<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Отчет о реализации Национальной стратегии сокращения бедности (НССБ).
 
 ВВЕДЕНИЕ 1
 I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 2002-2003гг. 4
 II. СОКРАЩЕНИЕ БЕДНОСТИ В 2002-2003гг. 7
 III. ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕРЫ ПОЛИТИКИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ НССБ 11
 IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 13
 IV.1. Реализация мер политики, предусмотренных НССБ 13
 IV.2. Среднесрочный прогноз бюджета на 2004-2006 гг. 17
 V. СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВА 21
 V.1. Повышение эффективности законотворческой деятельности государственных органов. Правовые реформы. 21
 V.2. Совершенствование судебных, правоприменительных и правоохранительных институтов государства 22
 V.3. Совершенствование исполнительной ветви власти 24
 V.4. Децентрализация 25
 V.5. Управление и реформирование системы государственных финансов 25
 V.6. Профессиональная, эффективная, подотчетная государственная служба 26
 V.7. Развитие корпоративного управления 27
 V.8. Борьба с коррупцией 28
 V.9. Демократические институты 29
 VI. СОЗДАНИЕ СПРАВЕДЛИВОГО ОБЩЕСТВА 31
 VI.1. Развитие адресной социальной защиты 31
 VI.2. Совершенствование пенсионной системы 32
 VI.3. Рынок труда и создание рабочих мест 33
 VI.4. Доступ к качественному образованию 34
 VI.5. Доступ к качественным услугам здравоохранения 35
 VI.6. Рациональное природопользование 36
 VI.7. Равенство полов 38
 VII. СТОИМОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ МЕР ПОЛИТИКИ НССБ 40
 VIII. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НССБ 43
 VIII.1. Партнерство и участие в реализации НССБ 43
 VIII.2. Система мониторинга и оценки 46
 IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И СЛЕДУЮЩИЕ ШАГИ 47
 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ МОНИТОРИНГА НССБ 51
 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СВЯЗЬ МЕЖДУ НССБ И ЦЕЛЯМИ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ НА 2004 г. 61
 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НССБ НА 2004 г. 62
 ПРИЛОЖЕНИЕ 4. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 63
 
 ВВЕДЕНИЕ
 
 1. Кыргызская Республика является одной из 13 пилотных стран, в которых разработана Комплексная основа развития Кыргызской Республики до 2010 года (КОР), одобренная в мае 2001 года.
 
 2. Первым этапом реализации КОР стала Национальная стратегия сокращения бедности в Кыргызской Республике на 2003-2005 годы (НССБ). НССБ принята в качестве среднесрочной программы действий Правительства Кыргызской Республики по проведению активных экономических, социальных и политических реформ, обеспечивающих человеческое развитие и сокращение бедности.
 
 3. КОР и НССБ были подготовлены на основе партнерства всех ветвей государственной власти и гражданского общества Кыргызстана, при тесном сотрудничестве с Всемирным банком, МВФ и другими международными организациями.
 
 Партнерские отношения Кыргызской Республики со всеми представителями донорского сообщество стали важным фактором повышения уровня координации и эффективности использования внешней помощи, максимальной консолидации внутренних ресурсов на цели развития и сокращения бедности. Свидетельством этого стали решения, принятые на Консультативной встрече доноров, состоявшейся в октябре 2002 года в Бишкеке, в ходе которой была поддержана разработанная НССБ.
 
 В феврале 2003 года Исполнительный Совет МВФ и Совет Директоров Всемирного Банка утвердили трехлетние программы помощи Кыргызстану, подготовленные с учетом приоритетов НССБ. Одновременно получила одобрение и НССБ. В таком же формате осуществляется работа и рядом других международных организаций и стран-доноров, что в полном объеме отвечает договоренностям, достигнутым в Йоханнесбурге, Монтеррее, Лондоне и Риме.
 
 4. Настоящий документ является первым отчетом о ходе исполнения НССБ. В него включены основные результаты проводимых реформ за 2003 год. Отчет отражает результаты реализации мер политики, предусмотренных соглашениями в рамках механизма сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) между Правительством Кыргызской Республики и Международным валютным фондом, Стратегией помощи Кыргызстану, принятой Всемирным банком, и соответствующими меморандумами.
 
 5. Проведенный анализ показывает, что, несмотря на имеющиеся трудности и пока нерешенные проблемы, предпринимаемые в рамках реализации КОР/НССБ комплексные меры позволили создать прочную базу для достижения обнадеживающих результатов по обеспечению экономического роста, повышению качества управления и сокращению уровня бедности. Эти результаты отражены в соответствующих разделах настоящего отчета.
 
 6. Цели и задачи КОР/НССБ совпадают с Целями развития Декларации тысячелетия (ЦРТ), подписанной Кыргызской Республикой в числе 191 государства мира по результатам Саммита тысячелетия (сентябрь 2000 года). Это еще раз подтверждает приверженность Кыргызстана общечеловеческим ценностям и стратегическим ориентирам, определенным мировым сообществом. Подготовленный в сентябре 2003 года первый Национальный отчет Кыргызстана по реализации Целей развития тысячелетия также показывает положительную динамику основных индикаторов социального и экономического развития страны.
 
 7. Вместе с тем, Правительство намерено предпринять в 2004 году дополнительные усилия по приоритезации мер в соответствии с целями и задачами, поставленными в НССБ, повысить эффективность использования финансовых ресурсов, направляемых на приоритетные направления КОР/НССБ.
 
 Президентом Кыргызской Республики А.А.Акаевым в октябрьском (2003 года) Послании к народу Кыргызской Республики обозначено, что 2004 год станет Годом социальной мобилизации и добросовестного управления. В связи с этим все намечаемые меры будут направлены на максимальное использование всего потенциала страны для реализации основных приоритетов, отраженных в КОР/НССБ.
 
 8. Настоящий отчет подготовлен министерствами и ведомствами, рабочими экспертными группами по соответствующим разделам КОР/НССБ. Подготовленные материалы были обсуждены в экспертных рабочих группах, рассмотрены и одобрены на заседаниях координационных комитетов по направлениям КОР/НССБ, региональных советах.
 
 При формировании отчета были использованы исследования и другие аналитические материалы, подготовленные Всемирным Банком, МВФ, другими международными организациями, а также неправительственными организациями Кыргызской Республики в рамках партнерского участия в реализации КОР/НССБ.
 
 
 I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 2002-2003гг.
 
 9. На темпы экономического роста в стране в 2002 г. большое влияние оказали неблагоприятные экзогенные факторы, в частности авария на золоторудном месторождении Кумтор и повышенный уровень осадков в регионе, приведший к резкому снижению спроса соседних стран на отпуск воды и вырабатываемую при этом в Кыргызстане электроэнергию. К этому добавилось снижение темпов роста сельскохозяйственного производства по сравнению с предусмотренными в НССБ. Вследствие указанных обстоятельств в производстве ВВП произошел некоторый спад, темп прироста ВВП в реальном выражении составил -0.5%. Вместе с тем, этот спад затронул в основном только подвергшиеся внешним шокам отрасли золотодобычи и электроэнергетики. Реальный ВВП за вычетом вклада этих двух отраслей возрос в 2002 г. на 4%. Наиболее заметный рост (8-10% в год) наблюдался в легкой, пищевой промышленности и торговле. Динамика компонент ВВП по использованию1 в 2002 г. по сравнению с 2001 г. также оказалась различной: если валовое накопление основного капитала и государственное потребление сократились соответственно на 0.4% и 4.0%, то частное потребление возросло на 9.4%. Таким образом, несмотря на уменьшение ВВП, в 2002 г. в стране продолжался рост благосостояния населения, индикатором которого является увеличение частного потребления; этот факт хорошо согласуется с зафиксированным снижением показателей бедности (см. раздел 2).
 
 10. Динамика ВВП в 2003 г. характеризуется, с одной стороны, восстановительным ростом в тех отраслях, в которых имел место вынужденный спад в 2002 г. (производство золота и электроэнергии), а, с другой стороны, отставанием от прошлогоднего графика работ и получения урожая в сельском хозяйстве, вызванным необычно холодной погодой весной 2003 г. С учетом всех этих факторов за 9 месяцев 2003 г. реальный ВВП увеличился на 5.1% по сравнению с соответствующим периодом 2002 г. При этом достаточно быстрый рост объемов производства наблюдается в отрасли гостинично-ресторанных услуг (на 25.5%), обрабатывающей промышленности (на 14.2%), торговле (на 11.7%), связи (на 5.2%).
 
 11. Экономическое развитие Кыргызстана в последние годы характеризуется весьма низкой инфляцией. В течение 2002 г. индекс потребительских цен возрос всего на 2.3% (декабрь 2002 г. к декабрю 2001 г.), а за девять месяцев 2003 г. этот индекс даже сократился на 0.1% по сравнению с увеличением на 0.6% в январе-сентябре 2002 г. Прекращение роста цен стало возможным, в частности, благодаря укреплению обменного курса сома по отношению к доллару США на 3.4% в течение 2002 г. и на 7.7% в январе-августе 2003 г. Характерно, что сом укреплялся не только по отношению к доллару, курс которого на мировых финансовых рынках в течение рассматриваемого периода времени заметно снизился, но и по отношению к валютам соседних стран (российскому рублю, казахскому тенге, узбекскому суму); в 2003 г. остается стабильным обменный курс сома по отношению к евро.
 
 12. Существенно, что инфляция в Кыргызстане остается низкой, несмотря на значительное увеличение денежной массы. За 2002 г. денежная база возросла на 42.9%, а денежный агрегат М2х - на 34.1%. В январе-июле 2003 г. произошел дальнейший рост этих показателей на 12.5% и 12.7% соответственно. Увеличивающийся спрос на деньги выразился в увеличении монетизации экономики (измеренной по агрегату М2х) с 11.1% ВВП в 2001 г. до 14.6% ВВП в 2002 г. и 15.4% ВВП в первом полугодии 2003 г. Происходящая ремонетизация экономики свидетельствует об уменьшении инфляционных ожиданий предприятий и населения и их значительно возросшем доверии к национальной валюте и, в целом, к экономической политике государства.
 
 13. На это же указывает и улучшение функционирования финансового сектора, которое выражается в снижении процентных ставок и расширении объемов кредитования экономики. Например, средняя учетная ставка НБКР упала с уровня 7.95% в 2001 г. до 4.4% в 2002 г. и до 4.0% в январе-июле 2003 г.; средневзвешенная ставка по кредитам коммерческих банков в национальной валюте снизилась с 36.4% в 2001 г. до 30.2% в 2002 г. и 25.7% в январе-июле 2003 г.; аналогичная ставка по кредитам в иностранной валюте уменьшилась с 25.0% в 2001 г. до 22.6% в 2002 г. и 18.8% в январе-июле 2003 г. С 1 июля 2003 г. на 3% уменьшились ставки по кредитам Кыргызской сельскохозяйственной финансовой корпорации (КСФК), которая является основным источником кредитных ресурсов для сельского хозяйства страны. Снижение процентных ставок сопровождается ростом кредитования экономики. Объем банковских кредитов в национальной и иностранной валюте, выданных в 2002 г., увеличился на 26.6% по сравнению с 2001 г.; в январе-июле 2003 г. объем банковского кредитования возрос на 54.9% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г.
 
 14. Еще одним важным фактором макроэкономической стабилизации является улучшение ситуации с дефицитом государственного бюджета. Величина дефицита расширенного государственного бюджета (включающего текущий консолидированный государственный бюджет, ПГИ и бюджет Социального фонда) в 2002 г. составила 5.8% ВВП, что означает сокращение на 0.4% ВВП по сравнению с 2001 г. По итогам 2003 г. ожидается дальнейшее уменьшение дефицита до уровня 5.2% ВВП. Одним из источников сокращения бюджетного дефицита в 2002 г. стало увеличение доходов расширенного государственного бюджета (см. рисунок 1). Оно происходит главным образом вследствие роста налоговых поступлений с 12.4% ВВП в 2001 г. до 13.9% ВВП в 2002 г. и ожидаемого уровня 14.8% ВВП в 2003 г., а также за счет улучшения сбора страховых взносов в Социальный фонд. Совокупные расходы расширенного государственного бюджета возросли в 2002 г. после их очень резкого уменьшения в 2000-2001 гг. Этот рост произошел главным образом в части текущих расходов на социальный сектор, которые увеличились с 8.0% ВВП до 10.1% ВВП, а также расходов в рамках ПГИ, возросших с 5.3% ВВП в 2001 г. до 5.9% ВВП в 2002 г. Столь значительный рост социальных расходов оказался возможным, в частности, благодаря сокращению размеров выплат по государственному долгу (на 99 млн. долларов за 2001-2004 гг.), последовавшему за реструктуризацией Парижским клубом внешнего долга Кыргызстана в марте 2002 г. Ожидается, что в 2003 г. государственные расходы несколько сократятся, в основном вследствие уменьшения масштабов работ в рамках ПГИ, что связано с необходимостью ограничения внешних заимствований Правительства с целью недопущения чрезмерного роста внешнего долга страны.
 
 Рисунок 1. Показатели расширенного государственного бюджета Кыргызской Республики в 2001-2003 гг.
 
 
 15. Благодаря упомянутой выше реструктуризации государственного внешнего долга и реализации связанного с ней комплекса переговоров и мероприятий, а также вследствие укрепления обменного курса сома, показатели внешнего долга стабилизировались, хотя и продолжают оставаться высокими. В течение 2001-2003 гг. общий внешний долг, включающий задолженность Правительства, долг перед МВФ и долги частного сектора, остается на уровне около 110% ВВП (при 134% ВВП в 1999 г.), государственный внешний долг удерживается на уровне ниже 100% ВВП.
 
 16. Внешняя торговля страны в 2002 г. характеризовалась ростом объемов как экспорта, так и импорта. Экспорт товаров возрос на 3.7%, а экспорт услуг - на 72.4%; импорт товаров (в ценах cif) увеличился на 25.2%, импорт нефакторных услуг - на 15.1%. Такая динамика сложилась под влиянием разнонаправленных внешних воздействий. С одной стороны, на объемах экспорта негативно сказались отмеченные выше внешние шоки в производстве золота и электроэнергии; с другой стороны, пребывание в Кыргызстане базы ВВС международной антитеррористической коалиции способствовало заметному увеличению и экспорта, и импорта товаров и значительному росту экспорта услуг. Положительной динамике экспорта способствовали также возросшие поставки сельскохозяйственной продукции и большие объемы туристических услуг. На рост объемов импорта оказали влияние возросшие закупки капитальных товаров в рамках ПГИ и частных инвестиционных проектов; увеличению импорта потребительских товаров способствовало реальное укрепление обменного курса сома по отношению к доллару. Опережающий рост импорта по сравнению с экспортом привел к некоторому увеличению дефицита текущего счета платежного баланса - с 1.2% ВВП в 2001 г. до 2.2% ВВП в 2002 г. В 2003 г. в основном сохранились те же тенденции внешней торговли, что и в 2002 г. За восемь месяцев 2003 г. объемы экспорта товаров возросли на 4.6%, а импорта - на 14.6%.
 
 17. Указанная динамика операций по текущему счету платежного баланса сопровождалась некоторым увеличением положительного сальдо счета операций с капиталом и финансовых операций. Одним из факторов, приведших к этому увеличению, стал рост валовых прямых иностранных инвестиций с 90.1 млн. долларов в 2001 г. до 115.7 млн. долларов в 2002 г., продолжившийся и в 2003 г. - с 37.1 млн. долларов в I полугодии 2002 г. до 43.3 млн. долларов в I полугодии 2003 г[R1]. В результате по итогам 2002 г. НБКР сумел довести величину валовых международных резервов до 5.7 месяцев импорта; по предварительным данным за I полугодие 2003 г. величина резервов достигла уровня в 5.9 месяцев импорта.
 
 
 II. СОКРАЩЕНИЕ БЕДНОСТИ В 2002-2003гг.
 
 18. Все действия по реализации НССБ основываются на концепции человеческой бедности. В этой концепции для характеристики бедности используется широкий круг монетарных и немонетарных показателей, с разных сторон отражающих продвижение страны в направлении повышения качества жизни и человеческого развития. Конкретные меры политики, предусмотренные в НССБ, в полной мере соответствуют целям и задачам КОР и ЦРТ.
 
 19. Для расчета монетарных показателей бедности используются данные выборочного обследования более чем 3000 домашних хозяйств, проводимого НСК по методике, согласованной со Всемирным банком. Эта методика и анализ ситуации с бедностью в республике приводятся в совместном исследовании Всемирного банка и НСК "Экономический рост в целях сокращения бедности в Кыргызстане". В качестве критериев благосостояния населения в принятой методике измерения бедности выступают: 1) расходы на душу населения (базовый критерий); 2) потребление на душу населения; 3) эквивалентное потребление на взрослого человека. Основные показатели бедности - уровень бедности и уровень крайней бедности - рассчитываются по всем трем критериям, что позволяет повысить надежность измерений.
 
 20. Изменение уровня бедности в течение последних трех лет показано на рисунке 2. Видно, что по любому из критериев в стране происходит значительное сокращение бедности. За 2002 год уровень бедности2 уменьшился на 3.2%; сокращение бедности по сравнению с 1999 годом, когда был зафиксирован ее пик, составило 10.9%. Показатели глубины и остроты бедности также уменьшились; в 2002 г. глубина бедности снизилась на 0.7 по сравнению с 2001 г. и на 6.6 по сравнению с 1999 г., уменьшение остроты бедности составило 0.1 к 2001 г. и 4.3 к 1999 г. Фактические темпы сокращения бедности заметно опережают те, которые были предусмотрены в КОР (см. рисунок 3). Это позволяет рассчитывать на достижение поставленной цели сокращения бедности в два раза к 2010 г.
 
 Рисунок 2. Уровень бедности в Кыргызстане в 2000-2002 гг.
 
 
 
 
 
 
 Рисунок 3. Планируемые и фактические темпы сокращения бедности
 
 
 21. Особенно существенное сокращение бедности зарегистрировано в сельской местности, где уровень бедности в 2002 г. составил 47% при 60% в 1999 г. и 51% в 2001 г. В городах бедность тоже уменьшилась, хотя и в меньшей степени: уровень бедности был равен 39.6% в 2002 г. при 42.4% в 1999 г. и 41.2% в 2001 г. Вместе с тем, среди бедных все еще сохраняется преобладание сельских жителей, которые составляют 70% от их общего числа (при доле сельских жителей в общей численности населения, равной 65.3%). Уменьшение бедности в 2002 г. по сравнению с 2001 г. было зафиксировано во всех регионах республики, за исключением Баткенской области (последнее скорее связано с проблемами измерения в 2001 г., чем с ухудшением ситуации в 2002 г.). Большой прогресс (сокращение уровня бедности более чем на 10%) достигнут в Иссык-Кульской и в традиционно бедной Таласской областях.
 
 22. Уровень крайней бедности в 2002 году (13.8%) практически не изменился по сравнению с 2001 г. (13.5%); увеличение на 0.3% находится в пределах точности измерений. При этом крайняя бедность в сельской местности сократилась с 15.6% в 2001 г. до 14.7% в 2002 г., в то время как в городах уровень крайней бедности возрос с 9.6% в 2001 г. до 12.0% в 2002 г. (в основном за счет г. Бишкек, концентрирующего в себе большие массы внутренних мигрантов - представителей одной из основных социальных групп, подверженных риску бедности).
 
 23. Отмеченные различия в динамике показателей бедности, с одной стороны, и крайней бедности, с другой, дают основания полагать, что реформы и изменения в социально-экономической ситуации в Кыргызстане воздействуют на отдельные группы бедных по-разному. Та часть бедных, которая находится ближе к черте бедности, в большей степени способна извлечь пользу из происходящих в стране изменений; в 2002 и предшествующие годы многие представители этой социальной группы сумели выйти из бедности. Одновременно с этим положение беднейшей части населения, особенно ее представителей, проживающих в городах, улучшилось в значительно меньшей степени. Во многом этим объясняется зафиксированное статистикой увеличение показателей неравенства. Так, коэффициент Джини по расходам возрос с 0.320 в 2001 г. до 0.328 в 2002 г. (для городского населения он возрос с 0.313 до 0.336, тогда как для села значение данного коэффициента сократилось с 0.351 до 0.321), а квинтильное отношение, показывающее отношение среднедушевых расходов наиболее обеспеченных 20% населения к аналогичной величине для беднейших 20%, увеличилось с 4.8 в 2001 г. до 5.2 в 2002 г. Такая ситуация также в значительной степени связана с продолжающейся внутренней миграцией из сельской местности в города, где мигранты не сразу могут адаптироваться, найти работу и увеличить свои доходы.
 
 24. Анализ динамики основных немонетарных показателей бедности и уровня жизни населения также свидетельствует о сокращении бедности. Так, средняя калорийность питания населения в Кыргызстане в I квартале 2003 года составила 2174 Ккал в день на человека, впервые превысив значение норматива ВОЗ (2100), и возросла на 6.8% по сравнению с соответствующим кварталом 2002 года. Рост этого показателя зарегистрирован для всех основных социальных и демографических групп населения, в том числе беднейшей части населения, детей и пожилых людей.
 
 25. Младенческая смертность (один из ключевых интегрированных показателей бедности и уровня человеческого развития) в 2002 г. сократилась на 0.5‰ и составила 21.2‰3. Снижение младенческой смертности произошло на фоне некоторого увеличения рождаемости (с 19.8‰ в 2001 г. до 20.2‰ в 2002 г.), что позволяет интерпретировать это снижение именно как свидетельство сокращения бедности, а не как механическое уменьшение, связанное со спадом рождаемости, как это происходило в течение 1990-х годов.
 
 26. Показатели доступа населения к основным услугам (см. таблицу 1) демонстрируют противоречивую динамику. Хотя показатель грамотности населения в республике остается на традиционно высоком уровне, показатель охвата детей соответствующего возраста базовым средним образованием несколько уменьшился. Доступ к чистой питьевой воде почти не изменился. Доля населения, не имеющего доступа к услугам здравоохранения, заметно возросла. Необходимо учитывать, однако, что этот показатель определяется в результате опроса домашних хозяйств и зависит как от объективно сложившейся ситуации в сфере здравоохранения, так и от субъективного восприятия людьми имеющихся у них возможностей в этой сфере. Очевидно, что реформы в здравоохранении, в том числе связанные с введением официальной сооплаты пациентами стоимости медицинских услуг, снижают ту, иногда неоправданную, легкость обращения за медицинским обслуживанием, привычка к которой сохранилось у многих людей с советских времен. Это оказывает определенное психологическое воздействие на население, вызывая у него чувство меньшей доступности услуг здравоохранения. Отсюда следует, что, во-первых, вопросы доступа населения к основным жизнеобеспечивающим услугам, входящие в число приоритетов НССБ, требуют еще большего внимания и ресурсного обеспечения, и, во-вторых, эффективность информационного сопровождения политики реформ в здравоохранении и других сферах, затрагивающих каждодневные проблемы людей, должна быть увеличена.
 
 Таблица 1. Показатели доступа населения к основным услугам
 Показатель 2001 г. 2002 г. Грамотность населения, % 98.7 98.7 Охват детей соответствующего возраста неполным (базовым) средним образованием (1-9 классы), % 95.0 94.6 Доля населения, не имеющего доступа к услугам здравоохранения, % 9.3 26.0 Доступ к чистой питьевой воде, % 84.0 83.8
 27. В целях совершенствования статистики бедности в 2003 году Национальный статистический комитет Кыргызской Республики начал реструктуризацию существующего обследования бюджетов домашних хозяйств, являющегося главным источником данных о бедности в стране. Эта реструктуризация осуществляется в рамках проекта "Развитие статистики в поддержку процессов КОР\НССБ", финансируемого Министерством международного развития Великобритании (DFID). Меры по совершенствованию бюджетного обследования включают: 1) расширение выборки с 3000 до 5000 домашних хозяйств с одновременным переходом от ежемесячной к ежеквартальной периодичности их опроса; 2) изменение порядка регистрации домашними хозяйствами своих доходов и расходов; 3) введение новых анкет обследования и включение в опрос блока вопросов, касающихся использования рабочей силы и различных индикаторов бедности; 4) усовершенствование методики формирования выборки и ротации домашних хозяйств в ней; 5) пересмотр методов организации и проведения полевых работ. В результате ожидается значительное повышение качества данных, достижение большей точности и устойчивости (особенно на уровне областей) показателей, получение новой информации о бедности, занятости и уровне жизни населения, расширение аналитических возможностей. Одновременно предусматривается возможность получения данных и в старом формате, что обеспечит межвременную сопоставимость результатов. Первые результаты по данным расширенного обследования появятся в 2004 году.
 
 
 III. ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕРЫ ПОЛИТИКИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ НССБ
 
 28. В своей деятельности по реализации НССБ Правительство руководствуется сформулированными в ней приоритетами, хорошо осознавая, что наибольших результатов удастся добиться только при условии максимальной концентрации всех усилий и ресурсов на наиболее важных направлениях. Приоритеты политики сгруппированы вокруг трех основных составляющих общей цели НССБ: обеспечение устойчивого экономического роста; формирование эффективного государственного управления; строительство справедливого общества, обеспечивающего защиту и человеческое развитие.
 
 29. Для обеспечения устойчивого экономического роста приоритетами являются: продолжение и углубление макроэкономической стабилизации; поэтапный переход на программное бюджетирование на всех уровнях управления - государственном, региональном и местном; сокращение государственных расходов и первоочередное использование сэкономленных средств в интересах бедных, на выполнение внутренних и внешних обязательств государства; максимально эффективная реализация инвестиционных проектов, включенных в Программу государственных инвестиций, особенно связанных с развитием инфраструктуры страны (дорог, ирригационных и других инженерных сооружений), объектов социальной сферы (больниц, школ и т.д.); привлечение прямых инвестиций для постепенного замещения кредитных ресурсов, получаемых под гарантию Правительства; развитие экспорта.
 
 30. К числу отраслей экономики, развитие которых в наибольшей степени способствует устойчивому экономическому росту и сокращению бедности, НССБ относит сельское хозяйство, энергетику, горнодобывающую и перерабатывающую промышленность, сферу услуг (туризм), инфраструктуру и информационные технологии.
 
 В связи с этим Правительство в тесном партнерстве с частным сектором и неправительственными организациями в настоящее время активно работает над целевыми программами:
 * "Концепция государственной политики занятости в Кыргызской Республике до 2010 года", на основе которой будет подготовлена Программа действий по реализации государственной политики занятости. Эта работа осуществляется при содействии Европейской Комиссии/ТАСИС;
 * Концепцией развития торговли и содействия экспорту;
 * Национальной стратегией Кыргызской Республики "Комплексное развитие села до 2010 года".
 
 Эти и другие разрабатываемые программы станут важным этапом в процессе перехода к составлению бюджета на программной основе и более точному определению соответствующих региональных и отраслевых приоритетов, оценке потребности в необходимых ресурсах на их реализацию.
 
 31. Для обеспечения развития частного сектора в среднесрочном и долгосрочном периодах предусмотрены и реализуются меры, направленные на создание благоприятной среды для внутренних и внешних частных инвестиций, включая предсказуемые, прозрачные и стимулирующие деловую активность налоговый, внешнеторговый и регулятивный режимы; стабильную и развитую финансовую систему; эффективную и беспристрастную правоохранительную систему, незыблемые имущественные права и развитую правовую базу для экономических отношений.
 
 32. Увеличение производства продукции и услуг должно обеспечиваться за счет создания условий для увеличения его диверсификации и глубины переработки отечественного сырья, повышения удельного веса конечной продукции и импортозамещения. Предстоит решить проблему значительного увеличения объемов экспорта.
 
 33. В сфере формирования эффективного государственного управления политика НССБ состоит в глубоком преобразовании всех ветвей и уровней государственной власти. Структура, функции, полномочия и ответственность государственных органов должны быть оптимизированы с учетом накопленного в ходе реформ опыта и четко определены законодательством. Именно на это направлены недавно принятые изменения в Конституции Кыргызской Республики, подготовленные при участии представителей государства и гражданского общества. Изменения в Конституции предусматривают обеспечение эффективности государственного управления на основе конституционного баланса полномочий государственных органов, дальнейших демократических преобразований, все более полное и последовательное обеспечение прав человека и гражданина.
 
 34. Неотъемлемыми компонентами стратегии НССБ являются доктрины "Кыргызстан наш общий дом" и "Кыргызстан - страна прав человека". Их реализации должны способствовать совершенствование законодательства, предстоящая судебная реформа, развитие института Омбудсмена, которые должны вобрать в себя лучший отечественный и зарубежный опыт.
 
 35. Продолжается реформирование центральных и местных исполнительных органов государственной власти на основе развития принципа децентрализации управления, максимального укрепления местных сообществ. Реформирование государственной службы должно обеспечить максимально эффективное, прозрачное исполнение государственных функций, передачу некоторых из них в частный сектор и НПО.
 
 36. Предстоит продолжить бескомпромиссную борьбу с коррупцией, экономическими преступлениями, незаконным оборотом наркотиков, теневой экономикой и контрабандой.
 
 37. Важной задачей остается содействие дальнейшему развитию потенциала государственных и неправительственных организаций, местных сообществ по разработке и реализации программ развития, по оценке потребности в финансовых ресурсах.
 
 38. Главным приоритетом в деле строительства справедливого общества остается сокращение бедности и человеческое развитие. Государство прилагает все усилия к исполнению в полном объеме своих обязательств по социальной защите, выплате пенсий, пособий, заработной платы работникам бюджетной сферы, по обеспечению доступа к услугам образования и здравоохранения и повышению стандартов и качества предоставляемых в этих сферах услуг.
 
 39. Реализуется активная политика на рынке труда, направленная на сокращение безработицы и создание новых рабочих мест. Это в первую очередь связано с привлечением прямых инвестиций и развитием всех видов частного предпринимательства. Продолжается политика социальной мобилизации и стимулирования активности гражданского общества, которая уже хорошо себя зарекомендовала и является серьезным внутренним резервом для сокращения бедности в будущем.
 
 40. Изыскиваются дополнительные внутренние и внешние ресурсы, гранты в целях более полной защиты материнства и детства, предотвращения детской бедности, более полной интеграции инвалидов в общество, а также выравнивания уровня развития регионов, поддержания и развития инфраструктуры местных сообществ, содействия бедным на местном уровне.
 
 
 IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
 
 IV.1. Реализация мер политики, предусмотренных НССБ
 
 41. Важнейшим направлением государственной экономической политики является поддержание макроэкономической стабильности. Отмеченные в разделе 2 позитивные изменения макроэкономической ситуации в 2003 г. - восстановление темпов экономического роста, снижение темпов инфляции, укрепление обменного курса сома, сокращение дефицита государственного бюджета - указывают на определенный прогресс в направлении стабилизации.
 
 42. Существенную роль в происходящей макроэкономической стабилизации играет денежно-кредитная политика, которая ориентирована на удержание контроля над инфляцией и сбалансирование спроса и предложения на денежном рынке. НБКР продолжал проводить политику управляемого плавающего обменного курса, производя интервенции на валютном рынке с целью смягчения его временных колебаний. Происходящий приток валюты в страну, увеличение спроса на сомы и снижение бремени обслуживания внешнего долга позволили НБКР существенно нарастить валютные резервы (см. пункт 10) за счет приобретения ее на внутреннем рынке4 без возникновения инфляционных последствий. Благодаря резкому замедлению инфляции укрепление номинального обменного курса сома не привело к значительным изменениям в его реальном обменном курсе по отношению к валютам стран-импортеров кыргызских товаров и услуг и, следовательно, не снизило ценовую конкурентоспособность экспортной продукции. Политика стабилизации цен и укрепления сома в 2003 г. сказалась на снижении процентных ставок (см. пункт 6) и некотором уменьшении долларизации экономики; за 6 месяцев 2003 г. доля депозитов в долларах снизилась на 3.2%, доля долларовых кредитов также уменьшилась на 1.4%. В структуре денежного предложения возрастает доля наличных денег. Это говорит о том, что рост спроса на сомы вызван не столько желанием сберегать деньги в национальной валюте, сколько потребностями в обслуживании расчетов (как за счет частичного вытеснения доллара из наличного оборота, так и за счет общего расширения сферы денежных операций).
 
 43. Другим важнейшим фактором стабилизации в 2003 году стала проводимая бюджетная политика, направленная на реализацию таких ключевых мер НССБ, как дальнейшее сокращение дефицита расширенного государственного бюджета, увеличение расходов на социальные нужды, некоторое сокращение масштабов ПГИ. В частности, кассовый дефицит расширенного государственного бюджета за первое полугодие 2003 года составил 1.4% ВВП при контрольном показателе программы PRGF 2.4% ВВП; профицит консолидированного государственного бюджета (без ПГИ) составил 1.5% ВВП при дефиците 0.2% ВВП в первом полугодии 2002 года. Расходы на социальный сектор в январе-июне 2003 г. возросли на 1.4% в номинальном выражении по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В то же время доля расходов на социальные нужды в общих расходах консолидированного бюджета уменьшилась на 3% по сравнению с прошлым годом, что указывает на необходимость осуществления дальнейших мер по усилению социальной направленности бюджета. Общий объём расходов по инвестиционным проектам ПГИ за 8 месяцев 2003 года составил 2254.2 млн. сомов, при этом выполнение годового плана составило 54% по внешнему финансированию инвестиционных проектов (без грантов) и 28% по внутреннему софинансированию. В структуре ПГИ в 2003 г. преобладают расходы в приоритетных секторах: сельское хозяйство (37% всех расходов ПГИ), образование и здравоохранение (25.2%), транспорт и коммуникации (25.1%).
 
 44. Действия по приоритетизации государственных расходов дополняются мерами по совершенствованию бюджетного процесса. Продолжается перевод республиканского бюджета на программную основу. Повышается прозрачность бюджета: в 2002 году впервые были проведены расширенные парламентские слушания по проекту республиканского бюджета на 2003 год с участием представителей гражданского общества, информация о расходах бюджета размещается на интернет-странице Министерства финансов и публикуется в ежеквартальном "Финансово-экономическом бюллетене". Расширяется практика бюджетных слушаний на уровне местных сообществ.
 
 45. Сокращение бюджетного дефицита произошло во многом благодаря улучшению сбора налогов и других доходов государственного бюджета. За первое полугодие 2003 г. общие доходы консолидированного бюджета, включая официальные трансферты, возросли на 15.2% в номинальном выражении по сравнению с первым полугодием 2002 г.; налоговые поступления за это же время увеличились на 13.1%, а доходы бюджетных организаций от оказания платных услуг (специальные средства) - на 18.6%.
 
 46. Улучшению сбора доходов в 2003 году способствовала активная работа по реформированию налоговой и таможенной системы. Значительные изменения произошли в налоговом законодательстве. С начала года установлена единая ставка налога на прибыль в размере 20%. Был введен новый налог на недвижимое имущество, заменивший существовавший до него малоэффективный налог на неиспользуемые производственные и торгово-бытовые площади. Налог на недвижимое имущество будет полностью поступать в местные бюджеты. В настоящее время Жогорку Кенеш и местные кенеши близки к принятию нормативно-методических актов, необходимых для того, чтобы начать взимание этого налога. Введен НДС на поставки сельскохозяйственной продукции с одновременной отменой фиксированного зачета по НДС на сельскохозяйственную продукцию. В целях облегчения администрирования и недопущения увеличения налогового бремени для беднейших крестьян предполагается увеличение порога регистрации плательщиков НДС для сельскохозяйственных производителей с 300 тыс. сомов в год (порог для несельскохозяйственных предприятий) до 500 тыс. сомов в год. Еще одной мерой по улучшению администрирования стало введение счетов-фактур НДС как бланков строгой отчетности.
 
 Происходят изменения и в системе государственных органов, занимающихся сбором государственных доходов. Создан Комитет по доходам, объединивший государственные налоговую и таможенную инспекции. В его структуре образовано Управление по контролю за крупными налогоплательщиками и участниками внешнеэкономической деятельности, призванное улучшить администрирование в отношении наиболее крупных предприятий, уплачивающих большую часть собираемых в стране налогов. В стадии разработки находятся и другие важные реформы, в частности, принятие нового Таможенного кодекса, введение налога на недропользование, расширение круга отраслей, облагаемых налогами на основе обязательного патентирования, введение механизма регистрации Комитетом по доходам юридических лиц по принципу "единого окна", создание единого лицевого счета плательщика НДС, призванного существенно упростить уплату и зачет НДС на импорт и внутреннее производство.
 
 47. Для сокращения бремени государственного внешнего долга Правительство ведет переговоры с кредиторами по реструктуризации долга в рамках соглашения, заключенного с Парижским клубом в 2002 г. К настоящему моменту заключены 10 соглашений, еще два находятся на стадии подписания и с одним кредитором продолжаются переговоры. Важным достижением этих переговоров является предоставленная кредиторами возможность осуществления конверсии долга в расходы на социальные, экологические и т.п. программы. В частности, Германия согласилась произвести обмен половины консолидируемой суммы (350 тыс. евро) на обязательство Правительства по расширению финансирования программы борьбы с туберкулезом. Такая работа будет активно продолжена.
 
 48. Деятельность Правительства по развитию внешнеэкономических связей концентрировалась на участии в работе ВТО и расширении регионального сотрудничества. Как член ВТО, Кыргызстан ведет переговоры со странами, вступающими в эту организацию, с целью получения преференциальных условий доступа отечественных экспортных товаров на рынки этих стран и устранения имеющихся торговых барьеров. В настоящее время проводятся переговоры с Россией, Украиной, Казахстаном и Вьетнамом. Важнейшим внешнеэкономическим партнером Кыргызстана является Россия, связи с которой в последнее время активно развиваются; одним из важных проявлений сотрудничества между двумя странами в 2003 году стало заключение соглашения и начало экспорта электроэнергии из Кыргызстана в Россию. В рамках двухсторонних межправительственных комиссий продолжается работа по развитию торгово-экономического сотрудничества с Казахстаном5, Узбекистаном, Таджикистаном, Украиной, Китаем, Индией, Турцией, Ираном. Кыргызстан приветствует принятие многими донорскими организациями (Всемирный банк, АБР, ПРООН, ЕБРР, Европейский Союз и др.) региональных программ сотрудничества и развития и принимает активное участие в их реализации. Примером такого сотрудничества стало проведение в мае 2003 года в Оше Экономического форума государств-участников Центрально-Азиатского Сообщества.
 
 49. Правительство и НБКР продолжают работу по развитию финансового (банковского и небанковского) сектора страны. Деятельность НБКР по регулированию банковской системы осуществляется в соответствии со Стратегией реформирования банковской системы и направлена на укрепление капитальной базы банков в целях обеспечения их надёжности и безопасности6, повышение эффективности коммерческих банков, создание системы защиты интересов вкладчиков, усиление банковского надзора. Чистая прибыль коммерческих банков за 8 месяцев 2003 года составила 71.8 млн. сомов при 45.3 млн. сомов в соответствующем периоде прошлого года. За время с начала 2003 г. активы банковской системы выросли на 37.2%, достигнув к 1 сентября величины 13.7% ВВП (см. также показатели деятельности банковского сектора в пункте 13). Продолжается совершенствование платежной системы; в 2003 г. принята в постоянную эксплуатацию автоматизированная клиринговая система с использованием электронных документов, к которой сейчас подключается и Центральное Казначейство. В развитии платежной системы важным является содействие, оказываемое Всемирным банком.
 
 50. КСФК, крупнейшее финансовое учреждение небанковского сектора, продолжает увеличивать объемы кредитования; за 9 месяцев 2003 г. ее кредитный портфель увеличился на 25.8%, достигнув величины 1258.1 млн. сомов или 1.5% ВВП. В целях развития микрофинансовых организаций (МФО) упрощены процедуры их регистрации и нормы регулирования. К 1 октября 2003 г. зарегистрировано 56 МФО, их совокупный кредитный портфель составляет 429.5 млн. сомов или 0.5% ВВП7. На 1 июля 2003 г. зарегистрировано 318 кредитных союзов, в которых состоит 25.4 тыс. человек; кредитный портфель и активы кредитных союзов составили соответственно 273.3 и 296.4 млн. сомов. Значения этих показателей деятельности кредитных союзов сейчас на 5-10% ниже, чем год назад, что отражает более жесткие требования, которые стал предъявлять НБКР к этим организациям, чтобы укрепить их потенциал. В целях повышения роли еще одного компонента финансового сектора - рынка ценных бумаг - принят и разрабатывается ряд законодательных актов, направленных на повышение привлекательности этого рынка, интеграцию рынков корпоративных и государственных ценных бумаг, расширение круга используемых финансовых инструментов, защиту интересов инвесторов. Прогрессу в развитии небанковского финансового сектора будет содействовать планируемый проект EuropeAid.
 
 51. Одним из важнейших направлений деятельности по реализации НССБ является улучшение инвестиционного климата, стимулирование предпринимательской активности и повышение инвестиционной привлекательности страны. Под руководством Президента Кыргызской Республики проведен уже третий инвестиционный саммит, реализовано три и начата реализация IV инвестиционной матрицы, представляющей собой краткосрочный план приоритетных действий Правительства по улучшению инвестиционного климата. Механизм реализации инвестиционных матриц предполагает сотрудничество государственных органов с представителями частного сектора, в том числе бизнес-ассоциациями, общественностью, иностранными инвесторами и международными организациями. Консультативный совет по иностранным инвестициям при Президенте Кыргызской Республики и институт Специального представителя Президента Кыргызской Республики по привлечению иностранных инвестиций превратились в постоянно действующие органы. В 2003 году в рамках реализации инвестиционных матриц существенно улучшена нормативно-правовая база в области инвестиционной деятельности, подготовлены 65 законов, из них принято 40, в том числе законы "Об инвестициях в Кыргызской Республике", "О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "О лицензировании"" и "О внешней миграции". Эти законы и другие принятые и готовящиеся нормативные акты направлены на установление справедливого и равноправного режима и предоставление гарантий по защите вложенного капитала как для иностранных, так и отечественных инвесторов, уменьшение регулятивных, технических и таможенных барьеров для инвестиций. В частности, введен мораторий на разработку и принятие новых нормативных правовых актов, ограничивающих деловую активность предпринимателей. Эта работа начинает давать результаты. В 2002 был отмечен рост прямых иностранных инвестиций на 28% по сравнению с 2001 г.; по итогам первого полугодия 2003 г. они возросли на 16.5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
 
 52. В целях повышения инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности и финансового оздоровления продолжается работа по приватизации объектов, находящихся в государственной собственности, и улучшению управления теми предприятиями. которые остаются государственными. В июне 2003 года проведен международный тендер по продаже 51% государственного пакета акций АО "Кыргызтелеком"; победителем этого тендера признана компания Swedtel/Worldtel/Telia. Сейчас совместно с данной компанией готовится к подписанию договор купли-продажи этого пакета акций. Осуществляется работа по привлечению инвесторов в АО "Северэлектро" путем передачи им или имущественного комплекса в концессию, или государственного пакета акций этой компании в доверительное управление. В настоящее время завершается работа по подготовке Программы приватизации государственной собственности на 2004-2006 годы. Одновременно инициируются поправки в законодательные акты, устраняющие препятствия для приватизации объектов сферы услуг, в частности в Земельный Кодекс, в Законы Кыргызской Республики "Об образовании", "О государственной поддержке кинематографии Кыргызской Республики", "О внебюджетной деятельности в государственных учреждениях здравоохранения". В связи с принятием в 2002 г. Положения "О проведении конкурса на замещение вакантных должностей в органах управления акционерных обществ и предприятий Кыргызской Республики" осуществляется вывод из органов управления акционерных обществ государственных служащих и утверждение на общих собраниях акционеров отобранных по конкурсу представителей государства с заключением с ними договоров и контрактов. Вследствие всей этой деятельности доля приватизированных предприятий в экономике на 1 сентября 2003 г. составила 70.6%, а доля ВВП, производимого частным сектором, достигла 85%.
 
 53. Положение в одном из важнейших секторов экономики - электроэнергетике - осложняется из-за сохраняющегося высокого квазифискального дефицита (КФД), который ставит под угрозу макроэкономическую стабильность и поддержание темпов экономического роста, а, значит, и реализацию социальных программ. Правительство рассматривает сокращение КФД как неотъемлемую часть своей стабилизационной программы и деятельности по реализации НССБ. По итогам первого полугодия 2003 г. КФД составил 5579 млн. сомов или 19% ВВП, то есть остался на уровне соответствующего периода 2002 г. Правительство реализует комплекс мер по снижению КФД, направленных на сокращение коммерческих потерь и доли неденежных платежей и рассматривает возможность повышения тарифов в среднем на 10% в год. В рамках реализации Среднесрочной тарифной политики на 2003-2006 годы разработаны 3 сценария повышения тарифов на электроэнергию для разных категорий потребителей с учетом щадящего режима для малообеспеченных граждан и лиц и организаций, пользующихся льготами; рассчитана потребность в компенсации и определены механизмы ее предоставления, продуманы другие опережающие меры социальной защиты в случае повышения тарифов на электроэнергию.
 
 IV.2. Среднесрочный прогноз бюджета на 2004-2006 гг.
 
 54. Среднесрочный прогноз бюджета (СПБ) на 2004-2006 гг., утвержденный Советом по экономической политике, является ключевым инструментом социально-экономического планирования, призванным обеспечить сосредоточение ресурсов государства на приоритетных направлениях НССБ и повышение эффективности их использования. В данном разделе приводится информация о макроэкономической стратегии на рассматриваемый период, включая стратегию сокращения КФД и внешнего долга, а также о перспективах увеличения государственных доходов. Детальный анализ тенденций государственных расходов, предусмотренных среднесрочным прогнозом, приводится в разделе 7.
 
 55. Согласно СПБ в рассматриваемом периоде темпы экономического роста составят в среднем 5% в год (см. таблицу 2). Предполагается, что рост будет происходить во всех секторах экономики, а особенно в промышленности (без производства золота), строительстве и сфере услуг. Предстоящий спад добычи золота на Кумторском месторождении должен быть компенсирован за счет ввода в эксплуатацию месторождений Талды-Булак Левобережный и Джеруй. Ожидается, что государственное потребление и инвестиции (особенно за счет внешнего финансирования ПГИ) будет сокращаться при значительном увеличении частных инвестиций и устойчивом росте частного потребления. Экспорт будет сокращаться вследствие уменьшения производства золота, а импорт потребительских товаров, составляющий большую часть общего импорта, уменьшится за счет их замещения товарами отечественного производства.
 
 Таблица 2. Показатели Среднесрочного прогноза бюджета на 2004-2006 гг.
  2002 2003 2004 2005 2006 факт ожидаем прогноз Номинальный ВВП, млрд. сомов 75.2 82.2 89.5 97.6 106.4 Темпы прироста реального ВВП, % -0.5 5.2 5.0 5.0 5.0 Структура ВВП, % Частное потребление 67.6 67.8 67.7 67.8 67.9 Государственное потребление 17.2 17.2 16.5 15.4 14.3 Валовые инвестиции 18.5 19.1 20.8 21.6 22.3 Государственные инвестиции 6.0 5.5 4.9 4.7 4.5 ПГИ (внешнее финансирование) 4.8 4.7 4.0 3.5 3.0 Частные инвестиции 12.5 13.6 15.9 16.9 17.8 Чистый экспорт -3.3 -4.1 -5.0 -4.8 -4.6 Экспорт товаров и услуг 39.0 40.2 37.7 36.7 35.4 Импорт товаров и услуг 42.3 44.3 42.7 41.5 40.0 Темпы прироста объемов производства по отраслям, % Сельское хозяйство 3.3 3.9 4.5 4.7 4.7 Промышленность -13.1 9.6 4.2 3.7 3.7 Строительство -0.1 4.0 9.0 9.0 10.0 Услуги 4.0 4.0 5.5 5.6 5.5 Темп инфляции по ИПЦ, % 2.3 4.1 4.0 4.0 4.0 Государственный внешний долг, % ВВП 98.3 99.0 93.5 83.5 74.1 Уровень бедности, % 44.3 42.1 40.0 38.0 36.1 Доходы расширенного государственного бюджета, % ВВП 22.8 22.8 23.3 24.0 24.2 Расходы расширенного государственного бюджета, % ВВП 26.6 27.7 28.2 28.6 27.8 Дефицит расширенного государственного бюджета, % ВВП 3.8 4.9 4.9 4.6 3.6 Квазифискальный дефицит в электроэнергетике, % ВВП 13.6 13.6 10.9 8.5 7.8
 56. Экономическая политика государства в 2004-2006 гг. будет направлена на закрепление макроэкономической стабилизации и обеспечение устойчивого экономического роста. Это предполагает продолжение проведения жесткой кредитно-денежной политики, что позволит удерживать инфляцию на уровне 4% в год. Будет сохраняться управляемый плавающий режим обменного курса, который призван, с одной стороны, не допустить снижения ценовой конкурентоспособности товаров и услуг из Кыргызстана на внешнем рынке, а, с другой стороны, избежать чрезмерного удорожания стоимости обслуживания внешнего долга. Будет продолжена работа по привлечению прямых иностранных инвестиций и общему улучшению инвестиционного климата. Проведение политики по развитию финансового сектора должно повысить его роль посредника в трансформации внутренних сбережений в инвестиции. Реализация структурных реформ станет ключом к повышению производительности факторов производства, необходимому для повышения конкурентоспособности отечественных товаров на внешнем и внутреннем рынке и преодоления имеющихся торговых барьеров. Внешнеэкономическая политика страны будет сфокусирована на устранении этих барьеров для экспорта из Кыргызстана.
 
 57. Для экономического развития страны и преодоления бедности большое значение будет иметь деятельность по реформированию государственного управления (в том числе в рамках кредита Всемирного банка GSAC/GTAC), включающая повышение прозрачности и рост эффективности системы государственного управления, совершенствование корпоративного управления и судебно-правовую реформу.
 
 58. Социальная политика будет направлена на повышение адресности и эффективности системы социальной защиты населения, повышение устойчивости системы социального страхования, содействие увеличению занятости, обеспечение доступа всех слоев населения к услугам образования и здравоохранения при поддержании финансовой устойчивости этих секторов. Ожидается, что в результате реализации мер экономической и социальной политики уровень бедности за три года сократится, как минимум, на 6%.
 
 59. Для поддержания макроэкономической стабильности и обеспечения ресурсами государственных программ СПБ предусматривает сокращение дефицита расширенного государственного бюджета до уровня 3.6% ВВП в 2006 г. Это должно быть достигнуто за счет увеличения государственных доходов на 1.4% ВВП в течение трех лет при сохранении величины государственных расходов примерно на уровне 2003 г. Меры по увеличению доходов бюджета включают улучшение налогового администрирования и уменьшение уровня коррупции в налоговых и таможенных органах, расширение налоговой базы, совершенствование налоговой структуры с постепенным отказом от налогов на производство и снижением ставок отчислений в Социальный фонд при одновременном повышении роли косвенных налогов и доходов от обязательного патентирования.
 
 60. Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны необходимо резкое снижение величины квазифискального дефицита. В СПБ закладывается снижение КФД до 7.8% ВВП в 2006 году. Для этого планируется реализовать комплекс мероприятий (см. пункт 53), многие из которых будут проводиться в рамках кредита CSAC Всемирного Банка.
 
 61. СПБ предусматривает реализацию комплексной стратегии управления внешним долгом. Одним из ее компонентов является сокращение масштабов ПГИ до уровня 3% ВВП в 2006 г., что позволит уменьшить дефицит расширенного государственного бюджета и текущего счета платежного баланса. Все новые заимствования будут осуществляться только на достаточно льготных условиях, если грант-элемент будет не меньше 45%. Три четверти доходов от приватизации государственных предприятий, включая четыре крупнейших - АО "Кыргызтелеком", АО НАП "Кыргызстан Аба Жолдору", АО "Кыргызгаз", АО "Кыргызэнерго", будут направлены на авансовые выплаты для выполнения требований кредиторов.
 
 Правительство также будет изыскивать возможности досрочного погашения нельготных кредитов в форме обмена их на активы предприятий, имеющих государственную долю. Следует отметить, что даже при оптимистических допущениях отношение чистой приведенной стоимости долга к экспорту не упадет ниже порогового значения 150% до 2010 года. Устойчивое улучшение долговых показателей в ближайшее время может быть достигнуто только при реструктуризации Парижским клубом долга Кыргызстана на Неаполитанских условиях в декабре 2004 года. В этом случае снижение отношения чистой приведенной стоимости долга к экспорту до 150% может быть достигнуто в 2007 г.
 
 62. Указанные выше показатели экономического роста и сокращения бедности в 2004-2006 гг. соответствуют базовому сценарию социально-экономического развития страны, основанному на умеренно оптимистических допущениях относительно направления, частоты и интенсивности внешних шоков. В СПБ признается, однако, что при неблагоприятном стечении обстоятельств или недостаточных усилиях Правительства, в особенности при недостаточном росте экспорта или недостаточном уровне государственных доходов, страна может столкнуться с нарастанием трудностей с обслуживанием внешнего долга, что приведет к замедлению темпов экономического роста и поставит под угрозу полномасштабную реализацию государственных социальных программ. При таком сценарии развития событий во второй половине десятилетия темпы среднегодовые прироста ВВП могут упасть до 2.5%, а экспорта - до 1%. Инфляция возрастет до 7-8% при девальвации номинального обменного курса уже в течение ближайших лет. Внешний долг Кыргызстана снова начнет быстро возрастать в 2006 году даже при списании долга Парижским клубом. Соответственно, дальнейшие достижения в сокращении бедности будут незначительными. Осознавая неприемлемость такого развития событий, Правительство придает высший приоритет мерам по поддержанию макроэкономической стабильности и достижению целевых показателей экономического роста, состояния бюджета и экспорта, предусмотренных КОР/НССБ и детализированных в СПБ.
 
 
 
 V. СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВА
 
 Проведенные за последние два года реформы в области совершенствования государственного управления создали надежную основу в построении современных государственных институтов страны. Важнейшим стимулом для дальнейшего проведения преобразований в этом направлении стало принятое по инициативе республики решение Организации Объединенных Наций об объявлении 2003 года - Годом кыргызской государственности, история которой насчитывает 2200 лет. Реализованный в связи с этим комплекс конкретных мероприятий, а также намеченные в рамках КОР и НССБ действия по совершенствованию всей системы государственной власти были направлены прежде всего на повышение качества предоставляемых государством услуг и общественных благ населению страны.
 В октябре текущего года, Президент Кыргызской Республики в своем ежегодном послании к народу Кыргызстана объявил 2004 год - Годом социальной мобилизации и добросовестного управления. Все это свидетельствует о твердой политической воле и стремлении создания эффективной и демократической системы управления.
 
 V.1. Повышение эффективности законотворческой деятельности государственных органов. Правовые реформы.
 
 63. В текущем году основным событием в законотворческой деятельности страны по стало принятие новой редакции Конституции Кыргызской Республики. Проведенные реформы основного закона страны позволили установить баланс полномочий и ответственности между Президентом, Парламентом, Правительством, судебными органами и институтами местного самоуправления страны. При этом, многие полномочия Президента были переданы другим ветвям государственной власти. Более 1,5 миллиона граждан приняли участие в обсуждении проекта конституционной реформы через выступления в общественных слушаниях, теледебатах, "круглых" столах, средствах массовой информации. Для приведения в соответствие с новой редакцией Конституции действующего законодательства и дальнейшее формирование нормативной правовой базы Распоряжением Президента Кыргызской Республики были созданы 5 рабочих групп. В их состав вошли представители законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, органов местного самоуправления, гражданского общества ученые и специалисты. Широкий комплекс законодательных инициатив и организационных мероприятий по реализации новой редакции Конституции Кыргызской Республики предусмотрен Указом Президента Кыргызской Республики "О мерах по обеспечению практической реализации новой редакции Конституции Кыргызской Республики и задачах по устойчивому развитию и сокращению бедности в 2003 году". Нормы новой редакции Конституции обеспечивают правовую основу для успешной реализации КОР/НССБ.
 
 64. Правительством в целях улучшения техники законопроектной деятельности и повышения качества разрабатываемых законопроектов утвержден Регламент законопроектной деятельности. Он предусматривает совершенствование организационных и процедурных вопросов законопроектной деятельности министерств и ведомств. Кроме того, для усиления планирования, координации и мониторинга законотворческой деятельности Правительства Кыргызской Республики в Министерстве юстиции Кыргызской Республики создано и действует Центр по координации законопроектной деятельности Правительства Кыргызской Республики. Центром регулярно осуществляются различные мероприятия с представителями юридических служб органов государственной власти по совершенствованию законодательных работ.
 
 65. Подготовлены и направлены в Жогорку Кенеш законопроекты с новой редакцией законов таких как: "Кодекс о выборах в Кыргызской Республике", "О Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики", "О Правительстве Кыргызской Республики" и некоторые другие.
 
 66. Предусматривается, что проекты законов, непосредственно затрагивающие интересы граждан, а также проекты других важнейших актов по решению правотворческого органа могут быть, а вводящие новые виды государственного регулирования предпринимательской деятельности в обязательном порядке должны быть опубликованы для общественного обсуждения в целях привлечения к этому процессу представителей гражданского общества.
 
 67. Постановлением Правительства была создана правительственная комиссия по инвентаризации нормативных правовых актов. Это позволило придать данной работе системный и программный характер с определением приоритетных направлений.
 
 68. Для обеспечения широкого доступа населения к правовым информационным базам государственных органов, Министерством юстиции Кыргызской Республики в рамках проекта Всемирного Банка "Правовая информатизация" сформирован централизованный банк данных правовой информации. К нему может подключаться неограниченный круг лиц. К настоящему времени в данном банке данных правовой информации сосредоточено более 22 тысяч нормативных правовых актов страны.
 
 69. В целях усиления эффективности деятельности, обеспечение прозрачности и порядка принятия законов Парламентом, Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики был принят Закон "О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики". Однако из-за несоответствия его некоторых положений законодательству Кыргызской Республики, Президент Кыргызской Республики вернул его со своими возражениями в Парламент.
 
 V.2. Совершенствование судебных, правоприменительных и правоохранительных институтов государства
 
 70. Для обеспечения эффективности и независимости судебной системы, в новой редакции Конституции Кыргызской Республики предусмотрено:
 * объединение Верховного и Высшего арбитражного судов;
 * избрание судей местных судов Жогорку Кенешем Кыргызской Республики;
 * введение права участия граждан в отправлении правосудия;
 * порядок освобождения судей от должности;
 * введение права осуществления Верховным судом в установленных законами процессуальных формах пересмотра судебных актов нижестоящих судебных инстанций и вынесения по ним окончательного решения.
 
 71. Для разработки практических мер, связанных с проведением реформ создана Судебная консультативная комиссия, а также рабочие группы. В их состав вошли представители судебной, законодательной, исполнительной ветвей власти, независимые юристы, представители научных кругов и частного сектора. В целях выявления потребностей и проблем судебной системы, требующих первоочередного разрешения по инициативе Судебной консультативной комиссии и Верховного суда Кыргызской Республики было проведено диагностическое исследования судебного и юридического сектора республики. Данный документ был подготовлен при технической помощи Азиатского Банка Развития по программе "Корпоративное управление и реформа предприятий - 2". Проведенное исследование выявило основные направления реформ в судебной системе такие как: прозрачность и открытость процедуры формирования судейского корпуса, обеспечение независимости судей, материально-техническое обеспечение судебной системы, совершенствование процессуального законодательства.
 
 72. Для совершенствования процесса судоустройства и судопроизводства разработан и принят закон "О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах". Данный закон определил компетенцию, организацию и порядок деятельности Верховного суда и местных судов Кыргызской Республики в связи с идущей судебной реформой.
 
 73. В целях демократического рассмотрения споров создан институт третейских судов в соответствии с Законом "О третейских судах в Кыргызской Республике". Конституционное закрепление функционирования внесудебного порядка рассмотрения экономических споров было осуществлено в новой редакции Конституции Кыргызской Республики. В 2003 году разработан проект Гражданского процессуального кодекса Кыргызской Республики, в котором отражен механизм исполнения решений иностранных и местных третейских судов.
 
 74. Ведется активная работа по подготовке законопроектов, регулирующих вопросы организации и деятельности судов: "О статусе судей", "О конституционном судопроизводстве Кыргызской Республики", "О Конституционном суде Кыргызской Республики", "О государственной пошлине", "О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "О банкротстве" в части, касающейся судопроизводства. Принят закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "Об исполнительном производстве и о статусе судебных исполнителей Кыргызской Республики".
 
 Завершается подготовка изменений и дополнений в процессуальные нормы - в Арбитражный процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс. Кроме того, предстоит разработка законопроектов, предусматривающих введение института судебных заседателей и судебных приставов, учреждение специализированных судов.
 
 Подготовлен проект Концепции по дальнейшему совершенствованию деятельности Верховного суда и местных судов Кыргызской Республики.
 
 75. В целях обеспечения открытости и прозрачности судебных процессов, разработана Концепция создания единой информационно-правовой базы судов общей юрисдикции, а также реализуется Соглашение между Кыргызской Республики и Всемирным Банком о предоставлении гранта на создание такой системы. Этот проект позволит автоматизировать работу нескольких пилотных судов, обеспечит доступ судей к электронной базе данных нормативных правовых актов и судебных решений, повысит прозрачность судопроизводства путем доступа населения к решениям судов. Накопленный в результате его реализации положительный опыт будет затем распространен на всю судебную систему.
 
 76. В целях усиления ответственности судей, обеспечения их соответствующим уровнем заработной платы Президентом Кыргызской Республики принят ряд указов о дисциплинарной ответственности судей, о введении для данной категории квалификационных классов и о повышении должностных окладов судьям. Проводится работа по обеспечению финансовой независимости судебной системы, созданию соответствующих материальных стимулов. Происходит ежегодное увеличение расходов на содержание судебных органов. В 2003 году в бюджете страны предусмотрено на эти цели на 32% больше объема финансирования, чем в 2001г. Кроме того, осуществляется постепенный переход финансирования судебной системы на программную основу. Приоритетные направления статей расходов на содержание судов определяются самими судебными органами.
 
 77. В целях совершенствования работы правоохранительных государственных институтов и надежного обеспечения общественной безопасности в стране, разработан проект "Концепции реформирования системы органов внутренних дел Кыргызской Республики". Кроме того, в рамках реформирования правоохранительных и правоприменительных институтов, главное управление исполнения наказаний (ГУИН), постановлением Правительства Кыргызской Республики передано в ведение Министерства юстиции Кыргызской Республики.
 
 78. Для усиления деятельности Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики Указом Президента Кыргызской Республики утверждена и реализуется Концепция развития органов прокуратуры Кыргызской Республики, в которой особое внимание уделено вопросам взаимодействия с судами, обеспечения надлежащего уровня поддержания государственного обвинения в суде.
 
 V.3. Совершенствование исполнительной ветви власти
 
 79. Основным направлением работы Правительства Кыргызской Республики за рассматриваемый период стало приведение структуры исполнительной власти, форм и содержания работы в соответствие с новыми политическими, экономическими и социальными отношениями. В целях продолжения обоснованной и всесторонней реформы государственного управления проведен функциональный анализ в центральных аппаратах 30 министерств и ведомств. Для его практической реализации в государственных институтах были созданы рабочие группы. Работа этих групп сопровождалось технической помощью со стороны ПРООН, Европейской Комиссии, Министерства Международного Развития Великобритании.
 
 80. Принятые практические меры позволили провести значительные изменения структур центральных аппаратов большинства министерств и ведомств. При этом структуры управления формировались преимущественно по функциональному принципу. Ревизии подверглась вся нормативная и правовая база, регламентирующая деятельность государственных органов. Приняты меры по упразднению дублирующих и изживших себя функций, отдельные функции переданы подведомственным структурным подразделениям и местным органам власти, сокращена штатная численность государственных служащих. В результате проведенной работы в целом по республике упразднено 9 управлений, 57 отделов и 39 секторов.
 
 81. С целью совершенствования административных процедур, оказывающих влияние на частный сектор и исключения дублирования, Правительством Кыргызской Республики было принято постановление "О плане усовершенствования административных процедур". Подготовлен законопроект "Об административных процедурах", который направлен на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Продолжалась работа по совершенствованию регулятивных и разрешительных функций органов исполнительной власти в рамках Третьей инвестиционной матрицы.
 
 82. Осуществляется постепенный переход финансирования расходов министерств на программную основу. Так, в качестве пилотного проекта между Министерством образования и культуры и Министерством финансов заключено Ресурсное соглашение сроком на два года. В соответствии с ним расширены права Министерства образования и культуры Кыргызской Республики в проведении реорганизации собственной структуры, решении кадровых вопросов, использовании бюджетных средств, кроме того, Министерству образования и культуры дано право производить доплаты сверх норм, установленных законодательством, наиболее отличившимся сотрудникам.
 
 83. В 2002 году проведена целенаправленная работа по сокращению штатной численности работников органов государственного управления, причем, при её проведении учитывался принцип индивидуального подхода к каждому министерству и ведомству. По итогам проведенного в 2002 году функционального анализа сокращено 7,3 процента штатных единиц. Условная экономия бюджетных средств составила более 35,0 млн. сомов.
 
 В настоящее время функциональный анализ проводится на уровне региональных структур органов управления.
 
 84. Начата реализация проектов GSAC и GTAC поддерживаемых Всемирным Банком по проведению структурных преобразований в области государственного управления.
 
 85. В реализацию задач, поставленных Президентом Кыргызской Республики по постепенному переходу на принципы работы в формате "электронного правительства", постановлением Правительства Кыргызской Республики утвержден Государственный план мероприятий по реализации Программы развития информационно-коммуникационных технологий в Кыргызской Республике. В целях повышения оперативности принятия управленческих решений, придания законности электронным операциям подготовлен законопроект "Об электронной цифровой подписи".
 
 Правительством США выделен грант на содействие в переходе на принципы работы в режиме "электронного правительства".
 
 V.4. Децентрализация
 
 86. За рассматриваемый период проводилась целенаправленная работа по дальнейшему развитию и становлению местного самоуправления (МСУ). Разработана и утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 17 декабря 2002 года Национальная стратегия децентрализации государственного управления и развития местного самоуправления в Кыргызской Республике до 2010 года. Утвержден План основных мероприятий Правительства Кыргызской Республики по ее реализации. В нем определены конкретные задачи министерств, ведомств, местных государственных администраций и органов МСУ по дальнейшей демократизации государственного управления и совершенствованию деятельности органов местного самоуправления. В целях контроля за ходом его реализации утвержден Координационный совет под председательством Первого вице премьер-министра Кыргызской Республики.
 
 87. Продолжалась работа по совершенствованию нормативной правовой базы местного самоуправления. Приняты два основополагающих закона, напрямую влияющие на повышение эффективности функционирования системы местного самоуправления - Законов "О финансово-экономических основах местного самоуправления" и о внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс, в соответствии с которым в городах нашей республики вводится налог на недвижимое имущество. Кроме того, Правительством разработан и направлен в Жогорку Кенеш проект Закона Кыргызской Республики "О муниципальной службе".
 
 88. В целях усовершенствования структуры органов местного самоуправления и эффективного использования бюджетных средств, постановлением Правительства образованы финансово-экономические отделы во всех айыл окмоту.
 
 89. Указом Президента страны предусмотрены меры по укреплению материально-технической базы и повышению заинтересованности депутатов местных кенешей и муниципальных служащих в исполнении своих обязанностей, что создает необходимые условия для эффективной работы органов местного самоуправления.
 
 90. С целью повышения уровня знаний работников местного самоуправления, проводились обучающие тренинги по программам, разработанным Конгрессом местных сообществ.

<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу