<< Пред.           стр. 13 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 3.3. Специальные теории личности
 
  Дифференцированная психология личности
 
 
  Единственность в своем роде и непохожесть одного человека на дру-гого
 настолько очевидны, что на этом строится даже паспортная сис-тема. Аналитик
 встречается со своими анализандами, не имея о них ни-какого предварительного
 мнения, предрассудка, заранее заданных схем, и всякий раз получает новую
 информацию. Не случайно Теодор Райк назвал свою вышедшую в 1935 году книгу о
 вскрытии и понимании бес-сознательных процессов " Изумленная психология"
 (Ueberraschte Psychologie). Тем не менее психоаналитику в его работе вполне
 могут помо-гать постоянно хранящиеся в его памяти определенные человеческие
 типы, что в духе старого учения о характерах или "на слуху" у совре-менной
 дифференцированной психологии. Правда, при этом сохраня-ется опасность
 загнать пациента под определенную схему. Так называ-емый " Labeling
 approach" в социологии, т. е. подход, характеризующий личность с помощью
 определенных ярлыков, по заслугам получил над-лежащую критику. Однако, я не
 собираюсь здесь заниматься типологи-ческими опровержениями. В конечном
 счете, речь идет о том, чтобы читатель мог лучше ориентироваться в
 многообразии душевных про-цессов посредством представления об определенных
 типах личностей.
  Начнем с описанного Фрейдом в 1908 году т. н. "анального" или
 "навязчивого" характера (analer, Zwangscharakter), который в психо-анализе
 называется анальным вследствие того, что с психогенетической точки зрения
 его особенности тесно связаны с процессами, вращающи-мися вокруг выделений и
 слежения за чистотой анального отверстия. Речь идет о человеке, который с
 раннего возраста воспитан в духе чис-топлотности, чрезвычайно собран,
 бережлив и довольно-таки упрям. Психоанализ рассматривает данные черты
 характера частично как продолжение первоначальных побуждений (упрямство),
 частично как реакции по отношению к первоначальным противоположностям:
 аккуратность против неаккуратности, бережливость против широты и щед-рости
 натуры. Подобные интерпретации характерного поведения убеж-дают
 психоаналитика в своей непосредственности вследствие того, что он привык в
 своей каждодневной практике наблюдать регрессивно оживляющиеся
 "инстинктивные влечения" и метаморфозы. Не имея основательного
 психоаналитического опыта, можно, пожалуй, испы-тать удивление при взгляде
 на подобные взаимосвязи. Между тем непо-средственные наблюдения за детьми
 предоставляют необходимые дока-зательства для подобной точки зрения.
  Оральный характер (oraler Charakter), возможно, воспринимается легче,
 поскольку причинно-следственная связь актуального поведения взрослого с
 детским поведением здесь более ясна: речь идет о людях, ко-торые по причине
 слишком долгого кормления грудью в младенческом возрасте, склонны к
 бессознательном упорству в стремлении что-либо получить: какие-либо
 собственные усилия не обязательны, "все должно приходить само собой".
 Сегодняшнее общество потребления делает слишком много для того, чтобы
 облегчить подобным людям их "упорное" существование в своих "оральных
 привычках". Не случайно питье, еда и курение столь легко приобретают
 характер пагубной при-вычки, своеобразной "мании", В сублимированной форме
 это проявля-ется в ненасытном стремлении к "пище духовной", к которой мы
 вле-чемся, чтобы насытиться, как делали это с "пищей телесной", будучи
 детьми. Вариант "орального" характера распознается в поведении, которое,
 говоря обиходным языком, знаменуется "прокусыванием" (Durchbeissen) и
 "прожевыванием" (Durchkauen). Здесь достаточно очевидна связь с ролью
 жевания в детском возрасте. Существуют люди, научившиеся медленно, однако
 усердно жевать в раннем детстве. И уже в зрелом возрасте, находясь в сходном
 положении, они способны пере-жевывать проблему до тех пор, пока она не будет
 решена. Другим тер-пения явно не достает, и они быстро заглатывают
 полученное, будучи не в состоянии пережевывать его сколь-нибудь
 продолжительно. Здесь с очевидностью просматривается параллель с манерой и
 способом рабо-ты разных людей. Всякий из нас прекрасно знаком с людьми,
 стремящи-мися нетерпеливо "проглотить" все. попадающееся им на пути, и с
 те-ми, которые так долго "пережевывают жесткую вещь", пока она не будет
 готова к употреблению.
  Понятие генитального характера принадлежит еще старой гвар-дии
 психоаналитиков. В зрелом возрасте у людей такого типа сказываются
 непосредственно детские переживания "свободы перемещения" или, напротив,
 полного торможения. Вильгельм Рейх назвал характеры таких людей, находящихся
 между свободой и сексуальным торможе-нием, "инстинктивными" или
 "инстинкт-заторможенными". В этом слу-чае детское поведение продолжается
 либо непосредственно во взрос-лом возрасте, либо оно тормозится внешними
 влияниями.
  Разумеется не всякому будет по вкусу, если понятия, имеющие отношение к
 учению о болезнях, переносятся в область "нормальной" психологии. Такое
 положение, строго говоря, означает, что мы опреде-ляемся по образу и подобию
 тех процессов, которые мы обнаружили и описали у наших пациентов. Однако,
 если подойти к этому вопросу непредвзято, то, по крайней мере. отдельные
 черты или элементы бо-лезненных проявлений сможем обнаружить и у себя.
 Вспомним, напри-мер, как из страха мы избегаем угрожающей ситуации, как,
 порой. навязчиво контролируем свое поведение, вспомним депрессивное
 настроение, склонности к маниакальному поведению или граничащую иногда с
 заблуждением сверхчувствительность, позволяющую нам переоценивать
 объективные высказывания других людей в отношении самих себя. В соответствии
 с этим можно говорить о фобическом, навязчивом, маниакальном или
 параноидальном и депрессивном хара-ктерах. В рамках неопсихоанализа часто
 встречаются подразделения на истерические, навязчивые, депрессивные и
 шизоидные структуры. (Н. Schultz-Hencke. 1951). Тем самым можно сказать, что
 в перспек-тиве особенности, свойственные психопатологическим проявлениям,
 можно рассматривать, в смысле типологии, в контексте учения о харак-терах.
 Прилагательное "истерический", которое, к сожалению, при-няло в бытовом
 языке довольно уничижительное значение, обозначает свойство личности,
 обнаруживаемое у людей, которые любят разыг-рывать сцены, с удовольствием
 находятся в центре внимания и при этом усваивают черты "прекрасной
 индифферентности" (Belle indefference). Проявление такой индифферентности
 дает основания видеть за внешним показным безразличием скрытое неравнодушие,
 в частности, к эротике. В этом смысле истерическая структура может быть
 поста-влена в один ряд между "инстинктивным" (triebhafte) и
 "инстинкт-заторможенным" (triebgehemmte) характером, как у Вильгельма Рейха,
 поскольку здесь сексуально-эротические составляющие в равной степени находят
 и свое выражение, и скрыты за показным равнодушием. Общеизвестно, что
 Навязчивая структура была отнесена Фрей-дом к "анальному" характеру,
 поэтому, не задерживаясь на ней, я хо-тел бы упомянуть вкратце депрессивную
 структуру. Она характерна для людей, в той или иной степени пребывающих "не
 в духе", в подав-ленном настроении. Такие люди преимущественно
 пессимистичны, постоянно ожидают разочарований и тем самым часто сами их
 провоци-руют (Watzlawick, "Руководство как быть несчастным", 1985).
 Посто-янные ничем непреодолимые разочарования в других людях, потеря
 важнейших участников отношений и бессознательное чувство вины создают и
 поддерживают депрессивное состояние. Последнее никогда не бывает статичным,
 никогда не обходится без влияний и, как показывает ежедневный
 психоаналитический опыт. возникает в результате динами-ческого
 бессознательного процесса и может быть успешно преобразо-вано с помощью
 психоанализа.
  В своей сути последнее рассуждение относится и к шизоидной структуре --
 понятию, пугающему, вероятно, тем. что оно напоми-нает о шизофрении. Страх
 этот вполне обоснован, поскольку родство с шизофренией постулировано уже
 фактически самим названием. Ши-зоидные люди холодны, дистанцированы,
 застенчивы, недоверчивы, неконтактны и оторваны от жизни. Всякий знает
 подобных людей и даже, вполне вероятно, обнаружит некоторые черты в самом
 себе. Это открытие, разумеется, не более приятно, чем обнаружение у себя т.
 н. "истерических" черт.
  Вследствие их политического значения я не хочу обойти вниманием два
 типа характера, а именно первоначально описанный Вильгельмом Рейхом т. н.
 обывательский характер. Он очень хорошо подходит к на-шему обществу,
 ориентированному на успех, поскольку его психическая структура идеальным
 образом соответствует требованиям этого обще-ства и прямо-таки олицетворяет
 собой все добродетели: долг, послу-шание, пуританскую этику, откладывание
 любого удовольствия напо-следок. на "после работы", прославление
 способностей и принципа достижения успеха (Fromm. 1932). То, что такие люди
 существовали и продолжают существовать сейчас, дает достаточно подтверждений
 пра-вильности подобного определения данного характера. В конце концов, все
 мы выросли в обществе, которое ориентировано на достижение и успех, и
 поэтому, в той или иной мере, испытали на себе его влияние.
  Переход от обывательского к мазохистскому характеру достаточ-но
 малозаметен. К последнему добавляется готовность к страданию. Если страдание
 культивируется до такой степени, что оно принимает характер удовольствия, то
 обозначение "мазохистский" окажется в пол-ном соответствии с определением.
 Речь здесь идет о людях, которых с самого детства столь много
 "дрессировали", что им не оставалось никакой иной возможности давать волю
 своим сексуальным "инстинк-тивным желаниям", не говоря уже об агрессивных;
 они могли испытать нечто из запрещенных удовольствий лишь в извращенной
 форме, а именно, путем страдания. Это люди неплохо относятся к авторитар-ным
 системам, политические ли они или конфессиональные, все равно. Отчасти, это
 связано с привычкой родителей подвергать детей телесным наказаниям. И совсем
 не случайно родители с трудом расстаются с по-добной привычкой.
  Связи между тоталитарными общественными структурами и струк-турами
 характера станут еще очевиднее, если в заключение мы обратим-ся к т. н.
 авторитарному характеру, а именно к описанной в 1950 г. Теодором В. Адорно,
 Бруно Беттелхаймом, Эльзой Френкель-Брунс-вик, Марией Ягода и другими --
 авторитарной личности (authoritarian personality).
  Под авторитарными понимают людей, в значительной степени под-верженных
 предрассудкам, воспринимающих для себя суждения других в виде собственных
 предрассудков, людей, которые выше всего ценят общепринятое, не признают
 чужого, воспринимая лишь себя и свою группу. Склонность к критике
 подавляется в зародыше. Человек с хара-ктером авторитарного типа рано
 научается приспосабливаться и подчи-няться. В политической сфере такие люди
 ведут себя лояльно по отно-шению к государству и его режиму. В сущности они
 всегда стоят на сто-роне государства, на стороне носителей власти. В тоже
 время для подобного типа характерно требование от других, нижестоящих,
 тако-го же подчинения себе или соответствующей вышестоящей инстанции,
 короче, силе. Родители любят таких детей. Авторитарно структуриро-ванные
 государства требуют подобного поведения от своих подданных.
  Как показали статистические данные, полученные исследованиями Адорно и
 его коллег, подобный характерологический тип получает высокие оценки по
 трем, используемым авторами исследования, шка-лам, а именно, по шкале
 эгоцентризма, антисемитизма и фашизма. Это означает, что с авторитарным
 поведением связана не только переоценка собственной нации или народа, но
 также и заниженная оценка или вооб-ще презрение к другим нациям или народам,
 в особенности, к национальным меньшинствам. При этом становится очевидным,
 что подобным людям наряду с эгоцентрическими и антисемитскими присущи и
 фа-шистские черты. Сюда присовокупляется предрасположенность к
 анти-демократическим идеям, стремление стойко придерживаться консерва-тивных
 ценностей, связанная с авторитарностью подчиненность, часто незаметная во
 внешнем поведении; всегда находящаяся наготове и вспы-хивающая под
 покровительством диктатора агрессивность и, в конечном итоге, готовность к
 деструктивному поведению, к разрушению. Анализ характеров фашистских лидеров
 Эйхманна и Геса показывает присутст-вие в них среди прочего, постоянной
 готовности терзать, пытать и уби-вать. Во времена национал-социализма такие
 характеры в созвучии с его расовой идеологией, получали возможность
 высвобождения своих дест-руктивных импульсов.
  Однако не будем обманываться относительно самих себя. Подобные черты
 скрыты в каждом из нас. Исследование социального психолога Стенли Мильграма
 недвусмысленно показывает, как легко нормативное влияние группы может
 способствовать жестокому поведению. Две тре-ти участников в
 экспериментальном исследовании были убеждены в правильности всего,
 исходящего от властных структур. Именно эта часть испытуемых гораздо охотнее
 подчинялась приказу наказывать (мнимому наказанию) других электрошоком. Они
 шли на это с особен-ной легкостью прежде всего тогда, когда были уверены,
 что наказы-ваемое лицо им незнакомо и находится в другом помещении.
  Параллели с манипулируемым характером или с извне руководи-мой
 личностью (aussengeleitete Persoenlichkeit) (David Riesman, 1950) очевидны.
 Речь идет о людях, не имеющих собственного мнения и вся-кий раз неизменно
 приспосабливащихся к внешним обстоятельствам. Возможно, некоторые читатели
 помнят превосходный фильм Вуди Аллена "Zelig" 4, в котором
 подобный тип представлен в юмористи-ческом облике. В таких людях мы без
 труда узнаем тип "попутчикам, встречавшегося не только во времена
 национал-социализма, но отыскать который и сейчас не представляет особого
 труда. Александр Мичерлих никогда не уставал клеймить подобное поведение и
 занимался вскры-тием его причин; факт, дающий достаточное основание для
 того. чтобы не терять надежду найти причины появления таких характеров не
 толь-ко в семейной сфере (вынужденное приспосабливание из-за избиений), но и
 в политической (воспитание в духе подданничества). Имеет смысл, отринув
 возможный страх, взглянуть в глаза неприятной правде и
 
 
 
  Таблица 9. Фазы раннею развития человека ни Френду, Малер и Вшшикоту
 (сравнительное изображение Марты Бекай, 1981).
 
  констатировать присутствие в нас некоторых отрицательных черт
 пред-ставленных здесь неприукрашенных типов характеров. Тем самым мы будем
 способствовать развитию критического мышления, ликвидации предрассудков и
 замене их на самостоятельные мнения. Мы сможем тогда напрямую, без всякой
 утайки, раскрыть в себе неприятные и болезненные особенности и создать
 предпосылки к тому. чтобы не вводить в заблуждение ни себя, ни других.
 
 
 Теории развития личности
 
 
  Со времен выхода в свет "Трех очерков по теории сексуальности" Зигмунда
 Фрейда (1905) психоанализ не единожды поднимал вопрос о раннем человеческом
 развитии (Stellung). В рамках данного введения у меня нет возможности
 подробно остановиться на этом вопросе в свя-зи с его обширностью. Поэтому я
 отсылаю читателя к превосходному обзору Дитера Ольмейера (D. Ohimeier,
 1973). На сегодняшний момент наряду с общеизвестным подразделением Зигмундом
 Фрейдом челове-ческой сексуальности на фазы (учение о фазах) чаще других
 обсужда-ются теории развития Дональд В. Винникота (Wnnicott. 1965,1965) и
 Маргарет Малер (М. Mahler. 1975). Марта Бекай (М. Bekei, 1981) представила
 их в своем докладе на 32 Интернациональном психоаналитическом конгрессе в
 Хельсинки, сведя в наглядную таблицу (см. табл. 9), которую я и хочу здесь
 привести.
 
 
 
 VI. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНЯХ
 
 
  1. Предварительные замечания
  Существует масса разнообразных возможностей включения
 психоаналитического учения о болезнях в введение в психоана-лиз. Мы могли бы
 ориентироваться по известному психоанали-тическому учению о фазах, по
 которому развитие человека протекает в оральной фазе через анальную к
 генитальной ступени развития. Можно описать особенности каждой из фаз,
 относящиеся к ним кон-фликты, возможности решения этих конфликтов и,
 наконец, невроти-ческие попытки справиться с ними. Последствиями этого
 являются свя-занные с той или иной фазой специфические невротические
 расстрой-ства, которые мы в последовательном порядке разделим на "оральные",
 "анальные" и "генитальные" неврозы. В оральной фазе главную роль,
 разумеется, играет дуальное отношение между ребенком и матерью, в то время
 как для генитальной фазы характерен треугольник отноше-ний ребенка с матерью
 и отцом, представляющий собой несомненную общественную ячейку. Различные
 социальные обстоятельства всякий раз создают те или иные конфликтные
 ситуации, которые, если они не могут быть решены в соответствии с типом
 конфликта, влекут за собой попытки решить их в соответствии с тем или иным
 характерологическим типом. Поэтому психоаналитическое учение о болезнях
 подразделяется следующим образом:
  Серьезные нарушения в отношениях между матерью и ребенком ведут к
 усилиям по преодолению этих (серьезных) нарушений. Такие усилия могут
 проявляются клинически в виде шизофрении и тяжелой депрессии. Нарушения в
 фазе моральности" способны в последующем приводить к психическим нарушениям
 -- алкоголизму и наркотической зависимости. К этому же относятся и
 нарушения, относящиеся к пище, особенно, распространенная сейчас у молодых
 женщин "мания похуде-ния" со своей чрезвычайной формой -- булимией, а также
 хроническая склонность есть очень много, приводящая к ожирению. При других
 психосоматических заболеваниях -- на примере которых мы сможем убедиться,
 что психические причины серьезно участвуют в их возник-новении,-- тяжелее
 установить причинно-следственную связь между оральной фазой, с одной
 стороны, и развивающейся психической бо-лезнью, с другой. Определить
 например, зависимость между душевным состоянием и кожным заболеванием можно,
 установив соответствую-щие причинно-следственные связи, наблюдая, например,
 за заботли-вым уходом матери за младенцем. Стоит лишь представить, что мать
 может или чрезмерно стимулировать кожу младенца или избегать вся-кого к ней
 прикосновения. При астме, повышенном кровяном давлении и ревматизме суставов
 выстроить такую зависимость, напротив, не так легко. Я еще вернусь к этому
 сложному вопросу при обсуждении пси-хосоматических заболеваний. Не менее
 интересные причинно-следст-венные связи обнаруживаются между определенными
 нарушениями оральной или анальной фаз, с одной стороны, и делинквентным
 пове-дением, с другой.
  Здесь важно предостеречь читателя от попыток представить обу-словленные
 психикой заболевания, опираясь на психоаналитические фазы развития.
 Основываясь на сегодняшнем уровне развития психо-анализа, я считаю эти
 попытки слишком поспешными. Вместо этого можно предложить читателю
 проследить за тем развитием, что пере-жила психоаналитическая наука за
 последнее время. Я напоминаю о дереве психоаналитического познания (см. гл.
 II). Однако мы все же не станем терять из поля зрения показанные до того
 причинно-следст-венные связи между определенными фазами развития и
 конкретны-ми психическими заболеваниями, только потому уже. что они имеют
 большое практическое значение для основной цели анализа, а именно --
 исцелить пациента с помощью психоаналитических мероприятий или, выражаясь
 иначе, устранить те или иные нарушения.
  Поэтому сначала мы обратимся к психоаналитическому учению о неврозах в
 той его форме, в какой оно выделилось уже во времена Фрейда как учение о
 классических неврозах, будучи к тому моменту относительно законченной
 теорией. Стержневым комплексом этих пси-хических нарушений, выделяемых порой
 как "классические". является эдилов комплекс -- неизбежный судьбоносный
 конфликт между сыном, матерью и отцом, изображенный в драматической форме в
 трагедии Софокла и научно систематизированный Фрейдом в его "эдиповой"

<< Пред.           стр. 13 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу