<< Пред.           стр. 11 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 идентичности как мужчины, так и женщины: в начале развития дочь
 идентифицирует личность матери со своим полом, а сын -- с полом
 противоположным. Это представляет для мальчиков опасность фемини-зации,
 которой противостоят с помощью: отделения (Abwendung) от матери, обращение
 (Zuwendung) к отцу или путем дезидентификации. т. е. обратного изъятия
 идентификации.
  Опасность для дочери по отношению к матери заключается в "
 недо-статочном разграничении" (fehlende Abgrenzung). Чтобы не стать его
 жертвой, дочь со своей стороны нуждается в особенных усилиях в фор-ме
 "постоянной работы по разграничению" (konstanter Abgrenzungsarbeit).
  Исходная ситуация отношения детей в отношении матери содержит в себе
 как недостатки, так и преимущества для каждого пола. Женщи-на имеет шанс на
 стабильную женскую "эго -- идентичность", посколь-ку ей легче, будучи
 рожденной женщиной, идентифицироваться с ней, чтобы прийти к стабильной
 половой идентичности. Опасность же сохра-няется в чрезмерном "соединении"
 (Bindung) и недостаточном разгра-ничении при нечетких границах личности, что
 может препятствовать развитию автономии и независимости.
  В начале своей жизни мужчина вынужден идентифицировать себя с лицом
 противоположного пола. При слишком большой идентифика-ции с матерью ему
 угрожает феминизация. Это, правда, имеет и свое преимущество, заключающееся
 в стимулировании у него желания отме-жеваться от противоположного пола и тем
 самым развить в себе боль-шую автономность.
  Рано или поздно в поле зрения растущего ребенка попадает мужская
 персона, как правило, отец. При его отсутствии в роли мужского нача-ла могут
 выступать дядя, дедушка или другие родственники мужского пола. Предпосылкой
 для идентификации с "отцовской фигурой" явля-ется преимущественно хорошее
 отношение к ней. Идентификация ока-зывается прочной, если в ее основе лежит
 положительное отношение к "отцовской фигуре". Подчеркнуто мужественный отец
 будет способ-ствовать раскрытию половой идентичности мальчика, а слабый,
 феминный отец, напротив, усложнит этот процесс. Для девочки слишком сильная
 идентификация с отцом несет опасность чрезмерной "маскули-низации". В то же
 время в отношениях с отцом дочь получает наилуч-ший шанс понять разницу
 полов и тем самым достигнуть "отграниче-ния" (Abzugrenzen).
  Наряду с идентификацией с мужским и женским началом для самоосознания
 ребенком своей половой роли, немаловажное значение имеют сами повседневные
 отношения с отцом или матерью. Весьма значимо и отцовское восхищение
 растущей дочерью как женщиной, и то, как мать поощряет развивающееся мужское
 начало сына. Не стоит удивляться силе и стойкости классических стереотипов,
 если в семье одобряют лишь традиционные игры (для дочери -- игра в куклы,
 для сына -- игра в автомобили).
  В этой области родители послевоенных десятилетий кое-чему научи-лись.
 Они позволяют своим детям параллельно с традиционными роля-ми опробовать в
 игре и новые формы поведения. Это позволяет расши-рять половую идентичность
 на другие области, которые ранее считались привилегией другого пола
 (например: вязание и приготовление пищи -- для мужчины и вождение машины --
 типичная мужская профессия -- для женщины).
  Самоосознание определенной половой идентичности во многом зависит от
 бессознательных фантазий о том, что слывет мужским или женским. Мальчик в
 подобной ситуации находится в более выигрышном положении, поскольку он без
 труда определяет свою половую принад-лежность, наблюдая и касаясь своего
 полового члена (Glied). Девочке же в этом отношении приходится тяжелее в
 виду отсутствия зримых признаков пола. Как известно, Фрейд выстроил на этом
 основании свою теорию "зависти к пенису" (Penisneidtheori e). Впрочем,
 зависть к пени-су угасает, как только девочка обнаруживает, что внутри
 своего тела она также имеет вполне выраженные половые органы. Анализ
 пациенток в психоанализе свидетельствует, что у женщин чаще всего
 отсутствуют положительные фантазии относительно своих половых органов.
 Подчас женщины представляют их в виде полости, содержащей мочу, грязь,
 кровь, полости, из которой наряду с этим появляются дети. Но как только
 женщина включается в психоаналитический процесс, у нее появ-ляются образные
 картины. Одна пациентка представляла женские гени-талии в виде цветков
 лотоса или ларца с сокровищами, который следует открыть. Жорж Деверо в своей
 книге "Баубо. Мифическая вульва" (1981) собрал коллективные фантазии о
 женских гениталиях и, таким образом, пришел к выводу, что последние могут
 быть использованы как оружие против мужчины путем их внезапного обнажения,
 что, в из-вестной степени, аналогично мужскому эксгибиционизму.
  Проблемы с половой идентичностью, как правило, являются резуль-татом
 нарушения идентификации в период развития: чрезмерная иден-тификация
 мальчика с матерью может привести к феминизации, а доче-ри с отцом -- к
 маскулинизации.
  К указанной проблеме относятся и последствия идентификаций, ставших
 необходимыми в результате защиты от невыносимой тревоги. Широко известна
 кастрационная тревога (Kastrazionsangst) --; "страх кастрации" -- мальчиков.
 Являясь маленькими эдипами, они желают спать с матерью, боятся папиного
 наказания и. чтобы избежать его, с са-мого начала отрекаются от своей
 мужественности и ведут себя скорее пассивно, т. е. "по-женски".
  Аналог со стороны женщин состоит в том, что женщина из страха взять на
 себя женскую роль предпочитает развиваться маску линно. Страх при этом может
 иметь различные причины. Он может происте-кать из того, что "быть женщиной"
 значит "беременеть и рожать детей" или "взять на себя все те неприятности,
 которые пережила мать", т. е. быть подвластной мужчине, сохранять
 обязательство вступать с ним в половые сношения и т. п.
  Отсутствие одной из персон того или иного пола, как это случается в
 неполных семьях или в семьях с часто отсутствующим отцом, разуме-ется,
 неблагоприятно для развития зрелой половой идентичности. Рас-тущий в такой
 семье ребенок мужского пола может испытывать серьез-ные сложности с
 развитием по мужскому типу.
  Один лечившийся у меня мужчина, отец которого погиб во время войны,
 когда ребенку не было еще и года, демонстрировал, тем не менее, что
 отсутствие непосредственного "переживания отца" (Vatererlebnisse) успешно
 компенсируется фантазиями о нем, основанными на рассказах об отце других
 людей. Однако подобные случаи скорее оказываются исключением, чем правилом.
 Опыт показывает, что отсутствие отцовского примера неизбежно оставляет
 пробел в развитии, особенно в по-ловой идентичности ребенка мужского пола.
 Вредны также и слишком симбиотические отношения с матерью, особенно
 проявляющиеся при т. н. "неврозе связи" (Bindungsneurose) (см. гл. VI. 3.3)
 -- тесной свя-зи ребенка с матерью, выходящей далеко за пределами
 младенчества и раннего детства, поскольку мать чрезмерно к нему привязана,
 отчасти оправдывая свое поведение (и манипулируя им) тем, что третья сторона
 в союзе -- как правило отец -- психологически отсутствует.
  Дальнейшими причинами неустойчивой половой идентичности являются
 нарушения отношений с родителями -- с родительской фигу-рой, отношения с
 которой нарушены, ребенок идентифицируют себя как правило, неохотно.
  Последнее (но не по важности), что действует на формирование половой
 идентичности, это точка зрения окружающих по отношению к мужской и женской
 половой принадлежности, т. е. на отношение к своим гениталиям (мужским или
 женским). Мать, испытывающая неприязнь к гениталиям дочери, вряд ли поможет
 ей в обретении уве-ренности в отношении со своими гениталиями. Точно также
 не способ-ствует развитию чувства собственного достоинства поведение матери,
 выражающей испуг при виде первой эрекции сына. При этом родитель-ские ошибки
 могут с успехом компенсироваться хорошими отношения-ми с другими людьми:
 дочь, испытывающая определенные сложности с самоидентификацией в отношениях
 с неуверенной в себе матерью, может развить здоровую женскую половую
 идентичность в отношениях с отцом, если он высоко оценивает ее женские
 качества. Так же и маль-чик, узнающий от матери, что он не любим по причине
 наличия у него мужских гениталий, все-таки развивает определенную мужскую
 иден-тичность. если отец поощряет его мужское начало, и мальчик стремит-ся
 идентифицировать себя с ним.
  Опыт сексуальной фрустрации способен угрожать половой иден-тичности.
 Агрессивность, вытекающая из фрустрации, в свою очередь сказывается на
 представлении о противоположном поле и очень легко приводит к его
 искаженному восприятию. Опыт разочарования в отно-шениях с матерью
 оборачивается реактивным гневом, который, однако, направлен не на мать, если
 ее любят и боятся, а сдвигается на отца. В последствии такой гнев очень
 часто переносится на мужчин вообще. В результате формируется т. н. "тип
 мести" (Rachetyp) (Abraham, 1921). К нему относятся женщины, мстящие
 мужчинам за пережитые в связи с ними разочарования. Поначалу они дают им
 надежду, чтобы затем отвергнуть. В женском движении долгое время фигурировал
 от-рицательный образ мужчины (см. гл. IX. 5.), явно не способствовав-ший
 миролюбивым отношениям между женщиной и мужчиной. Если же подавляемый гнев
 обращается против собственной личности -- во внутрь.-- то результатом будет
 не меньший вред. Реактивно возникшая ненависть к матери обернется ненавистью
 и презрением к себе, связан-ными с пренебрежительным отношением и к
 собственному полу. Если же к этому присоединяется и вытеснение генитальных
 желаний, тогда становятся ясны экстремальные формы мазохизма с его
 удовольствием от получения "мучений и истязаний". Униженная позиция
 дополня-ется перверсивным (извращенным) удовольствием.
 
 
 Женская сексуальность
 
 
 
  Некоторые аспекты женской сексуальности, уже упомянутые в пре-дыдущем
 параграфе, связанные с половой идентичностью, должны быть представлены здесь
 в резюмированном виде из-за совершенно специ-фических половых особенностей
 женщины. Основополагающая идея психоанализа Фрейда состоит в том, что
 психические феномены часто могут быть сведены к сексуальным. Неспецифические
 в половом отно-шении психические нарушения, представленные в этой книге,
 должны быть в связи с этим выражены соответственно в их мужском и женском
 вариантах. Так, к примеру, истерические неврозы у мужчин и женщин
 обнаруживают большие различия. Истерия прямо-таки характеризу-ется как
 женское заболевание (Israel, 1983; Schaps, 1982). При психосо-матических
 заболеваниях специфические половые осложнения от рака падают на женский пол
 (рак груди, Portiokarzinom). от сердечных инфарктов -- на мужской (Pflanz.
 1962).
  Мы не будем долго задерживаться на теории "зависти к пенису", хотя
 психоаналитическая практика дает множество интересных случаев в контексте
 наших размышлений. Ведь мужская роль в обществе по -- прежнему оценивается
 выше, и это продолжает находить свое выраже-ние во многих семьях. Если же
 повышенная оценка увязывается непо-средственно с мужскими гениталиями, тогда
 нет ничего удивительного в том, что растущая в подобной среде девочка
 развивает зависть к муж-скому полу. В сравнении с братом или кузеном,
 гордящимися своими мужскими атрибутами и "способными" помочиться "высокой
 струей", она кажется себе жалкой и ненужной. В соответствии с Фрейдом здесь
 берет свое начало широко распространенный женский комплекс непол-ноценности.
  Как мы убедились, такой комплекс может развиться из опыта,
 приоб-ретаемого дочерью в общении с матерью; этот опыт противостоит
 устой-чивому чувству уверенности в себе, в своей половой принадлежности.
 Негативный опыт такого рода случается гораздо чаще, чем это принято считать
 в классическом анализе: "маленькое" отличие (изначально уста-навливаемое
 девочкой) не имело бы столь "большого" (Alice Schwarzer, 1975) значения,
 если бы мать была более уверена в своей женской иден-тичности. Негативная
 оценка женщины, в соответствии с тем. как она ощущается матерью и
 воспринимается дочерью, еще более возрастает, если она дополняется
 соответствующим невысоким мнением отца.
  Не следует недооценивать в этой связи неочевидность восприятия женских
 гениталий, в отличие от мужских, особенно в состоянии эрек-ции. Отсутствие
 ощущения гениталий представляет для девочек опреде-ленные трудности, о чем
 свидетельствует анализ девушек и взрослых женщин, а органическое ощущение
 скрытого внутри влагалища и непо-средственно присоединенных к нему
 фаллопиевых труб и яичников выра-жено достаточно смутно. Более или менее
 детальное образное представ-ление о женских гениталиях может быть получено
 лишь путем собствен-ного исследования с помощью пальца или, как в женских
 группах, путем визуального наблюдения. Иногда такое представление можно
 получить с помощью врача -- гинеколога, способного зримо продемонстрировать
 картину возбужденного состояния женщины. Тогда женщина почувству-ет себя не
 "пустой" в генитальной области, а выстроит более адекватный образ
 собственного тела, в котором гениталии будут представлены доста-точно
 подробно. При этом закладываются благоприятные предпосылки для переживания
 не только женской сексуальности, но и для последую-щей возможной
 беременности, родов и воспитания ребенка.
  Если женская сексуальность будет оцениваться по этим принципам. тогда
 мы сможем забыть раннюю фаллическую ориентацию психоана-лиза. Фрейдовские
 положения о "зависти к пенису" и женском ком-плексе неполноценности
 отвергаются многочисленными авторами -- феминистками. Движение "женского
 протеста" включает в свои ряды следующие имена: Симона де Бовуар (1960).
 Нэнси Чодороу (1978). Суламифь Файрстоун (1970), Бэтти Фридон (1963), Люси
 Иригерей (1977), Джульетт Митчелл (1976). Урсула Шой (1977), Рената Шлезир
 (1981) и Алис Шварцер (1975). Между тем существуют попытки поло-жить начало
 синтезу двух экстремальных позиций, что находит свое выражение, к примеру, у
 Маргарет Мичерлих-Нильсен (1985 ).
  Стоит упомянуть об особом значении смены объекта (Objektwechsel) в
 развитии здоровой женской сексуальности. Последнее означает, (следуя
 высказываниям Фрейда в его работе о женской сексуальности), что рано или
 поздно женщина переориентируется с первого объекта (матери) на второй объект
 (отец).
  В патологических случаях, когда имеют место неврозы связи (см. гл. VI.
 3.3.). первичная связь с матерью сохраняется в своем перманент-ном виде,
 характеризуемом как торможение в развитии. Последнее усу-губляется
 негативным опытом в отношениях с отцом. Смене ориентации с матери на отца,
 напротив, способствует негативный опыт в отноше-ниях с матерью и позитивный
 -- с отцом.
  Ранний психоанализ, полностью фиксируясь на плохо исследован-ных на тот
 момент патологических случаях, полагал, что девочка не развивается дальше
 из-за того. что она -- в отличие от мальчика -- не страдает от кастрационной
 тревоги. Поэтому у нее нет необходимости (по причинам защитного характера, а
 не из специфических особен-ностей развития) идентифицировать себя с отцом.
 Сейчас стало оче-видным, что решающим фактором в развитии здорового женского
 сек-суального поведения является оценка роли женщины обществом. Насколько
 уверенно чувствует себя мать в той или иной ситуации как женщина, как отец и
 другие люди -- мужчины и женщины -- ведут себя с подрастающей девочкой и
 насколько естественно приобщены к этому ее гениталии (если они вообще к
 этому приобщены).
 
 
 Мужская сексуальность
 
 
 
  Возникшая в психоанализе теория сексуальности тождественна теории
 мужской сексуальности. Она по сути "фаллократическая", т. е. прославляющая
 мужской член, ориентированная на мужские генита-лии. Тем самым данная теория
 представляет своеобразное выражение мужской гордости по отношению к лишенной
 пениса женщине. Эта гор-дость. вне всякого сомнения санкционированная
 общественным мне-нием, способствует развитию у мужчины здорового чувства
 собствен-ного достоинства. Фаллократическая ориентация дает. однако, и повод
 для некоторой переоценки собственной значимости. Крайним выражением такой
 переоценки может служить описанный Гансом Эбергардом Рихтером "комплекс
 бога" (Gottescomplex, Н.-- Е. Richter, 1979), при котором превозносится все
 мужское, а все женское обесценивается. По-добное самовозвеличивание может
 приводить к большим техническим успехам -- небоскребам, самолетам, полетам
 на луну и к звездам, но одновременно -- и к саморазрушающему началу.--
 например, изобре-тению атомного оружия.
  Негативное воздействие на мужскую чувственность оказывают и не-которые
 ограничения: нацеленность на профессиональные достижения и успехи, отрицание
 проявления чувств вообще, в особенности таких тонких их проявлений, как
 любовь, ласка или печаль. Сомнительный мужской образец демонстрирует,
 например, Хемингуэй. "Мужчины без женщин" должны стойко выдерживать
 соперничество с природой ("Старик и море"), демонстрировать
 сверхчеловеческие подвиги на войне ("По ком звонит колокол") и оставаться в
 результате в проиг-рыше ( "Победитель не получает ничего" ) 2.
  В психоаналитическом лечении мужчины, поэтому, требуется неко-торое
 время для повторного раскрытия в нем подавленных предшеству-ющим воспитанием
 чувств, чтобы получить доступ к собственным ощу-щениям и тем самым создать
 условия для развития наполненных чувст-вами отношений с другими людьми.
 Рейбен Фаин в своей недавно вышедшей книге "The Forgotten Man: Understanding
 the Male Psyche" (R. Fine, 1987) подробно описал возможные судьбы мужской
 сексуаль-ности. К примеру, одна состоит в том, что маменькин сынок
 развивается в папиного соперника; другая изображает мужчину, играющего роль
 Дон-Жуана с его напускным превосходством по отношению к женщи-нам. Типичные
 супружеские конфликты, напротив, очень далеки от общепринятых представлений
 о мужском идеале. Здесь главным ока-зывается -- и по докладам Кинси (1948,
 1953) и по рапортам Хайт (1976) -- вопрос о мужской неверности. Последняя
 объясняется неудо-влетворенной в моногамии мужской сексуальностью,
 удовлетворение которой мужчина пытается обрести с другими женщинами. Не
 находя удовлетворения в узаконенном браке, мужчина стремится "к новым
 ощущениям", и весь опыт повторяется снова "и так до бесконечности".
  В настоящий момент женская эмансипация бросает вызов мужской
 сексуальности: женщины раскрывают свое собственное право на сексу-альность.
 Это ставит мужчину в непривычную ситуацию, вызывающую у него страх. Это
 сказывается, в частности, в возрастании нарушений
  мужской сексуальности: импотенции, преждевременном семяизверже-нии,
 неспособности быть откровенным с женщиной и посвящать себя ей.
  Тем самым широкая область сексуальности сужается. Однако уди-вляться
 этому не следует, поскольку профессиональные интересы муж-чин не оставляют
 им времени для занятия сексом. Они тратят все свои силы на общественной
 службе, которая приносит им славу и почет и которая одновременно все дальше
 и больше отдаляет их от отношений с женщинами, от других людей, отчуждает от
 собственной мужской сексуальности. Такие мужчины часто добиваются больших
 успехов на работе. Однако, они также часто страдают от нарциссических
 рас-стройств личности (см. гл. IV. 3.1.), связанных с одиночеством и
 неспо-собностью любить. Возможно, у политиков это выражено ярче, чем у
 других людей, что демонстрирует нам Рейбен Фаин на примере Уинстона
 Черчилля, Ричарда Никсона и Кеннеди. Однако и в областях ис-кусства, и
 спорта найдется множество примеров того, как ради великих целей жертвуют
 сексуальностью, совсем в духе фрейдовской теории сублимации, согласно
 которой сексуальные потребности могут удовле-творяться, сдвигаясь в сторону
 сексуально акцептированной деятель-ности. а не через секс, как таковой. Как
 показало исследование Бригит-ты Митташ (В. Mittasch, 1987), поэты
 оказываются гораздо ближе к своим эмоциональным сексуальным потребностям,
 нежели ученые. Слабое утешение, однако.
 
 
 Гомосексуальность
 
 
  Женская гомосексуальность содержит, как правило, латентную "связь с
 матерью". Либо более молодая женщина "примыкает" к стар-шей. представляющей
 для нее мать, либо старшая в своих чувствах к молодой воспроизводит

<< Пред.           стр. 11 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу