<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  Пособия по беременности и родам выплачивается в течение всего отпуска по беременности и родам в размере полного заработка. Продолжительность такого отпуска устанавливается трудовым законодательством. Исчисление сумм заработка для определения величины данного пособия производится по правилам, установленным для пособия по временной нетрудоспособности.
  Ранее действовавшее законодательство приостанавливало выплату пенсий осужденным во время отбывания лишения свободы. Уголовно-исполнительный кодекс РФ установил, что осужденные к лишению свободы, как и все граждане РФ, имеют право на государственное пенсионное обеспечение на общих основаниях. Выплата пенсий и реализация других видов социального страхования направлена на практическую реализацию принципа гуманизма исполнения наказания.
  На основании ст. 22 Закона "О государственных пенсиях", работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полном объеме. Это правило распространяется и на работающих осужденных в местах лишения свободы. Выплата пенсий осужденным осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения ИУ путем перечисления на лицевые счета осужденных. В соответствии с республиканским пенсионным законодательством все виды пенсий не облагаются подоходным налогом.
  Вместе с тем из пенсий осужденных производится удержание для возмещения расходов по их содержанию в местах лишения свободы. В соответствии с ч. 4 ст. 99 и ст. 107 УИК из пенсий, получаемых осужденными, производятся удержания для возмещения стоимости питания, одежды и коммунально-бытовых услуг, кроме стоимости спецпитания и спецодежды.
  Независимо от всех удержаний осужденным на лицевой счет зачисляется не менее 25 % начисляемой им пенсии или иных доходов, а осужденным-мужчинам старше 60 лет, женщинам старше 55 лет, инвалидам первой и второй группы, несовершеннолетним, беременным женщинам, а также женщинам, имеющим детей в домах ребенка ИУ - не менее 50%.
  Осужденные к лишению свободы, как граждане Российской Федерации, в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, а также ст. 107 УИК, являются субъектами обязательного медицинского страхования и находятся под постоянным медицинским контролем.
  Обязательное медицинское страхование предполагает, что при заболевании осужденным оказывается квалифицированная медицинская помощь не только со стороны медицинской службы уголовно-исполнительной системы, но и органами здравоохранения за счет бюджетных средств.
  В то же время в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, действует правило (ч. 6 ст. 98 УИК), согласно которому действие добровольного медицинского страхования приостанавливается до окончания срока в ИУ. Добровольное медицинское страхование призвано обеспечить гражданам получение дополнительных медицинских услуг за счет специальных денежных отчислений, производимых гражданами или организациями.
  Вместе с тем осужденные имеют право оплачивать дополнительные лечебно-профилактические и иные предоставляемые по их желанию услуги и социально-бытовые потребности, определяемые Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч. 7 ст. 99 УИК РФ).
 
 Глава XII. Правовое регулирование основных средств исправления осужденных
 
 § 1. Понятие, содержание и основные требования режима в исправительных учреждениях
 
  Под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный нормами уголовно-исполнительного права порядок исполнения и отбывания лишения свободы. Режим в местах лишения свободы выполняет различные функции. Прежде всего в рамках режима реализуются те правоограничения и лишения, которые присущи данному виду наказания, т.е. он несет в себе карательную функцию. Реализуя кару, правила режима вынуждают осужденного соблюдать требования закона, не нарушать дисциплину, изменить свое поведение и т.п. В этом проявляется его воспитательная функция.
  Значение режима заключается и в том, что он создает правовые и организационные условия для использования других средств исправительного воздействия на осужденных -воспитательной работы, общественно полезного труда, общеобразовательного и профессионального обучения и общественного воздействия, - ни одно из которых не может быть эффективным, если в ИУ нет должного порядка. В этом проявляется обеспечивающая функция режима.
  Наконец, нормы режима обеспечивают необходимые для предупреждения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и другими лицами, т.е. реализацию профилактической функции.
  Согласно п. 6 ст. 82 УИК РФ и ст. 14 Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы", администрация этих учреждений имеет право требовать не только от осужденных, но и от иных лиц исполнения ими требований, установленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка, и применять к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения.
  Таким образом, в сферу воздействия режима лишения свободы включены не только осужденные и администрация учреждений, но и другие лица, находящиеся в ИУ, а также на территориях и в помещениях, где установлены режимные требования.
  Деятельность по обеспечению режима в ИУ осуществляют администрация и создаваемые для этих целей структурные подразделения.
  Режимные требования реализуются различными способами. Основным из них является обязательная изоляция осужденных, постоянный надзор за ними и вытекающие отсюда ограничения ряда прав и свобод. В этом прежде всего выражается сущность наказания в виде лишения свободы. Обязательная изоляция означает принудительное водворение на основании вступившего в законную силу приговора (или определения) суда в отношении конкретного лица в тот или иной вид ИУ на срок, указанный в приговоре или определении. Степень изоляции определяется видом ИУ и поведением осужденного. Наиболее строгая изоляция достигается в тюрьмах и колониях особого режима, наименьшая - в колониях-поселениях, где отсутствует вооруженная охрана осужденных. В период отбывания наказания в одном и том же виде ИУ степень изоляции в зависимости от поведения осужденных может либо уменьшаться (перевод на облегченные условия отбывания наказания, передвижение без конвоя или сопровождения, проживание осужденных женщин вне колонии, краткосрочные выезды за пределы мест лишения свободы и др.) или наоборот, усиливаться (водворение в карцер, дисциплинарный или штрафной изолятор, перевод в одиночную камеру или в помещение камерного типа и т.д.).
  Наряду с охраной за осужденными ведется круглосуточный надзор. Он осуществляется повсеместно в жилых помещениях, на производстве, во время обучения и проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, во время сна и их личного времени и т.д.
  Требования режима не позволяют вводить не предусмотренные правовыми нормами улучшения условий жизни и быта осужденных, так как этим выхолащивается карательная сторона режима отбывания наказания.
  Осужденные по усмотрению администрации могут подвергаться обыску. Посылки, передачи и бандероли, поступающие на имя осужденных, в присутствии последних подвергаются досмотру. Корреспонденция осужденных подвергается цензуре, для чего в каждом учреждении организована специальная служба.
  В местах лишения свободы установлен порядок безналичного расчета с осужденными, все их денежные средства хранятся на лицевых счетах финансовых органов ИУ. По безналичному расчету осужденные приобретают в магазинах учреждений продукты питания, предметы первой необходимости, обувь, одежду и другие промышленные товары.
  Осужденные, за исключением совершеннолетних женщин, носят одежду единого образца. По установленному порядку каждый осужденный имеет два комплекта одежды - рабочую и повседневную.
  Передвижение осужденных по территории колонии и производственного объекта определяется в Правилах внутреннего распорядка: свободное передвижение разрешено лишь в пределах изолированного участка, в остальных случаях передвижение возможно группой в строю в сопровождении или по специальному разрешению.
  Территории ИУ могут разделяться на ряд изолированных друг от друга участков; производственные объекты также, как правило, разделяются на такие участки.
  В целях поддержания на должном уровне режимных требований в ИУ установлено право администрации подвергать досмотру вещи и одежду лиц, входящих в учреждение и выходящих из него. Закон не делает каких-либо исключений. Поэтому досмотру могут быть подвергнуты любые лица, посещающие учреждения. В каждом учреждении оборудуются специальные места хранения, где можно оставить те или иные вещи или предметы перед входом на территорию ИУ.
  Итак, режимные требования и способы их обеспечения вторгаются во все стороны жизни и деятельности ИУ. Все осужденные, представители администрации и иные лица и организации, так или иначе соприкасающиеся с деятельностью ИУ, обязаны с ними считаться и их выполнять. Отсюда режим не только основополагающее средство, определяющее условия и порядок реализации других средств воздействия на осужденных, но и средство управления деятельностью.
 
 § 2. Режим особых условий в исправительных учреждениях
 
  Рассмотренные выше положения о режиме касаются прежде всего функционирования исправительных учреждений в обычной обстановке, в условиях их нормальной деятельности.
 
  Вместе с тем в случае возникновения стихийных бедствий, введения в районе расположения мест лишения свободы чрезвычайного, особого или военного положения, а также при массовых беспорядках или групповых неповиновениях осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, возникает право на введение режима особых условий, которое закреплено в п. 14 ст. 14 Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон от 21 июля 1993 г.). Основания и порядок введения режима особых условий установлен в ст. 85 УИК РФ.
  При возникновении указанных обстоятельств ИУ не могут функционировать в установленном режиме, нарушается их обычная деятельность. Режим особых условий направлен на восстановление нормальной деятельности учреждений, обеспечение безопасности осужденных, персонала учреждений и иных лиц. Перечень оснований введения режима является исчерпывающим (п. 1 ст. 85 УИК). Эти основания или причины могут быть подразделены на внешние и внутренние.
  Внешними причинами являются:
  - стихийное бедствие, экстремальная ситуация техногенного характера;
  - введение в районе расположения ИУ чрезвычайного, особого или военного положения.
  Термин "стихийные бедствия" понимается расширительно. Они могут быть не только природного происхождения. К ним относятся и крупные аварии, катастрофы, ставящие под угрозу жизнь осужденных или персонала учреждений, а также эпидемии и эпизоотии в районе дислокации мест лишения свободы.
  К внутренним причинам относятся массовые беспорядки и групповые неповиновения осужденных.
  Массовые беспорядки представляют собой активное неподчинение (нарушения) со стороны значительного числа осужденных, угрозу жизни и здоровью персонала и осужденных, что может выражаться в погромах, поджогах, расправах с неугодными, захватах заложников и т.п.
  Групповые неповиновения осужденных, как правило, характеризуются пассивным поведением (отказом от выхода на работу, отказом от приема пищи и т.п.).
  Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению министра внутренних дел РФ или министров внутренних дел (начальников управлений внутренних дел) субъектов РФ, согласованному с Генеральным прокурором РФ, либо соответствующим прокурором. В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток.
  Начальник ИУ объявлять режим особых условий неправомочен, однако в случае возникновения непосредственной (явной) угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц, он вправе вводить меры по обеспечению особого режима самостоятельно, но с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принять такие решения. В этом случае указанное лицо в течение 3 суток с момента получения уведомления принимает решение о введении особых условий или об отмене введенных мер.
  В период действия режима особых условий в учреждении может быть приостановлена реализация осужденными ряда прав, предусмотренных ст. 88-97 УИК РФ: права на свидание, получение бандеролей и посылок, на телефонные разговоры, на выезды за пределы ИУ и др. Наряду с этим может быть введен усиленный вариант охраны и надзора за осужденными, изменение распорядка дня, особый порядок допуска на различные объекты ИУ и т.д.
  Применение перечисленных ограничений и мер при введении режима особых условий направлено прежде всего на обеспечение предусмотренного законом порядка исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, на восстановление нормальной деятельности ИУ.
  На достижение этих целей направлено применение к осужденным физической силы, специальных средств и оружия, т.е. мер безопасности, которое регулируется ст. 86 УИК РФ, Законом РФ от 21 июля 1993 г. и другими законодательными и нормативными актами.
  Закон устанавливает перечень случаев, при которых по отношению к осужденным могут быть применены меры безопасности. К таким ситуациям относятся:
  - оказание осужденными сопротивления персоналу исправительного учреждения;
  - злостное неповиновение осужденных законным требованиям персонала;
  - проявление осужденными буйств;
  - участие осужденных в массовых беспорядках;
  - захват осужденными заложников;
  - нападение осужденных на граждан;
  - совершение осужденными иных общественно опасных действий;
  - побег осужденного (осужденных);
  - задержание бежавших из ИУ.
  Применение мер безопасности в ИУ должно строго соответствовать установленному порядку использования физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Вред, причиняемый лицам, в отношении которых они применяются, должен быть минимальным, а лицам, пострадавшим от применения этих средств, должна быть немедленно оказана соответствующая медицинская помощь.
  Кроме того о каждом применении мер безопасности должно быть немедленно сообщено непосредственному начальнику.
  На начальника ИУ возлагается обязанность оповестить соответствующего прокурора о каждом факте ранения (смерти) осужденного или иного лица в результате применения в данном учреждении по отношению к правонарушителям физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.
  Необходимо подчеркнуть, что решение вопроса о применении мер безопасности законодателем отнесено на субъективное усмотрение сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые должны профессионально и объективно оценить возникшую ситуация и избрать для применения наиболее адекватные ей и целесообразные меры обеспечения безопасности.
 
 § 3. Труд осужденных в исправительных учреждениях
 
  Статья 103 УИК РФ сформулировала основные принципы привлечения к труду осужденных к лишению свободы. К ним прежде всего относятся: а) обязательность труда осужденных; б) подчинение производственной деятельности ИУ их основной задаче - исправлению осужденных.
  Исправлению осужденных подчинено применение всех мер пенитенциарного воздействия, одной из которых является труд осужденных. Поэтому не случайно в ст. 1 Закона от 21 июля 1993г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", уточняется назначение труда осужденных: "интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда".
  Принцип обязательности труда лиц, лишенных свободы, также не противоречит международным нормам. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными подчеркивается, что "все осужденные заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими способностями"*.Однако такая обязанность не распространяется на ряд категорий осужденных. Это в основном лица полностью утратившие трудоспособность, либо ограниченно годные к труду: осужденные, достигшие пенсионного возраста, инвалиды I и II группы; беременные женщины, а также женщины, имеющие детей в домах ребенка.
  * Международная защита прав и свобод человека. М., 1990, С. 306.
 
  Все эти лица могут привлекаться к труду исключительно с их согласия, если нет для этого медицинских противопоказаний. Поскольку труд осужденных организуется в рамках режима отбывания наказания в местах лишения свободы, в порядке его организации допускается применение принуждения. Однако согласно Международному пакту о гражданских и политических правах, принятому ООН, "термином принудительный или обязательный труд..... не охватывается какая бы то ни было работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда".
  Осужденные привлекаются к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности; специальности. В ряде случаев законодательство прямо запрещает привлекать осужденных к труду по их специальности. Согласно ч. IV ст. 103 УИК и Правилам внутреннего распорядка осужденных, запрещается использовать на управленческих должностях, работать с множительной, радиотелефонной, телефаксной техникой; в качестве продавцов, кассиров, заведующими продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием и т.д. Если ранее труд осужденных организовывался только на государственных предприятиях, то ныне действующее законодательство позволяет привлекать осужденных к труду на контрактной основе на предприятиях других форм собственности, в том числе в форме предпринимательской деятельности.
  Принципиально новым является положение о возможности осужденных заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, что позволяет не только получать дополнительные рабочие места, но и способствует реализации индивидуальных наклонностей осужденных, их профессионального мастерства.
  Труд осужденных к лишению свободы регулируется в основном нормами трудового законодательства. Согласно ст. 104 УИК продолжительность рабочего времени осужденных, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в строгом соответствии с нормами законодательства РФ о труде. Однако некоторые особенности организаций их трудовой деятельности во время отбывания наказания определяются нормами уголовно-исполнительного законодательства.
  Так, согласно ст. 67 КЗоТ работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней. Работающие осужденные к лишению свободы также имеют право на отпуск, однако ст. 104 УИК конкретизирует его продолжительность по отношению к различным категориям осужденных: 18 рабочих дней - для содержащихся в воспитательных колониях; 12 рабочих дней - для содержащихся в иных исправительных учреждениях. Продолжительность отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним осужденным - до 24 рабочих дней по основаниям, указанным в ч. 5 ст. 104 УИК РФ. Отпуск может предоставляться как с выездом за пределы ИУ, так и без такового.
  Осужденные имеют право на трудовые отпуска по истечении 11 месяцев работы в ИУ. При этом время содержания осужденного в помещении камерного типа и одиночной камере (вне зависимости, работал он в это время или нет) в срок, необходимый для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, не засчитывается.
  Уголовно-исполнительный кодекс закрепил принципиально новое положение о том, что время привлечения осужденного к оплачиваемому труду засчитывается в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию ИУ и производится по итогам календарного года. При систематическом уклонении осужденного от выполнения работы соответствующий период времени по решению администрации ИУ исключается из общего трудового стажа.
  На период отбывания наказания осужденные к лишению свободы лишаются конституционного права на забастовку как способ разрешения трудовых конфликтов. Это вытекает из специфической обязанности осужденных трудиться. Вместе с тем они вправе вести трудовые споры, не прекращая при этом работы и не отказываясь от нее. В противном случае они могут привлекаться к дисциплинарной и материальной ответственности, как нарушители установленного порядка отбывания наказания.
  Оплата труда осужденных к лишению свободы регулируется действующим законодательством РФ о труде без всяких ограничений и изъятий (ст. 105 УИК РФ). Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.
  При невыполнении осужденным норм выработки не по его вине оплата производится за фактически выполненную работу и должна быть не ниже 2/3 тарифной ставки установленного ему разряда (оклада). Если же нормы выработки не выполнены по вине работника, оплата производится по факту.
  Оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки.
  Заработная плата зачисляется на лицевой счет осужденного. Он вправе заключать договоры о страховании, переводить деньги на открытый им счет в местном отделении Сбербанка, приобретать облигации и другие ценные бумаги.
  Специфической обязанностью осужденных к лишению свободы является привлечение их к некоторым работам без оплаты труда. Таковыми являются: мелкий ремонт жилья и культурно-бытовых помещений, оборудование спортплощадок, уборка территории ИУ и прилегающих к ним территорий, т.е. работы по благоустройству. К указанным работам осужденные привлекаются в порядке очередности в свободное от основной работы время, их продолжительность не должна превышать 2 часов в неделю. По желанию осужденных продолжительность работ может быть увеличена.
  Инвалиды I и II групп, пенсионеры по возрасту и беременные женщины в работах по благоустройству участвуют только по своему желанию.
  Как и любой гражданин, осужденный обязан платить установленные законом налоги с получаемых им доходов. Но помимо уплаты налогов с осужденных производятся удержания для возмещения расходов на их содержание в местах лишения свободы. Удержания на указанные цели производятся ежемесячно из заработной платы, пенсий или иных доходов осужденных.
  Уголовно-исполнительное и гражданско-процессуальное законодательство установило следующую последовательность удержаний: 1) алименты; 2) подоходный налог; 3) отчисления в -пенсионный фонд; 4) требования граждан по возмещению причиненного им ущерба; 5) требования юридических лиц во возмещению причиненного им ущерба; б) возмещение ущерба по приказу начальника учреждения; 7) стоимость питания; 8) стоимость одежды; 9) стоимость коммунально-бытовых услуг.
  Не со всех осужденных удержания производятся одинаково. Так, с осужденных, освобожденных от работ по болезни, с беременных женщин и кормящих матерей на период освобождения от работы удержания за питание не производятся. Осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, инвалидам I и II групп питание и одежда предоставляются бесплатно. Кроме того, в целях сохранения у осужденных принципа материальной заинтересованности законодатель установил гарантированный минимум зачисления на лицевые счета осужденных от полученных ими доходов. Согласно ч. 3 ст. 107 УИК РФ по общему правилу на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25% начисленных им заработанной платы, пенсии или иных доходов. В то же время таким категориям осужденных, как пенсионеры по старости, инвалиды I и II групп, беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка ИУ, на лицевой счет зачисляется не менее 50 % начисленных им доходов. Осужденным, отбывающим наказания в колониях-поселениях, гарантированный минимум получения доходов определен также в размере 50 % начисленных сумм.
  В целях повышения производительности труда осужденных в ИУ используется ряд средств и методов. К ним, например, относятся: организация трудового соревнования среди осужденных и их коллективов, присвоение отличившимся званий "передовик производства", "коллектив высокопроизводительного труда и примерного поведения". Кроме того, средством стимулирования труда осужденных, повышения его эффективности является поощрение рационализаторской и изобретательской работы.
  Необходимо отметить, что честное и добросовестное отношение осужденных к труду является одним из главных показателей оценки их поведения, критерием для положительного решения о переводе осужденных из исправительных колоний в колонии-поселения, для условно-досрочного освобождения и др. Таким образом, общественно полезный труд выступает в педагогическом плане организационной основой всего процесса исправления осужденных. Столь высокая роль отводится труду в силу многообразия воспитательных возможностей, которыми он обладает. В процессе общественно полезного труда человек развивает свои физические и профессиональные способности, формирует и развивает нравственные качества. Кроме воспитательной функции, труд осужденных преследует оздоровительные задачи, так как безделье, особенно длительное, ведет к мышечному атрофированию. Эта же цель достигается при привлечении ограниченно годных к труду с их согласия к посильной для них трудовой деятельности. Не нужно забывать и о роли труда осужденных для снятия их психологической напряженности в замкнутом, далеко не комфортном пространстве.
  Рост числа осужденных, не занятых трудом, осложняет криминогенную обстановку в местах лишения свободы, является одним из факторов усиления агрессивности осужденных, проявляющемся как в их взаимоотношениях между собой, так и в отношениях с сотрудниками учреждения, что приводит к увеличению числа нарушений дисциплины, совершению преступлений, массовым эксцессам.
  И еще об одной исключительно важной функции труда осужденных к лишению свободы - его роли как фактора ресоциализации. Успешное выполнение этой задачи возможно лишь тогда, когда предприятия учреждений, исполняющих наказания, оснащены современной техникой, выпускают конкурентоспособную, пользующуюся спросом на внутреннем и внешнем рынках продукцию. А это означает, что осужденные имеют возможность получить в ИУ дефицитные профессии или, что часто бывает на практике, не растерять навыки высококвалифицированных работников, что даст им большие шансы на рынке труда после освобождения.
  Как уже отмечалось, труд осужденных прежде всего призван решать воспитательные, педагогические задачи, а не подчиняться целям получения от него прибыли. Однако совсем сбрасывать со счетов или недооценивать экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности ИУ будет неправильно. Труд осужденных был и остается, особенно в настоящее время, средством компенсации сокращения выделяемых из федерального бюджета сумм на содержание уголовно-исполнительной системы, и прежде всего - незанятых трудом осужденных. Такая трактовка роли труда не является базой для производственного уклона в деятельности мест лишения свободы. Она призвана содействовать решению задач по расширению, модернизации и техническому переоснащению предприятий, учреждений, стабилизации их финансового состояния, повышению уровня трудовой занятости осужденных.
  В целях комплексного подхода к решению проблемы полной трудовой занятости осужденных Правительство РФ приняло Федеральную целевую программу содействия трудовой занятости осужденных к лишению свободы на период до 2000 года*.
  * См.: Российская газета. 1995. 25 августа.
 
  Для достижения поставленных в Программе задач предусматривается реализовать комплекс мер, способствующих переориентации имеющихся производственных мощностей уголовно-исполнительной системы на изготовление конкурентоспособной, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках продукции и созданию новых производств для трудоустройства вновь поступающих осужденных, а также меры государственной поддержки содействия трудоустройству осужденных.
 
 § 4. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных в местах лишения свободы
 
  Уголовно-исполнительный кодекс РФ в отличие от ранее действовавшего законодательства объединяет в одной главе профессиональное образование и профессиональную подготовку лиц, лишенных свободы, рассматривает их не самостоятельно, а в контексте с регулированием трудовых отношений.
  Согласно ст. 108 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в ИУ, а также после освобождения из него.
  Исключением из этого предписания являются осужденные инвалиды I и II групп, а также осужденные мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет. Если же они желают приобрести ту или иную профессию, то такая возможность им предоставляется. Подобное отношение законодателя к получению профессии обусловлено тем, что наличие у осужденных специальности является важным фактором не только для его правопослушного поведения в период отбывания лишения свободы, но и для успешного включения в жизнь после освобождения из мест лишения свободы. Профессиональное образование и профессиональная подготовка способствуют выработке у осужденного честного и добросовестного отношения к труду. Подготовка высококвалифицированных работников имеет важное значение не только для самих осужденных и ИУ, но и для общества в целом. Это приобрело особую актуальность в настоящее время, когда имеется избыток рабочей силы, повышаются требования к работникам.
  Согласно закону начальное профессиональное образование осуществляется в рамках образовательных программ установленного образца. Основным видом профессиональной подготовки осужденных в местах лишения свободы является их обучение в профессионально-технических училищах, создаваемых при исправительных учреждениях.
  Осужденные обучаются без отрыва от производства. Срок обучения в училищах - от 6 месяцев до одного года, а по наиболее сложным профессиям - до 1,5 года. Несовершеннолетние, отбывающие наказания в воспитательных колониях, обучаются в ПТУ с отрывом от производства.
  Вторым видом профессиональной подготовки осужденных в ИУ является обучение непосредственно на производстве. Оно проводится в форме индивидуального, бригадного или курсового обучения. В процессе данного вида обучения решаются задачи как начальной профессиональной подготовки, так и повышения квалификации осужденных.
  Кроме вышеназванных форм профессионального обучения, используются и такие виды, как производственно-технические курсы, курсы целевого назначения, школы передовых методов труда и др.
  По окончании обучения сдаются квалификационные экзамены и выдается документ единого образца, свидетельствующий о получении осужденными соответствующей специальности или профессии.
  Получение не имеющим профессии осужденным специальности является его специфической обязанностью, за уклонение от выполнения которой к нему могут быть применены предусмотренные УИК РФ меры воздействия.
  В отношении осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, осуществляется лишь профессиональная подготовка непосредственно на производстве учреждения, исполняющего данный вид наказания.
  Как уже отмечалось, профессиональное обучение осужденных, повышение ими своей производственной квалификации поощряется. В то же время администрация ИУ должна создавать необходимые условия для этого, например, не привлекать обучающихся без крайней необходимости к сверхурочным работам, выделять рабочие места для производственной практики, обеспечивать заказами на изготовление продукции и т.п.
  Очень важным моментом в решении задач по профессиональному обучению осужденных является обеспечение ПТУ и иных форм обучения высококвалифицированными инженерно-педагогическими кадрами. И хотя это является обязанностью Министерства общего и профессионального образования и его органов на местах, администрация мест лишения свободы должна оказывать всяческую помощь в комплектовании училищ, школ, курсов и т.д. высококвалифицированными кадрами.
 
 § 5. Общеобразовательная подготовка осужденных в исправительных учреждениях
 
  Общеизвестна роль образования в процессе формирования мировоззрения человека, его нравственных качеств, поведения и т.д. Особую значимость получение знаний приобретает для лиц, лишенных свободы. Многочисленные исследования и практика свидетельствуют о том, что повышение общеобразовательного уровня находится в тесной взаимосвязи с поведением осужденных в период отбывания наказания. При этом установлена четкая тенденция улучшения поведения осужденных в зависимости от общеобразовательного уровня. Кроме того, наличие достаточно высокого уровня образования в большей мере обусловливает возможность успешной социальной адаптации осужденных после освобождения из мест лишения свободы. Поэтому получение общего образования осужденными УИК (ст. 9) относит к числу основных средств их исправления. Детальное регулирование общеобразовательной подготовки осужденных к лишению свободы дается в ст. 112 Кодекса.
  В соответствии с Законом РФ "Об образовании" (ст. 19) общее образование включает себя 3 ступени: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает обязательность получения осужденными только основного общего образования. Обязательное получение основного общего образования касается осужденных к лишению свободы, не достигших 30 лет. От обязательного обучения освобождаются осужденные либо в возрасте старше 30 лет, либо являющиеся инвалидами 1 или II групп. Эти категории осужденных могут получить основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию. Такой порядок преследует гуманные цели, с тем чтобы получение образования в местах лишения свободы не несло в себе элементов кары, дополнительного принуждения.
  Возможность продолжить обучение по собственному желанию приобретает для осужденных характер законного интереса, удовлетворение которого зависит от усмотрения администрации и имеющихся условий. Вместе с тем законом поощряется получение осужденными общего и среднего (полного) общего образования, что учитывается при определении степени их исправления при представлении к условно-досрочному освобождению, к помилованию, при применении установленных мер поощрения.
  Для лиц, на которых распространяется обязательность получения основного общего образования, обучение является специфической обязанностью, невыполнение которой, проявляющееся в отказе от учебы или в пропуске занятий без уважительных причин, влечет за собой наложение взысканий.
  Процесс получения основного общего образования организуется в ИУ всех видов режима, за исключением учреждений, где отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.
  В большинстве ИУ созданы общеобразовательные средние (вечерние) школы или учебно-консультационные пункты. Они находятся в ведении департаментов образования органов местного самоуправления и финансируются ими.
  В то же время законодатель возлагает на администрацию ИУ обязанности по созданию необходимых условий для обучения осужденных. Эти условия предусматривают предоставление осужденным возможности приобретать и пользоваться учебниками, учебно-письменными принадлежностями. Администрации учреждений следует воздерживаться от отвлечения осужденных в часы их учебы на выполнение сверхурочных и иных работ, содействовать самообразованию осужденных и т.п.
  Для сдачи экзаменов учащиеся-осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Необходимо отметить, что уголовно-исполнительное законодательство не регламентирует организацию среднего специального и высшего образования осужденных к лишению свободы. Однако практика дает немало примеров организации заочного обучения осужденных, например, на договорных основаниях. Проблемы, связанные с предоставлением отпусков на время экзаменов, в принципе решаемы путем рационального использования права осужденных на трудовые отпуска. Более того этот вопрос нашел частичное законодательное решение в отношении осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях (ч. 4 ст. 129 УИК РФ).
  Осужденным, получившим то или иное образование, выписывается подтверждающий документ, который храниться до освобождения в их личных делах.
  Закон ч. 4 ст. 121 УИК РФ) закрепляет положение о том, что получение осужденными образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.
  Стремление к получению образования и добросовестное отношение осужденных всех категорий, независимо от их возраста и состояния здоровья, должно поощряться. Это дает значительный воспитательный эффект влечет за собой изменение правового статуса осужденного.
  Учитывая особые условия труда работников образовательных заведений уголовно-исполнительной системы, Закон от 21 июля 1993 г. предусматривает повышение их должностных окладов в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 16). В то же время этот Закон (п. 4 ст. 16) устанавливает специфические обязанности работников всех образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность в уголовно-исполнительной системе, по соблюдению режимных требований, установленных в ИУ, по содействию их персоналу в соблюдении осужденными правил внутреннего распорядка.
  Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 121 УИК РФ педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации ИУ в воспитательной работе с осужденными. Это требование вполне обоснованно. Учителя, как правило, обладают опытом психолого-педагогического воздействия на лиц нередко с крайне негативными психическими отклонениями, а потому способны благотворно влиять на организацию воспитательного процесса в ИУ.
 
 § 6. Воспитательная работа с осужденными в местах лишения свободы
 
  Несмотря на то, что и режим отбывания наказания, и труд осужденных в местах лишения свободы, как и их общеобразовательное и профессиональное обучение, выполняют воспитательную функцию, законодатель в качестве самостоятельного основного средства пенитенциарного воздействия на осужденных определил воспитательную работу.
  Воспитательная работа как одно из средств достижения цели наказания - исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений представляет собой комплексную систему форм, методов и средств целенаправленного позитивного воздействия на личность и поведение осужденных.
  Поскольку воспитательная работа в ИУ осуществляется в специфических условиях и с лицами, совершившими преступления, то наиболее важные вопросы ее организации урегулированы уголовно-исполнительным законодательством (ст. 109, 110 УИК) и принимаемыми на его основе нормативными актами. В них, в частности, устанавливается порядок проведения клубной, библиотечной и физкультурно-спортивной работы с осужденными; определяются нормативы материально-технической базы для организации воспитательной работы в ИУ и т.д.
  Однако в силу того, что воспитательная работа с осужденными носит прежде всего психолого-педагогический характер, законодатель не преследует цели урегулировать все вопросы ее организации. Такой подход дает возможность администрации ИУ творчески применять наиболее эффективные средства, методы и приемы педагогического и воспитательного воздействия, если они не противоречат закону и требованиям режима отбывания наказания.
  Законодатель (ч. 1 ст. 109 УИК) определил следующие основные направления воспитательной работы с осужденными к лишению свободы: их исправление; формирование у этих лиц уважительного отношения к человеку, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития; повышение образовательного и культурного уровня осужденных.
  Воспитательные мероприятия должны оказывать позитивное воздействие на сознание, поведение, взгляды и привычки осужденных, на формирование у них общественно полезных качеств и навыков. Ставить же, как это было раньше, перед органами, исполняющими наказания, задачу искоренения всех антисоциальных свойств личности осужденных нереально - она не может быть достигнута в неблагоприятных для этого условиях отбывания наказания.
  Закон устанавливает норму: участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Это оправдано практикой, так как активное участие или безразличное отношение осужденных к проводимым воспитательным мероприятиям является одним из реальных критериев их исправления. К тому же этот критерий учитывается при решении весьма важных юридических вопросов и, в частности, при представлении осужденных к условно-досрочному освобождению, применению актов об амнистии, помиловании и т.д.
  Необходимо отметить, что в учреждениях и органах, исполняющих наказания, распорядок дня предусматривает проведение мероприятий воспитательного характера, участие в которых является обязательным для осужденных.
  Основным структурным звеном, в рамках которого в ИУ организуются и проводятся воспитательные мероприятия с осужденными, является отряд, а главным лицом, на которое возложено постоянное проведение воспитательных мер в ИУ, является его начальник.
  Важнейшие направления воспитательной работы в местах лишения свободы реализуются через определенные формы и методы, к которым законодатель относит прежде всего нравственное, трудовое и физическое воспитание.
  До недавнего прошлого воспитательная работа с осужденными в местах лишения свободы в значительной степени строилось на идеологических принципах и догмах марксистско-ленинского учения. В настоящее время провозглашены деидеологизация воспитательной работы и деполитизация деятельности ИУ в целом, что ставит в центр этой работы не политические, а нравственные аспекты формирования личности осужденных. Речь, как и раньше, идет прежде всего о привитии этим лицам уважения к человеческой личности, собственности, обществу, государству и закону, адекватного отношения к добру и злу, чувства долга, порядочности, ответственности и т.д. Так, трудовое воспитание призвано развивать у осужденных сознательное, добросовестное отношение к труду, как к первой жизненной необходимости. Правовое воспитание предполагает формирование у них навыков сознательного соблюдения законов, правовой культуры и стойкой правопослушной поведенческой установки личности. В воспитательном процессе осужденных применяются и такие формы, как эстетическое и экономическое воспитание.
  Кроме того, следует отметить и относительно новую форму воспитания-религиозное воспитание, которое реализуется в том числе и в виде отправления осужденными религиозных обрядов в возводимых ими в колониях церквях.
  Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцирование с учетом вида ИУ, срока наказания и условий содержания. Она проводится в индивидуальных, групповых и массовых формах.
  В ИУ общего и строгого режимов воспитательные мероприятия проводятся, как правило, в клубах, общежитиях, библиотеках, спортзалах или на спортивных площадках, а в тюрьмах и колониях особого режима - по камерам.
  Все большую значимость приобретает психолого-педагогическое обеспечение воспитательной работы. В штаты исправительных учреждений введены должности психологов, в отдельных учреждениях созданы психологические лаборатории. Они разрабатывают и внедряют психологические методики изучения личности и групп осужденных, методы дифференцированного воздействия на индивидуальное и групповое поведение лиц, находящихся в ИУ, их ресоциализацию, прогнозирование и предупреждение негативных явлений в местах лишения свободы. Эти службы также оказывают помощь осужденным в снятии психологической напряженности, стрессовых состояний, организации самовоспитания, подготовки к жизни на свободе. Кроме того, психологи призваны проводить психопрофилактическую работу с сотрудниками этих учреждений.
  Практика свидетельствует, что воспитательный процесс не может быть эффективным, если сам осужденный пассивен, не проявляет инициативы. В целях развития и поощрения полезной инициативы у осужденных, использования возможностей коллектива в воспитательном процессе, в ИУ создаются самодеятельные организации осужденных, работающие под руководством администрации.
  Самодеятельные организации - добровольные общественные формирования лиц, лишенных свободы. В них может вступать любой осужденный. Примерное положение о самодеятельных организациях определяет права и обязанности их членов, которым предоставлено право обращаться к осужденным с замечаниями, требовать от них должного поведения, информировать администрацию ИУ о совершении преступлений или готовящихся преступлениях. Они принимают участие в обсуждении вопросов труда, быта и досуга осужденных, вносят предложения по их улучшению. Кроме того, самодеятельные организации призваны содействовать оказанию помощи осужденным и их семьям, а также решать иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания. Члены самодеятельных организаций осужденных не пользуются дополнительными льготами и не могут обладать полномочиями администрации ИУ.
  Для решения задач, стоящих перед самодеятельными организациями, создаются соответствующие секции, например, производственная секция, секция досуга, секция поддержания дисциплины и порядка и т.п. Число и наименование секций может изменяться с учетом особенностей и задач деятельности ИУ.
  В целях использования элементов самоуправления и самоорганизации в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы из числа положительно зарекомендовавших себя осужденных создаются советы коллективов ИУ, которые состоят из советов колоний, советов отрядов и их секций.
  Работа самодеятельных организаций осуществляется на основе квартального плана, утвержденного начальником колонии, отряда. Члены советов колоний и отрядов регулярно, но не реже одного раза в год, отчитываются о своей работе на собрании членов самодеятельных организаций осужденных.
  В связи с особыми условиями изоляции осужденных в процессе исполнения наказания, организации и обеспечения режима отбывания в тюрьмах и среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, самодеятельные организации не создаются.
  Кроме названных выше форм и методов воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы, которые законодатель относит к основным, в отношении этих лиц применяются и другие, направленные на исправление осужденных, например, рациональное применение мер поощрения и взыскания, которые будут освещены при рассмотрении вопросов исполнения наказания в ИУ разных видов.
 
 § 7. Участие общественности в исправлении осужденных к лишению свободы
 
  Необходимо сразу отметить, что новое российское законодательство об исполнении уголовных наказаний в отличие от ранее действовавшего не использует термин "общественность".
  Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970г. в ст. 9 участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, закреплял в качестве одного из основных принципов исправительно-трудового законодательства и деятельность выше названных учреждений и органов.
  Специальная глава ИТК РСФСР определяла основные субъекты общественности и организационно-правовые формы их участия в деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания. К ним относились: наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, шефство трудовых коллективов и общественных организаций над ИТУ, советы общественности в воспитательно-трудовых колониях, общественные воспитатели осужденных несовершеннолетних и др. Задачи, порядок образования, организация работы, полномочия различных субъектов общественности определялись в соответствующих нормативных актах, например, в Положении о наблюдательных комиссиях.
  Кроме того, ИТК РСФСР (ст. 115) предусматривал возможность привлечения иных субъектов общественности, а также применения других, не предусмотренных законом форм участия общественности, отвечающих общим положениям и принципам исполнения наказания.
  В период действия ИТК РСФСР 1970 г. был накоплен достаточно богатый опыт успешного участия общественности в деятельности органов, исполняющих наказания, в оказании воспитательного воздействия на осужденных. Следует также подчеркнуть, что российскому обществу присущи традиции благотворительности по отношению к местам лишения свободы. В 1819 г. в России было создано "Попечительное о тюрьмах общество", которое распространяло сферу своего действия на тюрьмы, полицейские места заключения и исправительные арестантские отделения. Общество ставило своей целью улучшение, как нравственного и физического состояния осужденных, так и мест заключения.
  В последние годы ввиду сложных социально-экономических обстоятельств эффективность участия общественности в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, существенно снизилась. Неэффективно работали наблюдательные комиссии, за редким исключением не осуществляется шефство трудовых коллективов над ИУ, не работает институт общественных воспитателей осужденных несовершеннолетних и т.д. Поэтому не случайно Федеральный закон "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" признал утратившим силу с 1 июля 1997 г. "Положение о наблюдательных комиссиях". Другие нормативные акты, регламентирующие вопросы взаимодействия общественных объединений с учреждениями и органами, исполняющими наказания, закон обязал привести в соответствие с УИК РФ. Однако полезность и необходимость привлечения различных субъектов общественности к процессу исправления осужденных к лишению свободы, их содействие деятельности ИУ не вызывает сомнения. Тем более, что это рекомендуют и международно-правовые документы по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными. Так, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными подчеркивают, что "...общественные организации следует поэтому привлекать всюду там, где это возможно, к сотрудничеству с персоналом заведений в целях возвращения заключенных к жизни в обществе" (ст. 61).
  Нормы УИК устанавливают определенные правовые основы и закрепляют гарантии участия общественности в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания.
  По-видимому, социальная, политическая и экономическая обстановка в стране, неэффективная работа многих субъектов общественности, предстоящая реорганизация уголовно-исполнительной системы не позволили законодателю более детально регламентировать вопросы участия общественности в деятельности исполнительных учреждений, определить основные ее субъекты, закрепить формы и методы их деятельности.
  В ч. 2 ст. 9 УИК РФ к основным средствам исправления осужденных отнесено оказание общественного воздействия. В соответствии с этим в последующих нормах УИК закреплена возможность участия общественных объединений в исправлении осужденных, в содействии учреждениям и органам, исполняющим наказания и т.д.
  Статья 23 УИК РФ предусматривает три направления участия общественности в работе ИУ:
  1) содействие работе этих учреждений;
  2) участие в исправлении осужденных;
  3) осуществление контроля за деятельностью ИУ.
  На практике содействие общественных объединений деятельности ИУ заключается в выделении и привлечении средств для оказания помощи в решении вопросов укрепления материально-технической базы этих учреждений, социальной защиты осужденных, членов их семей, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц.
  Правовой основой такого взаимодействия общественных объединений с исправительными учреждениями являются Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995 г. и Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 7 июля 1995 г. Последний закон определяет, что одним из видов благотворительной деятельности является социальная поддержка, оказание помощи в защите прав осужденных. Оказание помощи может осуществляться на основании и иных нормативных актов.
  В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона от 21 июля 1993г. органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе самостоятельно увеличивать за счет имеющихся в их распоряжений средств расходы на содержание учреждений, исполняющих наказания.
  Весьма важной и реально выполнимой формой содействия общественности работе ИУ является оказание помощи в повышении квалификации, педагогического мастерства работников этих учреждений. К этой работе могут успешно привлекаться преподаватели учебных заведений, работники юридических консультаций, общественных формирований, спортивных обществ и т.д.
  В настоящее время возникают новые формы и методы работы общественности по исправлению осужденных, появляются новые субъекты этой деятельности. Так, в воспитательных и исправительных колониях общего режима согласно ст. 42 УИК создаются попечительские советы и родительские комитеты, развивается деятельность правозащитных организаций, состоящих нередко из бывших осужденных и их родственников.
  Все активнее привлекаются к оказанию воспитательного воздействия на осужденных служители церкви. Этому, в частности, способствует ст. 4 УИК РФ, регулирующая порядок обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных. В этих целях в подавляющем большинстве ИУ выделены специальные помещения, кроме того, в колониях действуют около 20 православных, а также евангельский и буддийский храмы*.
  * См.: Комментарий к УИК РФ и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. / Под ред. П.Г. Мищенкова. М., 1997. С. 70
 
  Как и прежде, основными направлениями участия общественности в исправлении осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы, являются:
  1) оказание содействия администрации и непосредственное участие в нравственном, трудовом, правовом и физическом воспитании осужденных;
  2) оказание помощи в организации общеобразовательного и профессионального обучения осужденных;
  3) участие в социально-трудовой адаптации освобожденных из мест лишения свободы.
  Как и прежде, законодатель наделил общественность правом осуществлять контроль за деятельностью ИУ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В настоящее время этим правом обладают комиссии по делам несовершеннолетних, действующие в воспитательных колониях, деятельность которых регулируется Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних. Прежде этим правом были наделены наблюдательные комиссии, функционировавшие в местах лишения свободы для совершеннолетних осужденных.
  При приведении нормативно-правовых актов в соответствие с УИК РФ возможно создание других органов общественности, которые будут наделены правом осуществлять контроль за деятельностью ИУ.
  Это необходимо, поскольку активная работа представителей общественности в данном направлении, представляет собой важную форму социального контроля за деятельностью государственных органов и учреждений, исполняющих наказания.
  В этом же контексте следует рассматривать положение Уголовно-исполнительного кодекса РФ о праве осужденных на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами в различные органы, учреждения и организации, в том числе и международные (ч. 4 ст. 12).
 
 Глава XIII. Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов
 
 § 1. Порядок и условия отбывания наказания в колониях общего режима
 
  Исправительные учреждения - это специально создаваемые государством органы, предназначенные для исполнения наказания в виде лишения свободы. Они входят в уголовно-исполнительную систему, являясь ее наиболее важным элементом.
  В соответствии со ст. 74 УИК .функционируют следующие виды исправительных учреждений: исправительные колонии; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения. Специально подчеркивается, что следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
  Исправительные колонии предназначены для отбывания лишения свободы осужденными, достигшими совершеннолетия. Условия содержания и особенности режима исполнения наказания в каждом из видов исправительных колоний различны. Наименьшим уровнем правоограничений характеризуются колонии общего режима.
  В исправительных колониях общего режима отбывают наказание мужчины, преимущественно впервые осужденные за умышленные преступления различной степени тяжести, а также осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше 5 лет. В исправительных колониях общего режима отбывают наказание и женщины, кроме осужденных при особо опасном рецидиве.
  Кроме того, в колониях общего режима могут отбывать наказание осужденные, переведенные в это учреждение по решению (определению) суда. К ним относятся: лица, переведенные из воспитательных колоний после достижения возраста 21 года (ч. 9 ст. 74 УИК); осужденные, возвращенные из колоний-поселений, если они ранее были переведены в эти колонии из колоний общего режима (ч. 4 ст. 78 УИК) и др.
  В колониях общего режима отбывает наказание основная масса осужденных, которая весьма разнородна по своей характеристике. Поэтому законодатель не случайно ввел различные виды условий отбывания в пределах одного учреждения: обычные, облегченные и строгие. Подобное разграничение условий отбывания наказания в пределах одной колонии является элементом прогрессивной системы отбывания наказания, суть которой состоит в том, что изменение условий содержания осужденных во время отбывания наказания в лучшую или худшую сторону зависит от их поведения, отношения к труду, обучению и т.д.
  Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях общего режима, проживают в общежитиях жилой зоны колонии, которая разделена на три локальных отгороженных друг от друга участка в соответствии с видом условия. Им разрешается из средств, имеющихся на лицевых счетах, ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости сумму в размере 50% минимального размера оплаты труда; иметь 4 краткосрочных и 4 длительных свидания в течение года; получать за тот же период 6 посылок (передач) и 6 бандеролей.
  Осужденные могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные условия при наличии следующих показателей:
  - отсутствие взысканий за нарушения установленного порядка;
  - добросовестное отношение к труду;
  - отбытие на обычных условиях не менее 6 месяцев срока наказания, причем общий срок наказания не имеет значения.
  Перевод осуществляется по решению комиссии ИУ, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления.
  Правовое положение осужденных в облегченных условиях существенно изменяется в лучшую сторону. В 2 раза увеличивается сумма денег, разрешенная к расходованию, и количество разрешаемых к получению посылок, передач и бандеролей. Им позволяется иметь до 6 краткосрочных и 6 длительных свиданий.
  Для более успешной адаптации к условиям свободы лиц, содержащихся в облегченных условиях, законодатель ввел новую норму. Согласно ч. 3 ст. 121 УИК РФ за 6 месяцев до выхода на свободу осужденный может быть освобожден из-под стражи до конца отбытия срока наказания. Такие осужденные проживают за пределами исправительной колонии. Например, они могут проживать совместно с осужденными, которым предоставлено право передвижения без конвоя или сопровождения, если общежитие расконвоированных находится за пределами охраняемой зоны. У администрации ИУ сохраняется право надзора за ними по месту жительства и работы.
  Осужденные, которые признаны злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены на более строгие условия отбывания наказания. Порядок перевода установлен ч. 3 ст. 87 УИК РФ. Злостным нарушителем установленного порядка, согласно ст. 116 УИК признается осужденный по постановлению начальника ИУ, если он совершил, например, такие нарушения, как употребление наркотиков, мелкое хулиганство, организация забастовок или иные групповые неповиновения и др.
  Из облегченных условий злостные нарушители могут быть переведены в обычные или строгие условия отбывания. Из обычных условий эта категория осужденных переводится в строгие условия. В каждом конкретном случае вопрос о переводе решается комиссией исправительной колонии индивидуально.
  Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, изолируются от основной массы осужденных. Они проживают в запираемых помещениях, а их правовое положение изменяется в худшую сторону по сравнению с лицами, содержащимися на обычных и тем более облегченных условиях. Они могут расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости лишь те средства, которые они сами заработали в ИУ. Им предоставлено право только на 2 краткосрочных и 2 длительных свидания в год; они могут получить лишь 3 посылки или передачи и 3 бандероли в год. В связи с тем, что осужденные проживают в запираемых помещениях, им ежедневно предоставляется прогулка продолжительностью 1,5 часа.
  Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные производится не ранее чем через 6 месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания.
  Осужденные, переведенные из другой исправительной колонии общего режима, отбывают наказание в тех же условиях, которые были им определены до перевода.
  Привлечение осужденных, содержащихся в колониях общего режима, к труду производится на общих основаниях, установленных уголовно-исполнительным законодательством.
  То обстоятельство, что большая часть отбывающих наказание в колониях общего режима имеет законченное общее среднее или среднее специальное образование, применение такого воспитательного средства, как общеобразовательное обучение, весьма ограничено. В этой связи особо важное значение приобретает правильная организация различных направлений воспитательной работы с данной категорией осужденных.
 
 § 2. Исполнение наказания в колониях строгого режима
 
  В соответствии со ст. 58 УК РФ и 74 УИК РФ в колониях строгого режима отбывают наказание мужчины: а) впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений; б) при рецидиве преступлений и опасном рецидиве, если они ранее отбывали лишение свободы, а также женщины при особо опасном рецидиве.
  По определению суда в исправительную колонию строгого режима могут быть возвращены лица, ранее переведенные из этих колоний в колонии-поселения, где они злостно нарушали требования режима.
  Согласно ч. 2 п. "а" ст. 78 УИК РФ в порядке поощрения в колонию строгого режима направляются лица, отбывшие не менее половины срока назначенного им по приговору суда тюремного заключения. Кроме того, в колонию строгого режима могут быть переведены из тюрьмы осужденные для отбывания оставшегося наказания в соответствии с положениями ч. 4 п. "в" ст. 78 УИК.
  Подавляющее число лиц, отбывающих наказание в колониях строгого режима, составляют рецидивисты, ранее подвергавшиеся наказанию в виде лишения свободы. Это требует специфического подхода к организации исполнения наказания в отношении данной категории осужденных.
  В исправительных колониях строгого режима в первоначальный период отбывания наказания основная масса осужденных содержится в обычных условиях. Исключение составляют: осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы; лица, переведенные администрацией ИУ со строгих и облегченных условий.
  Осужденные, находящиеся на обычных условиях, проживают в общежитиях, которые находятся в пределах локально изолированного участка. Им разрешается: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 40% минимального размера оплаты труда; б) иметь 3 краткосрочных и 3 длительных свидания в течение года; в) получать 4 посылки или передачи и 4 бандероли в течение года.
  Согласно ч. 2 ст. 122 УИК осужденные могут быть переведены с обычных условий отбывания наказания на облегченные. Такая возможность реализуется при отсутствии у осужденных взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания, добросовестном отношении их к труду; при отбытии ими не менее 9 месяцев наказания в обычных условиях.
  Осужденные, переведенные на облегченные условия отбывания наказания, также проживают в общежитиях. В этих условиях им увеличиваются по сравнению с обычными условиями в 2 раза средства, из имеющихся на их счетах, на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости. Они могут иметь 8 свиданий, из них 4 - длительных и 4 - краткосрочных, 6 посылок или передач и 6 бандеролей в год.
  Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены в обычные или строгие условия отбывания наказания. Кроме того, в строгих условиях наказания содержатся злостные нарушители, отбывающие наказание в обычных условиях, а также осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы.
  Перевод в строгие условия преследует, прежде всего, пресечение возможного оказания злостными нарушителями отрицательного воздействия на остальных осужденных и обеспечение безопасности последних.
  Строгие условия содержания предусматривают существенные ограничения в правовом положении осужденных. Наиболее жесткое из них - содержание в запираемых помещениях, что влечет за собой повышенный контроль и надзор за поведением осуждённых. Строгие условия содержания значительно ограничивают право осужденных на передвижение в пределах колонии, что лишает их возможности общения с другими осужденными.
  Существенным ограничением материального характера является норма, определяющая, что осужденные в этих условиях отбывания наказания вправе ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости только средства, заработанные ими в период отбывания наказания. Тем самым материальное обеспечение таких лиц ставится в прямую зависимость от участия их в трудовой деятельности. Необходимо отметить, что законодатель никак не определил величины расходования этих средств.
  Перевод на строгие условия отбывания наказания уменьшает по сравнению с другими условиями получение осужденными передач и бандеролей и предоставление им свиданий. Они могут в течение года: а) получать лишь 2 посылки или передачи и 2 бандероли; б) иметь 2 краткосрочных и одно длительное свидание.
  В связи с проживанием осужденных в запираемых помещениях им предоставлено право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью 1,5 часа.
  Стимулируя правопослушное поведение осужденных, законодатель предусмотрел и возможность перевода их из строгих условий в обычные. Такой перевод производится не ранее, чем через 9 месяцев содержания осужденных в строгих правилах и при отсутствии у них взысканий за нарушения отбывания наказания.
  Кроме того, законодатель, реализуя принцип индивидуализации применения мер исправительного воздействия, закрепил возможность и порядок повторного перевода осужденных из строгих условий отбывания наказания в обычные и из обычных - в облегченные. Все повторные переводы возможны при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания, добросовестном отношении к труду и при отбытии не менее 9 месяцев срока наказания в обычных или строгих условиях отбывания наказания.
  Осужденные, переведенные из других колоний строгого режима, содержатся в тех же условиях, которые были определены им до перевода.
  Как и в колониях общего режима, использование в исправительном процессе таких средств, как общеобразовательное и профессиональное обучение, носит ограниченный характер.
  В воспитательной работе с осужденными важен индивидуальный подход, учитывается, что многие из них находятся в зрелом возрасте, не имеют семьи, являются неоднократно судимыми, подлежат принудительному лечению от алкоголизма, либо являются инвалидами.
 
 § 3. Отбывание наказания в колониях особого режима
 
  В исправительных колониях особого режима отбывают наказание (ст. 58 УК, ст. 74 УИК) осужденные к лишению свободы мужчины, признанные особо опасными рецидивистами, и мужчины, осужденные к пожизненному лишению свободы.
  Особую категорию составляют осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы. Эти лица содержатся в специальных колониях (ст. 126 УИК) с особыми условиями отбывания наказания (ст. 127 УИК).
  Для основной массы осужденных, отбывающих наказания в колониях особого режима, так же как и в колониях общего и строгого режима, предусмотрено 3 вида условий отбывания наказания.
  Поступившие в исправительные колонии особого режима отбывают наказание в обычных условиях. Исключение составляют лица, осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы; осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления (ч. 4,5 ст. 15 УК); переведенные из облегченных и строгих условий отбывания наказания.
  Обычные условия содержания в колониях особого режима те же. что и в исправительных колониях других видов режимов. Различия заключаются в размере денежных средств, разрешаемых к расходованию и др. Им разрешается ежемесячно расходовать из имеющихся на их лицевых счетах средств сумму в размере 30% минимального размера оплаты труда; иметь 2 краткосрочных и 2 длительных свидания в год; получать 3 посылки или передачи и 3 бандероли в течение года.
  В колониях особого режима предусмотрены и облегченные условия. В эти условия переводятся осужденные, не имеющие взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания, добросовестно относящиеся к труду при отбывании ими наказания в обычных условиях в течение года.
  В облегченных условиях осужденные могут расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, которые имеются на их лицевых счетах, в размере 60% минимальной месячной оплаты труда. Они или имеют право на 3 краткосрочных и 3 длительных свидания в течение года и на получение за тот же период 4 посылок или передач и 4 бандеролей.
  Индивидуальный подход к оценке поведения осужденных предусматривает возможность их перевода с облегченных условий в обычные или строгие, а с обычных условий - в строгие. Основанием для такого перевода является признание осужденного злостным нарушителем порядка отбывания наказания (п. 4, 5 ст. 124 УИК).
  В строгие условия по прибытии в колонию помещаются также лица, осужденные за совершение умышленных преступлений в местах лишения свободы, и осужденные за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Строгие условия в колониях особого режима предусматривают прежде всего более строгую изоляцию осужденных. Они проживают в помещениях камерного типа, которые специально оборудуются.
  Содержание в камерах усиливает карательную сторону наказания и накладывает отпечаток на весь процесс его исполнения. Осужденные, содержащиеся в камерах, значительно ограничены в распоряжении своим свободным временем, до минимума сведена возможность их общения с другими осужденными, что существенно осложняет применение общественно полезного труда, общеобразовательного и профессионального обучения, влияет на формы и методы воспитательного воздействия на осужденных.
  Строгие условия содержания предусматривают значительные ограничения и материально-бытового характера. Осужденным разрешается:
  - расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости только деньги, заработанные в период отбывания наказания (норма не установлена);
  - иметь 2 краткосрочных свидания в течение года;
  - получать одну посылку или передачу и одну бандероль в течение года.
  Поскольку осужденные в строгих условиях содержатся в помещениях камерного типа, то им разрешается ежедневная прогулка продолжительностью 1,5 часа. Для этих целей в каждом учреждении оборудуются прогулочные дворики, которые располагаются рядом с помещениями камерного типа.
  Законодатель, реализуя принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания, закрепил возможность перевода осужденных из более строгих условий в менее строгие, из строгих условий - в обычные, из обычных - в облегченные.
  При отсутствии взысканий за нарушение режима и добросовестном отношении к труду по отбытии не менее одного года срока наказания осужденные с обычных переводятся на облегченные условия. Перевод со строгих условий содержания на общие производится не ранее чем через один год при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания. Повторный перевод из строгих условий в обычные или из обычных в облегченные производится аналогичным образом.
  Осужденные, переведенные из других колоний особого режима, отбывают наказание на тех же условиях, которые были им определены до перевода.
  В системе ИУ создаются колонии особого режима для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы по приговору суда и которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы. В настоящее время в России действуют 2 таких колонии, в которых содержатся около двухсот человек. Находятся они в Вологодской и Свердловской областях. Другие категории осужденных (в том числе и те, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на конкретный срок) в названных колониях не содержатся.
  Данная категория осужденных относится к наиболее опасным, большинство из них осуждено за умышленные убийства. Поэтому все осужденные по прибытии помещаются в строгие условия. Они размещаются в камерах, как правило, не более чем по 2 человека. Для обеспечения безопасности осужденных или по их просьбе, или по иной причине возможно и одиночное размещение.
  Труд указанных осужденных организуется, как правило, в специально оборудованных камерах. Они имеют право на ежедневную прогулку в течение 1,5 часов. При хорошем поведении, добросовестном отношении к труду прогулка может быть увеличена до 2 часов.
  Для осужденных к пожизненному лишению свободы предусматриваются обычные условия отбывания наказания, на которые осужденные могут быть переведены по отбытии не менее 10 лет в строгих условиях. Причем такой перевод возможен, если осужденный в течение года, предшествующего переводу, не имел взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания.
  В обычных условиях осужденные дополнительно приобретают право на 2 длительных свидания, получать 3 посылки или передачи и 3 бандероли в течение года. Они могут ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевом счете, в размере 30% минимального размера оплаты труда.
  Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, проживают в общежитиях, где организуется свое производство, с учетом требований раздельного содержания от всех остальных категорий осужденных.
  Осужденные, признанные злостными правонарушителями режима отбывания наказания, по решению комиссии колонии не могут быть переведены из обычных или облегченных условий в строгие. Законодатель не лишает данную категорию осужденных возможности повторно быть переведенными в обычные или облегченные условия отбывания наказания при соблюдении ими необходимых требований.
  Необходимо отметить, что новое уголовное законодательство в отличие от ранее действовавшего предусматривает возможность применения условно-досрочного освобождения для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы после фактического отбытия ими не менее 25 лет лишения свободы (ч. 5 ст. 79 УК РФ). Для этого необходимо, чтобы суд признал, что лицо не нуждается в дальнейшем отбывании этого вида наказания. Таким образом, элементы прогрессивной системы отбывания наказания применимы и к данной категории осужденных.
 
 § 4. Отбывание наказания в колониях-поселениях
 
  Одним из видов исправительных колоний являются колонии-поселения. В соответствии со ст. 58 УК РФ и 74 УИК РФ в настоящее время имеется 2 вида колоний-поселений.
  Одни колонии-поселения предназначены для содержания в них осужденных за преступления, совершенные по неосторожности, и у которых срок наказания не превышает 5 лет. Основную массу этой категории осужденных составляют лица, совершившие автотранспортные преступления. Второй вид колоний-поселений предназначен для отбывания в них положительно характеризующихся осужденных, переведенных из колоний общего и строгого режимов. Основанием для перевода является отбытие указанной в законе части срока в исправительных колониях закрытого типа. Из колоний общего и строгого режимов в колонии-поселения могут быть переведены только лица, отбывающие наказание на облегченных условиях содержания, после отбытия 1/3 срока наказания, назначенного судом. Закон (ст. 78 УИК) допускает также перевод из указанных колоний после отбытия 2/3 срока наказания в колонию-поселение и тех осужденных, которые совершили особо тяжкие преступления или ранее условно-досрочно освобождались от отбывания лишения свободы и совершили новое преступление в период оставшейся неотбытой части наказания.
  Не подлежат переводу в колонии-поселения осужденные: 1) при особо опасном рецидиве преступлений; 2) к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок; 3) к смертной казни, которая в порядке помилования заменена лишением свободы; 4) не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа; 5) не давшие письменного согласия на перевод в колонию-поселение.
  В колониях-поселениях обоих видов действуют единые условия отбывания наказания.
  В отличие от остальных видов ИУ в колониях-поселениях предусмотрено совместное содержание мужчин и женщин. Однако проживают они раздельно: либо в отдельных общежитиях, либо в отдельных блоках одного общежития.
  По действующему законодательству осужденные, совершившие преступление в соучастии, отбывают лишение свободы, как правило, раздельно. Это требование распространяется и на содержание осужденных в колониях-поселениях.
  В отличие от других видов колоний, колонии-поселения не имеют ярко выраженных атрибутов лишения свободы, они скорее ограничивают свободу осужденного, чем лишают ее. Поэтому колонии-поселения принято относить к учреждениям открытого типа, условия содержания в которых значительно отличаются от условий содержания в колониях общего, строгого и особого режимов.
  Как отмечалось, во всех колониях-поселениях действуют единые условия отбывания наказания. В соответствии со ст. 129 УИК они предполагают, что осужденные:
  - содержатся без охраны, но под надзором;
  - в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах территории колонии;
  - с разрешения администрации колонии могут передвигаться без надзора вне территории колонии, но в пределах соответствующего административно-территориального образования, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением;
  - могут носить гражданскую одежду, иметь при себе деньги и ценные вещи, пользоваться деньгами без ограничения;
  - могут получать и отправлять письма, получать бандероли, посылки, передачи и иметь свидания без ограничения их количества;
  - с разрешения администрации колонии могут проживать со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади на территории колонии или за ее пределами.
  Проживание осужденных без семьи вне общежития возможно в том случае, если они приобрели жилье в границах территории колонии. Они имеют право обзаводиться личным хозяйством. Жилые помещения, в которых проживают осужденные, как на территории колонии, так и за ее пределами, могут посещаться в любое время представителем администрации колонии.
  Осужденным, проживающим в общежитиях, запрещается приносить в общежитие, использовать и хранить предметы и вещества, перечень которых определен Правилами внутреннего распорядка ИУ. Таковыми являются: любое огнестрельное и холодное оружие, боеприпасы, взрывчатые и ядовитые вещества, наркотические вещества, алкогольные напитки, транспортные средства и т.д.
  Законодательство РФ о труде в полном объеме распространяется на лиц, отбывающих наказание в колонии-поселении, за исключением правил приема, увольнения и перевода на другую работу. Администрация привлекает осужденных к труду с учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности. Перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных, устанавливается Правилами внутреннего распорядка ИУ.
  Осужденные привлекаются к труду обычно на собственном производстве колонии-поселения. Однако при определенных условиях (отсутствие работы) их труд может использоваться на предприятиях других форм собственности. С учетом этого в законодательстве введена норма, согласно которой допускается перевод осужденных на другую работу, в том числе и в другую местность. В этом случае администрация предприятия, на котором работают осужденные, должна согласовать этот вопрос с администрацией колонии.
  В отличие от остальных лишенных свободы осужденные в колониях-поселениях могут обучаться заочно в заведениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах территории административно-территориального региона - места расположения колонии.
  Анализ условий отбывания наказания в колониях-поселениях позволяет сделать вывод о том, что они предоставляют достаточно большие возможности для занятия общественно полезным трудом, продолжения учебы, восстановления социально полезных связей с семьей, родственниками и т.д. Другими словами, в колонии-поселении имеются наиболее благоприятные условия в сравнении с другими учреждениями для эффективного применения средств исправления к осужденным.
  Специфика правового статуса лиц, отбывающих наказание в колониях-поселениях, проявляется и в применении к ним мер поощрения и взыскания. Так, согласно ч. 2 ст. 113 УИК в качестве поощрения им может быть разрешено проведение выходных и праздничных дней за пределами колонии. Как и другие осужденные, они могут быть представлены к условно-досрочному освобождению или к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, к помилованию и др.
  К лицам, содержащимся в колонии-поселении, могут применяться следующие виды взысканий: выговор, дисциплинарный штраф в размере до 2 минимальных размеров оплаты труда; водворение в штрафной изолятор на срок до 15 суток; отмена права проживания вне общежития и запрещение на срок до 30 суток выходить за пределы общежития в свободное от работы время.
  Осужденные, признанные злостными нарушителями режима, могут быть переведены из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был им ранее определен судом. Данная категория осужденных, отбывающих наказание за преступления совершенные по неосторожности, переводится в колонию общего режима. Изменение вида ИУ осуществляется судом по представлению администрации колонии-поселения.
 
 § 5. Отбывание наказания в тюрьмах
 
  Тюрьма - вид исправительного учреждения, предназначенного для отбывания наказания наиболее опасными категориями преступников. В тюрьмах отбывают наказание в основном 3 категории осужденных:
  1) лица, осужденные к лишению свободы на срок свыше 5 лет за совершение особо тяжких преступлений;
  2) осужденные при особо опасном рецидиве;
  3) осужденные, переведенные в тюрьму на срок до 3 лет за злостное нарушение установленного порядка отбывания в исправительных колониях общего и строгого режимов.
  Кроме перечисленных категорий опасных преступников, в тюрьмах могут отбывать наказание лица, оставленные с их согласия в тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Согласно ст. 77 УИК таковыми могут быть лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше 5 лет которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима. Они могут быть оставлены лишь при наличии их письменного согласия.
  И, наконец, допускается временное содержание в тюрьмах осужденных в следующих случаях:
  а) при необходимости производства с участием осужденного следственных действий по делу о преступлении, совершенном другим лицом;
  б) при необходимости участия осужденного в судебном разбирательстве по делу о преступлении, совершенном другим лицом;
  в) если осужденный привлекается к уголовной ответственности по другому уголовному делу и в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;

<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу