<< Пред. стр. 7 (из 11) След. >>
22. Всемирная конференция по правам человека призывает все правительства принять все надлежащие меры в соответствии с их международными обязательствами и с должным учетом их соответствующих правовых систем в целях противодействия нетерпимости и связанному с ней насилию на основе религии или убеждений, включая практику дискриминации женщин и осквернения мест отправления религиозных культов, признавая, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести, выражения своего мнения и религии. Конференция также предлагает всем государствам реализовать на практике положения Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений.23. Всемирная конференция по правам человека подчеркивает, что все лица, совершающие или санкционирующие совершение преступных актов, связанных с этнической чисткой, несут индивидуальную ответственность и отвечают за такие нарушения прав человека и что международному сообществу следует приложить все усилия для привлечения к суду всех, кто несет правовую ответственность за такие нарушения.
24. Всемирная конференция по правам человека призывает все государства в индивидуальном и коллективном порядке принять незамедлительные меры для борьбы с практикой этнической чистки с целью ее скорейшего прекращения. Жертвы отвратительной практики этнической чистки имеют право на соответствующие и эффективные средства правовой защиты.
2. Лица, принадлежащие к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам
26. Всемирная конференция по правам человека настоятельно призывает государства и международное сообщество поощрять и защищать права лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам в соответствии с Декларацией Организации Объединенных Наций о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.
27. Принимаемые меры в случае необходимости должны включать содействие их полному участию во всех аспектах политической, экономической, социальной, религиозной и культурной жизни общества и в экономическом прогрессе и развитии их стран.
Коренные народы
31. Всемирная конференция по правам человека настоятельно призывает государства обеспечить полное и свободное участие коренных народов во всех аспектах жизни общества, в частности в затрагивающих их вопросах.
Трудящиеся-мигранты
33. Всемирная конференция по правам человека настоятельно призывает все государства гарантировать защиту прав человека всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.
34. Всемирная конференция по правам человека придает особое значение созданию условий для содействия развитию большей гармонии и терпимости в отношениях между трудящимися-мигрантами и остальными членами общества того государства, в котором они проживают.
35. Всемирная конференция по правам человека предлагает государствам рассмотреть возможность подписания и ратификации в возможно более короткие сроки Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.
4. Права ребенка
46. Следует принять меры в целях достижения универсальной ратификации Конвенции о правах ребенка к 1995 году и всеобщего подписания Всемирной декларации о выживании, защите и развитии детей и Плана действий, принятых Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, а также их действенного осуществления. Всемирная конференция по правам человека настоятельно призывает государства снять оговорки к Конвенции о правах ребенка, противоречащие объекту и целям этой Конвенции или иным образом противоречащие праву международных договоров.
48. Всемирная конференция по правам человека настоятельно призывает все государства при поддержке международного сотрудничества решать острую проблему детей, находящихся в особо сложных условиях. Необходимо активно бороться с эксплуатацией детей и жестоким обращением с ними, в том числе путем устранения коренных причин этих явлений. Требуются действенные меры по пресечению женского инфантицида, использования детей на вредных работах, торговли детьми и органами, детской проституции, детской порнографии, а также других форм сексуального надругательства.
52. Всемирная конференция по правам человека признает важную роль, которую играют неправительственные организации в действенном осуществлении всех договоров о правах человека, и в частности Конвенции о правах ребенка.
5. Свобода от пыток
54. Всемирная конференция по правам человека приветствует ратификацию многими государствами - членами Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и настоятельно призывает к ее скорейшей ратификации всеми другими государствами-членами.
55. Всемирная конференция по правам человека подчеркивает, что одним из самых отвратительных способов попрания человеческого достоинства являются пытки, которые лишают жертв достоинства и подрывают их способность продолжать свою жизнь и деятельность.
56. Всемирная конференция по правам человека подтверждает, что согласно международному праву в области прав человека и гуманитарному праву свобода от пыток является правом, которое должно защищаться в любых обстоятельствах, в том числе в периоды внутренних или международных беспорядков или вооруженных конфликтов.
57. В этой связи Всемирная конференция по правам человека настоятельно призывает все государства немедленно положить конец практике пыток и навсегда искоренить это зло на основе полного осуществления Всеобщей декларации прав человека, а также соответствующих конвенций и, при необходимости, за счет укрепления существующих механизмов. Всемирная конференция по правам человека призывает все государства в полной мере сотрудничать со Специальным докладчиком в осуществлении его мандата.
6. Права инвалидов
63. Всемирная конференция по правам человека подтверждает, что все права человека и основные свободы являются универсальными и тем самым они, безусловно, охватывают инвалидов. Все люди рождаются равными и имеют равные права на жизнь и благосостояние, образование и труд, на независимую жизнь и на активное участие во всех сферах жизни общества. Любая прямая дискриминация или иное негативное дискриминационное обращение с инвалидами являются поэтому нарушением их прав. Всемирная конференция по правам человека призывает правительства в случае необходимости принимать или изменять законодательство с целью обеспечения этих и других прав инвалидов.
64. Инвалиды имеют право в полной мере участвовать в жизни общества. Инвалидам следует гарантировать равные возможности посредством ликвидации всех социально обусловленных барьеров, будь то физических, финансовых, социальных или психологических, которые исключают или ограничивают их полное участие в жизни общества.
D. Обучение вопросам прав человека
78. Всемирная конференция по правам человека считает, что обучение, подготовка кадров и информирование общественности в области прав человека являются существенно важными для поощрения и установления стабильных и гармоничных отношений между общинами и для укрепления взаимопонимания, терпимости и мира.
79. Государствам следует стремиться к искоренению неграмотности и ориентировать обучение на цели полного развития человеческой личности и укрепления уважения к правам человека и основным свободам. Всемирная конференция по правам человека призывает все государства и учреждения включать вопросы прав человека, гуманитарного права, демократии и законности в учебные программы всех учебных заведений формального и неформального образования.
80. Обучение в области прав человека должно включать вопросы обеспечения мира, демократии, развития и социальной справедливости, как об этом говорится в международных и региональных договорах по правам человека, с целью достижения общего понимания и осведомленности для укрепления универсальной приверженности правам человека.
81. Принимая во внимание Всемирный план действий в области обучения правам человека и демократии, принятый в марте 1993 года Международным конгрессом ЮНЕСКО по вопросам образования в области прав человека и демократии, а также другие договоры о правах человека, Всемирная конференция по правам человека рекомендует государствам разработать конкретные программы и стратегии, обеспечивающие самое широкое обучение в области прав человека и распространение о них информации в обществе, уделяя особое внимание потребностям в области прав человека женщин.
82. Правительствам при содействии межправительственных организаций, национальных учреждений и неправительственных организаций следует содействовать расширению осведомленности в области прав человека и взаимной терпимости. Всемирная конференция подчеркивает значение активизации Всемирной кампании по информированию общественности в области прав человека, проводимой Организацией Объединенных Наций. Им надлежит начать процесс обучения в области прав человека и оказывать этому процессу поддержку, а также организовать эффективное распространение в обществе информации о правах человека. Программы консультативного обслуживания и технической помощи системы Организации Объединенных Наций должны иметь возможность немедленно откликаться на просьбы государств, касающиеся просветительской и учебной деятельности по правам человека, а также специальной подготовки в области стандартов, содержащихся в международных договорах о правах человека и в гуманитарном праве, и их применение к конкретным группам, таким, как военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, полиции и работники системы здравоохранения. Следует рассмотреть вопрос о провозглашении десятилетия Организации Объединенных Наций в области обучения правам человека с целью развития и поощрения этих видов просветительской деятельности и сосредоточения на них внимания.
Юридическая терминология
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
1. Предмет, источники конституционного права РФ
Внутрифедеральные договоры РФ - двусторонние или многосторонние нормативные соглашения между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, либо соглашения между субъектами федерации.
Декларация - в конституционном праве политико-юридический документ, констатирующий коренные изменения в государственном строе, правовом положении человека и гражданина.
Декларация о государственном суверенитете РСФСР 1990 г. - акт, принятый Первым съездом народных депутатов РСФСР и продекларировавший волю народа на самоопределение в рамках Союза ССР.
Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР 1992 г. - акт, принятый Верховным Советом РСФСР, в котором провозглашены основы правового статуса человека и гражданина, отвечающие признанной в современной международной практике системе общечеловеческих ценностей.
Договор об общественном согласии - политическое соглашение, заключенное в 1994 году сроком на два года между основными участниками конституционного процесса (высшими федеральными органами власти, представителями общественности, науки и др.) и имеющее своей целью обеспечить политическую стабильность, достижение гражданского мира и согласия в стране.
Источники конституционного права - признаваемые национальной правовой системой юридические формы внешнего выражения (закрепления) конституционно-правовых норм.
Конституционная реформа - качественные коренные преобразования всей системы государственно-правовых институтов, направленные на утверждение основ конституционного строя.
Конституционно-правовая ответственность - неблагоприятные последствия, которые наступают в случае отступления от конституционно-правовых требований.
Конституционно-правовое отношение - это разновидность правовых отношений между гражданином и государством, между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, другими субъектами, связанных с удовлетворением их интересов конституционно-правовыми средствами.
Конституционно-правовой договор - соглашение двух или нескольких субъектов конституционного права, имеющее нормативное значение.
Конституционно-правовой институт - совокупность норм конституционного права, регулирующих группу однородных отношений в сфере действия конституционного права (институт прав и свобод, институт гражданства и др.).
Конституционно-правовой обычай - сложившееся в практике деятельности органов государственной власти правило, которое в силу многократного повторения приобрело общеобязательное значение и выступает в качестве источника конституционного права.
Конституционно-правовой прецедент - решение Конституционного Суда, вынесенное по конкретному делу, получившее впоследствии обязательное значение.
Конституционное право - ведущая отрасль национальной правовой системы, представляющая совокупность правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления.
Конституционное правонарушение - виновное нарушение норм конституционного права, ущемление интересов адресатов этих норм.
Конституционные законы - это те законы, издание которых прямо предусмотрено в конституции.
Конституционные реформы - совокупность политических решений и действий государственной власти, направленных на реальное воплощение в государственном и общественном строе принципов конституционализма.
Конституционный консерватизм - умеренные взгляды, характеризующие ход и характер конституционных реформ, связанные с эволюционными способами их осуществления.
Конституционный кризис - наиболее острая форма противоречий, сложившихся в политической системе и создающая угрозу самому ее существованию.
Конституционный процесс (в узком смысле) - установленный в законодательстве порядок, в соответствии с которым субъекты конституционного права реализуют свою конституционную правоспособность.
Конституционный процесс (в широком смысле) - прогрессивный процесс становления и развития институтов конституционного строя, а также связанная с этим деятельность всех субъектов конституционного права.
Конституционный радикализм - радикальные взгляды и подходы в вопросе переустройства общества.
Международный договор - ратифицированный Государственной Думой договор, содержащий нормы конституционного права.
Нормы конституционного права - признаваемые, устанавливаемые или санкционированные государственной властью принципы и предписания, выраженные в конституции, конституционных законах и иных источниках конституционного права.
Общепризнанные принципы и нормы международного права - по Конституции РФ являются частью национальной правовой системы, источником конституционного права.
Правовая доктрина как источник конституционного права - в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве использование положений из работ известных ученых для юридического решения возникшего спора, имеющего конституционное значение.
Принципы конституционного права - исходные, основополагающие юридические положения, имеющие общерегулятивное значение.
Система источников конституционного права РФ - представлена Конституцией РФ и основанными на ней федеральными законами, законодательством субъектов РФ, решениями Конституционного Суда РФ, нормативными договорами, нормами международного права и актами органов местного самоуправления.
Субъекты конституционного права - участники конституционно-правовых отношений - физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы) и общественные образования (народ, государство, партии и др.).
Федеративный договор - договор между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов федерации по поводу разграничения предметов ведения и полномочий, заключенный 31 ноября 1992 г. и инкорпорированный в действующую Конституцию РФ (частично), конституции (уставы) субъектов РФ.
2. Конституция
Верховенство конституции - безусловный примат норм конституции во всей системе права.
Инициатива пересмотра конституции - право определенного законом круга субъектов входить с предложениями о пересмотре Конституции РФ, а также внесении в нее изменений и дополнений (конституционных поправок).
Конституционная законность - складывающийся в общественной жизни режим исполнения (осуществления) Конституции, всего конституционного законодательства как государством, его органами, так и гражданами, их объединениями, органами местного самоуправления.
Конституционная юстиция - специально учреждаемые государством органы, призванные обеспечить конституционную законность (правовую охрану конституции).
Конституционное собрание - в РФ особый орган учредительной власти, создаваемый в соответствии с федеральным конституционным законом в случае, если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов палат Федерального Собрания.
Конституционное совещание - созванная по инициативе Президента РФ в 1993 г. конференция представителей органов государственной власти и общественности для завершения подготовки проекта новой Конституции.
Конституционность - соответствие актов и действий органов государства действующей Конституции.
Конституционные поправки - предусмотренные в Конституции РФ ее изменения и дополнения, осуществляемые на основании и в порядке, установленном самой Конституцией.
Конституционный контроль - в РФ одна из форм правосудия, заключающегося в проверке конституционности законодательства и правоприменительной практики.
Конституция - основной закон государства, закрепляющий основы конституционного строя, положение человека и гражданина в обществе, формы правления и государственного устройства, систему органов государственной власти и местного самоуправления.
Легитимность конституции - ее официальное удостоверение (признание) в обществе.
Механизм действия конституции - комплекс мер (средств) юридического, организационного, материально-финансового, социально-психологического и иного характера, направленных на создание условий фактического достижения целей основного закона.
Пересмотр Конституции РФ - установленный в действующем Основном Законе порядок разработки и принятия новой Конституции страны.
Переходные положения - заключительный раздел Конституции, предусматривающий порядок изменения и пересмотра ее положений, а также нормы, указывающие на некоторые временные изъятия из действий отдельных положений первого раздела Конституции.
Правовая охрана конституции - комплекс специально-юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности.
Преамбула конституции - ее вступительная (вводная) часть, содержащая краткую характеристику целей, условий и мотивов применения основного закона.
Предварительный конституционный контроль - контроль специализированных органов государства за конституционностью (соответствием конституции) законодательства на стадии его принятия.
Прямое действие конституции - свойство конституционных норм оказывать (без каких-либо конкретизирующих их актов) непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому они адресованы.
Реальность конституции - ее реализуемость и способность оказывать влияние на достижение тех целей, ради которых конституция была принята.
Свойства конституции - совокупность главных черт, которые характеризуют природу основного закона, его качественное своеобразие.
Социальная сущность конституции - конституция есть общественный договор, в котором согласованы социально-политические интересы различных групп населения, есть запись соотношения политических сил на момент ее принятия.
Стабильность конституции - неизменность конституции при неизменяющихся социально-политических условиях данного общества.
Структура конституции - ее внутреннее строение, подразделение (рубрикация) на части, разделы, главы, статьи и пункты.
Учредительное собрание - особый орган осуществления учредительной власти, специально создаваемый для принятия новой конституции.
Юридическая сущность конституции - конституция есть акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основополагающие устои гражданского общества и государства.
3. Основы конституционного строя Российской Федерации
Верховенство права - связанность государства, его органов и должностных лиц правом и конституционным строем.
Выборы - форма народовластия, посредством которой формируются институты государственной власти местного самоуправления.
Государственный строй - способ функционирования государственной власти.
Идеологическое многообразие - конституционный принцип, устанавливающий запрет на признание какой-либо религии в качестве официальной.
Конституционализм - правление, ограниченное конституцией, общественно-политическая система, опирающаяся на конституционные методы правления.
Конституционный строй - это строй, основанный на принципах народовластия, разделения властей, признания прав и свобод человека высшей ценностью общества.
Многообразие форм собственности - конституционный принцип, в соответствии с которым государство признает и гарантирует равную защиту всех форм и видов собственности.
Народовластие - признание народа единственным источником власти, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.
Непосредственная демократия - осуществление народом власти через формы непосредственного волеизъявления (референдум, выборы).
Общественный строй (в узком смысле) - система отношений, характеризующая функционирование институтов гражданского общества.
Общественный строй (в широком смысле) - система отношений, присущая обществу на конкретном этапе развития.
Основы конституционного строя Российской Федерации - получившие закрепление в конституции главные принципы государственного и общественного строя, обеспечивающие его подчинение праву.
Политический плюрализм - конституционный принцип, провозглашающий свободу политических мнений и действий.
Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей.
Признание человека, его прав высшей ценностью общества - принцип конституционного строя, согласно которому соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют главную обязанность (функцию) государственной власти.
Разделение властей - принцип конституционного строя, согласно которому государственная власть осуществляется представительными, исполнительными и судебными органами.
Республиканская форма правления - принцип конституционного строя, в соответствии с которым представительные органы государственной власти избираются всенародно.
Референдум - непосредственное выражение власти народа, обеспечивающее принятие окончательных решений по важным вопросам государственной жизни.
Светское государство - принцип конституционного строя, согласно которому в Российской Федерации церковь отделена от государства, никакая религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной, каждому гарантируется свобода совести и вероисповеданий.
Социальное государство - одна из основ конституционного строя РФ, означающая, что государство берет на себя обязательства гарантировать закрепленные в федеральной Конституции социально-экономические и культурные права граждан и в этой связи осуществлять активную социальную политику: обеспечивать охрану труда и здоровья, устанавливать гарантированный минимум оплаты труда, оказывать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, развивать систему социальных служб, осуществлять иные меры в социальной сфере.
4. Российская Федерация - суверенное государство
Внутренние воды - составляющие их морские (воды морских портов, заливов, бухт) и неморские (воды рек, озер, иных водоемов) воды.
Воздушное пространство - пространство, расположенное над сухопутной и водной территорией государства.
Государственная граница - линия, определяющая пределы территории государства.
Государственная территория РФ - сухопутная территория России, ее недра, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.
Государственные символы - закрепленные в конституции внешние знаки государства, выражающие идею государственной власти.
Государственный герб Российской Федерации - символ российской государственности, представляющий изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите, над орлом - три исторические короны Петра Великого, в лапах орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона.
Государственный гимн - символ российской государственности, представленный мелодией, созданной на основе "Патриотической песни" М.И.Глинки.
Государственный суверенитет - свойство государственной власти независимо и самостоятельно от какой-либо власти осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.
Государственный флаг - символ российской государственности, представляющий собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, и нижней - красного цветов, с соблюдением ширины флага к его длине 2:3.
Государственный язык - предусмотренный Конституцией страны язык, используемый в законодательстве, делопроизводстве и судопроизводстве.
Единство государственной власти - распространение суверенитета государства на всю его территорию.
Защита государственного суверенитета - конституционные меры, связанные с защитой целостности и независимости государства.
Народный суверенитет - в РФ принцип конституционного строя, характеризующий полновластие многонационального народа, признание его единственным источником власти в РФ.
Неделимость (неотчуждаемость) суверенитета - суверенитет - такое свойство государственной власти, которого нельзя лишить, разделить и т.д.
Недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Независимость государственной власти - возможность государства самостоятельно и независимо определять и осуществлять внутреннюю и внешнюю политику.
Пределы государственного суверенитета - связанность государственной власти с правами человека и международными обязательствами.
Сепаративная теория - учение, исходящее из того, что в федеративном объединении государств возможен суверенитет либо федерации, либо ее субъектов.
Суверенитет - верховенство и независимость власти.
Таможенная территория РФ - вся территория РФ, находящаяся под ее юрисдикцией.
Теория несуверенного государства - учение, согласно которому государство - член сообщества - может существовать как государство, не обладая суверенитетом.
Теория разделенного суверенитета - учение, исходившее из того, что в федеративном государстве суверенитет не принадлежит ни федерации в целом, ни ее составляющим.
Теория участия - учение, основывающееся на том, что истинно государственный характер имеет федерация, единственно суверенное государство.
Территориальная целостность Российской Федерации - незыблемость ее границ.
Территориальное верховенство РФ - конституционный принцип, согласно которому в состав территории России входят территории всех ее субъектов.
Территориальное море - примыкающий к сухопутной территории или внутренним и морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль.
Территория государства - часть территории Земли, на которую распространяется суверенитет государства.
Федеральная интервенция - в ряде федеративных государств основанное на законе вмешательство федерального правительства в дела субъекта федерации в случаях нарушения властями последнего федерального законодательства, неподчинения законным требованиям федерального правительства, нарушения прав человека, беспорядков, возникновения угрозы целостности федерального государства, задержки налоговых и других платежей.
5. Гражданское общество и государство
Гражданское общество - это такая ступень общественного развития, которая характеризуется совокупностью социально-политических, товарно-рыночных, семейно-бытовых, духовно-культурных отношений, соответствующих им систем соционормативного регулирования и функционирующих на их основе независимых от государства общественных институтов, посредством которых человеческая личность, общности людей удовлетворяют свои разнообразные интересы и потребности, участвуют в управлении делами общества и государства.
Институты гражданского общества - совокупность негосударственных структур и создаваемых ими учреждений, которые в своем единстве характеризуют гражданскую жизнь общества.
Международное общественное объединение - объединение, которое согласно уставу имеет хотя бы одно из своих подразделений в иностранных государствах.
Межрегиональное общественное объединение - объединение, осуществляющее свою деятельность на территориях менее половины субъектов РФ.
Местное общественное объединение - объединение, действующее в пределах территории органа местного самоуправления.
Общероссийское общественное объединение - объединение, осуществляющее свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеющее там свои структурные подразделения - отделения, филиалы или представительства.
Общественная организация - разновидность объединения, основанного на членстве для защиты общих интересов и достижения уставных целей.
Общественное движение - не имеющее членства массовое объединение, преследующее общественно полезные цели, которые поддерживаются участниками этого движения.
Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих уставных целей, указанных в уставе объединения.
Общественное учреждение - не имеющее членства объединение, целью которого является оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам этого движения.
Общественный фонд - вид некоммерческих фондов, имеющих целью формирование и использование имущества на общественно полезные цели.
Огосударствление общественной жизни - распространение государственной деятельности на все сферы общественной жизни - экономику, социальную и духовно-культурную сферы.
Ограничение государства - связанность государства (государственной власти) суверенитетом народа и правами человека и подчинение его интересам гражданского общества.
Политическая партия - добровольная и устойчивая политическая организация, объединяющая лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, культурно-национальными или иными интересами и идеалами и стремящаяся оказывать влияние на политику государства соответственно своей программе.
Пределы государственной деятельности - это области действия частной инициативы, а также те группы отношений и видов деятельности граждан и их объединений, которые объективно не могут и не должны выступать объектами государственного воздействия (регулирования).
Разгосударствление экономики - изменение экономической роли и функций государства, связанное с сокращением сферы государственной регламентации общественного производства и переход от преимущественно неэкономических (административных) к преимущественно экономическим методам регулирования экономики.
Региональное общественное объединение - объединение, осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта федерации.
Сферы государственной деятельности - это те сферы общественной жизни, в которых удовлетворение общественно значимых интересов объективно требует вмешательства государства.
Учредители общественного объединения - физические и юридические лица, принявшие на съезде или общем собрании устав объединения и избравшие его руководящие и контрольно-ревизионные органы.
6. Гражданство в Российской Федерации
Восстановление в гражданстве - упрощенный порядок приобретения гражданства лицом, которое состояло в гражданстве данного государства, но по каким-то причинам утратило его.
Выдача - осуществление на основании международных договоров либо по усмотрению государства процедуры выдачи лица (не гражданина данного государства) другому государству для проведения в отношении данного лица следствия либо суда над ним или исполнения приговора.
Выход из гражданства - предусмотренное законом право гражданина в установленном порядке прекратить отношения гражданства с данным государством.
Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Двойное гражданство - наличие у российского гражданина гражданства другого государства.
Иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином РФ, имеющее доказательство принадлежности к другому государству.
Лицо без гражданства - лицо, не имеющее доказательства принадлежности к какому-либо государству.
Натурализация - прием в гражданство лица по его заявлению (ходатайству) при соблюдении необходимых для этого условий.
Оптация - выбор гражданства лицом, проживающим на территории государства, переходящей под юрисдикцию другого государства.
Политическое убежище - предоставление лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, а также за действия, не квалифицируемые в международном праве и национальном праве демократических государств как правонарушение, права на въезд и пребывание на своей территории.
Почетное гражданство - предоставление лицу, не являющемуся гражданином РФ и имеющему выдающиеся перед ней заслуги, с его согласия звания почетного гражданина.
Правовой статус человека и гражданина - это гарантированная государством система прав, свобод и обязанностей физических лиц, отображающая их фактическое положение в обществе.
Преференциальный режим - особый льготный экономический режим, предоставляемый одним государством другому без распространения на третьи страны.
Приобретение гражданства в порядке регистрации - упрощенный порядок приема в российское гражданство лиц, исторически или кровно связанных с Россией.
Приобретение гражданства по рождению - способ приобретения гражданства, в соответствии с которым ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, либо гражданство зависит от факта рождения лица на определенной территории.
Режим национального пребывания - предоставление иностранным гражданам прав, свобод и обязанностей, которыми пользуются граждане данного государства
Реторсии - ответственные, ограничивающие права и свободы иностранных граждан меры, принимаемые государством в ответ на дискриминационные меры другого государства.
7. Права и свободы человека и гражданина
Всеобщее избирательное право - право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и самоуправления.
Гарантии защиты прав и свобод - комплекс тех мер, а также предусмотренные законом средства (механизмы), обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и свободами.
Гражданские (личные) права и свободы - это неотчуждаемые, естественные права человека, отражающие ценность человеческой жизни, его достоинство и неприкосновенность.
Достоинство личности - основа и цель конституционных прав человека, предполагающая отношение к нему со стороны государства как к высшей ценности.
Коллективные права граждан - права и свободы, реализация которых требует коллективных действий граждан.
Конституционные (основные) обязанности - совокупность закрепленных в Федеральной конституции обязанностей, возлагаемых на всех лиц, пребывающих на территории РФ, или только на граждан РФ.
Конституционные (основные) права и свободы - совокупность закрепленных в федеральной Конституции юридических возможностей, направленных на удовлетворение коренных интересов личности.
Межгосударственные органы по защите прав и свобод человека - международные и иные органы, в компетенцию которых входит рассмотрение жалоб граждан различных государств на нарушение их прав и свобод.
Международные стандарты в области прав человека - закрепленные международным сообществом во Всеобщей Декларации прав человека, Международных Пактах о правах человека, региональных документах, международных договорах принципы и нормы, имеющие обязательную силу для всех государств мира.
Неотчуждаемые права - конституционная характеристика основных прав, призванная оттенить их естественный неотъемлемый характер, принадлежность человеку от рождения независимо от государства.
Неприкосновенность частной жизни - конституционное право каждого человека на личную и семейную тайну.
Политические права и свободы - права и свободы, которые обеспечивают полноценное участие каждого гражданина в политической жизни страны.
Права человека - важнейший институт конституционного строя, представленный совокупностью конституционных возможностей, призванных обеспечить достойную и безопасную жизнь человека и гражданина, условия свободной жизнедеятельности.
Право на жизнь - неотъемлемое, неотчуждаемое, охраняемое законом право, содержащее обращенное ко всем безусловное требование о недопустимости произвольного лишения жизни.
Право на жилище - гарантии от произвольного лишения человека жилища, а также возможность определенной категории лиц бесплатно или за доступную плату получать жилье в соответствии с установленными законом нормами.
Право на информацию - закрепленная законом возможность граждан получать достоверные сведения о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц.
Право на образование - конституционное право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Право на объединение - конституционное право граждан и иных лиц создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов, право вступать в уже существующие объединения либо воздержаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из объединений.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь - гарантированная законом возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Право свободы и личной неприкосновенности - гарантированные государством личная безопасность и свобода человека, состоящие в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на жизнь, здоровье. честь и достоинство, индивидуальную свободу.
Право частной собственности - гарантированная законом возможность иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Самозащита - конституционное право каждого защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону.
Свобода выбора места жительства - конституционное право каждого законно пребывающего на территории РФ беспрепятственно передвигаться, выбирать место жительства, а также покидать территорию государства и возвращаться в нее.
Свобода собраний - конституционная возможность публичного, массового выражения социальных требований против или в поддержку политических мер и событий общественно-политической жизни.
Свобода совести - конституционное право каждого лица исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, распространять религиозные и антирелигиозные убеждения, совершать в рамках закона религиозные обряды.
Свобода творчества - конституционное право человека создавать литературные, художественные, научные и др. произведения, проводить научные исследования, заниматься иной творческой деятельностью.
Свобода труда (право на свободный труд) - конституционное право каждого человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род занятий и профессии.
Социально-экономические права - конституционные права человека в социально-экономической и духовной сферах, призванные гарантировать свободу развития личности и достойный уровень жизни.
Судебная защита прав и свобод - гарантированная законом возможность каждого человека обжаловать решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и их должностных лиц в суд.
Экологические права граждан - гарантированное конституцией право каждого человека на благоприятную окружающую среду.
8. Федеративное устройство Российской Федерации
Асимметричная федерация - модель федерации, характеризующаяся неравноправием ее субъектов, наличием административно-территориальных единиц, не обладающих статусом субъекта федерации.
Ассоциированное государство - государство, добровольно передавшее другому государству часть своего суверенитета (добровольно присоединившееся государство).
Ассоциированное членство - понятие, используемое в законодательстве некоторых республик РФ для обозначения особого статуса республики в составе федерации.
Ведение - понятие, используемое в Конституции РФ для разграничения компетенции и полномочий РФ и ее субъектов.
Верховенство федерального права - конституционный принцип федеративного устройства, означающий, что федеральные законы обладают верховенством по отношению к законодательству субъектов РФ.
Виды федерации - сложившиеся в государственной практике различных стран модели федерации.
Государственная целостность РФ - конституционный принцип федеративного устройства, означающий, что Российская Федерация представляет не сумму отдельных составных частей, а есть целостное неделимое государство и его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством, верховенством федерального права.
Договорная федерация - федерация, основанная на договоре составных частей.
Единство системы государственной власти - конституционный принцип, выражающийся в наличии федеральных органов государственной власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов государственной власти субъектов РФ.
Исключительные предметы ведения РФ - закрепленные в Конституции РФ полномочия, исключительная прерогатива в осуществлении которых принадлежит федеральным органам государственной власти.
Конституционная (законодательная) федерация - конституционно оформленная федерация.
Национально-территориальный способ - способ соединения частей в единое федеративное государство, субъектами которого признаются исключительно национально-государственные образования.
Невозможность сецессии - юридическая невозможность субъектов РФ на выход в одностороннем порядке из состава федерации.
Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов - круг конкретно закрепленных полномочий которые органы государственной власти федерации и ее субъектов правомочны осуществлять.
Предметы исключительного ведения субъектов Российской Федерации - круг тех полномочий, которые находятся вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения федерации и субъектов.
Предметы совместного ведения - закрепленный в Конституции Российской Федерации круг полномочий, в осуществлении которых могут принимать участие органы государственной власти федерации и ее субъектов.
Принципы федеративного устройства РФ - закрепленные в федеральной Конституции исходные базовые, основополагающие принципы образования и функционирования российской федеративной государственности.
Равноправие и самоопределение народов РФ - конституционный принцип федеративного устройства, означающий, что населяющие РФ народы вправе самостоятельно изменять формы своего политического устройства в рамках федеральной Конституции и без права выхода из состава РФ.
Разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами - конституционный принцип федеративного устройства, означающий, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенции их деятельности.
Сецессия - выход из состава федеративного государства ее составных частей.
Симметричная федерация - федерация, в которой ее субъекты обладают юридически равным правовым статусом.
"Скрытая" асимметрия - федерация, состоящая из однопорядковых субъектов, которые в каком-то отношении не во всем равны.
Совместное ведение (конкурирующая компетенция) - круг вопросов, которые предполагают совместное решение федерацией и ее субъектами.
Сочетание национально-территориального и территориального способов - способ образования федерации, при котором ее субъектами признаются как национально-государственные, так и территориальные образования.
Способы образования федеративного государства - способы соединения частей в единое целостное государство.
Способы разграничения предметов ведения - предусмотренный Конституцией и (или) федеративным договором способ распределения полномочий между федерацией и ее субъектами.
Субъект РФ - родовое понятие, используемое для обозначения всех составных частей РФ и характеристики их в качестве юридически равноправных, т.е. обладающих одинаковым конституционно-правовым статусом.
Территориальный (региональный) способ - способ образования федерации, субъектами которого становятся соответствующие территории вне зависимости от национального состава населения.
Федеральное коллизионное право - совокупность норм, на основе которых разрешаются коллизии между нормами федерального законодательства и законодательства субъектов федерации.
Федеральные владения - мелкие, иногда ненаселенные территории, чаще всего прибрежные острова.
Федеральные коллизионные нормы - содержащиеся в федеральном законодательстве нормы, определяющие, закон какого из нескольких субъектов федерации должен применяться по конкретному делу.
Федеральные территории - в государствах с федеративным устройством особые административно-территориальные образования, входящие в состав федерации без права автономии и представительства в федеральных органах.
Федеральный округ - в федеративных государствах административно-территориальное образование, на территории которого расположена столица федерации.
9. Субъекты Российской Федерации
Автономия - широкое самоуправление какого-либо региона, а также предоставление особых прав в области культуры разрозненно проживающим этническим группам.
Автономная область, автономный округ - национально-государственные образования в составе РФ, являющиеся политической формой, обеспечивающей малочисленным народам Крайнего Севера и Сибири возможность их сохранения и развития.
Город федерального значения - в РФ город, наделенный статусом субъекта федерации.
Децентрализация - в федеративном государстве расширение прав субъектов федерации на основе передачи центром части функций и полномочий федеральных органов государства.
Край - разновидность субъектов РФ, представляющих собой крупное региональное образование, имеющее статус субъекта федерации, на территории которого находится другой субъект.
Область - разновидность субъектов РФ, образованных по территориальному принципу.
Регион - территория субъекта РФ, часть территории субъекта РФ, которая в силу особых условий требует специального государственно-правового режима.
Республика - национально-государственное образование в составе России.
Федерирование - конституционная реформа территориальной организации государства, связанная с переходом от унитарного устройства к федеративному.
10. Органы государственной власти Российской Федерации
Государственные учреждения - разновидность государственных организаций, которые осуществляют учебную, научную и иную государственную деятельность под руководством органов государства.
Государственный аппарат - это возникающая и функционирующая на основе принципа разделения властей система органов государства.
Исполнительные органы государственной власти - формируемые представительными учреждениями или иным путем органы государства, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность.
Компетенция органа государственной власти - определяемый Конституцией РФ объем полномочий и пределы сферы деятельности органа государства.
Конституционный статус органа государства - совокупность закрепленных в конституции РФ характеристик, черт органа государства, его правовое положение.
Механизм государства - совокупность всех его структур, реализующих задачи и функции государства.
Орган государства - структурная часть государственного аппарата, представленная коллективом государственных служащих, наделенных властными полномочиями и располагающих материально-техническими возможностями для осуществления определенных задач и функций государства.
Органы правосудия - предусмотренная конституцией страны система судов, осуществляющих судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Правоохранительные органы - это специализированные государственные структуры, назначением которых является охрана прав и свобод граждан, обеспечение безопасности общества и государства, осуществление иной охранительной деятельности.
Представительные органы государственной власти - образуемые непосредственно народом, подотчетные и ответственные перед ним государственные органы, осуществляющие по полномочию и в интересах народа государственную власть.
Разграничение властей - принцип, согласно которому законодательствование, исполнение законов и правосудие осуществляются относительно независимыми друг от друга органами государства при невмешательстве и строгом разграничении законом их полномочий.
Система сдержек и противовесов - разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее им взаимный контроль друг друга.
Чрезвычайные органы государства - органы, создаваемые на период действия чрезвычайного положения или вступающие в отправление своих функций в исключительных случаях.
11. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации
Активное избирательное право - право гражданина избирать своих представителей в органы государственной власти и местного самоуправления.
Возрастной ценз - требование закона, согласно которому право участвовать в выборах или избираться на определенные государственные должности предоставляется лишь по достижении определенного возраста (18 лет).
Выборщик - (в зарубежных странах) лицо, обладающее активным избирательным правом и имеющее право голосовать во второй ступени при непрямых выборах.
Выборы - институт непосредственной демократии, обеспечивающий участие народа, граждан в формировании представительных органов государственной власти и местного самоуправления и замещение некоторых должностей в государстве.
Выдвижение кандидатов - стадия избирательного процесса, связанная с выдвижением указанным в законе способом кандидатов на выборные государственные должности.
"Заградительный пункт" - закрепленное в законодательстве РФ правило, согласно которому избирательные объединения, собравшие на выборах по пропорциональной системе менее 5% от общего числа поданных голосов, отстраняются от участия в распределении депутатских мест.
Избиратель - гражданин, обладающий активным избирательным правом.
"Избирательная география" - практика нарезания (определения границ) избирательных округов, искажающая принцип равного представительства.
Избирательная компания -совокупность мер, связанных с проведением выборов
Избирательная система - предусмотренный законодательством порядок организации и проведения выборов и определения результатов голосования.
Избирательное объединение - общественное объединение, созданное в установленном федеральным законом порядке для участия в выборах, имеющее свой устав, зарегистрированный в органах юстиции.
Избирательное право (в объективном смысле) - подотрасль конституционного права, представленная совокупностью юридических норм, регулирующих действия и отношения, возникающие в процессе проведения выборов.
Избирательное право (в субъективном смысле) - конституционное право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Избирательные органы - определенные законом органы, обеспечивающие подготовку к проведению выборов.
Избирательный блок - объединение двух или более избирательных объединений для совместного участия в выборах.
Избирательный залог - по законодательству ряда зарубежных стран денежная сумма, которую обязан внести при регистрации кандидат в депутаты (данная сумма не возвращается кандидату, если он наберет менее определенной доли поданных по округу голосов).
Избирательный корпус - совокупность всех граждан, обладающих активным избирательным правом.
Избирательный округ - территориальная единица, в рамках которой выдвигаются и избираются депутаты.
Избирательный процесс - регламентируемая законом совокупность решений, актов и действий органов государственной власти, общественных объединений и граждан по поводу реализации избирательных прав.
Избирательный участок - образуемая в границах избирательного округа территориальная единица, предназначенная для регистрации избирателей и голосования.
Избирательный фонд - создаваемые в установленном порядке фонды для финансирования предвыборной агитации.
Избирательный ценз - установленное избирательным законодательством условие для получения и реализации избирательных прав.
Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства - согласно данной системе избранным считается кандидат, за которого отдано абсолютное число голосов (50% + 1).
Мажоритарная избирательная система относительного большинства - по данной системе избранным считается тот кандидат, за которого отдано голосов больше, чем набрал каждый из конкурирующих с ним кандидатов.
Мажоритарная избирательная система - система подсчета голосов, согласно которой избранным по избирательному округу считается кандидат, получивший установленное большинство голосов.
Многомандатный округ - округ, от которого избираются несколько депутатов.
Недействительные выборы - выборы, в которых допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
Неизбираемость - установленное в законодательстве некоторых стран ограничение пассивного избирательного права для лиц, определенной категории государственных служащих.