<< Пред.           стр. 21 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 5.2. Психосоматический процесс
 
  Выбор органа
 
 
  Сложнейший вопрос в психосоматике -- это бессознательный выбор органа,
 и ответить на него не так-то просто. Однако, используя логичес-кий подход,
 можно несколько прояснить проблему. Например, предрас-положенность к кожным
 заболеваниям может возникнуть либо из-за чрезмерной заботы о коже младенца,
 либо в результате полного отсутст-вия всякой заботы. Здесь подразумеваются
 сверхтревожные, нервозные отцы и матери. Легко представить, что постоянные
 споры членов семьи во время еды нарушают процесс усвоения пищи и ведут к
 расстройствам в области желудка или кишечника. Не лишено смысла и
 предположение, что доведенное до аффектации воспитание ребенка в духе
 чистоты, кото-рое осуществляет подверженная экстремальной чистоплотности
 мать, нарушает работу выделительных функций. Сложнее усмотреть причину
 астматических заболеваний у детей в том, что доминирующая мать дей-ствует
 таким образом, словно "отнимает" у них воздуха.
 
 
 Экзистентный страх и базисный конфликт
 
 
  Если вникнуть поглубже в чувства больных людей, мы коснемся скрытого за
 симптомами экзистентного страха, от которого эти люди страдают, страха,
 который и качественно, и количественно отличается от сигнального
 невротического страха и означает для пораженных им людей утрату
 существования (Verlust der Existenz) или смерть.
  Экзистентный страх -- это ключ к пониманию психосоматических
 заболеваний. Он является результатом базисного конфликта, заключа-ющегося в
 экзистентной угрозе самости (Selbst), исходящей от злока-чественной
 интроекции (malignes introjekt). от которой самость отча-янно защищается
 (базисный конфликт -- Basis-konflikt).
 
 
 
 Стадии психосоматического процесса
 
 
  Однако отдельные стадии "психосоматического процесса" не так-то просто
 проследить, поскольку большинство людей склонно, следуя европейской
 традиции, представлять все с точки зрения разделения между душой и телом. В
 действительности же душа и тело составляют нераздельное единство и реагируют
 в согласии друг с другом. Все дока-зательства для этого легко обнаружить у
 детей: они одновременно и переживают страх (душевно), и реагируют на него
 (телесно) учаще-нием сердцебиения, потливостью и дрожью.
  Однако в процессе социализации человек учится подавлять телес-ную
 сторону психосоматического реагирования. Хотя это отнюдь не означает, что
 наше тело перестает реагировать на страх. Аффекты рав-ным образом относятся
 и к душе, и к телу. Печаль, отчаяние, беззащит-ность. бессильная ярость и т.
 п.,-- все это относится к обоим началам Аффекты обладают свойством
 накапливаться в психике и могут, освобо-дившись вследствие нарцистической
 обиды (обратите внимание на выражение: в немецком языке "Kraenkung" --
 обида, оскорбление, и -- "Krank machen" -- делать больным), в любое время
 активизироваться.
  Чтобы глубже понять суть психосоматических заболеваний необхо-димо
 наряду с психо-логикой (Psycho-logik) души обратить внимание на
 сомато-логику (Somato-Logik) тела. Иными словами, мы должны выучить язык
 тела (Koe rpersprache).
  Вспомним о приведенных вначале выражениях, имеющих отноше-ние именно к
 языку тела. Во многих случаях телесную симптоматику невозможно немедленно
 перевести на вербальный язык. В одном из случаев в моей практике мне
 потребовалось немало времени, прежде чем я понял, что регулярно
 возобновлявшиеся у пациента после пере-рыва в терапии обострения сердечных
 приступов и мигрени являются выражением укоров и атак направленных против
 меня, т. е. против важного участника отношений, от которого зависит наличие
 (или отсут-ствие) душевного равновесия. В этом случае в "переносе" был
 регрес-сивно оживлен стереотип детских отношений: психоаналитик
 восприни-мался как мать. которая покидала ребенка в качестве наказания.
 Тогда реакцией моего пациента на оставленностьвполне возможно, мог быть
 сердечный приступ и головные боли, ведь ребенок экзистентно зависит от
 реального присутствия близкого человека. Существуют взрослые, реагирующие на
 оскорбление, как дети, точно их тело и душа вовсе и не отделялись друг от
 друга под влиянием социализации.
  Психосоматический процесс имеет следующие стадии:
  1. Первоначально делается попытка справиться с оскорблением или обидой
 с помощью психической проработки:
  а) в зрелом возрасте оскорблению по возможности противостоят или
 вероятным выяснением отношений с личностью, его нанесшей, или посредством
 соответствующей проработки неминуемого оскорбления, обиды;
  б) вводят в дело невротические защитные механизмы, разумеется, ценой
 невротических симптомов, таких, как навязчивые мысли или фобические действия
 в виде избегания больших площадей или узких помещений;
  в) в большинстве случаев защита охватывает всю личность в духе
 характерного невроза (Charakter-Neurose).
  В одном случае пациент с навязчивым характером испытывал гнев на
 пережитое угнетение, страх защититься от него, поскольку это сули-ло еще
 большие страдания, а в дальнейшем -- страх постоянно оставать-ся в
 проигрыше. Своим унижением, приспособлением под требования, идущие извне,
 пациент -- посредством сформирования реакции" --защищался,от своего гнева. В
 другом случае, наблюдаемом Александ-ром Мичерлихом (Mitscherlich, 1967),
 речь шла о поваре, который с целью сохранения своего психического равновесия
 старался (и имел такую возможность) при малейшем голоде что-нибудь съесть
 или выпить. То, что равновесие в данном случае оказалось шатким, стало
 очевидным, когда ресторан заняли американские оккупационные войска, и
 командир выставил повара за дверь. Повар поначалу впал в ярость, однако, был
 вынужден "проглотить" свой гнев. Следствием стала язва желудка.
  Впрочем, в возникновении язвы желудка играют роль и органичес-кие
 факторы, что показывают исследования Мирского (Mirsky, 1958);
  он установил, что у людей, имеющих склонность к язве желудка,
 чрез-вычайно высок в крови уровень содержания пепсиногена. Правда, сам по
 себе этот высокий уровень пепсиногена еще не ведет к возникновению язвы
 желудка, что было также установлено Мирским в другом исследо-вании: молодой
 человек, имевший в крови повышенное содержание пеп-синогена, заболел язвой
 желудка лишь после того, как покинул отчий дом и пережил сильный психический
 стресс на новом месте. Испытуе-мые отбирались довольно просто: это были
 молодые люди. подлежав-шие призыву в армию. Там они все без исключения
 заболели спрогнозированной язвой желудка.
  Таким образом, в начале психосоматического процесса обнаружива-ются
 стрессовые ситуации: разлука, переживание утраты и пр. Стресс
 труднопреодолим, когда человек, резервируя свою реакцию из детства,
 аппелирует к телесным областям, реагирующим слишком чувствитель-но на любую
 форму обиды. Если при продолжительном аффекте не удается преодолеть
 безнадежную ситуацию невротическим путем, то наступает:
  2. Стадия защиты (Phase der Abwehr). После первой фазы по-пытки
 невротического преодоления конфликта (Konfliktbewaltigun g) наступает
 соматизация (Somatisierung), т. е. вовлечение тела в пато-логический процесс
 в форме функционального расстройства. Послед-нее бывает настолько выражено,
 что зачастую ведет к стадии (сле-дующей)
  3. Психосоматического процесса (Phase des psychos omatischen
 Prozesses). На этой стадии пораженным оказывается тот или иной внутрен-ний
 орган (язва желудка, хроническое воспаление тонкой или прямой кишки (колит)
 и др.
 
 
 
 Регрессивная и прогрессивная защита
 
 
  Чего не хватает пациентам с психосоматическими расстройствами? Как
 порой и всем людям, пациентам не достает важного участника обще-ния или
 определенного идеала, которого они лишаются. По этой при-чине остаются
 непреодоленными чувства беззащитности и безнадеж-ности, поскольку для их
 компенсации была необходима помощь иде-ального или конкретного лица.
 Вовлеченное в психосоматический процесс тело. в принципе, может реагировать
 на это двумя способами:
  а) искать помощи и обрести ее, оживляя регрессивным путем ран-ние
 детские состояния. Особенно отчетливо это видно, скажем, на при-мере
 лежащего в постели язвенного больного, когда вследствие необхо-димости
 соблюдения диеты он снова испытывает тот уход за собой, какого желал в
 детстве (регрессивная защита);
  б) защищаться физически, телесно, привлекая для этого все име-ющиеся в
 запасе силы (прогрессивная защита), чтобы с успехом отра-зить возможные
 нападения. Однако это несет угрозу собственному существованию. Поэтому
 саккумулированная энергия и аффект гнева для исполнения защитных действий
 остаются неиспользованными. Они оказываются не отреагированными
 (abreagieren) и словно "застоявшимися" в теле. провоцируя потенциальный
 выход, который изначально нарушает системную деятельность внутренних
 органов, а в последую-щем приводит к тому или иному соматическому ущербу.
 
 
 Социальные причины
 
 
  Еще несколько слов о представленных Александром Мичерлихом социальных
 причинах психосоматических нарушений. А скорее, о социо-психосоматических
 нарушениях.
  Автор, ориентированный на марксизм, сводит социальные причины
 психосоматических заболеваний к капиталистическим условиям труда. Эти
 условия не дают людям возможности относиться к себе с требуемой
 бережливостью, беречь себя настолько, насколько это необходимо для телесного
 здоровья. Здесь можно возразить и указать, душа и тело вообще способны к
 расщеплению под воздействием мощных обременя-ющих факторов: стресса от
 телевизора, от работы на конвейере, напря-женных отношений с коллегами и
 начальством. Болезнетворные при-чины заключаются не в капиталистической
 системе производства, а в неблагоприятных внешних условиях современного
 индустриального общества в целом. Они держат людей под постоянным стрессом.
 Именно поэтому психосоматические нарушения не менее часто встреча-ются и в
 социалистических странах.
  В конечном счете, общество -- это мы сами . Часто собственная
 неблагоразумная манера жить осложняет удовлетворение элементар-ных
 биологических потребностей. К этому относится: чрезмерно потре-бительское
 отношение к жизни, бессмысленное шатание от одного увлечения к другому,
 отсутствие досуга в свободное время, недостаток спокойной обстановки и
 возможности размышлений, но прежде всего отсутствие удовлетворительных
 отношений с людьми.
  Во многих случаях психосоматическими больными становятся не в
 результате реальных стрессовых ситуаций, а -- ирреальных: не менее значимых
 внутренних инстанций "Сверх-Я". Последние оказывают давление на человека, не
 оставляет его в покое, пока он не заболеет; не в последнюю очередь это
 происходит оттого, что мы весьма нецелесооб-разно относимся к потребностям
 своего тела, часто обходимся с ним весьма насильственно, например, и тогда,
 когда принуждаем его доби-ваться чего-нибудь, несмотря на сильную
 усталость,-- будь это езда на автомобиле, интеллектуальная или физическая
 деятельность. Воспри-ятие наших телесных ощущений очень часто искажено.
  Эту проблему взяла на себя современная аналитическая терапия. В
 качестве примера приведу биоэнергетику Александра Ловена (Lowen. 1975),
 который в своем подходе отталкивался от вегетотерапевтических представлений
 Вильгельма Рейха, или развитую Артуром Яновым (1970) "первичную" терапию --
 терапию, основывающуюся на очень ранних, архаических процессах, или терапию
 первого крика (Primaer oder Urschreitherapie). Применяя подобные
 терапевтические формы, можно оживлять и тем самым делать ощутимыми те
 телесные чувства, которыми пренебрегают в психоанализе. Так, некоторые
 аффекты боли можно вы-свободить путем плача и криков, а гнева -- физическим
 противоборством:
  ударами, топаньем ногами и т.п. Аффект, в любом случае, должен быть
 отреагярован так, чтобы это привело и к объективно наблюдаемому, и
 субъективно ощутимому высвобождению (разгрузке -- Entlastung).
 
 
 
 Борьба за тело и три важных интеракционных образца
 
 
  Существенную роль здесь играет бессознательный процесс, суть которого в
 последнее время проясняется у меня при воспоминаниях о ряде случаев из
 собственной практики равно как и из супервизий. Речь идет о процессе
 "повторного усвоения" (Wiederaneignung) тела, отчужденного в результате
 отношений с матерью или другими близ-кими родственниками. Во всяком случае
 именно мать изначально руко-водит ребенком во время беременности, а затем,
 после физического рождения, выпускает его во внешний мир. При психическом
 рож-дении -- следуя Малер, Пине и Бергману (Mahler. Pine. Bergmann, 1975) --
 мать как бы отпускает растущего ребенка "на свободу " во вто-рой раз, давая
 ему тем самым возможность постепенно узнать собствен-ное тело, научиться
 распоряжаться им и освоить его потенциал (Becker S., 1975).
  Очевидно, что ребенок, "экспроприированный" матерью, освобож-дается от
 своей связанности и зависимости с большим трудом. Если же он все-таки
 сделает это, то расплатится своим чувством вины.
  В других случаях освобождению препятствуют "интервенциям в манере
 поведения матери. Из-за патологического страха в случае, ска-жем, отсутствия
 стула, она может сделать ребенку клизму. И делать это постоянно. Тем самым
 проявить неуважение к внутреннему телесному пространству ребенка. К
 сожалению подобные злоупотребления черес-чур властной матери, не уважающей
 частные права своего растущего ребенка и постоянно их нарушающей, не столь
 уж редки.
  Еще один, третий, патогенный пример отношений -- это не-отношение
 (Nicht-Beziehung). Оно состоит в том, что на ребенка не обра-щают внимания,
 пренебрегают им или вообще презирают его. В таком случае ребенок чувствует
 себя заброшенным и униженным; его естест-венные потребности в эмоциональной
 поддержке и нарцистическом ува-жении неизбежно фрустрируются.
  Мы еще не упомянули один, много раз описанный в последнее вре-мя,
 феномен, а именно "pensee operatoire" (от франц.-- "механическое мышление")
 французских авторов Marty и де Muzan (1963) или "алекситимию" (от греч.
 "а"--неспособность, "lexis" -- слова. "thymos" -- душа, настроение, чувство)
 работающих при Массачусетсом госпитале в Бостоне ученых Нэмая (имя
 англизировано от немецкого Ноймайер) и Сифнеоса (Nemiah and Sifneos. 1970).
 Эти красочные выражения передают следующее.
  Психосоматические больные мыслят автоматически. Они говорят о
 совершенно посторонних предметах -- своей машине, погоде. У них мало
 фантазий, воображения, слаборазвито чувство присутствия другого человека.
 Наибольшее, к чему способны такие люди, это представление других такими же.
 как и они сами. Тем самым происходит изготовление из другого человека
 собственного дубликата (Doppel) -- редупликация (R eduplikation).
  Сравнение с Буратино (Пиноккио) -- деревянным человечком, который ищет
 своих родителей -- делает "деревянный" облик, по кото-рому можно распознать
 психосоматического больного, более явным и образным. Если же обратиться к
 подобным людям со вниманием, дать им понять, что принимаешь их манеру и
 воспринимаешь их заботы всерьез, эти люди раскрываются. Они начинают
 рассказывать о своих болезненных переживаниях или о жестоком обращении с
 ними близких или родственников. Они снова начинают ощущать подавляемый
 годами гнев. способный подчас, привести к "психосоматическому кризу" (Wudok,
 1978). Его можно сравнить со спящей собакой, которая была раз-бужена и снова
 начала тявкать и кусаться. Высвободились связанные с психосоматическими
 симптомами угрожающие аффекты. Последние, и в самом деле, носят угрожающий
 характер, поскольку могут обра-щаться против других людей или самого себя.
  У одного супервизированного мной пациента, страдавшего
 психосо-матическим расстройством, гневные вспышки, направленные против
 других пациентов и персонала клиники сменялись суицидными попыт-ками. В
 других случаях направленный вовне гнев разряжается в делинквентном
 (криминальном) поведении или (чаще всего) в алкоголь-ных эксцессах.
 
 
 5.3. Стационарная психотерапия
  В связи с вышеописанным психоаналитическая терапия психосома-тических
 больных весьма затруднена. Амбулаторное лечение требует много времени и
 терпения. С самого начала посредством участливого и понимающего обращения
 необходимо сформировать у пациента пред-посылки, с помощью которых можно
 будет в дальнейшем разрешать многослойные защитные конфликты, проявляющиеся
 в течение психо-соматического процесса.
  При стационарной психотерапии сами условия клиники позволяют пациентам,
 находясь под опекой медперсонала, предаваться регрессив-ным инфантильным
 желаниям, выполняющим роль защиты. Клиничес-кая замкнутость позволяет также
 проявляться личному существованию в форме угрожающих атак внутренне скрытого
 объекта (verinnerlichten Objekt). Переживание агрессивности в ее
 разнообразных проявлениях (предоставленное психосоматической клиникой)
 позволяет, наконец, проработать оставшиеся нерешенными внутренние конфликты.
 Обяза-тельным условием подобной проработки является следующее:
 терапев-тическая группа должна терпеть регрессивно оживляемые
 орально-глотательные (oral-verschlingenden) или агрессивно-деструктивные
 аффекты и опознавать перенесенные на различные лица образцы пер-вичных
 отношений, интегрировать их и в интегрированной форме воз-вращать пациенту
 (Janssen. 1987).
  Названные бессознательные процессы, как правило, идут по нара-стающей у
 пациентов, страдающих Психосоматическими расстройст-вами. Чаще всего они
 реактивируются посредством психоаналитически ориентированной терапии.
 Подобная реактивация является предпосыл-кой, без которой проработка задним
 числом нарушенных стереотипов отношений и связанных с ними аффектов была бы
 вообще невозможна. Индивидуальное развитие базисного конфликта в форме
 определенной психосоматической болезни в данном случае не столь определенно.
 По-этому можно избежать детального обсуждения картин психосоматичес-ких
 заболеваний в смысле частной психосоматики. Если же поняты лежащие в их
 основе бессознательные процессы, то можно объяснить и отдельные болезни.
  При основной ( эссенциальной) гипертонии, к примеру, такими про-цессами
 являются заранее назревающие аффекты гнева, неослабеваю-щие. поскольку с
 ними связана внешняя опасность. Если, скажем, слу-жащий отреагирует свою
 накопившуюся злость к своему начальнику, то ему гарантировано немедленное
 увольнение.
  При похудении сказывается предшествующий диктат матери, предпи-сывавший

<< Пред.           стр. 21 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу