<< Пред.           стр. 12 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 отношения "мать -- дитя" с позиции матери. Подобные отношения между
 женщинами дают основания усматривать невротическую "связь" в контексте
 заторможенного развития, состоя-щего в том, что женщина бессознательно
 боится смены "объекта" люб-ви на мужчину и по привычке держится за мать. К
 невротическим фор-мам гомосексуальных отношений между женщинами следует
 скорее отнести те, в которых мужчина по причине бессознательного страха
 вообще исключен из сферы отношений. В этом случае мужчину избе-гают, как
 объект фобический. Структура подобной женской гомосексу-альности, таким
 образом, сравнима с фобией (см. гл. IV. 2.4.)
  Лесбийские отношения, в которых обе партнерши в равной степени
 сливаются друг с другом в результате сильных бессознательных регрес-сивных
 процессов, бывают связаны с не совсем четкими личностными границами между
 обеими. Классификационно их можно было бы от-нести с известной долей
 сомнения ближе к психотическим проявлениям;
  впрочем, подобные расстройства можно в принципе наблюдать и в
 отно-шениях гетеросексуальных. Преимущества женской сексуальности кро-ются
 скорее всего в особой форме нежности, встречаемой гораздо реже в отношениях
 между мужчиной и женщиной. Книга Верены Штефан "Линька" ("Стягивание кожи"
 -- "Hautungen", (V. Stefan, 1975) или сравнительно недавно изданная книга
 Марины Гамбарофф "Скажи мне, как сильно ты меня любишь?" (М. Gam baroff.
 1987) дают этому крас-норечивое свидетельство.
  О лесбийских отношениях в узком смысле этого слова мы говорим тогда,
 когда важнейшую роль играет генитальная сексуальность. В ка-ком объеме это
 встречается в том или ином случае, расценить с большей вероятностью трудно,
 к тому же в самом психоанализе имеется совсем немного аутентичной информации
 о фактических отношениях между женщинами при лесбийских связях. Того, кто
 желает получить об этом более обширную информацию, я отсылаю к книгам
 Шарлотты Вольф ( Ch. Wolff, 1973), Д. X. Розен (D. H. Rosen, 1974), Л.
 Барбах (L. Barbach. 1975) и Р. Норвуд (R. Norwood. 1985).
  О мужской гомосексуальности известно больше. Наряду с женской она
 расценивается как вариант отношений, точно также способных -- как и
 гетеросексуальные отношения -- быть и нормальными, и патоло-гическими. К
 нормальным относятся те гомосексуальные связи, относи-тельно которых мужчины
 занимают сознательную позицию. Тогда в рамках психоаналитической теории
 личности речь идет об эффектив-ном расширении личных переживаний, т. е. об
 однополых отношениях, которые -- как свидетельствуют многочисленные примеры
 мужской дружбы -- не ограничиваются, скажем, состязанием мужчин друг с
 дру-гом в футбол, но могут демонстрировать регулярные спонтанные реак-ции
 после забитого мяча, выражающиеся в обниманиях, дружеских похлопываниях и т.
 п. Между тем существуют и такие отношения меж-ду мужчинами, которые (как,
 например, в Голландии) могут приво-дить даже к гомосексуальным бракам.
  Зачастую отношения между мужчинами характеризуются, однако,
 редуцированной сексуальностью, способной выражаться в борьбе, брутальных
 половых актах и взаимных нападениях, как это впечатляюще продемонстрировано
 в фильме Райнера Вернера Фассбиндера "Кирель"(Querelle) 3.
 Выявляющиеся в психоаналитическом лечении муж-чин разнообразные
 патологические процессы позволяют считать пси-хоаналитический подход к
 мужской гомосексуальности как к явлению отчасти патологическому правильным.
 Но лишь отчасти, ибо было бы неверно переносить патологические проявления у
 отдельных личностей на мужскую гомосексуальность в целом. Адекватным
 представляется и психоаналитическое объяснение патологических проявлений
 гомосек-суальности. Прежде всего,-- это невроз, при котором нерешенные
 эдиповы конфликты влекут за собой непреодолимый страх женского пола. Женщин
 в этом случае стараются избегать по аналогии с фобическим объектом. Тем
 самым гомосексуальные отношения полностью соответст-вуют бессознательным
 процессам при фобиях, описанным мною в гла-ве VI 2.4. Последовательная
 интерпретация заключается в том, что гомосексуальность у мужчин происходит
 от очень рано возникших доэдиповых конфликтов. Гомосексуалист столь
 невротически перерабаты-вает нарушенные отношения мать -- дитя, что
 бессознательно иденти-фицирует себя с матерью. Подобное объяснение
 представляется вер-ным. когда мужчина-гомосексуалист ощущает в себе женское
 начало. При этом он вовсе не обязан выглядеть как женщина "tuntenhart", о
 чем имеют обыкновение выражаться в гомосексуальных кругах. Этой феминной
 форме мужской гомосексуальности присуще тесное родство с трансвестизмом --
 желанием одеваться как женщина-- или с транс-сексуализмом -- желанием стать
 женщиной.
  Сексуальные отношения между мужчинами, которые лишены вся-кого женского
 или материнского компонента, указывают на то, что сексуального контакта с
 мужчиной ищут лишь потому, что не имеют такового с женщиной из-за
 бессознательного страха перед ней.
  Иногда играют роль и обусловленные развитием или из ""соображе-ний
 защиты" идентификации с отцовской фигурой, когда молодой чело-век любим
 настолько, насколько он стремится быть любимым отцом. Здесь я сошлюсь на
 приводимый Фрейдом (3. Фрейд, 1911) случай латентного нарцистического
 желания президента сената Шребера по отношению к гомосексуального
 другу.Очень часто гомосексуальное поведение может возникать как след-ствие,
 собственно, дефицита отношений с отцом. Тогда гомосексуаль-ный партнер, как
 правило, более старший мужчина, призван заменить страстно желаемое с
 детства, но не получаемое удовлетворение от обще-ния с отцом. Элизабет Р.
 Моберли решительно настаивает на такой точ-ке зрения в своей книге
 "Psychogenesis. The early development of gender identity" (E. R. Moberly,
 1983); данная позиция согласуется с моим мнением о "неврозе дефицита" (см.
 гл. VI 3.3.). Гомосексуальные отно-шения -- это еще и попытки наверстать
 пропуски в отношениях с отцом или все же довести до благополучного исхода
 неисцеленные раны в бес-сознательной попытке самоисцеления. Сходным образом
 мыслит Фриц Моргенталер (F. Morgenthaler, 1974) в отношении к определенным
 про-явлениям гомосексуальности, испытывающей такого рода дефицита в
 психических структурах, которые затем восполняются гомосексуаль-ным
 партнером. В этом смысле гомосексуалисты представляются людь-ми, достойными
 сочувствия,-- их детство было лишено элементарного человеческого общения и
 теперь они отчаянно пытаются компенсировать свою недостачу в гомосексуальных
 отношениях.
  Надеюсь, что в приведенном изложении мне удалось по возмож-ности
 непредвзято познакомить читателей с тем, что мы знаем на сегод-няшний день о
 мужской и женской сексуальности. Кто желает получить более подробную
 информацию, тому я посоветую воспользоваться кни-гой Фрица Моргенталера "
 Гомосексуальность, гетеросексуальность. перверсия" (F. Morgenthaler, 1984).
 
 
 3.2. Развитие структурной модели
 
  Эмоциональность и телесность
 
 
  Касаясь эмоций, аффектов или чувств, мы получаем схематичес-кий образ
 человека, характеризующийся следующими особенностями:
  человек пережил травму (травматическая модель), наряду с сознатель-ными
 им управляют и бессознательные влечения (топографическая модель), причем те
 или иные области различаются (структурная модель), а, кроме того,-- человек
 состоит из скелета, крови и плоти. В 1978 году я выпустил книгу о "
 Человеческих страстях", в которой описал любовь и ненависть, ревность и
 зависть, а также жадность, месть, любопытство и восхищение.* Поэтому здесь
 стоит ограничиться
 
  * Книга вышла в 1989 году под названием "Страсти. Психоанализ чувств" в
 виде карманного издания.
 
  следующим: социализация в человеческом сообществе рассчитана на
 способность людей к адаптации, приспособлению. Согласно Винникоту (D. W.
 Winnicott, 1965, 1965) такой человек живет не своим "истинным", а по большей
 части своим " ошибочным Я". Это всегда "Я" подавленное, неспособное
 развиваться, "Я". которое -- в данном аспе-кте -- не имеет доступа к своим
 чувствам, эмоциям и аффектам. В рам-ках психоаналитической теории
 объект-отношений это означает, что человек не имеет доступа к своим чувствам
 как по отношению к другим людям, так и по отношению к самому себе. В этой
 перспективе перед человеком встает устрашающий выбор, как это убедительно
 описывает Макс Фриш в книге "Homo Faber" -- быть "Homo Faber" или "Homm
 sentiens", т. е. человеком чувствующим. Декартово "Cogito, ergo sum" (мыслю,
 следовательно, существую) можно было бы дополнить -- "Sento, ergo sum"
 (чувствую, значит существую -- нем.-- ich fuehle. also bin ich).
  Психоанализ долгое время пренебрегал миром эмоций (Kutter, 1980),
 прежде всего в "классические" времена "психологии Я" (см. II 5.). Лишь в
 70-е годы аффекты впервые стали использоваться в анали-зе (Arlow. 1977;
 Green, 1977; Umentani, 1977; Sandier and Sandier. 1978). Аффекты служат не
 только отправной точкой влечений, они обо-гащают межчеловеческие отношения,
 делают их в первую очередь чело-веческими. Кроме того. они оживляют
 психоаналитическую практику. Поэтому психоаналитикам не следует чураться
 страстей.
  Современная теория аффектов (Affekttheorie) учитывает в отдель-ности
 первичные аффекты: радость, печаль, гнев, страх, отвращение, изумление,
 интерес и стыд. В каждом из этих аффектов объединены телесные
 (психологически-гормональные и моторные, т. е. иннервированные мускулатурой)
 компоненты, выражающие аффект экспрес-сивно в мимике и жестикуляции, а также
 когнитивные составляющие. Последние осознаются чувственным образом. Они
 поражают нас (пас-сивно), а мы испытываем их (активно). Что касается
 социальных измерений, то они управляют мерой близости и отдаления (de
 Rivera, 1977): в радости мы хотим обняться, в отвращении -- отдалиться от
 человека.
  Мы переживаем аффекты и в отношении самих себя. Испытываем чувство
 внутреннего стыда, когда не соответствуем собственным идеа-лам. В этом
 случае стыд наполнен смыслом, он становится сигналом. Стыд, однако, может
 нарушать отношение к себе и к окружающим, например, если мать фрустрирует
 своего ребенка именно в тот момент, когда он горд своими успехами, говоря
 ему: "И не стыдно тебе!". Ребе-нок неизбежно свяжет свою радость от успеха с
 горьким стыдом, что впоследствии может легко повториться в сходной ситуации.
  То. что в действительности психоанализ непростительно упустил, так это
 телесность. Психоанализ ведет речь со ссылкой на представле-ния и фантазии,
 а тело при этом остается, фактически, не у дел. Тем самым повторяется то,
 что многие из наших пациентов пережили от ро-дителей, будучи детьми, а
 именно -- слабую заботу о своем теле. Каким же образом пациенты научатся
 находить в психоанализе правильное отношение к своему телу, если на
 психоаналитической кушетке повторя-ется их детский опыт "утраченной
 телесности".
  Оставляемые психоанализом пробелы заполняются иными метода-ми,
 непосредственно концентрирующимися на теле: (Н. Becker, 1981;
  Stoize, 1984) -- "концентративная двигательная терапия" (konzentrative
 Bewegungstherapie); (Fuchs, 1974) -- "функциональное расслаб-ление"
 (funltionelle Enspannung); (Lowen, 1975) -- биоэнергетика. Однако и сами
 психоаналитики уже заметили свои упущения: Дитер Айке (D. Eicke, 1973) вынес
 на рассмотрение идею "тело как партнер" (Когрег als Partner). Выступая как
 тело в субъектной форме, мы имеем тело и в качестве объекта. И здесь налицо
 субъектно-объектные разно-гласия с телом (Subjekt-Objekt-Spaltung). Мы можем
 любить или не-навидеть свое тело, точно так же, как другого человека,--
 уважать его или презирать, хорошо или плохо с ним обращаться. Эльмар Брэлер
 (Е. ВгаеЫег, 1986) пишет о "телесном существовании" (Koerperleben) как об
 аспекте, упущенном медициной. Зигфрид Цепф (S. Zepf, 1986) повторяет эту
 мысль в книге "Тело -- место преступления. Расследова-ние. Критика
 психоаналитической психосоматики". Лично я во вре-мена своего сотрудничества
 в психосоматической клинике занимался вопросами теории и практики
 психосоматических нарушений (Kutter, 1980, 1984). Сегодня налицо усилившийся
 интерес психоаналитиков к телу, к образу, который мы составляем о своем
 теле, к его развитию, к нарушениям его функций.
  Ранние опыты, связанные с телом, влияют на наши переживания, в
 особенности, в связи с сексуальным поведением, с отношением к здо-ровью и
 болезни. С определенной уверенностью можно сказать -- наша личность не может
 быть полной без тела. Это и имел в виду Фрейд, когда писал в "Я и Оно"
 (1923. Русский пер. Фрейд. 1989. с. 380):""Я" прежде всего -- телесно".
 Способ обращения нашей матери с нашим телом (при кормлении, ношении на
 руках, уходе), в то время когда мы еще не пришли к осознанию собственного
 "Я", стойко влияет на отношение к нашему телу -- обращается ли она с нами
 легко и сво-бодно или судорожно и с трудом. Расставив новые акценты,
 психоана-лиз сделал устаревшей дуалистическую теорию влечений с ее
 ориен-тацией исключительно на сексуальность и агрессивность. Конечно,
 последняя и сейчас еще может представлять достаточно дифференциро-ванную
 картину человека как и в 30-е годы. Сексуальность и агрессив-ность
 по-прежнему важны. Но сегодня в современном психоанализе мы рассматриваем
 дифференцированного человека как живое существо, не чуждое страстей,
 человека, находящегося в "сети отношений" (Netz Веziehungen). на которые он
 реагирует и на которые влияет в своей созна-тельной деятельности, имея при
 этом бессознательные желания, фанта-зии и обилие чувств.
 
 
 Психоаналитическая теория идентичности
 
 
  В подходе Эриксона к идентичности (Identitaets-Lehre, Е. Н. Erikson.
 1950) структурная модель Фрейда рассматривается как учение об идентичности,
 поскольку она включает в себя социологические аспекты. Идентичность -- это
 сумма того, что делает нас неизменной лично-стью, которая остается
 относительно стабильной во времени, в про-странстве и обществе. Она является
 результатом борьбы внутри нас "инстинктивных требований" и требований
 общества, идущих от извне, и может -- как "Я" в структурной модели Фрейда,--
 быть относитель-но суженной и лабильной, или оказываться сравнительно
 широкой и стабильной.
  Согласно Эриксону учитываются и общественные влияния. Так. к примеру,
 есть существенная разница между евреем, живущим в анти-семитском окружении
 (как меньшинство в большинстве) и тем, кто живет в большинстве, имея
 возможность считать меньшинства козлами отпущения. В той или иной обстановке
 человек принимает или не при-нимает отведенные ему обществом роли. В
 благоприятном случае роли и сформировавшаяся самоидентичность согласуются, в
 неблагоприят-ном -- они расходятся. Сейчас, например, молодые люди часто
 вынуж-дены заниматься профессией, которая не подходит их идентичности.
 Ролевые и идентификационные конфликты в таком случае неизбежны.
  Конфликты происходят и в случае социального роста, когда, напри-мер,
 человек с идентичностью, развившейся в рабочей среде, неожидан-но попадает в
 окружение буржуазного общества. Здесь могут возни-кать страхи из-за
 опасности не сойтись с представителями буржуазии и в то же время сохраняется
 чувство вины по отношению к классу, из которого человек вышел.
  Не менее тяжелы проблемы половой идентичности, в частности,
 исследованные Робертом И. Штоллером (R. J. Stol ler. 1968. 1975). Сама
 проблема проистекает не только из слабо стабилизированного соматического
 фундамента, но вырастает в результате воспитания и общественного влияния.
 Название одной из книг, имеющих непо-средственное отношение к женскому
 движению высказывает эту мысль напрямую: "Мы не родились девочками, нас
 сделали такими" (U. Scheu, 1977). Таким образом между биологической природой
 и обществом возникает личностное осознание и желание быть мужчиной или
 женщиной, что находится, как показывает проблема т. н. транс-сексуализма, в
 относительной независимости от пола заданного био-логически.
 
 
 Психология самости и теория объект-отношений
 
 
  В психологии самости Когута на передний план выдвинуты нарцистические
 желания "самосохранения", "самоосуществления" и "самосознания". В
 соответствии с этим подходом здоровое самосознание лич-ности является
 следствием сложного ее развития. При этом перво-начальные детские фантазии о
 большом значении себя и родителей (grandiose) трансформируются на протяжении
 долгого времени,-- сопутствуемые постоянными коррективами.-- в образы
 реалистические (Kohut. 1974). Если стремления к самосовершенствованию
 последо-вательно и хорошо интегрируются в сознательную личность, тогда
 результатом явится способность к сочувствию, творчеству и юмору. Если
 нарцистические устремления, напротив, останутся бессознатель-ными, то это
 приведет к нарцистическим личностным расстройствам, которые будут
 рассмотрены в следующей главе.
  В теории объект-отношений Лондонской школы и Отто Кернберга вполне в
 соответствии с "интерактивной теорией" (Interaktionstheorie) Альфреда
 Лоренцера (Lorenzer, 1971) важными признаются отношения, формирующие
 личность, между людьми. Личность развивается не изолировано от окружения, а
 в нерасторжимой связи с ним. При этом влияние на нее оказывается вплоть до
 зрелого возраста в форме т. н. "образцов отношений" (Beziehungsmuster),
 прежде все-го отношений между ребенком и матерью. Если в них преобладают
 любовь и понимание, то это. как констатировал Гете и подтвердил Фрейд, ведет
 к относительной компенсации: "Если ребенок был неос-поримым любимцем матери,
 то в его жизни сохраняются такие плени-тельные чувства, такая уверенность в
 успехе, какие нередко действи-тельно влекут за собой успех" (Фрейд. 1917. S.
 26). Если же. напро-тив, общения с матерью не хватает, то развиваются
 многообразные расстройства (см. гл. VI).
  Синтез различных теорий личности в психоанализе не представ-ляет особых
 трудностей, поскольку нам требуется лишь объединить уже названные аспекты,
 чтобы добиться совокупного образа личности: арха-ические инстинкты,
 выраженные в сексуальности и агрессивности, явля-ющиеся ее фундаментом;
 нормы, ценности и идеалы, представляющие "надстройку"; в центре
 располагается "Я" (Selbst), обладающее чувст-вом самости (Selbstgefuehl).
 которое выражено в нарцистической удов-летворенности и самоуверенности.
 Нашим исполнительным органом является при этом "Самость" (ich), различаемое
 в "я-чувстве" (IchGefuehl). которое делает нас способными направлять наш
 корабль меж-ду Сциллой взрывных инстинктов и влечений и Харибдой * давящих
 запретов. Разумеется, при этом во внимание постоянно принимаются те или иные
 обстоятельства господствующей реальности. Это образ чело-века, в равной
 степени не сводимый ни к 4 инстинктивному существу", ни к бытию,
 управляемому исключительно внутренними нормами. Человек здесь проявляется
 гораздо сложнее и глубже; он выступает как личность, в прямом смысле этого
 слова, уверенная в себе. способная столь же конструктивно противостоять
 ежедневным требованиям со сто-роны окружающего мира, как и оказывающаяся в
 состоянии действо-вать активно; и делать это, не находясь в изоляции, а
 будучи в тесных социальных контактах с другими людьми: в личных отношениях,
 в больших и малых группах, которые определяют нас точно так же, как и мы
 определяем их. Подобная личность в состоянии развивать в себе и сексуальные
 и агрессивные инстинкты, но в постоянном сопер-ничестве с другими
 влечениями, так что они не только интегрируются
 
  * Сцилла и Харибда -- в древнегреческой мифологии чудовища, обитавшие
 no обеим сторонам узкого морского пролива и губившие проплывающих
 мореплавателей.
 
  в личность, но и позволяют существование таких дифференцирован-ных
 чувств, как способности любить или. перефразируя название попу-лярной книги
 Эриха Фромма (Fromm. 1959) "Искусство любви" (Die Kunst des Liebens).
 искусства любить.

<< Пред.           стр. 12 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу