<< Пред.           стр. 15 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 сознания, при которых мы уже не в силах восприни-мать отдельные события;
 кроме этого, расстройства памяти и способ-ности вспоминать, когда речь идет
 о событиях или переживаниях про-шлого. Сюда присоединяются заполняющие всю
 личностную сферу фантазии, способные управлять поведением человека
 бессознательным путем. С подобным мы уже сталкивались в рамках
 психоаналитического учения о личности при т. н. "истерическом" характере.
 Склонность этого характера к театральным инсценировкам и сверхвозбудимости,
 к эротическим двусмысленностям описаны в главе V. 3.3.
  Рассмотрим теперь так называемый тип исполняющий желания. Это,
 например, женщина, которая исполняет свои бессознательные желания быть
 мужчиной тем, что ведет себя как мужчина. Возможно, некоторые знают и
 другой, описанный Куипером (Kuiper. 1968) тип нежно каст-рирующей женщины
 (liebovoll kastrierende Frau); последняя ведет себя ласково по отношению к
 мужчине, но делает это лишь затем, чтобы по-лучить возможность
 "кастрировать" его при удобном случае. К примеру, вначале она возбуждает его
 сексуальным образом, однако, затем отказы-вает ему в сексуальном
 удовлетворении, унижая, тем самым, его "мужс-кое начало". Процессы подобной
 девальвации относятся не только к жен-щинам: мужчина тоже может воплощать
 свои неисполненные желания в специфическом поведении, надеясь таким путем
 заполучить желаемое: стремиться постоянно быть в центре внимания, обрести
 любовь окружа-ющих или стоять выше других на лестнице успехов.
  О мстительном типе мы говорим, когда бессознательная месть опре-деляет
 все поведение человека, что показано, скажем, на примере Элект-ры, которая
 не может перенести убийство своего любимого отца Агамем-нона. Всю дальнейшую
 жизнь она мечтает о мести, пока брат Орест не исполняет, наконец, ее
 желания, убивая Клитемнестру. В более мягкой форме поведение такой женщины
 проявляется в том. что она стремится отомстить бросившему ее партнеру (мужу,
 другу) "отшивая" нового поклонника по образцу того, как ее "отшил"
 предыдущий.
  Каждый может без труда обнаружить в своем окружении подобные типы.
 Видеть женщин бессознательно стремящихся к убийству мужчи-ны, мужчин,
 которые подобно Дон Жуану используют женщин лишь для достижения своих целей:
 чтобы ими восхищались, а они чувство-вали себя победителями. Желание
 соблазнить женщину при этом часто полностью соответствует бессознательному
 мотиву мести.
 
 
 Общественные факторы
 
 
  Истерический симптом с его подспудным смыслом, рассмотренный через
 призму общественной перспективы, всегда наполнен внешним со-циальным
 "звучанием" (Israel, 1983). Это звучание можно истолковать приблизительно
 так: "Основанные вашей (читай, патриархальной) культурой запреты сексуальных
 желаний -- это чересчур. Подобного не вынесет ни одна женщина!" С этой точки
 зрения истерический симптом не только результат вытеснения индивидуальных
 сексуальных жела-ний. Частые истерические симптомы в конце XIX (т. н. fin de
 siecle) были результатом общественного подавления. Двойная мораль того
 времени позволяла мужчине реализовывать свои сексуальные желания с другими
 женщинами или с проститутками, запрещая это женщинам. По сравнению с
 мужчинами женщинам приходилось затрачивать зна-чительно большие усилия на "
 вытеснение", что. в известной мере, и объясняет частоту, истерических
 симптомов у женщин прошлого века.
  Сейчас во времена большей либерализации сексуального поведения такую
 функцию выполняют либо агрессивные, либо нарцистические желания, которые,
 оставаясь не удовлетворенными, выражаются кос-венно в тех или иных симптомах
 и манифестом поведении, скажем, посредством постоянной критики других,
 контроля и мелочных приди-рок, ставящих заслуги любого человека под
 сомнение. Такое поведение проявляется как истерическое особенно тогда, когда
 само отношение находит себе косвенное выражение в каком-нибудь симптоме,
 например, в головной боли. Тогда головные боли могут приобретать
 бессознатель-ное значение: "Ты не обращаешь на меня достаточного внимания.
 По-скольку тебе все равно, я отношусь к тебе критические.
  Разбирающиеся в психоанализе читатели без труда отыщут приме-ры
 описанного поведения в кругу своих знакомых. Примеры, подтвер-ждающие
 психоаналитические теории об истерических или конверсион-ных неврозах.
 Поэтому больше нет необходимости продолжать здесь тему "истерий" и можно
 перейти к следующему классическому нев-розу, исследованному психоанализом.
 
 
 2.3. Неврозы навязчивых состояний
 
  Симптомы
 
 
  В отличие от истерии здесь мы перемещается исключительно в сфе-ре
 психического. Мышление в данном случае проявляется характерным образом --
 навязчивым повтором одних и тех же мыслей, при том, что человек сам отдает
 себе отчет в бессмысленности происходящего. Суще-ствуют также навязчивые
 состояния: пересчет, повторение предложения или размышление над тем или иным
 положением вещей, сопровождающееся сомнением относительно степени их
 реальности. Одного паци-ента. страдавшего неврозом навязчивого состояния,
 как будто застав-ляли постоянно артикулировать, систематизировать и
 соблюдать опре-деленные правила. По отношению к навязчивым мыслям и
 фантазиям чувствительность и телесные ощущения полностью оттесняются.
 Наря-ду с навязчивыми мыслями могут встречаться навязчивые действия, как,
 например, случай навязчивого мытья рук, одежды или посуды. В ситуации
 острого проявления навязчивости пациенту требуется значи-тельно больше
 времени для одевания или раздевания, поскольку все действия должны строго
 соответствовать определенному порядку, кото-рый ни в коем случае не должен
 быть нарушен.
  Здесь просматриваются очевидные параллели между неврозом на-вязчивого
 состояния и религиозной практикой или суевериями, когда, например,
 определенные жесты призваны изгонять бесов или вызывать милость всевышнего и
 т. п.
  В заключение упомянем о навязчивых влечениях (Zwangsantriebe), и
 импульсах. Сюда относятся внезапные побуждения, которые особен-но пугают
 пациентов, поскольку не согласуются с их сознанием. Приве-дем в качестве
 примера внезапную внутреннюю директиву -- импульс:
  взять лежащий на кухне нож и зарезать им собственного ребенка,
 кос-нуться груди и гениталий привлекательной ученицы, вступить в поло-вую
 связь с козой, плюнуть в лицо первому встречному, помочиться у всех на
 глазах на надгробный памятник и т. д. Все примеры взяты из личной
 психоаналитической практики.
 
 
 Психодинамика
 
 
  В предыстории подобных пациентов обнаруживается сильное прите-снение
 любых сексуальных и агрессивных импульсов, часто сопровож-дающееся
 отсутствием эмоциональных отношений с родителями (бес-чувственное, лишенное
 любви родительское поведение). Обычно мать в таких случаях воспринимается
 как фигура воображаемая, а отец -- как инстанция наказания.
  Чрезвычайно часто исполнение всех экспансивных, а в особен-ности,
 моторных потребностей, наталкивается на препятствия в виде угрозы наказания.
 Свидетельства пациентов наводят на мысль, что невроз навязчивого состояния
 является ответом на травматизирующее влияние со стороны окружения. Однако, с
 другой стороны, пациенты демонстрируют и свои личные качества и потребности,
 прежде всего ярко выраженное любопытство, например, желание рас-смотреть
 вплоть до последнего уголка кабинет психоаналитика. Сюда же относятся
 выходящая из-под самоконтроля потребность в демонст-ративном сканировании,
 стремление соблазнять как можно больше женщин, а в случае женщины --
 отдаваться как можно большему чис-лу мужчин. У пациентов, страдающих
 неврозами навязчивых состоя-ний, постоянно обнаруживаются, описанные Фрейдом
 (1913. S. 447), "садистические фантазии об избиении", соответствующие им
 "садистические восприятия коитусам как жестокого и враждебного
 противо-стояния, а также "вытесненные гомосексуальные влечения" (Фрейд,
 1918. S 149). Страхи избиения, гонения, наказания за предосудитель-ные
 влечения, а также строгие заповеди и запреты часто осознаются и самими
 пациентами. Сложнее дело обстоит с осознанием таких навяз-чивых импульсов,
 как. например, желание убить своего ребенка или совершить с кем-либо
 извращенные половые действия. Вполне очевид-но, что пациент может осознать
 это лишь после преодоления провоци-руемого стыдом сопротивления.
 
 
 Психогенез
 
 
  В психогенезе неврозов навязчивого состояния после оживления
 классической тройственной ситуации между ребенком, матерью и отцом
 происходит регрессия на предшествующую "анальную" ступень разви-тия,
 поскольку относящиеся к генитальной фазе желания инцеста и устранения были
 слишком угрожающими для детского "Я". Стараясь избежать угрожающих ему
 генитальных импульсов, ребенок попадает из огня да в полымя. Поскольку
 начинают действовать относящиеся к "анальной" фазе садистические импульсы,
 которые вызывают у ре-бенка еще больший страх. Поэтому при неврозе
 навязчивых состояний мобилизуются наиболее действенные защитные механизмы:
 изоляция и формирование реакции, чтобы ребенок смог выдержать угрожающее ему
 состояние. Аффекты как бы отцепляются от мышления -- изоляция аффекта
 (Affekt-Isolierung), мышление с навязчивой сверхдобросовест-ностью
 приводится в порядок, поскольку в любом случае следует избе-гать
 "хаотичного" фантазирования и детских желаний ("формирование реакции"). В
 связи с регрессией от генитальной к анальной форме, же-лания любить и быть
 любимым заменяются желаниями господствовать или подчиняться, бить или
 подвергаться избиениям, мучить или быть мучимым.
  Вместе с навязчивыми симптомами (навязчивые мысли, навязчи-вые
 действия, навязчивые импульсы и побуждения) посредством названных защитных
 механизмов (изоляция, особенно изоляция аф-фектов" формирование реакции,
 регрессия) из сознания изгоняются все болезненные, угрожающие, формирующие
 страх и поддерживаю-щие его побуждения: болезненное чувство стыда, чувство
 вины" рас-каяния, страх наказания, преследования и, не в последнюю очередь,
 сами угнетенные влечения. Если эти влечения слишком напирают и защита из-за
 этого становится порой проницаемой, то неприятный опыт может повториться
 снова, когда часть инстинктов доберется до сознания. Примером такого рода
 служит фраза, произнесенная паци-ентом после незначительного "прокола":
 "Прости грехи мои, распут-ный козел". В слове "распутный козел" (Hurenbock)
 в концентриро-ванной форме содержится одновременно как сексуальный так и
 агрес-сивный элемент.
 
 
 "Человек-крыса"
 
 
  О навязчивом характере, в котором угадывались черты, свойствен-ные и
 "нормальному" человеку, речь шла в главе V. 3.3. Что касается ярко
 выраженных случаев неврозов навязчивого состояния, то для "нормы" они могут
 показаться, напротив, чуждыми. Известные приме-ры этих неврозов, описанные
 Фрейдом, это т. н. "человек-крыса" (1909) и "человек-волк" (1918).
  "Человек-крыса" страдал оттого, что опасался, как бы не произош-ло
 ничего плохого с его отцом и одной уважаемой им дамой. Он посто-янно ощущал
 навязчивый импульс перерезать себе горло бритвой. То-гдашний анализ
 обнаружил, наряду со многими другими деталями, первоначальную, связанную с
 симптомом, инстинктивную сексуаль-ную потребность овладеть женщиной,
 устранить отца и, в связи с эти-ми предосудительными влечениями, желание
 самостоятельно наказать себя, перерезав себе горло. Необычайное прозвище --
 "человек-кры-са" -- закрепилось за пациентом оттого, что у него была
 фантазия, наличие которой он смог установить лишь после преодоления
 величай-шего сопротивления, поскольку она казалась ему самому причудливой и
 чуждой: "Я сижу на ночном горшке, в котором находятся крысы, которые
 вонзаются в мой зад". В момент, когда пациент открыл это психоаналитику у
 того промелькнуло предположение, что это странное происшествие относится не
 к пациенту, а к его отцу, в смысле реакции мести за то, что, как предполагал
 пациент, отец возражал бы против удовлетворения его сексуальных желаний. Я
 думаю, что читатели сами смогут закончить эту интерпретацию. Читая многие
 фрейдовские тол-кования, у меня самого складывается впечатление, что порой
 они про-истекают скорее из фантазии самого Фрейда, чем следуют за
 ассоциа-циями пациента.
 
 
 "Человек-волк"
 
 
  В психоанализе стал очень известен сон "человека-волка" (Traum vom
 "Wolfsmann"). "Человек-волк" наблюдает в открытое окно множе-ство волков,
 которые неподвижно сидят на дереве. Анализ установил в интерпретации этого
 сновидения скрытые и осуждаемые сознанием гомосексуальные желания по
 отношению к отцу, желания, которые достигают своего апогея в фантазиях,
 полных сладострастия, наряду со страхом совершить коитус с отцом подобно
 женщине.
  В связи с этой фантазией имело место воспоминание о волнующем
 переживании детства: маленький мальчик наблюдал сзади моющую пол няню Грушу.
 Это его сильно возбудило. Дальнейшие ассоциации с вос-поминанием вели к
 фантазии о том, чтобы увидеть страстно совокуп-ляющихся родителей -- в
 действительности или лишь в фантазии, оста-валось под вопросом. Эта т. н.
 "первичная сцена" (Urszene) пугала и возбуждала ребенка настолько, что он,
 находясь под влиянием внут-ренних запретов на то, чтобы увидеть нечто
 подобное, отгонял от себя все связанные с этим мысли и чувства. Последнее
 удалось ему ценой целого ряда невротических симптомов, которые особенно
 манифестно проявились в совершении религиозно окрашенных действий. Подоб-ное
 часто приводит к характерным комбинациям, вроде высказыва-ния моего пациента
 -- "Прости мне грехи мои. распутный козел",-- например. "Бог и кал" (Gott
 und Kot) или "Бог и свинья" (Gott und Schwein); комбинации, которые ввиду
 строгих запретов на подобные кощунственные выражения неизбежно влекут за
 собой соответствен-ные покаянные действия.
  До сих пор важная в образовании будущих психоаналитиков пока-зательная
 история о "Человеке-волке" была критически дополнена в более поздних
 публикациях (Gardiner, 1972; русский перевод см. Человек-волк и Зигмунд
 Фрейд. Киев. 1996). С психологической сторо-ны эту историю избрали как
 пример того. что психоанализ ни в коем случае не в состоянии научно
 объяснить невротическое поведение (Perrez, 1972). Действительно, анализ
 Фрейдом случая "человека-вол-ка" выявляет на современный взгляд целый ряд
 недостатков. Скорее всего Фрейд находился под чересчур сильным влиянием
 господство-вавшей над ним в то время теорией эдипового комплекса и
 рассматривал многослойный материал, предоставляемый ему пациентами,
 преимуще-ственно в этом духе. Роль покинутого ребенка, ищущего компромисс с
 помощью горничной и других слуг, была распознана столь же недос-таточно, как
 и социальная проблематика отношений между барчуком и зависимыми от помещика
 работниками и прислугой. Проблематичным остается вопрос -- соответствовало
 ли действительности толкование, данное Фрейдом "волкам" как символу скрытой
 за этим сексуальности родителей в прародительской сцене, или ближе к истине
 были другие интерпретации. Поэтому случай "человека-волка" вообще не годится
 в качестве доказательства "за" и "против" психоанализа. Сравните так-же
 "Разговоры" с человеком-волком" (Obholzer. 1980).
 
 
 Дальнейшая казуистика
 
 
  В связи с этим я предпочел бы вернуться к личным клиническим примерам,
 в которых я сам имею возможность перепроверить собствен-ные интерпретации
 реакций пациента:
  42-летний старший преподаватель испытывал болезненную потреб-ность
 соблюдать ограничение скорости при поездках на автомобиле (при этом он
 дополнительно наслаждался маленьким садистическим удовольст-вием, когда за
 ним собирался целый хвост автомобилей). После преодоле-ния внутреннего
 сопротивления он вспомнил о гомосексуальных дейст-виях, которые он пережил с
 соседским мальчиком, когда ему было шесть лет. Ему удалось установить, что
 он всегда испытывал"желание овладеть сзади козой его родителей. Подобные
 воспоминания были для него не менее шокирующими, чем импульсы
 "безнравственно" прикасаться к стоящей перед ним школьнице. Он вырос в
 религиозной среде, в которой строго-настрого были запрещены не то что
 сексуальные стремления, а просто любое удовольствие. Уже одно представление
 о сексуальном действии было предосудительным ("Кто смотрит на женщину с
 вожделением, тот уже прелюбодействует с нею в душе своей". Матф. 5, 28).
 Осознание шокировавших его инстинктивных порывов с помощью психоаналитика
 помогло ему впоследствии расценивать свои желания уже не как нечто скверное.
 Дополнительный опрос, проведенный через десять лет, показал, что симп-томы
 не возобновились.
  31-летний бизнесмен, имеющий двух детей, испытывал навязчивый страх
 перед желанием их убить при одном взгляде на лежащий на столе нож. Во время
 анализа он припомнил, как в детстве отец ездил с ним на ве-лосипедную
 прогулку. Ему было три с половиной года, он сидел на детском сидении, и
 вдруг нога его попала между спицами переднего колеса. Траги-ческим
 следствием этого происшествия стало то, что нога осталась покале-ченной;
 маленький мальчик и без того обозлившийся на отца, чувствовал. что тот
 пренебрегает им. После несчастного случая он ощущал себя постра-давшим от
 отца. В то же время он боялся, что отец сделает ему за это заме-чание, у
 него появилось чувство вины из-за своих враждебных импульсов по отношению к
 отцу. В этой перспективе можно понять и пугавшее его жела-ние убить
 собственных детей, как "смещение" желания убить отца -- интерпретация,
 убедившая пациента. Столь же рассудительно он воспринял интерпретации,
 направленные в сторону того, что он сам наказывает себя своими навязчивыми
 импульсами. Возможно, уже тогда он бессознательно наказал себя, "случайно"
 сунув ногу между спиц. Затем пациент осознал, что, в действительности,
 причин для того, чтобы ощущать себя виноватым было больше, поскольку отец
 предпочитал его другим братьям и сестрам, а на третьем году жизни он занял
 место отца возле матери. Вследствие этого случай был поставлен в эдипальную
 схему, желающего мать и отстраняю-щего отца, ребенка. Катамнез через десять
 лет показал, что и в этом случае анализ прошел успешно.
 
 
 
 2.4. Фобии
 
  Определение
 
 
  Обращаясь к фобиям, мы оказываемся еще ближе к основе всякого
 невроза, а именно к страху. Выражение фобия и обозначает не что иное. как

<< Пред.           стр. 15 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу