<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  В соответствии с ПБУ 18/0264 указанное положение применяется организациями, признаваемыми в установленном законодательством Российской Федерации порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений).
  Согласно п.15 ПБУ 18/02 отложенные налоговые обязательства отражаются в бухгалтерском учете на отдельном синтетическом счете по учету отложенных налоговых обязательств. При этом в аналитическом учете отложенные налоговые обязательства учитываются дифференцированно по видам активов и обязательств, в оценке которых возникла налогооблагаемая временная разница.
  Аналогичный порядок и при отражении в учете отложенных налоговых активов.
  Последствия и выводы
  В результате не применения ПБУ 18/02 Обществом формируется не достоверный финансовый результат.
  Рекомендации
  Рекомендуем Обществу определить перечень постоянных и временных разниц, возникающих в результате различного признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете.
  Полученные вычитаемые временные разницы должны отражаться в составе ОНА на счете 09. Полученные налогооблагаемые разницы должны отражаться в составе ОНО на счете 77.
 
  2.12. Аудит забалансовых счетов
  Учет операций по забалансовым счетам ведется Обществом в соответствии с требованиями:
 * Федерального закона от 21.11.96 №129 - ФЗ "О бухгалтерском учете";
 * Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н.
  По результатам проведения аудита забалансовых счетов мы обращаем Ваше внимание на следующее:
  2.12.1. Забалансовый учет основных средств стоимостью до 10 000 рублей
  Описание ситуации
  Согласно п. 1.12. Учетной политики Общества на 2005 г. предусмотрено ведение забалансового учета основных средств, стоимостью до 10 000 руб., списываемых на себестоимость при вводе в эксплуатацию.
  На практике забалансовый учет таких основных средств не ведется.
  Требования нормативных актов
  ПБУ 6/0165 предусмотрено, что основные средства стоимостью не более 10'000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.
  В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением. Такой учет организуется либо на забалансовых счетах, либо в отдельной картотеке в которой находятся инвентарные карточки учета основных средств.
  Планом счетов66 предусмотрено, что забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации (арендованных основных средств, материальных ценностей на ответственном хранении, в переработке и т.п.), условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями.
  Последствия и выводы
  Отсутствует оперативный учет основных средств списанных с балансового учета при вводе в эксплуатацию.
  Рекомендации
  Вести учет основных средств, после списания стоимости с баланса Общества.
  2.12.1. Учет арендованных основных средств
  Описание ситуации
  Пунктом 1.18 Учетной политики в целях бухгалтерского учета на 2005 г. предусмотрено: "основные средства, полученные в аренду или в безвозмездное пользование, отражать на забалансовом счете. Данный пункт Общество не соблюдает, забалансовый учет арендованных основных средств отсутствует.
  Требования нормативных актов
  Планом счетов67 предусмотрено, что забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации (арендованных основных средств, материальных ценностей на ответственном хранении, в переработке и т.п.), условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями.
  Счет 001 "Арендованные основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств, арендованных организацией.
  Арендованные основные средства учитываются на счете 001 "Арендованные основные средства" в оценке, указанной в договорах на аренду.
  Аналитический учет по счету 001 "Арендованные основные средства" ведется по арендодателям, по каждому объекту арендованных основных средств (по инвентарным номерам арендодателя). Арендованные основные средства, находящиеся за пределами Российской Федерации, учитываются на счете 001 "Арендованные основные средства" обособленно.
  Последствия и выводы
  Не соблюдается требование законодательства и положение учетной политики Общества по ведению бухгалтерского учета.
  Рекомендации
  Вести учет основных средств принятых в аренду.
 
 
 
 2.13. Аудит порядка исчисления и уплаты в бюджет налогов
  2.13.1. Аудит налога на прибыль
  В соответствии с положениями Учетной политики:
  Доходы от реализации для целей налогообложения прибыли определяются методом начисления.
  Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества осуществляется линейным методом.
  Ежемесячные авансовые платежи налога на прибыль осуществляются исходя из фактической полученной прибыли, подлежащей налогообложению, нарастающим итогом с начала года до окончания соответствующего месяца.
  При формировании налоговой базы по налогу на прибыль Обществом формируются налоговые регистры.
  Информация о доходах Общества для целей налогообложения прибыли за 9 месяцев 2005 г. представлена в таблице:
 Показатели По данным налогового учета По данным Декларации По данным Аудита Отклонение:
 (+) превышение
 (-) занижение Выручка от реализации - всего (стр. 010 Расчета налога на прибыль) 52 762 748 50 803 646 1 959 102 Внереализационные доходы - всего (стр. 030 Расчета налога на прибыль)
  Выручка от реализации по данным аудита была получена из регистров бухгалтерского учета. Обращаем ваше внимание, на сумму полученного отклонения 1 959 102 руб.
  Обществу необходимо восстановить регистры налогового учета. Основанием для отражения выручки являются первичные документы (акты выполненных работ, товарные накладные и иные документы).
  Информация о расходах Общества для целей налогообложения прибыли за 9 месяцев 2005 г. представлена в таблице:
 Показатели По данным налогового учета По данным Декларации По данным аудита Отклонение:
 (+) превышение
 (-) занижение Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации - всего (стр. 020 Расчета налога на прибыль) 51 794 587 Внереализационные расходы - всего (стр. 040 Расчета налога на прибыль) 445 154
  На момент проведения аудиторской проверки затратная часть в бухгалтерском учете не полностью сформирована, поэтому невозможно определить сумму расходов, принимаемых для целей налогообложения.
  2.13.1.1. Компенсация за использование личного транспорта
  Описание ситуации
  Согласно приказа №19 от 27.01.05., устанавливается месячная компенсация за использование личного транспорта работников, выдаваемая не денежными средствами как предусмотрено законодательством, а выдачей ГСМ за полностью отработанный месяц:
  Прихидняк М.И. в пределах норм 130 л.;
  Красникову Ю.А. в пределах норм 130 л.;
  Шевченко В.А. в пределах норм 130 л.
  Так за 8 месяцев 2005 г. вышеуказанным работникам выдано:
  Аи-92: 1 686 л. на сумму 21 176 руб.
  Аи-80: 760 л. на сумму 8 838 руб.
  Помесячная выдача представлена в Приложении КОМПЕНСАЦИЯ ГСМ.
  Аудиторы отмечают, что данная выдача является реализацией ГСМ, и в соответствии с законодательством является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
  Требования нормативных актов
  В целях налогообложения налогом на прибыль расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов принимаются в составе прочих расходов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации (п.11 ст. 264 НК РФ68). Такие нормы утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 9269 и составляют:
 * Для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2000 куб. см включительно - 1 200 руб. в месяц;
 * Для легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 2000 куб. см - 1 500 руб. в месяц.
  Норм по компенсации использования личного автомобиля в производственных целях в натуральном виде (отличном от денежного) законодательством не предусмотрено, поэтому вопрос о правомерности уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль может стать актуальным при проведении налоговой проверки.
  Объекты налогообложения налогом на добавленную стоимость предусмотрены в ст. 146 НК РФ, Объектом налогообложения, согласно п.1, признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг). В целях вышеуказанной главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг). Таким образом, при передаче ГСМ для заправки личных автомобилей работников Общество должно исчислить НДС со стоимости ГСМ к уплате в бюджет.
 
  Последствия и выводы
  При проверке налоговыми органами может возникнуть вопрос о восстановлении (или доначислении) НДС принятого ранее к возмещению в сумме 5 402 руб. за 8 месяцев 2005 г.
  Сомнительна обоснованность уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на стоимость ГСМ, выданного для заправки личного автомобиля работников в сумме 30 014 руб. за 8 месяцев 2005 г.
  Рекомендации
  Отражать выдачу ГСМ со склада на заправку личных автомобилей операцией реализации ГСМ, в учете отражая проводки:
  Дт 76.5 Кт 91/1 - отражена сумма реализации (в т.ч. НДС);
  Дт 91/2 Кт 10.3 - отражена стоимость ГСМ;
  Дт 91/2 Кт 68 - НДС начислен к уплате в бюджет;
  Производить начисление компенсации на использование личного автомобиля в производственных целях согласно распоряжению Руководителя. В учете отражать проводки:
  Дт 20 (23, 25, 26) Кт 73.3 - отражена месячная сумма компенсации.
  Общество может производить зачет обязательства работника за потребленные ГСМ, в учете отражая проводки:
  Дт 73.3 Кт 76.5 - на сумму зачтенных обязательств.
  2.13.2. Аудит налога на добавленную стоимость
  В соответствии с Учетной политики для целей налогообложения моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является поступление денежных средств.
  Налоговый период установленный в целях исчисления налога на добавленную стоимость составляет календарный месяц.
  Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книга покупок и книга продаж ведутся Обществом в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (с учетом дальнейших изменений и дополнений).
  Общество не осуществляет виды деятельности, не подлежащие налогообложению НДС.
  Проверка правильности исчисления НДС к уплате в бюджет произведена выборочным методом за период с января по июнь 2005 г.
  При проведении аудиторской проверки налоговой базы по НДС установлено следующее:
 Налоговый период Данные книги продаж Данные бухгалтерского учета
 (Кт сч. 68) Данные Декларации по НДС Данные аудита январь 2005 591 538 476 129 февраль 2005 1 142 382 827 080 март 2005 2 236 873 1 178 576 апрель 2005 2 384 253 1 285 828 май 2005 2 036 393 1 097 869 июнь 2005 1 884 248 1 035 134 июль 2005 1 107 046 август 2005 1 169 382 сентябрь 2005 1 918 593 Всего 14 470 708 5 900 616
  Расхождение данных составляют:
 
 Налоговый период Данные бухгалтерского учета
 (Кт сч. 68) - Данные Декларации по НДС Данные книги продаж - Данные Декларации по НДС Данные аудита - Данные Декларации по НДС Данные аудита - Данные бухгалтерского учета
 (Кт сч. 68) январь 2005 -591 538 -591 538 115 409 -476 129 февраль 2005 -1 142 382 -1 142 382 315 302 -827 080 март 2005 -2 236 873 -2 236 873 1 058 297 -1 178 576 апрель 2005 -2 384 253 -2 384 253 1 098 425 -1 285 828 май 2005 -2 036 393 -2 036 393 938 524 -1 097 869 июнь 2005 -1 884 248 -1 884 248 849 114 -1 035 134 июль 2005 -1 107 046 -1 107 046 1 107 046 0 август 2005 -1 169 382 -1 169 382 1 169 382 0 сентябрь 2005 -1 918 593 -1 918 593 1 918 593 0 Всего -14 470 708 -14 470 708 8 570 092 -5 900 616
  По результатам проведения аудита налоговой базы по НДС мы обращаем Ваше внимание на следующее:
  2.13.2.1. Выписка счетов-фактур.
  Описание ситуации
  Общество не всегда своевременно оформляет счета-фактуры. Так, например, были оказаны услуги ОАО "Мостострой-11", акт составлен 16.08.05 г., а счет-фактура выписан за №2240 от 31.08.05 г. Аналогично по филиалу №9 ГП "Северавтодор", акт выписан 22.08.05 г., а с/ф №2230 от 31.08.05 г.
  Требования нормативных актов
  Статьей 168 НК РФ70 определено, что при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
  В соответствии с п.16 Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 №91471 продавцы ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур (контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) населению), составляемых продавцом при совершении операций, признаваемых объектами, которые облагаются налогом на добавленную стоимость, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
  Последствия и выводы
  Общество допускает ошибки по оформлению счетов-фактур. Не представлена на проверку книга продаж, отражающая информацию о сумме НДС подлежащей уплате в бюджет. Книга продаж является налоговым регистром по НДС, на основании которой заполняется декларация по НДС (п.6 Приказа Минфина РФ от 03.03.2005 №31н72).
  Отсутствие книги продаж не позволяет проверить правильность исчисления НДС.
  Рекомендации
  Действующим законодательством по налогообложению не предусмотрена ответственность за отсутствие книги продаж, однако рекомендуем Обществу восстановить книгу продаж, начиная с января 2005 г.
  2.13.2.2. Начисление НДС.
  Описание ситуации
  В течение 9 месяцев 2005 г. Общество неправильно отражало в бухгалтерском учете операции по реализации электроэнергии. Ошибочно отгруженная электроэнергия, полученная по агентскому договору учитывалась в качестве выручки от реализации. Кроме этого в составе реализации отражалось комиссионное вознаграждение за реализацию электроэнергии.
  При расчете НДС Общество включало в налогооблагаемую базу как оплату за комиссионное вознаграждение, так и оплату за отгруженную комиссионную электроэнергию. В результате такой ошибки необоснованно завышалась сумма НДС исчисленная к уплате в бюджет.
  До октября 2005 г. Общество вело учет в программе в 4 квартале 2005г. Менеджер финансового учета, в 4 квартале был произведен переход на программу 1С-Бухгалтерия, в которой сотрудники бухгалтерской службы начали восстанавливать учет начиная с января 2005 г. На момент проведения аудиторской проверки в программе 1С отсутствуют данные по суммам НДС начисленным к уплате в бюджет.
  Требования нормативных актов
  Статьей 156 НК РФ73 предусмотрено, что налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.
  В соответствии с п.24 Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 №91474 организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам, регистрируют в книге продаж счета-фактуры, выставленные доверителю, комитенту или принципалу на сумму своего вознаграждения.
  Последствия и выводы
  Поскольку Общество получает электроэнергию по договору комиссии для дальнейшей реализации, то реализация электроэнергии является доходом комитента, комиссионер в свою очередь признает в составе доходов только сумму комиссионного вознаграждения. Следовательно, в налогооблагаемую базу по НДС будет включаться только сумма оплаты комиссионного вознаграждения.
  В ходе аудиторской проверки был проверен расчет НДС подлежащего уплате в бюджет. Проверка проводилась выборочным способом - с января по июнь 2005 г. За указанный период Общество завысило НДС к уплате в бюджет на 5 900 616 руб.
  Рекомендации
  Рекомендуем Обществу восстановить бухгалтерский учет и подать уточненные декларации по НДС за 2005 г.
 
 
 
 
  При проведении аудиторской проверки сумм НДС, включаемых Обществом в налоговые вычеты, установлено следующее:
 
 Налоговый период Данные книги покупок Данные бухгалтерского учета
 (Кт сч. 68) Данные Декларации по НДС Данные аудита Январь 314139 54771 125201 54771 Февраль 1031791 163797 413674 157810 Март 1590221 337688 1590221 339173 Апрель 1349656 187855 1349656 149501 Май 1133160 96147 1133160 97517 Июнь 1065580 91403 1065580 91008 Июль 776319 194737 776319 195052 Август 842013 198803 842077 182527 Сентябрь 1276274 392614 1276325 484582 Всего 9379153 1717814 8572213 1751943
  Расхождение данных составляют:
 
 Налоговый период Данные бухгалтерского учета
 (Дт сч. 68) - Данные Декларации по НДС Данные книги покупок - Данные Декларации по НДС Данные аудита - Данные Декларации по НДС Данные аудита - Данные бухгалтерского учета
 (Дт сч. 68) Январь -70430 188938 -70430 0 Февраль -249877 618117 -255864 -5987 Март -1252533 0 -1251048 1486 Апрель -1161801 0 -1200155 -38354 Май -1037013 0 -1035643 1371 Июнь -974177 0 -974572 -395 Июль -581582 0 -581267 316 Август -643274 -64 -659550 -16276 Сентябрь -883711 -51 -791743 91968 Всего -6854399 806940 -6820270 34129
  По расхождениям данных бухгалтерского учета и аудита подробно смотрите Приложения НДС ПОКУПОК.
  По результатам проведения аудита налоговых вычетов по НДС мы обращаем Ваше внимание на следующее:
  2.13.2.3. Несоответствие данных БУ, книг покупок и декларации по НДС.
  Описание ситуации
  При сопоставлении данных книг покупок, данных учета и данных деклараций выявлены расхождения:
 * данных книг покупок и данных деклараций (с января по сентябрь 2005 г. в сумме 806 941 руб.);
 * данных учета и книг покупок (с января по сентябрь 2005 г. в сумме 7 661 339 руб.) - данное расхождение возникло по причине ошибочного включения в книги покупок НДС по товарам принятым на комиссию от ОАО "ЮТЭК";
 * данных учета и данных деклараций (с января по сентябрь 2005 г. в сумме 6 854 399 руб.).
  Аудиторы делают вывод, что декларации составлялись не на основе данных книг покупок и данных учета.
  Требования нормативных актов
  Согласно п. 6 Приказа Минфина РФ от 03.03.2005 N 31н75, декларация составляется на основании книг продаж, книг покупок и данных регистров бухгалтерского учета налогоплательщика.
  Последствия и выводы
  Регистры учета налога на добавленную стоимость не соответствуют данным учета и декларируемым суммам НДС.
  Рекомендации
  Подать уточненные декларации за налоговые периоды: с января по сентябрь 2005 г.
 
  2.13.2.4. Оформление журналов полученных счетов фактур, счетов фактур
  Описание ситуации
  1) Общество не формирует журнал учета полученных счетов фактур в хронологическом порядке, как это предусмотрено законодательством. Счета фактуры подшиваются к книге покупок в момент возмещения сумм НДС по ним.
  2) При проверке порядка оформления счетов фактур выявлено нарушение оформления фактур. Подробно смотрите Приложение СЧЕТА-ФАКТУРЫ.
 Итого за 9 месяцев 2005 г. получено фактур с неверно заполненными реквизитами на сумму 756 524 руб., в т.ч. НДС 115 402 руб.
  Требования нормативных актов
  1) Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 №91476, покупатели ведут журнал учета полученных от продавцов оригиналов счетов-фактур, в котором они хранятся, а продавцы ведут журнал учета выставленных покупателям счетов-фактур, в которых хранятся их вторые экземпляры. Покупатели ведут учет счетов-фактур по мере их поступления от продавцов в хронологическом порядке (п.2).
  Отмечаем, что в соответствии с п. 3 вышеуказанного документа организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица по договорам комиссии либо агентским договорам, при реализации товаров от своего имени хранят счета-фактуры по товарам, полученным от комитента либо принципала, в журнале учета полученных счетов-фактур.
  2) Согласно п.1 cт.169 Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 №117-ФЗ 77 счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (п.2). Отмечаем, что Постановлением Правительства РФ от 02.12.00 № 914 предусмотрен обязательный состав реквизитов счета-фактуры, который несколько отличается от состава обязательных реквизитов прописанных в Налоговом Кодексе РФ (к примеру, наличие КПП покупателя и продавца, реквизиты платежно-расчетного документа). Хотя невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом (п.2), однако, так как судебная практика в отношении данного вопроса еще не сформирована, аудиторы настоятельно советуют придерживаться общего правила в оформлении счетов фактур и возмещение НДС производить только по счетам-фактурам со всеми имеющимися реквизитами (включая КПП покупателя и поставщика, реквизиты платежно-расчетного документа).
  Последствия и выводы
 1) Нарушается порядок ведения журналов учета полученных счетов-фактур.
 2) Обращаем ваше внимание, что при проведении налоговой проверки может быть не принят к вычету НДС в сумме 115 402 руб. по счетам-фактурам, оформленным с нарушениями.
  Рекомендации
  1) Вести журнал полученных счетов фактур в соответствии с требованиями законодательства.
  2) Внести изменения, дополнить необходимыми реквизитами фактуры.
 
  2.13.3. Аудит единого социального налога
  Учет начисленного единого социального налога Общества компьютерным способом без использованием индивидуальных карточек.
  Налоговая база по ЕСН за проверяемый период составила:
 Наименование фонда
  Данные налоговой Декларации по ЕСН Данные аудита Отклонение
 (+) превышение
 (-) занижение ПФР 25 195 937 25 129 436 66 501 ФФОМС 25 195 937 25 129 436 66 501 ТФОМС 25 195 937 25 129 436 66 501 ФСС 25 195 937 24 786 271 409 666 Всего
  По результатам проведения аудита формирования налоговой базы по ЕСН мы обращаем Ваше внимание на следующее:
  2.13.3.1. Отражение начислений в учете
  Описание ситуации
  Имеются расхождения по начисленным суммам ЕСН и суммам, отраженным в учете. В ходе проверки установлены следующие расхождения:
 
 Наименован Фонда Отражено в Декларациях Отражено в "Менеджер" Отражено в 1С "Бухгалтерия" Разница 1С "Бухгалт."-"Менеджер" Разница Декларац -"Менеджер" 1 2 3 4 5 6 ПФ взносы 3 296 586 3 296 583.49 3 653 278.34 356 694.85 3 ПФ страх и накоп .-вычет 2 116 686 3 296 583.49 3 653 278.34 356 694.85 -1 179 897 ПФ базовая часть 2 605 646 1 425 747.73 1 576 404.36 150 656.63 1 179 898 ФСС 750 815 750 814.88 807 078.50 56 263.62 0 ФСС НС 100 785 100 783.94 112 862.42 12 078.48 1 ФФОМС 187 888 657 653.72 209 546.59 71 973.36 49 ТФОМС 469 717 520 080.49 Расчеты ЕСН ведутся в программе "Менеджер", декларации составляются вручную. Расхождение (гр 6) возникло в результате ошибочного заполнения деклараций. Причем в декларациях по взносам в Пенсионный фонд и по ЕСН отражены разные данные. При переносе данных в 1С "Бухгалтерия" также были допущены ошибки, что привело к расхождениям (гр.5).
  Требования нормативных актов
  В соответствии с Положением "По ведению бухгалтерского учета ..."78 п. 19, Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
  П. 20. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
  Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
  На основании Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 N 4979 п. 3.44, Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
  Последствия и выводы
  Данные бухгалтерского учета существенно расходятся с данными, отраженными в декларации.
  Рекомендации
  Привести в соответствие данные бухгалтерского учета.
  Подать уточненную декларацию по ЕСН.
  2.13.3.2. Формирование налоговой базы
  Описание ситуации
  1) В налоговую базу для начисления ЕСН ошибочно включены разовые премии к праздничным датам.
  Премии к праздникам не являются выплатами за труд, т.к. не учитывают личный вклад работника, следовательно, они не включаются в расходы по налогу на прибыль.
  А поэтому они не облагаются и ЕСН.
  2) В налоговую базу для начисления ЕСН в части ФСС ошибочно включены выплаты по договорам гражданско-правового характера, имеющими законченный результат (объект) работ.
  Требования нормативных актов
  1) Согласно п.п.21 и 22 ст.270 Налогового Кодекса не учитываются в целях налогообложения расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов), а также расходы в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений.
  Выплаты премий работникам общества в связи с юбилеями и вручением наград общества, по нашему мнению, непосредственно не связаны с достижением производственных результатов и, следовательно, не могут учитываться в целях налогообложения.
 
  В соответствии со Ст. 236 п. 3 НК РФ, Указанные в пункте 1 настоящей статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения (по единому социальному налогу), если:
  - у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
  2) Согласно ст 238 НК РФ, п. 3, В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации), помимо выплат, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.
 
  Последствия и выводы
  1) Завышена налоговая база для исчисления ЕСН на сумму 66 500 руб. см Приложение ФОТ по ЕСН.
  2) Завышена налоговая база для исчисления ЕСН в части ФСС на сумму 57 092.43 руб.
  Рекомендации
  1) Рекомендуем при формировании налоговой базы по ЕСН не учитывать разовые премии к праздничным датам.
  2) Рекомендуем при формировании налоговой базы по ЕСН в части ФСС не учитывать выплаты по договорам гражданско-правового характера (при условии, что содержание договоров отвечает их форме).
  2.13.4. Аудит налога на доходы физических лиц
  По результатам проведения аудита формирования налоговой базы по налогу на доходы физических лиц мы обращаем Ваше внимание на следующее:
  2.13.4.1. Материальная выгода
  Описание ситуации
  В 2004г. были выданы ссуды работникам на сумму 80 000 руб. Со слов бухгалтера, уплата процентов договорами не предусмотрена. Договора не представлены. Материальная выгода не рассчитана, НДФЛ не удержан.
  Так как процентная ставка (0%) по договорам займа ниже ставки Центробанка (13%), то возникает материальная выгода, с которой следует ежемесячно удерживать подоходный налог. Однако, следует помнить, что уплата подоходного налога в данном случае является обязанностью физического лица, и организация выступает уполномоченным представителем работника. Для этого работник должен письменно доверить организации производить расчет и удержание подоходного налога.
  Расчет подоходного налога не производился.
  Обязанность по уплате налога возникает при получении дохода, датой получения дохода является день выплаты процентов (день удержания из заработной платы). Работник должен письменно доверить организации выступать в роли налогового агента по исчислению и удержанию подоходного налога с сумм материальной выгоды.
  Требования нормативных актов
  В соответствии со Статьей 212 Налогового кодекса,
  1. Доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является:
  - материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций
  2. При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды,
  налоговая база определяется как:
  - превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;
  Определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств, осуществляется налогоплательщиком в сроки, определяемые подпунктом 3 пункта 1 статьи 223 настоящего Кодекса, но не реже чем один раз в налоговый период, установленный статьей 216 настоящего Кодекса.
  Статьей 223 определяется дата фактического получения дохода как день:
  - уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам при получении доходов в виде материальной выгоды. (т.е. день частичного погашения займа и удержания процентов)
  Статьей 224 п.2 устанавливается налоговая ставка в размере 35 процентов в отношении следующих доходов:
  - суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 настоящего Кодекса, за исключением доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств.
  Согласно ст. ст. 26 и 29 Налогового кодекса работник может поручить фирме рассчитывать налоговую базу и сумму НДФЛ с дохода в виде материальной выгоды, а также удерживать исчисленную сумму налога с доходов такого налогоплательщика. Это оформляется нотариально заверенной доверенностью (п. 3 ст. 29 НК РФ). В такой ситуации организация становится уполномоченным представителем работника, фактически принимая на себя функции налогового агента.
  Последствия и выводы
  Организация обязана исчислять материальную выгоду и подавать сведения об исчисленных суммах в налоговую инспекцию. На основании доверенности работника организация может исчислять и удерживать подоходный налог. См. Приложение МАТЕРИАЛЬНАЯ ВЫГОДА.
  За 2004 год сведения в ГНИ о материальной выгоде не подавались, что является нарушением со стороны организации. Следовательно, налоговая инспекция не имела возможности уведомить и удержать подоходный налог с работников.
  Рекомендации
  В целях соблюдения законодательства, удобства расчетов, рекомендуем исчислять материальную выгоду и на основании письменно оформленных доверенностей работников удерживать подоходный налог.
 
 
  2.13.5. Аудит налога на имущество
  При проведении аудиторской проверки налоговой базы по налогу на имущество установлено следующее:
 
 Налоговый период Данные бухгалтерского учета (Кт 68) Данные Декларации по Налогу на имущество Отклонение
 (+) превышение
 (-) занижение 1 квартал 19 040 29 040 10 000 2 квартал 0 7 266 7 266 3 квартал 7 275 7 275 0 4 квартал - - - Всего 26 315 43 581.75 17 267
  По результатам проведения аудита формирования налоговой базы по налогу на имущество мы обращаем Ваше внимание на следующее:
  2.13.5.1. Авансовый платеж за 1 квартал
  Описание ситуации
  Неверно произведен расчет авансового платежа по налогу за 1 квартал 2005 г. (Приложение НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО). Не исчислена квартальная сумма получившейся суммы налога.
  Требования нормативных актов
  Согласно п. 4 ст. 382 НК РФ80, сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.
  Последствия и выводы
  В результате искажены следующие строки бухгалтерской отчетности:
 * завышена в балансе строка 624 "Задолженность по налогам и сборам" на сумму 4 521 руб.;
  * завышена в отчете о прибылях и убытках строка 130 "Внереализационные расходы" на сумму 4 521 руб.
  * завышена в расчете по налогу на прибыль строка 020 "Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации" на сумму на сумму 4 521 руб.
  Рекомендации
  Внести изменения в учет, откорректировав начисленный налог на имущество, путем оформления исправительных записей:
 Исправительная проводка Дт 91/2 Кт 68 4 521 руб. Сторно Подать уточненные декларации по налогу на имущество за 1 квартал 2005 г.
 
  2.13.6 Аудит прочих налогов и сборов
  По результатам проведения аудита формирования налоговой базы по прочим налогам и сборам мы обращаем Ваше внимание на следующее:
  2.13.6.1. Взносы в ФСС на обязательное страхование от НС
  Описание ситуации
  При проведении аудиторской проверки налоговой базы по взносам в ФСС НС установлено следующее:
 Наименован сбора Данные программы "Менеджер" Данные бухгалтерского учета в 1С
 (Кт сч. 69.11) Данные отчета Данные аудита Взносы в ФСС НС 100 783.94 112 862.42 100 785 99 966.65 Всего Расхождение данных составляют:
 
 Наименован сбора Данные бухгалтерского учета 1С
 (Кт 69.11) - Данные отчета Данные по прогр "Менеджер" - Данные отчета Данные по прогр "Менеджер" - данные 1С "Бухгалтер." Данные аудита - Данные отчета Данные аудита - Данные бухгалтерского учета (Кт 69.11) Данные аудита - Данные прогр "Менеджер" Взносы в ФСС НС 12 895.77 1 -12 078.48 -818.35 -12 895.77 -817.29 Всего
  1) Расчеты взносов ведутся в программе "Менеджер", отчеты составляются вручную. При переносе данных в 1С "Бухгалтерия" были допущены ошибки, что привело к расхождениям указанным в таблице.
  2) При формировании налогооблагаемой базы для исчисления взносов на обязательное страхование от несчастных случаев ошибочно включены выплаты по договорам гражданско-правового характера, имеющими законченный результат (объект) работ. В договорах нет условия об обязанности уплачивать страховые взносы. Сумма излишне начисленных взносов составила 228.17 руб.
  3) Общество выплачивает компенсацию за неиспользованный отпуск свыше 28 дней, на которую начисляет взносы на обязательное страхование от несчастных случаев. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 765, страховые взносы на компенсацию за неиспользованный отпуск не начисляются. Сумма излишне начисленных взносов составила 588.90 руб.
  Требования нормативных актов
 
  1) Согласно Положению "По ведению бухгалтерского учета ..."81 п. 26. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
  2) Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 76582 ", к выплатам, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования, относятся:
  п.22. Вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, а также по авторским договорам.
  Согласно ст.5 Закона РФ от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ83 "Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы".
  3) Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 76584 утвержден Перечень выплат, на которые не начисляются взносы в ФСС:
  П.1 - денежная компенсация за неиспользованный отпуск.
  При этом, не уточняется, какая именно компенсация - при увольнении или без факта увольнения.
  По этому поводу есть разъяснения заместителя руководителя департамента правового обеспечения ФСС РФ Орловой Галины Алексеевны:
  - Действительно, в п. 1 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, в том числе упомянута и компенсация за неиспользованный отпуск. Причем формулировка этого пункта вовсе не означает, что страховыми взносами не облагается только компенсация, выплачиваемая при увольнении. Распространить его действие можно и на компенсации, не связанные с уходом сотрудников. То есть в этом случае должен применяться одинаковый подход: если деньги, получаемые вместо отпуска при увольнении, не облагаются страховыми взносами, точно так же их не нужно начислять и в ситуации, когда выплата компенсации с увольнением не связана. Ведь и в том и другом случае название у этой выплаты одно - компенсация за неиспользованный отпуск. Независимо от того, увольняется сотрудник или продолжает работать.
 
  Последствия и выводы
  1) Сумма начисленных взносов не соответствует отражению в бухгалтерском учете.
 
  2) 3) Завышены исчисленные взносы всего на сумму 817.07 руб. В результате оказались искажены следующие строки бухгалтерской отчетности:
 o завышена строка 623 баланса "Задолженность перед государственными внебюджетными фондами" приблизительно на сумму 817.07 руб.;
 o занижена строка 470 баланса "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" приблизительно на сумму 817.07 руб.
 o завышены расходы в целях налогооблагаемой прибыли.
 
  Рекомендации
  1) Рекомендуем провести инвентаризацию данных, отраженных в регистрах бухгалтерского учета, внести исправительные проводки в учет в целях устранения расхождений между начисленными и отраженными взносами.

<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу