<< Пред.           стр. 3 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 какого-то знатного мужчину, восседающего на запряженной лошадьми колеснице.
 Эдип не желает ему уступить дорогу и слышит угрозы: "Если ты не сойдешь с
 дороги, я прибегну к силе!" Эдип издает пронзительный крик и убегает, слуги
 его преследуют. В порыве ярости он убивает их одного за другим, затем
 возвращается, издевается над сидящим в колеснице старцем и наконец убивает и
 его.
  В Фивах тем временем царит моровая язва, которой никто не в силах
 победить. Чудовищный сфинкс -- получеловек, полузверь с божествен-ными
 чертами -- говорит: "Бездна в которую ты погружаешься,-- в тебе самом".
 Никто не понимает, почему город посетила беда. На вопрос Креонта дельфийский
 Оракул отвечает: "Человек, жертвой которого пал Лай. живет в городе".
 Ясновидящий Тиресий добавляет: "Если захочешь узнать. узнаешь". Ни о чем не
 подозревающий Эдип, не ведая, что он сам всему виной, желает отомстить
 виновному. Ясновидящий говорит на это: "Ты не должен распознавать свою суть,
 ибо не сможешь этого вынести". Эдип готов узнать у Тиресия о виновнике.
 Иокаста смеется, когда Тиресий продол-жает: "Я вижу вещи в их истинном
 свете. Великое несчастье, что тебе дано отгадывать. В тебе говорит страх.
 Родители -- твое несчастье. Чужак и все же рожденный здесь. Дети, отец и
 брат, женщина -- мать, так решено бога-ми". Иокаста говорит ясновидящему:
 "Это все ложь... людям не дано ви-деть будущее".-- Эдип (позднее): "Страшно
 это знать" и "слишком много я уже знаю", в то время как Иокаста продолжает
 упорствовать: "Я не хочу этого слышать. Лучше не знать". Следует признание
 слуги: "Лучше бы ребенок умер. Я должен был это сделать. Он родом из дома
 Лая, Иокаста дала его мне, чтобы я его убил".
  Таким образом, открывается тайна. Иокаста вешается, а Эдип лишает себя
 зрения: "Я не могу видеть мир, глаза, которые не смогли разглядеть правду,
 ослепли, словно от резкого света. Я грешен и в то же время безгре-шен, ведь
 не знал я; совершил, не зная что совершил".
  К концу фильм переносится в наши дни: современный Эдип идет в
 со-провождении летящего ангела, исполненный той трагической боли, что вновь
 и вновь выпадает на его долю. Всякий из нас -- Эдип, если, казалось бы,
 самые благие отношения приводят нас ко злу.
  В беседах со студентами становится очевидным, что судьба Эдипа касается
 нас всех: несмотря на все усилия разума в XIX и XX вв., мы зачастую не
 ведаем, что творим, не знаем, какие мотивы побуждают нас к действию. Мы
 полагаем, что можем избежать несчастья и позволяем ему беспрепятственно
 приближаться. Подобно Эдипу, мы не знаем, по какому пути идем. и кто тот.
 кого мы на нем встретим. Многие слова из фильма Пазолини звучат для нас
 знаменательно: "Все важно ... Увидев одного, можно заключить о другом ... Я
 заставил себя забыть ... Учись смотреть, тогда распознаешь ... Со множеством
 понятий, мы ничего не понимаем, исполненные грехов -- безгрешны, таков
 каприз богов".
  Мы пребываем между жаждой узнать правду (даже тогда, когда ее
 невозможно перенести) и страхом перед истиной. Слепота "внешних" глаз Эдипа
 наделяет внутренним зрением -- мудростью, которую многие воспринимают как
 проклятие; неудивительно, что у психоанали-за так много врагов.
  К концу этой главы мы приходим к очевидному: поэты, драматурги и
 писатели давно поняли то, что позднее открыл и систематизировал психоанализ.
 Несомненно также влияние психоанализа на многие про-изведения литературы и
 искусства -- достаточно вспомнить Томаса Манна, Германа Гессе, Джеймса
 Джойса, Т. С. Элиота, Д. X. Лоуренса, живопись Дали, Пикассо и др.
  С помощью психоаналитических экспериментов, анкет и тестов
 человеческие, слишком человеческие конфликты выявляются не пол-ностью.
 Поэтому я позволю произведениям европейской культуры. созвучным теории и
 методам психоанализа, говорить самим за себя. Надеюсь, что эта вступительная
 глава возбудила интерес читателя к по-следующим главам.
 
 
 II. ДЕРЕВО ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
 
 1. Корни психоанализа: естественные науки, литература и философия
 
 
  Наше изложение психоанализа начнем с того, что сравним его с древом
 познания: ствол, состоящий, естественно, из произве-дений Фрейда, уходит
 своими корнями в Вену конца XIX века. Проследить все эти корни было бы,
 конечно, интересно, но заняло бы здесь слишком много места. Они произрастают
 как из естествен-ных наук, так и из философии и поэзии, они питают ствол
 произве-дений Зигмунда Фрейда, из которого возникли ветви и побеги. Преж-де
 всего следует упомянуть эволюционное учение Дарвина и биоге-нетический закон
 Геккеля, который Фрейд запечатлел в памяти еще в свои школьные годы. Еще
 один корень произрастает из физиоло-гического института в Брюкке, где Фрейд
 написал свою первую на-учную статью и познакомился с Иозефом Брейером.
 Следующий корень психоанализа происходит из Франции, из больницы Сальпетриер
 в Париже, где Фрейд, молодой врач столкнулся у знамени-того психиатра Шарко
 с весьма распространенной тогда болезнью -- истерией и познакомился с
 гипнозом как методом исследования и лечения.
  На протяжении своего естественнонаучного периода Фрейд мыс-лил в рамках
 медицинской модели болезней, которая отыскивала при-чины заболеваний, исходя
 из причинно-следственных принципов, и боролась с симптомами тем, что
 устраняла их причины (в случае, тубер-кулеза, например,-- палочки Коха, а в
 случае сифилиса -- бледные спирохеты).
  С другой стороны, интересы Фрейда касались литературы и ис-кусства. его
 восхищала археология, он проявлял философские инте-ресы к самопознанию *. Он
 многое почерпнул из духа своего времени, переработав и интегрировав его в
 своих книгах; но мы не всегда в состоянии определить сейчас происхождение
 вдохновлявших его источников.
  Большое влияние оказали на него также следующие великие лич-ности:
 философ, математик и публицист Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 -- 1716),
 создатель учения о монадах -- мельчайших духовно-психические частицах,
 которые очень разнообразно функционируют в пределах тела, но, в конечном
 счете, являются неделимыми.
  Врач и естествоиспытатель Карл-Кустав Карус (1789 -- 1869),
 уста-новивший. что бессознательная психическая деятельность проявляется
 через переживания и сны ("Лекции о психологии", 1831).
  Философ Эдуард фон Гартманн (1842 -- 1906). В частности его вышедшая в
 1869 году трехтомная "Философия бессознатель-ного".
  Философ и педагог Иоганн Фридрих Гербарт (1776 -- 1841), в главном
 труде которого ("Всеобщая метафизика", 2 т.т., 1828/29) описаны "влечения",
 которые могут быть вытеснены "за порог соз-нания".
  Сюда же следует добавить и Артура Шопенгауэра (1819), чья "во-ля к
 жизни" имеет много общего с Фрейдовым "инстинктом" или, напри-мер, с
 "Эросом".
  Но оставим обильные корни и обратимся к стволу дерева
 психоана-литического познания.
 
 
  * Как, в частности, узнал Петер Брюкнер (1961 -- 63), в круг чтения
 Фрейда входи-ли "Потерянный рай" Мильтона, "Дон Кихот" Сервантеса, "Том
 Джонс" Филь-динга, романы Чарльза Диккенса, книги Вильгельма Буша и "Нильс
 Лин" Иенса Петера Якобсона. Фрейд изучал также сочинение Гете "Природа",
 читал Платона и Грильпарцера (см.: Имра Германн, 1974).
 
 
  2. Ствол психоанализа: Зигмунд Фрейд
 и группа первых психоаналитиков
 
 
  Зигмунд Фрейд
  Зигмунд Фрейд начал с решения загадки истерии. Неврологические причины
 в виде органических поражений нервной системы с естествен-нонаучной точки
 зрения исключались. Не пребывали ли эти причины в "душевной" области? Сама
 постановка этого вопроса открыла совер-шенно новую область знания, а именно
 -- психологическую, которая подняла ряд серьезных теоретических
 познавательных проблем, посколь-ку психические процессы непосредственным
 наблюдениям не подда-ются. Их можно обнаружить лишь косвенным образом, в
 принципе так же, как электричество, которое было открыто по наблюдаемым
 воздей-ствиям. Впрочем, для электричества имеются измерительные приборы для
 определения силы тока, напряжения и сопротивления. Такого рода измерительных
 приборов в области психики не было и до сих пор нет.
 
 
 
 Естественнонаучная сторона
 
 
  Фрейд разрабатывал свою теорию, руководствуясь смелым ходом мысли.
 Интуитивно, но вполне в согласии с господствовавшей тогда естественнонаучной
 картиной мира классической физики, он разъяс-нил истерические симптомы,
 например, в "Очерке психологии" (1895), уподобив их физиологическим
 процессам. Здесь были теория нейтро-нов. проблема перехода количества в
 качество, первичные и вторич-ные процессы, аффекты и задержанные желания, с
 помощью кото-рых, придерживаясь естественнонаучной мысли, для объяснения
 функ-ционирования психического аппарата была опробована биологическая точка
 зрения.
  Элементы этого раннего наброска физиологической концепции души мы
 встретим во всем творчестве Фрейда. В частности, в его теории либидо о
 причинах, целях и средствах "инстинкта" использованы такие
 естественнонаучные понятия, как "психический аппарат", "перенос количества",
 имеющий нечто общее с электрической зарядкой, "итог возбуждения",
 "замещение", "сопротивление". Рассмотрев естествен-нонаучную сторону этого
 направления психологического познания, мы приходим к выводу, что оно уходит
 корнями в физику и физиологию.
  Об этом же свидетельствует манифест венских естествоиспытателей,
 призывавший вступать в "Общество позитивной философии", под кото-рым, наряду
 с Эрнстом Махом, Альбертом Эйнштейном и Гансем Рейхенбахом, подписался и
 Фрейд. Впоследствии группа была переименована в " Общество эмпирической
 философии" (Керц, 1986).
 
  Герменевтический аспект
 
  Не менее важен в произведениях Фрейда и герменевтический ас-пект --
 усилия, направленные на понимание объекта научного изуче-ния, произведения
 искусства или человека и его проблем. Когда нам знакома жизненная ситуация
 другого, мы быстрее понимаем, о чем он нам рассказывает. Мы можем
 представить себе, как чувствует себя тот. кто жалуется на зубную боль или
 любовную тоску, поскольку каждый из нас испытывал когда-то зубную боль или
 страдал от любовного раз-очарования. Но без дополнительных усилий понимание
 не дается: мы должны войти в другого, чтобы понять, что с ним происходит,
 впустить его в себя. интенсивно проработать его ситуацию.
  Вероятно, Фрейд бессистемно использовал этот метод при лечении своих
 первых пациентов и при этом делал недоступные бессознатель-ные психические
 процессы доступными для понимания как себе, так и своим пациентам. Он просто
 позволял пациентам говорить ("лечение разговором"), внимательно их слушал и
 пытался понять, что они чув-ствуют, переживают, думают и к каким выводам
 приходят. В главе 111 я рассматриваю связанные с этим научно-теоретические
 вопросы более подробно. Пока же достаточно следующее: возле
 естественнонауч-ной области возник ствол психоаналитического познания с ярко
 выра-женными мощным философским стержнем и элементами, которые позднее в
 своей совместной с Юргеном Хабермасом работе (1969) Альфред Лоренцер
 охарактеризовал как "глубинную герменевтику, поскольку, в отличие от
 философской герменевтики, она предназнача-лась для понимания бессознательных
 процессов, происходящих в глу-бинах души.
  Итак, мы выявили два главных корня, питающих ствол, один из которых --
 естественнонаучный, а другой -- философски-герменев-тический; два мощных
 корня, которые, как мы сможем убедиться. нашли свое продолжение во многих
 ветвях дерева психоаналитического познания. Психоанализ -- детище не только
 Зигмунда Фрейда. Шарко, Брейер и особенно Вильгельм Флисс принимали в его
 создании прямое или косвенное участие. Переписка Фрейда с Вильгельмом
 Флиссом охваты-вает период с 1887 по 1904 гг. В эти годы в диалогах со
 своими друзья-ми Фрейд разрабатывал важнейшие постулаты психоанализа:
 проис-хождение неврозов, возникновение тревоги, понятие защитных невро-зов,
 архитектура истерии, неврозы навязчивых состояний и паранойя.
  Позднее было основано "Психологическое общество по средам" профессора
 Фрейда, протоколы которого в четырех томах опублико-ваны Германном Нунбергом
 и Эрнстом Федерном (1976 -- 81). Прото-колы охватывают время с 1906 по 1918
 гг., в них отражены все важные события на заседаниях Венского
 психоаналитического общества, где были прочитаны доклады, сохранившие свое
 значение до сих пор, в том числе, доклад Отто Ранка о драме инцеста,
 Альфреда Адлера об орга-нических основаниях неврозов, Вильгельма Штекеля о
 причинах нер-возности, о только что вышедших книгах, о литературе, о случаях
 раз-личных заболеваний. О ницшевском "Ессе homo" здесь спорили не меньше,
 чем о клинических феноменах, психологии марксизма, Ген-рихе фон Клейсте или
 вреде мастурбации.
  Фрейд выступал с только что написанными произведениями, на ко-торые
 члены группы реагировали так же активно, как Фрейд -- на их выступления.
 Очевидно, открытие психоанализа не было результатом размышлений одного
 Зигмунда Фрейда, хотя его доклады на "средах" звучали и обсуждались чаще
 других. Собирались здесь светлые передо-вые умы. которые, как, например,
 Отто Ранк. Альфред Адлер. Эдуард Хичман, Исидор Садгер, Вильгельм Штекель,
 Фриц Виттельс, присо-единились к Фрейду из чистого интереса. Позднее к ним
 примкнули Сандор Ференци. Людвиг Йекелс, Виктор Тауск, Теодор Рейк, Ганс
 Сакс. Герберт Зильберер и Альфред Фрейхер фон Винтерштейн. Еще позднее -- Лу
 Андреас-Саломе, Зигфрид Бернфельд. Людвиг Бинсвангер. Хелен Дейч. Отто
 Фенихель, Гермина фон Гуг-Гельмут. Ганс Лампл, Карл Ландауэр, Германн
 Нунберг, Отто Пецл. Эдоардо Вейсс и менее известные участники фрейдовых
 заседаний, обогатившие "обще-ство по средам" своим деятельным и оригинальным
 участием.
  Чтение протоколов дает живейшее представление о том, как ожив-ленно
 проходили дискуссии, на каком научном уровне и с какой доскональностью
 старались выяснить, истину члены общества. От заседаний по средам берет свое
 начало психоаналитическое движение, призванное сохранять и развивать
 психоаналитическое учение. Решительность, с которой Фрейд защищал
 сексуальное происхождение наших жела-ний в "Толковании сновидений", стоила
 ему дружбы: в 1903 году про-изошел его разрыв с Вильгельмом Флиссом из-за
 споров по поводу понятия бисексуальности. После "Толкования сновидений" в
 печати одно за другим появились "Психопатология обыденной жизни" (1901),
 важнейшая статья "О психоаналитическом методе Фрейда" (1904), "Шутка и ее
 отношение к бессознательному" (1905), "О психотера-пии" (1905) и тогда же, в
 1905 году. "Три статьи о сексуальной теории", взбудоражившие всех сочинения,
 в которых Фрейд без обиняков изла-гал свои взгляды.
  Фрейд был широко известным, хотя и вызывавшим бурные споры автором.
 Многие медицинские авторитеты не признавали его теорию, другие, вроде Эйгена
 Блейера из Цюриха, делали это с большими ого-ворками, У Фрейда были все
 основания искать себе союзников, что он и делал. Главными среди них
 оказались Карл Густав Юнг, Альфред Аддер и Вильгельм Штекель.
  .Психоанализ по сей день встречает сопротивление по разным причи-нам:
 из-за его недостаточной научности, слабой доказательности результатов из-за
 трудностей в изучении и плохо формализуемых методов, из-за его
 "сектантского" характера, но в первую очередь из-за его нелицеприятной
 информации об истинной природе человека.
 
 Первые ветви: Адлер, Штекель, Юнг
 
 
  Появление суровых для того времени истин о человеческой сексуальности
 заранее предполагало их неприятие. После того, как напуган-ный своей
 собственной реакцией и реакцией первой пациентки психо-анализа Анны О.,
 Йозеф Брейер отказался от таких понятий психоана-литической терапии, как
 перенос и контрперенос, от Фрейда отошли Альфред Адлер и Вильгельм Штекель.
 Особую роль в этом сыграли взгляды Фрейда на значение сексуальности, с
 которыми не все его уче-ники были согласны.
  Альфред Адлер выдвинул понятие "органической неполноценно-сти", которая
 возникает как следствие компенсации "неполноценных" функций, когда,
 например, человек с двигательными нарушениями стремится к высоким спортивным
 достижениям в беге. Известное поня-тие "чувства неполноценности" также идет
 от Адлера; это чувство воз-никает, допустим, тогда, когда успехи ребенка не
 вызывают у родителей должного одобрения. Обратив особое внимание на
 отношение своих пациентов к братьям и сестрам, на психологическую атмосферу
 в семье, которая может либо препятствовать развитию психики, либо
 способст-вовать ему, Адлер определил понятие "мужского протеста", под
 воздей-ствием которого мужчина ни в коем случае не хочет показаться
 женст-венным. а. напротив, подчеркнуто мужественным (Адлер, 1922 с. 41).
 Таким образом, Адлер составил конкуренцию Фрейду, теорию либидо которого он
 не принимал.
  Адлера особенно интересовала проблема агрессивного поведения людей,
 которой Фрейд пренебрегал. Сюда следует добавить споры о на-учном приоритете
 и, наконец, политические разногласия (Адлер был убежденным марксистом). С
 уходом Адлера, несомненно очень важной ветви на дереве психоаналитического
 познания, психоанализ лишился социально направленной и педагогически
 одаренной личности; именно Адлер проницательно распознал у невротиков
 чувство неполноцен-ности, равно как и проблему человеческой агрессивности.
  Другую ветвь психоаналитического дерева представляет собой Вильгельм
 Штекель, литературно очень плодовитый ученый. Его "Рас-стройства
 инстинктивной и аффективной деятельности" (1908) вышли в 10 томах. Первый
 том посвящен "нервозным состояниям страха и их лечению", следующие тома --
 онанизму и гомосексуализму, фригид-ности. импотенции, психосексуальному
 инфантилизму, импульсивным действиям, фетишизму, садизму, мазохизму, а также
 неврозам навязчи-вых состояний. Штекель всегда высоко ценил Фрейда, хотя тот
 подверг серьезной критике "активную технику" Штекеля равно как и его
 тол-кование бессознательных "чувственных влечений". Бездна, разделяю-щая
 разные точки зрения, уже не могла быть соединена мостом, и в ре-зультате
 Штекель, а следом за ним и Адлер покинули Венское психо-аналитическое
 общество. В активном психоанализе Штекеля большую роль играла внезапность;
 все объяснялось им непосредственно из интуи-ции. Тем не менее Штекель
 оставался верен теории Эдипова комплекса в той степени, в какой он признавал
 значение бессознательных процес-сов при возникновении "нервозных состояний
 страха", гомосексуаль-ности, фригидности, импотенции, импульсивных действий,
 перверсий и неврозов навязчивых состояний. Краткосрочная психоаналитическая
 терапия очень многим обязана Штекелю (Schindler, 1980).
  Еще одна, гораздо более мощная ветвь, которая разрастается вплоть до
 нашего времени -- аналитическая психология Карла Густава Юнга. Как
 свидетельствует объемистая переписка между Фрейдом и Юнгом (1974), они много
 лет работали в теснейшем сотрудничестве. Как полагал Фрейд, Юнг должен был
 стать его преемником и послужить в Венском психоаналитическом обществе
 противовесом еврейскому большинству. Юнг, однако, не был согласен с
 чрезмерным акцентом на сексуальность как на причину неврозов, и разработал
 свою собственную теорию либидо.
  Позднее между Фрейдом и Юнгом возникло сильнейшее соперни-чество, из-за
 которого Фрейд, как доподлинно известно, дважды терял сознание. По-моему,

<< Пред.           стр. 3 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу