<< Пред.           стр. 1 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 СОДЕРЖАНИЕ
 
 
 Введение 5
 Тема 1. Понятие и сущность товароведения 6
 1.1 Основные понятия в области товароведения 6
 1.2 Принципы товароведения 7
 1.3 Цели и задачи коммерческого товароведения 8
 Тема 2. Объекты и субъекты товароведной деятельности 11
 2.1 Объекты товароведной деятельности 11
 2.2 Субъекты товароведной деятельности 12
 Тема 3. Методы товароведения 15
 3.1 Методы научного познания 15
 3.2 Классификация как метод товароведения 17
 3.3 Кодирование товаров 19
 3.4 Товароведная классификация товара 20
 Тема 4. Ассортимент товаров 24
 4.1 Классификация ассортимента товаров 24
 4.2 Свойства и показатели ассортимента 25
 4.3 Управление ассортиментом 28
 Тема 5. Качество товаров 31
 5.1 Основные понятия в области качества 31
 5.2 Потребительские свойства продовольственных и непродовольственных товаров 32
 5.3 Градация качества 40
 5.4 Управление качеством 42
 Тема 6. Количественные характеристики товаров 45
 6.1 Основные количественные характеристики 45
 6.2 Физические свойства товаров 46
 Тема 7. Технологический цикл товаров 50
 7.1 Стадии технологического цикла 50
 7.2 Контроль качества и количества товарных партий 50
 7.3 Фальсификация и идентификация товаров 51
 
 
 Тема 8. Обеспечение качества и количества товаров 55
 8.1 Формирующие факторы 55
 8.2 Сохраняющие факторы 56
 8.3 Товарные потери 63
 Тема 9. Маркировка потребительских товаров и технические документы 67
 9.1 Маркировка потребительских товаров 67
 9.2 Технические документы 71
 Тема 10. Ответственность изготовителя (продавца) за качество и безопасность продукции 75
 Контрольная работа 79
 Список литературы 97
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ВВЕДЕНИЕ
 
  Учебное пособие "Основы товароведения" составлено на основе рабочей программы в соответствии с требованиями профессиональных образовательных программ специальностей 0601 "Экономика и бухгалтерский учет", 0602 "Менеджмент".
  Учебная дисциплина "Основы товароведения" является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.
  На современном этапе рыночной экономики произошли существенные изменения в развитии потребительского рынка, изменились источники насыщения рынка, их состояние, обновилась ассортиментная политика. Товар как объект коммерческой деятельности является одним из важных элементов рыночных отношений. Поэтому в результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:
  - о состоянии современного рынка товаров;
  * знать:
  - требования к товарам, их потребительские свойства;
  - методы оценки качества, их безвредность и безопасность;
  * уметь:
  - быстро ориентироваться в вопросах спроса, конкурентоспособности, жизненного цикла товара;
  - практически применять знания товароведа.
  Данное учебное пособие включает краткое изложение теоретического материала, контрольные вопросы и задания после каждой темы, 10 вариантов контрольной работы и список литературы. Данного материала достаточно для самостоятельного изучения курса.
  В процессе изучения курса студенту необходимо ответить на контрольные вопросы и задания, а также выполнить итоговую контрольную работу.
 
 
 
 
 
 
 Тема 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТОВАРОВЕДЕНИЯ
 
  1.1 Основные понятия в области товароведения
 
  Любая наука и учебная дисциплина начинаются с определения основных понятий, применяемых в ней. В данном курсе товароведения такими понятиями являются "продукция", "товар" и "товароведение".
  Продукция - материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.
  Продукции присущи две основные особенности:
  - во-первых, она должна быть произведена,
  - во-вторых, должна удовлетворять чьим-то потребностям (должна быть кому-то нужна).
  Следовательно, к продукции относятся: хлеб, консервы, ткани, одежда, сырье, а также продукция природного происхождения: плоды, овощи, грибы, мясо, рыба.
  Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Выращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления, - продукция, а не товар, и только на рынке они превращаются в товар.
 
  Товар - материальная продукция, предназначенная для купли-продажи.
 
  Товар - сложное понятие и не менее сложный материальный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплины - товароведения.
 
  Товароведение - наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.
 
  Термин "товароведение" состоит из двух слов: "товар" и "ведение". Последнее слово произошло от санскрит. veda "веды", что означает "знание", следовательно, в этом смысле товароведение - это знания о товарах.
  Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров.
  Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретным потребностям человека.
  Цель товароведения - изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товароведения.
 
  1.2 Принципы товароведения
 
  Принципами товароведения являются:
  > безопасность;
  > эффективность;
  > совместимость;
  > взаимозаменяемость;
  > систематизация.
  Безопасность - основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром (или услугой) ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.
  Безопасность - одно из обязательных потребительских свойств товара.
  С позиций товароведения товар должен обладать безопасностью для всех субъектов коммерческой деятельности и этот принцип должен соблюдаться в процессах упаковывания, транспортирования, хранения, подготовки к продаже.
  Эффективность - принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении товаров.
  Этот принцип имеет важное значение при формировании ассортимента, обеспечении качества и количества товаров на разных этапах товародвижения.
  Совместимость - принцип, определяемый пригодностью товаров, услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.
  Совместимость товаров принимается во внимание при формировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, оптимального режима.
  Так, использование несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьезные нарушения обмена веществ у человека.
  Взаимозаменяемость - принцип, определяемый пригодностью одного товара, услуги для использования вместо другого товара, услуги в целях выполнения одних и тех же требований.
  Взаимозаменяемость позволяет удовлетворять аналогичные потребности различными товарами и создает конкуренцию между товарами.
  Систематизация - принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров или услуг.
  Принцип систематизации положен в основу группы методов, в состав которых входят идентификация, классификация, обобщение и кодирование.
 
  1.3 Цели и задачи коммерческого товароведения
 
  Переход России от плановой к рыночной экономике внес серьезные изменения в понятие о самом товаре и в товароведение.
  Современная экономическая теория категорию потребительной стоимости практически не рассматривает. В ее основе лежит теория предельной полезности товара:
  - с одной стороны - количество товара с абсолютными потребностями в них;
  - с другой - количество товаров с платежеспособным спросом.
  Конечная цель рыночной деятельности - максимальное удовлетворение жизненных потребностей человека.
  Однако успех любого торгового предприятия зависит от правильного выбора товарной массы, т.е. грамотного формирования ассортимента.
  А правильное формирование ассортимента невозможно без глубоких знаний товароведения, без знания таких вопросов как:
  - современное состояние потребительского рынка товаров;
  - свойства продуктов и товаров, их безвредность и безопасность;
  - качество сырья и готовой продукции;
  - идентификация и фальсификация товаров;
  - методологические основы конкурентоспособности товаров народного потребления;
  - новые виды продукции, тары, упаковки, транспортировки, хранения и реализации.
  При переходе от общего товароведения к рыночному товароведению настала необходимость рассматривать товар в динамике, т.е. в процессе его жизненного цикла, прохождения рыночных этапов.
  Рыночные этапы:
  1) вхождение в рынок;
  2) освоение рынка;
  3) завоевание соответствующей ниши в рыночной системе;
  4) потеря завоевательных позиций и конкурентоспособности.
  В зависимости от этапа меняются цели и задачи рыночного (коммерческого) товароведения.
 
  1. Вхождение в рынок - период появления нового товара на рынке сбыта.
  Задачами коммерческого товароведения являются:
  - изучение новых видов и разновидностей товаров;
  - определение целесообразности их внедрения на рынок с точки рения потребительских достоинств, полезности и безвредности;
 
  2. Освоение рынка - период начального признания товара на рынке.
  Задачи:
  - научно и достоверно обосновать конкурентоспособность товара;
  - проанализировать материально-техническую базу производства и его перспективы;
  - применить использование новых технологий, источников местного и дешевого сырья;
  - новых современных способов упаковки, маркировки товара, методов хранения.
 
  3. Завоевание соответствующей ниши в рыночной системе - период достижения товаром определенного уровня популярности, конкурентоспособности и спроса.
  Задачи:
  - глубокий экономический анализ по удержанию спроса на продукцию;
  - разработка рекомендаций по повышению качества потребительских свойств с целью поддержания на должном уровне спроса населения.
 
  4. Потеря завоеванных позиций и конкурентоспособности - период снижения объемов реализации товара.
  Происходит вытеснение старого товара новым, более качественным и перспективным.
  Задача коммерческого товароведения: оказание помощи по проведению плавной, безболезненной замены отслужившей продукции новым качественным и конкурентоспособным товаром.
  Итак, в задачи коммерческого товароведения входит не только изучение и определение потребительских свойств товаров, качества, полезности, безвредности и безопасности, но и умение быстро и правильно ориентироваться в вопросах спроса, конкурентоспособности, полезного цикла товара, анализировать и прогнозировать этапы товародвижения.
 
  Контрольные вопросы к теме 1
 
  1. Дайте определение понятию "товароведение".
  2. Назовите основные понятия товароведения.
  3. Какие принципы товароведения вы знаете?
  4. Какова основная цель рыночной деятельности?
  5. Охарактеризуйте цели и задачи коммерческого товароведения.
  6. Какие рыночные этапы прохождения товара вы знаете?
 Тема 2. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ТОВАРОВЕДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
  2.1 Объекты товароведной деятельности
 
  Объект - предмет, явление, на которое направлена какая-либо деятельность.
  Объектами товароведной и коммерческой деятельности являются товары.
  Товароведная деятельность направлена на потребительские товары и товары промышленного назначения (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование и т.п.).
  Коммерческая деятельность включает не только товары, но и услуги, ценные бумаги, работу по организации товародвижения.
  Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики:
 
 
 ассортиментную качественную количественную стоимостную
 
  Характеристика - совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления.
  Ассортиментная характеристика товаров - совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и социальное назначение.
  Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает отличия одного вида товара от другого.
  Например, масло сливочное, топленое и растительное принципиально отличаются друг от друга функциональным назначением и пищевой ценностью.
  Качественная характеристика товаров - совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности.
  Качественная характеристика отличается от ассортиментной большей полнотой потребительских свойств, среди которых важное место занимают безопасность и экологичность.
  Количественная характеристика товаров - совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц их измерения.
  Эти характеристики удовлетворяют потребности в товарах определенных размеров и упаковки.
  Стоимостные характеристики товаров не относятся к товароведным и составляют предмет изучения экономических дисциплин.
  Но существует взаимосвязь товароведных характеристик со стоимостью.
  Наиболее выражена прямая пропорциональная зависимость между количественными и стоимостными характеристиками. Это обусловлено тем, что цена как мера стоимости устанавливается чаще всего за единицу измерения товара.
 
  2.2 Субъекты товароведной деятельности
 
  Субъект - это человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности, а также носитель прав и обязанностей.
  Субъекты товароведной деятельности подразделяются на две группы:
  * в первую группу входят - товароведы,
  * во вторую группу - потребители товаров.
 
  Товароведы - специалисты, обеспечивающие продвижение товаров от изготовителей до потребителей с учетом ассортиментной, качественной, количественной и стоимостной характеристик товара, а также запросов потребителей.
  Товароведы осуществляют профессиональную деятельность в тесном взаимодействии с технологами и маркетологами.
  Товаровед должен знать в области товароведения:
  - ассортимент (товарную номенклатуру), показатели, его характеризующие, способы управления ассортиментом;
  - эмпирические и аналитические методы;
  - номенклатуру потребительских свойств товаров;
  - товароведные характеристики товарных групп;
  - факторы, влияющие на качество товаров.
  Товаровед должен уметь:
  - классифицировать, анализировать и обобщать результаты оценки товаров;
  - оценивать качество товаров;
  - проводить диагностику дефектов;
  - идентифицировать товарные партии;
  - учитывать факторы для прогнозирования качества и конкурентоспособности товаров;
  - работать с товарно-сопроводительными документами.
  Вторая группа субъектов, на которых направлена товароведная деятельность, представлена потребителями.
  Определение термина "потребитель" дано в Федеральном законе "О защите прав потребителей":
  Потребитель - гражданин, заказывающий, приобретающий товары (услуги) исключительно для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.
  Товароведы редко взаимодействуют непосредственно с потребителем. Чаще это взаимодействие носит косвенный характер, хотя товароведная деятельность направлена на конечный результат - реализацию товаров, составные характеристики которых удовлетворяют запросам потребителей.
 
 
  Контрольные вопросы к теме 2
 
  1. Что является объектом товароведной деятельности?
  2. Назовите основные характеристики товаров.
  3. Что включает ассортиментная характеристика товаров?
  4. Объясните, чем отличается качественная характеристика товаров от ассортиментной.
  5. Чему способствует количественная характеристика товаров?
  6. Дайте определение следующим понятиям: субъект, товаровед, потребитель.
  7. Что должен знать товаровед в области товароведения?
 
 
 
  Контрольные задания к темам 1, 2
 
  1. Основная цель товароведения - это:
  а) изучение и прогнозирование спроса;
  б) рекламно-информационная работа;
  в) изучение основополагающих характеристик товара;
  г) максимальное удовлетворение жизненных потребностей человека.
  2. Понятия "коммерция", "коммерческий" означают:
  а) торговлю;
  б) любую деятельность, приносящую доход;
  в) торговые процессы по купле-продаже товаров с целью получения прибыли.
  3. В чем отличие предпринимательства от коммерции?
  а) нет отличий;
  б) предпринимательство представляет собой организационно-производственную деятельность;
  в) коммерция представляет собой вид торгового предпринимательства.
  4. Требования к хорошему товароведу:
  а) честность, надежность, верность данному слову;
  б) знание ассортимента товаров;
  в) умение вести торги;
  г) умение оценивать качество товаров;
  д) работа с товарно-сопроводительными документами.
  5. Наиболее важны для деятельности коммерсанта следующие профессиональные качества:
  а) умение налаживать выгодные коммерческие связи;
  б) наличие коммерческой инициативы, самостоятельности и предприимчивости.
  6. Для Вас приемлемо в отношениях с конкурентами:
  а) стараться опередить партнера во всем;
  б) найти пути к взаимовыгодному сотрудничеству;
  в) использовать все дозволенные средства.
 
 
 
 Тема 3. МЕТОДЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ
 
  3.1 Методы научного познания
 
  Метод - способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни.
  Методы научного познания направлены на исследование основного объекта товароведения - товара.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу