<< Пред.           стр. 1 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Петер Куттер. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов
 
 
  Рекомендовано в качестве учебного пособия для дополнительного
 образования Министерством образования Российской Федерации
 
  Б.С.К.
 
 Санкт-Петербург 1997
 
 
 
 
 
  СОДЕРЖАНИЕ
 
 
  От издательства
 
  Предисловие к русскому изданию
 
  Вступление
 
  I. Человеческие, слишком человеческие конфликты в повседневной жизни и
 их отражение в зеркале литературы и кино
 
  II. Дерево психоаналитического познания
  1. Корни психоанализа: естественные науки, литература, филосо-фия
  2. Ствол психоанализа: Зигмунд Фрейд и группа первых психоаналитиков
  3. Первые ветви: Адлер, Штекель, Юнг
  4. Возвращение к стволу: теория инстинктов и теория травм
  5. Дальнейшее развитие ствола: Я-психология и ранняя теория отношений
  6. Ветви психоанализа: современное развитие теории отношений (Сандор
 Ференци и Михаэль Балинт, Эрик Г. Эриксон, Рене А. Спиц, Дональд В.
 Винникот, Маргарет Малер, Отто Ф. Кернберг, Гейнц Когут, Альфред Лоренцер и
 Клаус Хорн)
 
 III. Развитие психоанализа в Германии
 
  1. Немецкое психоаналитическое объединение переосмысливает нацистское
 прошлое
  2. Значение психоанализа для педагогики, философии и богословия
  3. Психоанализ в университете -- шансы для взаимных инициатив .
 
 IV. Психоанализ на фоне науки
 
  1.Является ли психоанализ наукой?
  2. Различие между естественными и гуманитарными науками
  3. Освобождающие науки
  4. Позиция психоанализа
  V. Психоаналитическая теория личности
  1. Предварительные замечания
  2. Образ человека по Фрейду (психоаналитическая теория сексу-альности;
 развитие структурной модели)
  3. Дальнейшее развитие теории Фрейда (современные психоанали-тические
 аспекты сексуальности; развитие структурной модели;
  специальные теории личности)
 
 VI. Психоаналитическое учение о болезнях
 
  1. Предварительные замечания
  2. Классическое учение о неврозах (страх и механизмы защиты;
  классическая истерия или конверсионный невроз; неврозы на-вязчивых
 состояний; фобии; депрессивный невроз или невроти-ческая депрессия)
  3. Современные "пост-классические" неврозы (нарциссический невроз;
 пограничные случаи; неврозы недостатка и неврозы связи)
  4. Учение о психозах (депрессивные психозы или психотические депрессии;
 мания; шизофрения)
  5. Психосоматические расстройства (формы патологий; психосома-тический
 процесс; стационарная психотерапия; профилактика)
  6. Делинквентное поведение (общественные аспекты; индивидуаль-ные
 аспекты; терапия)
  7. Алкогольная и наркотическая зависимость
  8. Так называемые перверсии (очевидное поведение; объяснение
 возникновения перверсий; проституция)
  9. Резюме
 
 VII. Диагностические методы в психоанализе
 
  1. Предварительные замечания
  2. Психоаналитическое "интервью" (метод и необходимые условия;
  три уровня "интервью"; примеры из практики; эмпирическое обоснование)
  3. Психоаналитически ориентированные методы тестирования (ка-чественные
 методы; количественные методы)
 
 VIII. Психоаналитические методы лечения и консультации
 
  1. Отличия от других видов терапии (поведенческая терапия; разго-ворная
 психотерапия; прочие психотерапевтические методы)
  2. ..Условия, необходимые для успешного применения психоана-литических
 методов (со стороны психоаналитика; со стороны пациента)
  3. Психоаналитическая ситуация
  4. Психоаналитический метод в узком смысле (желание и сопро-тивление ;
 перенос и контрперенос; толкование)
  5. Экскурс: опытные экстремальные и смешанные формы психо-анализа и
 поведенческой терапии. Сравнительный анализ
  6. Другие формы психоаналитической терапии (психоаналитичес-кая
 психотерапия; короткая психоаналитическая терапия)
  7. Применение психоанализа (в медицине; в психологии; в группо-вой
 терапии; в семейной терапии)
 
  К. Психоанализ вне клиники и консультационного кабинета -- с
 психоанали-тическим инструментарием в политике и обществе
  1. Методологические проблемы
  2. Общественная критика Фрейда
  3. Психоаналитическое исследование предрассудков и проблемы меньшинств
  4. Вклад А. и М. Мичерлих в решение актуальных процессов в ФРГ
  5. Примеры движения за эмансипацию (студенческие выступления;
  эмансипация женщины; движение за мир)
 
  Примечания
 
  От издательства
 
  Данная работа открывает книжную серию под общим названием "СОВРЕМЕННЫЙ
 ПСИХОАНАЛИЗ", ставящую своей задачей зна-комство читателя с основными
 направлениями психоаналитической мысли, -- ее теоретическими положениями,
 прикладными разработ-ками и клинической практикой. Необходимость начинания
 подобного рода диктуется прежде всего настоятельной потребностью мыслящей
 части российского общества в серьезном переосмыслении мирового
 пси-хоаналитического опыта последних десятилетий и включении его в об-щий
 контекст отечественной научной и образовательной систем.
  В силу различных причин, в том числе и идеологического харак-тера,
 богатейшее творческое наследие ближайших учеников и после-дователей Фрейда,
 равно как и новейшие исследования нынешних пси-хоаналитиков,-- многие работы
 самого мэтра, к счастью, в свое время были опубликованы на русском языке,
 хотя впоследствии и упрятаны во всевозможные "спецхраны" -- оказались
 выключенными из науч-ного, клинического и культурного процессов в России.
 Это обстоятель-ство и побудило наше издательство, наряду с уже издающейся
 серией "Библиотека аналитической психологии", приступить к изданию книг
 непосредственно психоаналитической серии.
  Практической задачей "восстановительной" работы такого рода на-ряду с
 публикацией книг психоцентрического и медикоцентрического направлений в
 классическом и постклассическом психоанализе видится и публикация ряда
 работ, позволяющих прояснить психопатологичес-кую специфику тоталитарной
 истории общества как истории болезни, в рамках которой вырисовывается новый
 беллетристический жанр. Историки, политологи, публицисты уже внесли свою
 посильную лепту в создание своеобразной "кругорамы" социальной истории
 России, психологам же еще только предстоит дискурсная артикуляция
 отечественной новейшей психоистории, позволившая бы раскрыть обществу
 разницу между историей индивидуальной и общественной души и исто-рией ее
 болезни. Психическое, увы, слишком часто видится через пато-логию...
  Данный проект -- плод усилий многих людей, не только сотрудни-ков
 издательства "Б. С. К." и Информационного центра психоаналити-ческой
 культуры, инициировавших саму идею издательской серии, но и целого ряда
 других организаций.
  В осуществлении столь серьезного начинания постоянную помощь нам
 оказывают Международная Психоаналитическая Ассоциация (IРА), Европейская
 психоаналитическая федерация (ЕРР), ряд зарубе-жных издательств и фондов, в
 частности немецкий благотворительный фонд Inter Nations, Русское
 Психоаналитическое общество и Россий-ская психоаналитическая ассоциация в
 Москве, Общество поощрения современного искусства "А-Я" в Санкт-Петербурге.
 Всем им мы выра-жаем свою глубокую признательность.
  Мы хорошо отдаем себе отчет в том, за какое трудное дело взялись.
 Поэтому заранее благодарны всем нашим будущим читателям за их кри-тические
 советы и пожелания.
  Январь 1997 г.
 
 
 Предисловие к русскому изданию
 
 
  Улучшение политического климата в мире способствует восстанов-лению
 нарушенных международных связей, устраняет предрассудки в отношениях между
 государствами и общественными системами и бла-готворно влияет на развитие
 научного знания, что с полным правом следует отнести и к психоанализу.
  В свое время российский психоанализ оказался одной из многочис-ленных
 жертв большевизма, а позже стал неугоден национал-социа-листическому режиму
 психоанализ немецкий. Диктаторские режимы, утвердившиеся в Аргентине и Чили,
 оказали столь же удручающее вли-яние на развитие психоанализа в этих
 странах.
  Являясь не только медицинской практикой, но и культурологичес-кой
 теорией психоанализ в состоянии помочь лучше разобраться в исто-рической
 динамике подобных политических процессов. Помощь эта может заключаться и во
 вскрытии аспектов стыда и скорби, от которых ранее приходилось защищаться, а
 также в обнаружении латентных предрассудков и собственных черт в образе
 врага, что сулит возмож-ность позитивных общественных преобразований в
 направлении мультикультурального общества. Для Германии решение проблем
 такого рода стало особенно актуальным после объединения двух немецких
 государств в 1989 году.
  Великий мир с его казавшимися прежде необозримыми и беско-нечными
 просторами доступен теперь не только воображению, но и, благодаря
 современным средствам массовой информации, вполне обозрим.
  Прежде отдельные нации самостоятельно выбирали те или иные пути
 развития, теперь они находятся в постоянном, многостороннем взаимодействии.
 Современные разработки теории систем убедительно свидетельствуют о том, что
 ни одно действие в какой-либо стране не проходит для других стран бесследно
 и имеет для них те или иные последствия. Речь идет не столько о каузальных
 процессах с прису-щими им причинно-следственными связями, сколько о
 процессах цир-кулярных, малейшее изменение в которых влияет на политическую
 систему в целом.
  В таком общественно-политическом контексте научное сообщество также
 ориентируется уже не национально, а мультикультурально или интернационально.
 В свое время и психоанализ, возникнувший в Вене, быстро перешагнул границы
 Австрии и стал достоянием мировой культуры...
  Международное распространение и развитие психоанализа привело, однако,
 не только к разрушению барьеров непонимания, но к многочи-сленным расколам,
 начало которым положили расхождения во взглядах между тремя "китами"
 психоаналитического движения -- Зигмундом Фрейдом, Альфредом Адлером и
 Карлом Густавом Юнгом. В дальней-шем противоречия преследовали
 психоаналитиков и в других странах, разводя в разные стороны не только
 социально ориентированных поли-тических критиков, но и совершенно
 неполитизированные клинические структуры и психотерапевтические учреждения.
  Россия не стала исключением на этой стезе размежевании. После распада
 Советского Союза единая Психоаналитическая Ассоциация тоже распалась на ряд
 региональных объединений. В мае 1995 года "Российская психоаналитическая
 ассоциация" отделилась от "Рус-ского ("Арбатского") психоаналитического
 общества" (Москва). В Петербурге действуют две независимые
 психоаналитические струк-туры: "Восточно-Европейский институт психоанализа"
 и "Санкт-Петербургское психоаналитическое общество" с издательским
 "Информационным центром психоаналитической культуры". В Росто-ве-на-Дону
 существует "Ростовская психоаналитическая ассоциация" и даже в далеком
 сибирском городе Томске интересуются современным психоанализом.
  В связи с этим есть все основания полагать, что книга "Современ-ный
 психоанализ", написанная в Германии в 1989 году для широкой публики, вызовет
 интерес и в России.
  Что касается энтузиазма и пионерского духа, царящих в Москве,
 Петербурге и Ростове, то автор убедился в этом лично в 1994, 1995 и 1996
 годах. В этой связи невольно вспоминается тот энтузиазм, с кото-рым в
 Германии после катастрофы 1945 года на протяжении всех 50-х годов
 приветствовали иностранных психоаналитиков, возвращавших психоанализ на
 родину. Подобно тому, как в свое время Германия извлекла пользу из контактов
 с психоаналитиками Великобритании, Голландии и США, русские коллеги обретают
 упущенный опыт из кон-тактов с западными психоаналитиками.
  Предлагаемая книга представляет собой адаптированное введение в сложную
 область знания. Побудительным мотивом к ее написанию послужили лекции и
 семинары, которые я в течение двадцати лет про-водил во Франкфуртском
 университете. Вопросы студентов заставля-ли меня искать на них точные
 ответы, прояснять неясное, пытаться устранить противоречия и заполнить
 существующие пробелы. Хотя на-учного (позитивного) обоснования верности
 теории и практики психо-анализа нет, тем не менее последний постоянно
 оправдывает себя в пра-ктической жизни. Очевидную пользу из психоанализа
 извлекают и такие смежные дисциплины, как социология, педагогика,
 психотерапия и другие.
  Я хочу выразить свою особую благодарность Сергею Панкову и Валерию
 Зеленскому за их кропотливый труд по переводу и редактиро-ванию рукописи,
 Роланду Кнаппе из издательства Клетг-Котта за пре-доставление прав на
 публикацию, немецкому фонду Inter Nationes за великодушную финансовую
 поддержку и петербургскому издательству "Б. С. К." за усилия по изданию
 книги.
  Ряд московских коллег оказывали помощь на разных этапах осуще-ствления
 издательского проекта. Особенно я благодарен Марине Игельник, Якову Обухову,
 Сергею Назаряну и Арону Белкину.
  Надеюсь, что книга найдет своих читателей в России и не только поможет
 их профессиональному росту, но и принесет им ощущение большей полноты
 собственного бытия.
 
 
 ПЕТЕР КУТТЕР, Штутгарт, ноябрь
  , 1996 г.
 
 
 
 
 
  ВСТУПЛЕНИЕ
 
  Почему необходимо еще одно введение в психоанализ?
 
  Мы исходим из того, что многочисленные введения в психоанализ нуждаются
 в уточнениях. Иначе говоря, некоторые из них, как, например, популярные
 работы Чарльза Бреннера (1967), Густа-ва Балли (1961), или Лоуренса С. Куби
 (1956), уже успели устареть. В связи с этим на книжном рынке появились новые
 работы: "Глубинная психология" Зигфрида Эльхарда(1971), "Фундаментальный
 курс пси-хоанализа" Себастьяна Гопперта (1978), "Введение в учение о
 неврозах и психосоматическую медицину" Свена Олафа Гоффмана и Герда
 Гохапфеля (1984); отличный актуальный обзор психоанализа, выпол-ненный
 Вольфгангом Мертенсом (1981), сжатая и точная информация о психоанализе
 Франкфуртского Института Зигмунда Фрейда (Мук и другие, 1974). К событиям на
 книжном рынке можно отнести "Учебник психоаналитической терапии" Гельмута
 Томэ и Хорста Кэхеля (1985), первый том которого ("Основные положения"),
 составленный в сотруд-ничестве со многими учеными, знакомит не только с
 основными положе-ниями психоанализа, но и подробно излагает сущность таких
 специаль-ных понятий, как перенесение, соответствие, смещение, первичное
 интервью и толкование сновидений, вырабатывает определенные пра-вила
 психоаналитической терапии, глубоко и обстоятельно выявляет пути развития и
 цели психоанализа.
  В Институте психоанализа на факультете психологии Франкфурт-ского
 университета, где я преподаю с 1974 года, имеется большой выбор
 психоаналитической литературы; это хорошее подспорье студентам-психологам,
 которые наряду с классическими психологическими дисци-плинами --
 психологической диагностикой, клинической психологией, педагогической
 психологией,-- сдают экзамены по профессиональной и организационной
 психологии, равно как и по психоанализу. Некоторые из перечисленных книг
 годятся для этих целей, некоторые, как выясня-ется в процессе работы со
 студентами, для учебных целей зачастую не подходят. По отдельным
 экзаменационным темам, которые изучаются в рамках психоанализа (таким, как
 теория личности и учение о болез-нях), написан целый ряд монографий,
 подавляющее большинство кото-рых для студентов слишком сложно.
  Будущие психоаналитики вряд ли обойдутся университетским образованием.
 Студенты основного курса (психологии) и параллельного курса (психоанализа)
 могут и должны получать фундаментальные све-дения о теории и практике
 психоанализа, теории личности, учении о бо-лезнях, теории психических
 отклонений, о психоаналитических методах лечения и консультирования, а также
 о бесчисленных возможностях приложения психоанализа к общественной жизни и
 политике, к лите-ратуре и искусству, к антропологии и философии. Долгое
 время я до-вольствовался тем, что при подготовке к экзамену студенты изучали
 по меньшей мере одну книгу в каждой из названных областей, однако и такого

<< Пред.           стр. 1 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу