<< Пред.           стр. 5 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

  --------------------------------
  <*> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 12. Ст. 425.
 
  В соответствии с Законом РФ "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон о вынужденных переселенцах) таковыми являются граждане России, которые были вынуждены покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации вследствие совершенного в отношении их или членов их семей насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении отдельных лиц или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка, и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. Вынужденными переселенцами могут быть признаны также не имеющие гражданства Российской Федерации лица, покинувшие место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации по основаниям, предусмотренным в вышеназванном Законе.
  Кроме того, вынужденными переселенцами могут признаваться граждане бывшего СССР, проживавшие на территории республики, входившей в состав СССР, прибывшие в Российскую Федерацию по вышеназванным обстоятельствам и приобретшие гражданство Российской Федерации, находясь на территории России.
  Представляется важным отметить, что вынужденными переселенцами не могут быть признаны лица, совершившие преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.
  На основании вышеуказанных законодательных актов (ст. 7 Закона о беженцах и ст. 6 Закона о вынужденных переселенцах) обязанностями органов государственной власти и местного самоуправления кроме прочего в отношении беженцев и вынужденных переселенцев являются:
  - предоставление беженцу или вынужденному переселенцу перечня населенных пунктов, рекомендуемых органами миграционной политики для постоянного проживания, и информации об условиях проживания и возможности трудоустройства в этих населенных пунктах;
  - предоставление беженцу или вынужденному переселенцу при выборе им постоянного места жительства по направлению (рекомендации) органов миграционной политики жилья из специального жилищного фонда, выделенного для беженцев и вынужденных переселенцев. Указанные органы могут включить таких лиц в список граждан, которым в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации дано право первоочередного получения (приобретения) жилья из государственного или муниципального жилищного фонда.
  Многие субъекты Российской Федерации на основании указанных актов приняли региональные акты, регулирующие вопросы, касающиеся жилищного фонда для беженцев и вынужденных переселенцев. Так, Положением о специальном жилищном фонде для вынужденных переселенцев и беженцев в Алтайском крае, утвержденным Постановлением главы Алтайского края от 17 мая 1995 г. N 184, установлено, что такой фонд включает жилые дома, квартиры, общежития, пункты временного размещения мигрантов, иные жилые помещения в других пригодных для проживания строениях, построенные или приобретенные за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации миграционной службе Алтайского края, и предоставляемые в пользование вынужденным переселенцам или беженцам, не имеющим постоянного жилья на территории Российской Федерации. По данному документу предоставление жилья из фонда производится в пределах не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека. Вынужденные переселенцы и беженцы используют право пользования жильем в специальном жилищном фонде для вынужденных переселенцев и беженцев до получения или приобретения ими жилых помещений в установленном порядке.
 
 Глава 6. АРЕНДА И БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ
 ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ
 
 § 1. Аренда жилых помещений
 
  До вступления в силу части второй Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды жилых помещений распространялся на отношения, связанные с возмездным владением и пользованием жилищем как гражданами, так и юридическими лицами. Регулированию таких отношений были посвящены нормы Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" (ст. 17, 18), Жилищного кодекса РСФСР (ст. 131 - 136), Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (ст. 2).
  В настоящее время законодатель изменил основания классификации договорных отношений, связанных с возмездным владением и пользованием жилыми помещениями. Основными отличиями таких соглашений сегодня являются не срок и условия оплаты жилого помещения.
  Главным разграничением договоров найма и аренды в жилищной сфере выступает субъект - пользователь жилого помещения. Законодатель, не рассматривая в данном контексте иные различия соглашений, устанавливает четкий принцип деления договоров: "Если пользователем выступает гражданин, то это договор найма жилого помещения, если юридическое лицо - то договор аренды" <*>. Соответственно в первом случае применяется гл. 35, а во втором - гл. 34 ГК РФ. В первом случае регламентация осуществляется применительно к договору коммерческого найма гражданским законодательством, по отношению к договору социального найма - в основном актами жилищного законодательства (как Россией, так и ее субъектами) <**>, во втором - только актами гражданского законодательства (исключительно Россией).
  --------------------------------
  <*> Арендатором по договору аренды жилого помещения может выступать и индивидуальный предприниматель. Такой вывод можно сделать, учитывая то, что в соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила этого Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.
  <**> О договоре найма см. гл. 4 настоящей работы.
 
  Итак, главным отличием договора аренды жилых помещений от договора найма жилых помещений является субъект возмездного владения и пользования жилищем.
  Правовая регламентация арендных отношений содержится в упоминавшейся гл. 34 ГК РФ.
  По договору аренды жилого помещения арендодатель обязуется предоставить арендатору, являющемуся юридическим лицом, жилое помещение за плату во временное владение и пользование. При этом арендатор не вправе использовать жилое помещение для промышленных, складских и тому подобных целей.
  Единственная возможность использования жилища арендатором - сдать арендованное жилое помещение в субаренду (поднаем) своим сотрудникам или иным гражданам. Поскольку ГК РФ (ст. 615) указывает на необходимость получения согласия арендодателя на заключение договора поднайма, думается, что такую возможность следует сразу указывать в договоре аренды жилого помещения.
  В литературе можно встретить мнение о том, что арендатор должен предоставлять полученное им по договору аренды жилье по договору найма жилого помещения <*>. Представляется, что такое положение лучше бы защищало права пользователей жильем. Однако в настоящее время об этом говорить не приходится в связи с отсутствием специального регулирования данных отношений. Такая регламентация должна содержаться в новом ЖК РФ. До его принятия данные отношения регулируются ст. 615 ГК РФ.
  --------------------------------
  <*> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2000. С. 658.
 
  Договор аренды жилого помещения заключается в простой письменной форме и если срок договора превышает один год, то в отличие от договора найма подлежит обязательной государственной регистрации <*>.
  --------------------------------
  <*> О государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними см. § 4 гл. 2 настоящей работы.
 
  Как следует из ст. 610 ГК РФ, срок действия договора аренды жилого помещения определяется соглашением сторон; если же срок в договоре не указан, то считается, что он заключен на неопределенный срок. В последнем случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив другую сторону за три месяца. При этом соглашением может быть установлен другой срок для предупреждения.
  Так же, как и при регламентации договора коммерческого найма, ГК РФ устанавливает преимущественное право арендатора перед другими лицами на заключение договора на новый срок (ст. 621). Однако данное право несколько отличается от права нанимателя жилого помещения. Для соблюдения преимущественного права арендатору необходимо не позднее времени, указанного в договоре, предложить арендодателю заключить договор на тех же или иных условиях.
  Если, как уже отмечалось, арендодатель отказался от продления договора в связи с решением не сдавать помещение в аренду, но в течение года со дня истечения срока договора заключил аналогичный договор с другим лицом, арендатор вправе потребовать в судебном порядке перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и (или) возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор.
  Поскольку любое жилище непосредственно связано с землей, закон предусматривает сохранение права пользования земельным участком, на котором расположено жилое помещение (многоквартирный дом, в котором расположено жилое помещение), даже при переходе права собственности на участок.
  Договор аренды жилого помещения обязательно должен предусматривать размер арендной платы. При отсутствии таковой договор считается незаключенным (ст. 654 ГК РФ).
  Аналогично передаче жилого помещения по договорам купли-продажи и мены передача жилища по арендному договору осуществляется по приемо-сдаточному документу.
  При прекращении договора аренды жилого помещения арендатор обязан вернуть жилище в том состоянии, в котором его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном в договоре (например, с произведенным ремонтом).
 
 § 2. Безвозмездное пользование жилыми помещениями
 
  Возможность безвозмездной передачи имущества, в том числе и жилых помещений, во владение и пользование закреплена в гл. 36 ГК РФ.
  В соответствии с договором безвозмездного пользования жилым помещением одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает жилое помещение в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю, пользователю) для проживания.
  Стороной, передающей жилище по договору безвозмездного пользования жилым помещением, как правило, выступают собственники. При этом закон значительно ограничивает коммерческие организации по заключению таких сделок с лицами, являющимися их учредителями, участниками, руководителями, а также членами их органов управления или контроля. Такое ограничение предусмотрено в ст. 690 ГК РФ.
  В отличие от договора коммерческого найма жилого помещения срок договора безвозмездного пользования жилым помещением не ограничивается законом. Срок такого договора определяется только соглашением сторон. В тех случаях, когда срок не указан, сделка считается заключенной на неопределенный срок.
  Как следует из ст. 691 ГК РФ, ссудодатель обязан предоставить жилое помещение в состоянии, соответствующем условиям договора безвозмездного пользования и его назначению. Если жилище не передается, то пользователь вправе потребовать расторжения договора безвозмездного пользования и, что немаловажно, потребовать возмещения понесенного им реального ущерба.
  Ссудодатель отвечает за недостатки жилища, которые он умышленно или по грубой неосторожности не оговорил при заключении договора безвозмездного пользования. При обнаружении таких недостатков пользователь вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков либо досрочного расторжения договора и возмещения понесенного им реального ущерба.
  Лицо, передающее жилище по договору безвозмездного пользования жилым помещением, извещенное о названных требованиях, может без промедления произвести замену ненадлежащего жилья другим аналогичным помещением, находящимся в нормальном состоянии.
  Ссудодатель не отвечает за недостатки жилого помещения, которые были им оговорены при заключении договора либо были заранее известны пользователю. Кроме того, он не отвечает, если такие недостатки должны были быть обнаружены ссудополучателем во время осмотра жилья или проверки его исправности при заключении договора или при передаче жилого помещения.
  Нельзя не обратить внимание на то, что, заключая договор безвозмездного пользования жилым помещением, ссудодатель обязан предупредить пользователя обо всех правах третьих лиц на это жилое помещение, в частности о членах семьи собственника жилого помещения, об ипотеке, пожизненном пользовании жилищем и др. Неисполнение этой обязанности дает пользователю право требовать расторжения договора и возмещения понесенного им реального ущерба (ст. 694 ГК РФ).
  Одна из основных обязанностей пользователя - всегда поддерживать жилище в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, а также нести все расходы на его содержание, если иное не установлено договором.
  Пользователь несет риск случайной гибели или случайного повреждения полученного в безвозмездное пользование жилья, если оно погибло или было испорчено в связи с тем, что он использовал его не в соответствии с договором безвозмездного пользования или назначением вещи либо передал жилое помещение третьему лицу без согласия ссудодателя. Пользователь несет также риск случайной гибели или случайного повреждения жилища, если с учетом фактических обстоятельств мог предотвратить его гибель или порчу (ст. 696 ГК РФ).
  Регламентируя права и обязанности сторон по договору безвозмездного пользования жилым помещением, закон предусматривает основания, которые дают повод для расторжения договора.
  На основании ст. 698 ГК РФ ссудодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора безвозмездного пользования в случаях, если пользователь:
  во-первых, использует жилое помещение не в соответствии с договором или назначением жилья;
  во-вторых, не выполняет обязанностей по поддержанию жилья в исправном состоянии или по его содержанию;
  в-третьих, существенно ухудшает состояние жилища;
  в-четвертых, без согласия ссудодателя передал жилое помещение третьему лицу.
  Ссудополучатель вправе требовать досрочного расторжения договора безвозмездного пользования:
  во-первых, при обнаружении недостатков, делающих нормальное использование жилого помещения невозможным или обременительным, о наличии которых он не знал и не мог знать в момент заключения договора;
  во-вторых, если жилье в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, окажется в состоянии, непригодном для пользования;
  в-третьих, если при заключении договора ссудодатель не предупредил его о правах третьих лиц на передаваемое жилище;
  в-четвертых, при неисполнении ссудодателем обязанности передать жилье.
  Каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, заключенного с указанием срока, известив об этом другую сторону за один месяц.
  Пользователь вправе во всякое время отказаться от договора, заключенного с указанием срока.
  При продаже или ином отчуждении жилого помещения, по поводу которого заключен договор безвозмездного пользования, право пользования по договору сохраняется. При этом новый собственник становится ссудодателем.
  Если гражданин, передавший жилище по договору безвозмездного пользования жилым помещением, умер либо юридическое лицо - ссудодатель реорганизовано или ликвидировано, права и обязанности ссудодателя по договору безвозмездного пользования переходят к наследнику (правопреемнику) или к другому лицу, к которому перешло право собственности на жилище.
  В случае реорганизации юридического лица - ссудополучателя его права и обязанности по договору переходят к юридическому лицу, являющемуся его правопреемником, если иное не предусмотрено договором.
  На основании ст. 701 ГК РФ договор безвозмездного пользования жилым помещением прекращается в случае смерти гражданина-ссудополучателя или ликвидации юридического лица - ссудополучателя, если иное не предусмотрено договором.
 
 Глава 7. ЖИЛИЩНЫЕ И ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ КООПЕРАТИВЫ
 
 § 1. Краткий очерк о развитии законодательства
 о жилищной кооперации
 
  Правовое регулирование жилищной кооперации в нашем государстве претерпевало значительные изменения в зависимости от политической и экономической ситуации.
  Вплоть до августа 1921 г. организация и деятельность жилищных кооперативов регламентировались актами региональных органов власти. Впервые упорядочение данных отношений, связанных с жилищной кооперацией на уровне Союза ССР, нашло свое отражение в Постановлении ЦИК и СНК СССР "О жилищной кооперации" <*> от 19 августа 1924 г. В этом документе, в частности, определялись следующие виды жилищных кооперативов: жилищно-арендные кооперативные товарищества; жилищно-строительные кооперативные товарищества; общегражданские жилищно-строительные товарищества.
  --------------------------------
  <*> См.: Раевич С.И. Жилищная кооперация // Советское хозяйственное право. М.: Гос. изд., 1926. С. 60.
 
  Однако такое многообразие в жилищной кооперации просуществовало недолго. Постановлением ЦИК и СНК СССР "О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах" от 17 октября 1937 г. <*> часть кооперативного жилья была передана в государственный жилищный фонд, а все различные виды жилищных кооперативов были принудительно реорганизованы в жилищно-строительные кооперативы, по существу была установлена жесткая привязка кооперативов к государственным и партийным органам. После этого в феврале 1938 г. были ликвидированы союзы жилищно-строительных кооперативов всех уровней. Окончательное "уравнение" всех жилищных кооперативов было оформлено при утверждении 31 октября 1939 г. Примерного устава жилищно-строительного кооператива <**>.
  --------------------------------
  <*> Собрание законодательства СССР. 1937. N 69. Ст. 314.
  <**> Собрание постановлений Совета Министров (Правительства) РСФСР. 1939. N 12. Ст. 43.
 
  В военный период жилищное строительство, в том числе и кооперативное, по понятным причинам практически было прервано. После окончания Великой Отечественной войны восстановление разрушенного жилищного фонда и строительство нового производились в основном без помощи жилищной кооперации.
  Второе дыхание социалистическая жилищная кооперация получила только после ХХ съезда КПСС. Совет Министров СССР 20 марта 1958 г. принял Постановление "О жилищно-строительной и дачно-строительной кооперации" <*>. В Постановлении указывалось на необходимость более широкого распространения жилищно-строительных кооперативов. Предприятия и учреждения получили возможность создавать кооперативы для своих работников, для чего требовалось обращаться к исполкомам местных Советов народных депутатов.
  --------------------------------
  <*> Собрание постановлений Совета Министров (Правительства) СССР. 1958. N 5. Ст. 47.
 
  В связи с принятием вышеназванного документа 24 сентября 1958 г. Постановлением Совета Министров РСФСР был утвержден Примерный устав жилищно-строительного кооператива <*>.
  --------------------------------
  <*> Собрание постановлений Совета Министров (Правительства) РСФСР. 1958. N 13. Ст. 154.
 
  Совместным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об индивидуальном и кооперативном жилищном строительстве" <*> от 1 июня 1962 г. предусматривалась необходимость включения в государственные плановые задания кооперативного строительства. Кроме того, данным актом были предусмотрены новые льготы организационного и финансового порядка <**>. В октябре того же года был утвержден новый Примерный устав жилищно-строительного кооператива <***>.
  --------------------------------
  <*> Собрание постановлений Совета Министров (Правительства) СССР. 1962. N 12. Ст. 93.
  <**> См.: Гендзехадзе Е.Н. Жилищно-строительные кооперативы в городе и селе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. С. 44 - 45.
  <***> Собрание постановлений Совета Министров (Правительства) РСФСР. 1962. N 21. Ст. 103.
 
  По существу с октября 1937 и до марта 1988 г. в отечественной правовой регламентации жилищная кооперация отождествлялась с организациями, именовавшимися "жилищно-строительными кооперативами". В юридической литературе существовали различные точки зрения о наименовании таких объединений. Некоторые авторы, такие как И.П. Прокопченко, И.Б. Марткович, В.Р. Скрипко, П.Г. Соловьев, употребляли термин "строительные кооперативы" <1>, В.К. Райхер предлагал такие объединения именовать "жилищными кооперативами" <2>, Е.Н. Гендзехадзе - "кооперативами по организации строительства и использования жилых домов" <3>. Однако большинство исследователей не уходили от понятия, сформулированного в законодательстве, употребляя словосочетание "жилищно-строительные кооперативы" <4>.
  --------------------------------
  <1> См.: Скрипко В.Р., Марткович И.Б., Соловьев П.Г. Жилищное законодательство в СССР и РСФСР. М., 1965. С. 270; Прокопченко И.П. Управление и пользование жилым фондом в СССР. М., 1970. С. 202.
  <2> См.: Райхер В.К. Пай в жилищном кооперативе // Ученые записки ВНИИСЗ. М., 1968. Вып. 14. С. 205.
  <3> См.: Гендзехадзе Е.Н. Указ. соч. С. 174.
  <4> См., например: Ватман Д.П. Споры, связанные с членством в ЖСК // Советское государство и право. 1974. N 9. С. 116; Могилатов Н.Н. Внутрикооперативная, административная и судебная защита прав и интересов жилищно-строительного кооператива: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1975. С. 4; Кириллова М.Я. Обеспечение граждан жилыми помещениями в домах жилищно-строительных кооперативов // Основы Советского жилищного законодательства. Свердловск, 1981. С. 92.
 
  Жилищный кодекс РСФСР 1983 г. содержал 15 статей, посвященных жилищной кооперации. Однако кроме повышения уровня нормативного регулирования до уровня закона принципиальных изменений в правовом регулировании жилищной кооперации не произошло.
  Началом нового этапа развития нормативно-правового регулирования жилищной кооперации, как нам представляется, следует считать принятие ЦК КПСС и Советом Министров СССР 31 марта 1988 г. Постановления "О мерах по ускорению развития жилищной кооперации" N 406 <*>. Впервые на государственном уровне было признано, что жилищная кооперация не внесла должного вклада в решение проблемы обеспечения жильем. Данным документом наряду с попыткой обеспечить динамику развития организации соответствующих кооперативов была провозглашена необходимость существования разных форм жилищной кооперации: жилищных и жилищно-строительных кооперативов. Уже через два месяца, 26 мая 1988 г., был принят Закон Союза ССР "О кооперации в СССР" <**>, который законодательно закрепил две эти формы.
  --------------------------------
  <*> Собрание постановлений Совета Министров (Правительства) СССР. 1988. N 17. Ст. 43.
  <**> В этот Закон неоднократно вносились изменения и дополнения. Причем значительная часть норм данного Закона противоречит российским законодательным актам, принятым позже (см.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. N 22. Ст. 355).
 
  До принятия ЦК КПСС и Советом Министров СССР названного Постановления полная выплата паевого взноса означала лишь завершение погашения задолженности кооперативу и не изменяла сущности жилищного правоотношения. С принятием этого Постановления член жилищного кооператива получил возможность в случае полной выплаты паевого взноса передать квартиру своим родственникам либо другим лицам, имеющим в соответствии с законодательством право на вступление в кооператив и берущим на себя обязательство по соблюдению устава кооператива, если при этом не ущемляются права членов семьи, проживающих совместно с выбывающим членом кооператива. Постановление связывало с фактом выплаты паевого взноса возникновение нового субъективного права члена кооператива в жилищном правоотношении - возможность по своему усмотрению передать квартиру родственникам либо другим лицам с соблюдением ряда условий. Требования были указаны гражданину как передающему, так и приобретающему квартиру. Общим основанием для них являлось соглашение о передаче кооперативной квартиры.
  Условия, предъявляемые к передающему, сводились к двум моментам: 1) чтобы была произведена полная выплата паевого взноса <*>; 2) чтобы при передаче не ущемлялись права членов семьи пайщика, проживающих совместно с выбывающим членом кооператива. Последнее положение вызвано тем, что у членов семьи, постоянно проживающих вместе с пайщиком, было равное право пользования жилым помещением, а в связи с этим изменение в осуществлении этих прав, а тем более их прекращение должны были происходить с их письменного согласия. Лицам "передающим" требовалось предоставлять доказательства того, что члены семьи не нуждаются в данной жилой площади. Представляется, что под ущемлением прав члена семьи следовало понимать признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий при передаче квартиры другим лицам.
  --------------------------------
  <*> За исключением передачи квартиры совместно проживающим членам семьи.
 
  Требования, которые предъявлялись к лицу, получающему квартиру, были следующими:
  во-первых, чтобы лицо было нуждающимся в улучшении жилищных условий. Для этого не обязательно было стоять в очереди на получение жилого помещения в исполкоме местного Совета народных депутатов или на предприятии, достаточно было фактической нуждаемости;
  во-вторых, чтобы по общему правилу лицо постоянно проживало в данной местности, о чем могла свидетельствовать постоянная прописка;
  в-третьих, чтобы лицо достигло 18-летнего возраста;
  в-четвертых, важно, чтобы лицо брало на себя обязательство по соблюдению устава данного кооператива.
  Принятое в члены кооператива лицо вносило паевой взнос на счет кооператива. Размер вносимого пая не должен был быть меньше балансовой стоимости квартиры. После этого выплачивался паевой взнос за вычетом амортизационных отчислений лицу, выбывшему из кооператива. Данное правило не применялось, когда передача происходила безвозмездно.
  На практике зачастую общее собрание (конференция) жилищного кооператива отказывало в приеме в члены кооператива, несмотря на то что все оговоренные постановлением условия были соблюдены <*>.
  --------------------------------
  <*> Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1990. N 9. С. 3.
 
  Сформулированное в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 406 право передачи квартиры фактически означало предоставление права распоряжения путем продажи, дарения, мены. Однако это право в полном объеме является одним из основных элементов права собственности. Названное Постановление логически подводило законодателя к тому, что кооперативная квартира, паевой взнос за которую полностью выплачен, должна принадлежать члену кооператива на праве собственности <*>.
  --------------------------------
  <*> Совет Министров СССР Постановлением "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства СССР в связи с Законом СССР "О собственности в СССР" от 26 сентября 1990 г. N 971 признал п. 6 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по ускорению развития жилищной кооперации" от 31 марта 1988 г. N 406 утратившим силу (Собрание постановлений Совета Министров (Правительства) СССР. 1990. N 27).
 
  С 1 июля 1990 г. вступил в силу Закон Союза ССР "О собственности в СССР", который кардинально изменил отношение к жилым помещениям как членов жилищных и жилищно-строительных кооперативов, полностью выплативших паевые взносы, так и самих кооперативов. Указанные граждане стали собственниками занимаемого (бывшего кооперативного) жилья, а кооперативы стали трансформироваться первоначально в кооперативы, имеющие на праве собственности только объекты общего пользования (с 1 июля 1990 по 1 января 1995 г., т.е. до вступления в действие части первой Гражданского кодекса РФ), а затем в кооперативы, не имеющие на праве собственности недвижимые объекты общего пользования, подлежащие преобразованию в товарищества собственников жилья.
  Новый ЖК РФ, а точнее Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в ст. 14 указывает на то, что жилищный или жилищно-строительный кооператив, в котором все его члены полностью внесли паевые взносы за предоставленные этим кооперативом жилые помещения, подлежит до 1 января 2007 г. преобразованию в товарищество собственников жилья или ликвидации. По истечении этого срока такие непреобразованные кооперативы подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. В этом случае такие кооперативы освобождаются от уплаты государственной пошлины при регистрации изменений их правового статуса.
 
 § 2. Организация и деятельность жилищных
 и жилищно-строительных кооперативов
 
  До недавнего времени организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов вызывали значительные трудности, так как в Российской Федерации этот вопрос достаточным образом законодательно не был урегулирован. В правовой литературе современные проблемы жилищных кооперативов практически перестали обсуждаться. По существу могло сложиться впечатление о том, что законодатель "застыл" в ожидании соответствующих научных предложений, а правовая наука "ждет" адекватной современным экономическим отношениям правовой регламентации.
  Вплоть до 1 марта 2005 г. в связи с отменой Примерного устава жилищно-строительного кооператива РСФСР <*> кооперативы при организации фактически руководствовались практикой, сложившейся еще при действии Примерного устава, и началами, предусмотренными ст. 116 ГК РФ, гл. 5 ЖК РСФСР, некоторыми положениями Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", а также ст. 51 Закона Союза ССР "О кооперации в СССР".
  --------------------------------
  <*> Примерный устав жилищно-строительного кооператива отменен Постановлением Совета Министров РСФСР "О признании утратившими силу решений Правительства РСФСР по вопросам кооперации" от 19 апреля 1989 г. N 126 // Собрание Постановлений Совета Министров (Правительства) РСФСР. 1989. N 13. Ст. 73.
 
  ГК РФ дает лишь общие положения, регулирующие правовой режим организации и деятельности потребительских кооперативов, к которым наряду с другими относятся жилищные и жилищно-строительные кооперативы. В соответствии с ч. 1 ст. 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.
  Безусловно, основным видом кооперации, удовлетворяющей жилищно-бытовые потребности своих членов, остаются жилищно-строительные кооперативы, которые организуются для строительства многоквартирных жилых домов и их последующей эксплуатации. При этом данные кооперативы можно разделить на два вида: создаваемые гражданами при содействии органов местного самоуправления либо заинтересованных юридических лиц (условно назовем их патронажными) и организуемые гражданами и (или) юридическими лицами самостоятельно.
  В первом случае, как правило, в члены жилищно-строительных кооперативов принимаются граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Достаточно часто встречаются случаи, когда субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления либо заинтересованные юридические лица принимают на себя значительную часть расходов по строительству дома и подведению и подключению объектов инженерной инфраструктуры. Так, в г. Москве распоряжением мэра "О строительстве домов ЖСК, сформированных в 1995 - 1996 гг." от 12 февраля 1996 г. N 70-рм устанавливается, что: во-первых, жилищно-строительные кооперативы освобождаются от надбавок к сметной стоимости жилых домов; во-вторых, до 50% затрат на строительство домов ЖСК покрывается из городского бюджета и за счет реализации на коммерческой основе до 10% общей жилой площади в каждом кооперативном доме. Кроме того, согласно этому документу предполагается предусматривать в бюджетных показателях ассигнования на покрытие расходов по строительству домов ЖСК с учетом объемов, предусмотренных в ежегодных инвестиционных программах правительства Москвы.
  Во втором случае все затраты возлагаются на членов конкретного жилищно-строительного кооператива.
  Создание кооператива, как правило, проходит в четыре этапа.
  На первом этапе по инициативе и с участием юридического лица либо органа местного самоуправления проводится собрание учредителей, желающих объединиться в потребительский кооператив. Если кооператив создается без поддержки органа местного самоуправления или юридического лица, то собрание организуется самостоятельно.
  На собрании наряду с вопросами, связанными с организацией жилищно-строительного кооператива, оговариваются возможные места отводов либо приобретения земельных участков под жилищное строительство, рассматриваются варианты типовых или индивидуальных проектов жилого дома, уточняется список граждан, желающих стать членами кооператива, и членов их семей. Собрание принимает решение о создании жилищно-строительного кооператива и выбирает из своего состава группу лиц - комиссию, которая должна будет заниматься организационными вопросами до регистрации кооператива в качестве юридического лица и избрания правления кооператива. Комиссия разрабатывает проект устава, подготавливает и проводит общее собрание учредителей для принятия устава.
  Возможен вариант, когда инициативная комиссия не выбирается на собрании, а создается до проведения собрания решением органа местного самоуправления либо юридического лица из числа граждан, желающих объединиться в кооператив.
  До оформления управленческих структур инициативная комиссия должна выступать по вопросам, связанным с будущим кооперативом, перед органами местного самоуправления и другими организациями. Полномочия по решению организационных вопросов по созданию жилищно-строительного кооператива необходимо оформлять доверенностью, которая должна выдаваться гражданами, желающими создать кооператив, руководителю инициативной комиссии.
  На втором этапе решаются вопросы, связанные с земельным участком, на котором будет вестись кооперативное жилищное строительство. Если орган местного самоуправления поддерживает конкретный кооператив, то он проверяет обоснованность решения собрания граждан, желающих объединиться в кооператив, и наличие возможности осуществить жилищное строительство, утверждает решение собрания об образовании жилищно-строительного кооператива, производит отвод земли для строительства дома и при необходимости включает в государственный план проектные и строительно-монтажные работы по возведению жилого дома кооператива. В таких случаях отвод земли производится, как правило, в районах массового жилищного строительства, имеющих дороги, магистральные сети водопровода, канализации и водоснабжения.
  В тех случаях, когда жилищно-строительный кооператив создается без поддержки органов местного самоуправления либо юридического лица, граждане самостоятельно прорабатывают вопросы, связанные с отводом земельного участка либо приобретением его в аренду или на праве собственности.
  На третьем этапе инициативная комиссия созывает собрание учредителей, на котором принимается устав жилищно-строительного кооператива.
  На четвертом, заключительном этапе устав, принятый собранием учредителей, и протокол этого собрания представляются в орган государственной регистрации юридических лиц по месту нахождения жилищно-строительного кооператива, где кооператив регистрируется.
  С момента государственной регистрации кооператив приобретает статус юридического лица, а учредители становятся его членами. Как верно отмечается в литературе, регистрация означает возможность реализации прав и обязанностей учредителей (участников) в полном объеме <*>.
  --------------------------------
  <*> См.: Захаров В.А. Создание юридических лиц: правовые вопросы. М.: Норма, 2002. С. 133.
 
  В уставе жилищно-строительного кооператива должны быть обязательно указаны:
  - наименование с указанием на основную цель его деятельности, а также слово "кооператив". Например, "Юго-западный жилищно-строительный кооператив" либо "Кооператив по строительству и эксплуатации жилья "Вишневый сад";
  - место нахождения кооператива, которое определяется местом его государственной регистрации;
  - порядок управления деятельностью жилищно-строительного кооператива;
  - предмет и цели деятельности кооператива;
  - сведения о порядке вступления в члены кооператива;
  - порядок выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат;
  - размер вступительных и паевых взносов;
  - состав и порядок внесения вступительных и паевых взносов;
  - ответственность за нарушение обязательств по внесению паевых взносов;
  - состав и компетенция органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
  - порядок покрытия членами кооператива понесенных им убытков;
  - порядок реорганизации и ликвидации кооператива.
  Кроме того, в устав могут включаться и другие, не противоречащие законодательству положения, связанные с особенностями деятельности конкретного кооператива.
  Наряду с действующим законодательством устав жилищно-строительного кооператива служит юридической основой, обеспечивающей участие кооператива в гражданских, административных, земельных и других правоотношениях. Нормы устава обязательны для регулирования внутрикооперативных отношений. В случае возникновения споров в данных отношениях правоприменительные органы наряду с положениями законодательных и иных нормативных актов основываются на нормах конкретного устава жилищно-строительного кооператива.
  Жилищно-строительные кооперативы приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности через свои органы. В целях формирования исполнительно-распорядительных и контролирующих органов инициативная комиссия созывает общее собрание членов кооператива, на котором избираются правление и ревизионная комиссия кооператива <*>.
  --------------------------------
  <*> Об органах управления и контроля жилищных и жилищно-строительных кооперативов см. § 3 настоящей главы.
 
  Функции заказчика по проектированию и строительству жилых домов жилищно-строительных кооперативов, как правило, выполняет сам кооператив. В тех случаях, когда организации жилищно-строительного кооператива содействуют органы местного самоуправления или юридические лица, функции заказчика могут возлагаться на управления (отделы) капитального строительства органов местного самоуправления или организаций, при содействии которых созданы кооперативы.
  Если патронажный кооператив передал функции заказчика, то отношения между кооперативом и управлением (отделом) капитального строительства либо организацией оформляются договором, по которому жилищно-строительный кооператив передает функции заказчика по проектированию и (или) строительству многоквартирного дома со сметной стоимостью по сводному сметному расчету. Управление (отдел) капитального строительства либо соответствующая организация принимает на себя все обязанности заказчика по оформлению и освоению участка строительства, заключению договоров и расчетам с проектной, подрядной и пусконаладочными организациями по обеспечению строительства материалами, оборудованием и т.д. Кооператив в свою очередь обязуется внести на специальный счет управления (отдела) собственные средства в установленном соглашением размере.
  Жилищно-строительный кооператив вправе контролировать строительство жилого дома, предназначенного для него. Для этой цели кооператив может назначить компетентного в области строительства члена (членов) кооператива, который осуществляет наблюдение за ходом строительства и согласовывает возникающие в процессе строительства вопросы. На указанного гражданина кооператив в лице председателя правления оформляет доверенность на осуществление возложенных полномочий. Договор по строительству жилого дома должен предусматривать имущественную ответственность сторон за нарушение взятых на себя обязательств.
  В тех случаях, когда кооператив самостоятельно осуществляет функции заказчика, правление от имени жилищно-строительного кооператива заключает договор подряда на капитальное строительство со специализированной строительной организацией.
  По договору строительного подряда, согласно § 3 гл. 37 ГК РФ, подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика (в данном случае - кооператива) многоквартирный дом, а заказчик - создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить обусловленную в договоре стоимость работ. В таком договоре, как правило, содержатся условия о выполнении монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся домом работ.
  Следует отметить, что подрядчик обязан осуществлять строительство и иные связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой стоимости работ. При отсутствии иных указаний в договоре предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и смете. Подрядчик производит испытания смонтированного им оборудования, сдает рабочей комиссии жилой дом.
  Заказчик в свою очередь обязан своевременно передать подрядчику проектно-сметную документацию, оборудование, материалы и пр., предоставить для строительства земельный участок, обеспечить открытие и финансирование строительства, принять от подрядчика по акту рабочей комиссии законченное строительством жилье.
  На практике случаи выступления кооператива в качестве заказчика до последнего времени встречались достаточно редко. Это объяснялось прежде всего тем, что абсолютное большинство жилищно-строительных кооперативов создавалось при органах местного самоуправления (ранее исполкомах местных Советов народных депутатов) или при государственных организациях. В настоящее время в связи с тем, что, с одной стороны, граждане имеют возможность самостоятельно организовывать жилищно-строительные кооперативы, а с другой - кооператив может образовываться при содействии юридических лиц различных организационно-правовых форм, жилищно-строительные кооперативы самостоятельно выступают в роли заказчика по договору капитального строительства жилого дома.
  Организация жилищных кооперативов в целом аналогична созданию жилищно-строительных кооперативов. Это относительно новая форма жилищной кооперации. Впервые она была предусмотрена в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по ускорению развития жилищной кооперации" от 31 марта 1988 г. <*> N 406, где указано, что жилищные кооперативы создаются для приобретения (покупки) новых или капитально отремонтированных (реконструированных) жилых домов и их последующей эксплуатации.
  --------------------------------
  <*> Собрание постановлений Совета Министров (Правительства) СССР. 1988. N 16. Ст. 43.
 
  После государственной регистрации кооператива в качестве юридического лица и избрания исполнительных и ревизионных органов жилищный кооператив подбирает, а затем приобретает у юридического лица, граждан или органов местного самоуправления новый или капитально отремонтированный жилой дом. В этом случае заключается договор купли-продажи многоквартирного дома. По такому договору продавец обязуется передать в собственность покупателя многоквартирный дом, а покупатель - принять дом и уплатить за него определенную денежную сумму. В качестве покупателя по данному договору выступает жилищный кооператив. Продавцом могут быть органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица, имеющие на праве собственности многоквартирный дом.
  Такой договор заключается в простой письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, и подлежит государственной регистрации (ст. 550 и 551 ГК РФ).
  В целях более полной защиты прав покупателей установлено правило, из которого следует, что передача многоквартирного дома продавцом и принятие его кооперативом осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. При этом если иное не предусмотрено договором, обязательство передать дом считается исполненным после вручения его покупателю и подписания соответствующего документа о передаче.
  Уклонение одной из сторон от подписания документа о передаче многоквартирного дома на условиях, предусмотренных договором купли-продажи, считается соответственно отказом продавца от исполнения обязанности передать дом, а покупателя - его принять. Само по себе принятие покупателем дома, не соответствующего условиям договора, в том числе в случае, когда такое несоответствие оговорено в документе, не является основанием для освобождения продавца от ответственности за ненадлежащее исполнение договора.
  В случае передачи многоквартирного дома, не соответствующего условиям договора, покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца соразмеренного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, возмещения своих расходов на устранение недостатков.
  Важно подчеркнуть, что в случае существенного нарушения требований к качеству дома (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, либо выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) жилищный кооператив как покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за дом денежной суммы либо потребовать замены дома ненадлежащего качества многоквартирным домом, соответствующим договору.
  Из ст. 552 ГК РФ следует, что одновременно с передачей права собственности на многоквартирный дом передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этим домом и необходима для его использования. При этом возможны различные варианты, а именно:
  - если продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемый дом, покупателю передается право собственности либо предоставляется право аренды на соответствующий земельный участок;
  - если продавец не является собственником земельного участка, на котором находится продаваемый дом, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец дома.
  В договоре о продаже многоквартирного дома жилищному кооперативу возможны и нетрадиционные (но необходимые для нормального проживания граждан) условия. Например, по соглашению между жилищным кооперативом и органом местного самоуправления на кооператив могут возлагаться такие обязательства, как озеленение и благоустройство участка, прилегающего к дому, установка ограды и устройство тротуаров в пределах отведенного для жилого дома земельного участка и т.д.
  Необходимо отметить, что рассматриваемая форма жилищной кооперации существенно отличается от жилищно-строительных кооперативов. Первым отличием является то, что при организации жилищного кооператива не требуется такого сложного этапа, как отвод либо приобретение земли, так как участок закреплен за конкретным приобретаемым жилым домом.
  Второе отличие заключается в основании приобретения многоквартирных домов: жилищный кооператив покупает, а жилищно-строительный - возводит жилые дома, т.е. в первом случае имеет место первоначальный способ возникновения права собственности, а во втором - производный.
  Третье отличие вытекает из второго и связано с разными способами приобретения дома. У жилищного кооператива менее длительный срок от регистрации кооператива до предоставления его членам жилых помещений.
  Из изложенного следует, что указанные формы жилищной кооперации различаются организацией и способом приобретения дома до начала его эксплуатации. В деятельности и обеспечении членов кооператива жилыми помещениями различий между жилищными и жилищно-строительными кооперативами нет, они преследуют одни и те же цели - удовлетворение жилищно-бытовых потребностей пайщиков кооператива и членов их семей. До выплаты членами кооперативов паевых взносов жилищные и жилищно-строительные кооперативы являются собственниками жилых помещений и объектов общего пользования многоквартирного дома.
  ГК РФ предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности потребительскими кооперативами, в том числе жилищными и жилищно-строительными. Однако это обусловливается тем, что такая деятельность должна служить целям, ради которых созданы названные кооперативы. В отличие от прежнего законодательства ГК РФ устанавливает правило, по которому доходы, полученные жилищными и жилищно-строительными кооперативами от предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законом и уставом, могут распределяться между их членами.
 
 § 3. Органы управления и контроля жилищных
 и жилищно-строительных кооперативов
 
  В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Органы жилищных и жилищно-строительных кооперативов можно разделить на органы управления и контроля.
  К органам управления следует отнести: во-первых, общее собрание членов кооператива или конференцию уполномоченных - высшие органы; во-вторых, правление или председателя кооператива - исполнительно-распорядительные органы.
  В соответствии со ст. 116 ЖК РФ высшим органом управления кооператива является общее собрание (вместо него в крупных кооперативах могут созываться конференции полномочных представителей). Норма представительства для участия в собрании уполномоченных (конференции полномочных представителей) устанавливается уставами конкретных кооперативов.
  Выбирая норму представительства, думается, что кроме учета общей численности членов объединения кооперативу необходимо принимать во внимание, что на конференции должны присутствовать не более 100 представителей, в противном случае могут возникнуть сложности организационного порядка (отсутствие необходимого помещения для проведения собрания, трудности в оповещении членов кооператива и ведении собрания). Вместе с тем представительство на конференции должно быть обусловлено четкими и понятными критериями: например, уполномоченные от каждой лестничной площадки или от каждого подъезда жилого дома (домов) кооператива. ЖК РФ устанавливает минимальное количество членов кооператива, при котором могут созываться конференции - не менее 50%.
  В настоящее время объем полномочий высшего органа управления кооператива определяется законодательством, включающим как российские нормативные правовые акты, так и акты Союза ССР. Представляется правильным существующее в литературе деление компетенции общего собрания юридического лица на исключительную и альтернативную <*>. Закон СССР "О кооперации в СССР" в п. 3 ст. 14 относит к исключительной компетенции высшего органа управления кооператива: принятие устава и внесение в него изменений и дополнений; избрание председателя, правления и ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, заслушивание отчетов об их деятельности; решение вопросов о приеме в члены кооператива, исключении из него, а также вопросы, связанные с выходом из кооператива, принятием и изменением правил внутреннего распорядка кооператива, положением об оплате труда, о материальной ответственности за ущерб, причиненный имуществу кооператива, и другие внутренние акты; определение размеров вступительных взносов; утверждение планов деятельности кооператива и отчеты об их исполнении; установление видов, размеров и направлений использования фондов и резервов; решение вопросов реорганизации и прекращения деятельности кооператива, вхождения его в союзы (объединения) и выхода из них.
  --------------------------------
  <*> См.: Шахов В.Д. Механизм самоуправления коллектива (организационно-правовые проблемы). Свердловск, 1990. С. 141.
 
  Думается, что уставом конкретных жилищно-строительных кооперативов может быть закреплен за общими собраниями (конференциями уполномоченных) более широкий круг полномочий. Так, наряду с полномочиями, определенными в Законе СССР "О кооперации в СССР", возможно отнесение к исключительной компетенции высшего органа кооператива решения вопросов по утверждению проекта и сводной сметы на строительство жилого дома; принятию решения о получении банковского кредита на строительство дома; утверждению расчета стоимости квартир; установлению размера паевых взносов; принятию решения о порядке эксплуатации жилого дома; установлению сроков внесения взносов на капитальный ремонт жилого дома, взносов на эксплуатацию и содержание придомовой территории, платы за коммунальные услуги; подаче заявления в орган местного самоуправления о переоборудовании непригодных для проживания жилых помещений в доме кооператива в нежилые; рассмотрению жалоб на действия правления и ревизионной комиссии кооператива. Действовавший до 19 апреля 1989 г. <*> Примерный устав жилищно-строительного кооператива, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1965 г. N 1143 <**>, относил к исключительной компетенции и выделение служебной жилой площади в доме кооператива для обслуживающего персонала. Указание данных вопросов в конкретных уставах не противоречит Закону СССР "О кооперации в СССР", ГК РФ и ЖК РФ. В соответствии с уставом кооператива к его исключительной компетенции могут быть отнесены и другие вопросы организационной, хозяйственной и общественной деятельности кооператива (п. 3 ст. 14 Закона СССР "О кооперации в СССР").
  --------------------------------
  <*> Собрание постановлений Совета Министров (Правительства) РСФСР. 1989. N 13. Ст. 73.
  <**> Собрание постановлений Совета Министров (Правительства) РСФСР. 1965. N 23. Ст. 144.
 
  Альтернативная компетенция общего собрания (конференции уполномоченных) предполагает возможность принять к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к ведению исполнительно-распорядительных и контрольных органов жилищных или жилищно-строительных кооперативов.
  Следует иметь в виду, что возможность рассматривать любые вопросы, связанные с деятельностью кооператива, не дает право высшему органу (как, впрочем, и другим) вмешиваться в осуществление членами кооператива своих гражданских прав по пользованию квартирой. Аналогичный вывод сделал и И. Приходько. "...Общее собрание, - писал он, - не должно решать по своему усмотрению те вопросы, которые связаны с реализацией членом кооператива своего субъективного гражданского права". Однако этот вывод И.А. Приходько обусловливает положениями закона и устава, действовавшими "в момент вступления в кооператив" <*>. Обусловленность субъективных гражданских прав членов кооператива нормами, действовавшими в момент вступления в кооператив, представляется не совсем верной. Действительно, гражданин, вступая в члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, приобретает комплекс прав и обязанностей, предусмотренный различными нормативными актами, в том числе и уставом. Однако правовое регулирование различных отношений может периодически изменяться, при этом новые положения распространяются на все отношения, подпадающие под действие данного нормативного акта. Кроме того, если новые правила вступают в противоречие с уставами каких-либо объединений, то устав в части, противоречащей нормативному акту, не действует и может быть признан судом недействительным.
  --------------------------------
  <*> Приходько И. Правовое положение ЖСК в новых условиях // Советская юстиция. 1990. N 1. С. 8.
 
  Созыв общего собрания (конференции полномочных представителей) кооператива производится членами кооператива или его органами.
  Очередные собрания кооператива созываются правлением не реже той периодичности, которая закреплена в уставе кооператива. Во многих уставах кооперативов отражена норма, содержащаяся в отмененном Примерном уставе жилищно-строительного кооператива, которая указывала на то, что собрание должно было созываться правлением не реже двух раз в год. В настоящее время возможны различные варианты регулирования данного вопроса в уставах конкретных кооперативов. Представляется, что целесообразно проводить созыв высшего органа управления кооператива не реже одного раза в год.
  При возникновении ситуации, когда необходимо безотлагательное решение каких-либо вопросов, созыв внеочередного собрания могут потребовать третья часть членов кооператива, правление, ревизионная комиссия. Представляется, что в "патронажном" кооперативе право требования внеочередного собрания должны иметь либо организация, либо орган местного самоуправления, при помощи которых был организован кооператив.
  Общее собрание членов жилищного кооператива является правомочным, если на нем присутствуют более 50% членов кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, - более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании. Решение общего собрания членов жилищного кооператива, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех членов жилищного кооператива. Общее собрание членов жилищного кооператива избирает органы управления жилищного кооператива и органы контроля за его деятельностью. Решение общего собрания членов жилищного кооператива оформляется протоколом (ст. 117 ЖК РФ).
  В целях проведения текущей работы, организации выполнения принятых решений общее собрание (конференция уполномоченных) избирает исполнительно-распорядительный орган - правление. Уставами кооперативов определяется срок деятельности правления, который, как представляется, не должен быть менее двух и более пяти лет. Согласно ст. 118 ЖК РФ правление жилищного кооператива избирается из числа членов жилищного кооператива общим собранием членов жилищного кооператива (конференцией) в количестве и на срок, которые определены уставом кооператива. Порядок деятельности правления жилищного кооператива и порядок принятия им решений устанавливаются уставом и внутренними документами кооператива (положением, регламентом или иным документом кооператива). Правление жилищного кооператива осуществляет руководство текущей деятельностью кооператива, избирает из своего состава председателя кооператива и осуществляет иные полномочия, не отнесенные уставом кооператива к компетенции общего собрания членов кооператива. Правление жилищного кооператива подотчетно общему собранию членов кооператива (конференции). Если кооператив объединяет небольшое количество членов, то функции правления может выполнять председатель кооператива.
  Формулируя обязанности правления, уставы большинства жилищных и жилищно-строительных кооперативов воспроизводят ст. 33 отмененного Примерного устава жилищно-строительного кооператива, определяя получение установленных общим собранием вступительных и паевых взносов от членов кооператива; составление планов, смет и отчетов; управление домохозяйством; наем рабочей силы для обслуживания домохозяйства и увольнение их; заключение договоров; выдачу банковским организациям обязательств по погашению кредита и совершение других сделок от имени кооператива; осуществление технического надзора за строительством дома (домов) жилищно-строительного кооператива и участие через своего представителя в государственной комиссии по приемке дома (домов) в эксплуатацию; представительство кооператива во всех судебных и административных учреждениях и общественных организациях; ведение списка членов кооператива, ведение делопроизводства кооператива; выполнение других обязанностей. Следует отметить, что изложенная норма не противоречит действующему законодательству.
  Как верно отмечал Ш.Д. Чиквашвили, объем полномочий правления совпадает с пределами специальной правоспособности юридической личности кооператива. Все права и обязанности, которые находятся в этих пределах, могут быть осуществлены правлением от имени и за счет жилищного кооператива <*>.
  --------------------------------
  <*> См.: Чиквашвили Ш.Д. Жилищно-строительная кооперация в СССР. М., 1965. С. 72.
 
  Правление созывается председателем не реже определенного в уставе количества раз в конкретный период, обычно не реже одного раза в месяц; в пределах своей компетенции принимает решения, обязательные к исполнению всеми членами кооператива, а также лицами, работающими в кооперативе по трудовым договорам. Решения правления могут быть отменены только общим собранием (собранием уполномоченных) кооператива. Правление не реже одного раза в год отчитывается перед высшим органом управления кооператива. Надо полагать, что общее собрание (собрание уполномоченных) вправе потребовать отчета у отдельного члена правления.
  Руководит деятельностью членов правления кооператива председатель, который избирается на заседании высшего органа управления или исполнительно-распорядительного органа. Согласно ст. 119 ЖК РФ председатель правления жилищного кооператива избирается правлением жилищного кооператива из своего состава на срок, определенный уставом жилищного кооператива. Председатель правления жилищного кооператива:
  - обеспечивает выполнение решений правления кооператива;
  - без доверенности действует от имени кооператива, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
  - осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Кодексом или уставом кооператива к компетенции общего собрания членов кооператива (конференции) или правления кооператива.
  Председатель правления жилищного кооператива при осуществлении прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах кооператива добросовестно и разумно.
  В соответствии с п. 4 ст. 14 Закона СССР "О кооперации в СССР" председатель обеспечивает выполнение решений общего собрания (собрания уполномоченных) и правления, представляет кооператив в отношениях с государственными органами, предприятиями, организациями и другими кооперативами, заключает договоры, совершает иные действия.
  Ревизионная комиссия является контрольным органом кооператива. Комиссия избирается на общем собрании (собрании уполномоченных), как правило, на тот же срок, что и правление. В обязанность ревизионной комиссии входит проверка хозяйственной и финансовой деятельности правления кооператива. На основании ст. 120 ЖК РФ для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией) избирается ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива на срок не более чем три года. Количество членов ревизионной комиссии жилищного кооператива определяется уставом кооператива. Члены ревизионной комиссии не могут являться членами правления жилищного кооператива и одновременно занимать иные должности в органах управления жилищного кооператива.
  Ревизионная комиссия жилищного кооператива из своего состава избирает председателя ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива:
  - в обязательном порядке проводит плановые ревизии финансово-хозяйственной деятельности жилищного кооператива не реже одного раза в год;
  - представляет общему собранию членов кооператива (конференции) заключение о бюджете жилищного кооператива, годовом отчете и размерах обязательных платежей и взносов;
  - отчитывается перед общим собранием членов кооператива (конференцией) о своей деятельности.
  Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива в любое время вправе проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности кооператива и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности кооператива. Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) жилищного кооператива определяется уставом кооператива и другими документами кооператива.
  Думается, что в целях решения конкретной задачи высшим органом управления или правлением кооператива может создаваться временная комиссия. Полномочия этой комиссии должны оформляться доверенностью, выданной руководителю данного образования. При достижении поставленной цели комиссия отчитывается на общем собрании (конференции уполномоченных) или правлении кооператива.
 
 § 4. Прекращение деятельности жилищного
 или жилищно-строительного кооператива
 
  Прекращение деятельности и коммерческих, и некоммерческих организаций регулируется ГК РФ и специальными законами, посвященными отдельным организационно-правовым формам юридических лиц. Применительно к жилищным и жилищно-строительным кооперативам следует констатировать тот факт, что в настоящее время специального закона нет, а ЖК РФ предлагает отсылочную статью. Следовательно, при прекращении деятельности рассматриваемых кооперативов следует руководствоваться ст. 58 - 64 ГК РФ.
  Начнем с ликвидации. Как следует из ст. 61 ГК РФ, ликвидация кооператива влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Кооператив может быть ликвидирован:
  - по решению общего собрания членов;
  - по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных законом.
  Требование о ликвидации кооператива по вышеназванным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
  Решением суда о ликвидации кооператива на его членов могут быть возложены обязанности по осуществлению его ликвидации.
  Как ни парадоксально, но в отсутствие специальных норм в ЖК РФ кооператив может быть ликвидирован вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
  Общее собрание членов жилищного или жилищно-строительного кооператива, принявшее решение о ликвидации юридического лица, обязано незамедлительно письменно сообщить об этом в налоговые органы для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что кооператив находится в процессе ликвидации.
  Общее собрание членов кооператива, принявшее решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации.
  С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами кооператива. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого кооператива выступает в суде.
  Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
  Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации кооператива.
  После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
  Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием кооператива.
  Если имеющиеся у ликвидируемого кооператива денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Представляется, что к такому имуществу не могут быть отнесены жилые помещения, занимаемые членами ликвидируемого кооператива.
  После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием членов кооператива.
  Ликвидация считается завершенной, а кооператив - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
  На основании ст. 64 ГК РФ при ликвидации жилищного или жилищно-строительного кооператива требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
  в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемый кооператив несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
  во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту;
  в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого кооператива;
  в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
  При этом требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
  В случае недостаточности имущества оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.
  При отказе ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонении от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса кооператива обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного кооператива.
  Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого кооператива, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
  Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого кооператива, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
  Жилищные и жилищно-строительные кооперативы могут прекращать свою деятельность путем реорганизации. Общее собрание членов кооператива вправе произвести слияние или присоединение с другим аналогичным кооперативом или провести преобразование кооператива.
  Рассмотрим процедуры возможных вариантов слияний и присоединений.
  Слияние происходит, когда два, три или более кооперативов решили организовать один. Такие организации иногда называют объединенными кооперативами.
  Присоединение возможно, когда один кооператив присоединяется к другому, как правило, более крупному или ранее организованному.
  Оба варианта - и слияние, и присоединение - осуществляются в целях более оптимального эксплуатирования жилищного фонда и придомовых территорий. В обоих случаях происходит правопреемственность, т.е. переход прав и обязанностей прекратившего свою деятельность кооператива: в первом случае к вновь возникшему кооперативу (п. 1 ст. 58 ГК РФ), во втором случае к присоединяемому (п. 2 ст. 58 ГК РФ). Правопреемство происходит на основании передаточного акта.
  Преобразование жилищного или жилищно-строительного кооператива производится, как правило, в товарищество собственников жилья, т.е. происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, к вновь возникшему товариществу переходят права и обязанности реорганизованного кооператива в соответствии с передаточным актом <*>.
  --------------------------------
  <*> Следует отметить, что на основании ст. 14 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" при выплате полностью паевого взноса хотя бы одним членом кооператива кооператив следует преобразовывать в товарищество собственников жилья до 1 января 2007 г.
 
  Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного кооператива в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
  Передаточный акт утверждается общим собранием кооператива и представляется вместе с учредительными документами в налоговые органы для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы уже существующих юридических лиц <*>.
  --------------------------------

<< Пред.           стр. 5 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу