<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  В результате неверного списания искажаются следующие строки бухгалтерской отчетности:
 * искажается в балансе строка 622 "Задолженность перед персоналом организации".
 * искажается в балансе строка 470 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"
 * искажается в отчете о прибылях и убытках строка 020 "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг"
 * искажаются расходы в целях налогообложения прибыли
 А также в результате разных сумм "снятых" с расходов будущих периодов и отнесенных на затраты возникает излишнее начисление по счетам 70 и 69.
 
  4) Неверно отражаются расходы на подписку.
  В результате допущенных нарушений, искажаются следующие строки бухгалтерской отчетности:
 * завышена в балансе строка 216 "Расходы будущих периодов" на сумму 12 417.57 руб.;
 * занижена в балансе строка 245 "Авансы выданные" на сумму 9 444.56 руб.;
 * завышена строка баланса 470 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) на сумму 2 973.01 руб.;
 * занижена в отчете о прибылях и убытках строка 040 "Управленческие расходы" на сумму 2 973.01 руб.
 5) Излишне оплачено в бюджет за регистрацию лицензии в сумме 2 600 руб., что не может быть принято на расходы.
 
  Рекомендации
  1) Отнести на затраты расходы, приходящиеся на сентябрь.
  2) Исправить списание по позициям.
  3) Выверить суммы списаний и начислений и вывести реальные остатки. Для удобства и наглядности рекомендуем в учете расходы каждого месяца отражать отдельной строкой.
  Начисление и списание отпускных следует отражать следующим образом:
  Дт 97 Кт 70 (69) - отнесено на расходы будущих периодов,
  Дт 20 (23, 25, 26) Кт 97 - списано на затраты.
 Суммы начислений и списаний рекомендуем показывать в развернутом виде.
 
  4) Рекомендуем в дальнейшем правильно отражать в учете расходы по подписке.
  5) Рекомендуем попытаться вернуть госпошлину, в противном случае отнести на расходы, не принимаемые в целях налога на прибыль.
 
  2.6. Аудит готовой продукции и товаров
  Учет готовой продукции и товаров ведется Обществом в соответствии с требованиями:
 * Федерального закона от 21.11.96 №129 - ФЗ "О бухгалтерском учете";
 * Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н;
 * Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н "Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов";
 * ПБУ 5/01 "Учет материально - производственных запасов".
 
  В проверяемом периоде Обществом не проводились операции по учету готовой продукции и товаров.
  2.7. Аудит денежных средств и финансовых вложений
  2.7.1. Аудит денежных средств
  Учет денежных средств ведется Обществом в соответствии с требованиями:
 * Федерального закона от 21.11.96 №129 - ФЗ "О бухгалтерском учете";
 * Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н;
 * Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров ЦБР от 22.09.93 № 40;
 * Федеральный закон РФ от 22.05.2003 г. №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"
 * ПБУ 3/2000 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденного приказом Минфина РФ от 10.01.2000 №2н.
  В соответствии с расчетом Филиала Ханты-Мансийского банка ОАО лимит остатка денежных средств на 2005 год составил 22 000 руб.
  Инвентаризация денежных средств в кассе проводится Обществом регулярно, например, акт № 10 по состоянию на 01.09.05. По результатам инвентаризации расхождений, а именно излишков (недостач) не установлено.
  По результатам проведения аудита денежных средств мы обращаем Ваше внимание на следующее:
  2.7.1.1. Оформление документов
  Описание ситуации
  1) По РКО № 73 от 04.03.05. выдано Рыбиной А.П. по доверенности от МП Городская филармония, отнесено на внереализационные расходы Дт 91.2 Кт50. Так как это фактически оплата организации, то следует расчеты отражать через счет 60, должен быть акт выполненных работ.
  В платежных ведомостях на выдачу зарплаты систематически не указывается расчетный период, например, ведомость № 1 от 11.01.05.
  В РКО на выплату зарплаты проводки ставятся наоборот Дт 50 Кт 70.
  В ПКО на получение денежных средств из банка отражено: "принято от ОАО ЮТЭК- Югорск". Например, ПКО 6 от 25.01.05. и др.
  По ПКО № 01412 от 28.09.05. поступили профвзносы от сотрудника, в аналитике - поступления от покупателей.
  Листы кассовой книги не унифицированной формы, хотя и довольно приближены.
  Допускается снятие Z-отчетов в понедельник за работу в пятницу, например, Z-отчет № 58 за 11-14 февраля 2005г. и др. Нулевые чеки не прикладываются.
  В книге кассира-операциониста встречаются записи двух Z-отчетов в одну строку, например, Z-отчеты №№ 61, 62 за 17.02.05. и др.
  Допускается путаница в регистрации Z-отчетов, например, в книге 16.02.05. зарегистрирован Z-отчет № 60, фактически это № 61 и др.
  В книге кассира-операциониста не отражаются возвраты денежных средств, например, 17.02.05. пробит чек на возврат на сумму 188, 60 руб. Акта на возврат нет.
  Показания суммирующих денежных счетчиков на начало и конец дня фиксируются в графе для показаний контрольного счетчика.
  Кассовые чеки при расчетах с физическими лицами и при расчетах с организациями пробиваются по одной секции. НДС не выделяется, хотя применяемый кассовый аппарат АМС-100К позволяет при соответствующей настройке отражать суммы НДС.
  2) Остатки по основному расчетному счету 40702810806000000199 на 30.09.05. в учете больше чем по выпискам на сумму 13 240.41 руб. Расхождение возникло по расходам в корреспонденции со счетом 76.5. Убрать
 
  Требования нормативных актов
  Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
  Обращаем внимание, что не допускается наличие в унифицированных формах незаполненных реквизитов. В соответствии с действующей нормативно-правовой базой (Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н) ответственность за достоверность содержащихся в документах данных, правильность их оформления, а также за своевременное и надлежащее составление первичных учетных документов несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
  Если понесенные налогоплательщиком расходы не будут подтверждены документами, оформленными в соответствии с требованиями законодательства РФ, указанные расходы в соответствии с п. 49 ст. 270 НК РФ не учитываются в целях налогообложения прибыли, как не отвечающие всем условиям ст. 252 НК РФ (Письмо УМНС России по г. Москве от 30.04.2004 N 26-12/31459).
  Для работы с ККМ разработаны Типовые правила35, согласно которым:
  П.3.8.2. Кассир (контролер - кассир, продавец, официант и др.) обязан:
  - включить машину в электросеть и получением нулевого чека проверить ее работу от электропривода;
  - нулевые чеки приложить в конце дня к кассовому отчету;
  П. 4.3. В случае ошибки кассира - операциониста:
  - при вводе суммы и невозможности погашения чека в течение смены неиспользованный чек актируется в конце смены;
  - составить и оформить совместно с администрацией предприятия акт по форме N КМ-3 утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, погасить их, наклеить на лист бумаги и вместе с актом сдать в бухгалтерию (где они хранятся при текстовых документах за данное число);
  - записать в "Книгу кассира - операциониста" суммы, выплаченные по возвращенным покупателями (клиентами) чекам, и количество напечатанных на день нулевых чеков;
  Для учета операций по каждому кассовому аппарату применяется журнал кассира-операциониста (форма N КМ-4). Все записи в журнале ведутся кассиром-операционистом ежедневно в хронологическом порядке
  В начале рабочего дня (смены) кассир-операционист должен заполнить графу 6 журнала: показания денежного счетчика машины на начало дня. Показания счетчика заверяют подписями кассира (графа 7) и представителя администрации организации (графа 8).
  Графу 5 "Показания контрольного счетчика (отчета фискальной памяти), регистрирующего количество переводов показаний суммирующего денежного счетчика" заполняют только при проверке, перерегистрации ККМ, снятии ККМ с учета или при передаче машины в ремонт. Эту графу заполняет сотрудник налоговой инспекции или центра технического обслуживания.
  На основании п.4 ст.168 Налогового кодекса РФ в чеке должна быть выделена соответствующая сумма НДС.
  Вместе с тем п.6 ст.168 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.
  Таким образом, получается, что организации, которая производит наличные расчеты, нужно иметь два кассовых аппарата: один - для расчетов с населением, другой - для расчетов с юридическими лицами, либо пробивать выручку от населения и организаций по разным секциям.
  В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.07.96 № 91436 , п. 6. Продавцы ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур (контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) населению), составляемых продавцом при совершении операций, признаваемых объектами, которые облагаются налогом на добавленную стоимость, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
  Счета-фактуры, выданные продавцами при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) организациям и индивидуальным предпринимателям за наличный расчет, подлежат регистрации в книге продаж. При этом показания контрольных лент контрольно-кассовой техники регистрируются в книге продаж без учета сумм, указанных в соответствующих счетах-фактурах.
 
  2) В соответствии с Положением "По ведению бухгалтерского учета ..."37 п. 19, Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
  П. 20. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
  Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
  На основании Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 N 4938 п. 3.44, Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
  Последствия и выводы
  1) Нарушается порядок ведения кассовых операций.
  2) Несоответствие фактических данных данным учета.
  Рекомендации
  1) Оформлять документы в соответствии с утвержденным порядком, обратиться в техническую службу для настройки ККМ на выделение НДС в чеке, использовать разные секции для выручки от физических лиц и организаций.
  2) Провести инвентаризацию расчетов с целью достоверности отражения остатков по расчетному счету.
  2.7.2. Аудит финансовых вложений
  Учет финансовых вложений ведется Обществом в соответствии с требованиями:
 * Федерального закона от 21.11.96 №129 - ФЗ "О бухгалтерском учете";
 * Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н;
 * ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", утвержденного приказом Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н.
 
  В проверяемом периоде Общество не производило финансовых вложений.
 
  2.8. Аудит расчетов
  2.8.1. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, дебиторами и кредиторами
  Учет расчетов с дебиторами и кредиторами ведется Обществом в соответствии с требованиями:
 * Федерального закона от 21.11.96 №129 - ФЗ "О бухгалтерском учете";
 * Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н;
 * ПБУ 3/2000 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденного приказом Минфина РФ от 10.01.2000 №2н.
  Инвентаризация расчетов за проверяемый период обществом не проводилась.
  По результатам проведения аудита расчетов с дебиторами и кредиторами мы обращаем Ваше внимание на следующее:
  2.8.1.1. Расчеты с персоналом по прочим операциям
  Описание ситуации Убрать
  По счету 73.3 Общество отражает расчеты с персоналом по прочим операциям.
  Однако в учете допускается одностороннее отражение, т.е. есть списание, нет начисления и наоборот. Например, удержания с работников за квартплату, пластиковые карточки, штрафы и др. должны отражаться в учете следующим образом:
  Дт 73.3 Кт 76.5 - разнесена по сотрудникам задолженность перед третьими лицами (МУ ''Служба Заказчика'', Ханты-Мансийский банк ОАО и др.)
  Дт.70 Кт 73.3 - удержано из заработной платы.
 
  Фактически встречается отсутствие одной из проводок. Например, в учете числится дебетовый остаток в сумме 9 184.38 руб. у Анисимовой Г.В. На самом деле это в учете отсутствует проводка Дт 70 Кт 73.3 за июль и август, хотя фактически суммы удержаны. Аналогично по другим сотрудникам.
  Или у Горейко В.А. на 30.09.05. числится дебетовый остаток СТОРНО. Это означает, что удержание из зарплаты произведено, но на задолженность пред третьими лицами сумма не отнесена. Т.е. отсутствует проводка Дт 73.3 Кт 76.5 за апрель.
  Требования нормативных актов
  В соответствии с Положением "По ведению бухгалтерского учета ..."39 п. 19, Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
  П. 20. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
  Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
  На основании Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 N 4940 п. 3.44, Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
  Согласно Положению "По ведению бухгалтерского учета ..."41 п. 26. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
  Последствия и выводы
  При отсутствии проводок на фактически совершенные операции приводит к тому, что остатки по счетам не отражают действительность.
  Рекомендации
  Рекомендуем провести инвентаризацию расчетов и привести данные учета в соответствии с фактическими.
  2.8.1.2. Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами
  Описание ситуации КРОМЕ ПРОФВЗНОСОВ ИСПР
  По счету 76.5 Общество помимо различных расчетов с организациями по хозяйственной деятельности отражает также расчеты по различным обязательствам сотрудников (алименты, штрафы и т.д.). При анализе данных расчетов обнаружено следующее:
  Встречается неполное перечисление удержанных алиментов.
  Например, в пользу Александровой И.Б. в марте 2005г удержано 3 491.00 руб. алиментов. По настоящий момент алименты не перечислены и числятся на остатках. Аналогично у Галяутдиновой Л.С. и др.
  Встречается переплата алиментов.
  Например, Болдиной Олесе Викторовне в феврале перечислено 13 193.00 руб., тогда как на остатках числилось всего 8 303.00 руб. Удержание алиментов с апреля прекращено. По настоящий момент числится переплата в сумме 4 890.00 руб. Аналогичная ситуация у Дрантусовой О.Н. У Болдиной алименты от Дрантусовой может и убр.
  Встречается отсутствие оснований для расчетов, например:
  В учете отражено поступление в кассу профвзносов от Кремнева В.П. Начисления провзносов (задолженность по ним) отсутствует. В результате указанные поступления числятся как задолженность перед работником. Ост
  По состоянию на 30.09.05. в учете числится задолженность перед Комитетом по управлению муниципальным имуществом за аренду помещения. Однако в составе задолженности ошибочно числится удержание квартплаты с Пермякова А.В. в сумме 6 480 руб. Убр но нет удерж с Сорокина
  22.06.05. в Налоговую инспекцию перечислена госпошлина в сумме 642.67 руб. Начисления (к чему относится) отсутствуют.
  Советское отделение Сбербанка 7892 вернуло на расчетный счет различные платежи по Сч-фак. №109 от 27.01.05 на сумму 227.50 руб. Однако, по счету не числятся первоначальные перечисления (нет оснований для возврата). Указанная сумма числится на задолженности Сбербанку. убрать
  Первичной профсоюзной.организации через Гришину Л.Ш, выдано за период с марта по сентябрь денежных средств на сумму. 36 870.00 руб. Отсутствуют основания для выдачи либо отчет об их использовании. Удержание взносов производится в учете на контрагента "Физические лица", а выдача - от контрагента "Первичная профсоюзная организация". Отсутствует связь. В результате нет законченности операции - выдача средств имеется, а средства как таковые отсутствуют. ост
  24.05.05. перечислено УФК по Тюменской области/Главное управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской обл. в сумме 300 руб. за предоставление информации на недвижимое имущество. Отсутствует основание (начисление) для указанных расчетов.
  27.06.05. поступили средства от Шилина С.В.- погашение долга по квартплате, однако, задолженность не числится. ост
  Встречается несвоевременность расчетов, например:
  Из заработной платы сотрудников удержана квартплата за июль-август в сумме 138 569.82 руб., подлежащая перечислению МУ ''Служба Заказчика''. По состоянию на 30.09.05. удержанные средства не перечислены.
  Из заработной платы удержано за пластиковую карту в апреле на общую сумму 17 850.00 руб. По состоянию на 30.09.05. удержанные средства не перечислены. Изменили
  Встречается смешивание расчетов с разными контрагентами по разным основанием в единое целое.
  Например, по контрагенту "Физические лица" числятся расчеты и по удержанию за квартплату, и по алиментам, и по штрафам, и удержание профвзносов, и другие расчеты, т.е. счет используется в качестве промежуточного звена для отражения различных удержаний с работников и последующее перечисление средств на счета различных организаций.
  В результате нет возможности контроля расчетов, т.е., например, в феврале числятся перечисления исполнительного сбора, удержанного с Носкова, и абсолютно не прослеживается само удержание (было ли оно отражено). Затруднительно оценить значение числящихся остатков по состоянию на 30.09.05 в сумме 318 492.96 руб., их реальность.
  Следует разделить в учете расчеты по каждому основанию (контрагенту), чтобы четко были видны состояние расчетов с каждым контрагантом. Убр
 
  Требования нормативных актов
  В соответствии с Положением "По ведению бухгалтерского учета ..." П. 20,
  Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
  На основании Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 N 4942 п. 3.44, Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
 
  Последствия и выводы
  В учете числятся задолженности как в пользу Общества, так и наоборот, которые не являются фактическими, т.к. либо отсутствует начисление (списание), либо отражение произведено ошибочно.
  Имеет место несвоевременность расчетов по операциям, в которых Общество выступает "посредником" - по квартплате, пластиковым картам, алиментам.
  Рекомендации
  Рекомендуем провести инвентаризацию расчетов с прочими дебиторами и кредиторами с целью отражения в учете реальных остатков.
  2.8.1.3. Расчеты по полученным кредитам
  Общество по договору от 23.09.05. получило кредит от АК СБ РФ Отделение 7892 под 15% годовых, согласно которому уплатило разовый платеж 18 130.08 руб. за неполное исполнение договора, внесение которого является обязательным условием предоставления кредита, а также 82.19 руб. за проведение операций и 1 232.88 руб - проценты по договору. Все суммы Общество разделило на нормативные (16 356.80руб) и сверхнормативные (3 088.35 руб) расходы. Проценты начислены только в сумме фактически уплаченных за период.
  Нормированию подлежат только проценты за кредит. Процент за ведение ссудного счета относится к расходам на услуги банка, а разовый платеж - к санкциям за нарушение договорных обязательств и принимаются в полной сумме.
  Проценты должны начисляться в соответствии с условиями договора независимо от факта уплаты.
  Согласно договору от 11.07.05. с ОАО Ханты-Мансийским банком, Общество получило кредит под 17% годовых. Вся начисленная сумма процентов (23 753.43 руб) отнесена на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.
  Так как в одном квартале выданы обязательства, удовлетворяющие критериям сопоставимости, а именно: выданы в одном квартале на срок 1 год в одинаковой валюте и сумме, то можно применить метод отнесения на расходы процентов, существенно не отклоняющихся от среднего уровня процентов.
  Произведем расчет. Выданы следующие обязательства:
 Долговое обязательство Сумма основного долга Процентная ставка Отделение СБ 7892 1 000 000 15 ОАО Ханты-Мансийский банк 1 000 000 17 Средний процент будет равен:
  Iср = (1 000 000*0.15+1 000 000*0.17)/( 1 000 000+1 000 000) = 0.16 (16%)
  Допустимое отклонение от среднего процента (в пределах 20%) составит 16*0.2=3.2.
  Следовательно, на расходы можно принять проценты банка, не превышающие 19.2% (16+3.2). Так как проценты по полученным кредитам не превышают расчетный уровень, то можно все начисленные суммы отнести на расходы.
  При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору Общества, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной 14.3% (ставка рефинансирования ЦБ 13%*1.1).
 
  Требования нормативных актов
  Согласно ст 264 п.1. пп. 25; НК РФ, К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы);
  Согласно ст.265 п.1.пп.13 НК РФ, В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.
  В соответствии со Статьей 269 Налогового кодекса, под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.
  При этом расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах.
  При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.
  При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
  Согласно п.5.4.1 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, отвечающие одновременно следующим критериям:
  - выданы в одинаковой валюте;
  - выданы на те же сроки;
  - выданы под аналогичные обеспечения;
  - выданы в сопоставимых объемах.
  Долговые обязательства, соответствующие всем критериям сопоставимости, но принятые от разных категорий кредиторов - физических лиц или юридических лиц, считаются несопоставимыми.
  Порядок определения сопоставимости по названным критериям (за исключением критерия по валюте) определяется в учетной политике предприятия, заявленной до начала налогового периода, исходя из принципа существенности и обычаев делового оборота и не меняется в течение налогового периода.
  С 15 июня 2004 г. процентная ставка рефинансирования установлена в размере 13% годовых (Телеграмма ЦБ РФ от 11.06.2004 N 1443-У).
  Согласно п.8 ст.270 Налогового Кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются сумма процентов, уплаченных за кредит сверх предельной величины.
  В соответствии с ПБУ 15/01, п.1443, Включение в текущие расходы затрат по займам и кредитам осуществляется в сумме причитающихся платежей согласно заключенным организацией договорам займа и кредитным договорам независимо от того, в какой форме и когда фактически производятся указанные платежи. Затраты по полученным займам и кредитам, включаемые в текущие расходы организации, являются ее операционными расходами и подлежат включению в финансовый результат организации
  П.16. Начисление процентов по полученным займам и кредитам организация производит в соответствии с порядком, установленным в договоре займа и (или) кредитном договоре.
  П.17. Задолженность по полученным займам и кредитам показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов согласно условиям договоров.
 
  Последствия и выводы
  Следовательно, плату за неполное выполнение договорных обязательств и за ведение ссудного счета можно сразу принимать на расходы в целях налога на прибыль.
  Начисление процентов производится в сумме их фактической уплаты.
  Учетной политикой в целях налогового учета Общество не определило порядок отнесения на расходы процентов по кредитам, следовательно, в соответствии с Налоговым кодексом можно применить описанный выше порядок.
  Поэтому, не принятые Обществом проценты по договору с Отделением СБ 7892 в сумме 3 088.35 руб. можно принять на расходы.
  Либо, при избрании предельного уровня процентов в сумме Ставки ЦБ, увеличенной в 1.1 раза, наоборот, разделить проценты, уплаченные ОАО Ханты-Мансийскому банку на нормативные и сверхнормативные, а также скорректировать деление процентов по договору с Отделением СБ 7892.
  Рекомендации
  Внести в учетную политику в целях налогового учета порядок признания процентов по кредитам.
  В соответствии с выбранным методом, перераспределить проценты по договорам.
  Производить начисление процентов ежемесячно с первого числа (со следующего дня после выдачи кредита) по последний день месяца независимо от факта их уплаты.
 
  2.8.1.4. Оформление первичных документов.
  Описание ситуации
  1) Общество применяет не унифицированную форму акта о приемки выполненных работ КС-2. Так, например, в форме документа отсутствуют следующие обязательные реквизиты:
 * Инвестор;
 * Заказчик (генподрядчик);
 * Объект;
 * Отсутствует печать подрядчика и заказчика;
 * Нет расшифровки подписи.
  Замечания по оформлению документов является сплошными.
  2) Отсутствует очень много актов по выполнению работ, нет даже справок.
  Акты формы КС-2 отсутствуют по всем заказчикам кроме Службы заказчика и Управления энергетики.
  Кроме этого отсутствуют частично подписанные справки Формы КС-3. Т.е. нет абсолютно никаких документов подтверждающих выполненные работы.
  Требования нормативных актов
  В соответствии с п.2 ст.9 Закона РФ от 21.11.96 №129-ФЗ44 первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
  Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 №10045 утверждены формы первичных документов по учету работ в капитальном строительстве.
  Для целей налогообложения расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты осуществленные налогоплательщиком (ст.252 НК РФ46).
  Последствия и выводы
  Общество принимает к учету документы не унифицированной формы. Обращаем ваше внимание на необходимость ведения первичной документации в соответствии с требования законодательства.
  Отсутствуют первичные документы, подтверждающие выполнение работ. По данным бухгалтерского учета общая сумма выполненных работ составила 20 556 тыс.руб., из них документально подтверждены работы в сумме 8 400 тыс.руб.
  Рекомендации
  Необходимо внести изменения в порядок оформления первичных документов.
  2.8.1.5. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности.
  Описание ситуации
  Общество не своевременно отражает в бухгалтерском учете операции по выполнению работ. Так, например, были оказаны услуги:
  1) Управлению электроэнергетики и энергосбережения акт от 26.07.05 г. на сумму 624 414 руб., в т.ч. НДС в сумме 94 792 руб. В учете доходы от выполнения работ отражены 31.08.05 г., с/ф №2386 от 31.08.05 г.
  2) МУ "Служба заказчика" оказаны услуги по акту от 05.04.05 г., с/ф №1278 выписана 26.05.05 г., в учете доход также отражен 26.05.05. г.
  3) МУ "Служба заказчика" услуги по содержанию наружного освещения оказаны 25.03.05, а с/ф №780 от 01.04.05 г. выписана в сумме 454 098.63 руб., в т.ч. НДС.
  Требования нормативных актов
  В соответствии со ст.9 Закона РФ от 21.11.96 №129-ФЗ47 все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
  Пунктом 12 ПБУ 9/9948 определено, что выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
  а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
  б) сумма выручки может быть определена;
  в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
  г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана).
  д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
  При этом выручка от выполнения конкретной работы, оказания конкретной услуги, продажи конкретного изделия признается в бухгалтерском учете по мере готовности, если возможно определить готовность работы, услуги, изделия.
  Статьей 168 НК РФ49 определено, что при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
  Для целей налогообложения п.1 ст.271 НК РФ50 доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
  Последствия и выводы
  В результате допущенной ошибки Общество нарушает принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности, т.к. работы фактически выполнялись в одном отчетном периоде, а доходы признавались в более поздние периоды.
  Несвоевременно оформлена счет-фактура на выполненные работы по СМР.
  Для целей налогообложения по налогу на прибыль существуют налоговые риски в части неправильно формирования налогооблагаемой базы и ошибок, связанных с исчислением и уплатой авансовых платежей налогу на прибыль.
  Рекомендации
  Необходимо изменить подход к организации системы документооборота на предприятии. Лица, ответственные за оформление первичных документов обязаны предоставлять документы в установленные сроки. Нарушение системы документооборота влечет за собой недостоверное отражение хозяйственных операций в учете.
  2.8.1.6. Расчеты с принципалом.
  Описание ситуации
  По данным бухгалтерского учета, в учете Общества числиться задолженность по расчетам с ОАО "ЮТЭК" по агентскому договору на 30.09.05 г. в сумме 5 719 304.87 руб.
  В учете ОАО "ЮТЭК" отражена задолженность Общества по оплате за реализованную электроэнергию в сумме 8 486 738.97 руб. Сумма расхождений составляет 2 767 434.10 руб.
  Требования нормативных актов
  В соответствии с Законом РФ от 21.11.96 №129-ФЗ51 и Положением "По ведению бухгалтерского учета ..."52 основными задачами бухгалтерского учета является - формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.
  Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
  Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
  Например проведение обязательной инвентаризации необходимо перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).
  Последствия и выводы
  Существенное расхождение в расчетах с ОАО "ЮТЭК" в сумме 2 767 434.10 руб. свидетельствует о недостоверности данных бухгалтерского учета Общества.
  Рекомендации
  Рекомендуем Обществу провести инвентаризацию расчетов с ОАО "ЮТЭК" по агентскому договору, определить причину расхождений и внести изменения в регистры бухгалтерского учета.
 
 
  2.8.2. Аудит расчетов по оплате труда
  Учет расчетов по оплате труда и ЕСН ведется Обществом в соответствии с требованиями:
 * Федерального закона от 21.11.96 №129 - ФЗ "О бухгалтерском учете";
 * Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н.
  Учет ЕСН ведется Обществом компьютерным способом без отражения в индивидуальных карточках учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета.
  По результатам проведения аудита расчетов по оплате труда и единому социальному налогу мы обращаем Ваше внимание на следующее:
  2.8.2.1 Расчет отпускных
  Описание ситуации
  При исчислении среднего заработка в состав заработка включаются суммы разовых премий к праздничным датам. Так как такие премии не являются выплатами за трудовые показатели, то они не должны учитываться при исчислении среднего заработка. Например, начисление отпускных Суворову В.В. в составе заработной платы ошибочно учтены разовые премии на сумму 1 500 руб. При исчислении количества дней расчетного периода ошибочно включены дни надомного дежурства, которые фактически не являются рабочими. Оплата за работу произведена из расчета 33 часа, хотя, согласно табелю, фактически отработано 31 час (неверный подсчет времени в табеле).
  Работникам, работающим по скользящему графику с продолжительностью рабочей смены более 8 часов, оплата производится из расчета среднедневного заработка, тогда как при таком режиме должен быть суммированный учет рабочего времени и, следовательно, расчет среднего заработка должен производиться из расчета среднечасового заработка. Например, оплата отпускных Хмелевскому В.Б. Это приводит к искажениям суммы отпускных. См. пример в Приложении ОТПУСКНЫЕ.
  Пунктом 6.3 Коллективного договора предусмотрен суммированный учет рабочего времени для таких категорий работников (Сторожа-охранники) с учетным периодом - 1 месяц. В расчет отпускных также включены разовые премии к праздникам.
 
  Требования нормативных актов
  В соответствии с ТК РФ Ст. 10453, В организациях или при выполнении отдельных видов работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года.
  Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.
 Согласно Постановлению Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. N 21354
  П.13. При определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, используется средний часовой заработок.
  Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество часов, фактически отработанных в этот период.
  Средний заработок работника определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов в периоде, подлежащем оплате.
  Средний заработок работника для оплаты отпуска определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочего времени (в часах) в неделю в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели и на количество календарных недель отпуска.
  П.3 Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.
  Средний заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа).
  П.2 Для расчета среднего заработка учитываются все виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда, т.е. для исчисления среднего заработка должны использоваться все выплаты, которые начислены работнику за его труд или связаны с условиями его труда.
  Премии к праздникам или разовые премии, не предусмотренные системой оплаты труда, в расчет среднего заработка не включаются.
 
  Согласно Статьи 137 Трудового кодекса55, Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:
  - для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок (т.е. арифметических ошибок в исчислении сумм или ошибки в их написании)
  В случаях, предусмотренных абзацами вторым, третьим и четвертым части второй настоящей статьи, работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.
  Заработная плата, излишне выплаченная работнику при неправильном применении законов или иных нормативных правовых актов, не может быть с него взыскана.
 
  Последствия и выводы
  Неверное начисление отпускных.
  Согласно установленного порядка для исчисления отпуска при суммированном учете рабочего времени, 44 календарных дня отпуска составляют 6, 286 недель (44 / 7) и, следовательно, 251,4 часа (40*6,286).
  Дни дежурства на дому не являются фактически отработанными и не могут учитываться при расчете среднего заработка. Для исключения суммы оплаты за дежурство из сумм, учитываемых при исчислении среднего заработка, нет оснований, она учитывается как выплата компенсационного характера, предусмотренная Коллективным договором.
  Завышены отпускные по приведенным примерам на сумму 2 766.14 руб. Завышен ЕСН приблизительно на сумму 719.20 руб., взносы в ФСС НС - на сумму 11 руб., НДФЛ - на 360 руб.
  В результате оказались искажены следующие строки бухгалтерской отчетности:

<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу