<< Пред.           стр. 16 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 голый страх (от греч. "phobos" -- боязнь). Сложные иностранные слова вроде
 клаустрофобии или агорафобии описывают лишь конкрет-ные обстоятельства, при
 которых возникает страх. Это ситуации, пред-меты. часто животные,
 возбуждающие страхи.
  Защита от страха при фобиях состоит в том, что первоначальный страх --
 бессознательный страх -- смещается на определенные, вызы-вающие его ситуации
 или объекты. Выигрыш бессознательных защит-ных процессов состоит в том, что
 теперь уже ощущается не страх в первоначальной ситуации, а страх вторичный
 вследствие бессознательного защитного процесса "смещения" в иную ситуацию.
 Это может быть, к примеру, переход через широкую площадь, которого можно и
 избе-жать. Правда, мнимый выигрыш освобождения от симптома приобре-тается
 дорогой ценой существенной несвободы передвижения.
  Если страх появляется вне связи с определенной ситуацией или объ-ектом,
 тогда мы говорим о простом невротическом страхе (Angst-neurose). Здесь
 никакая защита не действует; при истерии это происхо-дит путем "вытеснения",
 при неврозе навязчивого состояния -- посред-ством "формирования реакции",
 "аффект-изоляции" или регрессии, при фобиях -- с помощью "смещения".
 
 
 
 Особые формы
 
 
  Следует особо отметить специфические формы фобий, ибо они слу-чаются
 чаще и обусловливают определенные страдания:
  -- Эритрофобия, страх покраснеть.
  -- Сердечная фобия, страх заболеть сердечным заболеванием.
  -- Канцеро-фобия, страх заболеть раком.
  -- СПИДо-фобия, страх заразиться СПИДом. и
  -- Радио-фобия, страх пострадать от радиоактивного излучения. Подобные
 страхи, разумеется, нельзя отнести к совершенно необо-снованным, однако,
 если они выражены экстремально, то велика веро-ятность того. что речь идет
 по меньшей мере о невротическом наслоении.
 
 
 
 Эдипова динамика
 
 
  Сколь разнообразны фобические картины, столь же многосторонни и
 психические причины: в классической психоаналитической перспек-тиве это
 конечно эдипов комплекс, стоящий у истоков всякого страха. При этом прежде
 всего имеются в виду инцестуозные желания: жела-ние сына овладеть матерью и
 желание дочери сексуально сблизиться с отцом и в то же время одержать верх
 над лицом соответственно сво-его пола.
  Противоположные стремления, которые рассматриваются как "не-гативный"
 эдипов комплекс, отторгаются скорее, чем влечения, относя-щиеся к
 "позитивному" эдипову комплексу -- тройственному конфли-кту между ребенком,
 матерью и отцом. Имеются в виду гомосексуальные влечения дочери к матери, а
 сына -- к отцу, в том или ином случае совмещенные с негативными чувствами по
 отношению к родителям противоположного пола. Как подтверждают новые
 исследования и сви-детельствуют многочисленные истории болезней последнего
 времени намного чаще причиной появления фобий являются конфликты,
 пред-шествующие эдиповым обстоятельствам.
  Однако, как и прежде, существуют случаи, соответствующие клас-сическим
 образцам эдипова конфликта: желания сексуальных приклю-чений, вследствие
 чего люди совершенно сознательно рыскают по пре-словутым улицам и площадям
 таким, как, например, франкфуртский привокзальный квартал (Bahnhofsviertel).
 Люди, страдающие от той или иной фобии, могут бессознательно допускать
 подобные желания из-за внутренних запретов на них. Последние, в принципе,
 так же, как и при истерии, вытесняются из сознания. Однако последствия
 защиты, в отличие от истерии, не нарушают телесные функции. Сама защита в
 гораздо большей степени сказывается на возникновении страха пе-ред
 определенными объектами или ситуациями. Именно в связи с этим у таких людей
 появляется необходимость любыми средствами избегать каких-либо объектов
 (например, пауков) или ситуаций (например, перехода через большую площадь).
 По моему опыту за сексуальным искушением не всегда стоит, выдвинутое Фрейдом
 в центр эдиповой перспективы, инцестуозное желание. Тут хватает и желания
 мужчины "покорить" другую женщину или желания женщины -"заполучить" мужчину.
  Никто не сможет утверждать, что не наблюдал подобных желаний у своих
 друзей или у себя самого. Тем самым они подтверждены с дос-таточной
 надежностью. В отличие от этого, широко цитируемая фрей-довская история о
 "маленьком Гансе" (Klein e Hans, 1909), в своей интерпретации выглядит порой
 слишком надуманной: здесь речь идет об опрокидывающемся коне, который очень
 пугает маленького Ганса. Затем путем косвенного анализа -- через отца --
 Фрейд раскрыл скры-тый за сознательным страхом (перед конем) бессознательный
 страх (быть наказанным отцом).
  Смышленый читатель тут же самостоятельно угадает: маленький Ганс боится
 быть наказанным отцом, поскольку он хочет "переспать" с матерью. И в
 действительности находятся пункты, подтверждающие эту интерпретацию.
 Например, высказывания маленького мальчика о том, что он хотел бы
 приукрасить маму или поиграть со своим "Wiwimacher'ом", детское обозначение
 для его полового члена. Оба этих дей-ствия вызывают у него страх, поскольку
 они запрещены, причем он ожидает за это наказание от отца, которого боится
 как верховной силы. Соперничество между сыном и отцом проявляется во многих
 пунктах истории, когда Ганс. например, говорит: "Раньше я был мамой, а
 теперь я папа". Он совершенно как Эдип занимает место отца рядом с матерью.
 Фобия маленького Ганса состоит не только в страхе пострадать от коня. но и в
 том, что он не может выйти из дома. С помощью этого он бессоз-нательно
 облегчает себе возможность исполнения желания стать любов-ником матери. То,
 что желание оставаться с матерью может иметь глу-боко лежащие мотивы,
 доказал целый ряд психоаналитических исследо-ваний после Фрейда (Loch,
 Jappe, 1974).
 
 
 
 Доэдиповы факторы
 
 
  Глубоко лежащие причины невроза маленького Ганса -- это нару-шения
 отношений мать-дитя. Их тем самым уже нельзя отнести к "клас-сическому"
 неврозу, основная причина которого эдилов комплекс. В па-раграфе
 "Современные "пост-классические" неврозы" мы еще встре-тимся с фобиями. А
 теперь обратимся к пасынку учения о неврозах, который, однако, вследствие
 частоты подобных случаев и большого доставляемого ими страдания, кроющегося
 в них, заслуживает нашего внимания.
 
 
 
 2.5. Депрессивный невроз или невротическая депрессия
 
 
  Разграничение
 
 
  По моей оценке до 10% общего народонаселения страдает депрес-сивным
 неврозом. Шепанк (Schepank. 1987) обнаружил в своем очень важном социальном
 исследовании Мангеймского института душевного здоровья среди 26%
 обусловленных психикой заболеваний более 4% подобных случаев. В отличие от
 нормальной человеческой печали нев-ротическая депрессия -- это заболевание,
 в сравнении с которым психотическая депрессия относительно безвредна.
  Симптомами депрессивного невроза являются: мрачное подавленное
 настроение, скука, отсутствие проявлений какого-либо энтузиазма и более или
 менее выраженная тенденция к отстраненности от всего внеш-него. Причины
 депрессивного состояния, в котором оказывается чело-век, как правило, им не
 осознаются. При анализе обнаруживаются четыре психодинамические особенности.
 
 
 Четыре важнейших фактора
 
 
  1. Переживание потери, состоящее в том, что умерло важное лицо,
 участник отношений. Однако подобное переживание может возникать и тогда,
 когда нас разочаровывает дорогой нам человек, или когда мы сами
 разочаровались в себе. Наступает разочарование в тех или иных прежде
 господствовавших надеждах, иными словами, мы чувст-вуем себя обманувшимися в
 своих ожиданиях. Надежда на встречу с подругой, которая затем
 разочаровывает, надежда на успех в работе, спорте или творчестве. В каждом
 из этих случаев мы что-то теряем. чего-то не можем найти. В результате
 появляется чувство печали -- мы расстроены.
  2. Тема вины. За депрессивными чувствами часто кроется чувство вины
 самого разного происхождения. Например, мы плохо подумали о каком-то важном
 для нас человеке, рассердились на него. Появляется чувство вины за эти
 мысли, в особенности, в тех случаях, когда данный человек относится к нам с
 симпатией. Кроме того, за чувством вины часто кроются мощные желания
 устранить соперника, будь то арена любви или профессиональная деятельность.
 Однако мы вытесняем чув-ство вины, так что в сознании остается одна лишь
 печаль.
  3. Агрессивность. Ненависть к сопернику по большей части счита-ется
 явлением предосудительным. Поэтому она легко вытесняется из сознания. При
 этом. в духе уже описанного Фрейдом (1915) характер-ного защитного механизма
 " обращения" (Wendung), ненависть может .Легко обращаться и против своего
 носителя, становясь ненавистью к себе. Далее это ведет к следующему шагу --
 грусти, поскольку наше самоуважение не позволяет вынести подобное чувство.
 Всякий раз при анализе случаев невротической депрессии констатируются
 самообвине-ния и самоукоры, не имеющие под собой никакого логического
 обосно-вания. Различные интерпретации того. отчего современной личности
 присущи самообвинения и самоукоры, часто полностью сходятся. Мы желаем
 защитить дорогого нам человека от наших обвинений с помощью обвинения себя
 вместо него.
  4. Проблема самооценки. Она появляется после нанесения оскорб-ления
 нашей личности. Когда, к примеру, кто-то нас пристыдил, указал на ошибку или
 когда нас обошли, или мы были осуждены в каком-то очень важном для нас деле.
 Оскорбления действуют тем сильнее, чем больше у нас оснований надеяться на
 доброе к нам отношение. Зачастую это несправедливые оскорбления, ущемляющие
 нас в правах и оттого, понятно, оставляющие в нас печальное чувство,
 связанное не только с самим оскорблением, но и с разочарованием по поводу
 нелицепри-ятной оценки других людей. Поэтому проблемы самооценки и потерь
 разделить весьма сложно, чаще всего они смешаны друг с другом. По-этому
 проблемой самооценки или темой нарциссизма мы займемся в сле-дующей главе.
 
 
 3. Современные "постклассические" неврозы
 
  3.1. Нарциссический невроз
 
  Определение
 
 
 
  Первоначально нарциссизм был понятием психиатрическим. В пси-хиатрии
 нарциссизм обозначает психическое состояние, в котором любима не другая
 личность, а своя собственная. Выражение произошло от имени Нарцисс, юноши из
 греческого мифа, который после нерадо-стной жизни и множества разочарований
 в любви влюбился, в конце концов, в самого себя и сделался от этого
 настолько несчастным, что умер. История Нарцисса сама по себе достаточно
 ясно передает суть нарциссической проблематики, что не следует лишать
 читателя знаком-ства с основными ее эпизодами.
  Трагическая история о самовлюбленности Нарцисса находится в той части
 "Метаморфоз" Овидия, где идет разговор о любви вообще: в предста-влении
 Овидия Юнона и Юпитер в шутливой манере обсуждают преимуще-ства любви и
 ставят друг перед другом различные вопросы, например, кто скорее в состоянии
 ощутить сексуальное наслаждение: мужчина или женщи-на? Юпитер утверждает,
 что женщины в данном случае находятся в лучшем положении, чем мужчины.
 Спрашивают об этом Терезия. прожившего семь лет в обличьи женщины, и тот
 подтверждает мнение Юпитера.
 
 
 Миф о Нарциссе 1
 
 
  Нарцисс родился в результате изнасилования матери. Он был нежелан-ным
 ребенком, который, как гласит древний миф, "любви заслуживал, но не
 получал". Его имя -- Нарцисс -- происходит от персидского слова "nargis", от
 которого произошло также и слово" наркоза, имеющее много значе-ний: быть
 неподвижным, окоченелым, одурманенным, парализованным. С самого начала
 Нарциссу угрожает смерть. По словам Оракула он сможет избежать смерти лишь в
 том случае, если останется бесчувственен и холоден ко всем другим людям.
  Став юношей, Нарцисс исполняется страстным любовным желанием, но "никто
 не в состоянии встрепенуть красавца, ни один юноша, ни одна девушка". На
 охоте он встретил прекрасную нимфу Эхо, трагизм положения которой состоял в
 том, что она не могла самостоятельно говорить. Она мог-ла лишь повторять то,
 что говорили другие. Эхо влюбилась в Нарцисса, по-следовала за ним, но не
 могла начать с ним разговор. Нарцисс, остающийся холодным по совету
 Оракула,-- условие, которое позволяет ему оставаться в живых,-- тоже не
 может обратиться к ней. Эхо приближается к нему, но он в паническом страхе
 пускается от нее в бегство: "Прочь, прочь руки!" Нежное прикосновение
 невыносимо для него: "Лучше бы я умер". Трагичес-кая история его жизни
 завершается тем, что Эхо превращается в камень, а Нарцисс в цветок: "Тем,
 что я люблю, я не могу овладеть. Любви мешает грандиозное заблуждение ...
 То, что я люблю -- я сам!"
  Что может сообщить нам сегодня греческий миф о Нарциссе? В мо-ей
 интерпретации это предупреждение об опасности слишком сильной
 самовлюбленности и недостатка любви. Когда Юнона и Юпитер спо-рят об этом,
 обсуждают, кто больше любит -- мужчина или женщина, речь идет исключительно
 о личном удовольствии, а не о удовольствии другого. Если Нарцисс был
 нежелательным ребенком, то ему досталось слишком мало любви. Поэтому в
 раннем детстве он не почувствовал, что есть любовь и чем она может быть. В
 связи с этим он восприни-мает Эхо как опасность, а не как возможность
 полюбить и быть люби-мым. Когда же он в конце концов смотрит в воду и видит
 свое отраже-ние, то принимает его за другого человека и хочет полюбить его.
 Когда же Нарцисс убеждается, что это была иллюзия, то разочаровывается. Я
 считаю, что он умер от горя по утаенной от него любви.
  Когда любовь скрыта от нас, когда мы так и не находим никого, кто бы
 смог полюбить нас, нам остается последний выход -- любовь к себе.
  В раннем психоанализе Нарцисс олицетворял переходную стадию душевного
 развития. Следовательно, путь к любви к другому человеку пролегает через
 любовь к себе. Отто Ранк считал, что любовь к себе в особенности присуща
 гомосексуалистам и женщинам. Фрейд, со сво-ей стороны, всерьез размышлял над
 такими фундаментальными вопро-сами, как возможности проведения границы между
 любовью к себе и любовью к другому. Находятся ли эти формы любви в отношении
 взаимодополнительности, а именно, чем сильнее любовь к себе, тем сла-бее
 любовь к объекту (как психоаналитики выражаются по поводу любви к другому
 человеку).
 
 
 Случай Шребера
 
 
  Фрейд обнаружил (1911) высокий уровень любви к себе в
 автобио-графически описанном случае паранойи, известном как случай Шребе-ра.
 Фрейд вообще подозревал подобные вещи как при шизофреничес-ких расстройствах
 так и при ипохондрии. В этих патологических слу-чаях собственная личность
 становится объектом любви за счет отноше-ния к другим людям. В смысле теории
 либидо, теории об энергетическом замещении влечений, собственная личность
 замещается нарцистическим либидо или "либидо самости" (Selbstlibido).
  Что является выводом из этих психоаналитических соображений? То, что
 любовь к объекту и любовь к себе диалектически связаны меж-ду собой. Они
 равно изначальны и всесторонне влияют друг на друга (Эрих Фромм "Искусство
 любви"). Происходит ли одна ценой дру-гой -- вопрос не мало значимый,
 поскольку в действительности сущест-вуют случаи, когда собственная личность
 делается предметом любви за счет других людей. По моему опыту, находящему
 свое подтверждение в греческом мифе о Нарциссе, это случается как следствие
 отсутствия любви в детстве.
 
 
 
 
  Здоровый и патологический нарциссизм
 
 
  Среди прочего имеет смысл разделить нарциссизм на здоровый и
 патологический (Federn, 1936), хотя провести между ними границу достаточно
 трудно. Во всяком случае хорошее отношение к себе, хоро-шая оценка себя и
 уделение себе внимания являются показателями психического здоровья. В этой
 перспективе здоровая любовь к себе является предпосылкой способности
 полюбить другого человека. О патологическом нарциссизме можно говорить лишь
 тогда, когда имеют место крайние формы "замещениям других людей собственной
 личностью.
  В современном психоанализе нарцистическими характеризуются проблемы,
 которые вращаются вокруг нашего чувства самооценки (Seibstwertgefuehl) и
 уважения к cебе (Selbstachtung). Подобные проб-лемы не возникают, когда мы
 находимся в согласии с собой, а проще говоря, хорошо себя чувствуем. Тогда
 наступает чувство спокойной самоуверенности. Между нашими самоощущениями и
 самоидеалами не возникает каких бы то ни было больших разногласий. И вместе
 с тем мы чувствуем себя достаточно уважаемыми и ценимыми другими людьми.
 Аффективное состояние в связи с этим оказывается здоровым чувством
 собственного достоинства, положительной самооценки.
  Когда мы говорим о нарциссизме или нарциссических феноменах, следует
 различать:
  1. Патологическое состояние любви к себе, которое возникает за счет
 любви к объекту;
  2. Переходную фазу на протяжении детского развития, когда ребе-нок
 слишком занят собой, можно сказать -- эгоистичен;
  3. Субъективная благорасположенность или аффективное состоя-ние, в
 котором мы чувствуем себя благополучно и уверенно.Я рассматриваю
 нарцистическую проблематику в психодинамичес-кой перспективе в рамках сферы
 нарцистической регуляции, которая, как свод правил, регулирует уровень
 нашего чувства самооценки: уро-вень зависит от соответствия, которое на
 данный момент существует между самообразом и образом того, кем мы хотели бы

<< Пред.           стр. 16 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу