<< Пред.           стр. 28 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 психоанализа. Теория и методы трансактивного анализа под-робно описаны
 Леонардом Шлегелем в пятом томе его "Основ глубин-ной психологии" (Leonhard
 Schlegel "Grundriss der Tiefenpsychologie" Band 5. 1979).
  Образная терапия (Gestalttherapie). Согласно теории образной терапии,
 заблокированные внутренние резервы проявляются в про-цессе контакта человека
 со скрытыми в нем образами, видениями и т. п. И если феномены сопротивления
 (WiderstancJsphaenomene) при этом как и в психоанализе подлежат
 интерпретации, то толкования бессознательного содержания не дается (см.
 Hartmann-Kottek-Schro ederl986).
  Биоэнергетика (Bio-Energetik) представляет собой метод лечения душевных
 расстройств, основанный на понимании тех или иных телес-ных симптомов. В
 своей книге, освещающей современное состояние био-энергетики. Александр
 Ловен (Alexander Lowen 1979) вслед за Виль-гельмом Рейхом (Wilhelin Reich),
 большое место в работах которого уделяется, в частности, рассмотрению
 различных физических проявле-ний нарушений психики, подчеркивает
 необходимость досконального изучения языка тела. Родство приведенной теории
 с психоаналитическими концепциями, в особенности, с анализом характеров
 (Charakteranalyse) Вильгельма Рейха (1933) представителями биоэнергетики
 признается и воспринимается, как фактор во многих отношениях поло-жительный.
  Много общего с психоанализом имеет и т. н. "терапия первичного крика"
 ("Urschreitheraple"). более известная как первичная терапия
 (Primaertherapie, Arthur Janovs 1970).
  Основным инструментом данной терапии является регрессия, при которой
 пациент погружается в бессознательные области боли, страха, страдания,
 отчаяния и гнева, недоступные ему при других обстоятель-ствах по причине
 существования защитных механизмов. Посредст-вом этого вскрывается "первичная
 боль" ("Urschmera"). связанная с драматическими переживаниями раннего
 детства. Повторное ожив-ление неприятных эмоций или. иначе говоря, "примула"
 (Primein) позволяет пациенту открыто выразить подавленный "первичный крик"
 ("Urschrei"). т. е. без всякого стеснения плакать, жаловаться, злиться и т.
 д. Это в свою очередь ведет к исчезновению беспокоящих его симптомов *.
  В известном смысле первичная терапия -- предприятие даже более смелое,
 чем сам психоанализ. Предпринимаемые в рамках первичной терапии длительные
 групповые сеансы, проводимые в затемненном помещении, позволяют достигать
 более глубокой и продолжительной регрессии и, в каком-то смысле, даже более
 эффективных результатов, чем сеансы психоаналитические.
  Однако, необходимо еще раз подчеркнуть, что все вышеперечис-ленные виды
 терапий не совсем удовлетворительны: поведенческая терапия упускает
 бессознательное значение человеческого поведения, проблему переноса и
 контр-переноса; разговорная психотерапия, учи-тывая возможность переносных
 реакций, воспринимает их, тем не менее, как нечто вредное; и только в рамках
 трансактивного анализа, ориентированного прежде всего на биоэнергетику, и в
 еще большей степени первичной терапии признается психоаналитическая
 концеп-ция, согласно которой психические расстройства являются следствием
 драматического опыта в ранних отношениях человека и не могут быть преодолены
 без их повторного оживления. В последнем утверждении содержится, по сути,
 определение важнейшего психоаналитического принципа.
 
  * Что касается общности между психоанализом и первичной терапией, то
 доказатель-ством этого может служить, в частности, пример психолога и
 психоаналитика Аль-берта Герреса (Albert Goerres). практиковавшего в клинике
 Мюнхенского универ-ситета первичную терапию наряду с психоанализом.
 
 
 2. Условия, необходимые для успешного применения
 психоаналитических методов
 
  2.1. Со стороны психоаналитика
 
  Важнейшим фактором успешного применения психоаналитического метода
 наряду с внешними условиями терапии представляется личность самого
 психоаналитика. К сожалению, этот факт достаточно скупо осве-щается в
 литературе, посвященной психоанализу. Недостаток такого рода информации в
 какой-то мере восполнил недавно вышедший сбор-ник, в который включены работы
 на эту тему, написанные известными психоаналитиками (Kutter et al., 1988).
 Основную мысль этого сбор-ника можно сформулировать так: психоаналитик
 должен воспринимать себя как важный субъективный фактор терапии и стремиться
 к самопо-знанию. Именно в связи с этим неотъемлемой частью
 психоаналитичес-кого образования становится учебный анализ. Последний
 предостав-ляет начинающему терапевту возможность изучить самого себя,
 разо-браться в своих собственных конфликтах и таким образом достичь довольно
 высокого уровня самопознания. В то же время есть серьезные основания
 полагать, что высокий уровень познания собственной лич-ности гарантирует
 более успешное понимание других людей, т. е. в на-шем случае -- пациентов.
  Сказанное в равной степени относится к психоаналитикам, получив-шим
 психологическое образование и к тем. кто закончил медицинское учебное
 заведение.
  Самопознанию аналитика способствует также групподинамическии практикум.
 Атмосфера группы позволяет будущим специалистам соста-вить наглядное
 представление о собственной манере поведения. Участ-
 
 
  * Ранее бытовало мнение, что медицинское образование, подразумевающее
 воспита-ние чувства ответственности за жизнь пациента, является лучшим
 гарантом подлин-но психоаналитического поведения, однако десятилетняя
 преподавательская деятельность во Франкфуртском университете убедила, лично
 меня, что и в чисто пси-хологическом образовании есть свои неоспоримые
 преимущества. Психология -- это, говоря просто, наука о переживаниях людей.
 Поэтому студенты, изучающие психологию, занимаются прежде всего этим
 вопросом, что и является в некотором смысле залогом самопознания.
 Разумеется, нельзя не упомянуть в контексте психо-логии об опасности
 превращения человека в абстрактный объект статистического или какого-либо
 иного исследования. Реальность такой угрозы доказала современ-ная медицина.
 Сконцентрировав свое внимание на патологии и химических лекар-ственных
 препаратах медики кажется совсем позабыли о человеческой личности.
 
  ники групдодинамического практикума откровенно высказывают свое мнение
 по поводу коллег, открывая им глаза на неизвестные им сторо-ны их личности.
 Критерием объективности высказанного мнения может служить в данном случае
 его поддержка большинством участников пра-ктикума. Максимум информации 6
 своих собственных положительных и отрицательных качествах, предоставляемый
 такими занятиями, облег-чает психоаналитику в будущем понимание реакции
 пациента, которая во многих отношениях есть не что иное, как реакция на
 поведение ана-литика. Оно же, в свою очередь, должно соответствовать
 главному пра-вилу психоаналитической терапии -- "сдержанности" (Abstinenz).
 Пси-хоаналитику необходимо научиться контролировать свои чувства по
 отношению к пациенту.
 
 
 2.2. Со стороны пациента
  Идеальный пациент не только жалуется на определенные сим-птомы, но и
 связывает их с конкретными психическими пережива-ниями, поэтому, он готов
 активно участвовать в процессе анализирования. От успешности сотрудничества
 аналитика и пациента или, иными словами, от степени участия последнего в так
 называемом "лечебном альянсе" (Arbeitsbuendnis), подразумевающем лишенное
 невоотичности. рациональное и разумное отношение анализируемого к
 аналити-ку, во многом зависит эффективность самой терапии (Greenson 1967).
 Под сотрудничеством понимают прежде всего готовность пациента сво-бодно
 ассоциировать, т. е. рассказывать обо всем. что придет ему в голову, не
 обращая внимание на чувства стыда, стеснения, страха или вины. Такая
 откровенность подразумевает высокую степень доверия, которая не может
 возникнуть сразу в начале анализировать, а созида-ется постепенно.
  Краткий пример даст читателю представление о том. каким образом
 психоаналитик выясняет, готов ли пациент к сотрудничеству:
  Аналитик. Я пытаюсь Вас понять. Мне бы очень хотелось сотрудни-чать с
 Вами. Это помогло бы нам лучше понять причину Ваших страданий.
  Пациентка. Но почему же тогда Вы мне не помогаете?
  Аналитик. Я Вам уже помогаю, просто я не делаю никаких поспеш-ных
 выводов. Меня ведь интересуют совсем не симптомы, меня интересуют
 психические проблемы, которые симптомы вызывают. Почему бы Вам тоже не
 заинтересоваться этим.
  Пациентка. Хорошо. Но я сомневаюсь, смогу ли я Вам помочь. Мне кажется,
 причины мне неизвестны.
  Аналитик. Я готов помочь Вам в них разобраться. Главное -- наша
 совместная работа, а она станеть возможной при одном условии. Вам
 необ-ходимо сообщать мне обо всем, что Вы чувствуете. Итак, с чем, по Вашему
 мнению, могут быть связаны Ваши страдания?
  Пациентка. Скорее всего с моей супружеской жизнью.
  Аналитик. Это вполне вероятно. Мы займемся этим вопросом. Одна-ко
 важнее другое: Вы сами понимаете, что несчастны в браке, а значит,
 разобраться в причинах несчастья будет уже легче.
 
  3. Психоаналитическая ситуация
 
  Обратимся теперь к рассмотрению самой обстановки (setting)
 психоаналитического сеанса. Классическая ситуация выглядит сле-дующим
 образом: больной лежит на кушетке, психоаналитик сидит в кресле, стоящем за
 кушеткой. Такое положение, при котором пациент не видит психоаналитика,
 призвано способствовать свободному тече-нию ассоциаций анализируемого.
 Однако упомянутая в предыдущем параграфе сдержанность психоаналитика,
 выражающаяся в том, что последний избегает непосредственной реакции на слова
 пациента и, в отличие от обычного разговора, ограничивается молчанием и
 вопро-сами, способна приводить к дополнительной фрустрации анализи-руемого и
 создавать атмосферу своего рода вакуума человеческих отношений.
 
  В своей книге "Психоаналитическая ситуациям Лео Стоун (Die
 Psychoanalytische Situation. Leo Stone 1973) говорит в этой связи, в
 част-ности, о характерном для психоаналитического сеанса состоянии
 разъ-единения, которое парадоксальным образом сосуществует с необычной для
 повседневной жизни доверительностью и интимностью. Этот пара-докс
 характеризуется как "интимное разделение" или "раздельная интимность". По
 этой причине психоанализ подчас разочаровывает, ожидания людей.
 Искусственная ситуация аналитического сеанса не способна удовлетворить
 потребности межличностного контакта. Здесь происходит возбуждение фантазии,
 возникают навязчивые повторения одной и той же темы, что способствует
 анализировали" психики, одна-ко вряд ли похоже на приятный разговор. Феномен
 психоаналити-ческой ситуации в разное время становился объектом исследования
 не только психологии" но и других наук, поэтому имеет смысл ознако-миться со
 "сторонним мнением".
  В лингвистике склонны воспринимать ассоциирование пациента как своего
 рода рассказ о субъективных переживаниях, проводя параллели между ним и
 стилистическими приемами, свойственными художествен-ной литературе.
 Писатель, сочиняющий роман, заимствует подчас мате-риал для работы из
 собственной биографии или использует факты из жизни своей семьи 5.
  В социлогии психоаналитическая ситуация рассматривается как контакт
 двух индивидов, опирающийся на определенные социальные правила:
 независимость пациента остается неприкосновенной; роли уча-стников сеанса
 заранее известны; психоаналитик лишь предлагает паци-енту свои
 профессиональные услуги в решении тех или иных внутрен-них конфликтов.
 Возникающая во время сеанса атмосфера доверия, способствующая достаточно
 свободному выражению пациентом своих подлинных эмоций, позволяет аналитику
 разобраться в переживаниях анализируемого. В принципе, считается, что
 пациент вполне способен сам отыскать причину своих страданий, однако
 испытывает с этим вре-менные затруднения, что и влечет за собой обращение за
 помощью к спе-циалисту (Oevermann u. а. 1976).
  Согласно политологии психоаналитик, безусловно, применяет к па-циенту
 власть. В контексте развития этой предпосылки, делается пред-положение, что
 пациент, в известном смысле, доверяет свою личность психоаналитику и тем
 самым добровольно отказывается от собственной независимости. Утрированная
 картина таких отношений неизменно включает в себя образ всемогущего
 аналитика и бессильного, зависи-мого пациента. К сожалению, находятся факты,
 подтверждающие это. Психоаналитик действительно может злоупотреблять
 доверием пациен-та и даже наносить ему вред, что. доказывает, в частности,
 автобиогра-фия Дерте фон Дригальски "Цветы на граните" (Doerte von Drigalski
 "Blumen auf Granit" 1979). Однако подчеркивается и то обстоятельство, что
 при отсутствии свободного течения ассоциаций со стороны пациента
 психоаналитик бессилен что-либо предпринять, поскольку строит все свои
 умозаключения на основании слов пациента. Что касается риска нанести
 пациенту вред, то. к примеру, Роберт Ланг (Robert Langs 1987) решает эту
 проблему в несколько нетрадиционном ключе. Согласно его мнению, терапевты,
 несмотря на выработанное в течение учебного анализирования умение быстро
 разбираться в причине собственных внут-ренних конфликтов, страдают тем не
 менее, подчас, точно такими же нервными расстройствами, что и их пациенты.
 Аналитик, не подозрева-ющий об этом. может бессознательно, пользуясь
 феноменом переноса. использовать пациента для решения собственных проблем.
 Подобные "терапевтические заговоры" ("therapeutischeVerschwoerung" R. Langs)
 могут иметь место в практике недостаточно образованных или недоста-точно
 опытных терапевтов. В частности, мой более чем двадцатилетний опыт работы с
 пациентами убеждает, что вероятность возникновения описанной ситуации
 ничтожно мала.
 
 
 4. Психоаналитический метод в узком смысле
 
  Суть психоаналитического метода во многом определяется суще-ствованием
 в нем двух парных, биполярных концепций: концепции "желания и сопротивлениям
 ("Wunsch und Widerstand ") и "переноса и контрпереноса" ("Uebertragung und
 Gegenuebertragung").
 
  4.1. Желание и сопротивление
 
  Пациенты, проходящие анализирование, испытывают желание сот-рудничать с
 терапевтом, совместно с ним прилагать максимум усилий для того, чтобы
 установить источник собственных страданий. Желание это выражается в
 готовности прослеживать причинно-следственные свя-зи между проявлением
 симптома и скрытым внутренним конфликтом.
  Однако в то же время многие пациенты "сопротивляются" повтор-ному
 оживлению в рамках уже психоаналитического сеанса неприятных им воспоминаний
 и ситуаций, поскольку, полагают, что это грозит реа-нимировать драматические
 для них обстоятельства прошлого, напри-мер, раннего детства. Воспоминания
 часто бывают невыносимо болез-ненными, а опасения, что психоаналитик
 отнесется к боли пациента пренебрежительно или даже иронично, провоцируют у
 последнего сте-снение. Развивающееся вследствие этого бессознательное
 сопротивление в некоторых случаях ведет к частичной потери способности
 вспоминать о драматических и позорных эпизодах вообще.
  Сновидения же, напротив, на свой лад, доносят болезненные пере-живания
 до сознания, поэтому в рассказе пациента периодически возни-кают намеки на
 забытый эпизод. Дело аналитика -- осторожно указать пациенту на трудности,
 которые тот испытывает, припоминая подобные сцены, на его замеченные попытки
 уклониться от важной, но щекотли-вой темы и, не забывая подчеркивать свое
 трепетное отношение к чувст-вам анализируемого, ознакомить его с
 предполагаемыми причинами данного сопротивления. Часто пациенты стремятся
 контролировать свои мысли, и, заметив, что в разговоре они уклонились от
 "спасительной" нейтральной темы, спешат к ней вернуться.
  К примеру, пациент злится на аналитика из-за того. что тот не уде-ляет
 ему требуемого времени, однако боится каким-либо образом про-явить этот
 гнев. Результатом такого сопротивления оказывается миг-рень. Сопротивление,
 образно говоря, "производит" симптом.
  Задача анализа сопротивления как раз и состоит в том, чтобы пока-зать
 пациенту связь между симптомом и вытесняемым аффектом, при-чина вытеснения
 которого заключается в страхе и стеснении.
 
  4.2. Перенос и контрперенос
 
  Перенос
 
 
  Рано или поздно пациент включает терапевта в перенос, повторно оживляя
 или реактивируя в рамках психоаналитического сессии ранние детские
 отношения, характеризующиеся доминированием в них нере-шенных невротических
 конфликтов. Чувства и ощущения, игравшие когда-то существенную роль в жизни
 анализируемого, получают "новую жизнь" и огромное значение на данный момент.
 Аффекты, первона-чально связанные с близким человеком, имевшим решающее
 влияние на детство пациента, переносятся на психоаналитика, на отношения,
 воз-никшие сейчас -- в настоящем.
  Нервное расстройство не только проявляется в переносе, но и ста-новится
 через перенос доступным для тщательного анализирования. Активные внутренние
 конфликты уступают место столь же активным конфликтам внешним -- между
 пациентом и аналитиком. Симптомати-ческий невроз превращается в невроз
 переноса.
  Весьма часто на психоаналитика переносят черты властной матери, от
 которой постоянно ожидают наказания или раздраженного окрика. Толкование же
 переноса (Uebert ragungsdeutung) позволяет терапевту вовремя распознать
 данный стереотип, сообщить о своей интерпретации пациенту и способствовать
 тем самым формированию новых, непатоло-гических и доверительных отношений.
  Признаком переноса является проявление в отношениях аналитика и
 анализируемого принципиально несвойственных им черт, таких как
 преувеличенная нежность или враждебность и т. д. Именно "неумест-ное",
 "преувеличенное" и "необычайное" дает психоаналитику осно-вания предполагать
 влияние переноса. Необходимо также отметить, что переносы бывают
 эротическими, агрессивными, позитивными или негативными.
  Ниже приведен пример негативного переноса.
  Пациент. "Мой автомобиль попал в автоинспекцию. Там только день-ги
 берут и все. Ну, что ты будешь делать! Бензопровод был уложен так. что запах
 шел прямо в багажник. Я бы с удовольствием обратился в другое место, но куда
 там."
  Аналитик принимает все сказанное на свой счет, воспринимая раздра-жение
 пациента как перенос. Недовольство анализируемого автоинспек-цией может
 выражать неудовлетворенность терапией вообще и терапевтом в частности.
  Аналитик. "Мне показалось, что ситуация с автоинспекцией напоми-нает
 Вам то, что происходит здесь, на сеансах. Если это так, то, говоря о тех,
 кто берет деньги, но ничего не делает, Вы имеете в виду меня".
  Пациент после долгих раздумий соглашается с этим утверждением и
 добавляет: "Мой отец поступал также, он ничего не делал, был ни на что не
 годен, а когда брался мне помочь, помогал неправильно".
  Аналитик. "Вы имеете в виду помощь, вроде той, что понадобилась Вам в
 починке бензопровода?"
  Пациент. "Он думал лишь о себе, а не о том, как помочь".
  Аналитик. "Однако, как я понимаю, он "отравлял Вам воздух", как
 бензопровод в багажнике?"

<< Пред.           стр. 28 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу