<< Пред.           стр. 1 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  Институт международного права и экономики имени
  А.С. Грибоедова
 
 
  КАНДИДАТСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
  НАПИСАНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ, ЗАЩИТА
  Методические рекомендации по подготовке и написанию диссертации на соискание ученой степени кандидата наук
 
 
 
 
 
 
 
  Москва 2001
 
 
 
 
 
 
 
 
  Автор-составитель - Р.И. Панкратов
 
 
 
 
 
 
  Рецезенты:
  доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, проректор по научной работе ИМПЭ им. А.С. Грибоедова В.Д. Ермаков;
  главный специалист диссертационного совета в ИМПЭ им. А.С. Грибоедова Н. С. Гущина
  Кандидатская диссертация. Написание, оформление, защита: Методические рекомендации по подготовке и написанию диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. - 88 с.
  (c) Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 2001
  (c) Р.И. Панкратов, 2001
 ВВЕДЕНИЕ 4
 Поступающий в аспирантуру представляет: 5
 Институт гарантирует своим аспирантам: 5
 ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ТЕМЫ КАНДИДАТСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 8
 ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ И СБОР ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 9
 ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 13
 Обоснование актуальности избранной темы 14
 Наблюдение 15
 СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ И ПРИЕМЫ ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА 17
 НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТИЛЮ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ 20
 ОФОРМЛЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ 23
 Текст цитаты 23
 Числительные и условные сокращения 24
 Библиографический аппарат 25
 Библиографическое описание документа Заголовок описания 26
 Библиографическое описание части документа 27
 Примеры библиографического описания 30
 Оформление ссылок 31
 Оформление текста диссертации 32
 ПРЕДЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЕ АВТОРЕФЕРАТА ДИССЕРТАЦИИ 33
 УЧЕТ ОБЪЕМА ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ 34
 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 35
 ПРИЛОЖЕНИЯ 36
 Приложение 1 36
 Приложение 2 39
 Приложение 3 40
 ПОЛОЖЕНИЕ 40
 О ПОРЯДКЕ ПРИСУЖДЕНИЯ НАУЧНЫМ И НАУЧНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ И ПРИСВОЕНИЯ НАУЧНЫМ 40
 Приложение 4 49
 ПОЛОЖЕНИЕ О ДИССЕРТАЦИОННОМ СОВЕТЕ 49
 Приложение № 5 57
 ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ДИССЕРТАЦИИ 57
 Приложение № 6 57
 ОБЛОЖКА ДИССЕРТАЦИИ В ВИДЕ НАУЧНОГО ДОКЛАДА 57
 Приложение № 7 58
 ПЕРЕЧЕНЬ 58
 ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ СОИСКАТЕЛЕМ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ 58
 Приложение № 8 58
 ОБЛОЖКА АВТОРЕФЕРАТА 58
 Приложение № 9 59
 ПЕРЕЧЕНЬ 59
 ОРГАНИЗАЦИЙ, КОТОРЫМ АВТОРЕФЕРАТЫ, НАПЕЧАТАННЫЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ, ПОДЛЕЖАТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ РАССЫЛКЕ1 59
 Перечень документов, входящих в первый экземпляр аттестационного дела по присуждению ученой степени, направляемого в ВАК 60
 Приложение № 10 61
 Приложение № 11 62
 БЮЛЛЕТЕНЬ 62
 Приложение № 15 62
 Приложение № 17 63
 Приложение № 18 65
 Приложение №19 66
 Приложение № 20 66
 Приложение № 7 67
 ИНСТРУКЦИЯ 67
 О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ ДИПЛОМА ДОКТОРА (КАНДИДАТА) НАУК, АТТЕСТАТА ПРОФЕССОРА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 67
 ПОЛОЖЕНИЕ 68
 О ПОДГОТОВКЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И НАУЧНЫХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 68
 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ" 73
 
  ВВЕДЕНИЕ
 
  Диссертация - это научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты и получения ученой степени кандидата или доктора наук (в России).
  Диссертация на соискание ученой степени является квалификационным научным трудом, который может представлять собой специально подготовленную рукопись, а также может быть выполнена в виде научного доклада, опубликованной монографии или учебника. Она должна содержать решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо в ней должны быть изложены научно-обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач.
  Диссертация готовится единолично автором; в ней должна содержаться совокупность научных выводов, выдвигаемых им для публичной защиты, имеющих внутреннее единство и свидетельствующих о личном вкладе соискателя в разработку научной проблемы. Новые решения, предложенные соискателем, должны быть четко изложены, аргументированы и критически соотнесены с ранее известными научными разработками.
  В диссертациях, имеющих прикладное значение, приводятся сведения о практическом использовании полученных автором результатов, которые должны подтверждаться актами, справками, заключениями организаций, в которых проходила апробация научных разработок автора. В диссертациях, имеющих теоретическое значение, - рекомендации по использованию научных выводов и предложений при подготовке учебников, учебных пособий для системы высшего и среднего образования.
  Учитывая, что диссертация - это квалификационная работа, которая показывает научно-практический уровень подготовки соискателя ученой степени, следует обратить внимание на то, чтобы все материалы, включенные в текст диссертации были объединены ведущей идеей исследования и обязательно в ходе исследования аргументированы и доказаны, все компоненты диссертации должны быть логически взаимосвязаны.
  На момент выхода в свет настоящей книги аспирантура ИМПЭ им. А.С. Грибоедова предоставляет возможность готовить аспирантам (соискателям) диссертации по специальностям:
 
  ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
  12.00.02 "Конституционное право; муниципальное право" 12.00.03 "Гражданское право; семейное право; предпринимательское право; международное частное право"
  12.00.08 "Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право"
  12.00.11 Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура"
  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
  05.13.01 "Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)"
  08.00.01 "Экономическая теория"
  08.00.05 "Экономика и управление хозяйством"
  В соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования поступающие в аспирантуру сдают вступительные экзамены:
  • специальная дисциплина (по выбору);
  • философия;
  • иностранный язык.
 
  Поступающий в аспирантуру представляет:
  1. Заявление на имя ректора института.
  2. Копии диплома о высшем профессиональном образовании (бакалавра, специалиста, магистра) и приложения к нему.
  3. Анкету.
  4. Список научных трудов (при наличии).
  5. Удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов (при наличии у поступающего сданных кандидатских экзаменов).
  6. Фотографии размером 4x6 - 3 шт.
  Документ, удостоверяющий личность, и диплом о высшем профессиональном образовании представляются лично во время собеседования.
  Документы принимаются в течение всего учебного года.
  Сроки проведения вступительных экзаменов определяются аспирантурой.
  Лицам, допущенным к вступительным экзаменам в аспирантуру, предоставляется отпуск продолжительностью в тридцать календарных дней для подготовки и сдачи экзаменов с сохранением заработной платы по месту работы.
  Зачисленным на очную форму обучения предоставляется отсрочка от призыва в армию на весь срок обучения в аспирантуре (три года).
 
  Институт гарантирует своим аспирантам:
  • высокий профессиональный уровень научного руководства по подготовке кандидатов наук;
  • возможность стажировок в вузах-партнерах за рубежом, а также в различных научных учреждениях Москвы;
  • пользование библиотечным фондом института;
  • участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, проводимых институтом;
  • публикацию научных статей по теме диссертации.
  Институт располагает обширным фондом учебной, учебно-методической и научной литературы, насчитывающим более 200 тыс. экземпляров книг, который постоянно пополняется.
  Аспиранты имеют возможность работать по исследовательским программам в научных учреждениях Москвы, с которыми институт имеет договоры о сотрудничестве в подготовке научно-педагогических кадров - в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, во ВНИИ МВД России, НИИ семьи и детства и других.
  В нашем институте есть все необходимые условия для успешной подготовки и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических или экономических наук.
  Вот только несколько имен крупнейших специалистов, работающих в ИМПЭ им. А.С. Грибоедова:
  Илъчиков Михаил Захарович - ректор ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, доктор экономических наук, профессор. Является членом Правительственной комиссии по делам молодежи. Имеет ряд публикаций по актуальным проблемам политики, права и экономики. Его монографии используются в научно-педагогической практике.
  Бойков Александр Дмитриевич - доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник. Специалист в области уголовного судопроизводства, судоустройства, прокурорского надзора, адвокатуры. Много лет успешно работал в Московской областной коллегии адвокатов. Участвовал в разработке проектов законов "Об адвокатуре Российской Федерации", Основ уголовного судопроизводства СССР и союзных республик, Уголовно-процессуального кодекса РФ и др. Им опубликовано более 350 научных работ.
  Ермаков Вячеслав Дмитриевич - доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, проректор по научной работе ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. Специалист в области криминологии, семейного и экологического права, эксперт ООН по проблемам экологии. Автор более 200 научных работ по проблемам борьбы с преступностью, социальной защиты прав несовершеннолетних и молодежи.
  Камаев Владимир Дорофеевич - доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, заведующий кафедрой общих экономических дисциплин ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. Специалист в области политэкономии, экономический теории. Автор более 200 научных работ. Его имя известно не только в России, но и за рубежом.
  Короткое Эдуард Михайлович - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, почетный работник высшего образования России. Прошел подготовку в университете "Сити" Лондона, в Бингхэмптонском университете США, в Высшем институте управления Парижа. Им подготовлено более 25 кандидатов и 5 докторов экономических наук. Автор более 80 научных работ и ряда учебников по менеджменту.
  Краснов Михаил Александрович - доктор юридических наук. Преподавал во Всесоюзном юридическом заочном институте, возглавлял сектор муниципального права Института государства и права Академии наук. С 1993 г. - сотрудник Администрациии Президента РФ, с февраля 1995 г. по июнь 1998 г. - помощник Президента РФ по правовым вопросам. Специалист в области го-сударствоведения, конституционного и муниципального права. Автор более 140 научных и научно-публицистических публикаций.
  Оксамытный Виталий Васильевич - доктор юридических наук, професор, директор Центра сравнительного правоведения ИМПЭ им. А. С. Грибоедова. Заведовал отделом правовых проблем СНГ Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Эксперт ряда комитетов палат Федерального собрания РФ и Международной Ассамблеи СНГ. Специалист в области общей теории права, сравнительного правоведения, основных правовых систем современности. Автор свыше 120 научных публикаций.
  Панкрухин Александр Павлович - доктор экономических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Специалист в области маркетинга, проблем экономики и управления высшим образованием. Им написано свыше 40 учебников, монографий, научных трудов и учебно-методических разработок.
  Селиверстов Вячеслав Иванович - доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Специалист в области уголовно-исполнительного законодательства. Автор учебника и более 150 научных работ по данному направлению; участвовал в разработке Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
  Федотов Михаил Александрович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права. С 1994 г. имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. Ранее преподавал в Московской юридической академии, занимал пост Министра печати и информации в Правительстве Российской Федерации. Является одним из основных разработчиков Закона РФ "О средствах массовой информации ".
  Это далеко не полный перечень ведущих ученых института, которые изъявили желание осуществлять руководство аспирантами и соискателями.
  Институт готов, с учетом пожеланий аспирантов и соискателей, приглашать для научного руководства специалистов, работающих в других учебных или научных учреждениях страны.
 
 
 
 
 
 
 
  ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ТЕМЫ КАНДИДАТСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
 
  Каждый исследователь должен определить проблему своего научного поиска, разработать стратегические задачи работы над диссертацией. Процессы развития природы, общества, формирования информационного общества в России, социально-экономического становления мировой цивилизации многогранны и безграничны. Они дают возможность начинающему соискателю обдуманно избрать тему исследования, обстоятельно изучить ее, сделать соответствующие выводы и обобщения. Для этого необходимо настойчиво, изо дня в день кропотливо работать, творчески осмысливать собранный материал, изучать события и факты. Следует помнить, что "в науке нет широкой столбовой дороги", что только тот достигает ее вершин, кто последовательно "карабкается по ее каменистым тропам".
  Вот несколько советов соискателю, занятому выбором темы диссертации, обоснованием ее актуальности, определением содержания исследуемых проблем, конкретных жизненных ситуаций.
  Известный американский социолог, профессор Колумбийского университета Роберт Мертон справедливо отмечает, что любой исследователь, не только начинающий, обязан опираться на научные достижения, полученные другими учеными, объективно оценивать их, прислушиваться к мнению специалистов, работающих в различных областях научного знания.
  Исходя из этого принципа, начинающему научному работнику целесообразно побеседовать с видными учеными, прислушаться к мнению научного руководителя, учесть его пожелания. Вместе с тем не следует "вслепую" идти за рекомендациями даже именитых ученых, необходимо научиться творчески осмысливать высказанные пожелания, отстаивать свои позиции.
  "Шлифуя" тему диссертации, следует просмотреть каталог авторефератов защищенных диссертаций по избранной или близкой к ней проблеме в Российской государственной библиотеке, обратив внимание не только на тему диссертации, но и на название глав. Это поможет соискателю найти свои грани исследования, свои подходы к анализу проблемы. На специальных карточках необходимо записать автора и название заинтересовавших диссертаций, год и место защиты, их шифры. Это сохранит ваше время в последующий период не только при составлении списка использованной литературы, но и позволит заказать текст заинтересовавшей диссертации без вторичного обращения к каталогу.
  Желательно ознакомиться также с диссертационными работами, защищенными в смежных областях науки, так как на стыке наук можно найти новые проблемы, пути их решения. Знакомство не только с названиями диссертационных работ, но и с "чужими" методами, подходами к решению проблем поможет начинающим авторам применить их при анализе избранной проблемы и выработке практических рекомендаций.
  Нередко после выбора темы диссертации возникают сомнения в актуальности исследования, значимости выводов и обобщений для практического применения. Для снятия подобных сомнений соискатель вправе обратиться за консультацией не только на кафедру и в научные подразделения ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, но и в научные учреждения, исследовательские и ведомственные центры сотрудничающие с институтом, с просьбой об оказании помощи. В процессе беседы со специалистами, учеными и практиками начинающий соискатель может выявить важные вопросы и проблемы, пока недостаточно изученные и не освященные в научном плане.
  Особое внимание соискатель должен уделить выяснению новизны в исследовании и обоснованию актуальности избранной темы, так как эти вопросы стоят в центре обсуждения диссертационным советом. При этом следует исходить, на наш взгляд, из положения, что не всякий новый вывод всегда является прогрессивным, как и не все консервативные рекомендации пережили свое время.
  Для многих диссертационных исследований новизна заключается не только и даже не столько в провозглашении новых идей, сколько в более глубоком анализе уже высказанных положений, во введении в научный оборот еще не использованных научных источников, их глубоком осмыслении.
  Практическая значимость исследования может выражаться в различных формах, что определяется характером самой работы. Одни формы внедрения присущи работам методологического характера, другие - диссертациям по темам прикладного характера. Диссертант вправе самостоятельно определить тему исследования, формы практического использования полученных результатов и обоснованных теоретических положений.
 
  ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ И СБОР ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
 
  Важной задачей соискателя после выбора темы исследования становятся изучение литературных источников и сбор фактического материала. Эту работу рекомендуется вести в соответствии с индивидуальным планом работы диссертанта (далее - план), составленным с участием научного руководителя (см. приложение 1). План должен определить замысел предполагаемого научного исследования. Начинающему соискателю рекомендуется чаще обращаться к руководителю за помощью, прислушиваться к его мнению как по содержанию индивидуального плана работы, так и изучению литературных источников. В процессе совместной работы, опираясь на собранный фактический материал, соискатель ученой степени, как правило, уточняет тему диссертации, изменяет название глав, последовательность изложения материала. Этот процесс обычно длится весь период работы над диссертацией вплоть до ее защиты.
  План может строиться на гипотезах, построенных на основе интуиции и предполагаемых версиях. Эти предположения и версии могут претерпевать изменения, нередко даже отвергаться, но такая продуманная канва позволит систематизировать собранный материал, упорядочить всю последующую работу над диссертацией.
  План поможет последовательно раскрывать сущность как проблемы в целом, так и конкретных задач. Он всегда имеет динамический, подвижный характер и не может, не должен связывать развитие идеи и замысла исследователя при сохранении четкого и определенного научного направления в работе.
  В процессе осуществления плана соискателю следует быть логически последовательным. Важно научиться находить в любой работе главное, решающее, на чем следует сосредоточить в данное время все внимание. Это позволит найти оптимальное решение планируемых заданий.
  Продуманная тема исследования (даже не утвержденная окончательно), примерное название глав и параграфов позволяют соискателю целеустремленно искать литературные источники по избранной теме, основательно продумать идеи и проблемы, содержащиеся в ранее опубликованных монографиях, брошюрах и статьях, посвященных анализу данной или близких к ней проблем.
  Соискателю рекомендуется просмотреть все виды источников, содержание которых связано с темой диссертационного исследования. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, неопубликованные документы, диссертации, депонированные рукописи, отчеты специалистов о зарубежных командировках, официальные материалы. Особое внимание следует обратить на публикации, содержащиеся в периодической печати: статьи, заметки, данные социологических опросов, официальные сообщения.
  Состояние изученности темы целесообразнее проследить по информационным изданиям, цель выпуска которых - оперативная информация как о
  самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания. Информационные издания в отличие от обычных библиографических изданий оперируют не только сведениями о произведениях печати, но также идеями и фактами, в них заключенными.
  В настоящее время существует немало институтов, центров и служб научно-технической информации, систематизирующих литературные источники по различным отраслям науки и техники. Так, по естественным наукам обработку основных видов отечественных и зарубежных источников проводит ВИНИТИ, по общественным наукам - ИНИОН, по патентной документации - НПО "Поиск" и т. д. Их издания можно классифицировать по трем видам: библиографическому, реферативному и обзорному.
  Библиографические издания чаще всего носят сигнальный характер и состоят из кратких библиографических описаний часто без аннотаций и рефератов. Они с максимальной полнотой фиксируют новинки отечественной и зарубежной литературы. Их отличают оперативность подготовки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе. На эти издания возложена функция опережающего оповещения читателей о только что вышедшей научной и технической литературе. Они представляют собой по преимуществу систематические указатели, выпускаемые в виде бюллетеней, тематика которых охватывает почти все отрасли мировой науки и техники.
  Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.
  Реферативные сборники представляют собой периодические, продолжающиеся или непериодические издания, которые содержат рефераты неопубликованных документов. Их выпускают центральные отраслевые институты научно-технической информации и технико-экономических исследований. Такие издания носят узко тематический характер.
  Обзорные издания чаще всего посвящаются одной проблеме. Обзоры обобщают сведения, содержащиеся в первичных документах, являясь высшей ступенью их аналитико-синтетической переработки. Они сообщают о состоянии или развитии какой-либо отрасли науки или практической деятельности, отражая все новое, что сделано в ней за определенное время.
  В изучении источниковедческой базы начинающему соискателю следует обратить внимание на библиографические указатели "Книжная летопись", "Летопись журнальных статей", "Летопись газетных статей". Опубликованные в них источники разделены по соответствующей проблематике, что значительно облегчает работу диссертанта.
  Знакомясь с публикациями по избранной проблеме, не забудьте просмотреть ретроспективную библиографию, обычно помещенную в конце монографии или журнальной статьи. Списки таких источников, как свидетельствует практика, облегчают работу исследователя: они информируют его о научных трудах, вышедших в предшествующие годы по интересующим аспектам данной проблемы.
  Имея предварительный список источников (его пополнение будет идти по мере изучения публикаций), можно приступить к ознакомлению с литературой. Начинать целесообразно с работ общего характера, что позволит получить более полное представление по основным вопросам проблемы. По мере их изучения следует ознакомиться с монографиями и статьями, непосредственно примыкающими к теме диссертационного исследования.
  Ознакомившись с основными разделами интересующей работы по оглавлению, следует после ее беглого просмотра основательно изучить примыкающие к теме исследования разделы. Целесообразно делать выписки не только по библиотечным экземплярам, но также из собственных книг и журналов, не ограничиваясь подчеркиванием фактов, цифр и выводов. В последующей работе это облегчит формирование глав и параграфов диссертационной работы: позволит разложить выписки по проблемам. В обязательном порядке по каждой выписке следует указать название источника, автора, год издания.
  Составляя список (картотеку) литературных источников, следует отчетливо записать фамилию и инициалы автора, название источника, год и место издания, количество страниц монографии или брошюры, так как по ГОСТу это требуется отразить в диссертации. В случае ознакомления с журнальной статьей необходимо (в целях экономии времени при составлении списка литературы) обязательно выписывать исходные данные журнала (кем издается, год и месяц, номер издания). Нередко при чтении источников возникают собственные гипотезы, мысли, выводы; их целесообразно записывать по мере чтения материала на полях выписок. Они могут послужить основой для разработки новых положений, обоснования новых знаний.
  Исследователю следует находить главные и второстепенные материалы, уметь отличать существенные факты от мелких фактиков, выверенные цифры от случайных циферок. Возможно, это затруднительно выявить в процессе изучения источников, легче сделать во время их обдумывания. Наверное, часть собранной литературы останется не использованной, не войдет в рамки диссертации, что не должно смущать исследователя.
  В научном значении факты выражают вполне реальные события, свершившиеся в действительности. При оценке этих событий необходимо исходить из их научного значения, новизны, объективности и достоверности. Факты следует оценивать критически, сопоставлять между собой. Важно учитывать источники, откуда выписаны факты: одно дело, если они воспроизведены по публикациям авторских работ, другое - если взяты из документов государственных органов, общественных организаций, научных центров. В последнем случае достоверность, точность фактических данных более вероятна.
  Вместе с тем статистические данные, публикуемые от имени органов власти и управления, учреждений и ведомств также требует тщательной проверки.
  В известной мере такой подход необходим также при изучении монографических исследований и научных статей в области гуманитарных наук. В этом случае важно оценить достоверность информации с учетом научных позиций и мировоззрения автора, в зависимости от которых в эти источники могли включаться ошибочные трактовки явлений, положения, не соответствующие действительности.
  В диссертационном исследовании желательно анализировать спорные позиции, сопоставлять дискуссионные точки зрения. В этом случае прибегают к прямому цитированию или пересказу основных положений оппонента. В первом случае цитаты используются для дословной передачи утверждений оппонента, для сопоставления различных точек зрения.
  При пересказе мысли оппонента следует избегать искажения авторской позиции, тщательно излагая источник. Не рекомендуется ограничивать цитату лишь словами, подтверждающими собственную позицию. Тем более не следует подменять дискуссионную проблему другой, которая не рассматривается в данном контексте.
  ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
 
  С выбором темы исследования, после завершения в основном сбора фактического материала (в основном, ибо обогащение исследования новыми материалами и фактами продолжается постоянно в процессе анализа проблемы до полной подготовки диссертации) заканчивается предварительный этап работы. Прежде чем приступить к анализу фактического материала, необходимо продумать методологию научного исследования, формы и методы научного познания. Всякому научному познанию, научному исследованию соответствуют индивидуальные подходы диссертанта. Но для того, чтобы они были адекватны, исследователь обязан овладеть общими методами решения проблем, логическими законами и правилами научного мышления.
  Многие молодые исследователи, исходя из критики формационного подхода1 в условиях плюрализма мнений, всецело осуждают его методологию исследования собранного материала, предпочитают не анализировать содержание диссертаций, в названии которых употребляются термины "партийное руководство...", "роль КПСС в развитии..." и т. д. Подобное отношение к диссертационным исследованиям доперестроечного периода нельзя признать правильным, ибо в этом случае, как говорится, с водой выплескивается и ребенок. Серьезные исследователи имеют возможность объективно оценить фактический материал рассматриваемых диссертаций, с учетом цивилизационного подхода к изучению общества сделать на его основе глубокие объективные выводы.
  Цивилизационный подход предполагает изучение закономерностей развития общества не с классовых, партийных позиций, а с учетом общечеловеческих ценностей. Движущей силой общественного прогресса являются не классовая борьба, а объективные, постоянные интересы каждого человека, определяемые его возможностями и потребностями. Это в корне отличает цивилизационный подход от формационного подхода к изучению общественных явлений.
  С учетом сказанного можно определить общую схему научного исследования, включающую: обоснование актуальности проблемы и избранной темы, постановку цели и конкретных задач исследования, определение объекта, предмета, а также методов исследования. В намеченной схеме важно сосредоточить внимание на анализе результатов и формулировке выводов.
  Большинство компонентов указанной схемы освещается во введении диссертации, являющимся зеркалом как самой работы, так и ее автора.
  Это понятно: не все члены диссертационного совета имеют возможность проанализировать содержание диссертации, значимость содержащегося в ней источниковедческого материала, но каждый участник обсуждения, а тем более участвующий в голосовании, внимательно знакомится с введением.
  Формационныи подход к изучению общественных явлении, исходивший из марксистско-ленинского метода исторического материализма, отрицал плюрализм мнений, единственно верным считалось учение классиков марксизма о классовой борьбе как движущей силе развития общества. Основанные на изучении фактического материала выводы и предложения, не укладывавшиеся в рамки марксистско-ленинского учения, изымались из научного оборота.
 
  Обоснование актуальности избранной темы
  Обоснование актуальности избранной темы (см. приложение 2) свидетельствует об умении соискателя определить название темы с учетом ее социальной значимости, своевременности, показывает научный кругозор диссертанта, его научную зрелость и профессиональную подготовленность.
  Правильная постановка и основательная формулировка анализируемых проблем имеют важное значение. Они определяют стратегию исследования, основные направления научного поиска, показывают умение диссертанта отделить главное от второстепенного, оценить уже известное знание о проблеме от вновь выявленных фактов и положений.
  Определение актуальности любой темы (будь она широкой, проблемной, многоаспектной или узкой, посвященной решению частных вопросов изучаемой проблемы) не следует начинать издалека. Оно должно быть ясным и коротким, в пределах одной-полутора страницы. Практика свидетельствует: многоаспектные проблемы нередко раскрываются поверхностно, а узкие темы прорабатываются более детально, глубоко и основательно.
  После обоснования актуальности темы диссертации излагается цель предпринимаемого исследования и формулируются его основные задачи. Как цель, так и задачи исследования перечисляются тезисно: выявить..., сформулировать..., определить..., установить... и т. д. Такие четкие формулировки в конечном счете находят освещение в выводах глав и параграфов.
  Во введении следует четко определить объект и предмет исследования. Категории объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования находит выражение в названии темы диссертационной работы, утверждаемой на соответствующей кафедре.
  Важнейшим условием успешного исследования является выбор методов исследования. В советский период развития исследований был обязательным метод диалектического и исторического материализма, действовавший во всех областях науки. Ныне, в условиях плюрализма мнений, метод исторического материализма, сформулированный классиками марксистской науки, уступил свое место объективности, исторической правде, соответствию истине, гуманизму.
  Заметим, что большинство специальных проблем конкретных наук требует специальных методов исследования. Эти методы определяются в каждом конкретном случае соискателями и научными руководителями с учетом поставленных задач.
  Общие методы познания делятся на три основные группы. К первой группе относятся методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент. Вторую группу составляют методы, применяемые на уровне как эмпирического, так и теоретического исследования. К третьей группе причисляют методы теоретического исследования, заключающиеся в восхождении от абстрактного к конкретному знанию.
 
  Наблюдение
  Наблюдение является одной из форм эмпирического исследования. В науке наблюдения должны приводить к результатам, не зависящим от воли, чувств и желаний субъекта наблюдения. В целях достоверности наблюдения должны быть систематичными, планомерными и целенаправленными.
  Наиболее распространенным методом эмпирического исследования является сравнение. В процессе сравнения возможно установление сходства и различия явлений действительности, полученных результатов. Однако необходимо помнить, что сравнивать можно лишь такие явления, между которыми существует определенная объективная общность. К тому же сравнение должно проводиться не по второстепенным, а по наиболее существенным признакам.
  Наряду с наблюдением и сравнением важной формой эмпирического анализа выступает измерение. Эта процедура позволяет определить численное значение величин, установить количественно точные сведения об окружающей действительности .
  Методами эмпирического и теоретического уровня являются анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и гипотеза. Исследователи различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования. Процесс абстрагирования представляет собой совокупность операций, ведущих к получению определенного результата. Под результатом абстрагирования понимается знание о некоторых сторонах объективной реальности.
  В процессе абстрагирования исследователи используют методы анализа и синтеза (мысленное разложение предмета или понятия на составные части и соединение полученных частей в одно целое), индукции и дедукции (логическое заключение от частных случаев к общему выводу и от общих суждений к частным). Эти методы обычно применяются на начальной стадии исследования и позволяют в общем ознакомиться с объектом, проблемой исследования. Как правило, эти методы недостаточны для проникновения в сущность явления, глубокого изучения события.
  Среди методов теоретического исследования для диссертанта важнейшим является метод восхождения от абстрактного к конкретному. В соответствии с ним процесс познания условно можно разделить на два этапа. На первом этапе объект исследования расчленяется, рассматривается через многие понятия и суждения. На втором - происходит движение мысли от абстрактного к конкретному в познании. Этот метод, таким образом, представляет процесс познания, в соответствии с которым мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении, а затем от абстрактного в мышлении к конкретному в действительности.
  В процессе научного познания соискателю ученой степени следует научиться применению логических законов и правил. Их сущность излагается в курсе логики, поэтому соискателю целесообразно обратиться к соответствующим пособиям по логике. Здесь же кратко остановимся на логических законах, наиболее часто применяемых в исследованиях: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания.
  Согласно закону тождества предмет мысли в пределах данного рассуждения должен оставаться неизменным. Он означает, что в процессе рассуждения нельзя подменять одну мысль другой, одно понятие другим. Нередко внешне одинаковые словесные конструкции имеют разное содержание (омонимия), или, наоборот, одна и та же мысль выражается по-разному (синонимия). Синонимия часто приводит к ошибочному толкованию тождественного, а омонимия - к ошибочному отождествлению объективно различных явлений. Нельзя тождественные мысли выдавать за различные, а различные - за тождественные.
  В результате такого подхода к анализу материала происходит подмена понятий, что является наиболее распространенной логической ошибкой. Эта подмена чаще всего бывает неосознанной, однако нередко понятия подменяют преднамеренно. В любом случае описание будет относиться к различным явлениям и предметам, хотя они ошибочно будут приниматься как тождественные.
  В соответствие с законом непротиворечия не могут быть одновременно истинными два вывода, один из которых противоречит другому.
  Для научной работы этот закон имеет огромное значение. Его глубокое понимание помогает вырабатывать критическое отношение к различным неточностям, непоследовательности в трактовке научной информации. Если доказано, что одно из противоположных суждений истинно, то можно сделать вывод о ложности другого суждения. Вместе с тем следует учитывать, что этот закон не действует, если исследователь что-нибудь утверждает и то же самое отрицает в отношении явления, рассматриваемого, во-первых, в разных временных рамках и, во-вторых, в разном содержательном плане.
  Диссертанту нельзя упускать из вида также требование закона исключенного третьего. Это требование состоит в том, что из двух противоречащих суждений одно - истинно, другое - ложно. Третьего суждения быть не должно. Например, если истине соответствует суждение, что "Пятый класс дружный", то суждение "Пятый класс не дружный" является ложным.
  В доказательстве истинности суждения важно исходить из закона достаточного основания. Этот закон заключается в том, что каждому истинному суждению предшествует обоснование. Каждому новому утверждению следует давать достаточные основания, подтверждающие истинность того или иного высказывания, того или иного вывода.
  Истинность суждения обосновывается аргументированием, представляющим логический процесс. Соискателю необходимо подобрать веские аргументы, доводы, с помощью которых доказываются содержащиеся в диссертации выводы или опровергаются доводы оппонентов. В этих целях следует: четко и ясно формулировать предмет доказательства; не изменять тезис в ходе доказательства, не отступать от его первоначальной формулировки; не подменять выдвинутый тезис и не "терять" его в процессе аргументации.
  Следует помнить, что, во-первых, недопустима недостаточность аргументов, когда отдельными фактами стремятся обосновать широкий тезис, во-вторых, нельзя злоупотреблять чрезмерным количеством доводов, необходимо принимать на вооружение лишь весомые факты.
  Весомость исследования повышается также, если диссертант проявляет высокую культуру спора, умение корректно вести дискуссию со своими оппонентами, а также с авторами работ, ранее защищенных по соответствующей про-
  блематике. Другими словами, корректно опровергать их доводы. Дискуссию можно проводить в различных формах: в опровержении тезиса, в критике выдвигаемых оппонентом аргументов и критике демонстрации аргументов. Только умело используя названные формы, можно успешно вести полемику как в диссертационной работе, так и с оппонентами при защите диссертации.
 
  СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ И ПРИЕМЫ ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА
 
  Диссертационная работа оценивается не только по актуальности проблемы исследования, содержанию проанализированного материала, но также и по уровню методологической подготовки диссертанта, что находит выражение в структуре работы и приемах изложения научного материала, методах и формах анализа эмпирических данных.
  Каждый соискатель вправе самостоятельно избирать порядок изложения материала, находить методы и приемы наиболее убедительного раскрытия своего замысла. Если же нет самостоятельного видения структуры работы, можно воспользоваться традиционной структурой диссертационного исследования, проверенной опытом не одного поколения исследователей.
  Этот опыт свидетельствует о целесообразности следующего расположения элементов диссертации: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, подразделенная на главы, параграфы, заключение, библиографический список источников и приложение(я).
  Форма оформления титульного листа дана в приложении № 5 к Положению о диссертационном совете.
  На следующей после титульного листа странице помещается оглавление, в котором отражены название глав и параграфов. Заголовки начинают с прописной буквы без точки в конце. Правее каждого подзаголовка обозначаются страницы, соответствующие началу и окончанию подзаголовка.
  Затем следует введение. Во введении обязательно должны быть отражены:
  • актуальность темы;
  • предмет исследования;
  • цели и задачи исследования;
  • теоретическая основа;
  • нормативная база исследования (если таковая имеется);
  • эмпирическая база исследования;
  • научная новизна;
  • практическая значимость исследования;
  • апробация и внедрение результатов исследования;
  • структура работы.
  Составным элементом введения является краткий обзор литературы по изучаемой теме, а также ранее защищенных диссертаций. Обзор литературы нельзя смешивать с пересказом упомянутых трудов: назвав достоинства работ, следует показать, какие вопросы темы не получили в литературе достаточного освящения, какие вовсе не раскрыты и нуждаются в дальнейшей разработке. Исходя из этого, диссертант сосредоточивает внимание на вопросах проблемы темы, не нашедших толкования в предшествующих работах.
  По умению диссертанта изложить обзор литературы оппоненты судят о его подходе к изучению темы, способности оценить уже имеющиеся знания по теме диссертации, наметить новые подходы к исследованию. Думается, целесообразно анализировать литературу не в хронологическом порядке, а по тематическому содержанию. Не стоит допускать непродуманные оценки работ предшественников и преувеличивать свою роль первооткрывателя в анализе изучаемого явления, особенно, когда это не подтверждается содержанием работы.
  Важным элементом введения является определение методов исследования, изложенных в предшествующем параграфе. Напомним лишь о социологических исследованиях, ставящих цель получить объективно-достоверные данные об изучаемом явлении. Конкретные социологические исследования позволяют получить отражение реального состояния социальных явлений и процессов в обществе, выявить в их развитии имеющиеся противоречия и тенденции, определить оптимальные пути воздействия на тенденции развития.
  Наиболее распространенными методами сбора социологической информации являются опрос, анкетирование (индивидуальное и групповое, очное и заочное), интервьюирование (прямое, опосредственное, формализованное, фокусированное, свободное), наблюдение (системное, несистемное, неструкту-рализованное, структурализованное), анализ документов.
  В основной части диссертационной работы соискатель обязан четко, в логической последовательности, аргументировано излагать материалы. Целесообразно на страницах работы вступать в полемику с другими авторами, принимать или опровергать их выводы, дискутировать по спорным проблемам. Такие формы изложения и анализа материала показывают научную позицию соискателя, умение творчески вести дискуссию. Нередко начинающие соискатели, проанализировав собранный материал, не делают вытекающих из анализа выводов. Целесообразно по каждой главе делать короткие выводы, обобщения, позволяющие логично перейти к дальнейшему изложению темы.
  Зачастую отдельные соискатели повторяют эти выводы в заключительной части диссертации, что не рекомендуется. В заключении необходимо последовательно изложить полученные итоги, которые должны соответствовать поставленным задачам. Обобщения и выводы излагаются, как правило, в виде пронумерованных абзацев, следуя логике построения диссертационной работы. В заключении обычно содержатся также практические предложения по внедрению в практику полученных результатов, вытекающих из теоретического анализа.
  Следующими элементами структуры диссертационного исследования являются библиографический список литературы и приложения. Заметим, что в библиографический список не рекомендуется вносить энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, а в приложения - справочные материалы и комментарии. Чаще всего приложениями служат подлинные документы, анкеты социологических опросов, таблицы итоговых опросов, графики, карты и т.д. Каждое приложение должно иметь тематический заголовок, номер, обозначаемый арабскими цифрами, например, Приложение 1. Такие обозначения облегчают ознакомление с диссертационной работой оппонентам и членам диссертационного совета.
  Каждый исследователь вправе определить собственный способ изложения научного материала. На наш взгляд, предпочтителен прием, когда исследователь вводит читателя в свой процесс творчества, основательно раскрывает методы и формы исследования, показывает сложный путь творческого поиска. Такой подход позволяет глубже судить о способностях диссертанта к научно-исследовательской работе, выявить уровень его научной эрудиции в данной области знаний, определить специальные знания по анализируемой проблеме.
  Можно назвать ряд методических приемов изложения исследуемого материала. Среди них - строго последовательное изложение материала (пока диссертант не закончил данного раздела, он не может переходить к следующему); целостный вариант, когда диссертация первоначально пишется вчерне, а затем происходит ее обработка, вносятся дополнения и уточнения. Наконец, некоторые соискатели практикуют выборочное изложение материала (диссертант обрабатывает собранный материал в удобном для него порядке и соединяет его в главы).
  Закончив анализ материала его изложением в черновом варианте, соискателю целесообразно обсудить черновую рукопись с научным руководителем, после чего проводится шлифовка текста рукописи: продумывается еще раз тема диссертации, соответствие глав теме диссертации, параграфов - названию глав, оцениваются каждый вывод, каждое предложение, а нередко - каждое слово, подбираются его синонимы.
 
  НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТИЛЮ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
 
  Диссертация является научной работой, которая призвана, определить уровень квалификации ученого. Как и любая научная разработка, статья, литературное произведение, монография, диссертационное исследование имеет свой язык и стиль.
  Язык и стиль диссертационного исследования являются показателями научной подготовки соискателя, позволяют судить об общей культуре автора. Научное изложение состоит из рассуждений, которые преследуют цель доказать истинность выводов и обобщений путем выражения логических связей. Средством выражения логических связей выступают функционально-синтаксические связи, с помощью которых происходит последовательное развитие мысли (во-первых, во-вторых, в-третьих, прежде всего, значит и т.д.), устанавливаются противоречивые отношения (тем не менее, однако, между тем и пр.), причинно-следственные отношения (следовательно, сообразно с этим, благодаря этому и т.д.), происходит переход от одной мысли к другой (рассмотрим, прежде чем перейти к..., остановимся на... и т.д.), делаются выводы (таким образом, все сказанное позволяет сделать вывод и т.д.). Эти специальные термины позволяют в краткой форме давать развернутые определения, выражать сущность научных фактов, понятий и процессов.
  Глагольные формы в диссертационных работах несут особую диссертационную нагрузку. Рекомендуется в исследованиях писать: "рассматриваемая гипотеза", а не "рассмотренная гипотеза", что является выражением постоянного свойства явления. Чаще всего употребляется изъявительное наклонение глагола, реже - сослагательное, почти не употребляется повелительное наклонение.
  Объективность изложения - основная стилевая черта научной письменной речи. Отсюда в тексте научных работ имеется немало слов и словосочетаний, свидетельствующих о степени достоверности сообщения. В результате - одни факты считаются вполне достоверными {конечно, действительно), другие -предполагаемые {видимо, надо полагать), третьи - возможными (вероятно, возможно).
  Дискутиру с другими авторами, не соглашаясь с их выводами, необходимо-указать источник таких выводов, отметив, кому принадлежит та или иная мысль. Это реализуется с помощью вводных слов и словосочетаний {по сообщению.., по сведениям..., по данным...).
  Некоторые соискатели, желая подчеркнуть собственное мнение, употребляют местоимение "я". Такая форма, как правило, не употребляется. Чаще всего в научной работе выражение авторства обозначается через местоимение "мы", что служит отражением авторского мнения как мнения определенной группы людей. Это местоимение обусловило многие производные от него обороты: по нашему мнению, следует, поддержать наши предложения и т.д.
  Приведем некоторые неудачные выражения, часто используемые при написании диссертации.
  Стремясь отдать дань устоявшимся композиционным формам, многие авторы используют неинформативные формулы. Так, в авторефератах и диссертациях используются варианты таких фраз: "В заключении изложены основные выводы, вытекающие из анализа фактического материала". Или "В заключении обобщен материал и сделаны выводы". Пользуясь такими фразами авторы не задумываются над их смыслом. В подобной ситуации правомерен вопрос, если в заключении обобщен материал и сделаны выводы, то для чего нужен текст диссертации? Встречаются и такие выражения "В заключении обобщены результаты проведенного исследования и представлены основные положения, которые выносятся на защиту". Подобный пример говорит о том, что автор не достаточно четко продумал логику построения диссертации. Положения, которые выносятся на защиту, могут представлять интерес не в заключении, а во введении к диссертации, так как знакомят читателей с теми конкретными разработками, которые автор лично представляет к публичной защите на заседание диссертационного совета.
  Что касается введения, то ему особенно не везет. Соискатели довольно часто используют такое выражение: "Во введении обосновывается выбор темы диссертационного исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определяется актуальность темы (проблемы), формулируются гипотеза, цель и задачи исследования...". Напрашивается вывод, что во введении можно писать о чем-то другом, кроме введения в свою научную лабораторию, в процесс своего научного творчества.
  Во многих диссертациях встречается недостаточно продуманная логически и теоретически разбивка текста на абзацы.
  Соискатели ученых степеней любят использовать в своих работах такие выражения, как "впервые", "значительное место", "широкий педагогический опыт", "существенное значение", "диссертация сильна в прикладном и практическом отношении", "некоторые аспекты" и т. п.
  Довольно часто авторы диссертаций пишут, что они провели опытно-экспериментальную работу, не поясняя чем отличается опытная работа от экспериментальной, хотя по своей сути эти понятия можно считать синонимами. "Полученные в исследовании объективные результаты содержат в своей совокупности решение крупной научной проблемы". Возникает вопрос, а разве научные результаты могут быть субъективными? И понятие "крупная научная проблема" также довольно относительно, так как для того, чтобы определить масштаб научной проблемы, необходимо иметь определенные критерии, которые в настоящее время в науке отсутствуют.
  Диссертации пестрят такими понятиями "комплексный метод" и "комплексная система контроля", "комплексное исследование".
  Довольно часто соискатели ученых степеней ставят в один ряд апробацию и внедрение результатов своего исследования. Хотя эти понятия нельзя назвать синонимами. Апробация - это проверка результатов на прочность, а внедрение -это специальный акт, который разрешает использование тех или иных разработок в практической работе. Внедрение может быть на уровне государства, региона, отрасли, предприятия, учреждения, организации.
  Иногда в авторефератах встречаются и такие формулировки: "В заключении описаны основные результаты исследования", "На страницах диссертации обоснована актуальность исследования, определена проблема научного поиска, намечены задачи теоретического и экспериментального характера". Можно подумать, что диссертация служит только для этого, о решении научных проблем или задач автор в данном предложении не говорит.
  Многие авторефераты диссертаций грешат тем, что авторы не полностью раскрывают выдвигаемые ими тезисы, они пишут, что разработали систему, а компоненты данной системы не показывают, определили критерии и показатели, а что это за критерии или показатели не называют.
  Некоторые авторы считают периодические издания источником достоверной научной информации, что наверное является не совсем корректным.
  В некоторых диссертациях встречаются такие выражения: "Тема актуальна в связи с тем, что в настоящее время имеется недостаточное количество публикаций по той или теме исследования". Исходя из этого утверждения можно разработать целую тему диссертационного исследования о критериях, принципах достаточности, а уж после этого говорить о недостаточном или достаточном количестве публикаций.
  Признаками культуры научной речи являются точность, ясность и краткость. Авторы диссертаций нередко небрежно употребляют слова, которые искажают высказанную мысль, дают возможность двоякого толкования различных положений. Важным качеством научного изложения выступает простота изложения материала. Она способствует тому, что научная работа читается легко, без затруднений. Вместе с тем не следует отождествлять простоту с примитивностью, путать простоту с общедоступностью. Только в случае предназначения научной работы для массового читателя может быть оправдан популярный стиль изложения научной проблемы. Соискатели нередко без надобности употребляют иностранные слова, которые затрудняют чтение научного исследования. Зачастую диссертации изобилуют канцелярскими терминами, казенными определениями, присущими постановлениям и резолюциям государственных органов, что не рекомендуется.
 
  ОФОРМЛЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
 
  Наряду с содержанием диссертационной работы соискатель должен уделить большое внимание ее оформлению Конспективно рассмотрим порядок оформления отдельных видов текстового, табличного материала, а также библиографического материала в диссертациях гуманитарного профиля.
 
  Текст цитаты
  Сильной стороной научной работы является умение диссертанта в подтверждение своей правоты ссылаться на авторитетные источники или дискутировать со своими оппонентами. В этом случае академический этикет требует правильно воспроизводить текст цитаты.
  Как правило, текст цитаты заключается в кавычки, приводится в грамматической форме, данной в источнике, с сохранением особенностей авторского описания. При сокращении цитируемого текста нельзя допускать пропуски слов или выражений без постановки многоточия.
  При косвенном цитировании (при изложении мыслей других авторов своими словами) следует предельно точно излагать авторские мысли и корректно оценивать мысли оппонента. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным: избыточное цитирование создает впечатление компилятивного характера работы, а недостаточное - снижает научную ценность работы соискателя.
  В обязательном порядке каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, будь то монография или журнальная статья, ибо при замалчивании фактов использования чужого материала диссертация к защите не принимается, более того, снимается с защиты без права повторной защиты. Не украшает соискателя и то, что на протяжении нескольких страниц идут одна за другой ссылки на одного и того же автора.
  При цитировании других авторов необходимо знать правила написания прописных и строчных букв. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы. Если цитата вводится в середину предложения авторского текста, она пишется со строчной буквы. Если в диссертации воспроизводится только часть предложения цитируемого материала, то после открывающих цитату кавычек ставят многоточие.
  Подстрочные сноски, вынесенные из текста в конец страницы, печатают с абзацного отступа, обозначают их арабскими цифрами без скобки на верхней линии шрифта. От основного текста сноска отделяется сплошной чертой. Знак сноски в случае ее отношения к отдельному слову ставится непосредственно после слова, если же он относится к предложению, то - в конце предложения перед точкой или другим знаком препинания. Ссылки нумеруются в порядке последовательности в пределах каждой страницы, на каждой новой странице нумерацию ссылок начинают сначала.
 

<< Пред.           стр. 1 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу