<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  На практике некоторые положения Кодекса оказались нежизнеспособными. В частности, не была реализована прогрессивная система отбывания наказания. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 30 октября 1921 г. были ликвидированы распределительные комиссии, функции которых частично перешли к наблюдательным комиссиям.
  Вместе с тем получила дальнейшее развитие сеть исправительно-трудовых колоний как основного вида мест лишения свободы. 30 октября 1924 г. были приняты Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, которые оказали серьезное влияние и на исправительно-трудовое законодательство.
  В Основных началах, например, к мерам социальной защиты судебно-исправительного характера были отнесены: а) объявление врагом трудящихся с лишением гражданства СССР и изгнанием из пределов страны навсегда; б) лишение свободы со строгой изоляцией; в) лишение свободы без строгой изоляции; г) принудительные работы; д) поражение прав; е) удаление из пределов СССР на срок; ж) удаление из пределов союзной республики или отдельной местности с запрещением проживать в тех или иных местностях или без такового (ссылка и высылка); з) увольнение от должности; и) запрещение занятия той или иной должности или занятия той или иной деятельностью или промыслом; к) общественное порицание; л) конфискация имущества; м) штраф; н) предостережение.
  Среди целей наказания Основные начала, наряду с предупреждением преступлений и исправительно-трудовым воздействием на осужденных, провозгласили: лишение общественно опасных элементов возможности совершать новые преступления.
  По сравнению с исправительно-трудовым кодексом в Основных началах просматривается тенденция на ужесточение целей и системы наказаний.
  22 ноября 1926г. был принят новый Уголовный кодекс РСФСР, который воспринял и развил положения Основных начал.
  26 марта 1928 г. было принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О карательной политике и состоянии мест заключения"*, которое подвело определенные итоги в проведении советской карательной (уголовной) и исправительно-трудовой политики. В нем, в частности, подчеркивалась необходимость применения суровых мер репрессии в отношении классовых врагов.
  * Еженедельник советской юстиции. 1928. № 14.
 
  Постановлением ЦИК и СНК СССР от 6 ноября 1929 г. вводится лишение свободы с отбыванием его в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях СССР на срок от 3 до 10 лет*.
  * СЗ СССР. 1930. № 22. С. 686.
 
  Постановлением СНК СССР от 7 апреля 1930 г. утверждается Положение об исправительно-трудовых лагерях*, которое поставило перед ними задачу охраны общества от особо социально опасных правонарушителей путем их изоляции (ст. 1), соединенной с общественно полезным трудом и приспособлением их к условиям трудового общежития. В исправительно-трудовые лагеря направлялись лица, осужденные судом к лишению свободы на срок не менее 3 лет, либо лица, осужденные Особым постановлением Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), в ведении которого лагеря и находились. Поступающие в лагерь заключенные подразделялись на три категории: 1) из трудящихся (рабочие, крестьяне, служащие), пользовавшиеся избирательными правами, осужденные впервые на срок не свыше 5 лет за контрреволюционные преступления; 2) те же, но осужденные на срок свыше 5 лет; 3) нетрудовые элементы и лица, осужденные за контрреволюционные преступления (имелись в виду в основном представители бывших имущих классов). Заключенные третьей категории не могли занимать административно-хозяйственные должности в лагере (ст. 16), а также подлежали иной дискриминации.
  * СЗ СССР. 1929. № 72. С. 248.
 
  Необходимо отметить, что Положение об исправительно-трудовых лагерях было открытым документом и содержало некоторые вполне гуманные нормы о правовом статусе осужденных, их труде и т.д. Но в самом же Положении, а главным образом в ведомственных документах, содержались оговорки, ограничивающие прежде всего "врагов народа" во многих правах, которыми, в частности, пользовались все уголовники. Лагеря являлись и элементами экономической системы. Они создавались в местах освоения отдельных местностей, для строительства силами заключенных каналов, дорог, промышленных объектов, добычи полезных ископаемых, лесозаготовок на Крайнем Севере, Дальнем Востоке, в тайге.
  Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 1 августа 1933 г. был введен в действие новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР*.
  * СУ РСФСР, 1933. № 48. Ст. 208.
 
  Целями исправительно-трудовой политики в кодексе провозглашались: 1) постановка осужденных в условия, преграждающие им возможность нанесения ущерба социалистическому строительству; 2) перевоспитание и приспособление их к условиям трудового общежития. Средствами перевоспитания признавались труд и политико-воспитательная работа, а основным типом мест лишения свободы - трудовая колония.
  Кодекс регламентировал исполнение лишения свободы на срок до 3 лет, исправительно-трудовых работ без лишения свободы и ссылки, соединенной с исправительно-трудовыми работами. Исполнение лишения свободы на срок от 3 до 10 лет по-прежнему регулировалось Положением об исправительно-трудовых лагерях.
  В 30-х гг. усилились тенденции к жесткости наказаний и отступлению от судебного порядка их применения. Вскоре после принятия перестали применяться практически нормы нового ИТК, их без официальной отмены заменили закрытые ведомственные нормативные акты. Так, 5 ноября 1934г. постановлением ЦИК и СНК СССР при Народном Комиссариате внутренних дел СССР было создано Особое совещание, получившее право без суда назначать ссылку и высылать на срок до 5 лет, заключение в исправительно-трудовой лагерь, а также высылку за пределы Союза ССР*.
  * СЗ СССР 1935. №11. Ст. 84.
 
  Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. расширилась уголовная ответственность несовершеннолетних за отдельные деяния: она устанавливалась с 12-летнего возраста*.
  * Советское исправительно-трудовое право. Общая часть. М., 1977. С. 69.
 
  Постановлением ЦИК и СНК СССР от 8 августа 1936 г. восстановлено упраздненное ранее тюремное заключение*. Максимальный срок лишения свободы был увеличен с 10 до 25 лет.
  * СЗ СССР. 1936. № 44. С. 370.
 
  В предвоенные годы укрепление основ государства требовало жесткой централизации управления его органами, особенно аппаратом принуждения и репрессии. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 10 июля 1934 г.* был образован общесоюзный Наркомат внутренних дел, в который вошло ОГПУ с его Главным управлением лагерей и трудовых поселений.
  * СЗ СССР. 1934. № 36. С. 283.
 
  Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 октября 1934г.* все исправительно-трудовые учреждения, находившиеся в ведении наркоматов юстиции союзных республик, были переданы в систему НКВД. Главные управления исправительно-трудовых учреждений были ликвидированы, а Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений НКВД СССР - преобразовано в Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселение и мест заключения (сокращенно оно стало называться ГУЛАГ НКВД СССР).
  * СЗ СССР. 1934. № 56. С. 421.
 
  Исправительно-трудовые учреждения отчитывались и контролировались только по ведомственной линии, за ними утратили контроль все местные власти, не говоря уж об общественности.
  В период с конца 20-х и до середины 50-х годов вместо исправительно-трудового законодательства деятельность органов и учреждений, исполняющих наказания, регулировалась исключительно ведомственными актами, большинство из них были с грифом "секретно" и "совершенно секретно". В этот период отсутствовал прокурорский надзор за деятельностью этих органов. Отчетность по линии ИТУ и другим направлениям деятельности НКВД была закрытой, доступ к ней строго ограничен. Все это препятствовало изучению и анализу исправительно-трудового дела. Начиная со второй половины 30-х гг., прекратились научные исследования, в юридический учебных заведениях перестали преподавать курс исправительно-трудового права и готовить специалистов для исправительно-трудовых учреждений*.
  * Артамонов В.П. Указ. соч. С. 85.
 
  Практически вся деятельность ИТУ была подчинена выполнению производственного плана.
  Во время войны и после ее окончания в системе НКВД (а затем МВД) СССР были созданы лагеря для военнопленных иностранных армий, воевавших против СССР.
  В первые послевоенные годы места лишения свободы пополнились лицами, осужденными на длительные сроки. Это прежде всего результат активного применения указов Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. "Об усилении охраны личной собственности граждан" и, в особенности, "Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества".
  В начале 50-х годов наблюдается либерализация режима в местах лишения свободы. Ограничивается в правах Особое совещание.
  В марте 1953 г. проводится массовая, но не во всем оправданная амнистия. Из 2 526 402 заключенных, находившихся в то время в местах лишения свободы, освобождено 1 118 264 человека, причем немалое количество уголовников-рецидивистов*.
  * "Комсомольская правда", 1989, 29 сентября.
 
  Начиная с 1954 г. в исправительно-трудовой политике наступает этап, названный в специальной литературе этапом "восстановления ленинских принципов советской исправительно-трудовой политики и исправительно-трудового права". Начало этого этапа связывается с принятием ряда директивных документов, в частности Постановления ЦК КПСС от 10 июня 1954 г.
  В том же году Совет Министров СССР одобрил Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР, которое отменило действие многочисленных приказов, инструкций и других ведомственных нормативных актов. Задачей деятельности лагерей и колоний провозглашалось исправление и перевоспитание осужденных на основе их приобщения к труду*.
  * Уголовно-исполнительное право: Учебник. М., 1996. С. 72.
 
  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1955 г. было утверждено Положение о прокурорском надзоре, где специальная глава посвящалась надзору за законностью в деятельности мест лишения свободы*.
  * Ведомости Верховного Совета СССР, 1955. № 9.
 
  В октябре 1956 г. было принято совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР, направленное на реформирование исправительно-трудового дела*. В Постановлении отмечалось, что исправительно-трудовые лагеря себя изжили и вместо них создаются колонии.
  * Партийная жизнь. 1957, № 4. С. 67.
 
  25 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и поручил привести уголовное законодательство союзных республик в соответствие с ними. 27 октября 1960 г. Верховным Советом РСФСР был принят новый УК РСФСР, который вступил в силу с 1 января 1961 г.
  Изменения уголовного законодательства, вступление в действие нового УК вызвали необходимость разработки и принятия новых нормативных актов, регулирующих исполнение наказаний.
  29 августа 1961 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было утверждено республиканское Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах*, как временный (до принятия соответствующего законодательного акта) документ. В нем были установлены правила отбывания наказания лицами, лишенными свободы, и определен порядок деятельности исправительно-трудовых колоний.
  * Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1961. № 37. С. 556.
 
  В 1963 г. система советских исправительно-трудовых учреждений была дополнена колониями-поселениями для содержания в них осужденных, твердо вставших на путь исправления*.
  * Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1963., № 26. Ст. 591-592.
 
  Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 марта 1964 г. "Об условном освобождении из мест лишения свободы осужденных, вставших на путь исправления, для работы на строительстве предприятий народного хозяйства"* предусмотрел новый вид досрочного освобождения.
  * Советское исправительно-трудовое право. Л.. 1989. С. 35.
 
  30 сентября 1965 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято новое Положение о наблюдательных комиссиях*, а 3 июня 1967 г. принято новое Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних**.
  * Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1965. № 40. Ст. 990.
  ** Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1967. № 23. Ст. 536.
 
  В июле 1969г. были введены в действие Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик*. 18 декабря 1970 г. принят Исправительно-трудовой кодекс РСФСР**, регламентировавший исполнение лишения свободы, ссылки, высылки и исправительных работ без лишения свободы, который вступил в силу с 1 июня 1971 г.
  * Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1969. № 29. Ст. 247.
  ** Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1970. № 51. Ст. 1220.
 
  С принятием кодекса завершилась реформа исправительно-трудового права, направленная на восстановление законодательной базы регулирования исполнения наказаний, связанных с мерами исправительно-трудового воздействия.
  Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1977 г.* в ИТК был введен новый раздел III-А, который регулировал исполнение условного осуждения к лишению свободы и условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду. Исполнение иных видов наказания (за исключением направления в дисциплинарный батальон) оставалось неурегулированным до 1983 г.
  * Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1977. № 12. Ст. 258.
 
  15 марта 1983 г. этот пробел был ликвидирован принятием союзного Положения о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных*. На его основе в 1984г. было принято республиканское Положение**, регламентирующее исполнение: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; штраф; общественное порицание; конфискация имущества; лишение воинского или специального звания; увольнение от должности; возложение обязанности загладить причиненный вред.
  * Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. № 12. Ст. 75.
  ** Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. № 29. Ст. 991.
 
  Таким образом, к середине 80-х годов сформировались по существу два направления законодательства, регламентирующего исполнение уголовного наказания: 1) исправительно-трудовое законодательство; 2) законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных.
  Встал вопрос о создании единого законодательства -уголовно-исполнительного, о расширении предмета регулирования данной отрасли права. Началась работа по созданию соответствующих законопроектов.
  После развала Союза ССР Законами РСФСР от 18 февраля, 29 апреля и 6 июля 1993 г. были отменены наказания и соответственно их исполнение в виде ссылки, высылки, а также условное осуждение к лишению свободы и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, направление в воспитательно-трудовой профилакторий, упразднены колонии усиленного режима.
  С принятием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации было юридически закреплено окончание советского периода истории и законодательства.
 
 Глава III. Источники уголовно-исполнительного права
 
 § 1. Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права
 
  Источниками права являются официальные документы (нормативно-правовые акты) компетентных государственных органов, в которых закрепляются юридические нормы.
  Нормы уголовно-исполнительного права, наряду с нормативно-правовыми актами (в дальнейшем - нормативные акты или правовые акты) собственно уголовно-исполнительного законодательства, нередко закрепляются в актах, являющихся по своему основному содержанию источниками других отраслей права. Так, в Конституции Российской Федерации, которая является юридической базой текущего законодательства, имеются статьи (например, п. 3 ст. 32; ст. 50, п. "о" ст. 71), регулирующие отношения в сфере исполнения уголовных наказаний.
  Источники уголовно-исполнительного права можно классифицировать по их юридической силе и сфере их действия. Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы располагаются в определенной строго иерархической системе. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе уголовно-исполнительного законодательства. Такое построение нормативных актов имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Ввиду многочисленности нормативных актов уголовно-исполнительного законодательства и несовершенства законодательной техники возникают ситуации, когда различные нормативные акты по-разному решают один и тот же вопрос. Наибольшей юридической силой обладают законы.
  По сфере действия источники могут быть федеральными, отраслевыми и местными (локальными). Разновидностью этой же классификации может быть и круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы уголовно-исполнительного законодательства.
  Законы (законодательные акты). Важнейшим источником отечественного права, в том числе и уголовно-исполнительного, является Конституция Российской Федерации. Будучи основным законом, она обладает высшей юридической силой. Все иные законы и подзаконные акты должны издаваться на основе и в соответствии с Конституцией России. Она содержит в себе нормы различных отраслей права, в том числе и нормы уголовно-исполнительного права. В частности, положения Конституции закрепляют основные права и обязанности граждан и правовые принципы законности, гуманизма и демократизма. Конституция (п. "о" ст. 71) относит к ведению Российской Федерации принятие законов, регулирующих исполнение уголовных наказаний.
  Важнейшим источником уголовно-исполнительного права является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 18 декабря 1996г. и вступивший в действие с 1 июля 1997 г. В нем, как уже отмечалось, регулируется исполнение всех видов уголовных наказаний. УИК РФ определил цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, его структуру, содержание и принципы. В кодексе закреплены также система и виды учреждений, исполняющих наказание. Система учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, а также иные вопросы, связанные с исполнением этого вида наказания, закреплены в законе от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы"*.
  * Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.
 
  Государственная Дума помимо законов принимает и постановления. Этими актами решаются конкретные, как правило, организационные вопросы (например, о введении в действие вновь принятого закона). Вместе с тем постановления могут быть и нормативными актами, если ими дается толкование или конкретизация закона.
  Примером тому служит Постановление Государственной Думы от 13 декабря 1994 г. "Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвующих в противоправных условиях, связанных с вооруженными конфликтами на Северном Кавказе"*. В постановлении Совета Федерации "О положении в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации"** ставятся вопросы о необходимости принятия срочных мер по улучшению финансирования и материально-технического обеспечения уголовно-исполнительной системы.
  * Российская газета. 1994. 27 декабря.
  ** Российская газета. 1996. 19 июня.
 
  Указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Являясь главой государства. Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Разумеется, что Конституция не может содержать исчерпывающего перечня его полномочий, хотя потребность в правовом закреплении компетенции Президента в решении тех или иных вопросов внешней и внутренней политики значительна.
  Указы и постановления Президента в настоящее время касаются широкого круга проблем. Так, Указом Президента РФ от 29 сентября 1995г. "О преобразовании государственных предприятий и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предприятия и учреждения, исполняющие наказания, были преобразованы в государственные унитарные предприятия (федеральные казенные предприятия)*. Согласно ему этим предприятиям предоставлены дополнительные полномочия и самостоятельность в организации своей производственной деятельности.
  * Российская газета. 1995. 4 октября.
 
  В определении судьбы уголовно-исполнительной системы важное значение имеет Указ Президента Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации", в соответствии с которым уголовно-исполнительная система МВД РФ передается в ведение Министерства юстиции РФ,
  Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Осуществляя исполнительную власть в государстве, Правительство выполняет целый ряд полномочий, издавая соответствующие постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Российской Федерации. Эти акты в случае их противоречия Конституции, федеральным Законам и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ).
  В сфере исполнения уголовных наказаний Правительство Российской Федерации в связи с введением в действие УИК приняло ряд постановлений. Так, постановлением от 16 июня 1997г. утверждено Положение об уголовно-исполнительных инспекциях*, которое регулирует деятельность учреждений, исполняющих уголовные наказания в отношении лиц, осужденных к мерам без изоляции от общества.
  * Российская газета. 1997. 25 июня.
 
  Постановлением Правительства "Об установлении минимальных норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы"* от 8 июля 1997 г. конкретизируются положения ст. 99 УИК.
  * Российская газета. 1997. 23 июля.
 
  Кроме указанных, необходимо назвать очень важное для улучшения деятельности исправительных учреждений постановление Правительства РФ от 13 августа 1996г. "О федеральной целевой программе содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на период до 2000 г."*
  * Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 35. Ст. 4188.
 
  Ведомственные нормативные акты. В Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г.*, было закреплено, что МВД обеспечивает исполнение органами внутренних дел уголовных наказаний; организует содержание, охрану, этапирование и конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, взаимодействует с государственными органами в организации работы по социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание, а также утративших социально полезные связи**.
  * Российская газета. 1996. 31 июля.
  ** Приказ МВД Российской Федерации № 453 от 14 декабря 1992 г.
 
  Для выполнения поставленных задач Министерство принимает ведомственные нормативные акты: приказы, постановления, инструкции и др. Так, основным нормативным актом, регулирующим порядок и условия отбывания наказания в виде лишения свободы, являются Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, принимаемые МВД Российской Федерации.
  В отдельных случаях уголовно-исполнительные нормы могут содержаться и в нормативных актах других министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, а также в совместных постановлениях и распоряжениях МВД и других министерств и ведомств. Так, МВД РФ, Министерство труда РФ и Министерство социальной защиты населения РФ разработали и приняли Инструкцию по организации индивидуальной трудовой деятельности осужденных, содержащихся в местах лишения свободы*.
  * В настоящее время большинство указанных полномочий поэтапно передастся Министерству юстиции РФ.
 
  Статья 71 Конституции РФ установила, что Уголовно-исполнительное Законодательство находится в ведении Российской Федерации. В соответствии с этим органы власти и управления субъектов Российской Федерации и муниципальные образования не вправе издавать нормативные акты, содержащие нормы уголовно-исполнительного права.
  Акты Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Эти акты сами по себе источником права не являются, поскольку деятельность судов - ненормотворческая. Однако высшие судебные органы призваны обеспечивать единство в правоприменительной деятельности и осуществлять надзор за применением законов нижестоящими судами. Поэтому их постановления и определения по конкретным делам, их обобщения практики должны учитываться. В определенной степени эти акты призваны восполнять пробелы в законодательстве и обеспечивать единство в принятии решений и соответствие их закону. Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 25 октября 1996 г.* на основе обобщения судебной практики дал ряд важных разъяснений и указаний по применению наказания в виде лишения свободы с учетом сложившейся в стране криминогенной обстановки.
  * Российская газета. 1996. 5 ноября.
 
  Особыми полномочиями наделен Конституционный Суд Российской Федерации. Он призван решать дела о соответствии Конституции как в целом, так и отдельных положений законодательных и иных нормативно-правовых актов.
  Уголовно-исполнительное законодательство и международно-правовые акты. Российская Федерация является частью мирового сообщества. В 1996 г. она вступила в Совет Европы, приняв на себя обязательства последовательно реализовывать в законодательстве и практике общепризнанные международные нормы, составляющие юридическую основу деятельности мирового сообщества, и прежде всего положения, касающиеся обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
  В силу этого п. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы.
  В результате в УИК появилась специальная ст. 3, закрепляющая положение о том, что уголовно-исполнительное Законодательство Российской Федерации должно учитывать международные договоры, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказания и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора (п. 2 ст. 3 УИК РФ).
  Следует отметить, что ранее действовавшее законодательство в сфере исполнения наказаний, в частности ИТК РСФСР, не содержало подобных норм. При этом подразумевалось и нередко констатировалось, что советское исправительно-трудовое законодательство и практика его применения в основном не только соответствует требованиям и стандартам международно-правовых актов обращения с осужденными, но зачастую превосходят их.
  Международные акты, касающиеся вопросов обращения с осужденными, по своему характеру и форме весьма разнообразны. Они могут быть: общими (универсальными) и специальными; обязательными к исполнению и носить рекомендательный характер; межгосударственными договорами (пакты, конвенции) и нормами-принципами; общемировыми и региональными; распространяющими свое действие в отношении всех Правонарушителей или на их отдельные категории.
  К числу важнейших международных актов, носящих общий характер, следует отнести Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.). Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство личности видов обращения и наказания (1975 г.). Все эти акты приняты Организацией Объединенных Наций (ООН).
  К этому же ряду документов относятся Конвенция о принудительном или обязательном труде, принятая Международной организацией труда (1930 г.), а также Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый ООН в 1979 г.
  Среди специальных международных стандартов следует назвать принятые ООН Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.). Относительно обращения с лицами, приговоренными к смертной казни, ООН в 1984г. принят документ с наименованием "Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни".
  В 1985 г. ООН были приняты Минимальные стандартные правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила); в 1990 г. - Правила по защите несовершеннолетних, лишенных свободы. В 1989 г. был принят Свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме; а в 1990 г.-Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила).
  Действуют и другие международные акты, в той или иной степени регламентирующие организацию исполнения уголовных наказаний или мер, их заменяющих.
  Указанные международные документы содержат нормы как обязательные, так и рекомендательные. Например, запрещение пыток является обязательным, а правило о содержании каждого осужденного в отдельной комнате (камере), предусмотренное ст. 9 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, относится к числу норм-рекомендаций, поскольку далеко не все государства в силу социальных, экономических и других условий могут себе позволить такое размещение всех осужденных к лишению свободы. Об этом прямо говорится в ст. 2 названных правил, которая исходит из того, что "не все эти правила можно применять повсеместно и одновременно".
  Следуя такому подходу, наш законодатель (п. 1, ст. 3 УИК РФ) закрепляет положение, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает требования международных актов, относящихся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, "в соответствии с экономическими и социальными возможностями".
 
 § 2. Действие уголовно-исполнительных актов во времени и в пространстве
 
  Успешная реализация уголовно-исполнительного законодательства предполагает знание основных правил применения норм данной отрасли права во времени и пространстве.
  Введение в действие уголовно-исполнительных законов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"*. Согласно этому закону все законы вступают в силу через 7 дней после их опубликования в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации".
  * Российская газета. 1994. 15 июня.
 
  Другие акты палат вступают в силу через 10 дней после их опубликования. Однако в законе или нормативном акте может быть указано, с какого времени он вступает в силу. Указанные положения закона детализируют общее положение о вступлении законов в силу, сформулированное в Конституции РФ (п. 3 ст. 15), согласно которому "Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются".
  Нормы уголовно-исполнительного права также вступают в действие в соответствии с общими правилами, если иное не оговорено в самом тексте закона или соответствующем постановлении или законе, определяющем порядок введения его в действие. Так, закон "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы принятый 21 июля 1993 г., был введен в действие с момента его опубликования 24 августа 1993 г., а некоторые его статьи в соответствии с постановлением о порядке введения его в действие вступили в силу с 1 января 1994 г. Аналогичная ситуация была и с вопросом введения в действие УИК РФ. Разница только в том, что вводился он специальным Федеральным законом. Такой порядок вступления в силу названных законов объясняется их новизной, сложностью содержания и объемом. Все это требует дополнительного времени для ознакомления и уяснения его содержания, а также создания необходимых организационных, материальных и других условий дня практической реализации закона в целом или его отдельных норм и положений.
  Наряду с вступлением в действие уголовно-исполнительного нормативного акта важное практическое значение имеет также момент прекращения его действия. Иногда в самом нормативном акте устанавливается срок его действия. В таком случае нормативные акты утрачивают юридическую силу с наступлением указанного в них срока. По общему же правилу действие нормативного акта, регулирующего исполнение наказания, прекращается с момента опубликования соответствующего закона о его отмене или с того дня, который специально оговорен во вновь принятом законе.
  Как любая отрасль законодательства, уголовно-исполнительное законодательство постоянно изменяется и дополняется. Действовавшие раньше ИТК РСФСР и другие нормативные акты также Неоднократно изменялись и дополнялись, и возникали ситуации, при которых ухудшалось положение осужденных. Тогда возникал вопрос о возможности применения общего положения права о необратимости к худшему. Необходимой для решения этого вопроса нормы в прежнем законодательстве, регулировавшем исполнение уголовных наказаний, не было. Исполнение наказания осуществлялось в соответствии с вновь принятым законом в отношении лиц, осужденных как до, так и после принятия закона.
  Такое положение закреплено в ныне действующем Уголовно-исполнительном кодексе РФ. Согласно УИК (п. 2 ст. 6) "исполнение наказаний, а также применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляется в соответствии с законодательством, действующем во время их исполнения". Следовательно, если происходит ужесточение порядка и условий отбывания наказания во время его исполнения, то применяется последняя правовая норма, предусматривающая такое ужесточение. Это правило относится и к оказанию помощи освобождаемым лицам, в том числе и материальной.
  Полагаем, что такой подход законодателя оправдан, ибо запрещение придания обратной силы уголовно-исполнительному закону, ухудшающему правовое положение осужденного, ограничивающему его права, на практике реализовать достаточно сложно, если не невозможно (учитывая при этом еще и нестабильность законодательства, регулирующего исполнение уголовных наказаний).
  Необходимо отметить, что международные акты об обращении с осужденными (например. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными; Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых заключению в какой бы то ни было форме) не содержат каких-либо положений на этот счет.
  Поскольку уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации, уголовно-исполнительные акты распространяют свое действие на всей территории России. Однако орган, издавший нормативно-правовой акт, может ограничить территорию его действия. Например, действие нормативного акта может быть ограничено районами Крайнего Севера и т.д.
  Точно так же действует уголовно-исполнительное законодательство и по кругу лиц. По общему правилу, действие уголовно-исполнительного законодательства распространяется на всю территорию Российской Федерации (п. 1, ст. 6 УИК), а значит, на всех лиц, находящихся на этой территории. Правила, установленные уголовно-исполнительным законодательством, применяются не только в отношении граждан России, но и к иностранным гражданам и лицам без гражданства с изъятиями и ограничениями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
 
 § 3. Понятие, виды и структура норм уголовно-исполнительного права
 
  Нормами уголовно-исполнительного права являются правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения всех видов уголовных наказаний.
  Регулирование процесса исполнения наказаний, предполагает возникновение и закрепление в нормах права специфических прав и обязанностей субъектов, исполняющих и отбывающих наказания; а также установление порядка отбывания и исполнения наказания.
  Поскольку регулируемый нормами уголовно-исполнительного права процесс исполнения наказания это карательно-воспитательный процесс, его целью является исправление и ресоциализация осужденного, т.е. его приспособление к нормальной жизни общества. Исполнение наказания это не только правовая, но и психолого-педагогическая категория. Такое положение определяет психолого-педагогическое содержание норм уголовно-исполнительного права.
  Характер и вид исполняемых наказаний определяет, какие стороны исполнения и насколько детально должны регламентироваться в нормах уголовно-исполнительного права, а какие -не столь подробно. Так, например, исполнение наказания в виде штрафа по существу заключается в обязанности осужденного в определенный срок уплатить определенную судом денежную сумму. В данном случае законодатель устанавливает лишь, кто должен выполнить соответствующие действия, и в каком порядке они должны выполняться.
  Более широкий круг правовых отношений регулируется в случаях исполнения таких видов наказания как исправительные работы или лишение свободы.
  Следует отметить, что особенность норм уголовно-исполнительного права заключается в том, что некоторые из них реципиированы из других отраслей права. Это прежде всего относится к нормам, регулирующим труд осужденных к лишению свободы, получение общего образования, профессиональную подготовку и др.
  Необходимо также подчеркнуть, что не все нормы уголовно-исполнительного права определяют образец (модель) должного поведения, т.е. являются регулятивными. Существует группа норм, которая в общей теории права рассматривается как специализированные нормы права, которые в отличие от регулятивных и охранительных норм носят дополнительный характер, так как не содержат в себе определенных правил поведения. В уголовно-исполнительном праве специализированные нормы реализуются в форме норм-задач, норм-принципов и норм-дефиниций. К нормам-задачам относится, например, ст. 1 УИК, определяющая задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ. К нормам-принципам следует отнести положения ч. 1 ст. 17 УИК, характеризующим осужденным свободу совести и свободу вероисповедания. В норме-дефиниции ст. 9 УИК дается определение понятия "исправление осужденных". При регламентации общественных отношений, регулирующих исполнение наказаний, эти нормы как бы подключаются к регулятивным и охранительным и помогают им образовать единую отрасль права.
  Регулятивные нормы, как уже отмечалось, устанавливают права и обязанности субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. В зависимости от характера установленных прав и обязанностей они в свою очередь подразделяются на обязывающие, уполномочивающие и запрещающие (запретительные).
  Обязывающие нормы устанавливают требования совершать определенные действия. Так, в ст. 82 УИК, устанавливающей требования режима в местах лишения свободы, предусмотрены изоляция осужденных и постоянный надзор за ними.
  Уполномочивающие нормы разрешают субъектам правоотношений по своему усмотрению определять свое поведение. Примером такой нормы является, например, п. 2 ст. 103 УИК, устанавливающей, что осужденные к лишению свободы мужчины старше 55 лет привлекаются к обязательному для большинства осужденных труду только по их желанию. В литературе, в качестве разновидностей уполномочивающих норм уголовно-исполнительного права (ранее исправительно-трудового) выделяются поощрительные и охранительные нормы*.
  * См. Советское исправительно-трудовое право. М., 1983. С. 64; Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права: Проблемы Общей часта. М., 1984. С. 136-138; Уголовно-исполнительное право. М., 1996. С. 42.
 
  Особенность поощрительных норм состоит в том, что она предоставляет субъекту право лишь тогда, когда он сам создал для этого основание. Например, участие осужденных к лишению свободы в воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения или взысканий (п.2 ст. 109 УИК). Поощрительные нормы в уголовно-исполнительном праве направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения, исправление осужденных.
  Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, а также реализации иных норм уголовно-исполнительного права. К числу таких норм относятся положения ст. 115 УИК, устанавливающие меры взыскания, применяемые к осужденным в местах лишения свободы, а также ст. 86 УИК, регулирующей положения о применении физической силы, специальных средств и оружия при исполнении наказания в виде лишения свободы.
  Запретительные нормы требуют от субъектов воздержаться от указанных в них действий, например, при отбывании исправительных работ осужденному запрещено увольнение с работы по собственному желанию (п. 3 ст. 40 УИК); осужденным к лишению свободы запрещается получение" приобретение, хранение и распространение изданий, пропагандирующих войну, культ насилия или жестокости и т.п. (ст. 95 УИК).
  В системе уголовно-исполнительного законодательства выделяют организационно-технические нормы, которые близки к процессуальным, но отличаются от них тем, что не предусматривают дополнительных обязанностей и прав участников правоотношений*. Такие нормы сосредоточены в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений - нормативном акте, принимаемом МВД РФ. В этих Правилах установлены, например, порядок предоставления осужденным свиданий и телефонных переговоров; порядок приема и получения осужденными посылок, передач и бандеролей и т.п. В постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях" определен норматив штатной численности сотрудников уголовно-исполнительной инспекции.
  * Уголовно-исполнительное право: Учебник. М., 1996. С. 43.
 
  Нормы права имеют характерное внутреннее строение (структуру). В общей теории права в структуре норм выделяются три ее элемента: гипотеза, диспозиция и санкция. Такое структурной разделение норм характерно и для обязывающих, запрещающих и упорядочивающих норм уголовно-исполнительного права. Гипотеза представляет собой условие или событие, при наличии которого эта норма должна применяться. Она также определяет и участников данного правового отношения. Во многих случаях гипотеза выносится за пределы текста нормы уголовно-исполнительного права, она может быть общей для ряда норм. Общей гипотезой многих норм уголовно-исполнительного права (прямо не сформулированной, но очевидно предполагаемой) является, например, то условие, что они действуют в местах лишения свободы. В ряде норм гипотеза содержится в самом нормативном акте. Достижение осужденным возраста 21 год, является условием его перевода из воспитательной колонии в исправительную (ст. 140 УИК); в ст. 97 УИК сформулированы условия выезда осужденных за пределы исправительных учреждений и т.д.
  Диспозиция нормы уголовно-исполнительного права устанавливает должное правило поведения субъектов и участников правоотношений, определяет их права и обязанности. Так, ст. 89 УИК РФ, регламентирующая порядок предоставления осужденным к лишению свободы свиданий, устанавливает, что длительные свидания с правом совместного проживания осужденным предоставляются только с близкими родственниками, а также право осужденного выходить с просьбой о предоставлении таких свиданий. Обязанность администрации исправительного учреждения - не допускать таких свиданий с лицами, не относящимся к близким родственникам. Следует отметить, что нередко в одной статье нормативного акта содержится несколько норм. Так, ст. 97 УИК регулирует несколько видов выезда за пределы мест лишения свободы.
  Санкция нормы уголовно-исполнительного права содержит указанная на те правовые последствия, которые следуют за нарушение требований диспозиции нормы. Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права в отличие, например, от норм уголовного права является то, что они могут находиться в другой статье (например, ст. 115 УИК), а применять за нарушение правил поведения, установленные в различных статьях Уголовно-исполнительного кодекса. Кроме того санкции, установленные в УИК, применяются только к одному субъекту уголовно-исполнительных правоотношений - осужденному. Ответственность представителей администрации и иных субъектов правоотношений за нарушение уголовно-исполнительного законодательства предусматривается иными отраслям права (административного, трудового и др.).
 
 § 4. Уголовно-исполнительные правоотношения
 
  Основания возникновения уголовно-исполнительных правоотношений. Нормы уголовно-исполнительного права, определяя порядок и условия исполнения и отбывания всех видов уголовного наказания, регулируют в соответствии с целями и задачами данной отрасли законодательства общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе их исполнения, придавая им правовой характер.
  Уголовно-исполнительные правоотношения возникают с момента вступления приговора суда в законную силу и продолжаются вплоть до отбытия осужденным наказания или его освобождения от отбытия наказания. Кроме того в ст. 7 УИК РФ в качестве оснований отбывания уголовного наказания названы также изменяющие приговор суда и вступавшие в законную силу его определения и постановления, а также акт помилования или акт об амнистии. Вступление приговора суда и изменяющих его определений и постановлений вышестоящих судебных инстанций в законную силу определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, в том числе и федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", где в ст. 6 детально раскрывается обязательность судебных постановлений. С момента распоряжения об исполнении приговора суда или изменяющих его постановлений и определений меняется статус лица: он становится не подсудимым, а осужденным. Необходимо отметить, что в ранее действовавшем законодательстве (ст. 4 ИТК РСФСР) в качестве основания отбывания наказания, а значит, и возникновения соответствующих правоотношений, назывался только приговор суда, вступающий в законную силу.
  Значительное расширение оснований исполнения наказаний является оправданным. Вышестоящие судебные инстанции, например, могут изменить первоначальный приговор суда весьма серьезно (изменить не только размер, но и вид наказания). Поэтому нередко основанием отбывания наказания выступает уже не приговор, а определение или постановление вышестоящей судебной инстанции о применении к виновному иного вида или срока наказания.
  В процессе исполнения (отбывания) наказания уголовно-исполнительные правоотношения, не меняя своей юридической правды, могут изменять свое содержание. Это происходит при замене одного вида наказания другим, а в связи с осуждением к лишению свободы - при изменении вида исправительного учреждения. А основанием тому могут быть акты о помиловании или акты об амнистии. Актом об амнистии, который объявляется Государственной Думой, лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким его видом, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания (ст. 84 УК РФ).
  Актом помилования, принимаемого Президентом РФ, лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбытия наказания, либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким его видом (ст. 85 УК РФ).
  Для удобства анализа и изучения уголовно-исполнительных правоотношений их обычно рассматривают по элементам. К таковым относятся: субъекты, содержание правоотношений; объекты правоотношений; юридические факты.
  Субъекты правоотношений - это стороны, участники, обладатели определенных субъективных прав и обязанностей, установленных нормами уголовно-исполнительного права.
  Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений прежде всего являются: осужденные; учреждения и органы государства, исполняющие уголовные наказания. К последним относятся: различные виды исправительных учреждений, исполняющие приговоры судов к лишению свободы: уголовно-исполнительные инспекции, на которые возложено исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, и исправительных работ; судебные исполнители при осуждении к штрафу и к конфискации имущества; администрация организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам и к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, и др.
  Разумеется, что большая часть уголовно-исполнительных правоотношений возникает между осужденными, органами и учреждением, на которые государством возложена обязанность исполнять тот или иной вид наказания.
  Однако, согласно ст. 2 УИК РФ в исполнении наказаний и применении средств исправления осужденных принимают участие и органы государственной власти, и органы местного самоуправления, иные организации, а также общественные объединения и отдельные граждане. Они также наделяются определенными правами и обязанностями в сфере исполнения и отбывания уголовных наказаний, объем и содержание которых зависит от полномочий и функций указанных субъектов. В некоторых ситуациях в качестве субъектов уголовно-исполнительных правоотношений выступают органы внутренних дел. Так, в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, затрудняющих возвращение осужденных, которым разрешен выезд за пределы исправительных учреждений, им может быть продлен срок возвращения постановлением начальника органа внутренних дел по месту пребывания осужденного (п. 9 ст. 97 УИК РФ).
  В этой связи следует отметить, что в специальной литературе* наряду с понятием "субъекты" уголовно-исполнительных (исправительно-трудовых) правоотношений употребляется термин "участники" уголовно-исполнительных (исправительно-трудовых) правоотношений.
  * Стручков Н.А. Указ. Соч. С. 150-151; Уголовно-исполнительное право. М., 1996. С. 46-47.
 
  Отличие между субъектами и участниками данных правоотношений авторы видят в том, что субъекты уголовно-исполнительных правоотношений являются носителями большего объема прав и обязанностей, предусмотренных данной отраслью права, а участники - меньшим объемом этих прав и обязанностей. Представляется, что такое разделение достаточно искусственно, ибо и те и другие являются обладателями определенных субъективных прав и обязанностей, позволяющим им участвовать в сфере исполнения уголовных наказаний, а значит, термины "субъект", "участник" - идентичны.
  Под содержанием уголовно-исполнительных правоотношений понимается фактическое поведение субъектов и совокупность их прав и обязанностей. Каждый из субъектов имеет права и обязанности, которые корреспондируют между собой, образуя взаимосвязанную систему, и определяют содержание правоотношений. Характер и объем принадлежащих субъектам уголовно-исполнительных правоотношений зависят от вида исполняемого наказания и раскрываются в процессе исполнения (отбывания) наказания и осуществления мер исправительного воздействия.
  Объект уголовно-исполнительных правоотношений составляют явления и предметы, т.е. реально существующие обстоятельства и факты, по поводу которых возникают правоотношения. Их характер весьма разнообразен. Ими могут быть и определенные интересы и блага. В качестве объектов уголовно-исполнительных правоотношений выступают различные стороны порядка и условий исполнения и отбывания наказаний. Так, для осужденных к лишению свободы в качестве объектов могут выступать такие интересы и блага, как получение свиданий, разрешение на краткосрочный выезд из исправительного учреждения, разрешение на передвижение без конвоя и т.д.
  Для администрации исправительных учреждений субъекта выступают интересы, связанные с обеспечением режима и внутреннего порядка в учреждениях, с обеспечением обязанности по трудоустройству осужденных и т.д.
  Юридические факты представляют собой действия или события, в связи с которыми возникают, изменяются или прекращаются уголовно-исполнительные правоотношения.
  Юридические факты, обусловливающие возникновение и состояние уголовно-исполнительных правоотношений могут быть подвергнуты определенной классификации, разделены на группы.
  При рассмотрении оснований возникновения уголовно-исполнительных правоотношений по существу речь шла об основополагающем юридическом факте (действии) этих правоотношений: вынесение приговора суда, либо изменяющего его определения или постановления и вступление их в законную силу.
  Вступившие в действие они порождают целый комплекс правоотношений, связанных с исполнением (отбыванием) наказания. Их вступление в силу порождает у субъектов правоотношений совокупность прав и обязанностей и включает механизм реализации норм уголовно-исполнительного права: получение у осужденных к лишению свободы, например, специфического права на свидание, посылки и т.д. У администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, возникает целый ряд обязанностей и прав по отношению к осужденным.
  В качестве события, влияющего на уголовно-исполнительные правоотношения, выступает истечение срока назначенного наказания или исполнение наказания, не являющегося срочным (штраф, конфискация имущества). Оно прекращает весь комплекс уголовно-исполнительных правоотношений, и осужденный вновь приобретает статус гражданина, свободного от правоограничений, связанных с исполнением (отбыванием) наказания.
  Другой группой юридических фактов являются действия со сложным фактическим составом, которые влекут за собой существенное изменение комплекса правоотношений, например, актом об амнистии может быть изменен вид наказания. К ним также относится и такое действие или событие, как перевод из одного вида исправительного учреждения в учреждение другого вида.
  В качестве третьей группы юридических фактов, характеризующих состояние уголовно-исполнительных правоотношений можно выделить возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, например, при применении мер поощрения или взыскания к осужденным.
  Итак, уголовно-исполнительные правоотношения - это регулируемые нормами уголовно-исполнительного права отношения, возникающие между различными субъектами в процессе и по поводу исполнения и отбывания всех видов уголовного наказания.
 
 Глава IV. Исправление осужденных и его основные средства
 
 § 1. Понятие исправления осужденных
 
  В качестве одной из основных целей применения уголовного наказания новое уголовное и уголовно-исполнительное законодательство называет исправление осужденного.
  В прежнем законодательстве для оценки личности осужденного и результатов применения к нему наказания использовались два термина - "исправление" и "перевоспитание". Обычно в литературе под исправлением осужденного понималась степень преодоления дефектов в его сознании, превращения его в безопасного для общества человека.
  Перевоспитание трактовалось как формирование в процессе отбывания наказания высокосознательной личности. В практической деятельности судов, органов и учреждений, исполняющих наказание, такое разделение носило формальный характер. Свидетельством тому являлись отчеты указанных органов об этом направлении деятельности. Поэтому в начале 90-х гг. на практике и в теории отказались от термина "перевоспитание". Более того, в отличие от прежнего исправительно-трудового законодательства, уголовно-исполнительный кодекс использует один термин и дает нормативное определение понятия "исправление осужденных". Согласно ч. 1 ст. 9 УИК РФ "исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения".
  Необходимо отметить, что позитивным моментом нового уголовно-исполнительного законодательства является не только то, что оно дает нормативное определения понятия "исправление", но и то, что оно деполитизировало процесс исправления, конкретизировало его осуществление.
  Исправительное воздействие на осужденного представляет собой вид воспитательного процесса. Он включает в себя комплекс разнообразных средств и методов их применения, основанием применения которых служат либо приговор суда, вступивший в законную силу, либо изменяющее его определение или постановление после их вступления в законную силу (ст. 7 УИК).
  Уголовно-исполнительный кодекс (ч. 2 ст. 9) в качестве основных средств исправления осужденных определил следующие: режим (установленный порядок исполнения и отбывания наказания); воспитательная работа; общественно-полезный труд; получение общего образования; профессиональная подготовка; общественное воздействие.
  Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений; личности осужденных и их поведения.
  Набор средств исправления зависит прежде всего от вида наказания. В полном объеме эти средства применяются только при исполнении лишения свободы. Но даже в рамках одного вида наказания набор и содержательная сторона этих средств различны.
  Поведение осужденного также влияет на объем и характер применяемых к нему форм и средств исправительного воздействия, в том числе - на изменение режима отбывания наказания и условий содержания осужденного (ст. 122, 123 и др. УИК). В данном случае речь идет о принципах уголовно-исполнительного законодательства: о дифференциации и индивидуализации наказаний, рациональном применении мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения.
 
 § 2. Понятие и правовое регулирование основных средств исправления осужденных
 
  Среди основных средств исправительного воздействия законодатель не случайно поставил на первое место режим. Под режимом понимается урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий исправление осужденного и подготовку его к жизни в обществе. Режим призван выполнять различные функции. Во-первых, поскольку режим есть порядок исполнения наказания, то прежде всего в нем сосредоточено содержание того или иного вида наказания. Он включает в себя весь комплекс правоограничений и лишений для осужденных, свойственных данному виду наказания, т.е. режим содержит в себе элементы кары и несет карательную функцию.
  Режиму свойственны также воспитательная и обеспечивающая функции. Реализуя кару, требования режима вынуждают осужденного соблюдать правила внутреннего распорядка, не нарушать дисциплину, изменить свое поведение. В этом проявляется воспитывающая сущность режима.
  Кроме того, установление определенного порядка при исполнении наказания служит задаче управления людьми, находящимися в специальном учреждении и подвергающимися в этой связи целому комплексу мер воздействия.
  Таким образом, требования режима вторгаются во все сферы жизнедеятельности учреждений и органов, исполняющих наказание. Он создает правовые и организационные основы реализации других средств исправительного воздействия на осужденных. В этом выражается его обеспечивающая функция.
  Итак, режимные требования и способы их обеспечения вторгаются во все стороны жизни и деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание. Все осужденные, представители администрации и иные лица, так или иначе соприкасающиеся с деятельностью этих учреждений и органов, обязаны с ними считаться и их неуклонно выполнять.
  Воспитательная работа. Несмотря на то, что и режим отбывания наказания, и иные определенные законом средства исправления выполняют воспитательную функцию, законодатель в качестве самостоятельного, одного из основных средств исправления осужденных, определяет воспитательную работу. Закон не дает нормативного определения понятия воспитательной работы. В литературе ее определяют как совокупность мероприятий, обеспечивающих нравственное, правовое воспитание осужденных, повышение их культурного уровня, сознательности и дисциплины, ставящих цель оказать позитивное воздействие на сознание, поведение, взгляды и привычки осужденных, на формирование у них общественно полезных качеств и навыков.
  В прошлом воспитательная (политико-воспитательная) работа в значительной степени строилась на идеологических принципах. Однако практика свидетельствует, что осужденным в период отбывания наказания должны прежде всего прививаться элементарные навыки социально полезного поведения. Поэтому ставить, как это было раньше, задачу искоренения всех антисоциальных свойств личности в неблагоприятных для этого условиях отбывания наказания нереально, а на практике - невыполнимо.
  Воспитательная работа лишена каких-либо карательных элементов, поскольку основывается на методах психолого-педагогического воздействия. Однако она осуществляется в рамках режима отбывания наказания, который требует определенного порядка и соблюдения осужденными дисциплины при проведении воспитательных мероприятий.
  В настоящее время среди комплекса мер воспитательного воздействия свое место находит религиозное просвещение осужденных. Воспитательная работа с осужденными регламентируется нормами права в основных чертах. Они определяют ее задачи, принципы, важнейшие направления и формы. Ограниченный объем правовой регламентации применения данного средства исправления оправдан, поскольку он предоставляет необходимые возможности в использовании методов педагогики и психологии.
  Общественно полезный труд осужденных традиционно в законодательстве, регулирующем исполнение наказаний в нашей стране, рассматривали в качестве одного из основных средств их исправления. Однако его роль в теории и на практике нередко гипертрофировалась: такой труд представлялся в качестве основы всего процесса исправления и перевоспитания осужденных, а исправительно-трудовые учреждения выступали как производственные предприятия, которые были обязаны выполнять государственный план и приносить прибыль. В настоящее время в политике и законодательстве в сфере исполнения уголовных наказаний смещен акцент с трудового на уголовно-исполнительный. Вместе с тем труд продолжает занимать важное место при исполнении многих видов уголовных наказаний. В особенности это относится к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, ибо рост числа осужденных, не занятых трудом, значительно осложняет криминогенную обстановку в местах лишения свободы.
  Следует подчеркнуть, что международные акты о правах человека и обращении с осужденными признают обязательность труда осужденных (п. 2 ст. 71 Минимальных стандартных правил обращения с осужденными). А Международный пакт о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 8) не относит работу, которые выполняют лица, находящиеся в заключении, на основании распоряжения суда к категории принудительного или обязательного труда.
  Положительное отношение к труду является одним из важных показателей оценки поведения осужденных, критерием улучшения их правового статуса. Труд осужденных регулируется в основном нормами трудового законодательства.
  Получение осужденными общего образования и профессиональной подготовки является действенным средством их исправления. Многочисленные исследования и практика свидетельствуют, что повышение общеобразовательного и профессионального уровня находятся в тесной взаимосвязи с поведением осужденных в период отбывания ими наказаний. При этом установлена четкая тенденция зависимости улучшения их поведения от роста общеобразовательного уровня. Особенно это важно для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
  Закон предусматривает положение о том, что общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных поощряется и учитывается при оценке личности осужденного, влияет на его правовой статус. Особенности организации данной формы воспитательного воздействия в отношении разных категорий осужденных будут освещены в последующих главах.
  К числу основных средств исправления осужденных новое уголовно-исполнительное законодательство относит воспитательное воздействие, оказываемое на них со стороны различных субъектов общественности. Ранее общественное воздействие рассматривалось в качестве одного из принципов исправительно-трудового законодательства и деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания. Поэтому был накоплен богатый опыт его применения. Хорошие результаты давала, например, шефская работа трудовых коллективов предприятий, учреждений, учебных заведений, которая проводилась как во время отбывания осужденными наказания, так и после их освобождения при проведении мер, направленных на ресоциализацию освобожденных.
  В последние годы эффективность деятельности общественности в сфере исполнения наказания резко снизилось. Неэффективно работают наблюдательные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних, редко осуществляется шефство трудовых коллективов над исправительными учреждениями, практически прекращена работа общественных воспитателей несовершеннолетних и т.д.
  В то же время не вызывает сомнения необходимость и полезность привлечения различных субъектов общественности к исправлению осужденных. По мере укрепления государства и правопорядка эта работа будет расширяться. Поэтому изучение и анализ различных форм, средств и методов общественного воздействия на процесс исправления осужденных необходимы. Тем более, что в последние годы появились новые формы и субъекты этого воздействия в особенности в отношении осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы. Нынче вновь возрождаются попечительские советы при воспитательных колониях; все более активно вовлекаются в этот процесс служители различных религиозных концессий. К местам лишения свободы интерес проявляют благотворительные фонды, которые оказывают помощь осужденным не только во время отбывания наказания, но и после их освобождения, а также пресса, депутаты и т.д. На практике вырабатываются новые формы и методы общественного воздействия на осужденных.
  Кроме названных, которые законодатель определяет как основные средства исправления, в отношении осужденных применяются и другие формы и методы воспитательного воздействия, направленные на их исправление, например, рациональное применение мер поощрения и взыскания, дифференциация и индивидуализация исправительного воздействия на осужденных.
  Итак, из сказанного следует, что исправление осужденных можно определить как воспитательный процесс, включающий в себя как элементы наказания (карательная часть режима) так и собственно воспитательных мер, состоящих из дисциплинирующей части режима, воспитательных мероприятий, общеобразовательного и профессионального обучения осужденных.
  Как и любой другой воспитательный процесс он осуществляется с целью социализации личности, т.е. формирования у человека определенных свойств, качеств и навыков. В отношении осужденных это не обычная социализация, а ее ресоциализация (исправление), предполагающая изменение личности, формирование у осужденного социально позитивных качеств, необходимых для правопослушного поведения, причем цели ресоциализации совпадают с целями наказания. Это также является особенностью воспитательного процесса, а точнее - карательно-воспитательного процесса осужденных.
  К особенностям воспитательного процесса следует отнести и то, что он осуществляется, как правило, в условиях пребывания личности в социально-негативной среде, а нередко и в криминогенной обстановке.
  Следующая особенность карательно-воспитательного процесса заключается в том, что его продолжительность строго ограничена в приговоре суда сроком отбывания наказания.
  И, наконец, особенностью указанного процесса является то, что многие вопросы, связанные с его реализацией, регулируются нормами уголовно-исполнительного законодательства.
 
 § 3. Дифференциация и индивидуализация основных средств исправления осужденных
 
  Необходимость дифференциации и индивидуализации средств исправления осужденных определена ч. 3 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: "средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения".
  Дифференциация исправительного воздействия на осужденных предполагает, что к различным категориям осужденных в зависимости от характера совершенных ими преступлений и степени общественной опасности личности, прошлой преступной деятельности следует применять различный объем мер карательного воздействия, правоограничений, а воспитательная работа с ними должна проводиться с учетом особенностей их личности, возраста, пола и иных особенностей и свойств. Нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства создают для этого необходимые возможности. Прежде всего это относится к осужденным к лишению свободы. Так, например, закон (ст. 80 УИК РФ) предусматривает раздельное содержание различных категорий осужденных в исправительных учреждениях различных видов; что дает возможность применять к ним различный объем мер карательно-воспитательного воздействия.
  Например, объем, характер, формы и методы организации труда осужденных, проведения с ними воспитательной работы, осуществления их общеобразовательной и профессиональной подготовки в колониях особого режима разительно отличаются от подобных мероприятий, осуществляемых в колониях-поселениях.
  Необходимо отметить, что раньше основанием для распределения (дифференциации) осужденных по исправительным учреждениям различного вида режимов служили в основном уголовно-правовые критерии. С принятием Уголовно-исполнительного кодекса (ст. 87, 120, 122, 124, 127, 130, 132) создаются необходимые правовые основы для реальной уголовно-исполнительной дифференциации осужденных, которая достаточно гибко может быть реализована в рамках каждого исправительного учреждения.
  В соответствии ст. 87 УИК в пределах одной исправительной колонии осужденные могут находиться на обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных соответствующим видом режима учреждения. Согласно ст. 132 УИК в воспитательных колониях для несовершеннолетних устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия.
  Система внутренней дифференциации осужденных в пределах одного учреждения предусматривает возможность перевода осужденных из одних условий в другие. Переводы могут осуществляться из более строгих условий в менее строгие (прогрессивный перевод) и из менее строгих в более строгие условия (регрессный перевод).
  Под индивидуализацией применения основных средств исправления понимается систематическое, целенаправленное карательно-воспитательное воздействие на конкурентных осужденных с учетом их личностных особенностей и качеств. Оно проводится на основе изучения личности каждого осужденного, с учетом его отрицательных и положительных свойств, образования, профессии, степени социально-нравственной запущенности, поведения лица в условиях отбывания наказания и т.д. Также немыслима без изучения личности осужденного и дифференциация основных средств исправления, потому что дифференциация и индивидуализация не применяются отдельно, тем более независимо друг от друга.
  Другими словами дифференциация и индивидуализация представляют собой единый комплекс исправительного воздействия на осужденного с учетом его личностных и иных особенностей.
  Дифференциация предполагает применение одинаковых по объему и характеру форм и методов исправительного воздействия к определенной группе осужденных со сходными признаками и характеристиками их личности, поведения и т.д. При индивидуализации их применение сориентировано только на конкретную личность.
  В заключение подчеркнем, что принцип дифференциации и индивидуализации исправительного воздействия на осужденных является важным средством повышения эффективности средств, форм и методов воспитательной работы с осужденными, а значит, и эффективности исполнения уголовных наказаний.
  В данной главе были рассмотрены лишь общие вопросы, связанные с понятием и содержанием основных средств исправления осужденных. Подробнее их сущность, формы и методы реализации будут изложены при исследовании исполнения различных видов наказания.
 
 Глава V. Правовое положение осужденных
 
 § 1. Социально-правовые основы и понятие правового положения осужденных
 
  Проблемы правового положения (статуса) лиц, отбывающих уголовные наказания, относятся к числу наиболее важных в уголовно-исполнительной теории и практике.
  Уголовное наказание, более чем какое-либо другое, связано с ограничением прав и свобод граждан, оказавшихся в сфере его воздействия.
  Лицо, отбывающее наказание, становится субъектом особых правоотношений, в сферу внимания (регулирования) которых попадают такие виды его поведения, какие в обычных условиях не служат предметом правовой регламентации.
  Обычные права и свободы гражданина ограничиваются или видоизменяются, а некоторых прав или свобод гражданин может быть лишен прямо или косвенно посредством установления запретов. Одновременно на него возлагаются новые обязанности, которые также могут ограничивать его права и свободы.
  Поэтому уяснение понятия правового статуса осужденного имеет важную теоретическую и практическую значимость, с точки зрения теории, это прежде всего определение оптимального соотношения прав и обязанностей гражданина, осужденного судом и обязанного нести правоограничения в течение определенного срока. Кроме того, при разработке статуса осужденного необходимо руководствоваться не только правовыми критериями, но исходить из психолого-педагогических, криминологических, медицинских и других аспектов, поскольку речь идет о личности правонарушителя, нередко с набором отрицательных свойств и качеств.
  В практическом смысле четкое определение правового положения осужденного позволяет дифференцировать исправительное воздействие на него; служит гарантом защиты его личности, законных прав и интересов.
  Необходимо отметить, что в отличие от ранее действовавшего ИТК РСФСР, где приводилось лишь общее определение правового положения осужденного, в УИК РФ этому важнейшему институту посвящена отдельная глава II, состоящая из шести статей (ст. 10-15). Это прежде всего свидетельствует о том, что в настоящее время правовой статус осужденных регламентируется законом, а не ведомственными нормативными актами, как было прежде.
  Определяя правовое положение осужденных, закон провозглашает, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (п. 1 ст. 10 УИК РФ).
  Государство, наказывая осужденного, не вправе ущемлять его законные права и интересы, которые не были связаны с совершением конкретного преступления.
  Законность применения средств исправления осужденных на практике обеспечивается системой гарантий, установленных законом и включающих в себя: право осужденных направлять предложения, заявления, жалобы; порядок их рассмотрения; контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебный и ведомственный контроль за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания; возможность посещения иными лицами этих учреждений и органов; а также возможность осужденных обращаться за защитой своих прав в межгосударственные органы.
  Личная безопасность осужденных к лишению свободы обеспечивается администрацией исправительных учреждений, а при исполнении иных наказаний - территориальными органами внутренних дел по месту обращения осужденных с просьбой об обеспечении безопасности.
  При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными прежде всего уголовным и уголовно-исполнительным, а также иным законодательством. Никакие иные ограничения или ущемления их прав и свобод недопустимы. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Так, осужденные, отбывающие лишение свободы, не могут быть призваны в армию, не избирают и не могут быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства несут обязанности и пользуются правами, установленными международными договорами и законодательством Российской Федерации. Ограничения в правовом статусе этих лиц также определены лишь законодательством РФ. Следует отметить, что в ранее действовавшем законодательстве правовое положение осужденных определялось с учетом не только ограничений, предусмотренных законом, но и ограничений, вытекающих из приговора суда и режима отбывания конкретного вида наказания.
  На практике это давало возможность для произвольного и весьма расширительного толкования различного рода ограничений, особенно вытекающих из режима отбывания. Больше всего таких вольностей допускалось при исполнении лишения свободы, режим отбывания которого определялся прежде всего ведомственными нормативными актами.
  Поэтому не случайно в новом законодательстве (ч. 4 ст. 10 УИК РФ) констатируется, что "права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания".
  Из содержания уголовно-исполнительного законодательства следует, что осужденный продолжает оставаться гражданином Российской Федерации и находиться под охраной ее Конституции. Государство несет ответственность за его жизнь, здоровье и физическую неприкосновенность. Необходимо отметить, что неотчуждаемость права на гражданство соответствует и требованиям международно-правовых актов. Во "Всеобщей декларации прав человека" подчеркивается, что "каждый человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства". Неотъемлемость этого права для граждан РФ провозглашена в "Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации" и Конституции РФ (ст. 6). Более того, в ст. 23 Закона "О гражданстве РСФСР" запрещается выход из гражданства, если в отношении лица, ходатайствующего о выходе, имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор суда. Признание осужденного гражданином государства является необходимой предпосылкой отношения к нему как к субъекту гражданских прав и обязанностей, а не бесправной личности.
  В этой связи следует еще раз сказать, что государство, наказывая преступника, не преследует цели отмщения, причинения ему физических страданий или унижения его человеческого достоинства. Только для восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений необходимо применение к осужденному комплекса предусмотренных законом лишений или ограничений его прав и свобод. В то же время следует констатировать несовпадение нормативного регулирования правового статуса лиц, отбывающих наказания, и свободных граждан.
  Так, в главе второй Уголовно-исполнительного кодекса РФ, регламентирующей правовое положение осужденных, первыми названы их основные обязанности (ст. 11), а за тем их основные права (ст. 12).
  Такой подход представляется вполне обоснованным, хотя бы по двум основаниям. Во-первых, лица, подвергшиеся наказанию, прежде всего обязаны исполнять меры государственного принуждения. Во-вторых, у осужденного нередко определенные и весьма значимые права, например, право на условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (п. "в" ст. 172 УИК) возникает при обязательном условии выполнения им определенных обязанностей (п. 3 ст. 79 УК РФ).
  Итак, осужденные являются субъектами как общегражданских, так и специальных, присущих только условиям отбывания наказания, отношений. В результате у них появляются специфические права, законные интересы и обязанности. Они представляют собой самостоятельные элементы содержания правового статуса со своим назначением и сущностью.
  При анализе содержания правового положения осужденных принципиальным является законодательное закрепление их основных обязанностей. Это вытекает из обязанности исполнения приговора суда о применении наказания. Сущностью юридических обязанностей является прежде всего необходимость совершения определенных действий, соблюдение предписанных указаний или требований. Статья 11 УИК РФ содержит ряд таких требований к осужденным. Они должны исполнять установленные законодательством обязанности граждан Российской Федерации, т.е. речь идет об исполнении общегражданских обязанностей, которые присущи правовому статусу всех граждан. Далее законодатель закрепляет основные специфические обязанности осужденных, к которым относит, например, соблюдение принятых в обществе нравственных норм поведения, а также требований правил санитарии и гигиены в местах проживания и работы.
  Следующей выступает обязанность осужденных соблюдать требования федеральных законов, а также принятых в соответствии с ними иных нормативных актов, определяющих порядок и условия отбывания наказания.
  На осужденных возложена специальная обязанность выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, а также специфическая обязанность вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющим наказания, и к другим осужденным.
  Еще одной специфической обязанностью становится необходимость являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. Такая обязанность в большей степени относится к осужденным, в отношении которых исполняется наказание без изоляции от общества, когда явка к соответствующему должностному лицу выступает формой контроля, и средством проведения воспитательной работы. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу.
  За неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, они подвергаются различным видам ответственности.
  Если осужденные отбывают наказания без изоляции от общества, то наряду с общей (административной, дисциплинарной) ответственностью они могут нести еще и специальную. Например, для них могут быть установлены дополнительные ограничения: запрет пребывания вне дома в определенное время суток, в определенных общественных местах, увеличение числа явок для регистрации и др.
  Мерами ответственности для лиц, лишенных свободы, могут быть: водворение в штрафной или дисциплинарный изолятор; замена одного вида наказания другим, более строгим и др. С помощью установления различных мер специальной ответственности уголовно-исполнительное законодательство обеспечивает достижение целей уголовного наказания, надлежащий порядок его отбывания, соблюдение прав и законных интересов как самого осужденного, так и иных лиц.

<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу