<< Пред.           стр. 17 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 быть, нашим Иде-альным образом. Если между идеальным и реальным образами
 сущест-вует большое расхождение или разлад, тогда мы чувствуем Себя
 присты-женными и неполноценными по отношению к своим идеалам.
  Тогда у нас нет возможности правильно воспринимать себя, любить и
 ценить. Нашему чувству самооценки в Той или иной степени наносит-ся вред.
 Если же у нас нет надежд на достижение идеального образа, то появляются
 переживания беспомощности и беззащитности, за которыми следуют депрессивные
 чувства (сравни: депрессивные неврозы или нев-ротические депрессии в
 параграфе 2.5.). Рассматривая это в структур-ной форме, можно придти к
 выводу, что мы имеем дело, с "самостью" (Selbst), или точнее, с образом "Я",
 пострадавшим от нарцистических нарушений. Центральная психодинамика --
 нарцистически нарушенное "Я", т. е. "Я", которому причинен вред в
 самооценке.
 
  Основные нарциссические потребности
 
  Понять нарциссические нарушения можно еще глубже, если наряду с
 нарциссической сферой регуляции между Идеальным-Я (Idealselbst) и Реальным-Я
 (Realsebst) дополнительно принять во внимание отноше-ние к объекту. Здесь мы
 можем говорить о круге субъектно-обьектных законов
 (Subjekt-Objekt-Regelkreis), который безупречен, когда мы свободно и
 независимо двигаемся к объекту или от него. Но он наруша-ется тогда, когда в
 той или иной степени существует зависимость от объекта. Тогда возле нас
 обязательно и постоянно должно находиться другое лицо, при этом все время
 обращать на нас внимание, хвалить, восторгаться. Без подобного общения мы
 уже не можем чувствовать себя уверенно. Мы будем ощущать себя нелюбимыми и
 несчастными. Здесь, наряду с зависимостью от объекта, находит свое выражение
 ущербная любовь к себе. Здоровая любовь к себе как раз и призвана спасать от
 подобного несчастья, связанного с тем, что однажды мы испытаем отсутствие
 поддержки извне.
  Однако правильным было бы оценить себя и других следующим образом:
 всякий человек, в том числе и здоровый взрослый, а не толь-ко ребенок,
 зависит от других людей, которые важны для него, и для которых он тоже
 важен. Нет ошибки, если сказать, что аналогично половому влечению существует
 потребность, заключающаяся в желании быть любимым, что наряду с чувством
 голода она составляет фундамен-тальный ряд потребностей.
  Английское слово "needs" напрямую указывает, что речь идет об
 элементарной потребности, об элементарной необходимости, неудов-летворение
 которой, вызывает страдания. Если нет хотя бы минималь-ной сатисфакции этой
 данной от природы нарцистической потребности, нам не будет хватать
 элементарной уверенности, будет не доставать того. что придает нам ощущение
 внутренней устойчивости.
  Важен вопрос, существует ли подлинная уверенность в себе, или мы лишь
 воображаем себя уверенными в плане иллюзии или мечты. Еще детьми мы
 научились -- на это особенно ссылается Когут -- компенси-ровать свою
 беззащитность и бессилие выстраиванием внутри себя "грандиозного"
 нарцистического образа, позволяющего переносить не-минуемые состояния
 беззащитности и бессилия гораздо легче.
  Грандиозные представления, следуя Когуту, могут, однако, иметь
 отношения и к родителям и к другим важным для нас лицам, которые
 переживаются нами в величественной идеализированной форме. Это чувство
 позволяет нам, будучи детьми столь великолепных родителей, ощущать свое
 великолепие, поскольку в их великолепии мы имеем свою долю. Нечто подобное
 мы переживаем и в повседневной жизни, когда нарцистическим путем возвышаем
 какую-либо личность из своего окру-жения, чтобы окунуться в лучи ее
 великолепия.
 
 
 Заблуждения, разочарования, обиды
 
 
  Очевидно, что подобные иллюзорные решения рано или поздно вы-зовут
 такое же разочарование, как детская вера в младенца Христа или Деда Мороза.
 При этом важно отметить, что подобные дезиллюзирования или разочарования
 предуготовлены нам важными участниками отно-шений, и требуется их поддержка
 для того, чтобы иметь возможность относительно безболезненно разобраться с
 собственным разочарованием. Если у нас будет достаточно времени и
 благоприятные внешние условия для того, чтобы иметь возможность переработать
 подобные неизбежные разочарования, тогда нарциссический завышенный образ
 будет все более и более приближаться к реальности. В этом случае из него
 сможет развиться то, что Когут назвал когерентным, т. е. стабильным "Я", с
 чем, собственно, и связано чувство собственного достоинства.
  Крупные разочарования, увы, не редкие в человеческой жизни, на-оборот,
 ведут к серьезным кризисам, связанным с лабильным чувством собственного
 достоинства, в патологических случаях мы имеем, назван-ные Когутом
 нарцистические расстройства личности, характеризую-щиеся тем, что личность
 оказывается не когерентной, а преломленой в самой себе, т. е.
 фрагментированной.
  Причиняющие нам вред обиды подробно описаны в книгах Алисы Миллер,
 прежде всего в " Драме одаренного ребенка и поиске истинного "Я" (A. Miller,
 1979). В своей второй книге "В начале было воспи-тание" (1980) в качестве
 причин нарциссических нарушений она назы-вает не сочувственные, не
 учитывающие ранимость детской души и ее потребность в любви отношения многих
 родителей, и даже пренебрежи-тельное отношение многих родителей и
 воспитателей к своим детям или ученикам. В генезе нарцистических расстройств
 огромную роль играет травматизирующее поведение важнейших участников
 отношений. Тем самым нарцистические расстройства, в согласии с
 до-классической травчатической моделью неврозов, являются травматическими
 неврозами, т. е. неврозами, причинами которых являются нарциссмческие обиды
 и оскорбления самости. Иными словами: нарцистические расстрой-ства это
 следствия травматического воздействия на ранимую детскую психику.
  Таким образом, современная психология самости Хайнца Когута выстроена в
 традициях травматической теории 3. Фрейда, получившей свое развитие в
 венгерской школе психоанализа Шандора Ферснци и Михаэля Балинта. В теории
 Балинта первичная любовь к объекту (Primaere Objektiiebe) (BalintM., 1973)
 -- это любовь, которая стре-мится заполучить любовь объекта и
 удовлетворяется только тогда, ког-да ребенок получает эту любовь. Балинт
 рассматривает это состояние как первоначальное состояние младенца. У него
 нет первичного нарцис-сизма, вторичный же нарциссизм возникает тогда, когда
 фрустрируется первичная любовь к объекту.
  Полагаю, читатель согласится со мной, если я, следуя за Балинтом, буду
 исходить из того, что первично мы нуждаемся в любви к объ-екту в смысле
 экзистентной необходимости. Это утверждение соответст-вует действительности,
 в особенности, в детском возрасте, в зрелом воз-расте такое соответствие
 проявляется в меньшей степени, поскольку здесь мы уже развили более или
 менее устойчивое чувство собственного достоинства.
 
 
 Нарцистические неврозы
 
 
  В качестве нарцистических неврозов мы отличаем от остальных
 нев-ротических расстройств такие психические нарушения, при которых
 реактивируются описанные Когутом ранние детские нарцистические структуры;
 или же последние переживаются снова уже в патологичес-кой форме. Как и дети.
 пациенты с подобными симптомами чувствуют себя великолепными, единственными
 в своем роде, омнипотентными или всемогущими вследствие реактивных
 бессознательных психичес-ких процессов. Они ожидают -- ошибочно -- от других
 людей отноше-ния, соответствующего их восприятию самих себя. Если такового
 не случается, они очень быстро разочаровываются, реагируют депрес-сивно или
 агрессивно. Они постоянно находятся в бессознательных поисках утраченного
 времени своего могущества и великолепия.
  У страдающих нарцистических личностей эти поиски выражены сильнее
 всего. Это могут подтвердить многие аналитики, вне зависимости от их
 отношения к вкладу Когута в науку. В идеализированном переносе на
 психоаналитика осуществляется идеализация пациента, т. е. психоаналитик
 рассматривается как нарцистически завышенный объект, от которого пациент
 ждет такого же великолепия, какого в свое время он ждал от родителей.
  Легко догадаться, что подобная иллюзия не может долго сохранять-ся в
 силе, и рано или поздно сменяется разочарованием. Однако в ана-лизе пациент
 имеет шанс, что психоаналитик посочувствует ему и под-держит его больше, чем
 бессердечные родители своего ребенка; тем са-мым психоаналитик поможет ему
 переработать неизбежные нарцистические обиды.
 
 
 
 Применение психоаналитической теории нарциссизма в педагогике и
 обществе
 
 
  В виду большого практического значения для воспитания
 психо-аналитическая теория нарциссизма особенно интенсивно обсуждается в
 педагогических кругах. Примером этого могут служить книги "Пубертат и
 нарцистизм" (Т. Ziehe, 1975), "Нарцисс: новый социализирован-ный тип"
 (Haesing, Stubenrauch und Ziehe. 1979).
  Дополнительно к этому учителя часто наблюдают в школах учени-ков.
 которые чересчур заняты собой, не могут сконцентрироваться на занятиях и тем
 самым косвенно представляют для них трудности. При-меняя идею нарциссизма в
 педагогике, авторы ищут объяснение для нарцистических нарушений, которыми,
 по их оценке, чаще страдают школь-ники. Они находят объяснение в том, что
 названо ими новым социализационным типом (neuer Sozialisationstypus); речь
 идет об обойденном в эмоциональном отношении и неуверенном ребенке, который
 растет под фрустрирующим воздействием доминирующей матери, испытывая
 разочарование в эмоционально тусклом (Schwwach eriebten) отце. По мнению
 авторов, при подобных социализационных условиях стабильное чувство
 собственного достоинства не может развиться, поскольку прежде всего
 отсутствуют достойные идеалы для подражания.
  В подобной психоаналитической перспективе, женщины стремятся
 бессознательно быть хорошими матерями, однако, рискуют вызвать
 ра-зочарование, если потребуют слишком много от своих чад. Мужчинам также не
 трудно представить себе эмоционально тусклого отца собствен-ного семейства,
 которому мало что можно доверить. Психоанализ дает возможность понять
 некоторые проблемы совме-стной межчеловеческой жизни. Вспомним о партнере --
 любовнике, цепляющемся за женщину, вешающегося на нее как дитя на мать;
  вспомним домочадцев, впадающих в глубокую неуверенность, когда
 искренние нежные отношения вдруг становятся натянутыми. Такие люди сильно
 зависят от постоянной нарцистической подпитки. Они хотят, чтобы их постоянно
 лелеяли, уважали, восхищались ими. Подоб-ные люди есть в ближайшем окружении
 у каждого. Они всегда стре-мятся к обеспеченности, ничего при этом не делая.
 Они не способны пе-реносить конфликты, выносить волнение, обходить кризисы и
 решать неизбежные любовные конфликты. Предпочитают стремиться "обратно в
 рай", как совместно охарактеризовали их Кремериус, Моргенгальтер. Ротшильд и
 другие участники Цюрихского психоаналитического семи-нара (1983).
  На этом семинаре, кстати, делались попытки представить новую
 нарцистическую теорию психоанализа как идеологию. Высказывались опасения,
 что в связи с идеей о новом социализационном типе многие молодые люди будут
 безосновательно опорочены; звучали упреки и в адрес Когута. в частности, в
 том. что он антиисторичен и сам является невротиком. Я считаю, что такая
 деструктивная критика бьет далеко мимо цели и не могу к ней присоединиться.
 Личное знакомство с Когутом позволило мне убедиться в том. как заботливо
 стремится он понять анализируемых им людей, как постоянно критически
 проверяет свои собственные мысли и действия, несмотря на его всегдашнее
 убеждение. что благодаря своему пониманию нарцистических расстройств, он
 нашел новый подход к недоступным до этого психическим нарушениям и к людям,
 ими страдающим.
  Резкое неприятие Когута и его учения отдельными психоанали-тиками,
 возможно, объясняется еще и тем. что Когут затрагивает лич-ные недостатки
 психотерапевтов и аналитиков, дефекты, состоящие в том. что невозможно
 сколь-нибудь глубоко и точно понять пациентов при отсутствия эмпатии, а
 значит, невозможно и достаточно успешное их лечение. Для меня вклады Когута
 в развитие психоанализа очень важны. Его разработки помогают мне лучше
 понять моих пациентов, проявлять с ними больше терпения особенно тогда,
 когда речь идет о замене их ущербного чувства самооценки на здоровое чувство
 само-принятия.
  В заключение приведу еще один пример нарцистического невроза:
  40-летний архитектор испытывал трудности относительно своей
 соб-ственной идентичности (лишь в позднем детстве он узнал, что человек,
 которого он воспринимал как отца, вовсе не его отец, настоящий же отец --
 это "дядя"). Став взрослым и сойдясь с женщиной, обращавшейся с ним как
 мать, этот человек почувствовал сильную неуверенность в себе. Его сомнения
 выражались в замедленном мышлении, в мучительных раздумьях о простых вещах,
 он чувствовал себя неуверенно в обществе, подозревал у себя " нарушение
 сердечного ритма", не отвечал элементарным требова-ниям обыденной жизни. Его
 симптомы объяснились отсутствием взрослого участия в детстве, непониманием
 взрослых и многочисленными душевными травмами.
  В процессе психоанализа было интересно наблюдать, как личные мыс-ли и
 действия, чувства и переживания находятся в центре внимания обоих
 участников. При этом пациент мог наверстать упущенное в детстве и
 приоб-рести опыт того, как другие люди интересуются им, интересуются его
 мыс-лями и действиями, чувствами и телесными ощущениями. Он работал с
 большой отдачей и старался дополнить анализ, заключавшийся по суще-ству в
 обычном разговоре, возможностями собственного развития: учитель-ница йоги
 способствовала его новому самопознанию, учитель по лыжам -- новому владению
 телом, мастер по плаванию научил его плавать, чего он не умел в детстве и
 чего очень боялся. Большое значение имел и фактор "выговаривания": в течении
 многих часов нужно было слушать его рассказы о своих новых опытах и
 физических переживаниях, сочувствовать ему, находить слова для общения и
 вызывать у него такое чувство, которое по-могло бы ему наверстать нечто
 жизненно важное. В дальнейшем, стабили-зировав свой здоровый нарциссизм,
 этот пациент стал развиваться совер-шенно неожиданным образом. Он не только
 нашел новую партнершу, с ко-торой смог построить отношения на принципе
 взаимного уважения, но и пережил плодотворный расцвет своей творческой
 деятельности. Это ли не доказательство того, что при достаточно длительном и
 терпеливом участии и эмпатии можно достичь значительных психоаналитических
 результатов.
 
 
 3.2. Пограничные случаи
 
  Симптоматика
 
 
  Под пограничными случаями понимают психические нарушения, которые
 располагаются между неврозом и психозом, т. е. на границе -- (Borderline
 (англ.) -- пограничная полоса). Такой диагноз раньше ста-вился редко,
 однако, сейчас ставится чаще, благодаря работам Отго Ф. Кернберга (1975,
 1976) и монографии Кристы Роде-Дахсерс (1979). В отличие от симптомов
 "классических" неврозов симптомы "пограничных случаев" или "состояний"
 относятся не к объективным телес-ным недомоганиям, а скорее напоминают
 симптомы навязчивых состо-яний, фобий, депрессивных состояний. Сюда
 относятся и фантазии о собственном величии, выраженная занятость собой,
 характерные для нарцистических нарушений личности.
  В связи с этим весьма нелегко выделить что-то типичное для погра-ничных
 случаев. В области симптоматики это прежде всего чувство пустоты и
 бессмысленности. Кроме того, пациенты чувствуют себя беззащитными и
 зависимыми от воли других, которым они, однако, за-видуют, поскольку считают
 этих "других людей", менее страдающими от чувства опустошенности и
 бессмысленности, чем они сами. Отсюда вполне ясно почему подобные
 пограничные личности часто ощущают сильные чувства зависти по отношению к
 другим людям. Сознаться в зависти и "опустошенности", однако,-- перспектива
 достаточно болезненная и унизительная; от таких чувств защищаются сообразно
 с психоаналитическим учением о защите. Поэтому мы переходим к психодинамике
 пограничных случаев.
 
 
 Сфера защиты
 
 
  Для того чтобы не воспринимать всю глубину внутренней пустоты и, всю
 меру беззащитности и бессилия, существует защитный меха-низм, играющий
 центральную роль в современном психоанализе. а именно: расщепление
 (Spaltung).
  Чтобы понять, что понимает под этим определением психоанализ, нужно
 начать издалека и кое-что пояснить. Следует представить, что на-ряду с
 чувствами опустошенности и бессмысленности в психике погра-ничной личности
 функционируют и другие чувства, а именно идеи вели-чия, т. е. представления
 о собственной грандиозности и совершенстве, имеющие место при нарцистических
 нарушениях личности в своем чис-том виде. Защитная функция "расщепления"
 состоит в том, что лич-ность одновременно раскалывается на две части; одна
 часть чувствует себя совершенной и великолепной, другая -- опустошенной и
 бессмыс-ленной. Усилия защиты состоят в том, чтобы содержать обе
 противо-речивые области в отделенном друг от друга состоянии. Картина "Я"
 пограничной личности (Sellbstbild) характеризуется тем самым расщеп-лением
 на две части. При этом в какое-то определенное время сознательной является
 только одна из частей, а другая остается бессознатель-ной и наоборот.
 Характерные особенности пограничных личностей заключаются, таким образом, в
 том, что состояния собственной гранди-озности и беспомощности,
 опустошенности и бессилия могут быстро меняться местами.
  Наряду с противоречивыми образами себя самого, в психике погра-ничных
 случаев функционируют также противоречивые образы важ-нейших участников
 отношений: временами они тоже кажутся либо очень выдающимися, великолепными,
 идеальными фигурами, либо принци-пиально плохими и ни на что не способными.
 Подобные представления могут столь же быстро меняться местами.
  В отношении к другим сказываются быстро сменяющиеся интерак-тивные
 образцы (Interaktivmuster): первый -- при котором собствен-ный образ
 воспринимается как великолепный, в тоже время как к дру-гому человеку
 относятся пренебрежительно, считают его ничтожным и самозависимым; второй --
 когда себя воспринимают ничтожным, а дру-гого как совершенство.
  Чтобы представить себе воплощение таких теоретических образцов
 отношений, можно обратиться к реальным примерам, связанным с силь-ными
 аффектами. Уже упоминалась зависть неимущего к имущему. Следует включить
 сюда гнев, презрение, все формы недооценки, напри-мер, издевательство,
 высмеивание и т. д. Против других могут направ-ляться те чувства, которые в
 следующий раз будут направлены против себя. Если же благодаря защитному
 механизму "расщепления", обесце-нивающие и другие процессы хорошо отделены
 друг от друга и не вызы-вают взаимных нарушений, тогда все личностное
 "устройством может действовать относительно благополучно.
  Особенно беспрепятственно оно функционирует тогда, когда чело-веку с
 пограничным случаем удается включить в это "устройство" дру-гое лицо в
 смысле межличностной защиты. Им будет человек, которым восхищаются и

<< Пред.           стр. 17 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу