<< Пред.           стр. 1 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Л. М. Пчелинцева
 
 
  Семейное право
  России
 
 
 
  Учебник для вузов
 
 
 
 
 
 
  Рекомендован
  Министерством общего и профессионального
  образования Российской Федерации
  в качестве учебника для студентов
  высших учебных заведений, обучающихся
  по специальности "Юриспруденция"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Издательство НОРМА
  (Издательская группа НОРМА - ИНФРА • М) Москва, 2000
 
 
  ББК 67.99(2)4
  П 92
 
  Рецензенты:
  Г. И. Загорский, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации
  Б. Ф. Старов, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации
 
  Сведения об авторе:
  Людмила Михайловна Пчелинцева - заместитель заведующего кафедрой гражданско-правовых дисциплин Международного независимого эколого-политологического университета, профессор. Известна как специалист в области жилищного, гражданского и семейного законодательства, автор учебников и учебно-методических пособий для студентов юридических вузов и факультетов.
 
 
 П 92 Пчелинцева Л. М. Семейное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2000.
 
  ISBN 5-89123-287-1 (НОРМА)
  ISBN 5-86225-929-5 (ИНФРА • М)
 
 
  В учебнике, подготовленном на основе Семейного кодекса Российской Федерации, использовано семейное законодательство субъектов Российской Федерации и зарубежное семейное законодательство, учтены материалы судебной практики и правоприменительной деятельности иных органов, представлены теоретические взгляды по проблемам семейного права.
  В издании освещаются все основные вопросы курса семейного права, изучаемого на юридических факультетах высших учебных заведений: общие положения семейного права; брак; права и обязанности супругов; права и обязанности родителей и детей; алиментные обязательства членов семьи; формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Особое внимание уделено новеллам семейного законодательства: брачный договор, соглашение об уплате алиментов, судебный порядок усыновления детей и др.
  При подготовке учебника учтены изменения и дополнения, внесенные в Семейный кодекс Российской Федерации Федеральными законами от 15 ноября 1997 г. № 140-ФЗ и от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ.
  Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, адвокатов, работников органов местного самоуправления и органов загса, а также широкого круга читателей, интересующихся семейным законодательством.
 
 
 
 
 
 
 
  ISBN 5-89123-287-1 (НОРМА) (c) Л. М. Пчелинцева, 1998
  ISBN 5-86225-929-5 (ИНФРА • М) (c) Издательство НОРМА, 1998
 
  Содержание
 
  Глава 1. Понятие и предмет семейного права.
  Семейные правоотношения
 
  § 1. Предмет и метод семейного права 7
  § 2. Основные начала (принципы) семейного права 18
  § 3. Система и источники семейного права 25
  § 4. Основания применения к семейным отношениям гражданского
  законодательства и норм международного права 35
  § 5. Осуществление и защита семейных прав 40
  § 6. Сроки исковой давности в семейном праве 47
  Контрольные вопросы для самостоятельного изучения темы 49
  Рекомендуемая литература по теме 51
 
  Глава 2. Понятие брака.
  Условия и порядок его заключения.
  Недействительность брака
 
  § 1. Понятие брака по семейному праву 53
  § 2. Условия заключения брака. Препятствия к заключению брака 57
  § 3. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак 65
  § 4. Порядок заключения брака 67
  § 5. Недействительность брака: основания и порядок
  признания брака недействительным; лица, имеющие право
  требовать признания брака недействительным; обстоятельства,
  устраняющие недействительность брака; правовые последствия
  признания, брака недействительным 73
  Контрольные вопросы для самостоятельного изучения темы 84
  Рекомендуемая литература по теме 85
 
  Глава 3. Прекращение брака
 
  § 1. Понятие, основания и порядок прекращения брака 87
  § 2. Расторжение брака в органах загса 91
  § 3. Расторжение брака в судебном порядке 94
  § 4. Момент прекращения брака при его расторжении.
  Правовые последствия прекращения брака 99
  § 5. Восстановление брака в случае явки супруга, объявленного
  умершим или признанного безвестно отсутствующим 102
  Контрольные вопросы, для самостоятельного изучения темы 103
  Рекомендуемая литература по теме 104
 
  Глава 4. Права и обязанности супругов
 
  § 1. Личные неимущественные правоотношения
  между супругами: понятие, значение, виды 106
  § 2. Общие положения об имущественных отношениях между супругами 113
  § 3. Законный режим имущества супругов: совместная собственность
  супругов как законный режим их имущества; владение, пользование
  и распоряжение общим имуществом супругов; собственность каждого
  из супругов (раздельная собственность); раздел общего имущества супругов 114
  § 4. Договорный режим имущества супругов: понятие, форма и содержание
  брачного договора; изменение и расторжение брачного договора;
  признание брачного договора недействительным 125
  § 5. Ответственность супругов по обязательствам 135
  Контрольные вопросы для самостоятельного изучения темы 140
  Рекомендуемая литература по теме 142
 
  Глава 5. Права и обязанности родителей и детей
 
  § 1. Основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей:
  установление происхождения детей; добровольное установление отцовства;
  установление отцовства в судебном порядке; запись родителей ребенка
  в книге записей рождений; оспаривание отцовства (материнства) 144
  § 2. Права несовершеннолетних детей: личные права несовершеннолетних детей;
  имущественные права несовершеннолетних детей 164
  § 3. Права и обязанности родителей: общая характеристика родительских прав
  и обязанностей; осуществление родительских прав несовершеннолетними
  родителями; права и обязанности родителей по воспитанию и образованию
  детей; права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей;
  право родителей на защиту родительских прав; осуществление
  родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка 179
  § 4. Споры между родителями, связанные с воспитанием детей 192
  § 5. Лишение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия.
  Восстановление в родительских правах 197
  § 6. Ограничение родительских прав: основания, порядок, правовые
  последствия. Отмена ограничения родительских прав 206
  Контрольные вопросы для самостоятельного изучения темы 211
  Рекомендуемая литература по теме 214
 
  Глава 6. Алиментные обязательства членов семьи
 
  § 1. Алиментные обязательства родителей и детей: обязанности родителей
  по содержанию несовершеннолетних детей; обязанности родителей
  по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей;
  участие родителей в дополнительных расходах на детей;
  обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей 217
  § 2. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов:
  алиментные обязанности супругов;
  алиментные обязанности бывших супругов 232
  § 3. Алиментные обязательства других членов семьи 236
  § 4. Соглашения об уплате алиментов 242
  § 5. Порядок уплаты и взыскания алиментов 248
  § 6. Изменение установленного судом размера
  алиментов и освобождение от их уплаты 267
  § 7. Прекращение алиментных обязательств 269
  Контрольные вопросы для самостоятельного изучения темы 271
  Рекомендуемая литература по теме 274
 
 
 
 
  Глава 7. Формы воспитания детей,
  оставшихся без попечения родителей
 
  § 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей 276
  § 2. Усыновление (удочерение) детей: понятие, условия и порядок
  усыновления; правовые последствия усыновления ребенка;
  отмена усыновления: основания, порядок, правовые последствия 287
  § 3. Опека и попечительство над детьми: основания и порядок
  установления опеки и попечительства над детьми; опека и
  попечительство над детьми, находящимися в воспитательных,
  лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты
  населения; права детей, находящихся под опекой (попечительством);
  права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка 326
  § 4. Приемная семья: понятие и порядок образования приемной семьи;
  содержание договора о передаче ребенка (детей) на воспитание
  в приемную семью; права и обязанности приемных родителей;
  права ребенка (детей), переданного на воспитание в приемную семью 354
  Контрольные вопросы для самостоятельного изучения темы 365
  Рекомендуемая литература по теме 367
 
  Глава 8. Применение семейного законодательства
  к семейным отношениям с участием
  иностранных лиц и лиц без гражданства
 
  § 1. Основания применения к семейным отношениям норм
  иностранного семейного права 369
  § 2. Правовое регулирование брака и развода с участием
  иностранных граждан и лиц без гражданства 372
  § 3. Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных
  отношений супругов при наличии иностранного элемента 380
  § 4. Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных
  отношений родителей и детей и других членов семьи при наличии
  иностранного элемента 382
  § 5. Правовое регулирование усыновления (удочерения) при наличии
  иностранного элемента 385
  § 6. Установление содержания норм иностранного семейного права.
  Ограничение применения норм иностранного семейного права 389
  Контрольные вопросы для самостоятельного изучения темы 391
  Рекомендуемая литература по теме 393
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Глава 1. Понятие и предмет семейного права.
  Семейные правоотношения
 
 
 1. Предмет и метод семейного права. § 2. Основные начала (принципы) семейного права. § 3. Система и источники семейного права. § 4. Основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства и норм международного права. § 5. Осуществление и защита семейных прав. § 6. Сроки исковой давности в семейном праве.
  § 1. Предмет и метод семейного права
 
  Семейное право как отрасль права характеризуется особым предметом и методом правового регулирования. В правоведении под предметом правового регулирования принято понимать совокупность, единых по своей сущности общественных отношений, которые регулируются нормами данной отрасли права. Предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует, на что воздействует та или иная отрасль права. В связи с этим анализ предмета семейно-правового регулирования должен включать в себя, во-первых, раскрытие существа и наиболее важных особенностей общественных отношений, образующих в своей совокупности данный предмет, и, во-вторых, общую характеристику участников указанных отношений.
  Семейное право как отрасль права регулирует определенный вид общественных отношений - семейные отношения, которые возникают из факта брака и принадлежности к семье. В семейных отношениях заключена одна из важнейших сторон жизни человека, здесь находят свою реализацию его существенные интересы, в то же время и семья влияет на жизнь общества, так как играет решающую роль в продолжении человеческого рода, в воспитании детей, в становлении личности. С учетом значимости семейных отношений для каждого человека и общества в целом они регулируются не только нормами морали, обычаями, религиозными установлениями, но и нормами права, образующими обособленную сферу законодательства - семейное законодательство. Правовое регулирование семейных отношений направлено, прежде всего, на охрану прав и интересов членов семьи, на формирование между ними отношений, построенных на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности друг перед другом, на создание в семье необходимых условий для воспитания детей.
  Современная семья является результатом многовекового исторического развития разноплановых отношений, связанных с браком и семьей. В социологическом смысле под семьей понимается "основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью"1 или "группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе"2. Совместное проживание лиц и наличие у них взаимных прав и обязанностей признаются главными признаками семьи и в теории семейного права.
  В связи с отсутствием в Семейном кодексе РФ3 определения семьи и различным толкованием ее природы и характерных черт в иных отраслях права (жилищном, гражданском, трудовом праве, праве социального обеспечения) предлагаемые в научной литературе определения семьи не всегда однозначны. В дореволюционном семейном праве семья, например, рассматривалась "как союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих... В основе семьи лежит физиологический момент, стремление к удовлетворению половой потребности. Этим определяется элементарный состав семьи, предполагающий соединение мужчины и женщины. Дети являются естественным последствием сожительства... Физический и нравственный склад семьи создается помимо права... Юридический элемент необходимым и целесообразен в области имущественных отношений членов семьи"4. Эти рассуждения о сущности семьи подвергались критике в советском семейном праве, в частности Матвеевым Г. К., рассматривавшим семью более широко, то есть как основанное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой взаимными личными и имущественными правами и обязанностями, взаимной моральной и материальной общностью и поддержкой, рождением и воспитанием потомства, ведением общего хозяйства5. Рясенцев В. А. выделял два понятия семьи: общее (социологическое) и специальное (юридическое). В социологическом понимании семья рассматривалась как "союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботы". А в юридическом смысле семья определяется им как "круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений"6.
  В современной юридической литературе также не существует общепризнанного определения семьи. Так, Нечаева А. М. указывает, что "с точки зрения семейного права семья имеет свои отличительные особенности. Это, как правило, общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством"7. Седугиным П. И. дается понятие семьи, как определенной совокупности (общности, группы) людей, по общему правилу, родственников, основанной на браке, родстве и свойстве, совместном проживании и ведении общего хозяйства, образующей естественную среду для благополучия ее членов, воспитания детей, взаимопомощи, продолжения рода8. Он же полагает, что назрела настоятельная необходимость законодательного закрепления понятия "семья", которое имело бы общеотраслевое значение. Однако Кузнецова И. М. подчеркивает, что отсутствие в СК общего определения семьи не случайность.
  Понятие семьи имеет социологический, а не правовой характер. В правовых актах понятие семьи связано с установлением круга членов семьи, образующих ее состав, и он определяется по-разному в зависимости от целей правового регулирования в различных отраслях права. Поэтому включение определения понятия "семья" в СК и установление исчерпывающего перечня лиц, относящихся к членам семьи, может привести к нарушению их прав либо к необоснованному расширению круга членов семьи. А для правильного понимания часто употребляемых в СК терминов "семья", "член семьи" предлагает рассматривать семью (в юридическом смысле) как "круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью"9.
  Различные взгляды на понятие семьи, однако, в целом совпадают в признании ее, с одной стороны, своеобразным коллективом, основанным, как правило, на браке, члены которого совместно проживают и связаны родством, взаимными правами и обязанностями, а с другой стороны, как необходимого фактора развития цивилизованного общества. Семья является ни с чем не сравнимым общественным организмом, удовлетворяющим целый комплекс насущных человеческих потребностей (в рождении и воспитании детей, духовном общении, взаимной моральной и материальной поддержке членов семьи и т. п.), в связи с чем предусматриваются особые меры по ее покровительству и защите со стороны государства в действующем законодательстве (семейном, гражданском, уголовном и др.). Ценность семьи и ее особая роль в общественном развитии и формировании каждого человека признается мировым сообществом. Так, в международно-правовых документах в области прав человека (Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.) констатируется, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства10. Характерно, что данные положения закреплены в конституционном законодательстве большинства развитых стран Европы. Так, в Конституции Италии семья понимается как естественный союз, основанный на браке11, в Конституции Греции, более того, как основа сохранения и развития нации12. Конституцией Ирландии особо оговорено, что "государство признает семью как естественный первоисточник и объединяющую основу общества, а также нравственный институт, обладающий неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, предшествующими всякому позитивному праву и высшему по отит пению к нему". В этой связи "государство гарантирует защиту семьи, ее организацию и авторитет как необходимую основу социального порядка, незаменимую для процветания народа и государства"13.
  Нормы международного права о семье нашли отражение новых конституциях стран - участниц СНГ. В частности, ст.48 Конституции РФ провозглашает, что "материнство и детство, семья находятся под защитой государства". В ст. 32 Конституции Республики Армения, ст. 48 Конституции Республики Молдова, ст. 63 Конституции Республики Узбекистан установлено, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства14. Конституция Республики Таджикистан (ст. 33)называет семью основой общества15.
  Предметом регулирования семейного права является не семья как таковая, а существующие между ее членами отношения (семейные отношения). Однако не все из них подвержены воздействию норм права (например: любовь, уважение, психологические, духовные связи и другие взаимные чувства супругов и других членов семьи). Многие семейные связи находятся под интенсивным воздействием нравственных представлений и норм морали. Поэтому вне среды воздействия семейного законодательства остается довольно обширная область отношений между членами семьи, которые, исходя из их существа, невозможно регламентировать законом. Семейное законодательство выделяет из общей массы отношений, существующих в семье, только те, которые подлежат правовому воздействию в силу их существа и особой значимости. Они и образуют в своей совокупности предмет семейного права. В соответствии со ст. 2 СК предметом регулирования семейным законодательством являются: условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами; а также формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, ст. 2 СК определен строго очерченный круг отношений в семье, подлежащих правовому регулированию. К ним относятся самые важные моменты семейной жизни, связанные с возникновением, реализацией и прекращением наиболее значимых прав и обязанностей членов семьи, требующих четкой правовой регламентации. Иные отношения в семье, прямо не предусмотренные законом, не входят в сферу действия семейного права.
  Перечисленные в ст. 2 СК семейные отношения условно можно подразделить на четыре основные группы в соответствии со структурой Кодекса. К первой из них относятся отношения, возникающие в связи со вступлением в брак, прекращением брака и признанием его недействительным (так называемые брачные отношения). Учитывая, что брак является основой семьи, семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак и, что немаловажно с точки зрения обеспечения прав и интересов членов семьи, - порядок прекращения брака и признания его недействительным. Во вторую группу включаются личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными). Примером таких отношений являются отношения супругов по поводу выбора рода занятий, места жительства, по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом или отношения, возникающие между родителями и детьми по воспитанию и образованию детей. Личные неимущественные и имущественные отношения между другими родственниками и иными лицами (дедушка, бабушка, родные братья и сестры, фактические воспитатели и воспитанник и др.) могут регулироваться только в пределах и случаях, предусмотренных семейным законодательством, что позволяет выделить их в отдельный блок, то есть в третью группу. Так, СК устанавливает право ребенка на общение с дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (личные отношения), обязанности дедушки и бабушки по содержанию внуков, обязанности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи (имущественные отношения). Четвертую, достаточно большую и важную группу, составляют отношения, возникающие в связи с определением форм и порядком устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей (в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, а также в других случаях отсутствия родительского попечения). Такие отношения возникают в связи с усыновлением детей, установлением над ними опеки и попечительства, принятием детей на воспитание в приемную семью.
  Как видим, СК охватывает довольно обширную область семейных отношений. Вместе с тем, учитывая их специфику, вмешательство государства сведено до разумного минимума значительным расширением сферы договорного регулирования (брачный договор супругов, соглашение об уплате алиментов). По своей юридической природе семейные отношения, регулируемые семейным законодательством, могут быть личными и имущественными. Личные (неимущественные) отношения возникают при вступлении в брак и при прекращении брака, при выборе супругами фамилии при заключении и расторжении брака, при решении супругами вопросов материнства и отцовства, воспитания и образования детей и других вопросов жизни семьи. К ним относятся также отношения, возникающие в связи с реализацией ребенком права жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками, права на защиту его прав и законных интересов и др. Личные (неимущественные) отношения между членами семьи, таким образом, весьма многообразны, разноплановы, подвержены правовому воздействию лишь в главных, основных моментах. Имущественные отношения как предмет регулирования семейным законодательством по своему объему занимают большое место. Это отношения между супругами по поводу их общего и раздельного имущества, алиментные обязательства супругов (бывших супругов), алиментные обязательства родителей и детей, а также других членов семьи (дедушка, бабушка, внук, родные братья и сестры). В семейном праве, как указывают большинство авторов, личные отношения имеют приоритетный характер, так как имущественные отношения всегда связаны с ними и вытекают из них16. Личные отношения во многом предопределяют содержание норм, регулирующих имущественные отношения. Имущественные отношения в семье, хотя и имеют важное значение, производны от личных, так как возникают лишь при наличии последних и призваны обслуживать их.
  Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что семейное право имеет свой собственный предмет регулирования - личные неимущественные и имущественные отношения, отличные от предмета регулирования других отраслей права (в частности, гражданского права). Исследования правоведов на протяжении последних десятилетий позволили выявить следующие специфичные черты отношений, регулируемых семейным законодательством17:
  1) субъектами семейных отношений могут быть только граждане;
  2) семейные правоотношения (как личные, так и имущественные) возникают из своеобразных юридических фактов: брак, родство, материнство, отцовство, усыновление, принятие ребенка на воспитание в приемную семью (а для гражданского права характерны такие юридические факты, как договоры и иные сделки, деликты, судебные решения, акты государственных органов и органов местного самоуправления), то есть для семейного права в большей мере, чем для других отраслей права, характерны юридические факты - состояния, хотя СК допускает возникновение семейных прав и обязанностей и из таких юридических фактов, как договор (брачный договор, соглашение между родителями об уплате алиментов на ребенка), то есть свойственных гражданскому праву;
  3) семейные отношения, как правило, являются длящимися и связывают между собой не посторонних людей (как в гражданском праве), а близких: супругов, родителей и детей, других родственников (родные братья и сестры, дед, бабушка, внуки);
  4) для семейных отношений характерны строгая индивидуализация их участников, их незаменимость в данных отношениях другими лицами, в том числе и иными членами семьи, и как следствие этого, неотчуждаемость семейных прав и обязанностей. Семейные права и обязанности являются "внеоборотными", непередаваемыми ни в порядке универсального правопреемства, ни по соглашению сторон, то есть их нельзя продать, подарить, завещать, уступить другому лицу и т. д. Например, алиментные обязательства членов семьи (ст. 80, 85, 87, 89-90 СК) не могут быть возложены на других лиц. Гражданские же права и обязанности по общему правилу отчуждаемы, их можно передать другому лицу возмездно или безвозмездно;
  5) по своему содержанию семейные отношения являются преимущественно личными и лишь затем имущественными. Причем имущественные отношения в семейном праве всегда и непосредственно связаны с личными и как бы вытекают из них, тогда как в гражданском праве преобладают имущественные ношения (право собственности, обязательственные правоотношения и др.). Кроме того, имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, выражают по своей сущности существенную обособленность их участников, их имущественно-распорядительную самостоятельность, автономию воли, эквивалентность связей (товарно-денежные) отношения. Напротив, имущественные отношения в семье - это, прежде всего, отношения общности имущества супругов, отношения детей и родителей по совместному владению и пользованию имуществом друг друга, отношения безэквивалентной материальной помощи и поддержки несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных нуждающихся членов семьи;
  6) семейным отношениям присущ особый лично-доверительный характер, поскольку главное место в них занимают ценно личные связи членов семьи.
  Рассмотренные выше особенности семейных отношений личных и имущественных) позволяют выделить их из общей массы имущественных и личных правоотношений в обособленную сферу, регулируемую отдельной отраслью российского права - семейным правом.
  В отличие от ст. 2 Кодекса о браке и семье РСФСР (Далее - КоБС)18 в число регулируемых семейным законодательством отношений ст. 2 СК не включен порядок регистрации актов гражданского состояния. Это связано с тем, что он непосредственно не связан с сущностным содержанием прав и обязанностей членов семьи, а лишь определяет основания, условия и процедурные вопросы совершения записей актов гражданского состояния. В соответствии со ст. 47 ГК указанные вопросы регулируются Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. I № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"19.
  Субъектами семейных отношений являются лица, наделенные семейными правами и обязанностями. В их число входят супруги, родители или лица, их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители), дети (в том числе усыновленные), другие члены семьи в случаях, прямо предусмотренных СК (дедушка, бабушка, внуки, родные братья и сестры, отчим, мачеха, пасынок, падчерица). Субъекты семейных правоотношений (то есть семейных отношений, урегулированных нормами семейного права) наделяются законом семейной правоспособностью и семейной дееспособностью. В Кодексе нет понятий семейной правоспособности и дееспособности. Определение этих категорий разработано в теории семейного права, где отмечается как близость семейной правоспособности и дееспособности с правоспособностью и дееспособностью в гражданском праве, так и их определенное своеобразие. Семейная правоспособность - это юридическая возможность (способность) гражданина иметь семейные права и обязанности (право на вступление в брак; право родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним; право и обязанность родителя воспитывать своих детей; обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей; право ребенка жить и воспитываться в семье, на имя, отчество, фамилию и др.). Семейная правоспособность, как и гражданская, возникает с момента рождения, но ее содержание зависит от возраста. С достижением определенного возраста семейная правоспособность расширяется20. Так, способность вступить в брак по общему правилу появляется в составе семейной правоспособности с момента достижения брачного возраста (то есть совершеннолетия). С возрастом совершеннолетия появляется способность стать усыновителем, опекуном, попечителем, приемным родителем. Кодекс допускает в ряде случаев ограничение семейной правоспособности. Например, лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах, не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями несовершеннолетних детей (ст. 127, 146, 153 СК). Семейная дееспособность - это юридическая способность (возможность) гражданина самостоятельно, своими собственен действиями приобретать и осуществлять семейные права, создавать для себя семейные обязанности и исполнять Полная дееспособность в семейном праве возникает, как и гражданском, с 18 лет. Не обладают семейной дееспособностью лица, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства. Несовершеннолетние обладают семейной дееспособностью не в полном объеме, то есть являются частично дееспособными. Однако в семейном праве для - участия в семейных правоотношениях не обязательно обладать полной дееспособностью. Например, частичная дееспособность несовершеннолетнего ребенка не препятствует возникновению (правоотношения между ним и его родителями правоотношения по воспитанию, образованию и содержанию ребенка). Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен (ст. 57 СК). В ряде случаев - решение может быть принято только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет (усыновление ребенка, передача в приемную семью, восстановление родителей в родительских правах - п. 4 ст. 72, 132, п. 3 ст. 154 СК и др.). Ребенок любого возраста имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц их заменяющих) и может самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд (ст. 56 СК). Могут участвовать в семейных правоотношениях и лица недееспособные (например, алиментные обязательства), при этом недееспособность лица восполняется действиями его законного представителя (опекуна).
  Как отмечает Нечаева А. М., дееспособность в сфере регулирования семейных отношений не имеет самостоятельного значения в отличие от гражданского права. Более заметную роль в регулировании семейных отношений играет возраст субъекта, особенно если он не достиг совершеннолетия21.
  Метод семейного права. Семейному праву как самостоятельной отрасли права присущ и свой метод регулирования семейных отношений. Если характеристика предмета правового регулирования данной отрасли отвечает на вопрос, что (какие общественные отношения) регулирует определенная отрасль права, то характеристика ее метода отвечает на вопрос, как (какими правовыми способами) осуществляется указанное регулирование. Метод семейного права - это совокупность способов, средств, приемов регулирования отношений, входящих в предмет семейного права. При помощи соответствующих способов воздействия на семейные отношения семейное право подчиняет их определенным правилам с целью укрепления семьи и обеспечивает реализацию всеми членами семьи своих прав и интересов, а также исполнение ими своих обязанностей.
  В теории семейного права отсутствует единый подход к определению сущности метода семейно-правового регулирования. По данному вопросу высказывались различные точки зрения, причем дискуссия продолжается и в настоящее время. Так, например, Яковлев В. Ф. указывал, что "метод семейного права по содержанию воздействия на отношения является дозволительным, а по форме предписаний - императивным. Сочетание этих двух начал и выражает его своеобразие. Вследствие этого семейно-правовой метод может быть обозначен как дозволительно-императивный"22. Дозволительность семейно-правового регулирования заключается в том, что семейное право наделяет граждан правовыми средствами удовлетворения их потребностей и интересов в сфере семейных отношений. К таким правовым средствам относятся: семейная дееспособность граждан и конкретные субъективные права супругов, родителей, детей и других членов семьи. Однако семейное право состоит не только из управомочивающих норм. В семейном праве есть и обязывающие нормы, и запрещающие нормы. Но обязанности субъектов семейных правоотношений не являются самоцелью, они производны от субъектных прав, им корреспондируют и обеспечивают существование и реализацию последних. А императивность семейно-правового регулирования уходит корнями в опосредуемые отношения и служит средством наиболее надежного обеспечения интересов участников семейных отношений. Семейное то состоит из большого числа императивных норм в отличие от гражданского права, где велико значение диспозитивных норм, и не допускает установления прав и обязанностей соглашением сторон, поскольку они предусмотрены законам (к таким нормам относятся нормы, определяющие условия вступления в брак; основания, порядок и правовые последствия признания брака недействительным; права и обязанности родителей и др.). Однако порядок осуществления прав исполнения обязанностей стороны вправе определять своим соглашением. Кроме того, конкретизированное регулирование в семейном праве достигается с помощью так называемых "ситуационных норм", которые наделяют возможностью юра правовых решений с учетом конкретных обстоятельств самих участников семейных отношений, а правоприменительные органы (суд, орган опеки и попечительства). Например, суд может с учетом конкретных обстоятельств дела определить размер алиментов на других членов семьи (дед, банка, внуки, родные братья и сестры); нуждаемость супруга (бывшего супруга); наличие средств у супруга (бывшего супруга) для уплаты алиментов на содержание другого супруга (бывшего супруга) и т. д.23 Приведенные выше рассуждения Яковлева В. Ф. о методе семейного права заслуживают внимания и в настоящее время, хотя безусловно нуждаются в ряде корректив в связи с существенными изменениями в семейном законодательстве. Новый Семейный кодекс предоставил участникам семейных отношений большую свободу в определении своих отношений, так как преобладание императивных норм в семейном праве вступило в противоречие с потребностями реальной жизни. Антокольская М. В. отмечает, что в СК везде, где это только допустимо, регулирование семейных отношений осуществляется диапозитивными нормами, предоставляющими участникам семейных отношений возможность самим определять содержание своих правоотношений с помощью брачного договора, алиментных и иных соглашений24. Правила, установленные диапозитивными нормами (например, законный режим имущества супругов - ст. 33-39 СК; алиментные обязательства супругов и бывших супругов - ст. 89-92 СК), применяются только в случае отсутствия соглашений.
  Однако наряду с диапозитивными нормами в семейном законодательстве присутствует и определенное количество императивных норм, которые нельзя нарушать при заключении соглашений. Антокольская М. В. полагает, что в связи с увеличением числа диапозитивных норм в семейном законодательстве "императивно-дозволительный" метод регулирования семейных отношений уступил место диапозитивному. Кроме того, с усилением диапозитивного начала в семейном праве возрастает значение и ситуационных норм, позволяющих осуществлять конкретизированное регулирование. Причем круг субъектов, управомоченных осуществлять конкретизацию, СК существенно расширен (это не только правоприменительные органы, но и сами участники семейных отношений). Поэтому метод семейного права может быть охарактеризован в целом как диапозитивный и ситуационный с сохранением значительного императивного начала25.
  На наш взгляд, увеличение числа диапозитивных норм в семейном законодательстве привело лишь к расширению" применения дозволительного метода (как правило, в отношениях между членами семьи). Однако число императивных предписаний в семейном праве по-прежнему велико (отношения, возникающие в связи со вступлением в брак, прекращением брака и признанием его недействительным; личные правоотношения между супругами; личные правоотношения между родителями и детьми; отношения по усыновлению ребенка и т. д.), что позволяет говорить о методе семейно-правового регулирования как о дозволительно-императивном с усилением дозволительных начал. СК предоставил право субъектам семейных отношений в ряде случаев самостоятельно определять содержание, основания и порядок осуществления своих прав и обязанностей в соответствующем соглашении (брачный договор, соглашение об уплате алиментов, соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка). Именно в этом заключается принципиальное отличие Кодекса от ранее действовавшего законодательства, что нашло отражение, как в его содержании, так и в структуре. Такой подход наиболее оптимально способствует пильному и взвешенному регулированию отношений между всеми членами семьи.
  Таким образом, существующие способы правового воздействия на семейные отношения (наделение субъектов правами; определение их правового положения, порядка осуществление прав и обязанностей; дозволения и запреты; свобода в усыплении имущественных прав и обязанностей) отличаются разнообразием и дают возможность их упорядочить, исключить, произвольное вмешательство кого-либо, в том числе и государства, в дела семьи, а также обеспечить защиту прав и интересов всех членов семьи. Наряду со спецификой предмета и метода правового регулирования семейному праву присущи и собственные цели правого регулирования семейных отношений, которые в свою очередь определяют основные принципы (начала) данной отрасли законодательства26. В соответствии с п. 1 ст. 1 СК целями правового регулирования семейных отношений являются: укрепление семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви, уважения и взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. Семейное законодательство, кроме того, призвано обеспечить беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав, а в случае необходимости судебную защиту этих прав, а также не допускать нарушения прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, гарантированные ст. 23 Конституции РФ.
  Рассмотрев основные характеристики семейного права, можно дать следующее его определение. Семейное право как одна отраслей российского права - это система правовых норм, регулирующих семейные отношения, то есть личные и имущественные отношения, возникающие между гражданами из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание.
  .Необходимо отметить, что практически на всем протяжении уходящего столетия достаточно активно обсуждалась проблема соотношения семейного права и гражданского права, что было связано с различной оценкой правовой природы семейных отношений. Дискуссия по этой проблеме велась еще в начале нынешнего века. В ходе дискуссии по этой проблеме были высказаны две основные точки зрения: а) семейное право - это самостоятельная отрасль права, отличная от гражданского права; б) семейное право следует рассматривать как составную часть гражданского права, его подотрасль. Так, дореволюционный профессор-цивилист Шершеневич Г. Ф. считал, что семейное право должно войти в состав гражданского права27. В то же время другой известный дореволюционный цивилист, Мейер Д. И., задавая вопрос: "А есть ли место учреждениям семейственного союза в гражданском праве?", сам же на него и отвечал следующим образом: "...если характеристическая черта всех учреждений семейственного союза чужда сфере гражданского права, то по строгой последовательности должно сказать, что учреждениям этим и не место в системе гражданского права. К нему относится лишь имущественная сторона семейственных отношений; другие же стороны должны быть рассматриваемы только по мере надобности, для уразумения имущественной стороны"28.
  Вопрос о признании семейного права самостоятельной отраслью права не был окончательно разрешен и в теории советского семейного права. Проблема заключалась в признании наличия у семейного права специфичного предмета регулирования, не совпадающего с предметом гражданского права, либо в практическом отождествлении предметов семейного права и гражданского права и соответственно рассмотрении их как единой отрасли "права. В этой связи отмечалось, что под предметом правового регулирования понимается известная совокупность единых по своей сущности общественных отношений, которые регулируются нормами данной отрасли права, и что главным при выделении любой отрасли права в самостоятельную является "характер подлежащих правовому регулированию общественных отношений"29, а не формальное совпадение предметов ведения гражданского и семейного права (то есть имущественных и личных неимущественных отношений).
  Именно специфичные черты семейных правоотношений, как имущественных, так и неимущественных (возникновение семейных правоотношений из своеобразных юридических фактов: брак, родство, материнство, отцовство и т. п.; преимущественно лично-правовой характер семейных отношений; неотчуждаемость семейных прав и обязанностей, устойчивость, постоянство, строгая индивидуализация участников семейных отношений и др.), позволили отделить их от гражданских правоотношений. В результате в теории советского семейного права возобладала точка зрения о том, что семейное право и гражданское право являются хотя и смежными, но различными отраслями права, поскольку семейное право имеет свой особый предмет регулирования. Данный вывод подкреплялся также и ссылками на наличие своеобразного метода семейно-правового регулирования (дозволительно-императивного метода).
  Следует заметить, что вопрос о необходимости разграничения семейного права и гражданского права обсуждался не только в науке семейного права, но и в Теории гражданского права. Так, Красавчиков О. А. подчеркивал, что семейные отношения регулируются семейным законодательством и к предмету гражданско-правового регулирования не принадлежат, а также "семейные отношения - это особые общественные связи, которые существенно отличаются от всех иных личных неимущественных и имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Семейные отношения образуют особый самостоятельный предмет правового регулирования"30. Аналогичного мнения придерживался Дозорцев В. А., полагавший, что "семейное право регулирует в основном неимущественные отношения и, следовательно, семейные отношения выходят за рамки гражданского права", разъясняя при этом, что "имущественные отношения, входящие в состав семейного права, не являются товарно-денежными, они не обслуживают экономический оборот, что характерно для гражданского права. Имущественные отношения членов семьи (уплата алиментов) не являются главными и отражают их личные связи"31. Подобная позиция поддерживалась и другими авторами. В частности, Вердников В. Г. отмечал: "...семейное право регулирует отношения, связанные с браком, принадлежностью к семье. Эти отношения являются либо личными неимущественными, либо имущественными. Вместе с тем, тесно переплетаясь друг с другом, они образуют особую группу общественных отношений - семейные отношения, существенно отличающиеся от имущественных и личных неимущественных отношений, регулируемых советским гражданским правом. Центральное место в семейных отношениях занимают личные связи между супругами, родителями, их детьми и другими членами семьи. Различны также перспективы развития гражданско-правовых и семейно-правовых имущественных отношений"32. Иоффе О. С., не во всем разделявший господствующую точку зрения на семейное право, как особую и отличную от гражданского права отрасль, тем не менее, выделял группу обязательств, которые "служат распределению между гражданами уже полученных ими трудовых доходов", к которым относил алиментные обязательства. При этом он считал, что алиментные обязательства "выходят за пределы обязательственного права в собственном значении этого слова и включаются соответственно в сферу семейного права"33 Отмечались в теории гражданского права и особенности метода регулирования семейного права вследствие значительного количества в нем предписаний императивного характера, подлежащих обязательному исполнению, тогда как гражданское право состоит в основном из диапозитивных норм, допускающих возможность определения характера взаимоотношений сторон полностью или в определенной мере по их собственному усмотрению в соответствующем соглашении. С учетом изложенного практически однозначно признавалось, что семейное право - самостоятельная отрасль права, у которой имеются свои особенности (а именно: специфика предмета и метода правового регулирования), отличающие ее от других отраслей права, прежде всего, гражданского права.
  Подобный подход к определению семейного права как самостоятельной отрасли права, смежной с гражданским правом, преобладает и в настоящее время, хотя с принятием СК в современной научной и учебной литературе отмечается некоторое сближение отношений, регулируемых семейным правом, с собственно гражданско-правовыми отношениями (допускается заключение между супругами брачного договора; возможен переход от общей совместной собственности супругов к общей долевой собственности; добросовестный супруг при признании судом брака недействительным вправе требовать возмещения причиненного ему материального и морального вреда по правилам гражданского законодательства; брачный договор может быть признан судом недействительным по основаниям, предусмотренным ГК для недействительности сделок и т. д.)34. Причем Нечаева А. М. рассматривает семейное право не только как самостоятельную отрасль права (совокупность государственных предписаний, адресованных лицам, намеревающимся создать семью или установить семейные правоотношения), но также как одно из направлений науки и как самостоятельную отрасль законодательства. Что касается способов регулирования семейных отношений, то они, по мнению Нечаевой А. М., отличаются большим разнообразием и заключаются в запретах и дозволениях различного характера, подразделяемых в свою очередь на прямые и косвенные35.
  Иной позиции придерживается Антокольская М. В., обосновывающая одноплановость природы гражданских и семейных отношений и полагающая, что семейное законодательство не содержит качественных материальных критериев, позволяющих отграничить семейные отношения от отношений, регулируемых другими отраслями права. В этой связи ею делается вывод об отсутствии специфики семейных правоотношений, достаточных для признания семейного права самостоятельной отраслью. Поэтому семейное право рассматривается Антокольской М. В. как подотрасль гражданского права, хотя безусловно и обладающая значительной внутриотраслевой спецификой, но относящаяся в целом к сфере частного гражданского права. Метод семейного права в современных условиях, по ее мнению, - это по сути метод, которым оперирует гражданское право, и может быть охарактеризован как диспозитивный и ситуационный (с учетом значительного увеличения в СК по сравнению с КоБС диспозитивных норм, предоставляющих сторонам возможность решения тех или иных вопросов по взаимному соглашению, а также наличия ситуационных норм, требующих индивидуального подхода правоприменительных органов к отношениям, возникающим в конкретной семье), однако с сохранением значительного императивного начала36. Вместе с тем подобная позиция пока не разделяется большинством авторов. Поэтому, как и прежде, преобладающей продолжает оставаться традиционная точка зрения на семейное право как на самостоятельную отрасль права, имеющую свое собственное законодательство, а также как на одно из направлений науки и соответствующую учебную дисциплину.
 
 
  § 2. Основные начала (принципы) семейного права
 
  При раскрытии сущности семейного права необходимо учитывать не только специфику его предмета и метода семейно-правового регулирования, но и основные начала (принципы) семейного права, отражающие наиболее характерные черты данной отрасли права. Под основными началами (принципами) семейного права принято понимать руководящие положения, определяющие сущность данной отрасли права и имеющие общеобязательное значение в силу их правового закрепления. Без учета основных начал (принципов) семейного права невозможно правильно толковать и применять его нормы. Принципы семейного права важны не только для правоприменительной практики, но и для более глубокого уяснения сущности действующего семейного законодательства и для его последующего совершенствования.
  Поэтому введение в закон специальной нормы об основных началах семейного законодательства (ст. 1 СК) имеет исключительно важное значение. Как отмечает Нечаева А. М., ст. 1 СК, определяя основные начала семейного законодательства, дает в общем виде перечень, с одной стороны, желательных, а с другой стороны, недопустимых действий и поступков, что "позволяет составить представление о главных чертах положительной модели одобряемого поведения в семье"37.
  К основным началам (принципам) семейного права ст. 1 СК относит:
  1) Принцип признания брака, заключенного только в органах загса. В соответствии с п. 2 ст. 1 СК в РФ по-прежнему признается только брак, заключенный в органах загса. С 1917 г. к России согласно Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния"38 была отменена церковная форма брака и признавались действительными браки, заключенные в гражданском порядке, то есть в уполномоченных на то государственных органах, которыми являются органы загса. Поэтому браки, заключенные иным способом (по религиозным, церковным и иным обрядам), не признаются, то есть не имеют никакого правового значения и не порождают никаких правовых последствий. Не признается браком и фактическое сожительство мужчины и женщины без государственной регистрации в органах загса, сколь бы длительным оно ни было. Как обоснованно подчеркивается в юридической литературе, значение акта государственной регистрации заключения брака состоит в том, что в результате этого союз мужчины и женщины получает общественное признание и защиту со стороны государства, как удовлетворяющий требованиям закона39. Необходимость государственной регистрации брака закреплена в законодательстве большинства развитых стран (Нидерланды, Бельгия, Франция, Германия и др.);
  2) Принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины, означающий право каждого мужчины и каждой женщины выбрать себе жену или мужа по собственному усмотрению и недопустимость какого-либо стороннего воздействия на их волю при решении вопроса о заключении брака. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, - обязательное условие заключения брака. Для заключения брака не требуется согласия или разрешения со стороны иных лиц (ст. 12 СК - см. § 2 гл. 2). Данный принцип предполагает и возможность расторжения брака (свободу развода) как по желанию обоих супругов, так и по заявлению только одного из них (ст. 16-23 СК - см. § 1-3 гл. 3). Суд не вправе отказать в расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на это, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными, а другой супруг настаивает на расторжении брака (ст. 22 СК - см. § 3 гл. 3);
  3) Принцип равенства прав супругов в семье основан на положениях ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав. мужчины и женщины и выражается в том, что муж и жена имеют равные права при решении всех вопросов жизни семьи (вопросы материнства, отцовства, воспитания и образования детей, бюджет семьи и т. д.) (ст. 31-32, 34, 39, 61 СК);
  4) Принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию согласуется с вышеназванным принципом равенства права супругов в семье и тесно связан с ним (п. 2 ст. 31 СК - см. подробно § 1 гл. 4). Действие данного принципа распространяется на решение любого вопроса жизни семьи (расходование общих средств супругов; владение, пользование и распоряжение общим имуществом; заключение супругами брачного договора, устанавливающего договорный режим их имущества, или соглашения об уплате алиментов на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга; порядок несения каждым из супругов семейных расходов; выбор образовательного учреждения и формы обучения детей и др.);
  5) Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и интересов. Данный принцип вытекает из содержания Конвенции о правах ребенка40, рассматривающей его как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, нуждающуюся в силу возраста в поддержке и защите. РФ, как участник Конвенции о правах ребенка, приняла на себя обязательства привести действующее семейное законодательство в соответствие с требованиями Конвенции и обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка. В СК закреплен целый комплекс прав несовершеннолетних детей (личные неимущественные и имущественные права - ст. 54-60 СК), а также прав и обязанностей родителей по воспитанию, содержанию и образованию детей (ст. 61- 68,-80 СК). Особое значение имеет право несовершеннолетнего ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (ст. 54 СК). Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Поэтому закон, определяя формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отдает приоритет семейному воспитанию (усыновление, опека и попечительство, приемная семья - ст. 123 СК).
  Как справедливо отмечается в литературе по семейному праву, в результате реализации данного принципа на практике ребенок становится самостоятельным субъектом семейного права41. А определение правового положения ребенка в семье должно основываться на интересах самого ребенка, не на правах и обязанностях родителей;
  6) Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Семья как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи. Причем такая помощь, как г нравственной, так и с правовой позиций, должна оказываться прежде всего нетрудоспособным членам семьи, лишенным но объективным причинам возможности обеспечить себя необходимыми средствами существования. СК в связи с этим не только предусматривает приоритетную защиту именно нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетние дети, инвалиды I, II и III группы, лица пенсионного возраста), но и содержит нормы, направленные на реализацию этого принципа (ст. 80, 87, 89-90, 93-98 СК). Так, например, закон обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей (ст. 87 СК), аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совершеннолетних внуков, в отношении нетрудоспособных, нуждающихся в помощи дедушки и бабушки (ст. 95 СК) и т. д.. Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудоспособным, нуждающимся в помощи членам семьи не оказывают (перечень таких членов семьи дан в СК), то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке.
  Таким образом, основные начала семейного законодательства, включая признание брака, заключенного только в органах загса, добровольность брака, единобрачие, равноправие супругов в семье, приоритетная охрана прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, остаются традиционными для России. Существенной новеллой СК (п. 3 ст. 1) является закрепление принципа приоритета семейного воспитания детей (ст. 54, 123 СК) и заботы об их благосостоянии и развитии (ст. 60, 63 СК).
  СК с учетом специфики регулируемых им отношений конкретизирует важнейший конституционный принцип равноправия граждан (ст. 19 Конституции РФ), согласно которому государство гарантирует равенство прав и свобод граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, а также других обстоятельств. В п. 4 ст. 1 СК запрещаются любые формы ограничений прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Отсюда следует, что безусловным принципом семейного права является равноправие граждан в семейных отношениях.
  Важное значение имеет основанное на содержании ст. 55 Конституции положение п. 4 ст. 1 СК о том, что права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов членов семьи и иных граждан. Указанное требование гарантирует от произвольного ущемления семейных прав как со стороны отдельных граждан, так и государственных органов. При этом под защитой здоровья можно понимать охрану не только физического, но и духовного здоровья членов семьи, особенно детей (ограждение от пропаганды насилия, жестокости, секса, порнографии и т. п.). Понятие нравственности носит исторически подвижный характер и заключается в соблюдении гражданами установленных в обществе норм морали и правил поведения. Ограничение прав граждан в семье может быть предусмотрено или в самом СК, или в других федеральных законах. Так, например, согласно ст. 73 СК суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения родительских прав (то есть ограничить родительские права). Или п. 4 ст. 66 СК дает право воспитательным, лечебным учреждениям и учреждениям социальной защиты отказать родителю, проживающему отдельно от ребенка, в предоставлении информации о ребенке в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны этого родителя.
  Исключительно важное значение в реализации принципов семейного права и достижении целей правового регулирования семейных отношений имеет предусмотренная ст. 7 и 38 Конституции РФ и п. 1 ст. 1 СК обязательная государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Нормы российского законодательства о защите государством семьи, материнства, отцовства и детства соответствуют требованиям международно-правовых актов по правам человека. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства, а материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Это выражается в том, что все государства, исходя из национальных условий и в пределах своих возможностей, принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем42.
  В РФ семья является объектом государственной семейной политики. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики РФ и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.
  Основные направления государственной семейной политики в РФ включают:
  1) обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям;
  2) обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
  3) кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;
  4) усиление помощи семье в воспитании детей43.
  Основными принципами государственной семейной политики в РФ провозглашены: а) самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития; б) равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений; в) приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается; г) равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности; д) единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях; е) партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями; ж) принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами; з) осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе; и) преемственность и стабильность мер государственной семейной политики44.
  Защита семьи, материнства и детства государством имеет комплексный характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по укреплению и поддержке семьи. Одной из основных стратегических задач социальной политики государства является создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций, повышение качества жизни семей. В этих целях Программой социальных реформ в РФ на период 1996-2000 г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. 22245, предусмотрено реализовать первоочередные меры в области поддержки семьи, детей и молодежи, в том числе: а) совершенствование системы государственных социальных гарантий поддержки благосостояния семей с детьми; б) государственное стимулирование малого, в том числе семейного предпринимательства, различных форм самозанятости, введение долгосрочного льготного потребительского кредитования молодых семей, семей, имеющих несовершеннолетних детей; в) развитие новых социальных технологий поддержки семьи, сети специализированных учреждений социального обслуживания семьи, детей и молодежи, расширение перечня оказываемых ими социальных услуг, в том числе консультативных и психотерапевтических по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям; г) стимулирование развития видов добровольного страхования, особенно детей и молодежи, направленных на создание дополнительных возможностей поддержки семьи на ответственных этапах ее жизненного цикла, реализация мер по обеспечению устойчивости и надежности страховых систем в выполнении страховых обязательств; д) увеличение в федеральном бюджете целевых расходов на мероприятия по социальной поддержке семьи, женщин, детей и молодежи, обеспечение защищенности фиксирования важнейших мероприятий; е) повышение эффектности использования выделяемых средств, в том числе за счет объединения ранее принятых программ в этой сфере, концентрации усилий на наиболее важных и приоритетных направлениях этих программ; ж) создание внебюджетного фонда поддержки материнства и детства, определение источников его финансового пополнения и основных направлений расходования; з) создание благоприятных условий для более полного использования возможностей негосударственного сектора для решения проблем улучшения положения семьи, женщин, детей и молодежи; и) закрепление норм по обеспечению жизненно важных социальных гарантий семье, женщинам, детям молодежи в законодательных актах, регулирующих распределение полномочий органов государственной власти и взаимоотношений федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; совершенствование законодательства в области защиты прав интересов семьи, женщин, детей и молодежи.
  В научной литературе высказываются предложения о необходимости разработки в ближайшей перспективе комплексного Федерального закона "Об охране семьи", что позволит укрепить правовые гарантии государственной политики по охране семьи46.
  В настоящее время конституционный принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства государством реализуется не только в семейном законодательстве РФ и ее субъектов, но и в иных отраслях законодательства (гражданское законодательство, законодательство об охране здоровья, о социальном обеспечении, о труде, жилищное законодательство, уголовное законодательство и т. д.). Заложенные в Конвенции о правах ребенка принципы защиты интересов ребенка нашли свое отражение в различных отраслях законодательства России.
  В области здравоохранения государство берет на себя заботу об охране здоровья членов семьи, включая проведение консультаций, обследований, определение условий оказания медицинской помощи беременным женщинам, матерям и несовершеннолетним детям (ст. 22-24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-I)47.
  Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с последующими изменениями и дополнениями)48, Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 883 (с последующими изменениями и дополнениями)49 и Кодексом законов о труде РФ (ст. 238)50 в целях защиты материнства установлена выплата следующих пособий: по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка. В частности, единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка выплачивается размере пятнадцатикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день рождения ребенка, а ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в размере двух минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом, независимо от количества детей, за которыми осуществляется уход. Весьма существенно, что в соответствии с Законом РФ от 7 декабря 1991 г. № 1999 "О подоходном налоге с физических лиц" (с последующими изменениями и дополнениями)51 эти пособия не подлежат налогообложению.
  Законодательством о труде в целях создания благоприятных условий для воспитания детей предусматриваются специальные меры для родителей (опекунов, попечителей, приемных родителей) в виде предоставления женщинам отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, дополнительных оплачиваемых выходных дней (ст. 163, 165-168 КЗоТ). Для беременных женщин запрещены ночные, сверхурочные работы и командировки т. 162 КЗоТ).
  Запрещено отказывать в приеме на работу и увольнять беременных женщин и женщин, имеющих детей, а также снижать им заработную плату (ст. 170 КЗоТ). Для них предусмотрено выделение путевок в санатории и дома отдыха (ст. 171 КЗоТ), а также сохранение среднего заработка по месту работы при прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях (ст. 1701 КЗоТ). Запрещено применение труда женщин на тяжелых работах. Ограничены труд женщин, имеющих детей, на работах в ночное время и направление их в командировки (ст. 160-163 КЗоТ). В качестве дополнительных гарантий установлены дополнительные перерывы в работе женщинам для кормления ребенка (ст. 169 КЗоТ).
  Определенные меры в области защиты материнства и детства предусматриваются гражданским и жилищным законодательством, включая: сохранение жилья за детьми во время их пребывания в воспитательном учреждении; установление внеочередного порядка предоставления жилья детям, нуждающимся в нем, по окончании пребывания в воспитательном учреждении (ст. 37 и 60 Жилищного кодекса РСФСР)52; вселение нанимателем несовершеннолетних детей без согласия граждан, постоянно с ним проживающих (ст. 679 Гражданского кодекса РФ)53. Законом РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" (с последующими изменениями и дополнениями)54 предусмотрены дополнительные гарантии обеспечения интересов несовершеннолетних в процессе приватизации жилых помещений (отказ от включения несовершеннолетних в число участников общей собственности на приватизируемое жилое помещение может быть осуществлен родителями, усыновителями, опекунами и попечителями только при наличии разрешения органов опеки и попечительства; несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения после достижения ими совершеннолетия и др.). В ст. 31-40 ГК закреплены основания и порядок установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними, гарантирующие надежную защиту интересов детей, оставшихся без родительского попечения.
  В системе мероприятий по защите материнства и детства особое место принадлежит именно мерам по защите законных прав и интересов детей. Указом Президента Российской Федерации от 15 января 1998 г. № 2955 на 1998-2000 гг. продлено действие федеральных целевых программ "Дети Севера", "Дети-сироты", "Дети Чернобыля", "Дети-инвалиды", "Планирование семьи", " Развитие индустрии детского питания", "Одаренные дети", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", "Безопасное материнство", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", входящих в состав президентской программы "Дети России"56. Перечисленные федеральные целевые программы, в свою очередь, были утверждены постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1207 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в РФ на 1998-2000 годы"57. Их основной целью является создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований и реформ.
  Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г. - Национальным планом действий в интересах детей - (утвержден Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 58) в качестве мер по укреплению правовой защиты детства предусматривается приведение законодательства РФ в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка, а также усиление защиты личных и имущественных прав детей и подростков в обстановке меняющихся социально-экономических условий и отношений собственности. Определенная основа для этого уже имеется (Указ Президента РФ от 1 июня 1992 г. № 543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" и постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 августа 1993 г. № 848 "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей"59). В качестве второго этапа реализации Национального плана действий в интересах детей постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 165 утвержден План действий по улучшению положения детей в РФ на 1998-2000 гг.60

<< Пред.           стр. 1 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу