<< Пред.           стр. 1 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО
 
 П.В. КРАШЕНИННИКОВ
 
 Издание четвертое, переработанное и дополненное
 с учетом нового Жилищного кодекса Российской Федерации
 
  Крашенинников П.В. Жилищное право. - 4-е изд., перераб. и доп. с учетом нового Жилищ. кодекса Рос. Федерации. - М.: Статут, 2005. - 315 с.
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЮ
 
  1 марта 2005 г. вступил в силу новый Жилищный кодекс Российской Федерации, ушла в историю целая эпоха законодательного закрепления ничем не подкрепленного принципа "всем - бесплатное жилье". ЖК РСФСР был принят более 20 лет назад. Наверное, каждому очевидно, что социально-экономические условия в нашем государстве настолько сильно изменились, что уже лет десять ЖК РСФСР применялся менее чем наполовину и лишь в той степени, в которой не противоречил законам, принятым позже (Конституции Российской Федерации, Закону Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", Гражданскому кодексу Российской Федерации и ряду других).
  Новый Жилищный кодекс Российской Федерации является логичным продолжением трех частей Гражданского кодекса Российской Федерации и, конечно же, Конституции Российской Федерации. Кодекс упорядочивает жилищное законодательство и укрепляет права пользователей жилыми помещениями.
  В данном издании предлагается анализ положений нового Жилищного кодекса в системе с другими актами, регулирующими отношения, связанные с жилыми помещениями.
 
 Апрель 2005 г.
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ
 
  В предлагаемое издание внесены изменения и дополнения, связанные с принятием ряда законодательных и иных нормативных актов, регулирующих жилищные отношения. Среди таких актов следует выделить часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации, где раздел V посвящен наследованию имущества, в том числе и жилых помещений.
 
 Январь 2003 г.
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
 
  За время, прошедшее после выхода в свет первого издания настоящей работы, прошло не так много времени (немногим более года). Однако законодательство, регулирующее отношения, где объектом выступает жилое помещение, продолжает достаточно интенсивно изменяться.
  Внесены поправки в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Скорректирована статья 292 "Права членов семьи собственников жилого помещения" Гражданского кодекса. На основании Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 532 Гражданского кодекса РСФСР" увеличено количество очередей наследников, призываемых по закону.
  Все перечисленное плюс внесение изменений и дополнений в некоторые иные нормативно-правовые акты, а также новая судебная практика дали основание автору доработать и дополнить ранее изданную книгу, а издательству - опубликовать ее.
 
 Октябрь 2001 г.
 
 ВВЕДЕНИЕ
 
  Без преувеличения можно сказать, что жилищное право затрагивает интересы каждого гражданина независимо от возраста или имущественного положения. Каждый день, знает об этом человек или нет, его "житие-бытие" регулируется нормами жилищного законодательства. И от того, какие это нормы, каково их наполнение и содержание, в значительной степени зависит его жизнь.
  С сожалением приходится констатировать тот факт, что государство долгое время было в долгу у общества не только и не столько за свою строительную политику, сколько за отсутствие четкой, понятной, прозрачной и непротиворечивой системы жилищного законодательства.
  До 1 марта 2005 г., т.е. до введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), законодательство, регулирующее жилищные отношения, характеризовалось бессистемностью и большим количеством нормативных актов (акты приняты в разное время, на разном уровне - от инструкций до федеральных законов).
  Отсутствие единства правового регулирования жилищных отношений значительно усложняло осуществление государством последовательной жилищной политики, способствовало неопределенности в осуществлении гражданами своих жилищных прав. Кроме того, такое положение давало почву для многочисленных злоупотреблений.
  Следует признать, что в Российской Федерации давно назрела необходимость принятия нового Жилищного кодекса, который наконец-таки упорядочил регулирование жилищных отношений.
  ЖК РФ был принят 22 декабря 2004 г., одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 г., подписан Президентом Российской Федерации 29 декабря 2004 г., опубликован в Российской газете 12 января 2005 г. <*> и, как указывалось выше, вступил в силу с 1 марта 2005 г.
  --------------------------------
  <*> Российская газета. 2005. 12 января. N 1 (3670).
 
  Данная работа представляет собой попытку рассмотреть отношения, в центре которых находится такой специфический объект, как жилое помещение. В работе проведен анализ действующего, преимущественно гражданского и жилищного законодательства, кратко описывается историческое развитие наиболее важных институтов жилищного права, рассматривается судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации, арбитражных судов и судов общей юрисдикции.
 
 Глава 1. ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ И ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО
 
 § 1. Право граждан на жилище
 
  Статья 40 Конституции РФ провозглашает право каждого гражданина России на жилище. Основные же принципы реализации данного конституционного права российских граждан, общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности в жилищной сфере определены в новом ЖК РФ.
  Анализ конституционных норм и положений, предусмотренных федеральным законодательством, показывает, что в настоящее время право на жилище может быть реализовано различными способами, а именно:
  - путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищного фонда <*>. Конституция РФ предусматривает ограниченный круг граждан, имеющих такое право. К ним относятся малоимущие и иные указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище;
  --------------------------------
  <*> О договоре социального найма см. § 2 гл. 2 настоящей работы.
 
  - путем передачи жилых помещений в соответствии с договором коммерческого найма <*>. По данному договору в коммерческий наем может передаваться жилье из государственных, муниципальных и частных жилищных фондов на условиях, существенно отличающихся от договора социального найма. Круг граждан, имеющих право на заключение данного договора, не ограничен;
  --------------------------------
  <*> В соответствии с ГК РФ данные отношения именуются договором найма жилых помещений (далее - договор коммерческого найма либо коммерческий наем). О договоре коммерческого найма см. § 3 гл. 2 настоящей работы.
 
  - путем приобретения либо строительства жилых помещений в домах различных жилищных фондов за собственные средства без ограничения площади, в том числе и за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). В первом случае граждане решают свои жилищные проблемы посредством гражданско-правовых сделок: купли-продажи, мены, дарения, наследования, а также строительства и других действий, не противоречащих законодательству. Во втором случае государственные и муниципальные органы обеспечивают приобретение гражданами жилых помещений из государственных либо муниципальных жилищных фондов за доступную плату (например, при освобождении комнаты в коммунальной квартире) или предоставляют нуждающимся в улучшении жилищных условий безвозмездные субсидии на покупку либо на строительство жилых помещений.
  На основании ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают создание условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
  - содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
  - используют бюджетные и иные денежные средства для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения (строительства) жилых помещений;
  - в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма и найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах;
  - стимулируют жилищное строительство в соответствии со спросом;
  - обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, а также потребителей коммунальных услуг и услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
  - обеспечивают государственный контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам;
  - обеспечивают государственный контроль за соблюдением требований градостроительного законодательства, государственных норм и стандартов при жилищном строительстве.
  Конституция РФ (ч. 2 ст. 40) предписывает органам государственной власти и местного самоуправления поощрять жилищное строительство и создавать иные условия для осуществления права граждан на жилище.
  Конституционное право на жилище непосредственно связано с другим конституционным правом, закрепленным в ст. 27 Основного Закона. Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто на законных основаниях находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом данное право, как и иные конституционные права и свободы человека и гражданина, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях:
  - защиты основ конституционного строя;
  - защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;
  обеспечения обороны и безопасности государства.
  В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) месту жительства гражданина посвящена ст. 20, в соответствии с которой "местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает", а "местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов".
  Из вышеизложенного следует, что многочисленные подзаконные акты, регулирующие пресловутую прописку, не имеют законных оснований. Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-I (далее - Закон о праве граждан на свободу передвижения) вместо прописки вводит регистрационный учет граждан России <*>. Одновременно данный Закон указывает на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
  --------------------------------
  <*> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 32. Ст. 1227.
 
  Вплоть до недавнего времени законодательство и соответственно судебная практика почти всегда связывали право граждан на проживание в жилом помещении с пропиской. По данному вопросу было соответствующее разъяснение в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР "О практике применения судами жилищного законодательства" от 3 апреля 1987 г. N 2 (п. 7) <*>. Однако с принятием Закона о праве граждан на свободу передвижения и Конституции РФ 1993 г. норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, вступила в противоречие с указанными актами и, как следствие, признана Конституционным Судом РФ неконституционной. В Постановлении Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой" от 25 апреля 1995 г. <**> указано, в частности, что поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Л.Н. Ситаловой на нарушение ее конституционного права на жилище примененными судом в ее деле нормами ЖК РСФСР.
  --------------------------------
  <*> См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М., 1995. С. 171.
  <**> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 18. Ст. 1708.
 
  По делу было установлено, что гражданка Л.Н. Ситалова в течение пяти лет находилась в фактических брачных отношениях с гражданином В.Н. Кадеркиным и проживала в его квартире, оставаясь прописанной в другом жилом помещении. После смерти родителей В.Н. Кадеркина она поставила вопрос о прописке в его квартире, на что согласия не получила.
  В жалобе был поставлен вопрос о нарушении ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища. Законодатель, осуществляя регулирование этого конституционного права, обязан следовать требованию ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о недопустимости ущемления законами прав и свобод человека и гражданина. Это имеет непосредственное отношение к установленному в ЖК РСФСР порядку вселения в жилое помещение.
  Положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР о праве нанимателя на вселение других граждан в занимаемое им жилое помещение "в установленном порядке" носит бланкетный характер. Неопределенность его юридического содержания не позволяет ответить на вопрос, какой орган и каким актом должен устанавливать этот порядок, и порождает произвольное понимание того, что оно означает по своему существу.
  Отсутствие указания на вид нормативного акта, который должен "устанавливать порядок" вселения в жилое помещение, позволяет законодательным и исполнительным органам государственной власти различных субъектов Российской Федерации устанавливать такой порядок по собственному усмотрению, что может привести к нарушению конституционного права граждан на жилище и произвольному лишению их жилья.
  Противоречива также и судебная практика применения ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР. При юридически сходных обстоятельствах дела этой категории разрешаются судами по-разному, что влечет неодинаковые правовые последствия для граждан.
  Судебное толкование Жилищного кодекса РСФСР сложилось как признание того, что осуществление жилищных прав напрямую связано с пропиской, наличию или отсутствию которой придавалось правоустанавливающее значение.
  Несмотря на то что Постановлением Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда Союза ССР" от 22 апреля 1992 г. N 8 (в редакции Постановления от 21 декабря 1993 г. N 11 <*>) установлено, что до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего СССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда Союза ССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, правоприменительные органы при решении вопроса о вселении в жилое помещение нередко руководствуются отмененными нормативными актами, нарушая требования ст. 18 Конституции РФ, согласно которой "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими" и "определяют смысл, содержание и применение законов", и ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, закрепляющей право свободно выбирать место пребывания и жительства, поскольку его реализация ставится в зависимость от получения разрешения на прописку.
  --------------------------------
  <*> См.: Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961 - 1993. М., 1995. С. 8.
 
  Из Конституции РФ и Закона о праве граждан на свободу передвижения следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (ст. 3 Закона), в том числе права на жилище. Однако до настоящего времени "установленный порядок", определяющий процедуру вселения в жилое помещение, понимается в правоприменительной практике исключительно как соблюдение положений о прописке, что имело место и при разрешении дела гражданки Л.Н. Ситаловой (со ссылкой на ч. 1 и 2 ст. 54 ЖК РСФСР).
  Таким образом, положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, как в его буквальном истолковании, так и в том смысле, который ему придается сложившейся правоприменительной практикой, приводит к нарушению ст. 18, 19 (ч. 1) Конституции РФ, а также основных прав и свобод граждан, предусмотренных ст. 27 (ч. 1), 40 (ч. 1) Конституции РФ, и не согласуется с основаниями и условиями их ограничения, закрепленными в ст. 55 (ч. 2 и 3) Конституции РФ. Вместе с тем ч. 2 ст. 54 ЖК РСФСР, определяя условия приобретения равных прав на пользование жилым помещением, не противоречит указанным конституционным нормам.
  Уже после вынесения Конституционным Судом РФ названного выше решения Правительство РФ приняло Постановление "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" от 17 июля 1995 г. N 713 <*>, а Министерство внутренних дел утвердило соответствующую Инструкцию <**>, в которых конкретизируются нормы Закона о праве граждан на свободу передвижения. Однако с сожалением приходится отметить, что еще преждевременно говорить об окончательном "уходе" прописки из нашей жизни. Еще действуют региональные документы, которыми местные власти пытаются регулировать прописку вопреки Конституции РФ и другим указанным выше актам.
  -----------------------------------
  <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 30. Ст. 2939.
  <**> Инструкция о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждена Приказом министра внутренних дел Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 393, зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 ноября 1995 г. N 980 // Российские вести. 1995. 7 декабря. N 223.
 
  Рассматривая конституционные права человека и гражданина, связанные с жилищем, нельзя не обратить внимание и на ст. 23 и 25 Основного Закона.
  В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Статья 25 указывает на то, что "жилище неприкосновенно" и что "никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения" <*>. Развивая данное положение, ст. 3 ЖК РФ указывает на то, что проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях лиц допускается в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках или иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, пресечения совершаемого преступления или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая. Кроме того, ч. 4 ст. 3 указывает на то, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами.
  --------------------------------
  <*> О соотношении права на неприкосновенность жилища и права на жилище см.: Красавчикова Л.О. Жилищное право и личные неимущественные права граждан // Актуальные проблемы жилищного права: Сборник памяти П.И. Седугина. М.: Статут, 2003. С. 50 - 62.
 
 § 2. Жилищное право и жилищное законодательство
 
  Жилищное право - это совокупность правовых норм, регулирующих жилищные отношения.
  Жилищное законодательство представляет собой законодательные и иные нормативные акты, регулирующие отношения (жилищные отношения) с участием граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления по поводу:
  - возникновения, осуществления, изменения и прекращения права владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда;
  - пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;
  - пользования общим имуществом собственников помещений;
  - отнесения помещений к числу жилых и исключения их из жилищного фонда;
  - учета жилищного фонда;
  - содержания и ремонта жилищного фонда;
  - перепланировки и переустройства жилых помещений;
  - управления многоквартирными домами;
  - создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;
  - оказания коммунальных услуг;
  - внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
  - контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам (ст. 4 ЖК РФ).
  Следует обратить внимание на то, что правовая природа рассматриваемых отношений весьма различна.
  Первая группа отношений относится к гражданско-правовым отношениям, поскольку и возникновение, и прекращение права пользования жилым помещением осуществляются на основании гражданско-правового договора (купли-продажи, мены, дарения, договора найма жилого помещения и т.д.) и соответственно регулируются гражданским законодательством, преимущественно ГК РФ.
  Вторая группа частично также относится к гражданско-правовым отношениям (срок, целевое назначение), частично - к административным правоотношениям.
  Третья, четвертая и пятая группы отношений являются организационными и управленческими и во многом выполняют вспомогательную, служебную роль по отношению к первым двум группам <*>.
  --------------------------------
  <*> См.: Яковлев В.Ф. Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик и режим правового регулирования жилищных отношений // Основы советского жилищного законодательства: Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск, 1981. С. 38.
 
  Трудно не согласиться с мнением О.А. Красавчикова о том, что ядро жилищных отношений, главный компонент их содержания - это пользование жилищем, проживание в нем <*>.
  --------------------------------
  <*> См.: Красавчиков О.А. Основы жилищного законодательства: предмет регулирования и юридическая природа // Основы советского жилищного законодательства: Межвузовский сборник научных трудов. С. 22.
 
  В литературе, посвященной анализу жилищного законодательства, можно встретить суждения о том, что жилищное законодательство - это либо подотрасль гражданского законодательства, либо самостоятельная отрасль отечественного законодательства, либо комплексная отрасль, объединяющая нормы нескольких отраслей законодательства. Из приведенных выше определений жилищных отношений вытекает, что последнее является наиболее точным, так как при регламентации жилищных отношений используются различные методы правового регулирования <*>.
  --------------------------------
  <*> Подробнее см.: Корнеев С.М. Основные тенденции развития жилищного права в условиях рыночной экономики // Гражданское право при переходе к рынку: Памяти профессора В.П. Грибанова. М., 1995. С. 148 - 149; Грибанов В.П. Основы советского жилищного законодательства. М., 1983. С. 13.
 
  Следует остановиться на разграничении сходных на первый взгляд понятий - "право на жилище" и "жилищное право". В данном случае не следует пользоваться математическими формулировками типа "от перемены мест слагаемых сумма не изменяется". Здесь разница правовая и весьма значительная. Дело в том, что право на жилище - это субъективное право гражданина на приобретение и пользование жилым помещением <*>, а жилищное право - это объективное право, т.е., как указывалось выше, совокупность правовых норм, регламентирующих жилищные отношения.
  --------------------------------
  <*> Подробнее см. § 1 настоящей главы.
 
  В соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72). Как следует из ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, по жилищному законодательству издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае такого противоречия приоритет принадлежит федеральным законам.
  Для практического использования правовых норм, регулирующих отношения, где в качестве объекта выступает жилое помещение, необходимо разграничивать жилищное и гражданское законодательство. Гражданское законодательство регулирует вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилыми помещениями лишь тогда, когда жилье является предметом экономического оборота. Отношения, связанные с использованием жилища, и целый ряд других вопросов, о которых говорилось выше, регулируются жилищным законодательством. Кроме того, Конституция РФ относит к разной компетенции гражданское законодательство, с одной стороны, и жилищное законодательство - с другой.
  Гражданское законодательство согласно ст. 71 Конституции РФ относится к исключительному ведению Российской Федерации, а жилищное законодательство согласно ст. 72 Конституции РФ входит в совместную компетенцию России и ее субъектов. Поэтому отношения, о которых говорилось выше, по эксплуатации и пользованию жилыми помещениями могут регулироваться как Российской Федерацией, так и ее субъектами.
 
 § 3. Источники жилищного права
 
  Главным источником любого права, в том числе и жилищного, является Конституция РФ. Наряду с положениями, рассмотренными в предыдущем параграфе, Основной Закон содержит базовые положения для любого законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
  Несмотря на принятие нового ЖК РФ на федеральном уровне жилищное законодательство в настоящее время представляет собой достаточно большое количество источников жилищного права - законов и других нормативных актов, принятых в разное время и на разных уровнях (от законов до инструкций) и, по сути, в различных государствах (СССР, РСФСР, Российской Федерации) <*>.
  --------------------------------
  <*> В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и настоящему Федеральному закону. Изданные до введения в действие ЖК РФ нормативные правовые акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета РФ, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента РФ, Правительства РФ, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР, Правительства СССР по вопросам, которые согласно ЖК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов.
 
  Основным актом, регулирующим жилищные отношения, безусловно, является ЖК РФ, который определяет основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливает основные начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.
  В части первой ГК РФ (гл. 18) регулируются право собственности и иные вещные права (права членов семьи собственника жилого помещения), дается понятие квартиры как объекта права собственности, указываются основные начала регламентации права собственности на объекты общего пользования многоквартирного дома и организации и деятельности товариществ собственников жилья.
  Часть вторая ГК РФ содержит главу (35), посвященную договору найма жилого помещения и другим договорам, предметом которых могут стать жилые помещения, а также нормы, регулирующие особенности продажи жилых помещений.
  Часть третья ГК РФ устанавливает особенности наследования жилых помещений.
  Из других законов, содержащих нормы жилищного права, следует выделить действующий до 1 января 2007 г. Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 г. N 1541-I, с изменениями и дополнениями, в котором устанавливаются основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищных фондов, определяются права нанимателей и членов их семей при осуществлении приватизации жилья <*>.
  --------------------------------
  <*> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 28. Ст. 959.
 
  На федеральном уровне жилищные отношения регулируются не только законодательными актами, но и указами Президента РФ (например, Указ Президента РФ "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов" от 29 марта 1996 г. N 432 <*>), и постановлениями Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ "Об утверждении перечня категорий работников лесного хозяйства, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения в домах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации" от 20 февраля 1995 г. N 161 <**>).
  --------------------------------
  <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 14. Ст. 1432.
  <**> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 9. Ст. 757.
 
  Особо следует остановиться на ведомственных нормативных актах, принимаемых министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти. В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в Указе Президента РФ "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации" от 21 января 1993 г. N 104 <*>, а также в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. <**>
  --------------------------------
  <*> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 4. Ст. 301.
  <**> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 33. Ст. 3895.
 
  Согласно названным актам нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальной публикации в "Российской газете", которая должна осуществляться не позднее 10 дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.
  Вместе с тем из общего правила есть одно исключение: акты Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) подлежат государственной регистрации только в тех случаях, когда они затрагивают права, свободы или обязанности граждан (ст. 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в редакции Федерального закона, принятого в 1995 г., N 65-ФЗ <*>). Как правило, акты Банка России не затрагивают жилищные отношения, однако опосредованно могут на них влиять (например, на кредитование жилищного строительства).
  --------------------------------
  <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 18. Ст. 1593.
 
  Как указывалось выше, жилищные отношения могут регулироваться нормативными актами субъектов Российской Федерации (республик в составе Федерации, краев, областей, городов Москва и Санкт-Петербург, автономной области, а также автономных округов). В свою очередь акты субъектов Федерации также делятся на законодательные акты представительных органов государственной власти и иные нормативные правовые акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти.
  На основании ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ, являясь высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, наряду с судебным надзором дает разъяснения по вопросам судебной практики. Такие разъяснения способствуют правильному и единообразному применению в том числе и актов жилищного законодательства.
  Следует отметить, что разъяснения Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации, данные до принятия Конституции РФ (12 декабря 1993 г.) и законодательных актов, принятых на ее основе, применяются в части, им не противоречащей.
 
 § 4. Соотношение предметов ведения
 федерального и регионального жилищного законодательства,
 а также нормативных актов муниципальных образований,
 регулирующих жилищные отношения
 
  Как было указано выше, регулирование жилищных отношений отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (подп. "к" п. 1 ст. 72). Поэтому лишь часть норм жилищного законодательства относится к федеральному законодательству, при этом достаточно большая часть норм - к законодательству субъектов Федерации и к актам органов местного самоуправления.
  С практической точки зрения делать правильные шаги по такому правовому полю затруднительно, и в связи с тем, что жилищное законодательство представляет собой комплексную отрасль законодательства, включающую нормы гражданского, административного, а также конституционного права, четкое внутриотраслевое разделение компетенции в данной области между Российской Федерацией и ее субъектами на сегодняшний день не предусмотрено. Отсюда видится одна из основных задач федерального жилищного законодательства - определение границ тех вопросов, которые должны регулироваться федеральным жилищным законодательством - с одной стороны, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - с другой стороны, и актами органов местного самоуправления - с третьей.
  При этом представляется, что большая и наиболее важная часть норм жилищного законодательства должна относиться к федеральному законодательству и на федеральном уровне развитие жилищного законодательства должно идти только (или преимущественно) по пути принятия федеральных законов. Так, значительная часть вопросов жилищных отношений, по своей природе относящихся к гражданско-правовым (право собственности на жилые помещения, договор жилищного найма, определение порядка организации и деятельности жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья, а также основ их правового положения и др.), должна в силу ст. 71 Конституции РФ регулироваться федеральными законами. Другие вопросы, не относящиеся в силу Конституции к исключительному ведению Российской Федерации, могут регулироваться правовыми актами субъектов Федерации, которые должны создавать свою законодательную базу в области регулирования жилищных отношений.
  Поскольку жилищное законодательство представляет собой хотя и комплексную, но достаточно важную и объемную часть единой системы законодательства Российской Федерации, нет сомнений в том, что развитие правового регулирования в области жилищных отношений должно идти главным образом по пути кодификации.
  Принятие нового ЖК РФ:
  во-первых, значительно систематизирует и уменьшает количество принимаемых в соответствии с Кодексом других (специальных) федеральных законов;
  во-вторых, снижает возможность регулирования жилищных отношений на федеральном уровне иными нормативными правовыми актами, главным образом ведомственными;
  в-третьих, четко проводит черту, определяющую границы предмета ведения субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования жилищных отношений.
  Следует подчеркнуть, что в новом ЖК РФ впервые присутствуют четкие нормы, определяющие границы ведения субъектов Российской Федерации в регулировании жилищных отношений. Это должно прекратить практику превышения ими своих полномочий, а в отдельных случаях привести к принятию актов, регулирующих весь спектр жилищных отношений, в том числе по вопросам, являющимся исключительной компетенцией Российской Федерации.
  В этой связи развитие жилищного законодательства субъектов Российской Федерации, по всей видимости, должно идти (в отличие от федерального законодательства) по пути издания отдельных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции субъектов Федерации. Вот перечень вопросов, которые ЖК РФ (ст. 13) отнесены к компетенции субъектов Федерации:
  - государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
  - определение порядка предоставления жилых помещений в жилищных фондах специализированного использования субъекта Российской Федерации;
  - определение оснований признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде;
  - определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений в жилищном фонде субъекта Российской Федерации;
  - определение порядка предоставления по договорам социального найма установленных соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений в жилищном фонде субъекта Российской Федерации;
  - признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания;
  - определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
  - осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений в данном фонде установленным санитарным и техническим правилам и нормам;
  - иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления.
  Органы местного самоуправления наделяются отдельными полномочиями в области жилищного законодательства.
  К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
  - учет муниципального жилищного фонда;
  - признание в установленном порядке граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде;
  - ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
  - определение порядка предоставления жилых помещений в муниципальном жилищном фонде специализированного использования;
  - предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде;
  - принятие в установленном порядке решений о переводе соответствующих помещений в жилые или нежилые помещения;
  - согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
  - признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
  - осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений в данном фонде установленным санитарным и техническим правилам и нормам;
  - иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
  Представляется важным, чтобы определение системы жилищного законодательства, в том числе в субъектах Федерации, также являлось задачей федерального законодательства, а именно нового ЖК РФ. При этом представляется, что субъект Федерации не вправе устанавливать свои понятия тех или иных правовых конструкций в области жилищного права, если в федеральном законодательстве уже имеются соответствующие понятия.
 
 § 5. Литература по жилищному праву
 
  Литература по жилищному праву достаточно многообразна. В основной своей части, как в прежние годы, так и сейчас, она представляет собой комментирование законодательства либо научно-практические произведения. Реже представлены учебные пособия, еще реже - монографические исследования теоретических проблем жилищного права.
  Если брать самый трудный и тяжелый жанр как для написания, так и для прочтения - монографический, т.е. теоретические произведения, посвященные жилищному праву, то хотелось бы первоначально выделить попытки комплексного подхода к рассмотрению жилищно-правовых вопросов. Это работы С.И. Аскназия "Советское жилищное право" (1940); Г.Н. Амфитеатрова "Права на жилые строения и пользование жилыми помещениями" (1948); С.И. Аскназия, И.Л. Брауде и А.И. Пергамент "Жилищное право" (1956); М.А. Нечецкого "Очерки советского жилищного права" (1958); Ю.Г. Басина "Вопросы советского жилищного права" (1963); Ю.К. Толстого "Советское жилищное право" (1967); В.Ф. Чигира "Советское жилищное право" (1968); Г.И. Петрищевой "Правовое регулирование жилищных отношений" (1977); коллективная монография О.А. Красавчикова, Г.А. Свердлыка, В.Ф. Яковлева, Ю.Г. Басина, М.И. Бару, А.А. Пушкина, М.Н. Сибилева, Т.В. Касаткиной, А.Г. Потюкова, В.Т. Смирнова, В.А. Ойгензихта, Г.И. Петрищевой, М.Я. Кирилловой, В.В. Чубарова, Н.П. Ворониной, И.С. Вишневской, Т.Н. Молчановой, В.Ф. Яковлевой, В.Ф. Чигира и Т.И. Илларионовой "Основы советского жилищного законодательства. Межвузовский сборник научных трудов" (1981); труд В.П. Грибанова "Основы советского жилищного законодательства" (1983); статья Б.М. Гонгало "Структура жилищного обязательства" в книге "Проблемы обязательственного права" (1989); коллективная монография Е.С. Гетман, Б.М. Гонгало, Л.О. Красавчиковой, П.В. Крашенинникова, И.Е. Манылова, С.В. Пчелинцева, Л.М. Пчелинцевой, В.Н. Симонова, Е.А. Солоповой и Г.Ф. Шешко "Актуальные проблемы жилищного права: Сборник памяти П.И. Седугина" (2003).
  Из современных теоретических трудов следует особо обратить внимание на статью С.М. Корнеева "Основные тенденции развития жилищного права в условиях рыночной экономики" в книге, посвященной памяти В.П. Грибанова, "Гражданское право при переходе к рынку" (1995), а также на главу "Договоры найма жилых помещений" М.И. Брагинского в книге М.И. Брагинского и В.В. Витрянского "Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества" (2000).
  Из комментариев необходимо отметить: "Комментарий к Жилищному кодексу Казахской ССР" под редакцией Ю.Г. Басина (1990); "Жилищный кодекс Украинской ССР: Научно-практический комментарий" под редакцией В.И. Зайчук (1990); "Жилищное законодательство: Комментарий" под редакцией В.Ф. Яковлева и П.И. Седугина (1991); "Жилищные права и льготы граждан в России" Л.Н. Пчелинцевой и С.В. Пчелинцева (2001); "Комментарий к Жилищному кодексу РСФСР" под редакцией Б.М. Гонгало (2004).
  Разумеется, говоря об учебной и научно-практической литературе, следует обратить внимание на то, что нельзя абстрагироваться от монографической и комментаторской литературы. Более того, без произведений названного вида почти невозможно по-настоящему изучить жилищное право.
  Из учебной литературы следует выделить книгу "Советское жилищное право" под редакцией П.И. Седугина (1986); работы В.А. Золотаря и П.Н. Дятлова "Советское жилищное право" (1986); И.И. Андрианова "Жилищное законодательство. Практические вопросы" (1988); Е.С. Гетман "О жилищных правах и обязанностях" (1992); И.Б. Мартковича "Жилищное право: закон и практика" (1990); два произведения Ю.К. Толстого и П.И. Седугина с аналогичным названием - "Жилищное право" (соответственно 1996, 1997).
  Рассматривая учебную литературу, нельзя обойти вниманием учебники по гражданскому праву, содержащие специальные главы, посвященные жилищным правоотношениям, в том числе: "Гражданское право". Т. 2. Под редакцией Е.А. Суханова (1999). Автор главы "Жилищное право" - С.М. Корнеев; "Гражданское право". Т. 2. Под редакцией Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева (2003). Автор главы "Жилищное право" - Ю.К. Толстой.
 
 Глава 2. ОБЪЕКТЫ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА
 
 § 1. Жилые помещения
 
  В соответствии с действующим гражданским и жилищным законодательством жилые помещения как объекты жилищных и гражданских правоотношений бывают различных видов: квартиры, жилые дома, изолированные комнаты в квартирах или жилых домах. При этом жилым признается помещение, отвечающее установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям и предназначенное для проживания граждан. В соответствии с ч. 3 ст. 15 порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ.
  Жилое помещение, являющееся объектом договора социального найма, как правило, должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, в котором находится.
  По своей сути жилые помещения относятся к сложным объектам, т.е. они образуются из вещей, которые составлены искусственно из нескольких соединенных между собой частей <*>. В состав таких объектов всегда в качестве главной вещи входит само помещение, непосредственно предназначенное для удовлетворения жилищных потребностей граждан. Наряду с помещением в состав объекта входят другие вещи либо имущественные права. При этом их состав зависит от вида жилого помещения.
  --------------------------------
  <*> См.: Хвостов В.М. Система Римского права: Учебник (напечатан по изданию 1908 г.). М.: СПАРК, 1996. С. 126.
 
  Гражданский и Жилищный кодексы предусматривают специальную регламентацию некоторых отношений, складывающихся при пользовании жилыми помещениями, находящимися в многоквартирных домах. При этом ГК РФ устанавливает, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве общей собственности на общее имущество дома <*>.
  --------------------------------
  <*> О праве собственников жилых помещений на общее имущество многоквартирного дома см. гл. 10 настоящей работы.
 
  В отличие от квартир право собственности на жилые дома (изолированные части жилых домов) допускалось при любой социально-экономической ситуации, ограничения были только по количеству и размеру. Вместе с тем на практике возникает вопрос о праве собственников жилых домов на земельные участки, надворные постройки и другое имущество, расположенное вне строения. Как справедливо отмечается в юридической литературе, только в единстве всех своих частей, связанных общим хозяйственным назначением, располагаясь на земельном участке, жилой дом и является объектом права собственности <*>.
  --------------------------------
  <*> См.: Кузьмин В.Н. Право личной собственности на жилой дом в СССР (Основные проблемы): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1975. С. 15.
 
  В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 27 августа 1980 г., не утратившего своего значения, указывается на то, что принадлежностью признается вещь, назначенная служить главной вещи и связанная с ней общим хозяйственным назначением. Если законом или договором не установлено иное, принадлежность следует судьбе главной вещи.
  В общем контексте построек, именуемых жилым домом, главной вещью признается строение, предназначенное для проживания. Остальные постройки служат для удовлетворения хозяйственных надобностей и не могут быть самостоятельным объектом права собственности на отведенном для постройки дома земельном участке.
  Рассматривая конкретное дело, Пленум обратил внимание на то, что в договоре, заключенном сторонами, указано о продаже дома и не оговорено, что подсобные строения не проданы.
  Из этого, учитывая вышеизложенное, суду надлежало сделать вывод, что договор заключен о продаже как дома, так и подсобных строений. В противном случае на одном земельном участке оказалось бы два собственника: один - жилого дома, а другой - подсобных строений, что недопустимо <*>.
  --------------------------------
  <*> См.: Судебная практика по жилищным спорам: Сборник постановлений, решений и определений федеральных судов. М.: Издательская группа "Норма-Инфра-М", 1999. С. 206 - 207.
 
  Анализ норм, изложенных в гл. 17 "Право собственности и другие вещные права на землю" <*> и в других главах ГК РФ, позволяет говорить о том, что наряду с правом собственности на жилой дом собственник всегда обладает определенными правами на земельный участок и некоторое другое имущество, обслуживающее жилой дом. При этом объем прав на земельный участок может быть различным.
  --------------------------------
  <*> Глава 17 ГК РФ введена в действие 28 апреля 2001 г. (см.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 17. Ст. 1644, а также: Крашенинников П.В. Право собственности и иные вещные права на землю: Вводный комментарий к главе 17 Гражданского кодекса Российской Федерации. М.: Статут, 2001).
 
  В обоснование сказанного можно привести конструкцию, предложенную ГК РФ в ст. 552, где регламентируются отношения, связанные с земельным участком при продаже находящейся на нем недвижимости.
  Принимая во внимание то обстоятельство, что жилое помещение относится к недвижимости, следует, что одновременно с передачей права собственности на жилой дом передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этим жилищем и необходима для ее использования. При этом возможны различные варианты.
  Во-первых, если продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемый дом, покупателю передается право собственности либо предоставляется право аренды на соответствующий земельный участок.
  Во-вторых, если продавец не является собственником земельного участка, на котором находится продаваемый жилой дом, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, на которых пользовался землей продавец дома.
  Вплоть до начала 90-х гг. объектами права собственности не могли выступать комнаты в квартирах, они могли быть только объектом договора найма жилого помещения. Некоторое отступление от данного правила впервые появилось с принятием законодательных актов так называемого переходного периода. Так, Законом РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" от 4 июля 1991 г. впервые было установлено исключение из общего запрета на приобретение в собственность гражданами комнат в коммунальных квартирах: "...местные Советы народных депутатов, предприятия, учреждения вправе с учетом мнения коллективов принимать решения о приватизации... коммунальных квартир" <*>.
  --------------------------------
  <*> Впоследствии редакция ч. 2 ст. 4 названного законодательного акта была изменена.
 
  Впоследствии Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" предоставил нанимателям, проживающим в коммунальной квартире, при освобождении соседних комнат наряду с другими возможностями возможность приобрести по договору купли-продажи освободившуюся комнату.
  С принятием части второй Гражданского кодекса РФ окончательно закреплен правовой режим комнаты как самостоятельного объекта гражданского оборота, относящегося к жилым помещениям. Такое решение вряд ли можно отнести к достижениям законодательства, поскольку отдельные комнаты не могут в полной мере удовлетворить жилищно-бытовые потребности граждан. Однако законодатель не мог не отреагировать на сложившуюся социально-экономическую ситуацию в жилищной сфере. Сегодня сотни тысяч семей проживают в комнатах коммунальных квартир. Запрет на оборот комнат по существу означал бы ограничение прав граждан, в них проживающих, по сравнению с гражданами - пользователями других жилых помещений.
  До введения в действие нового ЖК РФ на практике имели место случаи, юридическое обоснование которых встречало поддержку в литературе <*>, когда при продаже комнаты применялось право преимущественной покупки собственниками других комнат данной квартиры. В обоснование приводились доводы о том, что здесь присутствует общая собственность на кухню и другие объекты общего пользования квартиры. По нашему мнению, право преимущественной покупки в таких случаях применяться не могло, так как эта ситуация сходна с положением квартир по отношению к объектам общего пользования в многоквартирном доме, которое рассмотрено в гл. 10 настоящей работы.
  --------------------------------
  <*> См.: Гришаев С.П. Ваше право собственности на жилой дом и квартиру: Справочное пособие. М.: БЕК, 1995. С. 33.
 
  Данный вывод был еще более очевиден, поскольку 23 мая 2002 г. вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" <*>, который нормативно закрепил положение, действовавшее по аналогии с положением об объектах общего пользования многоквартирных домов.
  --------------------------------
  <*> Российская газета. 2002. 23 мая. N 90 (2958).
 
  Вместе с тем следует отметить, что в процессе принятия нового ЖК РФ данное предложение изменилось кардинально <*>. Безусловно, речь не идет о том, что кухни и другие объекты перестали быть объектами общего пользования в коммунальных квартирах. Речь идет об установлении права преимущественной покупки у других собственников в квартире. Так, в соответствии с ч. 6 ст. 42 ЖК РФ при продаже комнаты в коммунальной квартире остальные собственники комнат в данной коммунальной квартире имеют преимущественное право покупки отчуждаемой комнаты <**>.
  --------------------------------
  <*> При внесении и принятии в первом чтении проекта ЖК РФ было установлено, что при продаже собственником жилого помещения в коммунальной квартире принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения остальные собственники жилых помещений в данной коммунальной квартире не вправе требовать преимущественной покупки отчуждаемого жилого помещения (п. 7 ст. 41 внесенного законопроекта).
  <**> О праве общей собственности и преимущественном праве покупки см. § 3 гл. 9 настоящей работы.
 
  На основании ст. 42 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника комнаты в коммунальной квартире, расположенной в данном доме, пропорциональна сумме размеров общей площади указанной комнаты и определенной в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире этого собственника площади помещений, составляющих общее имущество в данной квартире.
  Необходимо отметить, что доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире следует судьбе права собственности на указанную комнату. При переходе права собственности на комнату в коммунальной квартире соответствующая доля нового собственника равна доле предшествующего собственника этой комнаты.
  Следует иметь в виду, что собственник комнаты в коммунальной квартире не вправе: осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире; отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанную комнату.
  Конечно же, собственники комнат обязаны содержать общее имущество в коммунальной квартире. При этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в коммунальной квартире, бремя которых несет собственник комнаты в данной квартире, определяется долей в праве общей собственности (ст. 43 ЖК РФ).
  Представляется необходимым обратить внимание на то, что в российском законодательстве наряду с понятием "жилое помещение" используется понятие "жилище". В первой главе анализировались конституционные положения, указывающие на "право на жилище", на "неприкосновенность жилища" и др.
  Кроме того, термин "жилище" используется в Уголовном кодексе РФ (далее - УК РФ) <*> и Уголовно-процессуальном кодексе РФ (далее - УПК РФ) <**>. Так, в примечании к ст. 139 УК РФ под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания, аналогичное понятие используется и в УПК РФ (ст. 5).
  --------------------------------
  <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.
  <**> Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 52. Ч. 1. Ст. 4291.
 
  Очевидно, что данные понятия шире предлагаемых в гражданском и жилищном законодательстве.
 
 § 2. Жилищный фонд
 
  Понятие жилищного фонда используется для характеристики той или иной совокупности жилых помещений. С определением жилищного фонда Российской Федерации проблем правового порядка не очень много, существует данное законодателем (ч. 1 ст. 19 ЖК РФ) понятие, в соответствии с которым все жилые помещения, находящиеся на территории России, составляют жилищный фонд Российской Федерации. При этом важно отметить, что в жилищный фонд не входят находящиеся в жилых домах нежилые помещения, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера <*>.
  --------------------------------
  <*> В 2003 г. общая площадь жилищного фонда Российской Федерации состояла из 2 млрд. 853 млн. кв. метров (Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003. С. 200).
 
  Определение структуры жилищного фонда складывалось в зависимости от действующего в конкретный момент законодательства. Так, ст. 5 ЖК РСФСР предлагала следующую классификацию. Жилищный фонд включал: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). Соответственно исследователи в то время ориентировались на положения ЖК 1983 г.
  В литературе последних лет предлагались различные основания классификации жилищного фонда.
  После принятия законов Союза ССР и РСФСР "О собственности" одни исследователи продолжали делить жилищные фонды в соответствии с ЖК РСФСР <*>, другие предлагали классифицировать по отнесению к той или иной форме собственности. После принятия Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" 4 июля 1991 г. исследователей классификации по формам собственности стало значительно больше в 1992 г. <**>

<< Пред.           стр. 1 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу