<< Пред.           стр. 31 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

  Большое количество литературы по психоаналитической и иным формам
 групповой терапии позволяет рассмотреть методы и теорию последней в
 достаточной мере эскизно. Группа -- это, разумеется, не индивид, однако
 индивидуальные внутренние конфликты, присущие членам группы, имеют свойство
 рано или поздно проявляться в группо-вых отношениях. Какие бы цели
 (политические, педагогические, спор-тивные и др.) группа ни преследовала,
 конфликты, доминирующие на ее пространстве, как правило,-- бессознательны. В
 связи с этим пред-ставляется недостаточным внешнее исследование группы на
 вопрос ее социологической ориентации , функций, соотношения зависимости и
 власти, способу принятия коллективных решений и т. д. В психоанали-тической
 перспективе предметом исследования оказываются бессозна-тельные процессы,
 протекающие между отдельными членами группы и в группе в целом. Под
 бессознательными процессами такого рода мы по-нимаем бессознательные
 фантазии, которые более или менее разделяют все без исключения участники
 данного коллектива. Для психоаналити-ческого исследования таких процессов
 существует два способа:
  -- изучение отдельного представителя группы, подобное изучению пациента
 в психоанализе. В этом случае группа будет общим фоном, способствующим
 масштабному анализированию индивида;
  -- изучение группы как индивида, в течение которого аналитик име-ет
 возможность облегчить процесс понимания коллектива, рассматривая последний
 подобно незнакомому человеку.
  К сожалению, оба названных способа не способны обеспечить нас полной
 информацией о бессознательных процессах, характерных для той или иной
 группы, поскольку последняя не является фоном для исследования, и тем. более
 -- самостоятельным существом.
  Выход из сложившейся ситуации был предложен Зигмундом Генри-хом
 Фулкесом (Sigmund Heinrich Foulkes), более известным в англоя-зычном мире
 под именем Фоукс; (Fuchs). Фулкес родился в Карлсруэ в 1898 году, работал
 вплоть до 1933 года во Франкфуртском психоана-литическом институте в области
 социальных исследований совместно с Теодором В.Адорно, Максом Хоркгеймером,
 Гербертом Маркузе, Эри-ком Фроммом и Норбертом Элиасом, а затем эмигрировал
 из гитле-ровской Германии. Во время второй мировой войны Фулкес занимался в
 Нордфилдском военном госпитале, располагавшемся в Бермингеме, лечением
 солдат, страдавших душевными расстройствами и столкнулся с непредвиденными
 проблемами: количество пациентов не допускало возможности индивидуальных
 сеансов. Ему пришлось заняться группо-вой терапией. В 1948 году он
 опубликовал свою работу "Introdaction to Group Analitic Psychotherapie",
 посвященную практическому опыту анализирования группы, которое, согласно
 Фулкесу, непременно вклю-чает в себя анализирование индивида, являющегося
 членом исследуемой группы. Рассматривать группу в отрыве от ее отдельных
 представителей, равно, как и изучать людей, составляющих группу вне
 последней, по мнению Фулкеса, вряд ли логично (Foulkes 1970).
  Таким образом, группа рассматривается в психоанализе как совер-шенно
 особый предмет изучения, отличный, к примеру, от индивида. Кроме того,
 неизменно подчеркивается, что для групп характерны свои психоаналитические
 закономерности, не имеющие отношения к социо-логии, теории поля Курта
 Левинса (Kurt Lewins) или групповой дина-мике, в заимствованиях у которых
 психоанализ упрекали.
 
 
 Слойная и процессуальная модели
 
 
  Для ориентации в многообразных бессознательных групповых про-цессах
 разработан ряд психоаналитических моделей, которые можно разделить на модели
 "слойные" и " процессуальные". Подавляющее
 
 
 Bw Рабочий союз "Договор" Рабочая группа Актуальная плоскость Плоскости груп-повой динамики: статус, роли Нормативная регуляция отношений, итог (интерактивная групповая терапия) Рефлексив-интегра-тивная плоскость Vbw Новью зальные отношения Динамическая матрица (Ван дер Клей, 19Н2) Нормы Ubw Оживление семейной ситуа-ции с членами семьи, Как то: братья, сестры, отец в качестве руководителя и гpyппа в качестве матери (символически) Основные, приемы в группе 1.Зависимость 2. Борьба/бегство 3. "Pairina" "Персональная матрица" Перенос и контрпренос или (весь) образец отношений эдипальных обстоятельств (о6ласть "классических неврозов") Психо-социальное формирование компромисса (глубинно-психо-логическая групповая терапия) Фантасти-ческий (ир-реальный) образец отношений Депрессивная позиция (Kлейн M., 1952) Проективная плоскость с Я-телесными--и объект-составляющими Общие мечты (аналитическая групповая терапия) Эдипальные обстоя-тельства Опасность утраты идентичности и Я Параноидально-шизоидальный процесс "Психотическая" плоскость Отделение от час-тичных объектов: только хорошие или только плохие объект-состанляю-ищие (область "постклассических неврозов") Проекция, интроекция, проективная идентификация Предэди-пальные феномены Психотическая плоскость "Основная" матрица (Ван дер Клей, 1982) Автор Шиндлер В. 1951 бион,1961 Фулкес, 1974 Куттер, 1974 Хейгль-Эверс и Хейтль, 1975 Зандер 1978
 
  Таблица 17. Слойные модели психоаналитической групповой психотерапии.
 
  большинство слойных моделей (см. таблицу 17) опирается на
 топогра-фическую модель, предложенную еще Зигмундом Фрейдом (см. V.2.2.).
 Стадии группового процесса рассматриваются в моделях про-цессуальных.
 Например, согласно W. G. Bennis и Н.А. Shepard (1956), существуют две
 основные стадии группового процесса: стадия зависимо-сти, в частности, от
 терапевта, проводящего сеанса, характеризующая-ся скованностью участников
 группы, и стадия независимости, в течение которой начинают проявляться
 межличностные отношения. Крайним выражением последней является желание
 возместить былую зависи-мость путем освобождения от влияния любых
 авторитетов, будь то тера-певт или абстрактная власть " старших". против
 которой выступали в 1968 году участники студенческого движения.
 Своевременное распо-знавание и конструктивное решение скрытых
 бессознательных группо-вых конфликтов обеспечивает возможность избегать
 чрезмерных про-явлений коллективной деструктивности.
  В другой процессуальной модели, разработанной Филипом Слатером (Philip
 Slater 1970), различаются три основные стадии группового процесса:
  -- первая стадия -- обожествление руководителя группы;
  -- вторая стадия -- соперничество с руководителем;
  -- третья стадия -- обретение компромисса путем установления новых
 групповых отношений.
  Модель Слатера во многом созвучна принципу трех условий суще-ствования
 группы, предложенному Уилфредом Р. Байоном (W. R. Bion 1961). Условия эти
 формируются под влиянием бессознательных групповых процессов. Например,
 члены группы, не желающие подчи-няться руководителю или склонные с ним
 бороться, как правило, бес-сознательно объединяются, образуя своего рода
 "подгруппу" едино-мышленников.
  В этом контексте необходимо упомянуть также процессуальные мо-дели
 Дитера Занднера (Sandner 1978) и Петера Куттера (Kutter 1976) Следует,
 однако, учитывать, что вне зависимости от ориентации на ту или иную модель в
 психоанализе неизменно подчеркивается значение сексуальных и агрессивных
 стереотипов отношений, часто скрытых за очевидным поведением, причины
 которого могут показаться на первый взгляд более сиюминутными.
  Слойные модели подразделяют групповой процесс на несколько одновременно
 сосуществующих уровней (слоев -- Schicht), первый из которых --
 межличностный или групподинамический, включает в себя обычные, общепринятые
 достаточно поверхностные отношения между участниками группового сеанса. На
 втором уровне, находящемся как бы этажом ниже, протекают бессознательные
 процессы, в которых домини-руют конфликты, связанные с Эдиповым комплексом
 (см. гл. VI. 2.2. и VI. 2.4.). На более глубоком третьем уровне происходит
 повторное ожи-вление нарцистических конфликтов, характерных для ранних
 отноше-ний матери и ребенка и хронологически предшествующих конфликтам
 эдиповым (см. гл. VI. 3.1.) В соответствии с преобладанием в групповой
 динамике одного из названных стереотипов отношений, подразделя-ются и сами
 группы.
  Зная об этом, многие терапевты предпочитают набирать группы,
 характеризующиеся более или менее однородным составом участников.
  Однако более предпочтительным представляется в этой связи выбор
 "золотой середины". Терапевтические процессы, протекающие в чересчур
 гомогенной (однородной) или гетерогенной (пестрой по составу) группе,
 уступают по эффективности -- сеансам с группой "усредненной".
 
 
 Показания к применению групповой терапии
 
 
  Целесообразнее всего применять данный вид терапии в том случае, когда
 требуется решить конфликты, назревшие в какой-либо группе. Неизбежная
 реактивация этих конфликтов в ситуации групповой тера-пии создает
 предпосылки, необходимые для их осознавания всеми чле-нами коллектива, и тем
 самым приводит к позитивным изменениям.
  Существуют, однако, и другие мнения по поводу природы позитив-ных
 изменений в групповом процессе. В частности, сотрудники Лон-донского
 группоаналитического объединения полагают, что положи-тельные результаты
 данной терапии зависят скорее не от повторного оживления и переработки
 конфликта, идущего из детства, а от готов-ности членов группы и в
 особенности ее руководителя изыскивать воз-можности для новых,
 доброжелательных отношений.
  Согласиться с таким мнением трудно, поскольку теория психоанали-за
 учит, что никакие позитивные изменения невозможны, если в течение
 аналитического процесса не происходит реактивации и осознавания
 бес-сознательных стереотипов отношений (см. гл. VIII. 4.). Нет поэтому
 никаких серьезных оснований для того, чтобы отрицать психоаналитиче-ское
 значение повторного оживления в ситуации группы драматических отношений,
 первоначально характерных для детства или прошлого в це-лом. Только решив
 реактивировавшие бессознательные конфликты груп-па будет в состоянии
 приступить к решению конфликтов актуальных.
  Пример: экспериментальная студенческая группа
  Приведенное ниже описание группового процесса, протекавшего в
 коллективе студентов, служит практической иллюстрацией предыдущего
 параграфа.
  В первом групповом сеансе, состоявшемся в одном из залов т. н.
 Уни-верситетской башни во Франкфурте, приняли участие десять студентов и два
 руководителя. Некоторые студенты сразу обратили внимание собрав-шихся на
 отсутствие взаимного расположения между членами группы и ее руководителями.
 Однако их слова не получили никакой поддержки, по-скольку остальные студенты
 не решились открыто выступить против "стар-ших". Кроме того, поначалу
 участники сеанса старались как можно меньше контактировать друг с другом. Их
 удерживал бессознательный страх затро-нуть в разговоре с небезразличным им
 человеком (а многих здесь связыва-ли нежные чувства) щекотливые темы,
 способные угрожать их отношениям. Временно подавленное раздражение
 проявилось в конфликте ("Clinch") между двумя студентками. Одна девушка
 упрекала другую в "отвратитель-ном" поведении, добавляя: "Я не могу смотреть
 на твои манеры равнодуш-но, потому что я прекрасно чувствую, как ты ко всему
 относишься." Вторая девушка считала поведение своей оппонентки
 возмутительным.
  Этот конфликт несколько разрядил обстановку, что позволило участни-кам
 сессии вынести на общее обсуждение волнующие их вопросы.
  Аллегорическим выражением бессознательного чувства вины, которое
 испытывали студенты перед своими менее образованными сверстниками. оказалась
 типичная групповая иллюзия (Gruppentraum): "Некоторые граж-дане тоталитарных
 государств обладают большими привилегиями, по срав-нению с простыми
 подданными." Долго остававшееся бессознательным чув-ство зависимости от двух
 старших по возрасту руководителей стало, очевид-ным, когда одна из
 присутствующих девушек рассказала о своем страхе быть убитой грабителем.
 Развивая свою мысль, она упомянула о том. что убийца, возникавший в ее
 фантазии, всегда носил бороду. Впоследствии. обсуждая этот эпизод, многие
 студенты обратили внимание на тот факт. что оба руководителя тоже носят
 бороду. Таким образом, фантазия о грабителе была распознана как обычный
 психоаналитический эротизированный пере-нос. Известное эротическое волнение
 царило в группе с самого начала сеан-са. Молодые привлекательные студентки
 многозначительно перегляды-вались с руководителями и на следующем сеансе
 угостили их и других участников группы конфетами, выразив таким образом в
 безопасной форме бессознательные эротические желания.
  Каждый сеанс длился в среднем полтора часа. К концу одиннадцатого
 сеанса выявилось бессознательное содержание затяжного конфликта между двумя
 девушками. Спор между ними начался еще на первом сеанса. Одна причина
 состояла в обычном для женщин соперничестве за лучшего мужчи-ну и т. п.
 Другая -- заключалась в двусторонних переносах. Первая девуш-ка проецировала
 на вторую образ ненавистной матери и в связи с этим ощу-щала себя как
 пристыженный ребенок. Вторая девушка длительное время не могла объяснить,
 почему она находит свою оппонентку столь "отвратитель-ной" , поэтому было
 сделано предположение, что она спроецировала на свою соперницу отрицательные
 черты собственной личности.
  Некоторые интересные наблюдения были сделаны н в контексте отно-шений
 между мужчинами н женщинами, принимавшими участие в группо-вом сеансе. Одна
 из участниц обратилась к симпатичному ей мужчине со следующими словами:
 "Сначала я говорила себе, ты мне просто нравишься. И вдруг меня осенило --
 все мы здесь мужчины или женщины, а значит, если я скажу тебе. что ты мне
 нравишься, то буду иметь в виду -- нравишь-ся как мужчина". Перебившая ее
 женщина заявила, что не желает "иметь дел" с мужчинами, поскольку, по ее
 мнению, "чересчур сильная любовь к мужчине ограничивает независимость
 женщины".
  Признание в любви , имевшее место на одном из сеансов, взволновало
 другую участницу. "Я спрашиваю себя, что со мной,-- говорила она,--, ведь
 это не я призналась в любви к X. В чем же тогда причина моего волнения?"
 Затем выяснилось, что ее пугала та невозможная пауза, которая воз-никает
 после вопросов "Привлекаю ли я тебя?". "Любишь ли ты меня?". Ожидание ответа
 ставит, по ее мнению, задающего в подчиненное положе-ние, ведь его душевное
 состояние напрямую зависит от слов, которые будут сейчас произнесены, а
 слова эти могут оказаться безжалостными.
  Даже такое казалось бы сжатое обозрение группового процесса
 демонстрирует, насколько многообразно реактивируются и перерабаты-ваются в
 ситуации группы ранее вытесняемые бессознательные конфлик-ты между мужчинами
 и женщинами, людьми разных поколений и др.
 
 
 
 7.4. В семейной терапии
 
  Методы и теория
 
 
  Есть некоторые основания полагать, что психоаналитической семей-ной
 терапии вообще не существует.
  С момента возникновения психоанализа его приверженцы уделяли большое
 внимание не только психике индивида, но и процессам, протекающим в так
 называемых искусственных и естественных группах. Наи-более ярким выражением
 последних является семья. Джон Карл Флюгель выпустил в 1921году книгу
 "Психоаналитическое исследование семьи" ("The psychoanalytic stu dy of the
 family" John Karl Fluegel 1921), предметом изучения в которой впервые
 оказалась семья в це-лом, а не только изолированные друг от друга фантазии
 детей и их родителей.
  Однако та форма, в которую вылился сейчас интерес класси-ческого
 психоанализа к семье имеет мало общего с самим психо-анализом.
  Не случайно поэтому в последнее время многие семейные терапевты склонны
 признать тот факт, что в процессе развития " семейной тера-пии"
 последамхалилась от психоанализа и в теоретическом и в ме-тодологическом
 .лане (Stierling 1975).
  Просматривая современную литературу по семейной терапии, убеж-даешься в
 правоте этого мнения. Психоаналитические концепции пере-носа и контрпереноса
 давно заменены в семейной терапии научными гипотезами Грегори Бейтсона (G.
 Ba teson) и группы Паоло Альто кали-форнийского "Mental Research Institute"
 . а также понятиями коммуни-кационной теории и теории систем. В связи с этим
 факт реальной про-блемы в современных отношениях той или иной семьи
 оттесняет в дан-ной терапии на задний план ирреальные и бессознательные
 конфликты. хотя на практике терапевт часто поощряет членов семьи к
 откровен-ному разговору, в процессе которого они, образно говоря, расходуют
 все свои ресурсы конфронтации.
  В Германии возможности семейной терапии исследовали Хорст-Эбергард
 Рихтер (Н.-Е. Richter) из Гисена и Гельм Штирлинг (Н. Stieriing) из
 Гейдельберга 8. Надо сказать, что такие понятия семейной терапии, как
 "принцип справедливости" (Gerechtigkeitsprinzip) или "компенсация заслуг",
 включающая подсчет последних в отношении конкретного члена семьи
 (Boszonnenyi-Nagy & Spark 1981). весьма дале-ки от психоанализа, что лишний
 раз подтверждает их обсуждение на семинарах со студентами факультета
 психологии.
  И действительно, разве не несет в себе концентрация всего внимания
 аналитика исключительно на семье нечто бессмысленное? Ни в коем случае не
 оспаривая социальное и человеческое значение семейных уз, считаем нужным тем
 не менее указать, что семейный терапевт поощряет подчас именно те аспекты
 межличностных отношений, которые, согласно теории психоанализа, необходимо
 преодолевать. Например, проек-цию семейных отношений на членов
 терапевтической группы можно расценивать как явление прямо-таки
 патологическое. И хотя регрессия как терапевтическое средство может стоять
 на службе у прогресса (см. гл. VIII 4.2.). все Же целью терапии должно быть
 не укрепление ранних стереотипов отношений, а развитие отношений новых и
 желательно непатологических.
  Любой практикующий психоаналитик так или иначе сталкивается в своей
 работе с семейными проблемами пациента. Порой может возни-кать необходимость
 расширения рамок терапии и включения в нее род-ственников анализируемого.
 Психоаналитик, идущий на подобное, начинает, в принципе, заниматься семейной
 терапией (Kutter 1965). Однако, как правило, он не испытывает потребности в
 использовании таких, присущих семейной терапии, техник, как выписывание
 симпто-мов (Symptomverschreibung) или парадоксальная интервенция (Рагаdoxe
 Intervention)*. Однако аналитику требуется, как правило, недюженное терпение
 для того, чтобы преодолеть сопротивление, в большей или меньшей степени
 выраженное у пациента и его родственников.
 
  * Понятия "выписывания симптомов" и "парадоксальной интервенции"
 характери-зуют ситуацию, в которой человеку приписывается нечто им самим
 нсжсласмое. Та-кая техника применяется в том случае, когда цель терапии не
 может быть достиг-нута обычными психотерапевтическими средствами. Авторство
 данной техники принадлежит группе Йаоло Альто, название которой происходит
 от городка Пао-ло Альто, что неподалеку от Стэндфордского университета в
 СанФранциско (США) и, в частности. Грегори Бсйтсону. Немецким представителем
 этой психоло-гической школы является Пауль Вацлавик (Paul Watzlawick),
 ставший извест-ным благодаря своим книгам "Человеческая коммуникация"
 ("Menschlichc Kommunikation" 1969) и "Насколько реальна действительность?"
 ("Wie wirklich ist die Wirklichkeit?" 1976.
  В контексте вышеназванных психологических техник речь скорее всего идет
 о сво-его рода уловке, на которую "попадается" пациент, не осведомленный о
 намере-ниях терапевта, желающего во что бы то ни стало добиться позитивных
 изменений
  * в процессе лечения.
  Иллюстрацией сказанному может служить выдержка из книги "Болезнь и
 семья" ("Krankheit und Families Michael Wirsching & Helm Sticrli ng 1972),
 авторы кото-рой, в частности, советуют вести себя в случае болезни: " ...
 точно так же, как до нее. Не капитулировать перед проблемами, не
 отчаиваться, никаким образом не проявлять своей слабости! Не надо поступать
 подобно тем людям, которые начина-ют переосмысливать свою жизнь под влиянием
 болезни. Вы не нуждаетесь в пере-осмыслении. Вынужденные изменения в жизни и
 поведении способны лишь усло-жнить ваше положение. Поэтому в любых
 обстоятельствах, насколько удручающи-ми они бы ни показались, продолжайте
 вести тот образ жизни, который вы вели прежде... если вы не подчинились
 болезни,-- беспокоиться, в общем-то, нет при-чины ...", стр.183, 184.
 
  Именно терпения , кажется, не хватает современным семейным тера-певтам.

<< Пред.           стр. 31 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу