<< Пред.           стр. 19 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 воплощения своих замыслов в реаль-ность (gestoerte Realitaetspruefung) также
 отсутствуют при невротиче-ских депрессиях.
 
 
 Бессознательные процессы
 
 
  Решающие бессознательные процессы относятся к конфликтам вле-чений
 (Triebkonflikte) как сексуального, так и агрессивного плана. На-рушается
 генитальная сексуальность, в широком смысле, угасая вовсе. Вместо этого
 больные подавлены вспышками собственной агрессив-ности, направленными против
 собственной личности и причиняющими серьезный вред самому больному. Налицо
 стремление к деструкции и саморазрушению.
  Пассивно-оральные конфликты (passiv-orale Konfhkte) вращаются вокруг
 желаний получить, наконец, удовлетворение. Если этого не про-исходит, то
 оставшаяся ни с чем личность, испытывает разочарование. ведущее к
 реактивному гневу; здесь же пролегает путь к страху уничто-жить в реактивном
 гневе то. что еще дает возможность жить.
  Такие конфликты, вращающиеся вокруг желаний "иметь-хотеть"
 (Haben-wollen) и гневом от разочарования лучше всего рассматривать как
 конфликты орально-садистические. По мнению Мелани Клейн (Klein. 1977), они
 особенно сильно выражены оттого, что имеют, в ко-нечном счете,
 физиологическую природу и угнетают людей изнутри. Поэтому вполне справедливо
 использовать выражение "эндогенная" депрессия, т.е. депрессия, идущая
 изнутри.'
  При более детальном анализе депрессивных состояний обнаружива-ются и
 внешние причины депрессивной угрюмости, а именно -- разочарование во вполне
 обоснованных желаниях, после того, как к ним было проявлено минимальное
 внимание и участие со стороны других людей. Главная особенность
 депрессивного процесса -- это аффектив-ное состояние бессилия и
 беспомощности. При этом. согласно Эдварду Бибрингу (Bibring, 1953), речь
 идет об основном человеческом способе реагировать на фрустрацию. который
 столь же обоснован, что и реакция страха в виду конкретной опасности.
  Любой из нас желает быть любимым и уважаемым. Каждый стре-мится
 чувствовать себя значительным, сильным и уверенным. Всякий человек хотел бы
 любить других людей.
  Именно осечки (Versagungen) этих трех желаний и ведут реактивно к
 депрессиям. Подобные желания относятся к вопросу самооценки в
 психоналитической нарцистической теории и действующим в ней подразделам,
 касающимся нарцистической регуляции. Описанный там раз-лад между личными
 идеалами и реальным поведением при психотических депрессиях является
 экстремально огромным и, фактически, явно преувеличенным. Связанное с этим
 неприятное душевное состоя-ние приобретает поистине масштаб невыносимости:
 депрессивный боль-ной чувствует себя абсолютно ничтожным, никому не нужным и
 ничего не стоящим.
  У депрессивной личности отсутствуют те защитные механизмы, ко-торые
 находятся в распоряжении личности нарцистической. В этом их качественное
 отличие друг от друга. Но все же некоторые защитные механизмы, например
 "расщепление", у депрессивного больного сохра-няются. Характерен также
 защитный механизм изолирования (Einkapselung -- Rosenfeld, 1985).
 Депрессивный больной бессознательно пытается сохранить самоуважение
 (листанное Я", Winnicott, 1965) в ситуации напора обесценивающих и
 разрушительных процессов посредством своей "изоляции". "Истинное Я" тем
 самым действитель-но сохраняется, однако, надобность в нем в последующем
 отпадает. поскольку оно становится неприступным -- защитный механизм
 оказы-вается малопригодным.
  Малопригодной в этой связи оказывается и защитная попытка идентификации
 с угрожающим, преследующим и наказующим объе-ктом. Успех защиты здесь
 заключается в том, чтобы устранить си-туацию вечного мучения, наказания,
 преследования. Приносимая при этом жертва -- это частичная при невротических
 и полная при психотических депрессиях конвертация самости (Selbst) в
 угрожающий объект.
 
  Депрессивный процесс
 
  При психотическом типе депрессивный процесс состоит в том. что обширные
 части личности пропадают (в структурной модели Фрейда -- "Я"или эго) под
 воздействием угрожающей инстанции (в структурной модели Фрейда -- супер-эго
 или "Сверх-Я"). Они "завоевываются", "захватываются" -- читатель простит мне
 мои милитаристские метафо-ры -- поначалу угрожающей, а затем и
 непосредственно атакующей ин-станцией и, в конце концов, "становятся ее
 собственностью", если не сказать "поглощаются ею".
  Однако депрессивный процесс может состоять и в том, что "Я"
 под-чиняется умозрительной или реальной власти "Сверх-Я" и позволяет ей себя
 "поглотить", как бы полностью капитулируй. Чаще всего на грани-це между
 внутренней (личной) и внешней областью находится бурное "Туда -- сюда" (Hin
 und Her) -- промежуточная область, в которой берет верх то одна, то другая
 сторона. Тем самым, описанным психиат-рами различным состояниям между:
  а) заторможенной депрессией, в которой "Я" капитулировало перед
 "Сверх-Я" и
  б) возбужденной депрессией, в которой борьба между "Я" и "Сверх-Я" в
 полном разгаре (см. табл. 11), находится вполне логичное объяснение.
  Используя язык образов, Фрейд говорит о том. что тени, "Сверх-Я" пали
 на "Я". Сомнительное достижение защиты состоит в том, чтобы по меньшей мере
 не контактировать с угрожающим, наказующим или пре-следующим объектом.
 Правда, потеря за это самости -- цена слишком высокая. Еще один недостаток
 заключается в том, что под действием депрессивного процесса "захвата Я"
 пропадают и хорошие составляю-щие объекта, их больше нет во внешнем
 распоряжении (когда яблоко съедено, его уже нет в моих руках).
  В отличие от невротических депрессий при депрессиях психотических
 собственные и привнесенные внешней средой (fremde) части лич-ности отделены
 друг от друга не столь явственно. В этой психодинами-ческой особенности
 психотическая депрессия столь же психотична сколь шизофрения, даже если
 депрессивная личность не расщеплена наподо-бие шизофренической на множество
 частей. В этом состоит серьезное качественное отличие от невротической
 депрессии, при которой грани-цы между "Я" и "Не-Я" (Nicht-ich) все время
 строго соблюдаются.
 
 
 
 
 
  Таблица 11. "Пснхотический" тип депрессии: "Я" почти полностью занято,
 "поглощено" "Сверх-Я". "Свсрх-Я" словно тень падает на "Я".
 
 
  В заключение представим депрессивный процесс в хронологической
 последовательности.
  1. Он начинается с разочарования в себе или другом.
  2. Это ведет к нарцистической обиде.
  3. Появившаяся беспомощность становится невыносима.
  4. В связи с этим больной в качестве компромисса с обидой
 бессоз-нательно пытается получить нарцистическую подпитку от объекта.
  5. Возникающая при этом зависимость создает дополнительное ощущение
 нарцистической обиды, от которой поэтому необходимо отказаться.
  6. Невыносимая зависимость от мощного объекта переносится лег-че, если
 объект начинают унижать и обесценивать.
  7. Последнее приносит удовлетворение (Genugtwng). В конечном итоге
 следует наказание себя самого, поскольку обесце-ненный объект не может далее
 продолжать предоставлять нарцистическую подпитку. Ведь другой при этом никак
 не лучше, нежели больной. Поэтому такое положение вещей все же может вести к
 временному при-мирению с собой.
  Малейший повод, однако, например небольшие провокации, снова может
 нарушить ненадежное равновесие. Реактивный гнев в таком слу-чае способен
 разрушить объект, от которого зависит. С одной стороны. это выглядит
 триумфом. Однако, с другой стороны, подпиливается сук, на котором сидишь.
 Чтобы избежать подобного состояния агрессив-ность направляется на
 собственную личность. Последнее воспринима-ется как меньшее зло. но в
 результате возникает большее сомнение в се-бе и снижение самоуважения.
 
 
 Терапия
 
 
  Названные бессознательные процессы описаны здесь так подробно потому,
 что они возникают повторно во время психоаналитического лечения: здесь в
 начале лечения анализанд чувствует себя совершенно разбитым, однако, при
 переносе на аналитика оживляет как свои защитные агрессивные порывы по
 отношению к другим, так и свои желания, чтобы тот восхищался им и признавал
 его. Тогда в контрпереносе пси-хоаналитик чувствует, как в одной фазе
 лечения он воспринимается возвышенным, идеализированным, являясь предметом
 восхищения, в то время, как в другой -- он становится объектом
 разрушительных напа-док и язвительного обесценивания.
  Если осторожно конвертировать бессознательные процессы, такие, как
 идеализация, обесценивание, идентификация, агрессия, самопожер-твование и
 связанные с ними страхи, в сознание, то можно добиться улучшения и при
 депрессивных психозах.
  Вероятность успеха будет тем больше, если соотношение между пережитым в
 детском возрасте хорошим обращением и неуважительным неприятием в дальнейшем
 бросается в глаза не слишком резко. Кроме того, благоприятным условием можно
 считать способность больного поддерживать и сохранять новое, созданное во
 время лечения обра-щение. а не разрушать его снова в результате неизбежной
 агрессии разочарования.
  Если же соотношение между приобретенным из опыта обращением и
 презрением наоборот неблагоприятно, то тогда становится ясно, отче-го многие
 депрессивные больные желают пресечь муку самоубийством. Ясно, что в
 результате самоубийства вместе со страданием прекра-щается и жизнь. Поэтому
 здесь трудно утверждать какое-либо легко-мыслие со стороны самоубийцы. Ясно
 и другое: если поддерживать интенсивное общение и пытаться при этом понять
 этих людей с суицидными идеями, то многих из них можно уберечь от
 самоубийства. К сожалению, зачастую времени не хватает именно тогда, когда
 не-обходима помощь. Это осложняется еще и тем, что врачи, лечащие пациентов
 с суицидными тенденциями, не готовы к взаимодействию с психическими
 проблемами суицидного больного. Психоаналитики же, способные это делать, не
 имеют возможности контакта, в частно-сти, из-за своих обязанностей перед
 другими пациентами, которых они уже лечат.
  В жестких самоубийственных действиях, таких, как попытки застрелиться
 или повеситься, в значительной степени преобладает самоагрессия. При мягких
 самоубийствах, например, с помощью сно-творных таблеток, отчаявшиеся люди
 бегут от невыносимой ситуации и ищут гармонии и мира в крайней регрессии,
 пусть и ценой собствен-ной жизни. Поэтому попытка самоубийства или
 самоубийство как таковое это всегда также и экстремальный нарцистический
 криз (Henseler. 1974).
 
 
 4.3. Мания
 
  Психодинамика
 
 
  В кратком определении, мания -- это " гениальное" (geni ale) отри-цание
 всего, что способно вводить в депрессию. В центральном фоку-се мании
 заключена реанимация (повторное оживление) всех тех об-ластей, в которых тот
 или иной человек ощущает себя великолепным, значимым и всемогущим. Поэтому
 общая защита в мании от депрессии точно соответствует защите при
 нарцистических нарушениях. В кон-тексте удобной и практичной структурной
 модели, это случай, когда. говоря образно, "сверх-Я" "побеждено" "Я": "Я"
 стоит выше "сверх-Я" и наслаждается своим триумфом настолько долго,
 насколько это возможно.
  И тем не менее, мы имеем дело с "большой" иллюзией (защитный механизм
 "отрицаниям -- Vemeinung), т. к. реальные обстоятельства совершенно иные.
 Рано или поздно соотношение сил (читатель простит мне очередное
 милитаристское сравнение) снова приводит к по-беде "Сверх-Я" и низложению
 "Я". После опьянения наступает похмелье.
  Бертром Д. Левин (В. D. Lewin, 1961) объяснял энтузиазм и повы-шенное
 настроение маниакальных людей их верой в то, что давно желае-мое вот-вот
 достигнет своего воплощения. Возвышенное чувство в ма-нии. как и исполнение
 желания в фантазии, является, однако, непод-линным и обманчивым. Это --
 наслаждение заблуждением. Маньяк теряет связь с действительностью в угоду
 мечте. Он словно в иллю-зорном самообмане придает своим фантазиям статус
 реальной жизни и принуждает тем самым и других людей перенимать
 определенные, пред-писанные им его мечтой, роли. Если эти другие люди будут
 действовать в согласии с такими предписаниями, то их действия, разумеется,
 укре-пят маньяка в его устремлениях. Однако рано или поздно это неизбеж-но
 приводит к серьезному столкновению между мечтой и действитель-ностью.
 Следствием чего является неминуемая депрессия.
 
 
 Терапия
 
 
  Становится ясно, что при подобных условиях маньяки исключи-тельно
 тяжело поддаются лечению. Аналитик может лишь показать, что бегство в манию
 не представляет собой решение проблемы и тем самым помочь им постепенно
 вернуться к реальности, пусть даже и тягостной. Однако именно этого маньяки
 и боятся, и поэтому всеми си-лами избегают психоаналитического лечения
 (поскольку дела у них -- в воображении -- идут хорошо). Отсюда: лучший
 способ обхождения с маниакальным больным состоит в таком посредничестве
 между мечтой и реальностью, когда, с одной стороны, терапевтические усилия
 напра-влены к тому. чтобы расщепить маниакальный мир пациента, а с дру-гой
 -- интересы пациента в терапии представлены и защищены до тех пор, пока он
 не окажется в состоянии делать это сам. Конечно, не всег-да легко
 одновременно и поддерживать маньяка в его вымышленном мире, и в тоже время
 не вызывать у него конфронтации с реальностью. Поэтому не лишено смысла
 следующее: подождать с вскрывающими психоаналитическими мероприятиями до
 стадии депрессии. Тогда вос-приятие реальности уже не будет столь искаженным
 " отрицанием " Ситуация в значительной степени будет восприниматься такой,
 какова, она в реальности.
 
 
 
  4.4. Шизофрения
 
 
  Психиатры и психоаналитики
 
 
  Психиатры видят свою задачу в том, чтобы насколько возможно точно
 описать симптомы шизофренического нарушения: иллюзии, обма-ны чувств, ложные
 восприятия, аутичное или бессвязное мышление, нарушенную аффектность и
 характерную дезориентацию собственной личности. Тем самым многообразные
 шизофренические нарушения классифицируются в структурные картины состояний и
 симптомов: гебефрения, кататония, параноидальная шизофрения. Постулируются
 органические причины в форме нарушения обмена веществ головного мозга. Для
 этого действительно есть определенные основания.
  Психоаналитики, со своей стороны, интересуются бессознатель-ными
 душевными процессами, и здесь основную роль играют т. н. расщепления. С
 защитным механизмом "расщепления" мы познакоми-лись в гл. VI. 2.1. Юджин
 Блейеру в 1911 году назвал дан-ное психическое расстройство собирательным
 именем -- шизофрения, что дословно переводится с греческого как
 "расщепленная душа" (Gespaltene Seele).
 
 
 Решающая психодинамика
 
 
  Характерные для шизофрении процессы "расщепления", в отли-чие от
 пограничных случаев, выражены более экстремально в количест-венном
 отношении, но отличаются от них и в качественном смысле. По-средством
 процесса "расщепления" разъединенные области без резких границ переходят
 одна в другую. Границы между разделенными облас-тями частично проницаемы.
  Чтобы понять происходящее в личности, страдающей шизофренией,
 необходимо постараться представить себя в собственной фантазиях. Наиболее
 значим текущий личный образ. Сюда же относятся личные образы, созданные нами
 в детстве. Кроме того. у нас есть еще и свой идеальный образ, т. е. образ,
 которому мы хотели бы соответствовать в идеальном смысле. Для полноты
 "реальной" картины следует учесть, что порой человек переживает себя как
 существо злое, плохое, неполно-ценное, в другие времена -- как великолепное
 и совершенное. С подоб-ными крайностями мы уже сталкивались при описании
 пограничных личностей (ср. гл. VI. 3.2.).
  Чтобы действительно проникнуться душевным состоянием больно-го
 шизофренией, следует учесть, что различные перечисленные образы фантазий при
 шизофрении не отделены друг от друга сколь-нибудь отчетливо, а существуют
 все одновременно и к тому же активны в своих проявлениях. Они толпятся в
 сознании, и у шизофреника нет никакой возможности от них защититься. Образы
 настоящего теснятся рядом с образами прошлого и т. п. Если принять во
 внимание и тот факт, что помимо всего перечисленного "в толпе" присутствуют
 и раз-личные образы других людей, то можно себе представить (умозри-тельно)
 сумятицу переживаний такого человека. Здесь и образы идеа-лизированных и
 разочаровавших людей, людей, вызывающих гнев и гневающихся, несущих зло и
 злящихся. На них наслаиваются образы, которые мы создали о людях, ценивших и
 любивших нас, но впоследст-вии возненавидевших или преследующих нас.
 Вообразите: все эти обра-зы равноценно активны и наслоены друг на друга без
 четких различий между собой. Таков приблизительный портрет беспорядочного
 много-образия. которое учиняет в голове шизофрения.
  В нормальном состоянии у нас есть более или менее ясный образ
 определенного человека; мы оцениваем его сообразно с тем, каков он сейчас. В
 случае, если мы вспоминаем о каких-то ранних пережива-ниях, связанных с этим
 человеком, то нам представляется образ, изо-бражающий эту личность в
 соответствующем временном отрезке. При шизофрении разделенные в нормальных
 условиях образы не только одновременно представлены в сознании, но и носят
 вирулентный характер. По этой причине человек неизбежно запутывается,
 дез-ориентируется и становится рассеянным. Образы самости и объекта
 (Selbstbilder, Objektbilder) подавлены, что лишает человека возмож-ности
 концентрироваться на происходящем непосредственно сейчас, будь то разговор с
 другим человеком, интеллектуальная или какая-либо иная работа. Из-за этого
 серьезно нарушаются поведенческие, мыслительные и чувственные функции. Их
 уже невозможно привести в порядок. Изобилие переполняющих внутренних образов
 драматичес-ки приводит к тому. что реальный внешний мир перестает
 восприни-маться таким, каков он в действительности. Образы внутреннего мира

<< Пред.           стр. 19 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу