<< Пред.           стр. 8 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

  Разбирательство начинается с подготовительной части. Объявляется, какое дело рассматривается, проверяется явка всех лиц, вызванных в суд, затем устанавливается личность подсудимого. Оглашается состав суда, а также кто является обвинителем, защитником, секретарем и т. д., и разъясняется право участников процесса на заявление отводов. Если отводы заявляются, суд в установленном порядке их рассматривает. Затем председательствующий разъясняет подсудимому и другим участникам процесса их права, спрашивает, имеют ли они ходатайства по делу. Заявленные ходатайства судом рассматриваются, после чего с учетом мнения сторон решается вопрос о возможности слушания дела в отсутствие неявившихся свидетелей и других участников процесса.
  После этого начинается судебное следствие. С учетом мнения сторон (обвинителя и защитника) суд определяет порядок исследования доказательств. Далее производятся допросы подсудимого, свидетелей, заслушиваются заключения экспертов, осматриваются вещественные доказательства, оглашаются документы. После этого суд опрашивает участников процесса, не желают ли они дополнить судебное следствие. Соответствующие ходатайства разрешаются судом. Затем объявляется об окончании судебного следствия.
  После этого начинаются судебные прения: государственный обвинитель-прокурор и, защитник-адвокат анализируют исследованные в суде доказательства, высказывают свое мнение о характере приговора - обвинительный или оправдательный и в первом случае - также о мере наказания. Выступают и некоторые другие участники процесса, в том числе гражданский истец и ответчик. Прокурор и защитник могут выступить еще по одному разу с репликами. В заключение с последним словом выступает подсудимый.
  Завершается судебное разбирательство постановлением приговора. Приговор выносится именем Российской Федерации. Он выносится в совещательной комнате, обязательным является соблюдение тайны совещания судей (никто кроме судей не может находиться в совещательной комнате).
  Приговор провозглашается в зале судебного заседания. Все присутствующие, в том числе и состав суда, выслушивают приговор стоя.
  Приговор вступает в законную силу, если в течение 7 суток после его оглашения по делу не принесены кассационный протест или жалоба, либо после вынесения определения судом кассационной инстанции.
 
  Производство в кассационной инстанции
  (ст. 325-355 УПК)
  Приговоры любого суда, кроме Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке в вышестоящий суд. Это может быть сделано в течение 7 суток со дня провозглашения приговора.
  Кассационный протест приносится прокурором, а кассационная жалоба - обвиняемым, его защитником, а также и некоторыми другими участниками процесса.
  Суд может оставить приговор в силе, отменить его с прекращением дела либо направлением его на новое расследование или новое судебное рассмотрение, а также изменить приговор. Во всех случаях положение осужденного может быть ухудшено только по протесту прокурора или жалобе потерпевшего, но не по жалобе осужденного или других лиц. Основаниями к отмене или изменению приговора могут быть:
  односторонность или неполнота расследования или судебного следствия;
 
  несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, обстоятельствам дела;
  существенное нарушение уголовно-процессуального закона;
  неправильное применение уголовного закона;
  несоответствие наказания тяжести преступления и личности осужденного.
  Указания по делу, данные судом кассационной инстанции, обязательны при производстве дополнительного расследования и при вторичном рассмотрении дела судом.
  Дополнительные замечания
 
  Мы рассмотрели лишь основной ход уголовного процесса. Таким он бывает по большинству дел. Однако нередко уголовный процесс протекает иначе, что также закреплено в уголовно-процессуальном законодательстве.
  Так, определенными особенностями отличается расследование дел в отношении несовершеннолетних (ст. 391-402 УПК), а также производство (в следственных органах и в суде) по применению принудительных мер медицинского характера. Последние применяются в отношении лиц, совершивших деяния в состоянии невменяемости или заболевших после их совершения душевным заболеванием (ст. 403-413 УПК).
  По некоторым делам, не представляющим сложности, расследование может вообще не проводиться - вместо этого применяется протокольная форма досудебной подготовки материалов (ст. 414- 419 УПК).
  Существенные отличия имеет производство в суде присяжных (ст. 420-466 УПК), которое постепенно вводится в практику. Главные особенности такого производства заключаются в том, что вопрос о виновности подсудимого в совершении преступления решается не судьей, а коллегией присяжных заседателей в составе 12 человек. Приговор же выносится председательствующим - профессиональным судьей. Вердикт (решение) присяжных заседателей о невиновности подсудимого влечет обязательное постановление председательствующим оправдательного приговора. В случае обвинительного вердикта председательствующий может вынести как обвинительный приговор с назначением меры наказания, так и оправдательный, если признает отсутствие в деянии состава преступления.
  Следует отметить также, что приговор, вступивший в законную силу, может быть пересмотрен в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. И то, и другое производство также имеет соответствующую регламентацию (ст. 371-383 и 384-390 УПК).
  Регламентирует УПК (ст. 356-370) и основные вопросы исполнения приговора.
  Судебный надзор
  Судебный надзор является главным видом контроля в уголовном процессе. Его особое значение обусловлено тем, что только суд может принять решение (приговор, определение) о виновности лица в преступлении и применении к нему меры уголовного наказания.
  Рассматривая дело по первой инстанции, суд проверяет полноту проведенного расследования, соблюдение процессуального законодательства при его производстве, обоснованность предъявленного обвинения, все ли виновные привлечены к ответственности и другие обстоятельства, связанные с законностью в деятельности органов следствия и дознания.
  При обнаружении существенных нарушений суд может:
  возвратить дело для производства дополнительного расследования, причем указания суда по делу обязательны для исполнения;
  вынести по делу частное определение по установленным фактам нарушения закона, допущенным при производстве дознания или предварительного следствия. (Меры по частному определению должны быть приняты в месячный срок, и о них должно быть сообщено суду.)
  Кроме того, в установленных законом случаях суд может прекратить дело в судебном заседании или вынести оправдательный приговор.
  Аналогичными правами обладает и суд второй (кассационной) инстанции.
  При рассмотрении дела по протесту в порядке надзора суд также может отменить все ранее вынесенные судебные решения с прекращением дела, направлением его на новое расследование или новое судебное рассмотрение, на новое кассационное рассмотрение, внести в приговор и последующие определения необходимые изменения. При этом также может быть вынесено частное определение (постановление) в связи с выявленными нарушениями законности. В порядке надзора дела рассматриваются по протестам Председателя Верховного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, их заместителей и некоторых других должностных лиц.
  С 1992 г. суду предоставлены дополнительные полномочия. По жалобе лица, содержащегося под стражей, его защитника или законного представителя суд проверяет законность его ареста или продления срока содержания под стражей и может принять решение об отмене этой меры пресечения и об освобождении лица из-под стражи.
  Прокурорский надзор
  Широкие полномочия по контролю за законностью дознания и предварительного следствия предоставлены прокурору.
  Прокурор осуществляет надзор за законностью производства дознания и предварительного следствия.
  Прокурор утверждает (санкционирует) важнейшие процессуальные решения следователя или органа дознания (об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, о производстве обыска, о наложении ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и др.).
  Прокурор рассматривает все жалобы на действия следователя и органа дознания и принимает по ним соответствующие решения. Он в полном объеме проверяет дело после окончания расследования при утверждении обвинительного заключения (в том числе полноту и объективность расследования, правильность квалификации преступления и избрания меры пресечения, соблюдение всех других норм уголовно-процессуального права).
  По выявленным нарушениям закона прокурор вправе возбудить
 уголовное дело или внести представление о наложении на виновных дисциплинарного или иного взыскания.
  Ведомственный контроль
  Контроль за действиями лиц, производящих дознание, осуществляет начальник соответствующего органа. Поскольку именно он олицетворяет орган дознания, то его указания по делу, кроме явно незаконных, обязательны для исполнения. Впрочем, они могут быть обжалованы прокурору.
  Контроль за производством предварительного следствия правомочен осуществлять и начальник следственного отдела, в подчинении которого находится следователь. Его указания также обязательны, но могут быть обжалованы прокурору.
  По выявленным нарушениям законности эти начальники в установленном порядке могут принять меры к наказанию виновных.
  Вопрос о дисциплинарной ответственности судей решается специальными комиссиями, создаваемыми при вышестоящих судах.
  Обжалование процессуальных решений
  Закон предоставляет обвиняемому, его защитнику, другим участникам процесса право на обжалование всех принимаемых процессуальных актов и действий должностных лиц, осуществляющих производство по делу. Как указывалось ранее, решения по поступившим жалобам принимаются в зависимости от характера жалобы и стадии уголовного процесса либо прокурором, либо судом.
  Меры процессуального принуждения и ответственности
  Закон определяет различные меры, направленные на обеспечение законности в уголовном процессе.
  К ним относятся меры процессуальной защиты, связанные с установлением порядка отмены незаконных и необоснованных решений (о соответствующих правах суда и прокурора говорилось выше).
  Широко используются предупредительно-обеспечительные меры, такие как задержание, наложение ареста на имущество, избрание различных мер пресечения, доставление приводом и т.п.
  К нарушителям уголовно-процессуальных норм применяются и меры юридической ответственности. Так, на основании норм Уголовно-процессуального кодекса могут быть оштрафованы судом лица, нарушающие порядок в зале судебного заседания. Но могут, при наличии оснований, применяться и меры ответственности, предусмотренной нормами материального права: в отношении, например, свидетелей - за отказ отдачи показаний, за дачу ложных показаний и проч.
  Что же касается ответственности должностных лиц, то здесь используются меры ответственности, установленные нормами материального права (уголовной, дисциплинарной или гражданско-правовой).
  К уголовной ответственности за преступления против интересов государственной службы (злоупотребление должностными полномочиями, превышение дожностных полномочий, получение взятки, халатность и др.) и преступления против порядка правосудия (привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей, принуждение к даче показаний и др.) привлекаются должностные лица правоохранительных органов при наличии в их действиях состава соответствующего преступления.
  Если допущены менее грубые нарушения законности, применяются меры дисциплинарной ответственности (выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение от должности и др.).
  Наконец, могут использоваться и меры гражданско-правовой ответственности. Так, государство возмещает в полном объеме вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного ареста и т.п. независимо от вины должностных лиц органом дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда с самих нарушителей ущерб взыскивается в зависимости от характера и степени их вины (в большинстве случаев по нормам трудового права).
  Б. ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
  Понятие гражданского процессуального права
  Действующее законодательство предусматривает разные формы защиты субъективных прав граждан, организаций, предприятий и учреждений - судебную, административную и общественную. Основной, наиболее распространенной и наиболее действенной является судебная форма защиты, что вытекает из ст. 45-47 Конституции РФ.
  Эффективность судебной защиты во многом зависит от существования соответствующего правового механизма. Эти задачи и решаются гражданско-процессуальным правом.
  Гражданское процессуальное право - совокупность правовых норм, регулирующих порядок рассмотрения и разрешения судом гражданских дел, а также порядок принудительного исполнения судебных решений.
  Таким образом, нормы этой отрасли права регламентируют общественные отношения, возникающие в сфере гражданского судопроизводства, - гражданско-процессуальные отношения. Следует иметь в виду, что в рамках гражданского судопроизводства обеспечивается реализация норм не только гражданского, но и ряда других отраслей материального права - трудового, семейного, экологического и других, не имеющих "собственных" процессуальных норм, а во многих случаях и административного.
  Однако все эти случаи в большинстве связаны со спором о праве, с "противостоянием" конфликтующих равноправных сторон, когда те или иные субъективные права не могут быть реализованы без соответствующего государственно-властного вмешательства и принятия решения по существу спора. Это и определяет возможность решать различные по содержанию материально-правовые споры в рамках одной гражданско-процессуальной формы.
  Рассмотрение гражданских дел (правосудие по гражданским делам) осуществляется в основном общими и арбитражными судами, однако некоторая часть таких дел рассматривается по соглашению сторон третейскими судами, имеющими общественный статус, но действующими по полномочию государства.
  Источники гражданско-процессуального права также разнообразны. Они в значительной степени совпадают с источниками уголовно-процессуального права. К ним относятся, в частности, Конституция РФ и международно-правовые соглашения и договоры. Из числа последних, кроме тех, которые назывались ранее, надо указать на Гаагскую конвенцию по вопросам гражданского процесса 1954 г. (наша страна присоединилась к ней в 1967 г.).
  Большая часть гражданско-процессуальных норм содержится в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР (ГПК), принятом в 1964 г.
  Из числа всех принципов гражданского процесса следует выделить принцип диспозитивности, как наиболее характерный именно для гражданского судопроизводства. Его смысл заключается в том, что стороны процесса распоряжаются своими процессуальными правами по своему усмотрению: они сами реализуют право на обращение в суд, определяют предмет и основания исковых требований, могут их изменять и т.п. Таким образом, инициатива возбуждения, хода, прекращения или изменения дел определяется волей заинтересованных лиц. Суд же только контролирует соответствие их действий закону.
  Особенности доказывания в гражданском процессе проявляются в своеобразии предмета и пределов доказывания, а также некоторых источников доказательств.
  Предмет доказывания - то, что подлежит установлению, определяется по каждому делу судом в зависимости от требований и возражений сторон на основе применяемых норм материального права.
  Бремя доказывания возлагается на стороны: каждая из них обязана доказать те факты, те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований или возражений. Так, истец обязан доказать факты, приведенные в обоснование иска (например, передачу определенной вещи ответчику, ее стоимость и т.п.). Ответчик, если просто отрицает исковые требования, ничего доказывать не должен. Если же он ссылается на какие-либо обстоятельства (например, что он вернул полученную вещь), то он обязан представить соответствующие доказательства. Однако в некоторых случаях закон обязывает ответчика доказывать определенные обстоятельства. Так, причинитель вреда должен доказывать, что вред причинен не по его вине. Пока он этого не сделает, считается, что он виновен. Не требуют доказывания обстоятельства, "признанные судом общеизвестными", а также те, которые установлены вступившим в законную силу приговором или решением суда по другому делу. Это относится, например, к вопросам, имели ли место определенные действия, кем они совершены и т.п.
  В гражданском процессе используются во многом те же источники доказательств, что и в уголовном (показания свидетелей, заключения экспертов, письменные и вещественные доказательства). Но если в уголовном процессе стороны (обвинитель и защитник) не дают показания, то в гражданском - объяснения истца, ответчика и третьих лиц служат источником доказательств.
  Имеются и ограничения, которых не знает уголовный процесс: некоторые указанные в законе обстоятельства не могут устанавливаться любыми доказательствами. Так, если по закону требуется простая письменная форма сделки, то в случае спора стороны не вправе ссылаться на показания свидетелей. Подобные ограничения связаны с требованием материально-правовых норм о письменном оформлении таких сделок.
 
  Подсудность гражданских дел
  Подавляющее большинство дел, которые разрешаются в порядке гражданского судопроизводства, подсудно общим или арбитражным судам.
  Между ними дела распределяются следующим образом. К ведению общих судов относятся, независимо от того, из каких правоотношений возник спор, все дела, одной из сторон в которых выступает гражданин. Арбитражные суды рассматривают преимущественно дела, связанные с разрешением хозяйственных споров, возникших между предприятиями, организациями, а также гражданами-предпринимателями, если спор возник в связи с их предпринимательской деятельностью. Однако закон в некоторых случаях допускает разрешение и подобных дел общими судами.
  Вместе с тем обычно возникает также вопрос, какой конкретно из общих или арбитражных судов должен рассматривать дело. Здесь выделяется родовая и территориальная подсудность. Первая связана с определением уровня суда, который должен разрешать дело. В системе общих судов это - в подавляющем большинстве случаев - районный (городской) народный суд. Вышестоящие суды рассматривают по первой инстанции лишь гражданские дела отдельных категорий (например, о признании забастовки незаконной, о запрещении деятельности некоторых общественных организаций и т.п.). Кроме того, эти суды могут принять к своему производству любое гражданское дело, исходя обычно из его особой актуальности. В системе арбитражных судов районное (городское) звено отсутствует, поэтому дела рассматриваются областными, краевыми и тому подобными судами.
  Что касается территориальной подсудности, то, по общему правилу, дело рассматривается по месту жительства (нахождения) ответчика.
  Наряду с этим существуют и другие виды подсудности: альтернативная, договорная, исключительная.
 
  Предъявление иска и подготовка к судебному разбирательству
  (ст. 126-140 ГПК)
  Исковое заявление подается обычно истцом (но может быть подано прокурором, а также представителем истца) в письменной форме. В нем должны быть указаны (помимо данных о суде, в который вносится иск, об истце и ответчике) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, соответствующие доказательства, исковые требования и т.п.
  Судья единолично решает вопрос о принятии искового заявления. Он вправе отказать в его принятии только в случаях, установленных законом, в том числе если дело не подсудно данному суду, если есть ранее принятое решение по тому же иску, если заявление подано недееспособным лицом и т.п. Об отказе в принятии заявления выносится мотивированное определение, на которое может быть подана частная жалоба в вышестоящий суд.
  Судья правомочен, в том числе и по собственной инициативе, принять меры по обеспечению иска (наложить арест на имущество и денежные суммы, запретить ответчику совершать определенные действия и др.).
  После принятия заявления судья проводит подготовку дела к судебному разбирательству, в частности:
  опрашивает истца по существу его исковых требований, предлагает представить новые доказательства и т.п.;
  разъясняет истцу и ответчику их права;
  решает вопросы об участии в деле третьих лиц, о вызове в суд свидетелей, других лиц и проч.
  Признав дело подготовленным, судья выносит определение о назначении его к разбирательству в судебном заседании.
 
  Судебное разбирательство
  (ст. 144-190 УПК)
  Судья единолично рассматривает имущественные споры, в которых хотя бы одной стороной является гражданин при сумме иска до 30 минимальных размеров оплаты труда, а также большинство дел, возникающих из трудовых и семейных правоотношений, и иски об освобождении имущества от ареста. Другие дела рассматриваются коллегиально, но с согласия всех участвующих в деле лиц могут также быть рассмотрены судьей единолично. Во всех случаях строго реализуются все процессуальные принципы - непосредственность, устность, непрерывность и др.
  Руководит заседанием председательствующий. После объявления, какое дело слушается, проверки явки участников процесса и удаления свидетелей из зала суда председатель разъясняет все лицам, участвующим в деле, их права и обязанности. Затем принимается решение о возможности слушания дела при отсутствии неявившихся лиц. Если неявка имела место по уважительной причине, слушание обычно откладывается. При этом явившиеся свидетели могут быть допрошены, чтобы избежать их повторного вызова.
  Рассмотрение дела начинается с доклада председателя или одного из народных заседателей. Затем выясняется, поддерживает ли истец свои требования, признает ли иск ответчик и не желают ли стороны кончить дело мировым соглашением.
  После этого заслушиваются объяснения сторон и с учетом мнения их и других лиц, участвующих в деле, определяется порядок исследования доказательств. Суд заслушивает показания свидетелей, исследует письменные и вещественные доказательства, проводит допрос экспертов, а в случае необходимости - дополнительную и повторную экспертизы.
  После рассмотрения всех доказательств у лиц, участвующих в деле, выясняется, желают ли они дополнить материалы дела. При отсутствии таких заявлений объявляется об окончании исследования дела и суд переходит к заслушиванию судебных прений. Выступают истец и его представитель, ответчик и его представитель, а также третьи лица и другие лица, участвующие в деле. Все они могут воспользоваться правом на реплику, однако последним выступает ответчик или его представитель.
  Участвующий в деле прокурор дает заключение по делу после судебных прений. Затем суд удаляется на совещание для вынесения решения.
 
  Решение суда
  (ст. 191-213 УПК)
  Суд основывает решение лишь на доказательствах, исследованных в судебном заседании. Суд оценивает доказательства и определяет, какие обстоятельства, имеющие значение, установлены и какие - нет, какой закон подлежит применению, подлежит ли иск удовлетворению.
  В решении должны содержаться обстоятельства дела, установленные судом, соответствующие доказательства, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, и проч. В завершающей, резолютивной части содержится решение суда по существу иска.
  Решение вступает в законную силу, если оно не обжаловано и не опротестовано в 10-дневный срок (за исключением решений Верховного Суда РФ, которые вступают в силу немедленно) или если оно оставлено в силе кассационной инстанцией.
  К исполнению решения обращаются после вступления в законную силу, хотя из этого правила имеются исключения, связанные с немедленным исполнением решений по отдельным категориям дел, а также по другим делам на основании специального определения суда.
 
  Производство в кассационной инстанции
  (ст. 282-318 ГПК)
  Решения суда по гражданским делам могут быть в кассационном порядке обжалованы сторонами и другими лицами, участвующими в деле, а также опротестованы прокурором в срок до 10 дней. В такой же срок дело должно быть рассмотрено вышестоящим судом.
  Суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным сторонами и другими лицами, участвующими в деле, материалам проверяет законность и обоснованность решения в полном объеме, в том числе и в отношении лиц, не подавших жалоб.
  В рассмотрении могут принять участие стороны и другие лица, имеющие отношение к делу. Все они вправе давать объяснения, заявлять ходатайства. После исследования материалов, выслушивания объяснений и заключения прокурора о законности и обоснованности решения суд удаляется на совещание и выносит определение. Этим определением решение может быть оставлено в силе, отменено полностью или частично, в том числе и с направлением дела на новое рассмотрение.
  Дополнительные замечания
  После вступления решения в законную силу оно все же может быть отменено или изменено в порядке надзора по протесту Генерального прокурора РФ, Председателя Верховного Суда РФ и ряда других должностных лиц.
  Помимо искового производства в гражданском процессе существуют также:
  производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений (ст. 231-244 ГПК). В таком порядке рассматривают жалобы на неправильности в списках избирателей, жалобы на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, и некоторые другие категории дел;
  особое производство (ст. 245-281 ГПК). Это дела, связанные с установлением фактов, имеющих юридическое значение, признанием гражданина безвестно отсутствующим, признанием гражданина недееспособным, и некоторые другие.
  Порядок рассмотрения таких дел в суде во многом совпадает с тем, который имеет место в исковом производстве, но значительно упрощен.
  По аналогичным с исковым производством правилам осуществляется и производство в арбитражных судах. Естественно, что имеют место и определенные отличия, обусловленные особенностями соответствующих общественных отношений.
  Судебный надзор
  В отличие от уголовного процесса, где суд первой инстанции проверяет законность досудебного производства, в гражданском процессе дело сразу становится объектом судебного рассмотрения. Поэтому судебный надзор за законностью при разрешении данного конкретного дела осуществляется судом кассационной и надзорной инстанций. Одно из оснований отмены решений нижестоящих судов при этом - нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права. Среди нарушений, влекущих отмену ранее принятых решений, выделяются, в частности: неприменение надлежащего закона или применение Heнадлежащего, неправильное истолкование закона, незаконный состав суда, нарушение тайны совещания судей и др.
  Даже если допущенные нарушения не являются основанием к отмене решения, суд обязан указать на них в своем определении.
  Суды всех инстанций правомочны при установлении фактов нарушения законности выносить частные определения, а при наличии законных оснований и возбуждать уголовные дела.
  Прокурорский надзор
  О роли прокурора при рассмотрении в суде гражданских дел говорилось ранее. Отметим лишь, что прокурор вправе, обнаружив нарушение закона по гражданскому делу, внести протест в вышестоящий суд (в кассационном или надзорном порядке).
 
  Обжалование судебных решений
  Все участвующие в деле лица, как это уже отмечалось, могут обжаловать решение суда первой инстанции в кассационном порядке, причем вышестоящий суд обязан на основании такой жалобы проверить законность и обоснованность принятого решения. Определения суда первой инстанции могут быть обжалованы отдельно в случаях, специально установленных законом, и тогда, когда они препятствуют возможности дальнейшего движения дела.
  Вступившее в законную силу решение также может обжаловаться. Такая жалоба подается должностному лицу суда или прокуратуры, который правомочен приносить протест в порядке надзора. Она также подлежит обязательному рассмотрению, однако в отличие от кассационной жалобы - не в судебном заседании, а управомоченным должностным лицом, которое и решает вопрос о принесении по делу протеста или об отклонении жалобы.
  Меры процессуального принуждения
  Как и в уголовном процессе, в гражданском применяются меры процессуальной защиты, обеспечивающие отмену или изменения незаконных и необоснованных судебных решений, и меры предупредительно-обеспечительные, связанные, в частности, с обеспечением иска или исполнения принятого решения, и др.
  Используются и меры процессуальной ответственности. Так, суд вправе наложить штраф на лиц, участвующих в деле, в случае их неявки в суд без уважительных причин, а о неявке в суд прокурора или адвоката - сообщить вышестоящему прокурору или президиуму коллегии адвокатов. Штраф может быть наложен и на лиц, нарушающих порядок в судебном заседании после сделанного им предупреждения. Как уже отмечалось, суд, обнаружив нарушение закона другими организациями или должностными лицами, выносит частное определение в адрес соответствующей организации, а при обнаружении признаков преступления имеет право возбудить уголовное дело.
  В. ДРУГИЕ ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
  В современных условиях перехода к рыночной экономике важное значение приобретает арбитражный процесс. Этот вид юридического процесса выделился в самостоятельный сравнительно недавно - в связи с созданием арбитражных судов как части судебной системы.
  Основными источниками права этой отрасли процесса являются, помимо Конституции РФ и международных соглашений, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, принятый в 1995 г. (АПК РФ), и Федеральный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
  По основным своим чертам арбитражный процесс близок к гражданскому: практически совпадают их принципы, источники доказательств и процесс доказывания, многие процедуры.
  Основные различия заключаются в следующем.
  Отличается, в частности, субъектный состав сторон. В рамках арбитражного процесса осуществляется защита нарушенных или оспариваемых прав предприятий и других организаций, а также граждан-предпринимателей. Споры носят, в основном, экономический характер, но могут быть и иными, в том числе связанными с установлением фактов, имеющих юридическое значение.
  Спор может быть передан в суд по большинству дел лишь после принятия сторонами мер по непосредственному урегулированию спора. То есть сторона, имеющая претензии, должна до обращения в суд предъявить их другой стороне. К исковому заявлению прилагаются документы, это подтверждающие.
  Доказательствами по арбитражным делам служат в основном документы и объяснения лиц, участвующих в деле. Свидетельские показания используются редко.
  АПК РФ не содержит детальной регламентации порядка судебного рассмотрения дел. На практике же он в основном совпадает с тем, который имеет место в гражданском процессе. Отличий не так много.
  В большинстве случаев дела разрешаются судьей единолично. Коллегиальное рассмотрение имеет место лишь по некоторым категориям дел (о признании недействительными актов государственных и иных органов, по делам о банкротстве), а по остальным делам - по решению судьи, если он признает это необходимым.
  Явка сторон в суд не является обязательной, и если установлено, что они извещены о судебном заседании, то дело может рассматриваться без них. Отсутствует такая часть судебного разбирательства, как прения сторон, свои соображения по всем вопросам стороны приводят в рамках других частей судебного рассмотрения иска.
  Не обжалованное решение суда вступает в силу по истечении месячного срока после его принятия.
  Пересмотр судебных решений чаще всего происходит в двух формах:
  в апелляционной инстанции - по жалобам на решения, не вступившие в законную силу;
  в кассационной инстанции - по жалобам на решение, вступившее в законную силу.
  Существует, как и в гражданском процессе, надзорный порядок такого пересмотра.
  Распространенным видом юридического процесса является административный процесс.
  Основным источником права здесь является Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) который помимо норм материального права, устанавливающих ответственность за совершение указанных правонарушений, определяет подведомственность административных дел и порядок производства по таким делам.
  По своему характеру административный процесс близок к уголовному.
  Это определяется тем, что и в том и в другом случаях юрисдикционный процесс связан с реагированием компетентных государственных органов на правонарушение. При этом в административном процессе, как и в уголовном, в отличие от гражданского и конституционного существует досудебное производство.
  Вместе с тем имеют место и значительные различия.
  Во-первых, в административном процессе досудебное производство весьма ограничено и заключается главным образом в составлении протокола о правонарушении, на основании которого и принимается решение по делу. Однако в отдельных случаях производятся и другие процессуальные действия: задержание прав нарушителя (по большинству дел на срок до 3 часов), личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств, изъятие вещей и документов.
  Во-вторых, не во всех случаях обязательно судебное рассмотрение дела: ряд государственных органов, в том числе главы районной, городской, областной и краевой администрации, органы внутренних дел (милиция), органы государственного пожарного надзоpa и ряд других, правомочны в пределах своей компетенции налагать административные взыскания, главным образом в виде штрафа (без передачи дела в суд).
  Но во всех случаях, при желании наказанного, дело по его жалобе подлежит судебному рассмотрению.
  В заключение остановимся на конституционном процессе, который в условиях формирования правового государства играет особо важную роль.
  Основными источниками права здесь выступают Конституция РФ (ст. 118-125) и Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации".
  Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, других нормативных актов, принятых высшими государственными органами России, конституций и других нормативных актов субъектов Федерации, международных договоров и др., а также разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и проч.
  Закон определяет круг субъектов, обладающих правом обращения в Конституционный Суд, принципы и порядок рассмотрения и разрешения этих обращений, а также особенности разрешения отдельных категорий дел. В целом процедура производства в Конституционном Суде близка к исковому производству.
  Очень существенно, что Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Это служит важной гарантией законности принимаемых решений во всех видах юрисдикционной деятельности.
  Решения Конституционного Суда обязательны для всех, в том числе и для высших органов как законодательной, так и исполнительной власти России.
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
  1. Чем отличаются процессуальные нормы права от материальных? Проиллюстрируйте это на примерах основных отраслей процессуального права.
  2. Каковы источники процессуального права и их особенности в основных отраслях процессуального права?
  3. Назовите основные принципы процессуального права.
  4. Что такое доказывание и доказательства? Какие источники доказательств признаются в уголовном и гражданском процессе?
  5. Каковы особенности процессуальных правоотношений, какие элементы входят в их структуру? Приведите примеры.
  6. Кто может быть субъектом процессуальных правоотношений? Как они классифицируются? Какие из них являются основными?
  7. Какие виды процессуального контроля используются в уголовном и гражданском процессе?
  8. Какие меры государственного принуждения, в том числе юридической ответственности, применяются в уголовном и гражданском процессе?
  9. Какие виды процессов находятся в России в стадии формирования?
 
  Раздел 10. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
  Тема 10.1. Общая характеристика международного права и его основных принципов
  Большинство людей считает, что необходимо знать свои законные права и обязанности, хотя в сложных ситуациях все же приходится обращаться за помощью к юристам-профессионалам, А в ряде случаев без юриста, например, нотариуса, просто не обойтись.
  Однако мало кто отдает себе отчет в том, что на нашу повседневную жизнь не меньшее влияние оказывает международное право. Это словосочетание мы часто слышим в передачах радио и телевидения, встречаем в газетных и журнальных статьях и при этом полагаем, что международное право - это забота политиков и дипломатов. В этом рассуждении есть значительная доля истины. Вместе с тем в современном мире полезно каждому иметь представление о международном праве, поскольку жизнь людей разных стран становится все более взаимосвязанной и ни одно государство не может существовать в изоляции от других стран.
  Что такое международное право?
  Государства в отношениях друг с другом пользуются взаимными правами и имеют определенные обязанности. Например, государства имеют право иметь свои посольства в тех странах, с которыми у них установлены дипломатические отношения; государства обязаны обеспечивать безопасность и создавать нормальные условия для работы иностранных посольств.
  Взаимные права и обязанности государств устанавливаются нормами международного права. Эти нормы составляют содержание международных договоров. Ряд правил межгосударственных отношений сформировался в качестве неписаного обычая. Такие правила именуются нормами обычного права. Наиболее важные обобщенные нормы, которые действуют в любой области международных отношений, образуют общие принципы международного права. ,Их соблюдение является обязательным для всех государств (например, принцип уважения территориальной целостности государств, включая неприкосновенность государственных границ).
  Договоры, обычаи и принципы являются источниками международного права, которые образуют особую правовую систему. Таким образом, международное право - это совокупность норм и принципов, устанавливающих взаимные права и обязанности государств в процессе их общения.
  Наука международного права
  Нормы международного права возникли несколько тысячелетий назад и всегда существовали как объективная реальность, без которой немыслимо упорядоченное международное взаимодействие.
  От международного права следует отличать науку, которая имеет то же название - международное право. Эта наука изучает содержание норм и принципов международного права, выстраивает их в определенные системные группы для удобства пользования ими, правильного понимания, толкования и применения. Труды ученых-юристов составляют так называемую международно-правовую доктрину, которая считается вспомогательным источником международного права. Первыми учеными, которые в своих трудах систематизировали и объяснили роль и значение норм международного права, были итальянец Альберико Джентили (1552- 1608) и голландец Гуго Гроций (1583-1645).
  Сегодня в мире насчитывается много сотен ученых-юристов, в том числе в России, которые пишут учебники, специальные монографические исследования, публикуют статьи в периодических изданиях. Их трудами пользуются политические деятели, дипломаты и, конечно, все те, кто изучает международное право.
  Действующие лица в международном праве
  Носители прав и обязанностей в любой правовой системе именуются субъектами права. Субъектами международного права являются прежде всего государства. Но кроме них субъектами это правовой системы с XIX в. становятся международные межправительственные организации. Они создаются по взаимному согласию государств для обеспечения постоянства совместной деятельности и облегчения скоординированного поведения в той или иной сфере международных отношений (например, Всемирная организация здравоохранения - ВОЗ). В силу того, что международные организации рождаются с помощью заключенных государствами договоров на этот счет, они считаются вторичными, производными субъектами международного права.
  Субъектами международного права считаются также нации и народы, которые еще не имеют своего государства, но добиваются этого, для чего создаются органы, являющиеся прообразом будущих правительств (пример такого органа - Организация Освобождения Палестины). По мнению ряда ученых, в последнее время субъектами международного права могут являться и отдельные индивиды, когда они вступают в прямые юридические отношения с другими субъектами (например, когда международный судебный орган рассматривает спор между лицом и правительством). Против этой точки зрения выдвигается то возражение, что субъект международного права должен быть носителем власти, вступать в межвластные отношения, участвовать в процессе создания норм международного права.
  Создание норм международного права
  Нормы международного права создаются в результате переговоров между субъектами, на которых вырабатываются международные договоры. В последние десятилетия в нормотворческом процессе все большее участие принимают международные организации, органы которых подготавливают проекты договоров, которые затем дорабатываются и принимаются на межправительственных Конференциях. Нередко в нормы международного права преобразуются положения резолюций международных организаций, которые не являются юридически обязательными и носят характер рекомендаций. Но и в форме резолюций отдельные положения имеют столь большое морально-политическое значение, что все государства добровольно следуют этим предписаниям. Это позволило юристам именовать такие акты "мягким правом".
  Особым способом образуются нормы обычного права. Такой нормой считается сложившееся в международной практике правило поведения, которое признается субъектами в качестве обязательного. Поскольку нормы обычного права являются неписаными, уяснению их материального содержания помогает доктрина международного права, а также решения международных судебных органов, которые использовали обычай для разрешения спора и отразили его содержание в судебном решении.
  Когда составляется свод норм обычного права в целях объединения их в виде международного договора, этот процесс называется кодификацией международного права. Если при этом создатели договора включат в него положения, не существующие в форме обычая, но необходимые для урегулирования соответствующей области отношений между государствами, этот процесс именуют прогрессивным развитием международного права.
  Кодификацией и прогрессивным развитием международного права с 1946 г. занимается вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН - Комиссия международного права. В нее избираются 34 наиболее видных юриста-международника от всех регионов мира, в том числе неизменно от Советского Союза, а ныне - от России.
  Принцип суверенного равенства государств
  В XVI в. французский юрист Жан Боден ввел понятие суверенитета, которое означало ничем не ограниченную верховную власть монарха в государстве. В XVII в. Гуго Гроций развил идею о государственном суверенитете как о верховной власти, которая не подчиняется никакой иной власти.
  Сегодня суверенитет признается неотъемлемым свойством каждого государства. Он означает полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на своей территории и неподчинение любой иностранной власти во внутренней и внешней политике. В этом отношении все государства юридически равны, что нашло отражение в сформировавшемся общем принципе международного права - принципе суверенного равенства государств. Только взаимное уважение государствами суверенитета друг друга обеспечивает поддержание международного правопорядка. В Уставе ООН говорится: "Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов" (п. 1 ст. 2).
  Содержание этого принципа раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. (далее - Декларация 1970 г.), а также в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. (далее - Заключительный акт СБСЕ).
  На практике суверенитета государств в абсолютном смысле не существует, поскольку, вступая в договорные отношения, государства в добровольном порядке на основе взаимности ограничивают свой суверенитет (например, допускают полеты иностранных воздушных судов над своей территорией, согласились по Уставу ООН выполнять решения Совета Безопасности ООН и т.д.).
  Принцип неприменения силы и угрозы силой
  Когда-то война считалась законным средством разрешения споров между государствами. В XX в. сформировался принцип, ставящий войну и иные силовые методы ведения внешней политики вне закона. Агрессивная война считается международным преступлением, что зафиксировано в Определении агрессии, принятом Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г. Обязательство государств воздерживаться от применения силы и угрозы силой отражено в Уставе ООН (п. 4 ст. 2), в Декларации 1970 г., в Заключительном акте СБСЕ, а также в Декларации ООН 1987 г. об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой и ее применения в международных отношениях.
  Имеются случаи, когда применение силы законно: самооборона против вооруженного нападения (ст. 51 Устава ООН) и санкции с применением вооруженной силы в отношении государства-агрессора или государства, действия которого создают угрозу миру (ст. 42 Устава ООН).
  К сожалению, в мире то и дело возникают очаги вооруженных конфликтов. В принципе государство, которое первым незаконно применяет силу, несет за это международную ответственность, а руководители государства-агрессора могут нести персональную международную уголовную ответственность, что имело место в 1946 и 1948 гг. в отношении германских нацистских и японских милитаристских руководителей (Нюрнбергский и Токийский военные трибуналы).
  Содержание принципа неприменения силы включает, в частности, запрещение оккупации территории другого государства, предоставления государством своей территории другому для совершения агрессии против третьего государства, участия в террористических актах в другом государстве, поощрения банд и наемников для вторжения в другое государство и др.
  Принцип нерушимости государственных границ
  Элементами этого принципа являются признание существующих границ и отказ от территориальных притязаний. Этот принцип был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ.
  Принцип нерушимости государственных границ следует отличать от понятия неприкосновенности государственных границ. Последнее является элементом нормативного содержания принципа территориальной целостности государств.
  Принцип территориальной целостности государств
  Этот принцип отражает п. 4 ст. 2 Устава ООН, а его нормативное содержание раскрыто в Декларации 1970 г. и Заключительном акте СБСЕ. Принцип запрещает любые посягательства на территории суверенных государств, т.е. направлен на предотвращение нарушения национального единства, оккупации иностранных территорий, приобретения территорий иностранных государств путем применения силы или угрозы силой. Такие "приобретения" не должны признаваться.
  Содержание принципа включает также обязанность государств уважать территориальную целостность друг друга, политическую независимость и единство любого государства.
  Принцип мирного разрешения международных споров
  Этот принцип тесно связан с принципами, которые были рассмотрены выше. В практической жизни между государствами нередко возникают споры по поводу принадлежности территорий, прохождения линий государственных границ, в связи с выполнением условий договоров по различных аспектам сотрудничества и т.д. Решение споров с помощью силы запрещено. Что же делать государству, имеющему претензии к другому государству? Оно обязано прибегнуть к одному из средств мирного разрешения споров, перечисленных в ст. 33 Устава ООН, или к другому средству, на которое согласятся обе спорящие стороны. Среди таких средств наиболее распространенными являются прямые переговоры сторон в споре, обследование (установление фактов), посредничество третьей стороны, арбитражное и судебное разбирательство.
  Стороны свободны в выборе мирных средств разрешения спора, однако в последние годы наблюдается тенденция к созданию специальных третейских органов, которые рассматривают споры между государствами либо с их обоюдного согласия, либо по требованию одной из сторон в споре.
  Принцип невмешательства во внутренние дела
  Суверенитет государства предполагает его самостоятельность и независимость в решении вопросов внутренней жизни, которые относятся к исключительной компетенции государства, - выбор политической системы, принятие законов, экономическое и социальное устройство жизни общества, распоряжение своими природными ресурсами и т.д.
  Однако не следует абсолютизировать принцип невмешательства. Государства не вправе осуществлять на своей территории такие действия, которые угрожают всеобщему миру и безопасности или могут оказать вредное воздействие за пределами территории этого государства. По международным договорам существует целый ряд видов деятельности, которые считаются запрещенными (например, загрязнять окружающую среду с трансграничными последствиями, заниматься пропагандой войны, нарушать признаваемые международным правом права личности).
  Принцип всеобщего уважения прав человека
  Международное право содержит целый ряд минимальных стандартов в области прав человека и его основных свобод. Они подлежат обязательному уважению на внутригосударственном уровне и в процессе общения людей разных стран.
  Согласно ст. 56 Устава ООН государства обязаны принимать самостоятельные меры по соблюдению международно-признанных стандартов (например, тех, что отражены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г.), а также действовать в этом направлении совместно, сотрудничая с ООН.
  Права личности должны соблюдаться в отношении каждого, без различия расы, пола, языка и религии. Эти права должны соблюдаться в отношении всех лиц, находящихся под юрисдикцией (т.е. под действием законов) данного государства без какой бы то ни было дискриминации.
  Непосредственная регламентация поведения людей остается внутренним делом государства, но не должна противоречить международно-признанным критериям. Для соблюдения прав человека государства обязаны предпринимать соответствующие законодательные, административные и практические меры.
  Уважение прав личности - один из основополагающих компонентов понятия демократического государства. Если в государстве грубо и целенаправленно нарушаются права человека, оно не может считаться демократическим и потому представляет собой угрозу для всего международного сообщества.
  Принцип самоопределения наций и народов
  Этот принцип предусматривает уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития. Он получил подтверждение и был конкретизирован в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 г. Заключительный акт СБСЕ подчеркивает "право народов распоряжаться своей судьбой". Этот принцип включает в том числе право каждого народа свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, осуществлять культурное развитие и т.д.
  Вместе с тем право на самоопределение не должно реализовываться в ущерб принципу территориальной целостности государств и их единству. Отделение от государства какой-либо его части по национальному признаку может осуществляться только в соответствии с конституционными предписаниями этого государства.
  Принцип сотрудничества
  Государства должны сотрудничать в деле решения международных проблем независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном устройстве. Согласно Уставу ООН государства обязаны осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, а также осуществлять коллективные меры по поддержанию международного мира и безопасности.
  Этот принцип нельзя истолковывать буквально. Заключение договоров, конкретные формы и объем сотрудничества зависят от суверенной воли каждого государства.
  Принцип добросовестного выполнения международных обязательств
  Каждый действующий договор должен добросовестно соблюдаться его участниками. Государства должны выполнять обязательства, отраженные в общепризнанных нормах и принципах международного права.
  Этот принцип означает, что национальные законы, административные правила и практика государств должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву.
  Тема 10.2. Основные институты международного права
  Международно-правовое признание
  Государства сотрудничают друг с другом только в случае, когда они признают друг друга в качестве суверенного партнера. В международном праве сложился институт68 признания.
  Вопрос о признании встает при появлении нового государства (в результате освобождения от колониальной зависимости, при отделении части государства в целях образования самостоятельного государства и в ряде других случаев), которое намерено стать членом международного сообщества.
  Другие государства могут выразить свое отношение к вновь возникшему путем официального признания (заявление о признании и готовности установить дипломатические отношения) или фактического признания (установление торговых и иных связей и т.п.).
  Вопрос о признании нового правительства возникает в случае его смены в государстве неконституционным путем - не в результате очередных выборов, а как итог переворота или революции.
 
  Правопреемство государств
  Появление новых государств (в результате объединения двух или более в одно, разделения или отделения от государства его части, получения колонией независимости от метрополии) ставит перед международным сообществом комплекс проблем - как относиться к новому государству, на какой правовой основе осуществлять сотрудничество с ним. Среди этих проблем можно выделить основные - какие международные договоры связывают новое государство, как новое государство будет относиться к долгам своего предшественника, какая собственность государства-предшественника перейдет к новому государству или государствам.
  Международное сообщество заинтересовано в стабильности и гарантиях того, что появление новых государств не нарушит их права и не затронет их интересы. Иначе говоря, необходимо обеспечить переход прав и обязанностей от государства (или государств)-предшественника к государству (или государствам)-преемнику. Такой переход прав и обязанностей именуется правопреемством.
  Вопросы правопреемства в каждом случае решались неодинаково, но прослеживались какие-то общие черты во всех ситуациях. Можно было говорить о формировании обычных норм международного права, которые регулировали правопреемство. Эти нормы были кодифицированы в двух конвенциях - Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. К началу 1998 г. обе конвенций еще не вступили в силу, не собрав для этого достаточного числа ратификаций (в обоих случаях их требуется 15). Одной из причин этого явилось включение в конвенции положений, которые не столько отражали обычай, сколько представляли собой так называемое прогрессивное развитие международного права. В частности, в конвенциях установлены особые правила, касающиеся правопреемства "новых независимых государств", т.е. бывших колоний. Одно из таких правил предоставляет бывшим колониям право не становиться преемником договоров, заключенных от их имени метрополиями, а другое освобождает их от всех долгов.
  В случае возникновения ситуации правопреемства при соединении государств международные договоры, заключенные государствами-предшественниками, продолжают действовать для государства-преемника. При разделении государства международные договоры продолжают действовать для каждого вновь образовавшегося государства.
  Правопреемство не затрагивает границ, установленных договорами с третьими государствами.
  При объединении государств к преемнику переходит вся государственная собственность государств-предшественников, включая и ту, что находится за границей. При разделении государства недвижимая государственная собственность переходит к государству, на территории которого она оказывается, а заграничная собственность делится на "справедливые доли". Движимая собственность переходит к государству-преемнику, с территорией которого связано использование такой собственности, а остальная часть движимой собственности делится между преемниками "в справедливых долях".
  На практике имущественные вопросы правопреемства чаще всего решаются путем заключения специальных договоров, равно как и вопросы об архивах и долгах.
  В случае распада СССР Российская Федерация была признана "продолжателем" бывшего Советского Союза. Это было связано с тем, что место СССР в качестве постоянного члена в Совете Безопасности ООН не могло "исчезнуть"; иначе нарушалась бы вся система ООН. Нельзя было делить и находившееся в СССР ядерное оружие между бывшими республиками Союза, поскольку это резко увеличило бы количество ядерных держав и подрывало бы всю систему ограничений, существующую в отношении ядерного оружия по международным договорам.
  Продолжение Россией всех прав и обязательств бывшего СССР именуется континуитетом. Все другие бывшие республики СССР стали его правопреемниками.
  Государственная территория и границы
  Территория - это неотъемлемый признак государства наряду с населением и суверенной верховной властью. В состав государственной территории входят суша и вода с находящимися под ними недрами и воздушное пространство над сушей и водами в пределах границ государства.
  Границы государства проходят по суше (сухопутные границы), по воде (морские и речные границы) и по воздуху (воздушные границы).
  Водная территория государства состоит из внутренних вод (озера, воды портов и некоторых заливов) и территориального моря (прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль).
  Воздушная территория государства представляет собой столб воздуха, ограниченный воображаемыми плоскостями, восходящими перпендикулярно по периметру государственных границ. Вопрос о верхнем пределе воздушной территории в международном порядке не урегулирован.
  Государственная территория находится под суверенитетом соответствующего государства. Государство осуществляет на ней властные полномочия.
  За пределами государственных территорий находятся территории общего пользования (территории с международным правовым режимом) - открытое море за пределами территориального моря, воздушное пространство над открытым морем, глубоководное морское дно с его недрами, Антарктика и космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела. Государства не вправе подчинять эти территории своему суверенитету.
  Сухопутные границы между сопредельными государствами устанавливаются, как правило, по договорам. Определение границы на карте, приложенной к договору, называется делимитацией границ. Обозначение границы с помощью различных знаков на местности называется демаркацией границ.
  Границы на реках устанавливаются соглашениями и могут проходить по тальвегу (линии наибольших глубин), посередине главного фарватера или посередине реки.
  Население
  Население - это совокупность лиц, проживающих на территории государства. К этим лицам относятся граждане, иностранцы (постоянно живущие в государстве) и лица без гражданства.
  В аспекте международного права одним из важнейших вопросов, касающихся населения, является гражданство, Гражданстве определяется как устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.
  Законы каждого государства определяют условия приобретения и утраты его гражданства. Гражданство приобретается по рождению и в результате приема в гражданство (натурализация). Гражданство может утрачиваться автоматически, по желанию гражданина и по решению верховной власти государства (лишение гражданства).
  Институт двугражданства возникает из-за различия национальных законов о приобретении гражданства. Если в государстве А его гражданином становится каждый, кто родился на его территории (право почвы), а в государстве В его гражданином становится каждый, родившийся от родителей - граждан этого государства независимо от места рождения (право крови), то при рождении ребенка на территории государства А от родителей - граждан государства В он получает право сразу на два гражданства. Двугражданство лиц создает неудобства для государственных органов всех стран и для других лиц, вступающих в правовые отношения с бипатридами (лицами с двойным гражданством). Устраняются эти неудобства путем заключения межгосударственных соглашений.
  Другим острым вопросом, связанным с институтом населения, является проблема беженцев. Беженцы покидают страну своего постоянного проживания в результате преследований, военных конфликтов или иных чрезвычайных обстоятельств (например, засуха и голод). В мире насчитываются десятки миллионов беженцев. Эти лица оказываются в трудных условиях, а государства, куда они прибывают, сталкиваются с непредвиденными экономическими и социальными проблемами.
  В 1950 г. ООН учредила пост Верховного комиссара по делам беженцев, а в 1951 г. была заключена Конвенция о статусе беженцев. Управление Верховного комиссара по делам беженцев организует помощь этим лицам, а Конвенция требует от принимающих государств обеспечивать уважение основных прав и свобод человека в отношении находящихся у них беженцев.
  Проживающие в государстве иностранные граждане должны, как правило, пользоваться теми же правами, что и местные граждане, т.е. национальным режимом.
  В международном праве известен институт права убежища. Беженцы и иностранные граждане не считаются лицами, получившими в государстве право убежища. Убежище предоставляется иностранцам по их просьбе на строго индивидуальной основе. Если государство предоставило лицу право убежища, оно не имеет права высылать его или выдавать другим государствам.
  Право убежища не предоставляется уголовным преступникам и лицам, совершившим преступление по международному праву (например, военным преступникам).
  Тема 10.3. Ответственность в международном праве
  и мирное урегулирование международных споров
  То и другое можно рассматривать в качестве институтов международного права, но мы выделяем их как особо значимые в учебных целях.
  В системе международного права для обеспечения соблюдения субъектами его норм в принципе отсутствуют аппарат принуждения и правоприменительные органы по аналогии с системами внутригосударственного права. Вместе с тем ответственность за несоблюдение международного права возникает, но она имеет свои особенности.
  Институт международно-правовой ответственности в основном функционирует на базе норм обычного права с учетом прецедентов. Кодификацией норм международно-правовой ответственности с 1956 г. занимается Комиссия международного права ООН, подготавливающая соответствующий проект статей.
  Известно два вида ответственности - политическая и материальная.
  Политическая ответственность возникает в результате нарушения субъектом нормы международного права. Правонарушение именуется деликтом. Особо опасные деликты (например, агрессия) считаются международными преступлениями. Если в результате деликта или преступления нанесен и имущественный ущерб, то возникает в дополнение к политической материальная ответственность.
  Материальная ответственность может возникать безотносительно к правонарушению, т.е. как результат правомерной деятельности по использованию источников повышенной опасности (ядерная энергия, космическая техника и др.). Такая ответственность именуется абсолютной, или объективной, т.е. не связанной с виной причинителя ущерба. Этот вид материальной ответственности возникает только на основании соответствующих конвенций.
  Политическая ответственность реализуется в форме сатисфакции, репрессалии и санкции.
  Сатисфакция - это принесение извинений, заверение в отношении пострадавшей стороны в недопущении повторения правонарушения, выражение сожаления в связи со случившимся, наказание конкретных виновников деликта, иные формы морального удовлетворения.
  Репрессалии - это ответные насильственные действия в связи с умышленным деликтом. Репрессалии должны быть соразмерными тем действиям, которыми они вызваны. Они не должны осуществляться коллективно.
  От репрессалий следует отличать реторсии, которые формой ответственности не являются. Реторсии - это ответные акции в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения (например, отзыв посла в ответ на недружественное политическое заявление).
  Санкции - это коллективные репрессалии, которые осуществляются по решениям Совета Безопасности ООН в отношении государств, совершивших международные преступления (агрессия, политика геноцида или апартеида и т.п.). В соответствии с Уставом ООН санкции могут осуществляться без использования вооруженной силы (приостановление экономических связей, разрыв дипломатических отношений и др.) и с использованием вооруженной силы (военная демонстрация, блокада и собственно военные операции от имени ООН). Принцип соразмерности репрессалий на санкции не распространяется; они могут носить и характер наказания. Например, государства-победители во второй мировой войне ограничили суверенитет побежденных агрессоров - Германии и Японии, запретив им иметь свои вооруженные силы.
  Материальная ответственность реализуется в форме реституции, репарации и субституции.
  Реституция - это восстановление материального положения, существовавшего до правонарушения или причинения ущерба в процессе правомерной деятельности, если это предусмотрено договором.
  Репарация - это денежная или иная компенсация убытков потерпевшей стороне.
  Субституция - это передача пострадавшей стороне предметов, равных по стоимости и значению тем, которые были повреждены или уничтожены.
  На практике ответственность реализуется в виде предъявления претензии, которая обычно направляется по дипломатическим каналам. В претензии обосновываются факт правонарушения, наличие вреда или ущерба и прямая причинная связь между правонарушением и ущербом.
  Сторона-правонарушитель может доказывать, что имели место обстоятельства, которые освобождают ее от ответственности. К ним относятся: форс-мажор, или непреодолимая сила, т.е. не поддающиеся контролю непредвиденные внешние события чрезвычайного характера (стихийные явления, эпидемии, эпизоотии, гражданские беспорядки и т.п., которые не позволили выполнить международное обязательство); согласие потерпевшей стороны на совершение действия, повлекшего ущерб; вина самой потерпевшей стороны.
  В случае совершения государством международного преступления конкретные исполнители деликтных действий (физические лица) могут нести международную уголовную ответственность. В 1946 и 1948 гг. Нюрнбергский и Токийский военные трибуналы осудили ряд нацистских и милитаристских лидеров Германии и Японии за преступления против мира и человечества. В 1998 г. в Риме состоится конференция по созданию международного уголовного суда для совершения правосудия в отношении лиц, совершивших преступления против мира и безопасности человечества.
  Мирное урегулирование международных споров
  Международный спор означает разногласие между субъектами международного права по какому-либо вопросу их взаимоотношений. Выше уже говорилось о существовании принципа мирного урегулирования споров. Институт мирного урегулирования споров охватывает средства и процедуру мирного урегулирования споров.
  Во многих международных договорах содержатся статьи, устанавливающие порядок разрешения споров, которые могут возникать в связи с применением или толкованием договора.
  Основные средства мирного урегулирования споров перечислены в ст. 33 Устава ООН. Ниже мы рассмотрим некоторые из них.
  Переговоры - наиболее гибкое и эффективное средство, поскольку все вопросы существа и процедуры согласовываются самими спорящими. Переговоры должны вестись на равноправной основе, без ультимативных предварительных условий и давления. Разновидностью переговоров являются консультации.
  Обследование - оценка фактических обстоятельств спора международной следственной комиссией, создаваемой на паритетных началах спорящими сторонами. Иногда такую комиссию возглавляют представители третьего государства или международной организации.
  Примирение (согласительная процедура) - оценка фактических обстоятельств и выработка рекомендаций по урегулированию спора. Выводы согласительной комиссии и рекомендации носят факультативный характер.
  Добрые услуги - действия третьей стороны, не участвующей в споре (государство, международная организация, авторитетная личность), направленные на установление контактов между спорящими. Оказывающий добрые услуги не является участником переговоров.
  Посредничество - участие третьей стороны в мирном разрешении спора. Посредник является равноправным участником переговоров.

<< Пред.           стр. 8 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу