<< Пред.           стр. 22 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 подрастающей дочери когда, что и сколько есть. Единственная форма
 сопротивления дочери -- отказ от еды. При этом бессознательно она
 демонстрирует матери, что не нуждается ни в ней, ни в ее пище.
  В отдельных случаях еда несет в себе разнообразное бессознатель-ное
 значение. Например, она означает: "Потом ты будешь толста как мать, также
 зависима от мужа, также покорна. Все из-за этого! Не смей становиться такой
 же (fraulich und mutterlich), как мать!" Ценой оказы-вается истощение. В
 экстремальных случаях -- смерть.
  При ожирении -- еда возмещает чувства, возбуждающие голод и
 успокаивающие страх остаться полностью истощенным. Однако удовлетворения не
 наступает уже хотя бы потому, что еда представляет собой лишь замену
 желаемому, но отсутствующему участию других людей.
  Особенно очевиден бессознательный саморазрушительный момент в
 актуальной на сегодняшний день булимии: в ненасытном поглощении большого
 количества пищи. После чего эта пища отрыгивается с по-мощью искусственно
 вызванной рвоты. Тем самым пациент грубо вмеши-вается в естественно
 управляемые физические процессы. Своим причуд-ливым поведением такие люди
 бессознательно выражают свое ощущение жизни в связи с пищей и ее
 перевариванием, как жизни, преимуществен-но не имеющей сколь-нибудь
 существенной ценности. Жизнь, самое большее, представляется им чем-то вроде
 транзитного перехода или мимикрии.
  Возможность осмысленных межчеловеческих отношений в обыден-ной
 человеческой жизни позволяет избежать подобного патологичес-кого развития.
 Драматичность ситуации заключается не в том, что люди, борющиеся с
 проблемами, связанными с едой, потеряли смысл в жизни, еще будучи детьми. А
 в том. что здесь,-- и это демонстрирует психоаналитическое лечение --
 виноваты родители, которые не уважа-ли самостоятельность своего ребенка и
 постоянно, часто бессознательно ею злоупотребляли.
 
  5.4. Профилактика
 
  В смысле профилактики из вышесказанного можно извлечь, по крайней мере,
 один урок -- следует уделять нашим детям достаточное количество времени,
 правильно вести себя по отношению к ним для того. чтобы иметь возможность
 хотя бы отчасти исполнять их разнооб-разные переменчивые желания. А
 поскольку из-за своих многочислен-ных общественных предрассудков мы еще не
 готовы к этому, не стоит удивляться, что психосоматические нарушения
 встречаются в настоящее время весьма часто, находясь, разумеется, в прямой
 причинно-следст-венной зависимости от внешних и внутренних стрессовых
 факторов. Например, женщины, в особенности, боятся развода (85% страдает
 после него от телесных недомоганий). Постоянной нагрузкой является и стресс
 на рабочем месте. Его воздействие особенно возрастает тогда, когда всех
 способностей и сил уже не хватает на то, чтобы с требуемой отдачей
 преодолевать существующие препятствия и добиваться поставленных целей.
 Текущие паузы, восстанавливающие физическое здо-ровье, в этом случае, либо
 чересчур коротки, либо вовсе отсутствуют.
  Дополнительную опасность представляет та форма насилия, при ко-торой мы
 сами плохо обращаемся со своим телом. Подобное поведение можно особенно
 отчетливо проследить на примере пациентов, имеющих склонность к
 сердечно-сосудистым заболеваниям и, как следствие,-- к инфарктам. Эти люди
 постоянно переутомляются, не обращают вни-мания на необходимость в отдыхе и
 самым грубым образом принуждают тело к нагрузкам, к которым оно биологически
 не приспособлено. В пси-хоанализе пациентов, страдающих психосоматическими
 расстройствами, неизменно бросается в глаза нехватка эмоционального участия
 в раннем детстве. Внутренняя психодинамика этих людей показывает и избыток
 агрессивности. Эта та самая агрессивность, которую они познали в дет-стве и
 теперь бессознательно распространяют и на тело.
  Итак. мы обозначили два центра тяжести психосоматических рас-стройств:
 1) дефицит самости (Selbst-Defizit) и 2) базисный кон-фликт (Basis-Kon
 flikt).
  Болезненный дефицит эмоционального участия постоянно изнуряет душу и
 тело, а базисный конфликт не позволяет обрести покой из-за связанного с ним
 экзистентного страха перед сверхвластным объектом.
 
 6. Делинквентное поведение
 
 
  6.1. Общественные аспекты
 
  Делинквентное и криминальное поведение поддерживается посред-ством
 многоуровневых общественных процессов. Поэтому стоит коротко перечислить их
 в начале этого параграфа. Было бы неверно рассмат-ривать лишь индивидуальную
 проблематику отдельных делинквентных случаев и оставлять без внимания
 социальные причины уголовного поведения.
 
  Согласно Роберту Мертону (Merton, 1971) некоторым людям труд-но
 отречься от делинквентного поведения потому, что в нынешнем обще-стве
 потребления подавляющее большинство любой ценой стремится к доходу,
 потреблению и успеху. Поэтому людям, выброшенным обще-ством, так или иначе
 отодвинутым в сторону, очень тяжело достичь всех желанных целей легальным
 путем. В связи с этим они настроены или вынуждены пытаться достичь успеха
 криминальным образом. Такие люди совершают растраты, обманывают, воруют или
 грабят, короче добывают себе все то, что не могут заполучить законным путем.
  На первый взгляд кажется очевидным, что это преимущественно люди
 неимущие. То есть, в основном, те, кто принадлежит к т. н. ниж-нему слою
 общества (Соеn, 1955). Но не стоит недооценивать и возро-сшую в последнее
 время индустриальную криминальность (подкупы. взятки, растраты) в " высших
 кругах".
  Подчас роковую роль в судьбе криминальной личности играет склонность
 общества навешивать ярлыки (Labeling-Ansatz) (Becker H., 1974: Schure,
 1971), когда человек, однажды названный преступником, в значительной
 степени, утрачивает возможность жить иначе, как толь-ко совершая
 криминальные действия. Делинквентная "карьера" осуще-ствляется, таким
 образом, в следующей последовательности:
  1. Первичное, случайно совершенное преступление (делинквентность).
  2. Наказание.
  3. Вторичная делинквентность.
  4. Более тяжкое наказание.
  5. Более серьезное Делинквентное поведение.
  Таким образом, возникает порочный круг. двигаясь по которому,
 делинквентные личности постоянно наносят вред и себе и окружающим. Между
 делинквентными личностями и людьми, которые их преследуют, возникает некий
 стереотип отношений, который уже рассматривался нами при обсуждении
 психосоматических нарушений. Это, главным образом, насильственные
 взаимодействия, при которых одни демонст-рируют другим свою власть, не
 считаясь с личностью потерпевшего.
  С одной стороны находятся властные государственные учреждения (полиция,
 государственная прокуратура, суд), чья законность под-тверждена демократией
 (часто упускаемый факт), с другой -- делинквентная личность, чувствующая
 себя в праве добыть себе якобы при-читающееся ей "добро". Процесс
 "добывания" осуществляется либо с помощью грабежа (квартиры, банка), либо
 разбоя, либо косвенным путем: мошенничество, растрата и др.
  Согласно Паулю Рейвальду общество само, как это ни парадоксаль-но.
 посредством неоправданных действий и чересчур серьезных нака-заний,
 воспитывает преступников, от которых хотело бы изба-виться. Такой ход мысли
 многим покажется не столь уж очевидным, поскольку при оценке соотношений
 между индивидуальными делинквентными личностями и преследующим их обществом
 задействованы личные защитные механизмы. Это проективные процессы, состоящие
 в том, что криминальные компоненты любого человека проецируются на людей,
 реально совершающих те или иные преступления, и которые вследствие этого
 кажутся еще более криминальными, нежели являются таковыми на самом деле.
 Поэтому наказания часто бывают строже, чем человек того реально заслужил.
 Можно даже допустить, что наказание представляет собой бессознательное
 заменяющее удовлетворение (Ersatz-befriedigung) личных
 агрессивно-криминальных импульсов.
  Этим я вовсе не хочу сказать, что легализованное преследование и
 наказание, а также взвешенное вынесение судебного приговора, как это
 происходит в судебном праве, вообще искажено проективными процес-сами и
 служит в конечном счете лишь заменяющим удовлетворением для представителей
 исполнительных органов и суда. Я хочу лишь сде-лать предположение, что при
 суровых наказаниях, слишком бросаю-щихся в глаза, возможно, определенную
 роль играют вышеназванные процессы, поскольку психоанализ вполне допускает
 их существование и у юристов. Сюда относятся и те учителя, которые
 наказывают своих учеников тем строже, чем сильнее у тех переживания по
 поводу непере-житого самими учителями. В своей книге "Преступник и его
 судьям (1929) Гуго Штауб и Франц Александер попытались взглянуть на мир
 статей и параграфов закона психоаналитически, а в своей теории пре-ступлений
 заклеймили бессознательное участие общества в объективно ошибочных
 приговорах.
 
 
 6.2. Индивидуальные аспекты
 
  Люди с делинквентным поведением не в состоянии решить свои вну-тренние
 конфликты с помощью невротических защитных механизмов. Однако они не
 разрушают свой контакт с реальностью, как шизофрени-ческие больные, которые
 отстраняются и уходят в мир иллюзий. Чтобы выстоять перед невыносимым
 внутренним напряжением, они не прибе-гают и к помощи телесных заболеваний. И
 тем не менее они порывают с реальностью и спасаются от внутренней
 действительности тем, что предпринимают запрещенные действия, пресекаемые
 полицией, преследуемые государством и наказуемые по закону. Если
 присмотреться к стереотипам поведения, бывших у этих людей в их детстве, то
 вполне возможно установить наличие у них травматизирующих доэдиповых
 нарушенных отношений, которые мы обнаружива-ли у людей, заболевавших
 психозами или психосоматическими заболе-ваниями. Предыстория делинквентного
 поведения не менее драматична:
 
  делинквентных людей не любили в детстве. По меньшей мере, на них не
 обращали внимания, их воспитание оапускалим, эти люди пережи-вали
 экстремальное состояние "недостатка", дефицита общения и внимания со стороны
 взрослых. Трагическое последствие этого -- острый дефицит в душевных
 структурах.
  К этому часто присоединяются дополнительные травматизации:
  С. детьми жеcтоко обращаются (телесные наказания) (Beiderwieden et
 all., 1986) или, что чаще, они воспитываются в условиях душевной жестокости
 и безразличия. И тут снова проявляются потенциально криминальные социальные
 условия "низов", стиль воспитания в кото-рых столь тесно связан с
 наказанием. Ребенок, выросший в подобной среде, вряд ли научится чему-то
 другому, кроме как знанию о наказа-ниях или жестоком обращений. Подобный
 опыт "жертвы", пострадавшего. распространяется от него в дальнейшем на
 других людей. Проис-ходит типичная "идентификация с агрессором" (Анна Фрейд,
 1936 -- Identifizier ung mit dem Agressor),1 когда насильник
 проделывает со своими жертвами все то, что проделывали над ним самим в его
 детстве (MoserT., 1972).
  Мы ознакомились с существенной психодинамикой при делинквентном
 поведении; которая делает понятной специфически на-сильственную форму
 подобного стереотипа отношений; Стереотипа. в значительной степени и надолго
 препятствующего здоровому само-развитию.
  В связи с этим голландские авторы из Мездагской клиники в Гронингене
 говорят о "психопатии развития" (Reicher. 1976). В дословном переводе это
 означает --"болезненное душевное развитие". Разруши-тельные бессознательные
 процессы, первоначально идущие извне, нано-сят вред развивающейся личности.
 Затем, по мере их "овнутрения" эти процессы причиняют зло собственному "Я".
  Нельзя обойти здесь стороной и параллели с разработанным Балинтом
 фундаментальным нарушением (Gmndstoerung), характеризую-щимся недостатком
 эмоционального участия и более близким мне базисным конфликтом при
 психосоматических расстройствах.
  В то же время часто обнаруживаются и особенности пограничной личности
 (Kemberg, 1975, 1976). Сюда относятся архаические страхи перед
 самоуничтожением, отсутствие способности любить, допускающее лишь беглые,
 поверхностные контакты, большая замкнутость и частые тяжело переживаемые
 психические состояния, связанные с чувствами бессмысленности, бессильного
 гнева и отчаяния. Подобные состояния переносятся легче, когда есть
 возможность позабыть о невыносимости личной ситуации в группе
 единомышленников (по английски "gang", по немецки -- "Bande"). Если же при
 этом совершаются совместные пре-ступления, то нападению подвергаются
 представители общества, поскольку преступления такого рода являют собой
 среди прочего еще и акты мести. Соучастники в этом случае перестают быть
 жертвами тех своих родителей, которые слишком дословно применяли
 воспитатель-ную силу. Но они и не жертвы анонимных инстанций, не позволяющих
 им занять удовлетворяющее их положение. Теперь они виновники (Tater),
 действующие активно. В конце концов можно найти удовлетво-рение и в том, что
 ты по своей воле преступаешь запреты.
  К фантазиям мести часто присоединяются фантазии величия и вели-колепия.
 Они тождественны фантазиям при нарцистических наруше-ниях личности. Наконец,
 делинквентный поступок дает возможность почувствовать себя лицом,
 противостоящим правоохранительным орга-нам государства и общества.
  Конечно, это тем более не трудно, если представители государства и
 общества действительно в чем-то повинны. Однако при делинквентном поведении
 чаще действуют проекции на общество личных негативных составляющих, в
 которых это общество выглядит (иллюзорно) более плохим, чем оно есть в
 действительности (полицейские, которых мож-но низвести до "бульдогов"или
 "ментов"; представители юриспруден-ции. которым не верят, что они всерьез
 пытаются выяснить истинное положение вещей и соответствовать букве закона).
  В заключение еще несколько слов по поводу специфически полово-го
 делинквентного поведения. Согласно Каролю Смарту (Smart, 1976) убийство
 детей, проституция и воровство в магазинах чаще встречаются среди женщин,
 чем среди мужчин. Мужчины чаще угоняют автомобили, учиняют разбои, кражи,
 наносят телесные повреждения, убивают; не в последнюю очередь стоит назвать
 и типично мужское преступление -- изнасилование. При судебном
 разбирательстве женщин намного легче признают невменяемыми и поэтому они, в
 отличие от мужчин, скорее попадают в психиатрические клиники, нежели на
 скамью подсудимых. Тем не менее различия в криминальном поведении за
 последние годы в целом сглаживаются, поскольку -- и вследствие женского
 движения тоже -- женщины перестают воспринимать себя как домашних и
 зави-симых существ и конкурируют с мужчинами. Они точно так же, как и
 мужчины, принимают участие в выработке механизмов общественных требований,
 например, требований успеха и потребления. Тем самым они неизбежно и в
 равной степени становятся жертвами господствую-щих социальных отношений, как
 и мужчины.
 
 
 6.3. Терапия
 
  Психоаналитическое лечение преступников непросто по причине крайнего
 дефицита душевного участия в условиях тюремной или лагер-ной жизни. Однако,
 предпринимая определенные усилия, как персонал так и отдельный
 психотерапевт, получают возможность компенсиро-вать социализационный дефицит
 хотя бы настолько, чтобы стала возмо-жной пост-социализация
 (Nachsozialisation). Необходимой предпосыл-кой для этого является, однако,
 следующее условие: отвечающие за суд и наказание инстанции должны принять во
 внимание описанные здесь бессознательные процессы у делинквентных личностей.
 Тем самым, эти наказу ющие органы не будут бессознательно способствовать
 тому, чего должно избегать, а именно, стремлению делинквента к повторению
 уго-ловного действия.
  Судебные и юридические учреждения со времен реформы уголов-ного права
 переменились к лучшему, не в последнюю очередь благо-даря влиянию
 психоаналитической мысли. (Читатель, конечно, пони-мает, что речь идет о
 Германии -- прим. редактора). К сожалению, из-за отсутствия поддержки со
 стороны значительных политических инстанций и ограниченности материальных
 средств первоначальные планы ставить преступников на путь добродетели не
 посредством наказания и заключения, а с помощью лечения в
 социальнотерапевтических учреждениях, до сих пор не реализуются на практике
 в той мере, в ка-кой того хотелось бы. Поэтому не стоит удивляться, что в
 больших го-родах преступность постоянно растет.
 
 
 
  7. Алкогольная и наркотическая зависимость
 
  7.1. Алкоголизм
 
  Определение
 
 
  В этой главе я ставлю тему алкоголизма на первое место , посколь-ку на
 сегодняшний момент очень многие люди страдают именно от алко-гольной
 зависимости. Подсчитано, что 4% населения ФРГ являются алкоголиками. Это
 приблизительно 2,5 миллиона человек (Feurlein, 1979). Часто складывается
 впечатление, что проблема злоупотребле-ния алкоголем не столь опасна для
 общества и менее интересна, нежели проблема злоупотребления наркотиками.
 Конечно, она возможно и не настолько экзотична, как проблема тех. кто нюхает
 кокаин, не столь драматична, как героиновая зависимость, но в
 общественно-политичес-ком смысле имеет, отнюдь, не меньшее значение.
  В психоанализе само собой на первый план выдвигаются проблемы влечений
 людей с алкогольной зависимостью. Орально-сосущее поведе-ние (oral-saugendes
 Verhalten) людей с алкогольной зависимостью столь очевидно, что позволяет
 углядеть в этом продолжение поведения мла-денца по отношению к материнской
 груди. Бутылка или стакан могут иметь даже преимущество по сравнению с
 материнской грудью, по-скольку они всегда есть в распоряжении.
  Акт выпивания подразумевает действие алкоголя, заключенного в пиве,
 вине или водке; это легкое возбуждающее и в то же время успокаивающее
 действие. После такого благоприятного опыта чело-век, в особенности,
 внутренне опустошенный или испытывающий силь-ное беспокойство, будет снова
 искать алкогольное наслаждение. Все возрастающие у алкоголиков толерантность
 (привыкание) к действию алкоголя, требующая повышения доз, и похмельный
 синдром создают дополнительные условия, способствующие повышению алкогольной
 зависимости.
 
 
 Психодинамика
 
  Как непосредственное поглощение, так и действие алкогольных напитков,
 выступают в качестве защитных механизмов, которые за-щищают алкоголика от
 невыносимых внутренних душевных состояний.
 
 
  Это могут быть чувства страха, вины, стыда, не отражающиеся, как и при
 неврозах или психозах, или психосоматических расстройствах, с помощью
 специфических защитных механизмов, а просто-напросто "заливаемые" алкоголем.

<< Пред.           стр. 22 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу