<< Пред.           стр. 9 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

 Если после представления в третий раз кандидатуры высшего должностного лица законодательный орган принял решение о ее отклонении или не принял никакого решения в течение 14 дней, Президент РФ принимает решение о роспуске законодательного органа субъекта РФ.
 Решение об отрешение от должности высшего должностного лица принимается Президентом РФ в случаях:
 1. Утраты доверия Президента РФ;
 2. Ненадлежащего исполнения высшим должностным лицом своих обязанностей;
 3. В связи с выражением ему недоверия законодательным органом субъекта РФ.
  Законодательный орган субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу большинством в 2/3 голосов депутатов по инициативе 1/3 депутатов по трем основаниям:
  - в случае издания высшим должностным лицом актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ и законам субъекта РФ, если такие противоречия установлены судом, а высшее должностное лицо субъекта РФ не устранит указанные противоречия в течение 1 месяца;
  - в случае, если судом установлено иное грубое нарушение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) субъекта РФ и законов субъекта РФ, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;
  - в случае ненадлежащего исполнения высшим должностным лицом своих обязанностей.
 
  13. Понятие, виды и принципы государственной службы в Российской Федерации
 
  Определение государственной службы содержится в статье 1 Федерального закона "О системе государственной службы РФ" от 27 мая 2003 г.: государственная служба РФ - это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочии:
  - Российской Федерации;
  - федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  - субъектов Российской Федерации;
  - органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;
  - лиц, замещающих государственные должности РФ (это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов);
  - лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (это должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ).
  Виды государственной службы определены в статье 2 указанного федерального закона. К ним относятся:
  - Государственная гражданская служба;
  - Военная служба;
  - Правоохранительная служба.
  Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
 Основные принципы построения и функционирования государственной службы закреплены в статье 3 Федерального закона "О системе государственной службы РФ":
 1) федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения. и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
 2) законность;
 3) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
 4) равный доступ граждан к государственной службе;
 5) единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
 6) взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
 7) открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
 8) профессионализм и компетентность государственных служащих;
  9) защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
 
 
  14. Ограничения и запреты, налагаемые на государственного служащего
 
 Ограничения, связанные с гражданской службой, установлены статьей 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" от 27 июля 2004 г. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
 2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости;
 3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
 4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
  5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
 6) выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства;
 7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором;
 8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
 9) непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
 
 Запреты, связанные с гражданской службой, установлены статьей 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ". В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
 1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
 2) замещать должность гражданской службы в случае:
 а) избрания или назначения на государственную должность;
 б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
 в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
  3) осуществлять предпринимательскую деятельность;
 4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
 5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы;
 6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);
 7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;
 8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
 9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
 10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
 11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
 12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
 13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
 14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
 15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
 Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:
 1) замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности;
  2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
 
  15. Юридическая ответственность государственного служащего
 
 Государственный служащий может нести все виды юридической ответственности: уголовную, административную, гражданско-правовую, материальную и дисциплинарную. Эти виды ответственности регулируются соответствующим законодательством. Федеральный закон "О государственной гражданской службе РФ" подробно регулирует вопросы дисциплинарной ответственности гражданских служащих.
 Согласно статье 57 указанного закона за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:
 1) замечание;
 2) выговор;
 3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
 5) увольнение с гражданской службы по соответствующим основаниям.
 За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
  Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
 Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее 2-х лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
 Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
 Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
 Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
 Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.
 При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.
 
  16. Формы управленческой деятельности
 
  Под формой управленческой деятельности понимается внешнее выражение деятельности органов государственного управления и их должностных лиц.
  В административно-правовой науке выработана классификация форм управленческой деятельности. Формы управленческой деятельности делятся на правовые и неправовые.
  Правовые формы управления характеризуются тем, что влекут правовые последствия - создают, изменяют или прекращают административно-правовые отношения. К правовым формам относятся:
  - издание нормативных правовых актов органами государственного управления;
  - издание индивидуальных правовых актов;
  - заключение административных договоров;
  - совершение юридически значимых действий (регистрация, составление протокола и т.п.).
  Использование правовых форм управленческой деятельности урегулировано нормами административного права и ограничено рамками компетенции соответствующего органа или должностного лица. В правовых формах реализуется исполнительно-распорядительная деятельность государственной администрации.
  Неправовые формы управленческой деятельности включают в себя:
  - осуществление организационных действий (проведение совещаний, заседаний, проверок);
  - осуществление материально-технических операций (делопроизводство, пересылка документов и т.п.).
  Неправовые формы управления не влекут непосредственных правовых последствий и зачастую они в меньшей степени урегулированы нормами права. Неправовые формы являются неотъемлемой частью управленческого процесса, они либо предшествуют, либо следуют за правовыми формами управления. В научной литературе высказывается мнение о том, что материально-технические операции вообще не могут рассматриваться в качестве форм управления, поскольку в них отсутствует властное начало.
  Существует другая классификация форм управленческой деятельности, в которой выделяются следующие их виды:
  - правоустановительная форма;
  - правоприменительная форма;
  - регулятивная форма;
  - правоохранительная форма.
  По способу выражения формы управленческой деятельности бывают:
  - устные;
  - письменные;
  - конклюдентные (жесты, знаки, специальные сигналы).
 
  17. Акты управления: их действие во времени, на территории, по кругу лиц
 
  Правовой акт управления - это основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление органа или должностного лица государственного управления, направленное на возникновение, изменение или прекращение административно-правовых норм и отношений.
  Правовой акт управления характеризуется следующими признаками:
  - это юридическая форма управленческого решения;
  - это один из видов юридических фактов в административном праве;
  - издается уполномоченным органом или должностным лицом в пределах своей компетенции;
  - издание акта управление требует соблюдения определенной процедуры;
  - это юридически-властное и одностороннее волеизъявление субъекта власти, обязательное для исполнения подвластным субъектом;
  - сфера действия актов управления - сфера государственного управления;
  - это всегда подзаконный акт (нормативный или ненормативный);
  - может иметь письменную форму (документ), форму устного распоряжения или конклюдентную форму;
  - нарушение акта управления субъектом, которому он адресован, влечет применение мер ответственности (как правило, административной или дисциплинарной).
  Действие акта управления во времени начинается с момента его вступления в силу. Вступление в силу письменных актов управления может быть связано с моментом их подписания, официального опубликования (для разных актов предусмотрен разный порядок). Устные и конлюдентные акты управления начинают действовать немедленно. Возможны следующие варианты прекращения действия актов управления:
  - истечение срока действия;
  - достижение цели;
  - отмена акта издавшим его органом, должностным лицом, вышестоящим органом или должностным лицом, отмена в судебном порядке.
  Действие актов управления может распространяться на территорию:
  - Российской Федерации;
  - субъектов Российской Федерации;
  - муниципальных образований;
  - отдельных организаций, объектов.
  Территория действия актов управления зависит от компетенции издавших их органов и должностных лиц.
  По кругу лиц акты управления могут распространяться:
  - на неопределенный круг лиц;
  - на коллектив какой-либо организации;
  - на индивидуально определенных лиц, одно лицо.
 
  18. Методы государственного управления
 
  Метод государственного управления - это способ, прием административного воздействия органов государственного управления на подвластных субъектов. При помощи этих методов достигаются цели, решаются задачи, стоящие перед государственным управлением.
  Существует несколько классификаций методов государственного управления.
  Во-первых, выделяют методы прямого и косвенного воздействия. Прямой метод управления (приказ) характеризуется односторонним, императивным воздействием на поведение людей под угрозой применения мер принуждения. Косвенный метод управления предполагает стимулирование социально-полезной деятельности при сохранении у лица возможности выбора вариантов поведения. В первом случае поведение лица определяется страхом перед возможным наказанием, во втором - стремлением к получению выгоды, морального или материального поощрения. В практике государственного управления используются оба указанных метода. При этом прямой метод управления преимущественно используется в сферах обороны, безопасности, охраны правопорядка, защиты прав и свобод граждан, где требуется оперативность и точность исполнения команд. Косвенный метод используется преимущественно в социально-экономической, культурной сферах государственного управления.
  Во-вторых, методы государственного управления делятся на методы:
  - убеждения;
  - поощрения;
  - принуждения.
  Метод убеждения предполагает использование разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного субъекта и добровольного исполнения им правовых предписаний
  Метод поощрения предполагает создание системы положительных стимулов, побуждающих людей к социально-полезному поведению. Выделяют моральные, материальны, смешанные, статусные виды поощрения.
  Метод принуждения предполагает обязанность подвластного субъекта выполнять волю управляющего субъекта, даже вопреки собственной воле, под угрозой наступления неблагоприятных последствий. Административное принуждение - это один из видов правового принуждения. Из всех методов государственного управления именно метод принуждения имеет наиболее строгое правовое регулирование.
  Метод административного принуждения характеризуется следующими особенностями:
  - его применение всегда связано с административным правонарушением и имеет целью предотвращение, пресечение правонарушения, обеспечение производства по делу об административном правонарушении и наказание правонарушителя;
  - применяется вне служебной подчиненности;
  - применяется уполномоченными органами государственного управления, их должностными лицами, судьями;
  - применяется в отношении индивидуальных и коллективных субъектов административного права;
  - регулируется нормами административного права и имеет свою процессуальную форму.
  Выделяют следующие виды административного принуждения:
 1. Административно-предупредительные (превентивные) меры, применяемые для предупреждения административных правонарушений (проверка документов, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств, введение карантина, медицинское освидетельствование, особый режим въезда и выезда на определенных территориях, ограничение финансово-хозяйственной деятельности, комендантский час, административный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы и др.).
 2. Меры административного пресечения, применяемы для того, чтобы прекратить противоправное поведения лица (требование уполномоченного лица прекратить противоправное поведение, административное задержание, применение физической силы, специальных средств, применение и использование оружия, отстранение от управления транспортным средством, запрещение эксплуатации транспортного средства, оборудования и др.).
 3. Меры, обеспечивающие производство по делу об административном правонарушении (доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов, задержание транспортного средства, арест товаров, транспортных средств, привод).
 4. Меры административного наказания (предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие или конфискация орудия или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административный арест, дисквалификация, административное выдворение)
 
 
  19. Понятие и особенности административной ответственности
 
  Административная ответственность - это один из видов юридической ответственности, которой выражается в применении уполномоченным органом, должностным лицом, судьей административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.
  В науке выделяют 3 основания административной ответственности:
  Нормативное основание - законодательство, устанавливающее административную ответственность.
  Фактическое основание - совершение деяния, имеющего признаки состава административного правонарушения.
  Процессуальное основание - постановление уполномоченных органов и должностных лиц о привлечении виновного лица к административной ответственности.
  Особенности административной ответственности:
  1. Это ответственность перед государством.
  2. Она урегулирована нормами административного права, причем эти нормы устанавливаются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.
  3. Она наступает не только за нарушение норм административного права, но и ряда норм конституционного, трудового, земельного, экологического и других отраслей права.
  4. Основанием ее применения является административное правонарушение.
  5. Она состоит в применении к виновным административных наказаний.
  6. К ней привлекаются как физические, так и юридические лица.
  7. Она применяется судьями, органами исполнительной власти, должностными лицами, административными комиссиями, комиссиями по делам несовершеннолетних.
  8. Она несовместима с уголовной ответственностью: если деяние имеет признаки состава преступления и административного правонарушения, лицо привлекается к уголовной, а не к административной ответственности.
  Согласно статье 1.1. КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из:
  - Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  - принимаемых в соответствии с ним законом субъектов РФ об административных правонарушениях.
  При этом ряд положений об административной ответственности по-прежнему содержится в Налоговом Кодексе РФ, Гражданском процессуальном и Арбитражном процессуальном кодексах РФ.
  К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
  - общих положений и принципов административной ответственности;
  - перечня видов административных наказаний и правил их применения;
  - административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение;
  - порядка производства по делам об административных правонарушениях;
  - порядка исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.
  Субъекты РФ своими законами вправе устанавливать административную ответственность за правонарушения, имеющие значение для данных регионов.
 
 
  20. Система и виды административных наказаний
 
 В соответствии с положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание - это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
 Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены 8 видов административных наказаний:
  1. Предупреждение - выражается в официальном порицании физического или юридического лица, выносится в письменной форме.
  2. Административный штраф - денежное взыскание, выражающееся в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), стоимости предмета административного правонарушения или сумме неуплаченных налогов и сборов. Размер штрафа не может быть менее 1/10 МРОТ. Размер штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать 25 МРОТ; на должностных лиц - 50 МРОТ; на юридических лиц - 1000 МРОТ. За отдельные правонарушение (законодательства о рекламе, об охране окружающей среды и др.) устанавливается повышенный размер штрафов: для должностных лиц - до 200 МРОТ, для юридических лиц - до 5000 МРОТ. Сумма административного штрафа зачисляется в бюджет.
  3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения - принудительное изъятие вещи и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию. Данный вид наказания назначается судьей. Применяется крайне редко.
  4. Конфискация предмета орудия совершения или предмета административного правонарушения - принудительное безвозмездное обращение вещи в собственность государства. Назначается судьей.
  5. Лишение специального права, предоставленного физическому или юридическому лицу устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения - от 1 месяца до 2 лет. Данный вид наказания применяется судьей.
  6. Административный арест - содержание нарушителя в условиях изоляции от общества сроком до 15 суток. Данный вид наказания назначается судьей и не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам 1 и 2 групп.
  7. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц за пределы РФ. Данный вид наказания назначается судьей.
  8. Дисквалификация - лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.
 Возмездное изъятие и конфискация предметов, административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий; другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных.
 В отношении юридического лица могут применяться только предупреждение, штраф, возмездное изъятие и конфискация орудия или предмета административного правонарушения.
 Законами субъектов РФ в качестве административных наказаний могут устанавливаться только предупреждение и штраф, остальные виды наказаний устанавливаются только КоАП РФ.
 
  21. Понятие и состав административного правонарушения
 
  Определение административного правонарушение дается в статье 2.1 КоАП РФ: это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
  К признакам административного правонарушения относятся:
  1. Это акт поведения, выраженный в форме действия или бездействия.
  2. Общественная вредность деяния, которая выражается в причинении фактического вреда или создании угрозы его наступления.
  3. Административная противоправность, запрещение этого деяния нормами КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.
  4. Может быть совершено физическим или юридическим лицом.
  5. Виновность деяния.
  6. Наказуемость деяния.
  Состав административного правонарушения - это совокупность признаков, при наличии которых деяние рассматривается как административное правонарушение, а виновное лицо подлежит административному наказанию. К элементам состава относятся: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
  Объект административного правонарушения - это охраняемые мерами административной ответственности общественные отношения. Выделяется общий, родовой, видовой и непосредственный объект правонарушения.
  Объективная сторона - это система юридически значимых внешних признаков административного правонарушения. Обязательный элемент объективной стороны любого административного правонарушения состоит в действии или бездействии лица, его поведении.
  Большинство составов административных правонарушений являются формальными - т.е. ответственность предусматривается за сам факт нарушения определенных правил, требований, даже если при этом не наступили вредные последствия. Есть и материальные составы, в которых предусмотрено наступление вредных последствий. В этом случает в объективную сторону правонарушения включается и наличие причинно-следственной связи между деянием и наступившими последствиями.
  В некоторых административных правонарушениях объективная сторона характеризуется такими факультативными признаками, как время, место, способ, повторность деяния, например, курение в запрещенных местах, проведение предвыборной агитации вне агитационного периода, порча земли опасными отходами, повторное в течение года нарушение законодательства об охране труда.
  Субъектом правонарушения являются физические и юридические лица. Среди физических лиц выделяют:
  - общий субъект: вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет;
  - специальные субъекты: должностные лица, водители, несовершеннолетние и др.;
  - особые субъекты: военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы и иные указанные в статье 2.5 КоАП РФ категории лиц, которые за большинство административных правонарушений несут дисциплинарную ответственность по соответствующим нормативно-правовым актам; за некоторые правонарушения (нарушение правил дорожного движения, таможенных правил, законодательства об охране окружающей среды, о налогах и сборах и др.) они несут административную ответственность на общих основаниях, но к ним не может быть применен административный арест, а к военнослужащим, проходящим службу по призыву - административный штраф.
  Субъективная сторона правонарушения - это внутренне психическое отношения субъкета к противоправному деянию. Обязательный признак субъективной стороны - вина. В административном праве выделяется две формы вины - умысел и неосторожность.
  Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
  Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело наступление вредных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
  Однако законодательство об административных правонарушениях очень редко указывает на форму вины при конкретном правонарушении, в большинстве случаев форма вины значения не имеет. Так же редко устанавливаются и факультативные признаки субъективной стороны - мотив и цель правонарушения.
 
 
  22. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
 
  Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
  Производство по делам об административных правонарушениях складывается из следующих стадий.
  Возбуждение дела об административном правонарушении. На этой стадии уполномоченное должностное лицо выявляет факт правонарушения и составляет протокол об административном правонарушении. Протокол составляется немедленно после выявления административного правонарушения, а в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, - в течение 2 суток с момента выявления.
  Если при совершении административного правонарушения назначается наказание в виде предупреждения или штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а лицо, совершившее правонарушение, не оспаривает наличие его события и назначенное наказание, протокол об административном правонарушении не составляется.
  В случае, если после выявления административного правонарушения осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование, срок которого не может превышать 1 месяц. Административное расследование может проводится при нарушении законодательства об охране окружающей сред, налогах и сборах, правил дорожного и движения и т.п. О проведении административного расследования выносится определение. Административное расследование завершается составлением протокола об административном правонарушении или вынесением постановления о прекращении дела об административном правонарушении.
  Рассмотрение дела уполномоченным органом или должностным лицом. Протокол об административном правонарушении передается судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному рассматривать данное дело в течение суток с момента составления. Срок рассмотрения дела - 15 дней после получения протокола, данный срок может быть продлен, но не более, чем на 1 месяц. Данная стадия заканчивается вынесением постановления о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу.
  Обжалование постановления. Это факультативная стадия. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, законными представителями указанных лиц, защитником лица, в отношении которого вынесено постановление, представителем потерпевшего. Постановление, вынесенное судьей, обжалуется в вышестоящий суд; вынесенное коллегиальным органом - в районный суд; вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган или в районный суд. Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Срок рассмотрения жалобы составляет 10 дней. Судья, должностное лицо, рассматривающее жалобу, не связаны ее доводами, дело проверяется в полном объеме.
  По результатам рассмотрения жалобы может быть принято решение:
 1. Об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
 2. Об изменении постановления, если при этом не усиливается наказание.
 3. Об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
 4. Об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение в случае существенного нарушения процессуальных требований.
 5. Об отмене постановления и направлении дела по подведомственности, если установлено, что постановление было вынесено неправомочным судьей, органом, должностным лицом.
  Исполнение постановления начинается по истечение срока, установленного для обжалования постановления. Постановление должно быть приведено в исполнение в течение 1 года со дня его вступления в законную силу. Если привлеченное к административной ответственности лицо уклоняется от исполнения постановления, течение этого срока прерывается.
 
  23. Обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях
 
  В соответствии со статьей 24.5 Кодекса РФ об административный правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
  1. Отсутствие события административного правонарушения.
  2. Отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом возраста 16 лет или невменяемость физического лица.
  3. Действие лица в состоянии крайней необходимости (т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
  4. Издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания.
  5. Отмена закона, установившего административную ответственность.
  6. Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (по общему правилу этот срок составляет 2 месяца с момента совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня его обнаружения, по отдельным правонарушениям срок давности составляет 1 год).
  7. Наличие по одному и тому же факту совершения противоправного деяния лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
  8. Смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
  Согласно статье 2.9. КоАП РФ при малозначительность совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
 
 
  24. Способы обеспечения законности в государственном управлении
 
  Традиционно в административно-правовой науке принцип законности понимается как реализация норм законов в деятельности органов государственного управления и раскрывается через следующие элементы:
  - неукоснительное соблюдение законов всеми субъектами государственного управления;
  - единообразное понимание и применение законов;
  - соблюдение иерархии правовых актов;
  - ограничение административного усмотрения;
  - соблюдение равноправия граждан, обеспечения и защиты их прав и свобод;
  - недопустимость противопоставления законности и целесообразности
  - неотвратимость ответственности за правонарушения.
  Однако в современных условиях принцип законности понимается более широко, он подразумевает не только исполнение законов, но и ряд требований к самим законам:
  - они должны соответствовать объективным потребностям общества;
  - содержать обоснованные и реалистичные требования;
  - должны быть обеспечены необходимыми ресурсами;
  - законодательное регулирование должно быть стабильным, полным и непротиворечивым;
  - для реализации закона важна развитость процессуальных норм.
 
  По вопросу о способах обеспечения законности в государственном управлении в административно-правовой науке нет единого мнения. Принято выделять два основных способа - контроль и надзор. При этом одни авторы полагают, что надзор - это разновидность контроля, другие, что контроль и надзор - это два самостоятельных способа. Нет единого мнения о содержании контроля и надзора. Неопределенность с пониманием этих терминов в теории административного права приводит к неопределенности употребления этих понятий в нормативно-правовых актах, зачастую они не различаются, часто говорят не о контроле и надзоре, а о контрольно-надзорной деятельности..
  Общим для контроля и надзора является то, что они представляют собой функции государственных органов, состоят в выявлении и пресечении отклонений от нормального функционирования государственного управления. Контроль и надзор состоят в наблюдении за деятельностью соответствующих субъектов, получении и анализе информации, реагировании на нарушения.
  Различия между контролем и надзором состоят в следующем:
  1. Предметом контроля является законность и целесообразность деятельности подконтрольных субъектов. Предмет надзора - только законность.
  2. Контроль применяется по отношению к организационно подчиненным субъектам, надзор - к неподчиненным.
  3. Контроль предполагает возможность отмены контролирующим органом решений подконтрольного субъекта. Надзор такой возможности не дает.
  4. При обнаружении нарушений при осуществлении контрольных мероприятий виновное лицо, как правило, привлекается в дисциплинарной ответственности. При осуществлении надзора - к административной или уголовной ответственности.
  Выделяют следующие виды контроля:
  - внешний (со стороны другого органа) и внутренний (внутри данного органа);
  - общественный и государственный;
  - сплошной и выборочный;
  - фактический и документальный;
  - президентский, парламентский, контроль со стороны органов исполнительной власти;
  - контроль со стороны органов исполнительной власти делится на общий, ведомственный, надведомственный.
  Виды надзора:

<< Пред.           стр. 9 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу