<< Пред.           стр. 6 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

  - Да, налицо признаки насильственной смерти.
  2. Имеет ли право милиция проводить осмотр места происшествия или должна сообщить о произошедшем в прокуратуру, поскольку убийство относится к подследственности следователей прокуратуры?
  - Милиция как орган дознания (ст. 117 УПК) правомочна возбудить любое уголовное дело и провести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, к числу которых относится и осмотр места происшествия (ст. 119 УПК). Однако закрепилась практика, что обнаружив признаки убийства, работники милиции тут же передают дело следователю прокуратуры.
  Фабула: Обнаружив признаки убийства, работники милиции приняли меры к прибытию на место следователя прокуратуры Симагина, который и завершил осмотр места происшествия. На проезжей части переулка напротив места нахождения трупа обнаружены вдавленные следы протекторов автомашины и следы мужских ботинок. Со следов сняты гипсовые слепки. По мнению участвовавшего в осмотре врача, смерть последовала от удара тупым твердым предметом, предположительно молотком, в лобную часть головы и наступила мгновенно. После окончания осмотра следователь возбудил уголовное дело по признакам ст. 103 УК РФ (умышленное убийство без отягчающих обстоятельств).
  Вопросы:
  1. Каковы процессуальные последствия возбуждения уголовного дела (какая стадия процесса завершена и какая началась в этой связи, как изменились полномочия органов расследования?
  - Окончилась стадия возбуждения уголовного дела и началась стадия предварительного расследования. У органов расследования появилось право проводить все следственные действия, применять меры процессуального принуждения, в том числе и избирать при наличии соответствующих оснований меры пресечения.
  2. Какие следственные и иные действия можно осуществлять по возбужденным уголовным делам?
  - Перечень следственных действий дан в главах 11-16 УПК, многие из них названы в учебнике. Кроме того, для раскрытия преступления органами дознания могут осуществляться оперативно-розыскные и иные меры (ст. 118, 119 УПК). После передачи дела следователю эти органы действуют не самостоятельно и обязаны выполнять его поручения.
  3. Какие следственные и иные действия целесообразно провести в данном случае?
  - В данном случае следователю необходимо:
  - Назначить судебно-медицинскую экспертизу для установления причин и времени наступления смерти, каким орудием нанесен удар, не могла ли травма быть получена при падении, в каком положении находились потерпевший и лицо, нанесшее удар, в момент его нанесения.
  - Провести допрос заявителя об известных ему обстоятельствах дела.
  - Дать поручение органам милиции о проведении мероприятий по установлению личности потерпевшего и выявлению возможных свидетелей из числа жителей соседних домов.
  Фабула: Следователь назначил судебно-медицинскую экспертизу, поставив перед ней указанные вопросы. Допрос заявителя ничего нового не дал. Действуя по поручению следователя, работники милиции установили свидетеля Садчикову, которая показала, что возвращаясь домой около 2 часов вместе с мужем, они увидели, как с улицы, по которой они шли, в Лесной пер. повернула автомашина светлого цвета марки "Лада" или "Москвич", а пересекая переулок, увидели издали, как какой-то мужчина открывал багажник. Одет он был в спортивную куртку, лица они не видели, так как он стоял спиной. Ее муж дал аналогичные показания.
  Была установлена личность погибшего. Им оказался врач-стоматолог Ганичев С.Н., 35 лет. При допросе его жена и мать показали, что Ганичев вечером 11 ноября около 21 часа ушел из дома, сказав, что идет к своему знакомому, чтобы получить деньги, данные тому в долг. Одет был в пальто и шляпу синего цвета. Они назвали около 20 человек - знакомых погибшего.
  Эксперты дали заключение, что следы протекторов оставлены автомашиной марки "Москвич". Проверкой по линии ГАИ установлено, что в городе зарегистрировано 78 автомашин марки "Москвич", имеющих светлую окраску. Сопоставление списка владельцев этих автомашин и списка знакомых погибшего показало, что в оба входит один человек - Семенов И.Б., 37 лет. Было также установлено, что Семенов проживает один, в отдельном флигеле. В рядом расположенном доме живут его родители и сестра с мужем. Проживающие рядом Катина и Румянцев показали, что вечером у Семенова была пьянка, в которой участвовало 4-5 человек, из которых они знают Ганичева и Смирнова. Около 24 часов они слышали какой-то крик в доме Семенова...
  Вопросы:
  1. Какие следственные действия необходимо провести по делу? Есть ли достаточные основания для производства обыска? А для задержания или ареста Семенова?
  - Основания "полагать, что в... помещении находятся... предметы... могущие иметь значение для дела" (ст. 168 УПК) имеются. Для задержания или ареста - нет: пока отсутствуют доказательства совершения преступления Семеновым. Надо также допросить Смирнова.
  2. На основании какого документа проводится обыск, требуется ли санкция прокурора для его производства?
  - На основании мотивированного постановления с санкции прокурора. Однако в случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть проведен без такой санкции, но с последующим уведомлением прокурора о проведенном обыске (ст. 168 ч. 3 УПК).
  Фабула: Следователь провел обыск с участием специалиста-криминалиста и поручил работникам милиции допрос Смирнова.
  Смирнов показал, что 11 ноября около 19 часов к нему пришел Семенов и просил взаймы деньги, говоря, что должен отдать долг. Но у него и его брата денег не было. После этого они все пошли к Семенову, с собой принесли водку и закуску, стали выпивать. Примерно через 1,5 часа к ним присоединился Ганичев.
  Спустя какое-то время он стал требовать с Семенова возврата долга. Между ними возникла ссора, но затем они помирились и Семенов пообещал сегодня же вернуть долг. Около полуночи они с братом ушли, а Ганичев и Семенов остались.
 В процессе обыска в домике Семенова были обнаружены: следы, похожие на замытые пятна крови, на стенах и на полу комнаты, на спортивной куртке Семенова, пятно, похожее на кровь, в нижней части стены, а на вешалке - пальто и шляпа синего цвета. Специалист высказал мнение, носящее предварительный характер, что следы обуви, обнаруженные на месте нахождения трупа, могли быть оставлены ботинками Семенова. Допрошенный Семенов...
  Вопрос:
  1. В качестве кого должен он допрашиваться? Является ли он подозреваемым, должен ли при допросе присутствовать защитник (адвокат)?
  - Подозреваемым лицо становится после его задержания или избрания в отношении его меры пресечения. С этого момента он пользуется правами подозреваемого, в том числе и правом на защиту. Пока же Семенов "заподозренный" и допрашивается в качестве свидетеля.
  Фабула: Семенов показал, что после ухода братьев Смирновых он вернул Ганичеву долг в сумме 300 тыс. руб. После этого они еще выпили и Ганичев ушел. Пальто он, видимо, не надел потому, что был сильно пьян. Пятна крови могли быть оставлены им самим, когда он два месяца назад сильно поранил руку.
  Показания Семенова противоречили объективно установленным данным. Было принято решение о его задержании.
 Вопросы:
 1. На какой срок Семенов может быть задержан?
  - 24 часа, но срок может быть продлен прокурором еще на 48 часов (ст. 122 ч. 3 УПК).
  2. Какими должны быть дальнейшие действия следователя?
  - Необходимо получить заключение ранее назначенной экспертизы, назначить новые экспертизы (для анализа пятен, похожих на кровь, обнаруженных в доме Семенова и на его куртке, а также для идентификации следов обуви и протекторов автомашины с места обнаружения трупа и обуви и протекторов автомашины Семенова), провести допросы родных подозреваемого, тщательно осмотреть автомашину Семенова.
  Фабула: В результате проведенных следственных действий получены следующие данные: 1) причиной смерти является травма головы с размозжением вещества головного мозга; 2) удар нанесен твердым тупым предметом, возможно молотком, спереди в направлении сверху вниз; 3) пятна, обнаруженные в доме Семенова, на его одежде и в багажнике автомашины, оставлены кровью, относящейся к одной и той же группе, которая соответствует группе крови Ганичева (кровь Семенова относится к другой группе); 4) следы обуви на месте нахождения трупа оставлены ботинками Семенова (следы протекторов для идентификации оказались непригодными).
  Допрошенные по делу мать и сестра Семенова заявили, что рано легли спать и был ли кто-то у Семенова, им неизвестно.
 Вопросы:
  1. Есть ли достаточные основания для предъявления Семенову обвинения в убийстве? Может ли быть ему избрано мерой пресечения заключение под стражу?
  - Да, основания есть и для того, и для другого. Заключение под стражу возможно по делам об убийствах по мотивам тяжести преступления и исходя из того, что статья предусматривает наказание на срок свыше 1 года лишения свободы (ст. 96 УПК).
  2. Обязательно ли участие защитника при предъявлении обвинения и допросе обвиняемого?
  - Обвиняемый (как и подозреваемый) имеет право, но не обязан пользоваться услугами защитника. Это право следователь обязан ему разъяснить. Отказ от защитника может иметь место только по инициативе самого обвиняемого (подозреваемого) -ст. 47-50 УПК.
  Фабула: Семенову было предъявлено обвинение в убийстве Ганичева из корыстных побуждений (ст. 102 п."а" УК РФ). При допросе с участием адвоката после ознакомления с заключениями экспертиз и показаниями свидетелей Семенов виновным себя признал, но отрицал корыстные мотивы и заявил, что у него с Ганичевым возникла ссора, поскольку он не мог вернуть тому долг, и во время ссоры в порядке самозащиты он ударил Ганичева молотком по голове. Что это приведет к смерти, он не ожидал. Он указал место, куда выбросил молоток. Впоследствии молоток там был обнаружен и приобщен к делу. Мерой пресечения Семенову было избрано заключение под стражу.
  После получения всех необходимых документов и допроса ряда новых свидетелей, которые уточнили некоторые обстоятельства, следователь признал расследование законченным.
  Вопросы:
  1. Что должен был сделать следователь после ознакомления Семенова с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого?
  - Разъяснить ему права обвиняемого, получить его подпись на постановлении, выяснить, признает ли он себя виновным и провести допрос в качестве обвиняемого (ст. 148-151 УПК).
  2. Как оформляется окончание расследования?
  - Обвиняемому, его защитнику, потерпевшему (таковым по этому делу признана жена убитого) разъясняется их право на ознакомление с материалами дела, и эти материалы предъявляются для ознакомления. При этом разъясняется право заявлять ходатайства о дополнении следствия (ст. 200-204 УПК).
  Фабула: После выполнения указанных требований ходатайств заявлено не было. Следователь составил обвинительное заключение и направил дело прокурору для утверждения.
  Вопросы:
  1. Какими правами располагает прокурор при утверждении обвинительного заключения?
  - Он может утвердить его и направить дело в суд; вернуть дело для проведения дополнительного расследования или прекратить дело (ст. 213 УПК).
  2. В какой момент и каким документом завершается стадия предварительного расследования?
 - Утверждением обвинительного заключения прокурором.
  Фабула: Утвердив обвинительное заключение, прокурор направил дело в суд.
  Вопросы:
 1. Какая стадия процесса начинается после этого?
  - Стадия подготовки дела к судебному разбирательству.
  2. Кто рассматривает дело на этой стадии, какие решения могут быть приняты?
  - Дело рассматривается судьей единолично. Он может принять решения о назначении судебного заседания, о возвращении дела для дополнительного расследования, о его прекращении и др. (ст. 221 УПК).
  3. В каком составе суд может рассмотреть это дело по существу?
  - Дела о преступлениях, за которые может быть назначено наказание свыше 5 лет лишения свободы, рассматриваются только коллегиально (ст. 35 УПК) в составе судьи и двух народных заседателей (суд присяжных в данной области пока не введен).
  Фабула: Судья принял постановление о назначении судебного заседания с участием государственного обвинителя и защитника, определил список лиц, подлежащих вызову в суд.
  Судебное заседание по делу открылось 6 января 199... г. Была проверена явка в суд вызванных лиц (явились все), свидетели удалены из зала заседания.
  Вопросы:
  1. Какая стадия процесса началась?
  - Стадия судебного разбирательства.
  2. Может ли такое дело рассматриваться в закрытом заседании суда?
  - Нет, это противоречит принципу гласности судебного разбирательства (ст. 18 УПК).
  3. Какими правами обладают в суде прокурор и защитник, каковы их отношения с судом?
  - Они обладают равными правами, выступают сторонами в процессе, представляют суду доказательства. Их отношения строятся на принципе состязательности, а суд выступает в качестве арбитра их "спора" (ст. 245, 248, 249 УПК).
  Фабула: После выяснения того, признает ли Семенов себя виновным (признал), суд приступил к исследованию доказательств.
  Вопросы:
  1. Как определяется порядок исследования доказательств?
  - Определяет суд с учетом мнения сторон, а также потерпевшего и других участников процесса (ст. 279 УПК).
  2. Обязательно ли исследовать все доказательства?
  - Да, поскольку нельзя основывать приговор на материалах, не исследованных в суде (ст. 301 УПК).
  Фабула: Суд исследовал все доказательства, в том числе были оглашены некоторые находящиеся в деле документы. На вопрос суда все участники ответили, что не имеют ходатайств, в том числе о дополнении судебного следствия. Суд перешел к судебным прениям.
  Вопросы:
  1. В каком порядке они проводятся, кто выступает последним?
  - Выступают: обвинитель (гражданский истец и ответчик, если они есть), последним - защитник (ст. 295 УПК).
  2. Кто выступает после прений - до удаления суда в совещательную комнату?
  - После прений обязательно предоставляется последнее слово подсудимому (ст. 297 УПК).
  3. Какие меры может принять суд к лицам, нарушающим порядок в судебном заседании?
  - Предупреждение, а также удаление из зала суда и штраф (кроме прокурора и защитника) - ст. 263 УПК.
  Фабула: В своих речах прокурор просил признать Семенова виновным в убийстве из корыстных побуждений (ст. 102 п."а" УК), защитник - в убийстве в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (ст. 104 УК). Подсудимый в своем последнем слове просил о снисхождении.
  Суд удалился на совещание для вынесения приговора.
  Вопросы:
  1. Кто кроме судей может присутствовать при вынесении приговора?
  - Никто: нарушение тайны совещания судей влечет обязательную отмену приговора (ст. 302, 345 п. 5 УПК).
  2. Какие вопросы должны быть отражены в обвинительном приговоре?
  - Эти вопросы перечислены в ст. 313-315 УПК.
  Фабула: Суд признал Семенова виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 103 УК (умышленное убийство без отягчающих обстоятельств), поскольку его показания о нанесении удара во время ссоры не опровергнуты, и приговорил его к лишению свободы на срок 7 лет.
  Вопросы:
  1. Почему суд не согласился с обвинением Семенова в убийстве по корыстным мотивам?
  - Суд исходил из того, что не было достаточных доказательств опровергающих показания Семенова о мотивах его действий, а все сомнения должны толковаться в пользу подсудимого (ст. 49 ч.3, Конституции РФ).
  2. Кто может опротестовать и обжаловать приговор суда по данному делу? В какие сроки?
  - По данному делу кассационный протест может принести прокурор, а подать кассационную жалобу - обвиняемый, его защитник и потерпевший. Если в течение 7 суток приговор не обжалован и не опротестован, он вступает в законную силу и приводится в исполнение (ст. 325, 328, 356 УПК).
  Фабула: Приговор по делу Семенова не был обжалован и опротестован.
  Вопрос:
  1. На какой стадии окончился уголовный процесс по делу Семенова, какие его стадии могут и какие не могут возникнуть в дальнейшем?
  - После закончившейся стадии судебного разбирательства, которая завершилась постановлением приговора, должна последовать стадия исполнения приговора. Стадия кассационного рассмотрения еще возможна, если будет подано ходатайство о восстановлении пропущенного кассационного срока и суд его удовлетворит. Возможна и стадия проверки приговора в порядке надзора.
  Гражданское дело №...
  по иску Петровой К.С. к Петрову И.В. о разделе имущества
  Фабула: 2 июня 199... г. Петрова К.С. обратилась в Н-ский районный суд с исковым заявлением. Она указала, что ранее состояла в браке с Петровым и в это время ими был приобретен дачный домик в Н-ском районе. После расторжения брака Петров ее в домик не пускает, утверждая, что прописан в этом домике и дом принадлежит ему. Петрова просила о разделе дома.
  Вопросы:
  1. Подсудно ли дело Н-скому районному суду?
  - Да, поскольку иски о праве на строение подсудны суду по месту нахождения имущества (ст. 119 ГПК). По общему же правилу иск подается по месту жительства (нахождения) ответчика (ст. 117 ГПК).
  2. Кто решает вопрос о дальнейшем движении иска, в какой форме?
  - Этот вопрос решается судьей единолично. Отказ в принятии может иметь место только в случаях, установленных законом (ст. 129 ГПК). Приняв заявление, судья опрашивает истца по существу исковых требований и разъясняет его права. Определяет кто подлежит вызову в судебное заседание, решает другие вопросы указанные в ст. 141 ГПК. После этого выносится определение о назначении дела к разбирательству.
  3. Может ли судья рассматривать этот иск по существу единолично?
  - Может, поскольку дело возникло из семейных отношений (ст. 113 ГПК).
  Фабула: После открытия судебного заседания выяснилось, что ответчик в суд не явился по неизвестной причине.
  Вопрос: Может ли суд рассмотреть дело в его отсутствие?
  - Нет. Если не поступило заявление от ответчика о рассмотрении дела в его отсутствие, разбирательство откладывается (ст. 158 ГПК).
  Фабула: Рассмотрение было перенесено на другой день. Явились обе стороны, и было начато разбирательство. Судья изложил обстоятельства дела. На его вопрос истец ответила, что свои требования поддерживает, а ответчик - что их не признает. Далее были заслушаны объяснения истца и ответчика.
  Вопросы:
  1. Могут ли стороны задавать друг другу вопросы?
  - Да, могут (ст. 166 ч. 1 ГПК).
 2. Служат ли эти объяснения источником доказательств?
 - Да, служат (ст. 49, 60 ГПК).
  Фабула: Свидетели в суд не вызывались. Стороны ссылались на документы (о покупке дома, о прописке в нем ответчика и др.).
  Вопрос: Каким образом исследуются в судебном заседании письменные доказательства?
  - Они оглашаются и предъявляются лицам, участвующим в деле (ст. 175 ГПК).
  Фабула: После исследования документов судья выяснил у истца и ответчика, не желают ли они дополнить материалы дела. Оба ответили отрицательно. Судья объявил исследование дела законченным.
  Вопросы:
  1. Что следует за этим этапом судебного разбирательства?
  - Судебные прения (ст. 184 ГПК).
  2. В каком порядке они должны проходить?
  - Первым выступает истец, затем ответчик. Стороны вправе обменяться репликами. Если в деле участвует прокурор, то он дает заключение после судебных прений (ст. 185 УПК).
  3. Если в ходе судебного разбирательства стороны заявят о том, что пришли к мировому соглашению, как должен действовать суд?
  - Суд должен утвердить мировое соглашение, если оно не противоречит закону и не нарушает чьи-либо права (ст. 34 ГПК).
  Фабула: После судебных прений (прокурор в деле не участвовал) судья удалился в совещательную комнату для вынесения решения.
  Вопросы:
  1. Если судья рассматривает дело единолично, действует ли принцип тайны совещания судей?
 - Да, никто не должен присутствовать в совещательной комнате при принятии решения (ст. 193 ГПК).
 - 2. Что должно содержаться в решении?
  - Решение состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. Содержание каждой из них установлено ст. 197 ГПК.
  Фабула: Судья объявил решение: 0,5 дома присуждается истцу (в соответствии со ст. 34 Семейного кодекса РФ супруги имеют равные права на имущество, нажитое во время брака). После оглашения решения судья разъяснил порядок его обжалования.
  Вопросы:
  1. В каком порядке решение вступает в законную силу?
  - Если оно не обжаловано и не опротестовано в течение 10 суток, или после утверждения решения кассационной инстанцией (ст. 208 ч. 1 ГПК).
  2. В какой суд ответчик может подать жалобу?
  - Кассационная жалоба подается в суд, принявший решение, а тот направляет ее вместе с делом в областной (краевой и т.п.) суд (ст. 283 ГПК).
  Фабула: Областной суд, рассмотрев дело по жалобе ответчика, оставил решение в силе, и оно было обращено к исполнению. Истцу выдан исполнительный лист.
  Вопрос:
  1. Какие процессуальные стадии прошло это дело?
  - Стадии: подготовки к судебному разбирательству, судебного разбирательства, кассационного рассмотрения и исполнения решения.
  Формы работы учащихся над материалами не отличаются от тех, которые были рекомендованы по теме № 1.
 
 Темы контрольных работ
 1. Понятие, черты и структура процессуального права.
 2. Юридический процесс, его характерные черты и структура.
 3. Доказательства в юридическом процессе.
 4. Источники процессуального права.
  5. Принципы процессуального права.
  6. Процессуальные правоотношения.
  7. Стадии и этапы юридического процесса.
  8. Процессуальный контроль, его функции и виды.
  9. Процессуальная юридическая ответственность. Аналогичные темы могут быть написаны применительно к уголовному или гражданскому процессу.
 
 Список литературы
  1. Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. М., 1991.
 2. Советский уголовно-процессуальный закон и проблемы его эффективности. М., 1979.
  3. Теория юридического процесса. Харьков, 1985.
  4. Юридическая процессуальная форма. М., 1976.
  5. Гражданский процесс: Учебник /Под ред. М.С. Шакарян. М., 1993.
  6. Уголовный процесс: Учебник.
  Можно пользоваться и другими учебниками для вузов по этим дисциплинам.
  Необходимо использовать нормативные материалы (Конституция РФ, УПК, ГПК, АПК, КоАП, Закон о Конституционном Суде РФ).
 
 
 ГЛАВА10 МАТЕРИАЛЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСНОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
 
 Методические рекомендации
  1. Рассказ о роли международного права в современных международных отношениях целесообразно построить с учетом текста резолюций Генеральной Ассамблеи ООН 44/23 от 17 ноября 1989 г. и 47/32 от 25 ноября 1992 г. (см. "Советский журнал международного права". № 1. 1991 г. и "Московский журнал международного права". № 2. 1993 г.). Согласно этим резолюциям 1990-1999 гг. провозглашены Десятилетием международного права ООН.
  В 1995 г. с 13 по 17 марта в Нью-Йорке в зале Генеральной Ассамблеи ООН проходил первый в истории конгресс по международному публичному праву, посвященный 50-летию ООН, на котором присутствовали около 1000 юристов-международников, представлявших все регионы мира и все научные направления. Один из участников подчеркнул, что международное право - это единственный "общий язык" у всех народов мира.
  Примеры практического влияния международного права на жизнь людей и народов можно найти в статьях, опубликованных в специальном журнале по международному праву - ежеквартальнике "Московский журнал международного права", издаваемом с 1991 г. (в 1991 г. под названием "Советский журнал международного права").
  2. Российские юристы внесли значительный вклад в развитие международно-правовой науки. Сведения об этом можно почерпнуть в кн.: Левин Д.Б. История международного права. М., 1962.
  Полная библиография работ отечественных юристов-международников за период 1917-1990 гг. содержится в кн.: Международное право. Библиография 1917-1972 гг. М., 1976; Международное право. Библиография 1973-1985 гг. М., 1987; Международное право. Библиография 1986-1990. Санкт-Петербург, 1992.
  О вкладе в науку международного права наших современников можно узнать из публикуемых "Московским журналом международного права" материалов под рубрикой "Кто есть кто в нашей науке".
  3. Рассматривая проблему субъектов в международном праве, особое внимание полезно уделить проблеме правосубъективности членов федеративных государств. С точки зрения внутригосударственного права они являются, субъектами федерации. Субъектами в системе международного права они не являются, и их право на внешние сношения с иностранными государствами определяется конституцией федерации и обычно является весьма ограниченным.
  Подробнее об этом можно прочесть в кн.: Международное право: Учебник. М., 1994. Гл. IV; а также в ст.: Пустогаров В.В. Международная деятельность субъектов федерации // Московский журнал международного права. № 2. 1992.
  4. При рассмотрении сути международных договоров целесообразно предложить учащимся ознакомиться с текстом какого-либо договора и резолюции, которые можно найти в номерах "Московского журнала международного права", "Дипломатическом вестнике" МИД РФ и в различных сборниках международных договоров.
  5. Изучение принципов международного права хорошо сопровождать конкретными примерами их реализации на практике. Для этого необходимо проанализировать нормативное содержание принципа, иллюстрируя каждое его положение примерами из периодической печати.
  Толкование соответствующих положений каждого принципа можно найти в кн.: Международное право: Учебник. М., 1994; Словарь международного права. М., 1986; Дипломатический словарь: В 3 т. М 1984-1986.
  6. При рассмотрении института международно-правового признания необходимо подчеркнуть, что признание нового государства другими субъектами не означает "создание" нового субъекта. Новый субъект возникает объективно вследствие появления нового государства. Однако признание имеет существенное значение для нового государства, ибо ни одно государство не может существовать в изоляции, без сотрудничества с другими государствами в качестве равноправного субъекта-партнера.
  Здесь можно рассмотреть исторические примеры - борьба за признание Советского государства в 20-х годах нашего столетия, процесс международного признания Германской Демократической Республики в 1972-1973 гг. По данной теме целесообразно использовать кн.: Бобров Р.Л. Шаг, продиктованный историей. М., 1974, также книги проф. Д.И. Фельдмана, изданные в Казанском университете.
  7. Проблема правопреемства стала особенно актуальной в последнем десятилетии нашего века после воссоединения ГДР с ФРГ, распада СССР, Югославии и Чехословакии.
  По этому вопросу можно использовать статьи, опубликованные в "Московском журнале международного права": И. Клапаса (№ 4 за 1992 г.), Б. Клименко (№ 1 за 1992 г.).
  Важно отметить, что международное право регламентирует правопреемство применительно к государственным договорам, государственному имуществу и государственным долгам. Правопреемством в отношении обязательств, имущества и долгов юридических лиц и отдельных индивидов международное право не занимается.
  8. При изучении вопроса "Территория" необходимо пользоваться политической картой мира. Интересные факты можно найти в кн. Клименко Б.М.: Государственная территория. М., 1974 и Мирное решение территориальных споров. М., 1982.
  9. Изучение вопроса "Население" предполагает учет тесного переплетения международно-правовых актов и национальных законов, регулирующих правовое положение личности в государстве.
  Интересно провести с учащимися сравнительный анализ соответствующих разделов Конституции РФ, Закона РФ о беженцах 1993 г. и т.д. с Международной конвенцией о статусе беженцев 1951 г.
  10. Тему третью данной главы учебника целесообразно рассмотреть на конкретных примерах реализации международно-правовой ответственности. При этом предложить слушателям конкретную ситуацию, изучив которую, они могли бы сделать вывод о возникновении ответственности и ее обоснование со ссылками на нормы права, которые были нарушены.
  Конкретные исторические примеры можно заимствовать из книги Блищенко И.П. ''Прецеденты в международном праве''. М., 1977.
  Полезно также обратиться к примеру какого-либо специального международного механизма мирного урегулирования споров. Можно, в частности, рекомендовать материалы под рубрикой "Совещание СБСЕ по мирному урегулированию споров", опубликованные в журнале "Московский журнал международного права" № 3 за 1993 г.
  В рамках этой темы следовало бы сосредоточить внимание на изучении функций и компетенции главных органов ООН, отраженных в ее Уставе.
  11. При изучении отраслей международного права и его источников целесообразно прежде всего рассмотреть текст какого-либо международного договора, которые регулярно публикуются в номерах "Московского журнала международного права" и "Дипломатического вестника", а также в "Российской газете".
  Рассматривая текст договора, важно обратить внимание на взаимность прав и обязательств заключивших его государств.
  В зависимости от контингента учащихся можно сосредоточить внимание на одной из отраслей международного права, используя для этого соответственно одну из глав XV-XXIV учебника "Международное право". М., 1994 (под редакцией Ю.М. Колосова и В. И. Кузнецова).
  Приступая к изучению международного гуманитарного права, необходимо подчеркнуть, что десятилетие, начавшееся 1 января 1995 г., провозглашено Генеральной Ассамблеей ООН Десятилетием обучения правам человека (резолюция Генеральной Ассамблеи 49/184 от 23 декабря 1994 г.).
  Изучение проблем прав человека целесообразно осуществлять в контексте Венской декларации и Программы действий, которые были приняты Второй Всемирной конференцией по правам человека (Вена, 14-25 июня 1993 г.). Полный текст этих документов с комментарием опубликован в "Московском журнале международного права" № 1 за 1994 г.
  При обсуждении с учащимися проблем прав человека необходимо использовать текст Конституции Российской Федерации 1993 г. (Глава 2. Права и свободы человека и гражданина).
 
 Приложение
 Венская декларация и Программа действий
 (извлечения)
 
  Всемирная конференция по правам человека,
  учитывая, что поощрение и защита прав человека являются вопросом первостепенного значения для международного сообщества и что Конференция предоставляет уникальную возможность для проведения всестороннего анализа международной системы прав человека и механизма защиты прав человека с целью укрепления и, таким образом, поощрения более полного соблюдения этих прав справедливым и сбалансированным образом,
  признавая и утверждая, что все права человека проистекают из достоинства и ценности, присущих человеческой личности, и что человеческая личность является центральным субъектом прав человека и основных свобод и, соответственно, должна быть основным бенефициаром этих прав и свобод и активно участвовать в их реализации,
  подтверждая свою приверженность целям и принципам, содержащимся в Уставе Организации Объединенных Наций и во Всеобщей декларации прав человека,
  подтверждая содержащееся в статье 56 Устава Организации Объединенных Наций обязательство принимать совместные и самостоятельные действия с должным акцентом на развитие эффективного международного сотрудничества для достижения целей, изложенных в статье 55, включая всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех,
  подчеркивая ответственность всех государств в соответствии с Уставом Организации Объединенных наций развивать и поощрять уважение к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии,
  ссылаясь на преамбулу Устава Организации Объединенных Наций, в частности на решимость вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций,
  напоминая также о выраженной в преамбуле Устава Организации Объединенных Наций решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, проявлять терпимость и жить вместе как добрые соседи, а также использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов,
  подчеркивая, что Всеобщая декларация прав человека, выполнение которой является общей задачей для всех народов и всех государств, является источником вдохновения и представляет собой основу для Организации Объединенных Наций в деле достижения дальнейшего прогресса в установлении стандартов, содержащихся в действующих международных договорах по правам человека, и в частности в Международном пакте о гражданских и политических правах и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах,
  учитывая крупные изменения, происходящие на международной арене, и надежды всех народов на установление международного порядка, основанного на принципах, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций, включая поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех и уважение принципа равноправия и самоопределения народов, на мире, демократии, справедливости, равенстве, законности, плюрализме, развитии, лучших условиях жизни и солидарности,
  испытывая глубокое беспокойство по поводу различных форм дискриминации и насилия, которым продолжают подвергаться женщины во всем мире,
  признавая, что деятельность Организации Объединенных Наций в области прав человека должна быть рационализирована и активизирована, с тем чтобы укрепить механизм Организации Объединенных Наций в этой области и достичь целей всеобщего уважения к соблюдению международных норм в области прав человека,
  принимая во внимание декларации, принятые тремя региональными совещаниями в Тунисе, Сан-Хосе и Бангкоке, и вклады правительств, и памятуя о предложениях межправительственных и неправительственных организаций, а также исследованиях, подготовленных независимыми экспертами в процессе подготовки к Всемирной конференции по правам человека,
  приветствуя проведение в 1993 году Международного года коренных народов мира как подтверждение обязательства международного сообщества обеспечить осуществление ими всех прав человека и основных свобод, а также уважение ценности и многообразия их культур и самобытности,
  признавая также, что международному сообществу следует определить пути и средства устранения существующих препятствий и решения проблем, стоящих на пути полного осуществления всех прав человека, а также прекращения связанных с ними нарушений прав человека, продолжающихся во всем мире,
  учитывая дух нашей эпохи и реальности нашего времени, которые требуют от народов мира и всех государств - членов Организации Объединенных Наций направить усилия на решение глобальной задачи поощрения и защиты всех прав человека и основных свобод для обеспечения полного и всеобщего осуществления этих прав,
  будучи исполнена решимости предпринять новые шаги в осуществлении обязательств международного сообщества для достижения существенного прогресса в деятельности в области прав человека на основе более активных и последовательных усилий в рамках международного сотрудничества и солидарности,
  торжественно принимает Венскую декларацию и Программу действий.
  I
 
  1. Всемирная конференция по правам человека подтверждает священный долг всех государств выполнять свои обязательства по поощрению всеобщего уважения, соблюдения и защиты всех прав человека и основных свобод для всех в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, другими договорами, касающимися прав человека, и нормами международного права. Универсальность этих прав и свобод носит бесспорный характер.
  С учетом этого укрепление международного сотрудничества в области прав человека имеет существенно важное значение для полного осуществления целей Организации Объединенных Наций.
  Права человека и основные свободы являются правами, данными с рождения каждому человеку; их защита и поощрение являются первейшей обязанностью правительств.
  2. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно определяют свой политический статус и беспрепятственно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие.
  Принимая во внимание особое положение народов, находящихся под колониальным или другими формами чужеземного господства или иностранной оккупации, Всемирная конференция по правам человека признает право народов предпринимать любые законные действия в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций для осуществления своего неотъемлемого права на самоопределение. Всемирная конференция по правам человека считает отказ в праве на самоопределение нарушением прав человека и подчеркивает важность эффективного осуществления этого права.
  Согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, вышесказанное не должно истолковываться как разрешение или поощрение любых действий, нарушающих или подрывающих, полностью или частично, территориальную целостность или политическое единство суверенных и независимых государств, которые соблюдают принцип равноправия и самоопределения народов и в силу этого имеют правительства, представляющие интересы всего народа на их территории без каких-либо различий.
  3. Следует принимать эффективные международные меры, с тем чтобы гарантировать и контролировать соблюдение стандартов в области прав человека в отношении народов, находящихся под иностранной оккупацией, и обеспечивать эффективную правовую защиту в случае нарушения их прав человека в соответствии с нормами в области прав человека и нормами международного права, особенно с Женевской конвенцией о защите гражданского населения во время войны от 14 августа 1949 года и другими применимыми нормами гуманитарного права.
  4. Поощрение и защиту всех прав человека и основных свобод необходимо рассматривать в качестве первоочередной задачи Организации Объединенных Наций в соответствии с ее целями и принципами, включая цели международного сотрудничества. В рамках осуществления этих целей и принципов поощрение и защита всех прав человека являются предметом законной обеспокоенности международного сообщества. С учетом этого органам и специализированным учреждениям, имеющим отношение к вопросам прав человека, следует и далее укреплять координацию своей деятельности на основе последовательного и объективного применения международных договоров по правам человека.
  5. Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы.
  6. Усилия системы Организации Объединенных Наций в деле обеспечения всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех способствуют стабильности и благосостоянию, которые необходимы для установления мирных и дружественных отношений между нациями, и улучшению условий мира и безопасности, а также социального и экономического развития в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.
  7. Процессы поощрения и защиты прав человека должны осуществляться в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций и международного права.
  8. Демократия, развитие и уважение к правам человека и основным свободам являются взаимозависимыми и взаимоукрепляющими. Демократия основывается на свободно выраженной воле народа определять свои собственные политическую, экономическую, социальную и культурную системы и на его полном участии во всех аспектах своей жизни. С учетом вышесказанного процесс поощрения и защиты прав человека и основных свобод на национальном и международном уровнях должен носить универсальный характер и осуществляться без каких-либо условий. Международному сообществу следует способствовать укреплению и поощрению демократии, развитию и уважению прав человека и основных свобод во всем мире.
  9. Всемирная конференция по правам человека подтверждает, что наименее развитые страны, многие из которых находятся в Африке, привержены процессу демократизации и осуществлению экономических реформ, и международное сообщество должно оказывать им поддержку для того, чтобы они добились успеха в переходе к демократии и экономическому развитию.
  10. Всемирная конференция по правам человека подтверждает право на развитие, установленное в Декларации о праве на развитие, как универсальное и неотъемлемое право, составляющее неотъемлемую часть основных прав человека.
  Как заявлено в Декларации о праве на развитие, человек является основным субъектом процесса развития.
  Хотя развитие содействует осуществлению всех прав человека, на отсутствие развития нельзя ссылаться для оправдания ущемления международно признанных прав человека.
  Государствам следует сотрудничать друг с другом в деле обеспечения развития и устранения препятствий на пути развития. Международному сообществу следует содействовать эффективному международному сотрудничеству в целях осуществления права на развитие и устранения препятствий на пути развития.
  Для обеспечения стабильного прогресса в деле осуществления права на развитие необходимы эффективные программы развития на национальном уровне, а также справедливые экономические отношения и благоприятное экономическое окружение на международном уровне.
  11. Для справедливого удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений в области развития окружающей среды требуется осуществление права на развитие. Всемирная конференция по правам человека признает, что незаконный сброс токсичных и опасных веществ и отходов представляет потенциальную серьезную угрозу для права каждого человека на жизнь и здоровье.
  С учетом этого Всемирная конференция по правам человека призывает все государства принимать и строго выполнять существующие конвенции, касающиеся сброса токсичных и опасных продуктов и отходов, и сотрудничать в деле предотвращения незаконного сброса.
  Каждый человек имеет право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения. Всемирная конференция по правам человека отмечает, что прогресс в некоторых областях, особенно в биомедицинских и биологических науках, а также в области информационных технологий, может иметь потенциально негативные последствия для неприкосновенности, достоинства и прав человеческой личности, и призывает осуществлять международное сотрудничество в целях обеспечения полного уважения прав и достоинства человека в этой сфере, находящейся в центре внимания всего человечества.
  12. Всемирная конференция по правам человека призывает международное сообщество приложить все усилия к тому, чтобы помочь облегчить бремя внешней задолженности развивающихся стран с целью поддержания усилий правительств таких стран по обеспечению полного осуществления экономических, социальных и культурных прав их народов.
  13. Необходимо, чтобы государства и международные организации в сотрудничестве с неправительственными организациями создали благоприятные условия на национальном, региональном и международном уровнях в целях обеспечения полного и эффективного осуществления прав человека. Государствам следует искоренить все нарушения прав человека и вызывающие их причины, а также устранить препятствия на пути осуществления этих прав.
  14. Существование широко распространенной крайней нищеты препятствует полному и эффективному осуществлению прав человека; ее незамедлительное облегчение и окончательная ликвидация должны оставаться задачей первостепенной важности для международного сообщества.
  15. Уважение прав человека и основных свобод без какого бы то ни было различия является основополагающей нормой международного права в области прав человека. Скорейшее и полное искоренение всех форм расизма и расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости является одной из первоочередных задач международного сообщества. Правительствам следует принимать эффективные меры для их предотвращения и борьбы с ними. К группам учреждениям, межправительственным и неправительственным организациям а также к частным лицам обращается настоятельный призыв активизировать усилия по обеспечению сотрудничества и координации их деятельности в борьбе с этим злом.
  16. Всемирная конференция по правам человека приветствует прогресс, достигнутый в демонтаже апартеида, и призывает международное сообщество и систему Организации Объединенных Наций оказывать содействие этому процессу.
  Всемирная конференция по правам человека также выражает сожаление по поводу непрекращающихся актов насилия, направленных на подрыв движения за демонтаж системы апартеида мирными средствами.
  17. Акты, методы и практика терроризма во всех его формах и проявлениях равно как и его связь в некоторых странах с незаконным оборотом наркотиков, являются деятельностью, которая направлена на уничтожение прав человека основных свобод и демократии, создает угрозу территориальной целостности и безопасности государств и дестабилизирует законные правительства. Международному сообществу следует принять необходимые меры для укрепления сотрудничества в деле предотвращения терроризма и борьбы с ним.
  18. Права человека женщин и девочек являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Полное и равное участие женщин в политической, гражданской, экономической, общественной и культурной жизни на национальном, региональном и международном уровнях, а также ликвидация всех форм дискриминации по признаку пола являются первоочередными целями международного сообщества.
  Насилие по признаку пола и все формы сексуального домогательства и эксплуатации, включая те из них, которые проистекают из культурных предрассудков и незаконной международной торговли женщинами, несовместимы с достоинством и ценностью человеческой личности и должны быть искоренены. Этого можно достичь путем принятия правовых мер и посредством национальных действий и международного сотрудничества в таких областях, как экономическое и социальное развитие, просвещение, безопасное материнство и здравоохранение, а также социальная поддержка.
  Права человека женщин должны составлять неотъемлемую часть деятельности Организации Объединенных Наций в области прав человека, включая содействие соблюдению всех договоров о правах человека, относящихся к женщинам.
  Всемирная конференция по правам человека настоятельно призывает правительства, учреждения, межправительственные и неправительственные организации активизировать свои усилия по защите и поощрению прав человека женщин и девочек.
  19. Учитывая важность поощрения и защиты прав человека лиц, принадлежащих к меньшинствам, и вклад такого поощрения и защиты в политическую и социальную стабильность государств, в которых такие лица проживают.
  Всемирная конференция по правам человека подтверждает обязательство государств обеспечивать, чтобы лица, принадлежащие к меньшинствам, могли в полной мере и эффективно осуществлять все права человека и основные свободы без какой бы то ни было дискриминации и на основе полного равенства перед законом в соответствии с Декларацией Организации Объединенных Наций о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.
  Лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право пользоваться плодами своей культуры, исповедовать свою религию и отправлять религиозные обряды, а также использовать свой родной язык в частной жизни и публично, свободно и без вмешательства или какой-либо дискриминации.
  20. Всемирная конференция по правам человека признает присущее коренным народам достоинство и их уникальный вклад в развитие общества и обеспечение плюрализма и решительно подтверждает приверженность международного сообщества их экономическому, социальному и культурному благосостоянию и обеспечению для них возможности пользоваться плодами устойчивого развития. Государствам следует обеспечивать полное и беспрепятственное участие коренных народов во всех аспектах жизни общества, в частности в вопросах, затрагивающих их интересы. Учитывая важность поощрения и защиты прав коренных народов и вклад такого поощрения и защиты в политическую и социальную стабильность государств, в которых такие народы проживают, государствам следует, в соответствии с международным правом, принимать согласованные позитивные шаги по обеспечению уважения всех прав человека и основных свобод коренных народов на основе равенства и недискриминации и признавать значение и многообразие их самобытности, культуры и общественной организации.
  21. Всемирная конференция по правам человека, приветствуя быструю ратификацию Конвенции о правах ребенка большим числом государств и отмечая признание прав детей во Всемирной декларации о выживании, защите и развитии детей и Плане действий, принятых на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей, настоятельно призывает к универсальной ратификации Конвенции к 1995 году и ее эффективному осуществлению государствами-участниками путем принятия всех необходимых законодательных, административных и других мер и максимального выделения для этого имеющихся ресурсов. Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание следует уделять недискриминации и наилучшему обеспечению интересов ребенка, при этом надлежащее внимание должно уделяться взглядам ребенка. Следует укрепить национальные и международные механизмы и программы защиты и охраны детей, в частности девочек, детей, оставленных без надзора, беспризорных детей, детей, подвергающихся экономической и сексуальной эксплуатации, включая детскую порнографию, детскую проституцию или продажу органов, детей, страдающих болезнями, включая синдром приобретенного иммунодефицита, детей из числа беженцев и перемещенных лиц, детей, находящихся в тюремном заключении, детей в вооруженных конфликтах, а также детей - жертв голода и засухи и других критических ситуаций. Следует развивать международное сотрудничество и солидарность в поддержку осуществления Конвенции, и права ребенка должны стать одной из приоритетных целей действий в области прав человека в рамках всей системы Организации Объединенных Наций.
  Всемирная конференция по правам человека также подчеркивает, что для полного и гармоничного развития личности ребенок должен расти в условиях семьи, которая в этой связи заслуживает большей защиты.
  22. Особое внимание необходимо уделять обеспечению недискриминации и равного осуществления всех прав человека и основных свобод инвалидов, включая их активное участие во всех аспектах жизни общества,
  23. Всемирная конференция по правам человека подтверждает, что каждый человек, без каких бы то ни было различий, имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем, а также право возвращаться в свою страну. В этой связи она подчеркивает важность Всеобщей декларации прав человека, Конвенции 1951 года о статусе беженцев, Протокола к ней 1967 года и региональных договоров. Она выражает свою признательность государствам, которые продолжают принимать и размещать на своей территории большое число беженцев, а также Управлению Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев за его неустанные усилия по выполнению своих задач. Она также выражает признательность Ближневосточному агентству Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ.
  Всемирная конференция по правам человека признает, что грубые нарушения прав человека, в том числе в ходе вооруженных конфликтов, входят в число многочисленных и сложных факторов, ведущих к перемещению людей.
  Всемирная конференция по правам человека признает, что ввиду сложности глобального кризиса в связи с беженцами и в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, международными договорами по этим вопросам и требованиями международной солидарности, а также в духе распределения бремени необходим всеобъемлющий подход международного сообщества к координации и сотрудничеству с соответствующими странами и организациями, учитывающий мандат Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев. Это должно включать в себя разработку стратегий ликвидации коренных причин и последствии движения беженцев и других перемещенных лиц, укрепление механизмов чрезвычайной готовности и действий в чрезвычайных ситуациях, предоставление эффективной защиты и помощи с учетом особых потребностей женщин и детей, а также достижение долгосрочных решений, главным образом в рамках предпочтительного решения достойной и безопасной добровольной репатриации, включая такие решения, которые были одобрены международными конференциями по проблемам беженцев. Всемирная конференция по правам человека подчеркивает ответственность государств, в особенности в том, что касается стран происхождения.
  В свете этого всеобъемлющего подхода Всемирная конференция по правам человека подчеркивает важность уделения особого внимания, в том числе в рамках межправительственных и гуманитарных организаций, вопросам, касающимся перемещенных внутри страны лиц, и изысканию их долговременных решений, включая добровольное и безопасное возвращение и реабилитацию этих лиц.
  В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами гуманитарного права Всемирная конференция по правам человека далее подчеркивает важность и необходимость гуманитарной помощи жертвам всех стихийных бедствий и антропогенных катастроф.
  24. Большое значение необходимо придавать поощрению и защите прав человека лиц, принадлежащих к уязвимым группам населения, включая трудящихся-мигрантов, ликвидации всех форм их дискриминации, а также укреплению и более эффективному осуществлению действующих договоров о правах человека. Государства обязаны разработать и применять адекватные меры на национальном уровне, в частности в областях образования, здравоохранения и социальной поддержки, в интересах поощрения и защиты прав лиц в уязвимых группах их населения и обеспечения участия тех из них, кто заинтересован в отыскании решения своих проблем.
  25. Всемирная конференция по правам человека подтверждает, что крайняя нищета и социальная изоляция являются оскорблением человеческого достоинства и что необходимо принять срочные меры для достижения лучшего осознания крайней нищеты и ее причин, включая те из них, которые связаны с проблемой развития, в целях поощрения прав человека беднейших слоев населения, искоренения крайней нищеты и социальной изоляции и поощрения пользования результатами социального прогресса. Необходимо, чтобы государства содействовали участию беднейших слоев населения в процессе принятия решений в общине, в которой они живут, в поощрении прав человека и усилиях по борьбе с крайней нищетой.
  26. Всемирная конференция по правам человека приветствует прогресс, достигнутый в кодификации договоров о правах человека, представляющей собой динамичный и развивающийся процесс, и настоятельно призывает к универсальной ратификации договоров о правах человека. В адрес всех государств обращается призыв присоединиться к этим международным договорам и по мере возможности избегать использования оговорок.
  27. Каждому государству следует создать эффективную систему средств правовой защиты для рассмотрения жалоб в связи с нарушениями прав человека и устранения таких нарушений. Система отправления правосудия, включая правоохранительные органы и органы прокуратуры, и особенно работников независимых судебных органов и адвокатуры, в полном соответствии с применимыми стандартами, содержащимися в международных договорах о правах человека, имеет исключительно важное значение для всесторонней и недискриминационной реализации прав человека и является неотъемлемым элементом процессов демократии и устойчивого развития. В данном контексте необходимо надлежащим образом финансировать учреждения, занятые отправлением правосудия, и международному сообществу следует увеличить объем как технической, так и финансовой помощи в этих целях. Организация Объединенных Наций должна в первоочередном порядке использовать специальные программы консультативного обслуживания для обеспечения надежного и независимого отправления правосудия.
  28. Всемирная конференция по правам человека выражает тревогу по поводу массовых нарушений прав человека, особенно в форме геноцида, "этнической чистки" и систематических изнасилований женщин в условиях военных действий, что порождает массовые потоки беженцев и перемещенных лиц. Решительно осуждая эту отвратительную практику, она вновь призывает наказать лиц, виновных в совершении таких преступлений, и немедленно прекратить подобную практику.
  29. Всемирная конференция по правам человека выражает глубокую обеспокоенность по поводу продолжающихся нарушений прав человека во всех районах мира, которые представляют собой игнорирование стандартов, содержащихся в международных договорах о правах человека и предусмотренных международным гуманитарным правом, и по поводу отсутствия достаточных и эффективных средств правовой защиты жертв.
  Всемирная конференция по правам человека глубоко обеспокоена нарушениями прав человека во время вооруженных конфликтов, затрагивающих гражданское население, особенно женщин, детей, престарелых и инвалидов. В связи с этим Конференция призывает государства и все стороны, участвующие в вооруженных конфликтах, строго соблюдать нормы международного гуманитарного права, изложенные в Женевских конвенциях 1949 года, и другие нормы и принципы международного права, а также минимальные стандарты в области защиты прав человека, предусмотренные в международных конвенциях.
  Всемирная конференция по правам человека вновь подтверждает право жертв на помощь гуманитарных организаций, предусмотренное в Женевских конвенциях 1949 года и других соответствующих документах, относящихся к международному гуманитарному праву, и призывает обеспечивать безопасный и своевременный доступ к такой помощи.
  30. Всемирная конференция по правам человека также выражает тревогу и осуждение в связи с тем, что грубые и систематические нарушения прав человека и ситуации, которые создают серьезные препятствия на пути полного осуществления всех прав человека, продолжают иметь место в различных частях земного шара. Такие нарушения и препятствия включают в себя также пытки и жестокие, бесчеловечные и унижающие достоинство виды обращения и наказания, казни без надлежащего судебного разбирательства и произвольные казни, исчезновения, произвольные задержания, все формы расизма, расовой дискриминации и апартеида, иностранную оккупацию и чужеземное господство, ксенофобию, нищету, голод и другие формы отказа в пользовании экономическими, социальными и культурными правами, религиозную нетерпимость, терроризм, дискриминацию в отношении женщин и отсутствие законности.
  31. Всемирная конференция по правам человека призывает государства воздерживаться от любых односторонних мер, не соответствующих международному праву и Уставу Организации Объединенных Наций, которые создают препятствия для торговых отношений между государствами и затрудняют полную реализацию прав человека, изложенных во Всеобщей декларации прав человека и международных договорах о правах человека, в частности права каждого человека на уровень жизни, надлежащим образом обеспечивающий его здоровье и благосостояние, включая питание и медицинскую помощь, услуги здравоохранения и необходимые социальные услуги. Всемирная конференция по правам человека подтверждает, что продовольствие не должно использоваться в качестве инструмента политического давления.
  32. Всемирная конференция по правам человека подтверждает важность обеспечения универсальности, объективности и неизбирательности при рассмотрении вопросов прав человека.
  33. Всемирная конференция по правам человека подтверждает, что в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах и другими международными договорами о правах человека государства обязаны обеспечивать, чтобы система образования была направлена на укрепление уважения к правам человека и основным свободам. Всемирная конференция по правам человека подчеркивает важность включения вопроса о правах человека в учебные программы и призывает государства осуществлять это на практике. Система образования должна способствовать взаимопониманию, терпимости, миру и поддержанию дружеских отношений между народными и всеми расовыми или религиозными группами и поощрять деятельность Организации Объединенных Наций в интересах достижения этих целей. Таким образом, просвещение в области прав человека и распространение надлежащей теоретической и практической информации играют важную роль в поощрении и уважении прав человека всех людей без каких-либо различий по признаку расы, пола, языка или религии, и это должно быть отражено в политике в области образования как на национальном, так и международном уровнях. Всемирная конференция по правам человека отмечает, что нехватка ресурсов и отсутствие надлежащей организационной структуры могут затруднить скорейшую реализацию этих целей.
  34. Следует активизировать усилия для оказания помощи странам по их просьбе в создании условий, при которых каждый индивидуум может пользоваться универсальными правами человека и основными свободами. Правительствам, системе Организации Объединенных Наций, а также другим многосторонним организациям настоятельно предлагается значительно увеличить объем ресурсов, выделяемых на программы, направленные на создание и укрепление национального законодательства, национальных учреждений и соответствующих инфраструктур, которые обеспечивают законность и демократию, помощь в проведении выборов, повышение информированности о правах человека посредством подготовки кадров, обучения и просвещения, участие народных масс и формирование гражданского общества.
  Следует укреплять программы консультативного обслуживания и технического сотрудничества в рамках Центра по правам человека, а также повышать их эффективность и транспарентность, что позволит обеспечить их важный вклад в повышение уважения к правам человека. Государствам предлагается увеличить свой вклад в эти программы путем содействия выделению большего объема ассигнований из регулярного бюджета Организации Объединенных Наций, а также путем предоставления добровольных взносов.
  35. Полное и эффективное осуществление деятельности Организации Объединенных Наций в области поощрения и защиты прав человека должно отражать большое значение, придаваемое правам человека в Уставе Организации Объединенных Наций, а также требования к деятельности Организации Объединенных Наций в области прав человека, вытекающие из решений государств-членов. С этой целью следует увеличить средства на деятельность Организации Объединенных Наций в области прав человека.
  36. Всемирная конференция по правам человека подтверждает важную и конструктивную роль, которую играют национальные учреждения по вопросам поощрения и защиты прав человека, в частности в качестве консультативных структур при компетентных органах, их роль в устранении нарушений прав человека, распространении информации о правах человека и обучении вопросам прав человека.
  Всемирная конференция по правам человека поощряет создание и укрепление национальных учреждений, принимая во внимание "Принципы, касающиеся статуса национальных учреждений" и признавая, что каждое государство имеет право избирать такие структуры, которые в наибольшей мере соответствуют его конкретным потребностям на национальном уровне.
  37. Региональные механизмы играют основополагающую роль в поощрении и защите прав человека. Они должны содействовать укреплению универсальных стандартов в области прав человека, содержащихся в международных договорах о правах человека а также их защите. Всемирная конференция по правам человека одобряет предпринимаемые усилия по укреплению этих механизмов и повышению их эффективности и в то же время подчеркивает важность сотрудничества в рамках деятельности Организации Объединенных Наций в области прав человека.
  Всемирная конференция по правам человека признает важную роль неправительственных организаций в деле поощрения всех прав человека и в гуманитарной деятельности на национальном, региональном и международном уровнях. Всемирная конференция по правам человека высоко оценивает их вклад в повышение информированности общественности в вопросах прав человека, в организации обучения, подготовке кадров и исследований в этой области в дело поощрения и защиты всех прав человека и основных свобод. Признавая, что первостепенная ответственность за установление стандартов лежит на государствах. Конференция вместе с тем высоко оценивает вклад неправительственных организаций в этот процесс. В этом отношении Всемирная конференция по правам человека подчеркивает важность продолжения диалога и сотрудничества между правительствами и неправительственными организациями. Неправительственные организации и их члены, активно занимающиеся вопросами прав человека, должны пользоваться правами и свободами, признанными во Всеобщей декларации прав человека, а также защитой со стороны национального законодательства. Эти права и свободы не могут осуществляться в нарушение целей и принципов Организации Объединенных Наций. Неправительственные организации должны пользоваться свободой осуществлять свою деятельность в области прав человека без какого-либо вмешательства, в рамках национального законодательства и Всеобщей декларации прав человека.
  39. Подчеркивая важность объективной, ответственной и беспристрастной информации по вопросам прав человека и гуманитарным вопросам. Всемирная конференция по правам человека поддерживает более широкое участие средств массовой информации, которым в рамках национального законодательства должна быть гарантирована свобода и защита.
 
  II
 В. Равенство, достоинство и терпимость
 1. Расизм, расовая дискриминация, ксенофобия и другие формы нетерпимости
  20. Всемирная конференция по правам человека настоятельно призывает все правительства принять безотлагательные меры и разработать действенную политику по предотвращению всех форм и проявлений расизма, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и по борьбе с ними путем принятия в случае необходимости соответствующего законодательства, включая меры уголовной ответственности и создания национальных учреждений по борьбе с такими явлениями.

<< Пред.           стр. 6 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу