<< Пред.           стр. 7 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

  Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.
 
 16. Основные направления расходов местных бюджетов.
 Расходы бюджетов территорий местного самоуправления осуществляются за счет собственных доходов, а также дотаций и субсидий, полученных из бюджетов вышестоящего территориального уровня.
 Органы МСУ самостоятельно:
 24. определяют направления использования средств местных бюджетов;
 24. увеличивают, исходя из имеющихся средств, нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, культуры, спорта, органов охраны правопорядка, охраны природы; направляют доходы от налога с владельцев транспортных средств целевым назначением на развитие транспортных коммуникаций;
 24. устанавливают дополнительные льготы и пособия для отдельных категорий населения, нуждающихся в социальной защите;
 24. образуют резервные и целевые фонды;
 24. устанавливают размер расходов на содержание образуемых органов.
  Перечисленные выше решения принимаются представительными органами по представлению или при наличии заключения местной администрации о наличии финансовых ресурсов для реализации данных решений.
  Исполнительные органы МСУ могут вкладывать свободные средства в хозяйственные мероприятия, в акции, ценные бумаги, а также предоставлять в установленном порядке процентные и беспроцентные займы.
  В местном бюджете предусматриваются суммы, необходимые для возврата полученных ссуд, долгов и оплаты процентов по ним.
  Финансовые ресурсы МСУ могут быть на договорной основе объединены со средствами предприятий, учреждений, организаций и граждан для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов социальной и производственной инфраструктуры.
 
 17. Правовой статус главы муниципального образования.
 Ответ на данный вопрос базируется на основе Федерального закона №131 от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
 24. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
 24. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:
 24. избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
  2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию;
  3) в случае избрания представительным органом муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования;
  4) не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации;
  5) в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является председателем представительного органа муниципального района.
 24. Ограничения не распространяются на органы местного самоуправления поселений с численностью населения менее 1000 человек, в которых глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации. В этом случае представительный орган муниципального образования может не наделяться правами юридического лица.
 24. Глава муниципального образования в пределах полномочий:
 24. представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
  2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
  3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
  4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.
 24. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
 24. Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:
 24. смерти;
  2) отставки по собственному желанию;
  3) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 настоящего Федерального закона;
  4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
  6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
  7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
  8) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
  9) отзыва избирателями;
  10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
  11) досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.
 
 
 18. Муниципальная собственность: способы формирования и состав.
 
  Конституция Российской Федерации определяет экономические условия местного самоуправления. Это находит свое выражение, прежде всего в признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности; в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью
  Муниципальная собственность, порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закрепляются также Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом об общих принципах организации местного самоуправления, другими законами и нормативными правовыми актами.
  Понятие "муниципальная собственность" было введено в Российской Федерации Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР", утратившим силу после введения в действие ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации с 1 января 1995 г.
  Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
  Управление муниципальной собственностью осуществляется органами местного самоуправления, что не делает их собственниками муниципального имущества.
  Права собственника муниципального имущества принадлежат муниципальному образованию. От его имени эти права реализуют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, непосредственно само население.
  Имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части: одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, а другая (средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями) составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
  В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права (в том числе и право собственности) возникают из оснований, предусмотренных законом.
  Законом РСФСР от 6 июня 1991 г. № 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР" были названы родовые признаки муниципальной собственности. В дальнейшем Приложением № 3 к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 жилищный фонд был включен в перечень объектов, относящихся исключительно к муниципальной собственности.
  Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что передача объектов, относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.
  На формировании муниципальной собственности существенным образом сказывался процесс приватизации, на который, однако, органы местного самоуправления (прежде всего небольших районных городов, поселков, сельских населенных пунктов) практически не оказывали какого-либо заметного влияния.
  При приватизации предприятий жилой фонд, находящийся на их балансе, не включается в состав приватизируемого имущества, так как его включение противоречило бы п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. № 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий".
  Органы исполнительной власти при оформлении прав собственности обязаны неукоснительно руководствоваться "Об определении состава муниципальной Положением собственности и порядке оформления прав собственности", утвержденном распоряжением Президента.
  Приватизация - длительный процесс. Главными ее целями являются: формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений; создание конкурентной среды; ускорение развития сферы торговли и услуг на основе приватизации большинства объектов "малой приватизации"; содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения.
  В настоящее время организационные и правовые основы преобразования отношений собственности в нашей стране посредством приватизации государственного и муниципального имущества в целях повышения эффективности экономики устанавливаются Федеральным законом от 21 июля 1997 г. "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации". При этом под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.
  Действие данного закона не распространяется:
  а) на приватизацию имущества муниципальных образований, находящегося в совместной собственности с физическими и юридическими лицами;
  б) приватизацию земли;
  в) приватизацию природных ресурсов;
  г) приватизацию муниципального жилищного фонда;
  д) приватизацию объектов социального и культурного назначения, историко-культурного наследия и природных объектов, а также некоторых других объектов.
  Порядок передачи объектов собственности субъектов Федерации в муниципальную собственность регулируется органами государственной власти субъектов Федерации. Кроме того, возможна передача объектов федеральной собственности в муниципальную собственность. Порядок такой передачи должен регулироваться федеральными законами.
  Муниципальная собственность - одно из обязательных условий существования самостоятельного муниципального образования. Отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования на момент вступления в силу закона не может служить основанием для упразднения или преобразования соответствующего муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования.
 
 
 19. Правовые акты представительных органов местного самоуправления.
 
  Правовой акт МСУ - это официальный письменный акт, имеющий юридические последствия, принятый непосредственно населением МО, органом МСУ или его должностным лицом по предметам ведения и в объеме полномочий, в определенном порядке и устанавливающий общеобязательные правила по вопросам местного значения в соответствии с законодательством и уставом МО.
  Виды правовых актов:
  Устав МО - основной нормативно-правовой учредительный акт, определяющий статус МО.
  Регламент представительного органа МСУ - правовой процессуальный акт, регламентирующий порядок работы представительного органа МСУ, внесения и рассмотрения вопросов на его сессиях, образования комиссий и др.
  Постановления - нормативный акт, имеющий общеобязательное предписание, действующее на территории МО до его официальной отмены.
  Положение - акт, систематизирующий нормы статусного характера (о конкретном органе МСУ).
  Распоряжение - акт оперативно-конкретного характера.
  Приказы и инструкции - акты оперативно-распорядительного характера.
 
  Классифицируются правовые акты по следующим основаниям:
 24. нормативно-правовые акты длительного действия, адресованные широкому кругу лиц, - уставы МО, регламенты представительных органов местного самоуправления, постановления представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах и др.,
 24. индивидуальные правовые акты разового характера или применения, адресованные конкретному физическому или юридическому лицу, например договор найма муниципального жилого помещения, приказ главы администрации МО об увольнении муниципального служащего и др.
  По содержанию правовые акты МСУ можно классифицировать в зависимости от предметов ведения МСУ следующим образом:
 24. правовые акты по вопросам социальной политики;
 24. правовые акты по вопросам хозяйственной деятельности;
 24. правовые акты по вопросам деятельности МСУ в социально-культурной сфере;
 24. правовые акты по вопросам охраны общественного порядка и др.
  По порядку принятия правовые акты МСУ делятся:
 24. на решения, принятые непосредственно населением МО на местном референдуме: уставы МО; структура органов МСУ. Такие акты вступают в силу после официального опубликования (обнародования);
 24. решения, принятые коллегиально на собраниях (сходах) граждан: решения о создания органов ТОСУ;
 24. правовые акты, принятые в порядке народной правотворческой инициативы: постановления представительного органа МСУ об изменении структуры органов МСУ;
 24. правовые акты, принятые коллегиально представительным органом МСУ или выборным коллегиальным органом ТОСУ: положение об органе ТОСУ и др.;
 24. правовые акты, принятые на основе единоначалия: распоряжения, приказы, указания главы местной администрации и др.;
 24. договоры, если хотя бы одна из сторон представляет интересы соответствующего МО: договор местной администрации с частной фирмой о строительстве муниципального жилья; договор представительного органа МСУ и выборного органа ТОСУ о разграничении компетенции и финансовых средств и др.
  По порядку вступления правовых актов МСУ в юридическую силу различают:
 24. правовые акты, требующие обязательной публикации;
 24. нормативные правовые акты органов МСУ и должностных лиц МСУ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина; вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования);
 24. правовые акты, не требующие официального опубликования (обнародования), как правило, акты для служебного пользования.
  Правовой акт МСУ как письменный документ, регулирующий отношения в управленческой деятельности органов МСУ, отличается прежде всего особой формой выражения содержащегося в ней предписания. Такой формой в данном случае является специальная норма муниципального права ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет сущность нормы муниципального права как общеобязательное правило по предметам ведения МО, предусмотренное уставом МО.
 
 20. Содержание и значение уставов муниципальных образований.
 
  Признаваемые и гарантируемые Конституцией Российской Федерации организационная обособленность органов местного самоуправления в системе управления государством, самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, включая выбор конкретных организационных форм осуществления местного самоуправления, определение структуры органов местного самоуправления - все это предопределило необходимость появления в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении уставов муниципальных образований.
  Следует отметить, что прежний российский закон о местном самоуправлении предусматривал принятие районным и городским Советами положения (устава) о местном самоуправления. Поселковый и сельский Советы могли принимать положение (устав) о местном самоуправлении. Закон об общих принципах организации местного самоуправления исходит из того, что каждое муниципальное образование имеет свой устав. В ст. 44 определяется круг основных вопросов, регулируемых уставом муниципального образования, принципы его разработки, принятия и порядок государственной регистрации.
  В соответствии с законом муниципальное образование самостоятельно разрабатывает свой устав. Порядок его разработки, принятия и изменения находится в ведении муниципального образования. Закон предусматривает два пути принятия устава муниципального образования: представительным органом местного самоуправления и населением непосредственно, т. е. Местным референдумом или на сходе граждан.
 
  Сведения о регистрации устава вносятся в Государственный реестр уставов муниципальных образований, открытый для всеобщего ознакомления.
  Изменения и дополнения в уставы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в том же порядке, что и регистрация уставов. Отказ в регистрации, равно как и регистрация устава, содержащего положения, противоречащие федеральному или областному законодательству, могут быть обжалованы в суд.
  Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции и законам Российской Федерации. При этом отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке гражданами и органами местного самоуправления ст.44.
  Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
  Устав муниципального образования должен содержать, во-первых, наименование муниципального образования с указанием его границ и состава территории. Возможно также закрепление в уставе символики муниципального образования, отражающей исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции, так как согласно закону об общих принципах организации местного самоуправления муниципальные образования вправе иметь собственную символику: герб, эмблемы и т. п.
  Во-вторых, в уставе указываются вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования. Муниципальные образования вправе расширить этот перечень за счет вопросов, отнесенных к вопросам местного значения законами субъектов Федерации, а также вопросов, не исключенных из их ведения и не отнесенных к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
  В-третьих, устав муниципального образования определяет организационную структуру местного самоуправления, правовой статус органов и должностных лиц местного самоуправления, условия и порядок организации муниципальной службы. В нем закрепляются структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование и полномочия. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. При этом наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.
  Органы местного самоуправления должны быть наделены уставом муниципального образования собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
  Устав муниципального образования закрепляет статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также гарантии прав должностных лиц местного самоуправления. При этом срок полномочий депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не может быть меньше двух и более пяти лет. Кроме того, устав должен определять основания и порядок прекращения их полномочий.
  В соответствии с законом субъекта Федерации устав муниципального образования устанавливает наименование и виды правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок их принятия и вступления в силу.
  Уставом муниципального образования определяются выборные и иные органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами.
  В-четвертых, в уставе муниципального образования должны быть закреплены формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения. Речь идет о таких институтах муниципальной демократии, как местный референдум; муниципальные выборы; собрание граждан, сходе граждан; публичные слушания; опрос граждан; конференции граждан; правотворческая инициатива; обращения граждан в органы местного самоуправления, а также территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
  В-пятых, устав муниципального образования устанавливает основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
  В-шестых, уставом муниципального образования определяются экономическая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
  В-седьмых, в уставе муниципального образования могут регулироваться вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций.
  Устав муниципального образования может содержать и другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами ее субъектов.
  Приказом Минюста РФ от 28.01.2005 №7 полномочия по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования возложены на Главное управление Минюста РФ по федеральному округу.
 
  21 июля 2005года вступил в силу новый Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований", который четко определил, где и как будет происходить регистрация уставов муниципальных образований.
 
 
 24. Государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
 
 24. Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
 24. Регистрирующий орган:
 24. проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации;
  2) проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования;
  3) присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер;
  4) выдает свидетельство о государственной регистрации устава муниципального образования;
  5) включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
 
 
  Государственный реестр уставов муниципальных образований состоит из государственных реестров уставов муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
  В государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации включаются следующие сведения:
 24. государственный регистрационный номер устава муниципального образования;
  2) реквизиты устава муниципального образования (орган, принявший устав, наименование устава, номер и дата утверждения решения, которым принят устав);
  3) сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования.
  Сведения о муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований включаются в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
  Ведение государственных реестров уставов муниципальных образований субъектов Российской Федерации осуществляется регистрирующими органами.
  Уставы муниципальных образований, муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований, сведения, включенные в государственный реестр уставов муниципальных образований, являются открытыми и общедоступными.
  Порядок ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в государственный реестр уставов муниципальных образований, определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
 
 
  Устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия.
  Для государственной регистрации устава муниципального образования представляются в двух экземплярах, а также на магнитном носителе:
 24. устав муниципального образования;
  2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав муниципального образования;
  3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.
  Устав муниципального образования представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования (печатью местной администрации в случае принятия устава муниципального образования на сходе граждан).
  Для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в регистрирующий орган направляются:
 24. новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями;
  2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт;
  3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту.
 
 
  Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации.
  Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, а также проверки соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования.
  Уставу муниципального образования присваивается государственный регистрационный номер. На титульном листе каждого из двух экземпляров устава муниципального образования делается отметка о государственной регистрации путем проставления специального штампа.
  Датой государственной регистрации устава муниципального образования считается день внесения сведений о нем в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
  Государственная регистрация устава муниципального образования удостоверяется свидетельством о государственной регистрации. Форма свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
  Регистрирующий орган в пятидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования направляет главе муниципального образования зарегистрированный устав муниципального образования и свидетельство о его государственной регистрации.
  В случае, если в результате проверки сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования в пятидневный срок со дня его принятия направляется главе муниципального образования.
  Принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования не является препятствием для повторного представления устава для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в решении.
  Отказ в государственной регистрации или нарушение срока регистрации устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
 
  Глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
 
  Уставы муниципальных образований, прошедшие государственную регистрацию до дня вступления в силу Федерального закона направляются в регистрирующий орган для присвоения им государственного регистрационного номера, выдачи свидетельства о государственной регистрации установленного образца и включения в государственный реестр уставов муниципальных образований в течение трех месяцев со дня вступления в силу 97 Федерального закона. В свидетельстве о государственной регистрации указываются орган, осуществивший государственную регистрацию данного устава, и дата его регистрации.
 
 
 21. Полномочия депутатов представительных органов местного самоуправления.
 
  В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:
 24. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
  Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
  Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.
  Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.
  Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
  Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
  Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.
  Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены:
 24. в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;
  2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
  3) в случае преобразования муниципального образования.
  Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.
  В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий указанного органа проводятся досрочные муниципальные выборы в представительный орган муниципального образования.
  В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.
 
 
 
 
 
 22. Местный референдум.
  Местный референдум - это голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, отнесенным законодательством к компетенции местного самоуправления.
  Референдум проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований. Он является высшим непосредственным выражением воли участвующих в его проведении граждан.
  Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления.
  Основные вопросы организации и проведения местных референдумов регулируются законом об общих принципах организации местного самоуправления.
  Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан издать такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
  Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации.
  Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в местном референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются. Не имеют права участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
  Важнейшим требованием, связанным с подготовкой и проведением местного референдума, является гласность. Законом установлено, что деятельность органов местного самоуправления, государственных и общественных органов, участвующих в организации и проведении местного референдума, должна осуществляться открыто и гласно. Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросы, выносимые на референдум, подлежат опубликованию местными средствами массовой информации в течение семи дней с момента их принятия соответствующими органами.
  Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении местного референдума принадлежит каждому гражданину или группе граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории, имеющих право на участие в местном референдуме. Граждане реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно.
  Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы референдума, избранные на собраниях граждан, проводимых для решения вопроса о необходимости местного референдума.
  Собрание правомочно, если на нем присутствует не менее 50 граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования и имеющих право участвовать в местном референдуме. Инициативная группа регистрируется главой местного самоуправления.
  С момента получения свидетельства о регистрации инициативная группа местного референдума вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с инициативой о проведении местного референдума среди граждан, постоянно проживающих в границах территории, на которой предполагается проведение местного референдума.
  Если в течение срока действия регистрационного свидетельства не будет собрано необходимого числа подписей, то с инициативой о проведении местного референдума с такой же по содержанию или смыслу формулировкой вопроса можно обращаться не ранее чем через год.
  Орган местного самоуправления по требованию о проведении референдума вправе принять одно из следующих решений:
  а) о назначении референдума, дате и времени его проведения и мерах по его обеспечению;
  б) об отклонении требований о назначении референдума в случае нарушения инициаторами законодательства или устава местного самоуправления.
  Орган местного самоуправления рассматривает представленные материалы и принимает по ним решение в течение недели со дня поступления требования о проведении референдума. Принятое решение в пятидневный срок публикуется в местных средствах массовой информации, а там, где они отсутствуют, доводится до сведения граждан иным путям. Не позднее пяти дней после обнародования постановления о назначении референдума публикуется или доводится до сведения граждан иным путем проект выносимого на референдум вопроса.
  Местный референдум не может проводиться ранее двух месяцев и не позднее трех месяцев со дня принятия решения о его проведении.
  Закон подробно регламентирует подготовку к местному референдуму. Для подготовки и проведения местного референдума предусматривается образование комиссии местного референдума и участковых комиссий, создаваемых органом местного самоуправления.
  Комиссия местного референдума обеспечивает на территории проведения местного референдума соблюдение действующего законодательства; согласовывает с главой местного самоуправления границы участков местного референдума; организует деятельность участковых комиссий местного референдума; утверждает принятую смету затрат на проведение местного референдума и распределяет денежные средства по участковым избирательным комиссиям; решает вопросы материально-технического обеспечения местного референдума; устанавливает формы документов местного референдума, образцы ящиков для голосования и печатей, порядок хранения документации местного референдума; контролирует своевременность и правильность составления списков участников местного референдума и представляет их для всеобщего ознакомления; обеспечивает своевременное издание материалов местного референдума; содействует разъяснению сути вопросов или иного решения, вынесенного на местный референдум; обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий и принимает по ним решения; подводит итоги местного референдума, публикует в местной печати, передает по местному радио и другими способами сообщение о своей работе и результатах местного референдума; осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.
  Территория, на которой проводится местный референдум, делится на участки, образуемые не позднее чем за 30 дней до проведения местного референдума решением главы местного самоуправления по согласованию с комиссией местного референдума из расчета от 100 до 3 тысяч избирателей на одном участке. Участки образуются с учетом границ поселков и сельских округов, городов и районов в целях создания максимальных удобств для граждан, участвующих в местном референдуме. Территории участков местного референдума могут совпадать с территориями избирательных участков.
  Списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, составляются по каждому участку референдума на основании сведений, представляемых главой местного самоуправления, участковой комиссией референдума. В списки включаются граждане, имеющие право участвовать в референдуме, на момент составления списков постоянно проживающие на территории соответствующего участка.
  Гражданин, имеющий право участвовать в референдуме, может быть включен не более чем в один список. Списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, составляются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей) и представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до референдума, а также доводятся до сведения граждан другими способами.
  Каждый гражданин вправе обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списках неточности. Заявления о неправильностях в списке рассматриваются участковой комиссией референдума, которая обязана не позднее чем в двухдневный срок, а накануне и в день референдума немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в судебном порядке, исправление в списке в соответствии с решением суда проводится участковой комиссией референдума немедленно.
  В бюллетене для голосования воспроизводятся текст вынесенного на референдум вопроса или проекта решения и варианты волеизъявления голосующего: "да" или "нет".
  Время для голосования на участках в зависимости от местных условий устанавливает орган местного самоуправления одновременно с датой проведения референдума. При этом общее время, отведенное для голосования, не должно быть менее 12 часов. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до дня проведения местного референдума.
  Закон устанавливает, что гражданину, который в течение 15 дней со дня проведения местного референдума по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего постоянного проживания и не сможет прийти на участок, на котором он включен в список, предоставляется право проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении участковой комиссии местного референдума.
  В процессе голосования в день референдума граждане самостоятельно заполняют бюллетень для тайного голосования. Гражданин, который не может это сделать сам, вправе по своему выбору пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом участковой комиссии или общественным наблюдателем из числа представителей политических и иных общественных организаций и массовых движений, трудовых коллективов, инициативных групп, а также средств массовой информации.
  При подсчете голосов недействительными признаются бюллетени, в которых не вычеркнут ни один из вариантов ответа либо вычеркнуты оба, а также бюллетени неутвержденной формы. В случае сомнений в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия.
  Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для голосования. Подведение общих итогов местного референдума и установление его результатов возлагаются на комиссию местного референдума. Итоги местного референдума определяются ею на основании протоколов всех участковых комиссий референдума.
  Референдум признается соответствующей комиссией не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие менее половины участников референдума, внесенных в списки на территории его проведения.
  Соответствующая комиссия референдума признает решение не принятым на референдуме в случае, если за него проголосовало менее половины участников референдума.
  Если по вопросу, вынесенному на местный референдум, решение не принято, то с инициативой о проведении местного референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса можно обращаться не ранее чем через год.
  Если на местный референдум выносились альтернативные варианты решений и ни один из них не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными, а повторное вынесение на референдум аналогичного вопроса возможно не ранее чем через год.
  Результаты местного референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе референдума или при подсчете голосов нарушений закона о местном референдуме, повлиявших на результаты голосования. В случаях обнаружения таких нарушений результаты местного референдума могут быть обжалованы в судебном порядке в течение месяца со дня опубликования его итогов.
  Итоги местного референдума публикуются в местных средствах массовой информации либо доводятся до сведения граждан иным путем комиссией местного референдума не позднее 10 дней со дня окончания голосования.
  В случае признания результатов голосования по какому-либо участку недействительными комиссия местного референдума вправе поручить соответствующей участковой комиссии провести в течение двух недель на этом участке повторное голосование. Решения комиссии местного референдума могут быть обжалованы в суд в течение недели со дня их принятия.
  Принятое на местном референдуме решение публикуется не позднее семи дней со дня последнего голосования по вопросу, вынесенному на референдум, и вступает в силу в день опубликования, если в самом решении референдума не предусмотрен иной срок.
  Решения, принятые на местном референдуме, обязательны для органов местного самоуправления и должностных лиц местной администрации, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории местного самоуправления, а также для граждан и могут быть обжалованы в судебном порядке в случае нарушения законности при проведении референдума.
  Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, требуется издание правового акта, орган местного самоуправления или представительный орган субъекта Федерации, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 30 дней после вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подготовки и принятия этого правового акта.
  Изменение либо отмена решения, принятого местным референдумом, производятся только местным референдумом.
  Ответственность должностных лиц за невыполнение решений, принятых местным референдумом, устанавливается законодательством Российской Федерации.
 
 
 
 23.Гарантии и социальные льготы муниципальных служащих.
 Данный ответ на вопрос базируется на основе Федерального закона № 8 от 08.01.1998г. "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".
  Гарантии для муниципального служащего
 24. Муниципальному служащему гарантируются:
 24. условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
 2) денежное содержание и иные выплаты;
 3) ежегодный оплачиваемый отпуск;
 4) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;
 5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
 6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
 7) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;
 8) защита его и членов его семьи в порядке, установленном законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.
 24. В случае ликвидации органа местного самоуправления, сокращения штата работников данного органа муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные законодательством Российской Федерации о труде для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращения штата работников.
 24. Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего.
  Денежное содержание муниципального служащего
  Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.
  Отпуск муниципального служащего
 24. Муниципальному служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Для отдельных категорий муниципальных служащих федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, дополнительный оплачиваемый отпуск.
 2 Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск суммируются и по желанию муниципального служащего могут предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней.
 24. Муниципальному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено федеральным законом.
  Пенсионное обеспечение муниципального служащего и членов его семьи
 24. На муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской федерации, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
 Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской федерации соотношением муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного служащего по соответствующей государственной должности.
 24. В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с муниципальной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, определяемом федеральным законом.
 
 
 24. Ответственность органов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед государством.
  Главным основанием ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством является нарушение органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Федерации, федеральных законов, законов субъекта Федерации, а также устава муниципального образования.
  Форма этой ответственности - прекращение полномочий соответствующего органа местного самоуправления (выборного и иного), а также выборного должностного лица местного самоуправления.
  Решение о прекращении полномочий данного органа или выборного должностного лица местного самоуправления вправе принять только законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации. Таким образом, решение принимается коллегиально депутатами представительного органа государственной власти субъекта Федерации.
  Закон предусматривает определенные гарантии прав органа и выборного лица местного самоуправления, позволяющие не допускать произвола и субъективизма при принятии столь ответственного решения. Основанием для рассмотрения данного решения законодательным (представительным) органом субъекта Федерации является заключение суда субъекта Федерации (Верховного суда республики, краевого, областного или городского (города федерального значения) суда) о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, конституции, уставу субъекта Федерации, федеральным законам, законам субъекта Федерации, уставу муниципального образования.
  Соответствующий суд субъекта Федерации дает заключение после обращения к нему законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, который это делает в случае, когда ему станут известны факты нарушений органами местного самоуправления и выборными должностными лицами Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Федерации, федеральных законов и законов субъекта Федерации, устава муниципального образования. Причем закон требует, чтобы эти факты были установлены в судебном порядке.
  Закон, гарантируя права населения на местное самоуправление, обязывает законодательный (представительный) орган субъекта Федерации при принятии им решения о прекращении полномочий органа местного самоуправления одновременно назначать новые выборы. При этом решение принимается в форме закона субъекта Федерации.
  Закон предусматривает также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за осуществление отдельных государственных полномочий.
  Основанием наступления данного вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством является не нарушение конституционных норм и норм законов, а неэффективное исполнение или неисполнение ими делегированных полномочий. Однако конкретный механизм привлечения в этом случае органов и должностных лиц местного самоуправления, как и сами виды (формы) ответственности перед государством, законом не определены.
  В соответствии с законом условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Федерации.
  Выявлению случаев нарушений органами и должностными лицами местного самоуправления федеральных законов, законов субъектов Федерации и уставов муниципальных образований, которые являются основанием наступления ответственности данных органов и должностных лиц перед государством, служит прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Прокуратура Российской Федерации осуществляет функции надзора в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства независимо от органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также от органов местного самоуправления.
  Прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут быть членами выборных и иных органов местного самоуправления.
  Воздействие в какой-либо форме органов местного самоуправления на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемые им решения или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
  Выполняя в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О прокуратуре" свои функции, органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции Российской Федерации, законов органами местного самоуправления, рассматривают и разрешают заявления, жалобы и иные обращения граждан, в том числе касающиеся деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. При этом работники прокуратуры вправе:
  - по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить в помещения органов местного самоуправления, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  - требовать от руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, а также выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
  - требовать от должностных лиц местного самоуправления проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  - вызывать должностных лиц местного самоуправления для объяснения по поводу нарушения законов.

<< Пред.           стр. 7 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу