<< Пред.           стр. 8 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

  Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.
  В соответствии с законом прокурор опротестовывает противоречащие закону правовые акты муниципального образования, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.
  Протест прокурора на противоречащий закону правовой акт муниципального образования приносится в орган или должностному лицу местного самоуправления, которые издали этот акт.
  Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. Если протест приносится на решение представительного органа местного самоуправления, то он рассматривается на ближайшем его заседании. При этом прокурор при исключительных обстоятельствах, требующих незамедлительного устранения нарушения закона, вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
  Орган или должностное лицо местного самоуправления обязаны незамедлительно сообщить прокурору о результатах рассмотрения протеста в письменной форме. При этом прокурору сообщается о дне заседания коллегиального органа, который рассматривает протест. Прокурор вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими протестов органами местного самоуправления.
  Важной формой реагирования прокурора на нарушения законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных организаций и предприятий является его представление об устранении нарушений закона.
  Представление вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения закона. Оно подлежит безотлагательному рассмотрению. Закон устанавливает, что в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.
  О результатах принятых мер орган или должностное лицо местного самоуправления обязаны сообщить прокурору в письменной форме. Прокурор вправе присутствовать при рассмотрении своего представления. При рассмотрении представления коллегиальным органом местного самоуправления прокурору сообщается о дне заседания.
  Кроме того, в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор (его заместитель) объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
  От эффективного государственного контроля за исполнением правовых норм на местном уровне во многом зависит действенность государственных институтов, институтов муниципальной демократии, реальность прав и свобод человека и гражданина, защита интересов населения муниципальных образований.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Второй информационный модуль.
 Административное право
 
 
  1. Источники административного права
 
  Административное право характеризуется разнообразием и большим количеством источников - нормативных правовых актов, содержащих административно-правовые нормы. В соответствии с пунктом "к" статьи 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное право относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, поэтому к источникам административного права относятся нормативные правовые акты, принимаемые как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ:
  1. Конституция РФ. Особое значение для административного права имеют нормы Конституции РФ о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, федеративном устройстве, статусе Президента РФ и Правительства РФ.
  2. Ратифицированные Российской Федерацией международные договоры являются источниками административного права, если регулируют общественные отношения в сфере государственного управления (например, о сотрудничестве органов исполнительной власти России с органами зарубежных государств).
  3. Федеральные конституционные законы (например, ФКЗ "О Правительстве РФ", "О чрезвычайном положении", "Об уполномоченном по правам человека в РФ").
  4. Федеральные законы (например, "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", "О системе государственной службы РФ", "О государственной гражданской службе РФ", Кодекс РФ об административных правонарушениях).
  5. Указы Президента РФ (например, "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", "О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе" и др.).
  6. Постановления Правительства РФ (например, "О порядке создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, "Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ", "Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста" и др.).
  7. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, правила, инструкции, положения).
  8. Конституции (уставы) субъектов РФ в части, касающейся прав, свобод, обязанностей человека и гражданина, гарантий их реализации, органов исполнительной власти субъектов РФ.
  9. Законы субъектов РФ (например, в Новосибирской области приняты законы "О структуре администрации Новосибирской области", "О государственной службе в Новосибирской области", "Об административных правонарушениях в Новосибирской области" и др.).
  10. Подзаконные нормативные правовые акты государственных органов субъектов РФ (постановления, указы, правила, инструкции, положения).
  11. Нормативные правовые акты, принимаемые администрациями государственных организаций (локальные нормативные правовые акты).
  12. Акты Конституционного Суда РФ, касающиеся общественных отношений в сфере государственного управления.
 
  2. Предмет и метод административного права
 
 В административно-правовой науке существуют различные подходы к определению предмета административного права. Известный ученый-административист Д.Н.Бахрах определяет предмет административного права как "систему общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности публичной администрацией по исполнению законов, актов правосудия, публичных договоров, а также при осуществлении административного производства"2.
 Другой известный исследователь Ю.М.Козлов определяет предмет административного права как "общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности)"3.
 В наиболее общем виде предмет административного права можно представить как совокупность общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления. Государственное управление - это подзаконная, юридически властная, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти, иными государственными органами и должностными лицами в сферах социально-культурного, хозяйственного и административно-политического строительства.
 Административно-правовое регулирование основывается преимущественно на использовании императивного метода, который характеризуется следующими признаками:
  1. Юридическое неравенство сторон административно-правового отношения: одна сторона (орган или должностное лицо государственного управления) наделен властными полномочиями, другая сторона (физическое или юридическое лицо) обязана подчиниться ее предписаниям.
  2. Одностороннее волеизъявление: административное правоотношение возникает по воле одной стороны, независимо от воли другой стороны.
  3. Однозначность правил поведения, содержащихся в нормах административного права, отсутствие возможности выбора вариантов поведения.
  4. Права и обязанности сторон административного отношения установлены государством, стороны не договариваются о своих правах и обязанностях.
  5. В административном праве преобладают предписывающие (обязывающие нормы).
  Использование в административном праве императивного метода регулирования обусловлено публично-правовой природой этой отрасли. Управленческим отношениям объективно присуще неравенство сторон, асимметрия прав и обязанностей. Однако императивность административного регулирования не означает возможность произвола со стороны органов государственного управления, поскольку законодательство предусматривает систему гарантий и способов защиты прав и свобод граждан и организаций.
 
  3. Понятие и особенности административно-правовой нормы
 
  Норма административного права - это общеобязательное формально определенное, установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления.
  Особенности норм административного права:
  1. По своему содержанию эти нормы связаны с предметом административного права, регулируют общественные отношения в сфере государственного права.
  2. Нормы административного права выражают публично-правовые интересы, направлены на обеспечение эффективного функционирования системы исполнительной власти, эффективной реализации прав и свобод граждан.
  3. Нормы административного права являются "вторичными", производными от норм конституционного права.
  4. Нормы административного права обычно содержат однозначное предписание и не допускают возможности выбора вариантов поведения (принцип "разрешено то, что прямо предписано").
  5. В качестве санкции за нарушение административно-правовой нормы устанавливаются меры административной или дисциплинарной ответственности.
  В административно-правовой науке нормы подразделяются на следующие виды:
 - материальные и процессуальные;
 - регулятивные и охранительные;
 - действующие на общефедеральном уровне, на уровне субъектов РФ, на иной определенной территории;
 - действующие определенный или неопределенный срок;
 - установленные законом и подзаконные;
 - обязывающие, запретительные, разрешительные, стимулирующие, рекомендательные и т.д.;
 - общие, отраслевые, межотраслевые.
  В административном праве выделяют следующие способы реализации норм:
 - исполнение обязанностей (активные действия);
 - соблюдение запретов (воздержание от действий);
 - применение властных полномочий государственными органами и должностными лицами;
 - использование своих прав гражданами и организациями.
 
  4. Понятие и классификация административно-правовых отношений
 
  Административно-правовое отношение - это урегулированное нормами административного права общественное отношение, складывающееся в сфере государственного управления. Административно-правовые отношения характеризуются следующими признаками:
  1. Административное правоотношение - это властеотношение с присущим ему юридическим неравенством сторон.
  2. Хотя бы одной стороной этих правоотношений является орган государственного управления или должностное лицо.
  3. Административные правоотношения связаны с государственным управлением, в них выражается публично-правовой интерес.
  4. Эти правоотношения могут возникать по инициативе любой из сторон.
  5. Споры между сторонами административного правоотношения разрешаются, как правило, во внесудебном (административном) порядке, хотя существует и судебный порядок защиты нарушенных прав.
  6. Юридическими фактами а административных правоотношениях чаще всего выступают акты управления (правомерные действия) и административные правонарушения (неправомерные действия).
  В науке выделяют следующие классификации административно-правовых отношений:
 - регулятивные (складывающиеся при реализации регулятивных норм при нормальном режиме функционирования государственного управления) и охранительные (возникающие как реакция государства на правонарушение);
 - возникающие внутри аппарата государственного органа, отношения органов государственного управления между собой, с подведомственными им организациями, с неподведомственными им организациями, с органами местного самоуправления, гражданами;
 - вертикальные отношения (отношения власти и подчинения) и горизонтальные (между несоподчиненными субъектами);
 - субординационные (между субъектом власти и подчиненным ему субъектом), координационные (между субъектами власти для согласования их деятельности), реординизационные (воздействие граждан, юридических лиц на органы государственного управления - "обратная связь").
 
 
  5. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации
 
  Под статусом гражданина понимается совокупность его прав, свобод, обязанностей, а также гарантии реализации прав и свобод. Административно-правовой статус - это составная часть общего статуса гражданина, он определяет правовое положение гражданина в отношениях с органами государственного управления.
  Административная правосубъектность гражданина складывается из административной правоспособности и дееспособности. В отличие от гражданского права, в административном праве нет общих норм об административной правоспособности и дееспособности.
  Административная правоспособность - это способность лица иметь права и обязанности в сфере государственного управления. Она является равной и неотчуждаемой, существует с момента рождения до момента смерти лица.
  Административная дееспособность - это способность лица своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности и нести ответственность в сфере государственного управления. В полном объеме она возникает с 18 лет. Поскольку административная дееспособность зависит от возраста лица, состояния здоровья, образования и других факторов, в разных правоотношениях предъявляются разные требования к лицу (одни требования предъявляются при поступлении на государственную службу, другие при получении водительских прав и т.д.). Возраст возникновения административной деликтоспособности - 16 лет. Лицо, признанное недееспособным в соответствии с нормами Гражданского Кодекса РФ, является недееспособным и в административных правоотношениях.
  Права граждан в административной сфере принято разделять на две группы:
  1. Права, закрепленные в Конституции РФ (личные, политические, социально-экономические и культурные) и получающие конкретизацию в законодательных и подзаконных актах. В частности, к ним относятся: право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, частной жизни, право на участие в управлении делами государства, право на обращения в органы власти, право проведения публичных мероприятий, право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов власти и должностных лиц, право на обжалование действий и решений органов власти и должностных лиц, право на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на социальное обеспечение и т.д. Все эти права реализуются прежде всего через административные правоотношения и поэтому являются элементами административно-правового статуса граждан.
  2. Права, не закрепленные Конституцией РФ, но установленные законами и подзаконными актами. Например, сюда относится право управления транспортным средством, право ношения и хранения оружия и множество других прав.
  Кроме того, права граждан в административной сфере подразделяются на общие, присущие всем (право на медицинскую помощь) и специальные, распространяющиеся на отдельные категории граждан (права государственного служащего, права инвалида, права студента).
  Обязанности граждан в административной сфере также делятся на:
  1. Предусмотренные Конституцией РФ и реализуемые в отношениях с органами государственного управления: обязанность по защите Отечества, охране природы, уплате налогов и сборов, сохранению исторического и культурного наследия.
  2. Предусмотренные законами и подзаконными актами, например, обязательность получения лицензии для занятия определенными видами деятельности, обязательная дактилоскопическая регистрация для некоторых категорий граждан.
  Также обязанности граждан в административной сфере подразделяются на общие и специальные; возникающие из правомерных и неправомерных действий.
  В административно-правовой науке выделяются специальные административно-правовые статусы граждан, которые складываются из прав и обязанностей, возникающих у лица в конкретных ситуациях4:
 1. Члены административных коллективов.
 2. Субъекты административной опеки.
 3. Жители территорий с особым административно-правовым режимом.
 4. Субъекты разрешительной системы.
 5. Государственные и муниципальные служащие.
 6. Индивидуальные предприниматели.
 7. Лица, совершившие правонарушения.
 
  6. Особенности защиты прав граждан в административно-правовой сфере
 
  В сфере административного права применяются все предусмотренные Конституцией РФ и законами способы защиты гражданами своих прав и свобод:
 - обращение в суд;
 - обращение с жалобой в вышестоящие органы;
 - обращение в правоохранительные органы;
 - обращение в негосударственные организации;
 - проведение митингов, шествий, демонстраций, пикетирования;
 - самозащита прав и свобод.
  Защита прав граждан в административной сфере обеспечивается положениями Конституции РФ о презумпции невиновности, праве на квалифицированную юридическую помощь, праве не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников, отрицании обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность.
  Особое внимание в административном праве уделяется обжалованию как основному способу защиты прав и свобод граждан. Различают процедуру судебного и административного обжалования.
  Под административной жалобой понимается обращение гражданина (группы граждан) в орган государственного управления или к должностному лицу с требованием о восстановлении нарушенного права.
  Различается общая и специальная административная жалоба. Общая административная жалоба может быть подана в любой орган по любому предмету, если не предусмотрен специальный порядок обжалования (например, специальный порядок предусмотрен для обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях).
  Административная жалоба подается в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, депутату, Уполномоченному по правам человека, в органы государственной власти, местного самоуправления.. Право на административную жалобу основано на положениях статьи 33 Конституции РФ, Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", законов субъектов РФ, ведомственных нормативных правовых актов.
  Право на общую административную жалобу не ограничено предметом жалобы, временем ее подачи, количеством жалоб, направляемых одним лицом. Могут быть обжалованы действия или бездействие должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, различных организаций, их работников (прежде всего, торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства). Жалоба может быть индивидуальной или коллективной, может быть выражена в письменной, устной форме, может быть подана через средства массовой информации.
  К жалобе предъявляются следующие требования: она должна быть изложена на русском языке или государственном языке республики в составе РФ, в ней должны быть указаны фамилия, имя, отчество гражданина, адрес и (или) место работы или учебы. Анонимные жалобы, а также содержащие оскорбительные, клеветнические высказывания не рассматриваются.
  Должностные лица органов власти обязаны вести личный прием граждан. Жалоба должна быть зарегистрирована. Если жалоба подана в орган, не уполномоченный рассматривать данный вопрос, она должна быть передана по подведомственности с уведомлением гражданина. Общий срок рассмотрения жалобы - 1 месяц. По результатам рассмотрения гражданину должен быть дан мотивированный ответ.
  Судебная жалоба. В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Реализация данного права регулируется Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и главой 25 Гражданского процессуального Кодекса РФ.
 Гражданин вправе оспорить в судей действие (бездействие), решение органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчинения орган. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его права. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа, действия или решения которого оспариваются. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.
 К действиям, решениям органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия или решения, в результате которых:
  - нарушены права и свободы гражданина;
  - созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
  - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
  В заявлении должно быть указано, какие действия или решения оспариваются, какие права и свободы нарушены. Такое заявление не называется исковым. Данная категория дел рассматривается судьями единолично. Суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Правила заочного производства к таким делам не применяются, суд может признать обязательной явку представителя органа, на который подана жалоба. В оде рассмотрения дела гражданин доказывает только факт действия или бездействия соответствующего органа или должностного лица, а представитель этого органа доказывает законность этих действий. Суд при рассмотрении такого дела может по своей инициативе истребовать доказательства.
  По результатам рассмотрения дела суд:
  1. Признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа или должностного лица устранить допущенное нарушение прав и свобод гражданина. Решение суда направляется руководителю соответствующего органа. В течение 1 месяца суду и гражданину должен быть дан ответ об исполнении решения.
  2. Отказывает в удовлетворении заявления, если установит законность действия или решения соответствующего органа или должностного лица.
 
 
  7. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
  Согласно части 3 статьи 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
 Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется Федеральными законами "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и иными нормативными правовыми актами.
 Законом установлены 3 правовых режима нахождения иностранцев на территории России:
 1. Временное пребывание на основании визы или в порядке, не требующем визы.
 2. Временное проживание на основании разрешения на временное проживание. разрешения выдаются в пределах квоты, устанавливаемой Правительством РФ. Срок действия разрешения - 3 года.
 3. Постоянное проживание на основании вида на жительство. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на 5 лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на 5 лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
  Разрешение на временное проживание, вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение и вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:
 1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;
 2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
 3) подвергался административному выдворению за пределы РФ либо депортации;
 4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
 5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
 6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
 7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;
 8) не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;
 9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в РФ жилого помещения;
 10) выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания;
 11) находится за пределами РФ более 6 месяцев;
 12) заключил брак с гражданином РФ, послуживший основанием для получения временного разрешения, вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным;
 13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.
 Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в пределах РФ за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение. Перечень таких территорий, организаций и объектов утверждается Правительством РФ. Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.
 Иностранные граждане в РФ не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ. Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
 Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.
 Иностранный гражданин не имеет права:
 1) находиться на государственной или муниципальной службе;
 2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ;
 3) быть членом экипажа военного корабля или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
 4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
 5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности государства;
 6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.
 Иностранный гражданин, въехавший в РФ, обязан зарегистрироваться в течение 3-х рабочих дней со дня прибытия.
 Основанием для выдачи визы иностранному гражданину является приглашение на въезд в РФ, которое выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, либо федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом.
 В случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в РФ сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение 3-х. Если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из РФ в течение 15. Иностранный гражданин, не исполнивший эту обязанность подлежит депортации. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в РФ, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин.
 Для иностранных граждан и лиц без гражданства установлен особый вид административного наказания - административное выдворение.
 
 
  8. Административно-правовой статус Президента Российской Федерации
 
  В соответствии со статьей 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
  Президент РФ не принадлежит ни к одной из ветвей власти, но многие его полномочия связаны с формированием и функционированием исполнительной власти. Указанные полномочия Президента РФ образуют его административно-правовой статус. в частности, Президент РФ:
  1. Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ.
  2. Вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ.
  3. Принимает решение об отставке Правительства РФ.
  4. Назначает заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
  5. Руководит работой федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств в сфере обороны, внутренних дел, безопасности государства, гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, юстиции, назначает их руководителей, заместителей, утверждает положения об этих органах.
  6. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ.
  7. Дает поручения Правительству РФ.
  8. Утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.
  9. Назначает и отзывает дипломатических представителей РФ.
  10. Ведет переговоры и подписывает международные договоры.
  11. Утверждает военную доктрину РФ.
  12. Назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил РФ.
  13. Является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.
  14. Вводит режим военного и чрезвычайного положения.
  15. Присваивает высшие воинские и специальные звания.
  16. Приостанавливает действие правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам.
  17. Отрешает от должности высших должностных лиц субъектов РФ в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных законов.
 Президент РФ издает указы и распоряжения.
 В соответствии с Указом Президента от 13 мая 2000 г., Президент РФ назначает своих полномочных представителей в федеральных округах (создано 7 федеральных округов: Центральный, Северо-западный, Южный, Приволжский, Уральский, Дальневосточный, Сибирский). Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа, является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента РФ. Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Руководителя Администрации Президента РФ, непосредственно подчиняется Президенту РФ и подотчетен ему.
  Полномочный представитель назначается на должность на срок, определяемый Президентом РФ, но не превышающий срока исполнения Президентом РФ своих полномочий.
 Основными задачами полномочного представителя являются:
  - организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;
  - организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;
  - обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ;
  - представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.
 В 2000 году был создан Государственный Совет РФ - совещательный орган, содействующий реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В Государственный Совет РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ. Основными задачами Государственного совета являются:
  - содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
  - обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений РФ и субъектов РФ;
  - содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур;
  - рассмотрение по предложению Президента РФ проектов федеральных законов и указов Президента РФ, имеющих общегосударственное значение;
  - обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете РФ и др.
 
 
  9. Система и структура органов исполнительной власти Российской Федерации
 
 Система органов исполнительной власти в России состоит из двух уровней: федерального и уровня субъектов федерации. На федеральном уровне исполнительную власть осуществляет Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, систему и структуру которых утверждает Президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
 В настоящее время действует Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". В соответствии с ним в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
 Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр. Федеральное министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ. Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.
 Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.
 Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.
 В соответствии с названным выше указом одни федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Президента РФ, другие - в ведении Правительства. Положения об этих органах утверждают, соответственно, Президент РФ или Правительство РФ.
 Федеральные министры назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Заместители министров, руководителей федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении Президента РФ, назначает Президент РФ, находящихся в ведении Правительства РФ - Правительство РФ.
 В соответствии с частью 1 статьи 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Примерами таких органов являются военные комиссариаты, управления ФСБ, управления внутренних дел, иных министерств и ведомств по субъектам федерации и иным территориям. Эти органы находятся в подчинении соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
 В соответствии с частями 2 и 3 статьи 78 Конституции РФ по соглашению между органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ возможна взаимная передача полномочий.
 В соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.
 
  10. Правительство Российской Федерации: особенности административно-правового статуса
 
 Организация и деятельность Правительства регулируется положениями главы 6 Конституции РФ, а также Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве РФ".
 Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. В пределах своих полномочий Правительство РФ организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ. Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.
 Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ - Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Число членов Правительства определяется Президентом РФ.
 Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Таким образом, все члены Правительства РФ назначаются Президентом РФ.
 Правительство РФ:
 а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  в) обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  г) осуществляет управление федеральной собственностью;
  д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;
  е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
 Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
 Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.
 Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Правительство РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера. Правовые акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию. Акты, затрагивающие права, свободы, обязанности граждан, устанавливающие правовой статус организаций, вступают в силу по истечение 7 дней со дня официального опубликования, иные акты вступают в силу с момента подписания.
 Конституция РФ предусматривает следующие основания прекращения полномочий Правительства РФ:
  1. Сложение полномочий перед вновь избранным Президентом РФ (статья 116 Конституции РФ);
  2. Отставка Правительства РФ по собственной инициативе (часть 1 статьи 117);
  3. Отставка Правительства РФ по инициативе Президента РФ (часть 2 статьи 117);
  4. Отставка Правительства в связи с выражением недоверия Государственной Думой (часть 3 статьи 117);
  5. Отставка Правительства в связи с отказом в доверии Государственной Думой (часть 4 статьи 117).
 Решение об отставке Правительства оформляется указом Президента РФ.
 
  11. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации
 
 В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 06.10.1999 г. в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ.
 Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим, он обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.
 Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.
 Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ:
 - осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
 - разрабатывает проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;
 - обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет о его исполнении;
 - формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
 - управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ;
 - вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а также вправе обратиться в суд;
 - осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции РФ.
 В Новосибирской области высшим органом исполнительной власти является Администрация Новосибирской области, в состав которой входят департаменты, управления, комитеты, отделы, представительства, а также аппарат Губернатора.
 Кроме Администрации в Новосибирской области созданы иные самостоятельные органы исполнительной власти: департаменты, главные управления, управления, комитеты, инспекции, комиссии.
 
  12. Правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
 
 В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 06.10.1999 г. высшее должностное лицо субъекта РФ:
  - представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;
  - обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом субъекта РФ;
  - формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;
  - вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа субъекта РФ;
  - вправе участвовать в работе законодательного органа РФ с правом совещательного голоса;
  - вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа в случае принятия данным органом закона, иного нормативно-правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный орган не устранил их в течение 6 месяцев.
  - обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;
  - осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.
  Гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица по представлению Президента РФ законодательным органом субъекта РФ. Высшим должностным лицом субъекта РФ может быть гражданин РФ, достигший 30 лет.
 27 декабря 2004 г. Президент РФ издал Указ № 1603 "О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации". В соответствии с этим указом кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта РФ представляются Президенту РФ Руководителем Администрации Президента РФ. Предложения по кандидатурам на должность высшего должностного лица вносятся Руководителю Администрации Президента РФ полномочным представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе. При внесении предложений по кандидатурам учитываются их авторитет и деловая репутация, опыт публичной (государственной и общественной) деятельности, а также результаты предварительных консультаций с общественными объединениями соответствующего субъекта РФ.
 Законодательный орган субъекта РФ рассматривает предложенную Президентом РФ кандидатуру высшего должностного лица в течение 14 дней со дня представления. В случае отклонения законодательным органом представленной кандидатуры, Президент РФ не позднее 7 дней повторно вносит предложение о кандидатуре. В случае двукратного отклонения представленной кандидатуры в течение месяца проводятся консультации с законодательным органом субъекта РФ, по результатам которых Президент РФ вправе:
  - в третий раз представить кандидатуру высшего должностного лица;
  - распустить законодательный орган субъекта РФ.

<< Пред.           стр. 8 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу