числе и затрагивающие интересы указанных субъектов, причем для последних эти решения обязательны (если они не отменены в установленном порядке). Но тем не менее отношения между теми и другими не являются просто отношениями власти и подчинения. Закон предоставляет заинтересованным субъектам широкие права, гарантирующие защиту от произвола и ошибок должностных лиц, в частности право на обжалование любых решений, в том числе в суд, право использовать квалифицированную юридическую помощь, представлять доказательства, заявлять ходатайства и т.п. Таким образом, эти лица не являются пассивными наблюдателями, они - активные участники юридического процесса, имеющие широкие возможности влиять на его ход, добиваться защиты своих законных интересов.
  Объекты процессуальных правоотношений
  Объектом процессуальных правоотношений чаще всего бывают действия, поведение участников процесса (дача показаний, явка по выходу, нахождение под стражей и т.п.) и документы (например, протоколы следственных действий). Но наряду с ними в качестве объектов этих отношений могут рассматриваться интересы лиц, участвующих в процессе (принятие решения по иску - его удовлетворение или отклонение, раскрытие преступления и наказание виновного и др.), и те материальные правоотношения, по поводу которых возникают процессуальные (отношения уголовной или иной юридической ответственности, гражданско-правовые сделки и т.п.).
  Юридические факты
  Как и все правоотношения, процессуальные отношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии соответствующих юридических фактов, т.е. жизненных обстоятельств, которые предусмотрены гипотезой процессуальной нормы.
  Важную роль в этом плане играют те юридические факты, которые порождают материально-правовые отношения, в связи с которыми возникают и соответствующие им процессуальные. Так, при совершении преступления появляются как материальные отношения уголовной ответственности (между государством и лицом, совершившим преступление), так и процессуальные. Возникает в соответствии со ст. 109 и 118 УПК обязанность органов дознания (обычно милиции) обнаружить преступление и лиц, его совершивших, принять меры к его раскрытию и наказанию виновных, принять заявление (или сообщение) от любых субъектов, а равно возникают права потерпевшего, других лиц или организаций требовать от органов государства соответствующих действий. Нарушение одной из сторон условий гражданско-правовой сделки порождает как материально-правовое отношение (обязанность этой стороны возместить причиненный ущерб и право другой на его возмещение), так и процессуальное право пострадавшего на предъявление в суд иска.
  В дальнейшем же главную роль играет принятие в установленном порядке органами, направляющими процесс, процессуальных документов (постановлений, решений, приговоров и др.). Так, после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела следователем у него появится право производить любые установленные законом следственные действия (допросы, обыски, осмотры и проч.), а у граждан и организаций - обязанность подчиняться законным решениям следователя. После вынесения постановления о наложении административного штрафа у определенного лица появляется обязанность уплатить штраф и вместе с тем право на обжалование этого постановления. У соответствующих органов возникает встречное право (требовать уплаты штрафа) и обязанность (принять поступившую жалобу).
  Являются юридическими фактами и действия других участников процесса. Заявление ходатайства или подача жалобы порождают обязанность тех, кому они адресованы, рассмотреть их и принять законное решение. При уклонении свидетеля от явки в суд у суда появляется право на доставление этого свидетеля приводом, а у последнего - обязанность подчиниться такому решению и т.п.
  Определенную роль играют и юридические факты-события, не зависящие от воли людей. Так, смерть обвиняемого влечет прекращение уголовного дела, истечение срока исковой давности лишает истца права на обращение с иском и т.п.
  Нередко для возникновения процессуальных отношений требуется по закону не один юридический факт, а их совокупность - юридический состав. Для того, например, чтобы предъявить обвинение или вынести обвинительный приговор, требуется установление всех элементов состава преступления и ряда других определенных процессуальным законом оснований.
  Часто один и тот же юридический факт (или состав), прекращая одно правоотношение, порождает другое или другие. Так, привлечение в качестве обвиняемого лица, которое ранее было задержано, прекращает его права в качестве подозреваемого и приводит к появлению у этого лица других прав как обвиняемого. Изменяются соответственно и обязанности следователя или лица, ведущего дознание.
  Стадии юридического процесса
  Юридический процесс возникает в установленных законом случаях, развивается на основе и в рамках закона и имеет соответствующее завершение. Возникнув и развиваясь, процесс проходит определенные этапы, фазы развития, которые получили название стадий.
  Процессуальные стадии - это сменяющие друг друга части, ступени развития юридического процесса. Они имеют специфические цели и обладают специфическими средствами их достижения, отличаются они и составом участников.
  Так, в уголовном процессе обычно выделяют следующие стадии:
  возбуждения уголовного дела;
  предварительного расследования;
  подготовки к судебному разбирательству;
  судебного разбирательства;
  кассационного рассмотрения;
  исполнения приговора;
  проверки дела в порядке надзора.
  На стадии возбуждения уголовного дела, например, главная цель - установить достаточность оснований для возбуждения уголовного дела (т.е. "наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления"). На этой стадии может быть проведена проверка путем истребования материалов и получения объяснений, но запрещается производство следственных действий, кроме осмотра места происшествия. Завершается стадия вынесением постановления о возбуждении дела или об отказе в таковом.
  Иные цели преследуются на стадии предварительного расследования: должны быть достоверно установлены все обстоятельства преступления, лицо, виновное в его совершении, ряд других обстоятельств и принято решение (в форме обвинительного заключения) о завершении расследования и направлении дела на рассмотрение суда. Впрочем, может быть вынесено и постановление о прекращении уголовного дела (если нет оснований для направления его в суд). На этой стадии проводятся любые следственные действия (допросы, обыски, выемки, осмотры и проч.), избираются меры пресечения (заключение под стражу, подписка о невыезде и др.).
  Соответствующие особенности имеют и другие стадии как уголовного, так и иных видов процесса.
  В ходе развития процесса, по мере перехода от более ранних к более поздним стадиям, уровень знаний об обстоятельствах дела, степень их доказанности повышаются. Окончательное же решение (приговор суда по уголовному делу, решение - по гражданскому и проч.) должно быть основано на полностью доказанных, достоверных данных обо всех обстоятельствах, имеющих значение для дела.
  Как начало, так и завершение каждой стадии оформляется соответствующим постановлением, решением, определением или другим правоприменительным актом. При этом многие акты, завершая одну стадию процесса, служат юридическим фактом для возникновения следующей стадии. Так, постановление о возбуждении уголовного дела заключает одноименную стадию и в то же время открывает стадию предварительного расследования.
  Некоторые стадии процесса, будучи достаточно сложными по структуре, состоят из нескольких этапов. Например, стадия судебного разбирательства в гражданском процессе включает четыре этапа: 1) подготовительный; 2) исследование обстоятельств дела; 3) судебные прения и заключение прокурора; 4) вынесение решения. Отдельные этапы отличаются друг от друга наличием определенных целей, носящих, однако, промежуточный характер, и спецификой используемых средств.
  Тема 9.3. Контроль и ответственность в юридическом процессе
  Процессуальные гарантии
  Важность вопросов, решаемых в ходе юридического процесса, требует всемерного обеспечения прав участвующих в нем лиц, интересов государства и общества, что невозможно без строгого, неуклонного соблюдения, исполнения правовых предписаний всеми участниками процесса.
  На решение этих задач направлена система процессуальных гарантий, т.е. специальных юридических средств, обеспечивающих соответствие закону всех процессуальных действий, а равно законность, обоснованность и справедливость принимаемых решений.
  Надо отметить, что сам юридический процесс является важной гарантией надлежащей реализации норм материального права: законность в сфере реализации норм уголовного, гражданского и других отраслей материального права в немалой степени определяется правоохранительной деятельностью соответствующих государственных органов. Но для этого законной должна быть и сама эта деятельность, что и обеспечивается системой процессуальных гарантий.
  Среди них следует выделить процессуальную форму, под которой понимается последовательный, установленный нормами процессуального права порядок рассмотрения и разрешения юрисдикционных дел (уголовных, гражданских и др.).
  В процессуальную (юридическую) форму облекаются и отдельные процессуальные действия, и процессуальная деятельность по каждому конкретному делу, и все принимаемые решения. При этом степень регламентации того или иного вида деятельности различна, что зависит как от его сложности, так и от степени значимости для дела. В уголовном процессе, например, детально регламентируются основания и порядок допроса свидетеля, но лишь указывается на возможность получения объяснений при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.
  Важное значение имеют международно-правовые и конституционные гарантии - закрепление в международном праве и в Конституции РФ важнейших принципов юридического процесса, о которых говорилось выше.
  Процессуальные гарантии в своем единстве должны обеспечить как защиту прав и законных интересов отдельных участников процесса, так и интересы государства и общества в целом. При этом многие гарантии решают и ту и другую задачу (конституционное закрепление принципов равенства всех перед законом и судом, независимости судей и подчинения их только закону, осуществления правосудия только судом и др.). Другие же направлены прежде всего на защиту интересов обвиняемого (подсудимого) - право на защиту, презумпция невиновности и проч. Важно и то, что процессуальные правоотношения носят двусторонний характер и праву одной стороны всегда противостоит обязанность другой. Поэтому, закрепляя в законе процессуальные права граждан, государство берет на себя обязанность обеспечить их реальное осуществление. Особенно важна здесь роль процессуального контроля за деятельностью наделенных властными полномочиями правоохранительных органов.
  Процессуальный контроль
  Существует несколько видов процессуального контроля. Из их числа наиболее существенное значение имеет судебный надзор. Он осуществляется в нескольких формах:
  1. Суд рассматривает по первой инстанции дела (во всех четырех видах юридического процесса) и принимает по ним окончательные решения. При этом проверяются законность и обоснованность ранее принятых процессуальных решений (например, постановлений следователя и обвинительного заключения по уголовным делам, протокола о правонарушении в административном производстве и т.п.). В результате может быть принято не только решение по существу (оправдательный приговор и др.), но и вынесено частное определение о нарушении законности.
  2. Суд по жалобам различных участников процесса и по протестам прокурора проверяет дела (уголовные, гражданские, административные) и при обнаружении нарушений также может отменить незаконное решение и вынести частное определение (постановление). Здесь речь идет, в частности, о пересмотре дел в кассационном надзорном порядке, о рассмотрении жалоб на нарушение сроков содержания обвиняемого под стражей, на принятое решение судом и несудебными органами о наложении административного взыскания и проч.
  В 1993 г. контрольные полномочия суда заметно расширились: стало возможным обжалование гражданином в суд всех неправомерных действий и решений государственных органов и должностных лиц, а после приведения Уголовно-процессуального кодекса в соответствие с Конституцией РФ они еще более возрастут за счет того, что вопрос о заключении под стражу будет решаться только судом.
  Немалую роль в обеспечении законности играет прокурорский надзор:
  1. Прокурор осуществляет надзор за законностью производства следствия и дознания по уголовным делам. При этом его указания, которые даны следователю или лицу, производящему дознание, обязательны для исполнения (ст. 211, 212 УПК).
  2. Он обладает правом надзора за производством по административным делам (ст. 230 КоАП).
  3. Прокурор вправе вносить протесты на судебные решения, приговоры и определения по гражданским, административным и уголовным делам. Эти протесты рассматриваются вышестоящими судебными инстанциями (ст. 325, 331 и др. УПК; 230,269 и др. КоАП; 282, 315 и др. ГПК).
  Определенное значение имеет и ведомственный контроль. В качестве примера можно указать на контроль начальника органа внутренних дел (милиции) за деятельностью лиц, проводящих дознание и ведущих производство по административным делам, а также на контрольные полномочия начальника следственного отдела по отношению к следователям.
  Своеобразием отличается контроль иных участников процесса за деятельностью органов, осуществляющих правоприменение.
  Эти органы и их должностные лица в установленных законом случаях обязаны разъяснять другим вовлеченным в процесс лицам их права: задержанному - при задержании, обвиняемому - при предъявлении обвинения, осужденному - после оглашения приговора и проч. Участникам процесса разъясняется их право на обжалование принятых решений и порядок их обжалования. Это делается, в частности, при оглашении судебных решений, кроме тех немногих случаев, когда они являются окончательными и обжалованию не подлежат (например, решения Конституционного Суда РФ). Это обеспечивает возможность всем заинтересованным лицам надлежащим образом защитить свои права, в том числе, как указано выше, и в судебном порядке.
  Меры принуждения и ответственности в юридическом процессе
  Следует различать меры, применяемые к органам, осуществляющим государственно-властную деятельность, и меры, реализуемые этими органами в отношении других участников процесса.
  Органы, наделенные властными полномочиями, имеют право в установленных законом случаях использовать различные меры принуждения. К их числу относятся меры процессуальной ответственности, меры процессуальной защиты и предупредительно-обеспечительные меры.
  Меры, относящиеся к последней группе, заключаются, например, в избрании обвиняемому меры пресечения (в виде заключения под стражу, подписки о невыезде и т.д.), в наложении ареста на имущество или принятии иных мер для обеспечения гражданского иска и др. Их цель заключается в создании нормальных условий для развития процесса, обеспечения его эффективности, предупреждения возможных нарушений закона и т.п.
  Меры процессуальной защиты используются для того, чтобы направить процесс, обеспечить отмену неправомерных решений и тем самым нормальное развитие юридического процесса. К числу таких мер относятся, например, отмена прокурором необоснованного постановления следователя или органа дознания, отмена судом постановления начальника милиции о наложении административного взыскания, отмена вышестоящим судом приговора, решения или определения нижестоящего суда и т.п.
  Говоря о мерах юридической ответственности, следует прежде всего выделить чисто процессуальные меры ответственности. Их число относительно невелико. Они могут заключаться, например, в удалении нарушителя из зала суда или наложении на него штрафа (ст. 149 ГПК, ст. 263 УПК).
  Однако ответственность за нарушения процессуального закона может наступать и по нормам материальных отраслей права. Так, установлена уголовная ответственность за отказ свидетеля от дачи показаний и дачу ложных показаний, за неуважение к суду, угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством расследования, а в отношении должностных лиц правоохранительных органов - за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, за незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей, за принуждение к даче показаний, за злоупотребление служебными полномочиями и другие преступления.
  Наиболее распространенным видом юридической ответственности в отношении должностных лиц является дисциплинарная. За допущенные нарушения закона при отсутствии признаков преступления они (кроме судей) могут быть наказаны руководителями соответствующих органов. В качестве мер наказания применяются такие, как предупреждение, выговор, строгий выговор и др. На практике такая ответственность часто наступает в связи с внесением прокурором представления о выявленных нарушениях законности.
  В предусмотренных законом случаях имеет место и гражданско-правовая ответственность. Например, лицу, незаконно заключенному под стражу или необоснованно привлеченному к уголовной ответственности, государство полностью возмещает причиненный вред.
  Тема 9.4. Особенности основных отраслей процессуального права
  А. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
  Понятие уголовно-процессуального права
  В наибольшей степени регламентирована правовыми нормами уголовно-процессуальная деятельность. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что из всех правонарушений именно преступления представляют наибольшую опасность для общества и особенно важно их раскрытие и наказание виновных, а с другой - тем, что лица, совершившие преступления, подвергаются наиболее тяжкому наказанию и в случае ошибки могут серьезно пострадать невиновные.
  Поэтому и для государства, и для общества в целом большое значение имеет успешное решение закрепленных в законе задач, связанных с разрешением каждого уголовного дела:
  быстрое и полное раскрытие преступлений;
  изобличение виновных;
  обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден (ч. 1 ст. 2 УПК).
  Наряду с этим в ч. 2 этой статьи определяются и общие задачи уголовного судопроизводства: способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступлений, охране прав и свобод граждан, их воспитанию в духе неуклонного соблюдения законов.
  Уголовно-процессуальная деятельность как особый вид правоприменения осуществляется специально управомоченными правоохранительными органами (судом, органами прокуратуры, следствия, дознания). Помимо этих органов в уголовный процесс вовлекается широкий круг других субъектов: обвиняемый, защитник, потерпевший, свидетели и др.
  Деятельность всех участников уголовного процесса регулируется как в целом, так и применительно к каждой его стадии правовыми Нормами, определяющими их права и обязанности, а также запреты да определенные варианты их поведения, деятельности. Все эти формы в их единстве образуют особую правовую отрасль - уголовно-процессуальное право.
  Таким образом, уголовно-процессуальное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере уголовного судопроизводства при возбуждении, расследовании и разрешении уголовных дел.
  Источниками уголовно-процессуального права являются Конституция Российской Федерации, международные договоры, федеральные законы и в редких случаях подзаконные нормативные акты.
  Из числа международных соглашений здесь надо выделить двусторонние договоры России с другими государствами об оказании правовой помощи, которые регулируют порядок ареста и выдачи преступников, производства по просьбе другой стороны допросов и других следственных действий и др.
  Среди федеральных законов наибольшее значение имеет Уголовно-процессуальный кодекс (УПК). Он регламентирует основные стороны уголовно-процессуальной деятельности: круг участников уголовного процесса, источники доказательств, порядок возбуждения уголовных дел, производства расследования, судебного рассмотрения дел и т.п.
  Действующий УПК принят в 1960 г. За истекший период в него внесено немало изменений и дополнений. Сейчас готовится новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, который принят Государственной Думой в первом чтении.
  Смысл уголовно-процессуальной деятельности заключается в основном в установлении, реконструкции фактов, обстоятельств, относящихся к прошлому (обстоятельств совершения преступления, лица, виновного в этом, и т.п.). Процесс такого установления и его результаты называются доказыванием, которое справедливо рассматривается как "сердцевина", основное содержание уголовного процесса. Доказывание происходит в установленной уголовно-процессуальным законом форме и заключается в сборе и оценке доказательств.
  Доказательства - это фактические данные, на основе которых суд, прокурор, следователь, орган дознания устанавливают все обстоятельства, имеющие значение для дела. Эти обстоятельства определяются ст. 68 УПК. Главные из них:
  событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства);
  виновность обвиняемого и мотивы преступления;
  обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого и характеризующие его личность;
  характер и размер причиненного ущерба.
  Уголовно-процессуальный кодекс дает и перечень источников доказательств: показания свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, заключение эксперта, вещественные доказательства, протоколы следственных и судебных действий и иные документы.
  Основными субъектами уголовно-процессуальных отношений являются те органы и должностные лица, которые направляют ход уголовного процесса, осуществляют государственно-властную деятельность: возбуждают уголовное дело, проводят расследование, надзирают за его производством, применяют меры принуждения, рассматривают и разрешают уголовное дело. Речь идет об органах дознания, следователе, начальнике следственного отдела, прокуроре и суде. Об их правомочиях будет сказано ниже.
  Вместе с тем в уголовном процессе участвуют и другие лица: подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, защитник, потерпевший, гражданский истец, переводчик, свидетель, эксперт и др.
  При этом процессуальное положение большинства из них остается неизменным. Меняется только статус лица, привлекаемого по делу за совершение преступления. В случае задержания или применения к нему меры пресечения до предъявления обвинения (например, в виде заключения под стражу, подписки о невыезде, поручительства и т.п.) он становится подозреваемым, после предъявления обвинения - обвиняемым, при рассмотрении дела в суде - подсудимым, а в случае вынесения обвинительного приговора - осужденным. Соответственно меняются круг его прав и обязанностей, его отношения с другими субъектами процесса.
  В связи с множественностью субъектов, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность и вовлеченных в нее, сложностью и многогранностью этой деятельности между различными субъектами возникают разнообразные процессуальные правоотношения.
  Характер, содержание большинства правоотношений между указанными лицами может существенно меняться по мере развития уголовного процесса. Само это развитие представляет собой цепочку, а точнее, сложную сеть постоянно меняющихся, переходящих друг в друга правоотношений. При этом вынесение большинства правоприменительных актов (постановления о возбуждении уголовного дела, постановления о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительного заключения и проч.), прекращая определенные правоотношения, порождает новые, в том числе связанные с развитием уголовного процесса, его стадиями.
  Стадия возбуждения уголовного дела
  Эта стадия регламентируется ст. 108-116 УПК. Для возбуждения уголовного дела необходимы определенные поводы и основания.
  Поводы к возбуждению дела - это установленные законом источники информации о совершенном или готовящемся преступлении (заявления граждан, сообщения различных организаций, публикации в печати и т.п.). Основанием к возбуждению дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
  Прокурор, следователь, орган дознания и судья обязаны принять заявление и сообщение о любом преступлении и в срок до 3 суток, а в исключительных случаях - до 10 суток либо возбудить уголовное дело, либо отказать в таком возбуждении, либо направить заявление (сообщение) по подследственности или подсудности. О принятом решении сообщается заявителю.
  В связи с решением вопроса о возбуждении дела может быть проведена проверка (получены объяснения, истребованы документы). Производство следственных действий, за исключением осмотра места происшествия, при этом не допускается.
  О возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом выносится мотивированное постановление. Отказ может иметь место в случае отсутствия оснований для возбуждения дела и при установлении обстоятельств, указанных в ст. 5 УПК, таких, как отсутствие события или состава преступления, истечение срока давности, амнистия и др.
 
  Стадия предварительного расследования преступлений
  Предварительное расследование является особой стадией уголовного процесса, на которой следователь и (или) лицо, производящее дознание, осуществляют в установленном законом порядке сбор доказательств, необходимых для разрешения уголовного дела, в том числе для его последующего судебного разбирательства. Предварительное расследование осуществляется в двух формах: дознания и предварительного следствия.
  По большинству дел, в том числе по делам о наиболее тяжких преступлениях (убийства, изнасилования, разбойные нападения, грабежи и т.п.), в обязательном порядке (ст. 126 УПК) проводится предварительное следствие. Его ведут специально уполномоченные на это должностные лица - следователи, наделенные широкими полномочиями и обладающие процессуальной самостоятельностью. Они вправе самостоятельно принимать все решения о направлении следствия и производстве следственных действий (за исключением отдельных случаев, например при аресте обвиняемого, когда по закону необходима санкция прокурора или судебное решение). Постановления следователя обязательны для исполнения всеми организациями и гражданами.
  Другой формой расследования является дознание.
  Дознание (ст. 117-124 УПК)
  Дознание по закону может проводиться несколькими органами (должностными лицами). Основным органом дознания является милиция, которая может вести дознание по всем делам. Но наряду с ней, с одной стороны, выделены органы, проводящие дознание по отдельным категориям дел (органы пожарного надзора - по делам о пожарах и нарушении противопожарных правил; органы погранохраны - по делам о нарушении государственной границы и т.п.), а с другой - предусмотрена возможность проведения дознания в тех случаях, когда на место не могут прибыть работники милиции (так, дознание вправе проводить капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой).
  На органы дознания возлагается обязанность принятия всех предусмотренных законом мер для обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также для предупреждения и пресечения преступлений. Существуют две формы дознания:
  1. По делам, по которым обязательно предварительное следствие, дознание является его начальным этапом. По таким делам орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия, такие как обыск, выемку, задержание и допрос подозреваемых и др. (ст. 119 УПК).
  2. По некоторым категориям уголовных дел, не представляющих особой сложности, дознание заменяет предварительное следствие (ст. 120 УПК). Это, в частности, дела об уклонении от уплаты алиментов, о клевете, нарушении законодательства о труде (ст. 122, 130, 138 УПК) и другие - всего около 80 статей УК РФ.
  От предварительного следствия эта форма дознания отличается сокращенным сроком (до одного месяца, который в исключительных случаях может быть продлен прокурором еще на месяц) и несколько упрощенной процедурой (например, можно не знакомить с материалами оконченных и направляемых прокурору дел некоторых "второстепенных" участников процесса, в том числе потерпевшего, гражданского истца и др.). В остальном же дознание производится в тех же строгих процессуальных формах, как и предварительное следствие.
 
  Общие условия производства предварительного следствия
  (ст. 125-1 42 УПК)
  Законом установлен двухмесячный срок проведения предварительного следствия. При необходимости он продлевается районным, городским прокурором до трех, а затем прокурором республики в составе РФ, края, области - до шести месяцев. Дальнейшее продление может быть произведено в исключительных случаях Генеральным прокурором России.
  Среди прочих условий следует выделить принцип неразглашения данных предварительного следствия: они не могут предаваться гласности без разрешения следователя или прокурора.
 
  Предъявление обвинения и допрос обвиняемого
  (ст. 143- 154 УПК)
  При наличии достаточных доказательств следователь выносит мотивированное постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого. В этом постановлении, помимо определенных данных, носящих формальный характер (время и место составления постановления, кто привлекается и т.п.), указывается: преступление, в совершении которого лицо обвиняется, место, время и другие обстоятельства этого преступления, уголовный закон, его предусматривающий, и др.
  Обвинение предъявляется не позднее двух суток с момента вынесения указанного постановления (за исключением случаев неизвестности места пребывания обвиняемого или его неявки по вызову).
  После объявления постановления следователь должен разъяснить этому лицу сущность предъявленного обвинения и его права как обвиняемого (эти права указаны в ст. 46 УПК), в том числе право на защиту, право давать показания по предъявленному обвинению, предъявлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать действия следователя и др. Все это удостоверяется подписью обвиняемого на постановлении. Следует иметь в виду, что каждому праву обвиняемого соответствует встречная обязанность следователя: так, он обязан предоставить обвиняемому возможность пользоваться услугами защитника (адвоката), рассматривать и, при наличии оснований, удовлетворять его ходатайства и проч.
  После этого проводится допрос обвиняемого. Следователь прежде всего выясняет, признает ли он себя виновным в предъявленном обвинении, а затем предлагает ему дать показания по существу обвинения. Показания фиксируются в протоколе допроса. По просьбе обвиняемого ему предоставляется возможность написать показания собственноручно. Обвиняемый вправе отказаться от дачи показаний.
  При получении в ходе следствия новых данных следователь обязан предъявить обвиняемому новое (измененное или дополненное) обвинение.
 
  Меры пресечения
  (ст. 89-107 УПК)
  После предъявления обвинения следователь вправе избрать обвиняемому меру пресечения. Это делается в тех случаях, когда есть основания полагать, что обвиняемый может скрыться, помешает расследованию, совершил новое преступление.
  Мерами пресечения являются: подписка о невыезде, личное поручительство, поручительство общественных организаций, залог, заключение под стражу.
  В исключительных случаях мера пресечения может быть избрана и до предъявления обвинения. Тогда обвинение должно быть предъявлено не позднее 10 суток, в противном случае мера пресечения отменяется.
  Мера пресечения может быть избрана не только следователем, но и органом дознания (при производстве дознания), прокурором, судом.
  При выборе меры пресечения учитывается тяжесть предъявленного обвинения (совершенного преступления), данные о личности обвиняемого или подозреваемого, иные обстоятельства.
  В наибольшей степени права человека ограничиваются заключением под стражу. Поэтому данная мера пресечения избирается только с санкции прокурора или по решению суда (в перспективе - лишь по решению суда) и, как правило, только по делам о преступлениях, за которые закон предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года.
  Срок содержания под стражей при расследовании преступлений не должен превышать двух месяцев. Этот срок может быть продлен прокурором района, города до трех месяцев, прокурорами республик в составе РФ, краев, областей - до 6 месяцев и Генеральным прокурором РФ - до 1,5 года. После этого мера пресечения в обязательном порядке подлежит отмене или изменению.
 
  Производство отдельных следственных действий
  (ст. 155-194 УПК)
  В ходе следствия следователь проводит разнообразные следственные действия - допросы, обыски, опознания, осмотры и др. Все следственные действия оформляются соответствующим протоколом, в котором отражаются данные о всех его участниках, о содержании следственного действия, использовании научно-технических средств, полученные результаты. Протокол зачитывается всем участникам, им должно быть разъяснено их право делать замечания, а сделанные замечания заносятся в протокол.
  Особо следует сказать о задержании, которое представляет собой кратковременное лишение лица свободы, что возможно лишь в случаях, строго определенных законом (ст. 122 УПК). Главные из них:
  когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
  когда очевидцы преступления прямо укажут на данное лицо;
  когда на нем или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления, а также когда подозреваемый покушался на побег, не имеет постоянного места жительства или не установлена его личность.
  О задержании составляется протокол, в котором указываются мотивы, основания, время задержания, объяснения задержанного. О задержании в течение 24 часов сообщается прокурору, который в течение 48 часов должен либо освободить задержанного, либо дать санкцию на заключение его под стражу.
  С момента задержания лицо приобретает статус подозреваемого. Ему должно быть объявлено, в совершении какого преступления он подозревается, и разъяснены соответствующие права, в том числе право на защиту. Допрос подозреваемого должен быть проведен немедленно. При этом действуют те же правила, что и при допросе обвиняемого.
 
  Приостановление и окончание предварительного следствия
  (ст. 195-210 УПК)
  Предварительное следствие приостанавливается в следующих случаях:
  когда обвиняемый скрылся или по иным причинам неизвестно место его нахождения;
  при его психическом или ином тяжком заболевании;
  когда не установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого.
  Делается это мотивированным постановлением следователя. Когда основания приостановления отпадают (разыскан обвиняемый, раскрыто преступление и т.п.), расследование по делу возобновляется и завершается в обычном порядке.
  Производство расследования заканчивается составлением обвинительного заключения (в этом случае дело направляется к прокурору, а затем в суд) или постановления о прекращении уголовного дела. Если следователь признает собранные доказательства достаточными для составления обвинительного заключения, он обязан ознакомить со всеми материалами дела всех обвиняемых и их защитников. Остальным заинтересованным участникам процесса (потерпевшему, гражданскому истцу и др.) разъясняется их право на ознакомление с делом, и такая возможность предоставляется в случае соответствующего ходатайства. Об ознакомлении обвиняемого, его защитника и других указанных лиц с делом составляются соответствующие протоколы.
  Обвиняемый, защитник и другие субъекты вправе по результатам ознакомления заявить ходатайства о дополнении следствия. Решение по существу ходатайств принимает следователь. Отказ оформляется соответствующим постановлением. В случае же удовлетворения ходатайства и производства по делу дополнительных следственных действий обвиняемый и защитник знакомятся с материалами дела в том же порядке, как и ранее.
  Далее следователь составляет обвинительное заключение, после чего дело направляется прокурору, а после утверждения им обвинительного заключения - в суд.
  При недоказанности обвинения или при установлении обстоятельств, исключающих производство по делу (отсутствие состава или события преступления, акт амнистии и др.), а также и в некоторых других случаях дело прекращается мотивированным постановлением следователя (или прокурора).
 
  Стадия подготовки к судебному разбирательству
  (ст. 221-239 УПК)
  До начала судебного разбирательства судья рассматривает дело единолично и может в зависимости от его материалов назначить по делу судебное заседание, вернуть его для дополнительного расследования, направить по подсудности, прекратить или приостановить, о чем выносится мотивированное постановление.
 
  Стадия судебного разбирательства
  (ст. 240-322 УПК)
  Эта стадия - центральная в уголовном процессе, поскольку именно на этой стадии выносится приговор - основной процессуальный акт.
  Судебное разбирательство основано на принципах непосредственности, устности, непрерывности разбирательства, неизменности при этом состава суда, равенстве прав всех участников. В частности, обязательно исследование всех доказательств по делу; рассмотрение дела проводится с обязательным участием подсудимого (отступление от этого правила допускается лишь в исключительных, специально оговоренных в законе случаях). Обязательным по большинству дел является и участие защитника, причем во многих случаях даже при отказе подсудимого от защитника суд вправе с этим не согласиться. Важно, что в суде прокурор и защитник выступают как равноправные стороны процесса.
  Суд правомочен рассматривать дело только в пределах ранее предъявленного обвинения. Если в суде выявляются новые факты, отягчающие положение подсудимого, то дело может быть направлено на дополнительное расследование.
  В зависимости от квалификации преступления дело рассматривается либо коллегией судей (обычно в составе судьи и двух народных заседателей), либо, если не возражает никто из подсудимых, судьей единолично. С недавних пор в России возрожден суд присяжных.
  Весь ход судебного разбирательства отражается в протоколе судебного заседания, который ведется секретарем и подписывается им и председательствующим. Обвинитель, защитник, подсудимый и ряд других участников судебного заседания вправе ознакомиться с протоколом и подать на него замечания. Председательствующий рассматривает эти замечания и выносит мотивированное постановление об удостоверении их правильности или об их отклонении.

<< Пред.           стр. 7 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу