<< Пред. стр. 2 (из 3) След. >>
91. Совместно с Всемирным Банком реализуется проект сельских инвестиций. В настоящее время проводятся исследования по социальной и институциональной оценке местных органов управления. На их основе, предполагается проведение пилотных проектов в местных сообществах.
V.5. Управление и реформирование системы государственных финансов
92. При технической поддержке Международного валютного фонда, Правительством разработана "Концепция реформирования системы Министерства финансов и Центрального казначейства на 2002-2005 годы". Ее основной целью является построение эффективной системы управления финансами через среднесрочное прогнозирование и программное бюджетирование. Первоочередными задачами в данной сфере являются организационное и институциональное укрепление Министерства финансов, укрепление бюджетного процесса, усиление потенциала системы казначейства, повышение эффективности администрирования сбора доходов.
93. В центральном казначействе усилена работа по прогнозированию денежной наличности, контролю над обязательствами и упорядочению финансовых счетов учреждений государственного сектора. В рамках кредита технической помощи на структурные преобразования в области государственного управления (GTAC) будет проводиться модернизация системы казначейства, включающая полную автоматизацию казначейских операций.
94. Решением Правительственной бюджетной комиссии министерствам и ведомствам Кыргызской Республики поручено представлять свои бюджеты на программной основе.
95. С целью обеспечения достаточной и своевременной финансовой поддержки социально-экономических преобразований в стране, а также прозрачного, подконтрольного и подотчетного финансирования всей финансовой системы в целом, Советом по экономической политике в текущем году одобрен среднесрочный прогноз бюджета Кыргызской Республики на 2004-2006 годы.
Среднесрочный прогноз бюджета Кыргызской Республики на 2004-2006 годы охватывает следующие ключевые вопросы:
* макроэкономические перспективы развития Кыргызской Республики на 2004-2006 годы, а также ожидаемое воздействие на рамки бюджетных ресурсов;
* перспективы преодоления квазифискального дефицита в энергетическом секторе;
* прогноз внутренних и внешних ресурсов государственного бюджета;
* прогноз государственных расходов по секторам и административным ведомствам;
* прогноз бюджета Социального фонда;
* рамки внешнего финансирования, включая ПГИ;
* контрольные показатели бюджета министерств и ведомств.
На его основе с учетом параметров согласованных с МВФ Правительством подготовлен и внесен в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики проект бюджета на 2004 год, который принят в первом чтении.
V.6. Профессиональная, эффективная, подотчетная государственная служба
96. В целях совершенствования института государственной службы ведется разработка проекта закона "О новой редакции Закона Кыргызской Республики "О государственной службе".
97. Для внедрения современных принципов работы с кадрами повсеместно созданы аттестационно-конкурсные комиссии. На постоянной основе стали проводиться конкурсные замещения вакантных должностей, улучшилась работа по формированию резерва кадров и организации работы с ним. Так, в 2002 году доля специалистов принятых на конкурсной основе в аппараты министерств, и ведомств, составила 59,5 процентов от общего количества вакантных должностей, в территориальные органы управления эта цифра составила 73,4 процента. Информация о вакансиях на государственные должности размещается на государственном информационном веб-портале.
98. Улучшился качественный состав вновь принятых специалистов: 74 процента из них, имеют высшее техническое, экономическое, сельскохозяйственное и юридическое образование. Больше внимания стало уделяться выдвижению женщин для работы на государственной службе. Из всех специалистов, принятых на конкурсной основе в 2002 году, 43 процента составляют женщины. Последовательно реализуется требование о выдвижении в государственные органы управления молодых перспективных специалистов. С целью определения квалификационных требований по найму одаренной молодежи на работу в органы государственной службы, Правительством Кыргызской Республики разработано и утверждено Положение о конкурсном отборе выпускников ВУЗов. В большинстве министерств, ведомств определены квоты для молодых специалистов.
V.7. Развитие корпоративного управления
99. В течение 2003 года в рамках реализации программы "Корпоративное управление и реформа предприятий-2" при поддержке Азиатского банка развития была продолжена работа по усилению корпоративного и финансового управления
100. В рамках совершенствования правовой базы в области корпоративных отношений вступил в силу Закон Кыргызской Республики "Об акционерных обществах". Данный закон установил требования к высоким стандартам корпоративного управления, устранил пробелы по вопросам управления обществом и компетенции органов управления. Он также расширил возможности контроля акционерами за деятельностью органов управления и защиты прав акционеров и инвесторов. В настоящее время, в связи с обнаружением в процессе практического применения положений указанного Закона ряда противоречий, начата подготовка проекта изменений и дополнений в Закон.
101. В целях законодательной поддержки перехода хозяйствующих субъектов на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) в 2002 году приняты законы "О бухгалтерском учете", "Об аудиторской деятельности". Он закрепляет правовые основы по ведению бухгалтерского учета, а также устанавливает в качестве используемых в республике стандартов финансовой отчетности - Международные стандарты финансовой отчетности. В 2003 году была проведена большая работа по внедрению МСФО на предприятиях республики.
102. В целях усиления работы по переходу акционерных обществ на МСФО принят Указ Президента Кыргызской Республики "О мерах по реформированию системы бухгалтерской и финансовой отчетности". Для его реализации Правительством страны разработан комплекс первоочередных мероприятий.
103. Для развития института оценочной деятельности и внедрения рыночных принципов оценки активов предприятий, Правительством разработан законопроект "Об оценочной деятельности" и направлен на рассмотрение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.
104. Для создания условий по эффективному управлению государственным капиталом на предприятиях республики, в рамках деятельности Комиссии по планированию развития управленческих кадров предприятий, ведется работа по пересмотру порядка отбора кандидатов в государственные представители в акционерных обществах. В связи с установлением запрета на представление интересов государства государственными служащими, продолжается постепенный вывод из органов управления акционерных обществ государственных служащих. Также ведется работа по обучению должностных лиц предприятий по всем вопросам управления. Так готовится к реализации программа "Консультационная и управленческая поддержка предприятий" Она предусматривает проведение широкомасштабного обучения менеджеров акционерных обществ.
105. Для усиления корпоративного управления в коммерческих банках и механизма защиты прав кредиторов, развитие оценочной деятельности внесены изменения и дополнения в Закон "О банках и банковской деятельности". Прежде всего, усилена роль совета директоров путем создания соответствующих комитетов. Установлены четкие правила по избежанию конфликтов интересов должностных лиц банка и крупных акционеров. Созданы условия для обеспечения прозрачности и подконтрольности операций банка с аффилированными лицами.
106. Для определения основных направлений приоритетов развития корпоративного управления разработан проект Концепции развития корпоративного управления в Кыргызской Республике на период до 2006 года. Данный проект находится на рассмотрении Правительства республики.
V.8. Борьба с коррупцией
107. Государством на постоянной основе принимаются меры по борьбе с коррупцией и эффективному государственному управлению. Для этого Правительством периодически утверждается Государственная программа по укреплению общественного порядка и усилению борьбы с коррупцией в Кыргызской Республике. Такие программы были разработаны на периоды 1995- 1996, 1997 - 2000, а также 2001 - 2003 годы.
108. Изучается опыт других стран и международных организаций. В 2002 проведена международная конференция по вопросам борьбы с коррупцией под эгидой международной организации Transparency International. Проведены социологические исследования по проблемам коррупции в Кыргызстане, итоги которых обсуждались на конференциях и "круглых столах", организованных Администрацией Президента, Правительством и представительством ВБ в Кыргызстане.
109. Разрабатывается правовая основа для проведения эффективных антикоррупционных действий. Приводятся в соответствие с новой редакцией Конституции, Законы и положения о Правительстве, министерствах и других ведомств. Начата работа по экспертизе законодательной базы в целях внесения изменений и дополнений, направленных на усилие борьбы с коррупцией.
Вступил в силу с 18 марта 2003 года Закон Кыргызской Республики "О борьбе с коррупцией", подготовленный с учетом международной практики по борьбе с коррупцией.
110. Собранием народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 21 февраля 2002 года образована Комиссия по вопросам борьбы с коррупцией, теневой экономикой и организованной преступностью, одной из основных задач которой является разработка и обеспечение реализации антикоррупционных законопроектов и программ.
111. 31 марта 2003 года на заседании Совета безопасности Кыргызской Республики обсуждался вопрос о "О мерах по усилению борьбы с коррупцией" и был принят План по реализации Национальной стратегии "Кыргызстан - страна с добросовестным управлением" - (антикоррупционная стратегия государственной политики). Проводимые в ее рамках мероприятия направлены на устранение необоснованного и излишнего вмешательства государственных органов в деятельность субъектов экономики, обеспечение открытости и доступности государственных услуг, формирование антикоррупционной атмосферы в обществе, повышение ответственности государственных служащих и руководителей всех рангов перед государством и гражданским обществом.
112. Проведены региональные мероприятия по обсуждению вопросов борьбы с коррупцией, в которых определены основные направления антикоррупционной деятельности. Разрабатывается план организационных и практических мер по борьбе с коррупцией в государственных органах с целью преодоления "синдрома безнаказанности" за коррупционные деяния. Принимаются правовые и экономические меры, направленные на легализацию "теневой" экономики.
113. Начато реформирование МВД Кыргызской Республики. Из структуры МВД переданы в другие министерства и ведомства несвойственные милиции функции. Создано Агентство по контролю наркотиков при Президенте Кыргызской Республики. Расширяется и углубляется взаимодействие правоохранительных и фискальных органов Кыргызской Республики с аналогичными структурами иностранных государств по борьбе с коррупцией.
114. В соответствии с Концепцией развития органов прокуратуры Кыргызской Республики на период до 2005 года, борьба с коррупцией определена как одна из важнейших задач правоохранительных органов и прокуратуры. Разработаны меры согласованных действий и объединения усилий правоохранительных органов по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению коррупционных преступлений, а также устранению причин и условий, способствующих их совершению.
115. В целях осуществления координации действий органов исполнительной власти, в области обеспечения общественной безопасности и борьбы с коррупцией, Постановлением Правительства создана Межведомственная комиссия по обеспечению общественной безопасности и борьбе с коррупцией в Кыргызской Республике.
116. Однако проводимая государством работа по борьбе с коррупцией не достигла своих целей и эта работа должна быть значительно активизирована. В этой связи создание Национального совета по добросовестному управлению стало новым импульсом в борьбе с коррупцией и обеспечению добросовестного управления. Совет создан Указом Президента Кыргызской Республики. Он возглавляется Премьер-министром Кыргызской Республики. В его составе 25 человек, из числа представителей государственных органов, а также неправительственных организаций и предпринимательства. По своему юридическому статусу Национальный совет является консультативно-совещательным органом, действующим на основе тесного взаимодействия с органами государственного и местного самоуправления, гражданским обществом, субъектами экономики и международными организациями. Его основной целью является формирование и внедрение новых механизмов, обеспечивающих добросовестное, открытое и ответственное управление в целях реализации государственной антикоррупционной политики. Основными задачами Национального совета определены как разработка и реализация конкретных мер по формированию и развитию качественной и эффективной системы государственного управления как антикоррупционной стратегии государственной политики. В целях обеспечения прозрачности деятельности Национального совета, его заседания открыты для присутствия всех заинтересованных представителей средств массовой информации, кроме случаев, определенных решением Национального совета. Создан рабочий орган Национального совета по добросовестному управлению - секретариат по добросовестному управлению.
V.9. Демократические институты
117. За отчетный период значительно укрепились и получили дальнейшее развитие демократические институты, возрастает их активность, самостоятельность и институциональные возможности. В республике действуют свыше 4500 неправительственных организаций и общественных объединений, Они активно помогают государству в решении многих социально-значимых проблем. Прежде всего, они работают в таких направлениях как поддержка наиболее социально уязвимых слоев общества, защита детей и женщин, соблюдение прав человека, защита природы, образование, гендерные вопросы и др. К примеру, Ассамблеей народов Кыргызстана, являющейся одной из крупных общественных организаций в республике, был проведен в текущем году Курултай народов Кыргызстана. На нем обсуждались проблемы и перспективы развития Кыргызстана. Кроме того, Ассамблея активно участвует в обсуждении и разработки законодательной базы. Через свои 29 национально-культурных центров Ассамблея оказывают благотворительную помощь больным и инвалидам по всей республике. Центры участвовали в ликвидации стихийных бедствий в Ошской и Джалалабадской областях.
118. Учитывая исключительное значение соблюдения прав и свобод личности для успешного развития, Президент Кыргызской Республики А.А.Акаев выдвинул национальную идею "Кыргызстан - страна прав человека". Разработана Национальная программа "Права человека", в рамках которой реализуется комплекс мер по ее выполнению. В целях координации усилий всего общества по дальнейшему укреплению демократических создан Общественный Совет демократической безопасности, в состав которого вошли представители гражданского общества. Подготовлен проект Демократического кодекса, который был опубликован в печати для широкого открытого обсуждения гражданским обществом и утвержден в августе 2003 года на II Всемирном курултае кыргызов.
119. Значительно усилена законодательная нормативно-правовая база для укрепления демократических институтов и проведения реформ в общественно-политической сфере.
Новая редакция Конституции Кыргызской Республики укрепила демократические принципы государственного строительства, гарантии свободы и прав всех граждан страны. Она закрепляет обязанность Правительства работать во взаимодействии с гражданским обществом. Существенно подняты роль и статус политических партий. Им предоставлено право для выдвижения кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша. Партии получили реальные возможности работы непосредственно на местах по формированию собственных сторонников.
120. В Кыргызской Республике соответствии с Конституцией и Законом "Об Омбудсмене" в 2002 году сформирован и действует институт Омбудсмена. Институт Омбудсмена осуществляет в пределах своей юрисдикции и в рамках межгосударственных договоров и соглашений контроль над соблюдением конституционных прав и свобод человека на территории Кыргызстана.
121. В целях активизации участия гражданского общества в процессе КОР и НССБ принят Указ Президента Кыргызской Республики "О мерах по дальнейшему развитию социальной мобилизации в интересах сокращения бедности". Он предусматривает широкомасштабное и активное использование накопленного в стране положительного опыта социальной мобилизации для сокращения уровня бедности.
VI. СОЗДАНИЕ СПРАВЕДЛИВОГО ОБЩЕСТВА
Комплексные реформы, проводимые в социальной сфере в рамках реализации КОР/НССБ, создали прочную основу для построения справедливого общества, обеспечивающего эффективную социальную защиту и человеческое развитие. Конкретные меры политики, предпринятые в процессе этих преобразований, были нацелены на обеспечение доступа граждан Кыргызстана к качественным услугам здравоохранения и образования, развитие пенсионной системы и адресной социальной защиты, создание дополнительных рабочих мест, рациональное природопользование и достижение равенства полов. Это в свою очередь явилось необходимым условием сокращения бедности в стране.
VI.1. Развитие адресной социальной защиты
122. В целях обеспечения адресности социальной защиты совершенствуется ее правовая база. Разработан и внесен в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики", устанавливающий адресный принцип при предоставлении льгот по коммунальным услугам и энергоносителям (уголь, газ, электрическая и тепловая энергии) работникам систем Министерства внутренних дел и Министерства обороны Кыргызской Республики.
Существенным шагом с точки зрения упорядочения системы льгот явилось принятие Правительством республики постановлений, по которым определенные льготные категории граждан получают денежную компенсацию за медикаменты и твердое топливо (уголь).
123. Подготовлен и внесен в парламент республики проект Положения "О порядке определения совокупного дохода граждан (семьи) для назначения единого ежемесячного пособия малообеспеченным семьям и гражданам", предусматривающий учет нормативов от земельных наделов и животноводческой деятельности при назначении единого ежемесячного пособия.
124. Для усиления адресности используется система социальной паспортизации, которым, на сегодня, охвачено практически 100 % бедных семей или более 650 тыс. семей. Для более эффективного учета доходов малообеспеченных граждан разработана усовершенствованная форма социального паспорта, введение которой планируется с 2004 года. В целях создания в республике общей компьютерной базы данных на основе социальных паспортов в ряде регионов осуществляются пилотные проекты. Принимаемые меры должны обеспечить развитие адресной системы социальной защиты.
125. В результате реализованных конкретных мер политики снижен процент выплаты государственных пособий в натуральном выражении, который на сегодня составляет 1.8 % по сравнению с 5.1% в 2002 году.
126. В целях социальной защиты от повышения тарифов на энергоносители малообеспеченным семьям выплачиваются компенсации. На основе данных социальных паспортов в 3 пилотных районах республики проводится эксперимент, предусматривающий более упрощенную процедуру назначения компенсаций за электрическую энергию. В гор. Бишкеке малообеспеченным семьям предоставляются жилищные субсидии на коммунальные услуги.
127. Для повышения уровня социальной защиты размер социальных пособий был увеличен на 20 %. Изыскиваются возможности повышения такого показателя как гарантированный минимальный уровень потребления, от которого напрямую зависит размер пособий. Проведение единой социальной политики и высокий уровень социальной защищенности граждан будут обеспечены также за счет принятия законопроекта "О государственных минимальных стандартах", который внесен на рассмотрение в парламент республики.
128. Приоритетным направлением работы по сокращению бедности является социальная мобилизация, для развития которого повсеместно создаются кредитные союзы, группы взаимопомощи и их ассоциации, общинные организации, общественные и благотворительные фонды. Кроме того, бедным семьям оказывается гуманитарная помощь при поддержке международных организаций, проводится эксперимент по единовременной выплате годового размера единого ежемесячного пособия. Принят Указ Президента Кыргызской Республики "О мерах по дальнейшему развитию социальной мобилизации в интересах сокращения бедности", предусматривающий повышение благосостояния малообеспеченных семей через социальную мобилизацию. Оказывают поддержку в развитии социальной мобилизации такие международные организации как ПРООН, Швейцарский офис, Министерство международного развития Великобритании, Фонд Сороса, Всемирный Банк. Дополнительный импульс придаст этой работе объявление 2004 года - годом социальной мобилизации и добросовестного управления.
129. В рамках реализации Государственной программы по реализации прав детей Кыргызстана "Новое поколение" на период до 2010 года принят Семейный кодекс, разрабатывается проект Кодекса "О детях". Принимаются меры по выполнению Целевой программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период 2002-2003 годы. Реализуются пилотные проекты по созданию отделов поддержки семьи и детей в ряде регионов республики, создаются реабилитационные и патронатные центры для безнадзорных детей, при поддержке международных организаций UNICEF, UNESCO, "Every Child", "Save the children" (Дания) проводится обучение социальных работников.
130. В целях реализации Национальной программы по поддержке инвалидов создаются реабилитационные центры для инвалидов. На базе профессиональных лицеев осуществляется их профессиональная реабилитация.Издаются учебные программы для профессионально-трудового обучения детей со специальными нуждами. Принимаются меры по обеспечению инвалидов инвалидными колясками, в том числе мероприятия по привлечению средств международных организаций.
VI.2. Совершенствование пенсионной системы
131. В целях обеспечения достойного уровня жизни пожилых людей совершенствуется законодательная база пенсионной системы. Принята Концепция дальнейшего реформирования пенсионной системы в Кыргызской Республике, предусматривающая поэтапный переход к накопительной пенсионной системе. Предполагается, что работник будет дополнительно отчислять на накопительную часть пенсий страховые взносы. Накопительный принцип не будет распространяться на лиц, которым до выхода на пенсию осталось менее 10 лет. Они будут получать пенсии по солидарной системе. В рамках реализации названной Концепции утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики конкретный План мероприятий и разработан пакет проектов законов Кыргызской Республики, определяющих механизмы по внедрению принципов накопительной пенсионной системы.
132. Для развития негосударственного пенсионного страхования подготовлен проект Концепции по развитию системы негосударственных пенсионных фондов в Кыргызской Республике. В этих же целях разработан и внесен в парламент республики проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон "О негосударственных пенсионных фондах в Кыргызской Республике". Согласно нему негосударственным пенсионным фондам придается статус "коммерческой организации".
133. В результате принимаемых мер по обеспечению финансовой устойчивости Социального Фонда Кыргызской Республики объем собранных страховых взносов в 2003 году в сравнении с предыдущим годом увеличился на 10.8 %. Выплата пенсий практически осуществляется без задержек и в денежном выражении.
134. В целях координации и регулирования вопросов государственного социального страхования функционирует Наблюдательный совет по управлению государственным социальным страхованием.
135. Значительная работа проделана по повышению уровня жизни пенсионеров. Указами Президента Кыргызской Республики повышены размеры пенсий в среднем на 10 %, минимальный размер пенсии военнослужащим на 15 %, размеры надбавок к пенсиям инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны. Накопления на личных страховых счетах согласно Закона "О государственном пенсионном социальном страховании" проиндексированы на 11.8 процентов. Ежегодно производится перерасчет пенсий работающим пенсионерам от накопленных на личных страховых счетах страховых взносов.
VI.3. Рынок труда и создание рабочих мест
136. В связи с сохраняющимся достаточно высоким уровнем общей безработицы (8.8 %) принимаются меры по совершенствованию правовой базы сферы занятости населения. При содействии Европейской Комиссии/ТАСИС разрабатывается проект Концепции государственной политики занятости населения в Кыргызской Республике на период до 2010. На его основе затем будет разработана конкретная Программа действий по обеспечению занятости населения. Парламентом республики принят Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в Закон "О содействии занятости населения", которым упрощается условие для получения пособия по безработице. Тем самым усиливается социальная защищенность безработных граждан.
137. Для создания условий по повышению занятости населения используются активные меры. Проводится обучение безработных профессиям по результатам опросов и анализа потребностей предприятий республики. Организуются оплачиваемые общественные работы по ремонту объектов социальной инфраструктуры. Развивается система микрокредитования безработных для организации ими собственного бизнеса и создания постоянных рабочих мест. Хорошо зарекомендовали себя, с точки зрения создания постоянных рабочих мест, бизнес-инкубаторы, организованные в большинстве регионов республики. Нужно отметить тот факт, что наибольшее количество рабочих мест создается в промышленно развитых регионах - гор.Бишкек, Джалалабадской и Чуйской областях.
138. В рамках системы трипартизма используется механизм социального партнерства государства, объединений работодателей и профсоюзов для эффективного регулирования и координации вопросов занятости населения. Проводятся учебные курсы, круглые столы, семинары для информирования и оказания консультационных услуг безработным. В целях поощрения работодателей используются механизмы снижения социальных отчислений с них за каждого принятого на работу и единовременной выплаты им шестимесячного пособия по безработице за создаваемые рабочие места. Длительно безработным гражданам оказывается психологическая поддержка.
139. Доля безработной молодежи в общем числе безработных составляет 53%. Поэтому для обеспечения их занятости в крупных городах республики функционируют молодежные биржи труда. Вопросы занятости выпускников ВУЗов решаются через создание отделов содействия их трудоустройству, целевую контрактную подготовку студентов.
140. В целях реформирования системы оплаты труда и трудовых отношений совершенствуется нормативная правовая база. Принят Закон "О социальном партнерстве в области трудовых отношений в Кыргызской Республике", предусматривающий развитие социального партнерства государственных органов, объединений работодателей и профсоюзов при проведении социально-экономической политики. Разработан и принят в первом чтении парламентом республики новый проект Трудового кодекса Кыргызской Республики, который будет способствовать либерализации трудовых отношений и созданию большего количества рабочих мест. Постановлением Правительства Кыргызской Республики утвержден План действий по выполнению Концепции реформы заработной платы в Кыргызской Республике на 2003-2010 годы.
VI.4. Доступ к качественному образованию
141. Для обеспечения доступности и качества образования реализуется Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2010 года, определяющая основные приоритеты развития системы образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу. На ее основе принят Закон "Об образовании", устанавливающий основные принципы государственной политики в области образования, деятельности образовательных организаций и получения образования в Кыргызской Республике. Реализуется "Национальный план действий Кыргызской Республики по образованию для всех". Он призван улучшить доступность и качество образования для граждан Кыргызстана.
142. Реализуется проект Азиатского банка развития "Развитие детей раннего возраста на уровне общины", который направлен на создание равных возможностей для детей в получении дошкольного образования. В 2002 г. охват детей соответствующего возраста дошкольным образованием составил 9.5% в сравнении с 9.0% в 2001 г.
143. Для поддержания и развития сельских школ разработана и принята программа "Сельская школа". В этих целях Всемирный банк планирует осуществить грантовый проект в объеме 15 млн. долларов. С целью обеспечения доступности образования реализуется программа "Доступ к образованию (Жеткинчек)", проводится подготовка педагогических кадров для школ, в особенности по учебным предметам по которым существует нехватка учителей. Принимаются значительные меры по выпуску учебников и учебных пособий, строительству и капитальному ремонту школ, материально-техническому обеспечению. При этом большую поддержку оказывают АБР, ПРООН и другие международные организации.
144. Одним из важных мероприятий по обеспечению доступности и оценке качества школьного образования явилось проведение в 2003 году при поддержке USAID общереспубликанского тестирования. По его итогам победившие абитуриенты были зачислены в ведущие университеты страны без сдачи вступительных экзаменов. При поддержке Азиатского Банка Развития принимались меры, направленные на повышение профессионального уровня учителей.
145. Вместе с тем, существует проблема непосещения детьми школ по различным причинам, для объективного исследования и изучения которой привлекается неправительственный сектор. Также нужно отметить, что в 2002 г. произошло снижение такого показателя как охват детей неполным (базовым) средним образованием (1-9 классы) до 94.6 %, тогда как в 2001 г. он составлял 95.0 %
146. Разработана и принята Стратегия развития высшего профессионального образования Кыргызской Республики. Постепенно вводится в учебный процесс "система кредит-часов", которая обеспечит повышение качества образования и ее интеграцию в мировое образовательное пространство. В этих же целях проводится аттестация ВУЗов, разрабатывается Положение "Об аккредитации ВУЗов" в соответствии с принятым законом "Об образовании". Начата разработка Стратегии развития начального профессионального образования, в которой будут максимально учтены потребности рынка труда. Эти меры позволят обеспечить качество образования в Кыргызстане и его соответствие международным стандартам.
147. В целях сохранения научного потенциала и развития наиболее перспективных направлений науки разработана и утверждена постановлением Правительства Кыргызской Республики Государственная программа по реформированию наук в Кыргызской Республике на 2003-2005 гг. Для его реализации принимаются меры по интеграции науки, образования и производства, формированию на конкурсной основе государственного заказа на проведение научных исследований по приоритетным направлениям социально-экономического развития республики, развитию кадрового потенциала, увеличению заработной платы в сфере науки.
148. Меры по поддержке и развитию культуры осуществляются в рамках Государственной программы развитию культуры и искусства Кыргызской Республики на 2001-2005 гг. В этих целях разработан проект закона "О защите и поддержке культурной деятельности в Кыргызской Республике", определяющий государственную политику в области развития культуры. Развивается международное сотрудничество, в частности подписано Соглашение между Кыргызской Республикой и UNESCO о сохранении памятников Великого Шелкового пути в верховьях Чуйской долины Кыргызстана. Принимаются меры по компьютеризации библиотечной отрасли, пополнению фондов библиотек, ремонту объектов культуры и их материально-техническому обеспечению. Эта работа проводится при грантовой поддержке международных организаций и стран-доноров.
VI.5. Доступ к качественным услугам здравоохранения
149. С целью обеспечения справедливого и равного доступа граждан к качественным медицинским услугам реализуется Национальная программа реформы системы здравоохранения Кыргызской Республики "Манас" (1996-2006). Принята Концепция реформирования системы финансирования здравоохранения Кыргызской Республики на период до 2006 года и развития отрасли до 2010 года, в которой отражены стратегические направления деятельности по реформированию системы финансирования здравоохранения. Заметно укрепился институт семейной медицины. Так, успешно функционируют центры семейной медицины, группы семейных врачей со статусом самостоятельного юридического лица, фельдшерско-акушерские пункты. В стационарных медицинских учреждениях коечный фонд в 2003 г. сокращен на 1.8 %. В рамках проекта "Реформирование сектора здравоохранения-2", финансируемого Всемирным банком, проводятся обучение врачей и медицинских сестер по семейной медицине, ремонтные работы и компьютеризация в учреждениях здравоохранения. Реформы позволили добиться устойчивой тенденции повышения индекса продолжительности жизни, составившего в 2002 г. 0,73 по сравнению с 0,728 в 2001 г. В 2002 г. по сравнению с 2001 г. снизился на 0,5 промилле показатель младенческой смертности.
150. В 2003 году новые методы финансирования и Программа государственных гарантий введены в Жалалабатской, Баткенской областях и гор. Бишкек. Ранее такая работа была проделана и в других регионах. Не охваченным новым методом финансирования остается только Ошская область. Как результат, за период с 2001 по 2003 годы повысился показатель доступности социально уязвимых категорий населения к медицинским услугам с 7.5% до 27.5 %. Повышается заработная плата медицинских работников в среднем на 25-30%, сокращаются необоснованные госпитализации и улучшается качество питания и лекарственного обеспечения. Принят Закон "О системе Единого плательщика в финансировании здравоохранения Кыргызской Республики", определяющий основы деятельности системы Единого плательщика. Права и обязанности Единого плательщика закрепляются за Фондом обязательного медицинского страхования при Министерстве здравоохранения.
151. Развивается система обязательного медицинского страхования (ОМС), которой в 2002 г. было охвачено 86.2 % населения против 83.7 % в 2001г. В некоторых городах и районах республики введена на первичном уровне дополнительная программа ОМС по лекарственному обеспечению граждан, что улучшит доступность граждан к лекарственным средствам. В итоге оплата населением за лекарственные средства составила в среднем 49 % от общей стоимости лекарств. В 2003 году практически решена проблема своевременной передачи Социальным фондом страховых взносов на ОМС и погашения долга за 2002 год.
152. В целях перехода на новые критерии живорождения, рекомендованные ВОЗ, в двух регионах республики реализуются пилотные проекты. Во всех регионах проводятся мероприятия по планированию семьи.
153. В рамках реализации Национальной программы "Иммунопрофилактика на 2001 - 2005гг." охват детей профилактическими прививками составил 96-97 % к запланированному уровню. Не зарегистрировано случаев полиомиелита, столбняка и дифтерии. Однако остаются нерешенными проблемы роста заболеваемости населения бруцеллезом, сохранения на прежнем уровне показателя заболеваемости эхинококкозом, а также высокий уровень заболеваемости эпидемическим паротитом. Для профилактики йододефицита и железодефицитной анемии на мукомольных производствах устанавливаются оборудования по обогащению муки железосодержащими добавками, проводятся обучающие семинары для врачей, организуются теле и радиопередачи, издаются буклеты и брошюры. В результате этих мер показатель доли населения, страдающей недостатком железа в организме, снизился в 2002 г. до 3.0 % с 3,4 % в 2001 г. Однако, произошло увеличение доли населения, страдающей недостатком в организме йода, которая составила в 2002 г. 4,2 % по сравнению с 3.4 % в 2001 г. Для профилактики ВИЧ-инфекций и СПИДа, туберкулеза реализуются "Государственная программа Кыргызской Республики на 2001-2005 гг. по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИДа, инфекций, передающихся половым и инъекционным путем" и национальная программа "Туберкулез-II" на 2001-2005 гг. Следует отметить, что в республике по итогам 9 месяцев 2003 г. число случаев заболеваемости ВИЧ\СПИДом составила 98 человек (в том числе граждан Кыргызской Республики - 93 человек), в то время как в 2002 г. 160 человек (в том числе граждан Кыргызской Республики - 146 человек).
154. В целях реализации Концепции развития физической культуры и спорта до 2010 года образован Совет по развитию физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики, принято постановление Правительства Кыргызской Республики "Об аккредитации физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций по различным видам спорта) Кыргызской Республики". Укрепляется материально-техническая база учреждений спорта, проводятся спортивно-массовые мероприятия. Кыргызстан принимает участие в международных спортивных соревнованиях.
VI.6. Рациональное природопользование
155. В целях обеспечения рационального природопользования осуществляется подготовка соответствующей правовой базы, гармонизация действующего законодательства республики с международным законодательством. Подготовлен проект закона КР "О едином экологическом налоге", который призван улучшить финансирование мероприятий по защите природы. В рамках присоединения Кыргызской Республики к Международной конвенции по ядерной безопасности (МАГАТЭ) Устав МАГАТЭ ратифицирован парламентом республики.
156. Одним из приоритетных экологических проблем является загрязнение атмосферы. В рамках исполнения рамочной Конвенции ООН об изменении климата при поддержке Глобального Экологического Фонда и ПРООН подготовлено первое Национальное сообщение об изменении климата, в котором разработаны сценарии изменения климата в будущем и предложены меры по сокращению выбросов парниковых газов. В целях реализации Государственной программы по прекращению использования озоноразрушающих веществ (ОРВ) в Кыргызской Республике на 2002-2005 годы проводятся семинары, создан Озоновый центр, призванный координировать процесс ее выполнения. В целях увеличения доли нетрадиционных и возобновляемых источников энергии с 0.15% в 2001 году до 3.5% в 2005 году в общем объеме производимой энергии принимаются меры по проектированию солнечной системы теплоснабжения, производству солнечных тепловых коллекторов для отопления и горячего водоснабжения. В ряде регионов осуществляется установка сети автогазозаправочных станций.
157. Осуществляется подготовка правовой базы по защите водных ресурсов. Так, для обеспечения рационального использования водных ресурсов подготовлен проект Водной стратегии. Разработан проект Водного Кодекса Кыргызской Республики, который должен обеспечить более эффективное управление и регулирование водных ресурсов. В этих же целях внедрена на уровне областей и районов республики информационная система управления водными ресурсами. Продолжается работа по подготовке Водного кадастра, что даст возможность более эффективно вести учет ресурсов.
158. Для обеспечения рационального использования поверхностных и подземных вод создаются в регионах республики информационно-консультативные системы. Также нужно отметить, что эффективному решению вопросов водопользования с учетом интересов Кыргызстана и других стран Центральноазиатского региона будет способствовать выдвинутая на 5-ой Общеевропейской Конференции министров охраны окружающей среды инициатива "Окружающая среда, вода и безопасность".
159. Невосполнимым природным ресурсом любой страны являются земельные ресурсы. Для их более эффективного учета разрабатывается Кадастр земельных ресурсов.
При выдаче лицензий юридическим и физическим лицам на разработку месторождений полезных ископаемых установлено обязательное требование предоставления финансовых гарантий на проведение рекультивационных работ. Для средних и крупных месторождений установлены требования по разработке проектов вывода рудников из эксплуатации и рекультивации нарушенных земель с обязательным предоставлением их на государственную экологическую экспертизу до начала ведения работ.
160. В целях сохранения биоразнообразия принимаются меры по созданию заповедников, проводятся тренинги. Кроме того, разрабатываются различные проекты по борьбе с опустыниванием, проводятся ежегодные месячники по посадке лесов. В 2002 г. соотношение особо охраняемых территорий к общей площади составило 2.0 % по сравнению с 1.9 % в 2001 г. Площадь лесов ко всей территории в 2002 г. составила 5.3 %, что на уровне предыдущего года.
161. В области мониторинга за состоянием окружающей среды принят Закон "О ратификации Соглашения между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Финляндской Республики по оказанию финансовой помощи для проекта технического содействия в области мониторинга окружающей среды и укрепления потенциала управления в Кыргызской Республике".
162. В рамках Года Гор, Кыргызстан совместно с Казахстаном и Таджикистаном подписал в ходе состоявшегося в гор. Бишкеке Глобального Горного Саммита Центрально-Азиатскую Горную Хартию. Его реализация позволит проводить согласованный комплекс действий по решению проблем устойчивого развития горных территорий в Центрально-Азиатском регионе.
В целях решения проблем отрицательного влияния на окружающую среду и безопасность граждан хвостохранилищ и отвалов горных пород в соответствии с Законом "Об экологической экспертизе" проводится государственная экспертиза проектов генеральных планов развития территорий, социально-экономических, научно-технических и иных государственных программ, оказывающих воздействие на окружающую среду. Принимаются меры по обследованию районов активизации чрезвычайных ситуаций (техногенные чрезвычайные ситуации, подтопления, паводки и сели, снегопады, оползни, лавины и землятресения), прогнозированию ожидаемого числа и разновидностей стихийных бедствий в республике и другие предупредительные мероприятия. Разрабатываются проекты государственных программ по защите населения и территорий от подтопления, обеспечению сейсмической безопасности жителей и инфраструктуры населенных пунктов. Также нужно отметить, что в гор. Бишкеке создан Центрально-Азиатский институт прикладных исследований Земли, основными направлениями деятельности которого являются вопросы геодинамики, геокатастрофоведения, экологии, водных ресурсов. Значительную помощь в разработке мер по обеспечению безопасности на хвостохранилищах, проведении реабилитационных и рекультивационных работ оказывают Всемирный банк, Европейская Комиссия/ТАСИС, страны-доноры.
VI.7. Равенство полов
163. В целях обеспечения гендерного равенства в Кыргызстане реализуется Национальный план действий по достижению гендерного равенства на 2002-2006 годы.
164. Принимаются меры, направленные на совершенствование законодательной базы. В новой редакции Конституции Кыргызской Республики закреплен принцип равноправия полов во всех сферах жизнедеятельности. Принят Закон "О социально-правовой защите от насилия в семье", регулирующий отношения в сфере социально-правовой защиты потерпевших от семейного насилия. Он был разработан неправительственными организациями. Вступил в силу Закон "Об основах государственных гарантий обеспечения гендерного равенства", устанавливающий государственные гарантии в обеспечении равенства прав и возможностей женщин и мужчин. Необходимые возможности для доступа женщин Кыргызстана к международным правозащитным системам дает действующий Закон Кыргызской Республики "О присоединении Кыргызской Республики к Факультативному Протоколу к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин". Кроме того, меры, обеспечивающие принцип равенства полов, отражены в действующей Национальной программе "Права человека" на период 2002-2010 гг. В результате принимаемых мер устойчиво повышается индекс развития гендерного фактора, составив в 2002 г. 0.718 по сравнению с 0.717 в 2001 г.
165. Ситуация в сфере образования женщин продолжает оставаться стабильной. Число девочек среди учащихся начальной школы составляет 48.7 %, средней школы - 49.5%. Среди студентов средне-специальных учебных заведений девушки составляют 65.3%, высшей школы - 50.7%. О структуре занятости женщин по секторам свидетельствуют следующие показатели. Они занимают более 70 % рабочих мест в сфере здравоохранения и социального обслуживания, две трети - в образовании и около половины - в гостиничном сервисе. Достаточно высокой остается занятость женщин в сельском хозяйстве (46.5%), обрабатывающей промышленности (40.3%) и торговле (45.7%).
166. В горнодобывающей промышленности, энергетике, строительстве, транспорте и государственном управлении значительно преобладает мужская занятость. Есть проблемы, связанные с наличием рабочих мест, занятых женщинами, и не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. При этом тяжелым физическим трудом занято 7.8% женщин.
167. Для создания условий, обеспечивающих равенство полов, принимаются меры по привлечению женщин к государственному управлению в рамках выполнения Указа Президента Кыргызской Республики "О дальнейшем совершенствовании кадровой политики по привлечению женщин-лидеров к государственному управлению Кыргызской Республики". Постоянно проводится гендерный анализ кадрового состава в государственных органах и органах местного самоуправления. Гендерные подходы интегрируются в деятельность министерств, в учебные программы ряда ВУЗов.
168. Действуют кризисные центры, убежища, консультационные и профилактические центры для оказания бесплатных юридических, психологических и других услуг женщинам, пострадавшим от насилия, а также жертвам незаконной торговли. Функционирует более 150 женских неправительственных организаций. Кроме того, женщины активно работают в организациях общинного типа и местных сообществах. Организованы программы по обучению безработных женщин, специальные радиопередачи, выпуск специальной газеты и статистического сборника "Женщины и мужчины Кыргызской Республики", посвященных вопросам женщин.
VII. СТОИМОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ МЕР ПОЛИТИКИ НССБ
169. Приоритеты и основные меры политики НССБ нашли свое отражение в государственных расходных программах, предусмотренных СПБ. Прогноз общей величины расходов исходит из реалистической оценки имеющихся внутренних ресурсов, необходимости сокращения государственного внешнего долга и возможной дальнейшей его реструктуризации Парижским клубом в конце 2004 г. Предполагается, что общая величина расходов государственных расходов будет возрастать в 2004-2005 гг., а затем, как показано в таблице 3, существенно снизится в 2006 г. Такая динамика отражает существование противоположно направленных тенденций: потребности в увеличении расходов на социальные нужды, которые сильно уменьшились в предыдущие годы, и необходимости сокращения ПГИ, в рамках которой в основном осуществляется государственное заимствование.
170. Распределение средств между различными государственными расходными программами в 2004-2006 гг. (см. таблицу 3) должно заметно измениться в соответствии с приоритетами НССБ. Наиболее важные изменения включают: а) увеличение доли текущих расходов на образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение; б) расширенное использование стимулирующих грантов; в) уменьшение доли расходов на содержание государственного аппарата и финансирование производственного сектора; г) сокращение ПГИ. При выработке расходных стратегий для крупнейших сегментов бюджета были учтены результаты исследования "Обзор государственных расходов Кыргызской Республики", проведенного Всемирным банком.
Таблица 3. Государственные расходы в 2004-2006 гг. (% ВВП)
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. Уточнен. Проект Прогноз Прогноз Расходы расширенного государственного бюджета8 27.7 28.1 28.6 27.9 Текущие расходы 18.6 19.5 20.0 19.7 Образование 3.8 4.7 5.0 5.2 Здравоохранение 2.0 2.1 2.2 2.4 Социальное страхование и социальное обеспечение 3.0 3.2 3.4 3.7 Государственные услуги общего назначения 2.8 2.6 2.4 2.2 Выплата процентов по государственному долгу 1.9 2.3 2.7 2.4 Другие расходы 5.0 4.7 4.3 3.8 Внутренние капитальные вложения и стимулирующие гранты9 0.6 0.3 0.7 1.2 ПГИ 5.5 5.3 4.8 4.0 Внешнее финансирование 4.8 4.7 4.4 3.6 Социальный фонд10 5.0 4.9 4.8 4.6
171. В сфере образования предполагается резкое увеличение финансирования - за три года более чем на 50% в реальном выражении. Общее увеличение количества выделяемых ресурсов будет сопровождаться изменениями в принципах финансирования сектора, направленными на повышение эффективности расходов. Новая схема финансирования будет основываться на показателях эффективности образования. Формула финансирования регионов станет учитывать плотность населения и потребности в специальном обучении. Органам местного самоуправления будет предоставлена большая свобода в распоряжении средствами категориальных грантов. Роль специальных средств в финансировании базового среднего образования будет сокращаться, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ к получению образования детей из беднейших слоев населения. Предполагается заметное повышение заработной платы учителей при увеличении стандартной преподавательской нагрузки.
172. В течение 2004-2006 гг. расходы на здравоохранение должны возрасти на 15%, а текущие расходы - почти на 40%. Возросшее финансирование будет направлено на проведение реформ, ключевыми элементами которых определены: а) завершение реструктуризации сети медицинских учреждений; б) переход на "систему единого плательщика" во всех регионах республики; в) улучшение качества медицинской помощи; г) реформа эпидемиологической службы. Кроме этого реформа здравоохранения будет направлена на формирование политики по лекарственному обеспечению, внедрение обязательного медицинского страхования, апробацию новых методов финансирования. Изменения в принципах финансирования сектора будут направлены на увязку величины расходов с числом нуждающихся в услугах здравоохранения.
173. Расходы на социальное страхование и социальное обеспечение также должны возрасти примерно на 40% в течение рассматриваемого трехлетнего периода. Возросшие ассигнования будут направлены в основном на увеличение Единого ежемесячного и других пособий нуждающимся слоям населения, что должно компенсировать предстоящее увеличение тарифов на электроэнергию.
174. Помимо государственного бюджета важнейшим источником финансирования расходов на социальный сектор является Социальный фонд. Его расходы в реальном выражении в 2004-2006 гг. возрастут менее чем на 10%. Такой прогноз расходов Социального фонда является результатом взаимодействия различных факторов: изменения числа пенсионеров, планов повышения базовой части пенсии с темпом не менее 12% в год, индексации общего размера пенсий на инфляцию с акцентом на более быстрый рост маленьких пенсий.
175. В целом социальные расходы расширенного государственного бюджета должны возрасти в 2004-2006 гг. на 1.5% ВВП или почти на 30%; их доля в бюджете увеличится с 50.0% в 2003 г. до 55.6% в 2006 г. Это свидетельствует о переориентации государственных расходных программ на нужды человеческого развития и сокращения бедности.
176. Расходы на содержание государственного аппарата ("Государственные услуги общего назначения") должны уменьшиться в 2006 г. на 0.6% ВВП по сравнению с 2003 г. Такое сокращение расходов отражает политику совершенствования государственного управления, предполагающую оптимизацию структуры государственного управления и государственной службы, сокращение дублирующих функций министерств и ведомств. В 2004-2006 гг. предполагается проведение реформы в области оплаты труда в бюджетной сфере, которая будет включать рост заработной платы и сокращение штата государственных служащих. Эта реформа включает также создание стимулов для повышения квалификации и качества трудовой деятельности, бoльшую дифференциацию заработной платы в зависимости от результатов трудовой деятельности и уровня должностной ответственности.
177. Расходы бюджета на текущее финансирование производственного сектора (топливно-энергетический комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, сельское и водное хозяйство) уменьшатся за три года на 0.4% ВВП или на 9% в реальном выражении. Это отражает политику приватизации предприятий из этих отраслей и постепенного перевода предприятий, остающихся в государственной или коммунальной собственности, на самофинансирование за счет повышения эффективности работы и увеличения тарифов на их услуги (при соответствующих компенсирующих мерах для беднейшей части населения).
178. Как уже отмечалось выше, уменьшение расходов в рамках ПГИ обусловлено необходимостью сокращения государственного внешнего долга. Предполагается, что займы, входящие в ПГИ, будут составлять 60-80 млн. долларов США в год, что соответствует условиям программы PRGF. В течение рассматриваемого периода планируется начать 29 новых проектов, финансируемых за счет кредитов, и 9 грантовых проектов. При уточнении ПГИ на 2004-2006 гг. обращается особое внимание на последовательность в реализации программы и выбор новых проектов, в наибольшей степени соответствующих целям и приоритетам НССБ. В структуре ПГИ преобладают инфраструктурные проекты в сельском хозяйстве, на транспорте и в энергетике. Значительная часть новых проектов должна способствовать региональному развитию и подъему села и малых городов, где уровень бедности особенно высок. По-прежнему основную роль в ПГИ будут играть средства, предоставленные Всемирным банком и Азиатским банком развития. Следует отметить, что ограничения по масштабам и необходимость приоритетизации ПГИ требуют принятия решений о прекращении или уменьшении финансирования некоторых из тех проектов, которые уже были начаты или согласованы ранее. Эти решения будут приниматься в процессе диалога с донорами, направленного на уточнение целей и дизайна проектов, изменения их масштабов и сроков реализации. В СПБ признается необходимость своевременного и полномасштабного софинансирования ПГИ из средств государственного бюджета или, в ряде случаев, населения. Это софинансирование должно включать средства на поддержание и ремонт новой инфраструктуры, создаваемой в рамках ПГИ. Одним из важных механизмов выделения средств из республиканского бюджета на нужды ПГИ станут стимулирующие гранты, позволяющие обеспечить реальную поддержку реализуемых проектов органами местного самоуправления и гражданским обществом.
179. Изменения в направлениях расходования средств будут сопровождаться мерами по совершенствованию бюджетного процесса. К числу этих мер относятся отмена взаимозачетов, бартера, платежей в натуральном выражении, наложение жестких ограничений на финансирование расходов за счет специальных средств. Эти меры должны позволить существенно повысить гибкость бюджета и его способность реагировать на возможные внешние шоки.
VIII. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НССБ
VIII.1. Партнерство и участие в реализации НССБ
180. Основной целью процесса участия в рамках реализации НССБ являлась консолидация усилий государственных, негосударственных структур и международных организаций для сокращения уровня бедности и обеспечения устойчивого экономического роста на основе консенсуса, конструктивного партнерства и сотрудничества.
181. Основными принципами партнерства и участия в рамках реализации НССБ за анализируемый период являлись:
* Участие в законотворческой деятельности;
* совместное участие неправительственных, некоммерческих организаций и органов государственной власти, органов местного самоуправления в решении социально-экономических проблем, определении приоритетов социально-экономической политики;
* принятие согласованных решений по достижению поставленной цели и механизмам организации совместной деятельности.
В соответствии с указанной целью выбор основных направлений деятельности и выработка мер политики по реализации целей и задач НССБ осуществлялась в рамках Матрицы партнерства и участия по реализации, изложенной в стратегии НССБ.
182. Основным механизмом партнерства и участия являлось сотрудничество и партнерский диалог с гражданским обществом, на основе проведения широких консультаций с неправительственными организациями, местными сообществами, с участием отечественных и зарубежных экспертов.
183. Основополагающим фактором дальнейшего укрепления партнерства между государственными структурами и неправительственным сектором стало включение в новую редакцию Конституции Кыргызской Республики нормы, обязывающей Правительство Кыргызской Республики обеспечивать взаимодействие с гражданским обществом, что создает дополнительные возможности для более полного и эффективного участия неправительственных организаций в выработке и реализации КОР и НССБ, других национальных и государственных программ.
184. В рамках продолжения конструктивного диалога и партнерского сотрудничества между государством, общественными организациями и частным сектором подписано Генеральное соглашение между Правительством Кыргызской Республики, Федерацией профсоюзов Кыргызстана и республиканскими объединениями работодателей на 2002-2004 годы.
185. На основе принципов партнерства с участием неправительственных организаций, гражданского общества за анализируемый период были проведены мероприятия в рамках реализации НССБ.
186. Среди таких важных мероприятий следует отметить нижеследующие:
* Были подведены итоги и поставлены задачи перед Правительством, республиканскими и местными органами по сокращению уровня бедности на текущий год на втором Национальном форуме по сокращению бедности (февраль 2003 года). В данном форуме обсуждены механизмы проведения мониторинга и оценки качества работы местных органов власти с привлечением неправительственных организаций посредством проведения опроса, анкетирования среди населения.
* Вопросы продолжения традиций конструктивного диалога, общественного согласия и партнерства государства и общества были обсуждены на Курултае народа Кыргызстана "Мир и стабильность Году Кыргызской государственности" (март 2003 года).
* Тесная связь Декларации тысячелетия и Целей развития тысячелетия (ЦРТ) с Комплексной основой развития до 2010 года и Национальной стратегией сокращения бедности на 2003-2005 годы была обсуждена на "круглом" столе (апрель 2003 г.). "Круглый" стол по обсуждению проекта Отчета Кыргызской Республики по Целям развития тысячелетия ЦРТ, определенным ООН, был организован совместно с ПРООН. В ходе обсуждения Отчета, подготовленного неправительственной организацией "CASE-Кыргызстан", были рассмотрены конкретные механизмы реализации ЦРТ в республике, мониторинга их достижения, индикаторы.
* Международный семинар "Курс на сокращение бедности: роль гражданского общества, в рамках программы КОР - НССБ в Центральной Азии" (июнь 2003 года). Основными целями семинара было усиление потенциала гражданского общества в области принятия общественно важных решений, оказание поддержки субъектам гражданского общества в определении ключевых моментов в сфере принятия решений и усиление потенциала по реализации, мониторингу и оценке Национальной стратегии сокращения бедности на 2003-2005 годы.
* Вопросы объединения усилий неправительственных, государственных и международных структур по содействию и развитию женского предпринимательства, повышению имиджа и статуса женщин-предпринимателей были обсуждены на первом международном форуме деловых женщин (июнь 2003 года).
* Партнерский форум "Кыргызская государственность третьего тысячелетия: новые пути и механизмы партнерства государственной власти и гражданского общества (июль 2003 г.). В ходе его работы представители всех ветвей государственной власти, политических партий, НПО и СМИ обсудили политику и формы участия НПО в принятии государственных решений, роль политических партий в развитии общества, прозрачность власти и ответственность СМИ. Принятая участниками Партнерского форума Декларация отражает основные пути развития демократических институтов в республике на текущий и перспективный период.
* По инициативе Комитета по бюджету и экономической политике Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики с участием представителей НПО, частного сектора, международных организаций, облгосадминистраций и других государственных органов было проведено Комитетское слушание по финансовому обеспечению реализации НССБ на региональном уровне (август 2003 г.). Основной целью бюджетного слушания была обеспечение прозрачности процесса принятия бюджета и усиление его направленности на сокращение уровня бедности.
187. Важный вклад в реализацию КОР/НССБ вносят СМИ. Были подведены итоги и вручены премии победителям конкурса среди журналистов и авторов на лучшее освещение тем Комплексной основы развития Кыргызской Республики до 2010 года и НССБ. Творческим советом и конкурсной комиссией были рассмотрены поступившие материалы, опубликованные и переданные в эфир. В соответствии с принятым решением, дипломами и премиями различной степени награждены 28 авторов. Поощрительные премии вручены 26 авторам и журналистам.
188. С целью принятия конкретных мер по повышению уровня партнерского участия СМИ в процессе реализации, контроля, мониторинга, анализа имеющихся проблем и результативности, предпринимаемых в рамках КОР/НССБ был организован "круглый" стол "Участие средств массовой информации Кыргызстана в реализации КОР и НССБ" (май 2003 г.). В заседании круглого стола приняли участие руководители и представители 45 СМИ, а также представители международных и неправительственных организаций. Было подчеркнуто, что партнерство со СМИ в процессе реализации КОР/НССБ является одним из главных звеньев взаимодействия участия развития - государственных структур, частного сектора и гражданского общества.
189. В рамках реализации мероприятий НССБ многие неправительственные организации активно участвуют в процессе проведения мониторинга и оценки. Часть индикаторов НССБ формируется и оценивается с участием НПО.
190. В целях реализации КОР и НССБ проводится постоянная работа с представителями молодежных организаций и студенчества. Обсуждаются вопросы молодежной политики, занятости сельской молодежи, меры по организации компьютерных информационных центров общественного доступа для молодежи, созданию сети региональных молодежных центров для обеспечения максимально открытого и эффективного партнерства в рамках реализации КОР и НССБ.
191. Роль и участие молодежи Кыргызстана в реализации стратегии Комплексной основы развития Кыргызской Республики до 2010 года и НССБ были обсуждены на теледебатах, организованных в 2002 году неправительственными организациями на национальном телевидении "Жаштар уну" ("Голос молодежи").
192. Представителями неправительственных организаций и гражданского общества проводятся работы по информированию населения о ходе реализации КОР/НССБ, планированию и реализации программ и проектов на уровне местных органов власти, а также по составлению бюджета.
193. Широкое развитие получила народная инициатива, отвечающая истинно кыргызскому традиционному общинному духу взаимопомощи, связанная с благотворительностью и натуральным кредитованием: "от богатых - к бедным", путем передачи скота, семян, оказания другой помощи, связанной с предпринимательством и поддержкой нуждающихся. Во многих регионах местными госадминистрациями, местными сообществами и общинами создаются внебюджетные фонды сбережения, используемые для решения местных социальных проблем.
194. В целях разъяснения и широкой популяризации проводимой в республике политики реформ отслеживания их практических результатов в рамках реализации КОР/НССБ, начиная с 2003 года при финансовой поддержке Всемирного банка на ежеквартальной основе выпускается журнал Национального Совета по реализации КОР "Новые перспективы".
195. Дальнейшая работа по повышению эффективности партнерства и участия в рамках реализации НССБ будет направлена на:
a) создание действенных механизмов включения потенциала гражданского сообщества и неправительственных организаций в реализацию социально значимых программ и инновационных проектов, формирование общественного социального заказа.
b) совершенствование существующих и разработка новых форм социального партнерства, взаимного сотрудничества органов государственной власти и органов местного самоуправления с негосударственными некоммерческими организациями.
VIII.2. Система мониторинга и оценки
196. В целях оперативного отслеживания и контроля за ходом осуществления НССБ, своевременной ее корректировки и уточнения основных целевых показателей, была разработана система мониторинга и оценки реализации КОР/НССБ.
197. Данная система мониторинга и оценки обеспечивает сопоставительный анализ фактически достигнутых результатов и прогнозно-целевых показателей КОР/НССБ, а также влияние результатов реализации КОР/НССБ на уровень бедности и экономического развития республики.
198. Система мониторинга и оценки реализации НССБ основана на принципах широкого участия всех заинтересованных сторон и участников, включая гражданское общество, государственные институты, предпринимательские круги.