<< Пред. стр. 31 (из 36) След. >>
Большое количество литературы по психоаналитической и иным формамгрупповой терапии позволяет рассмотреть методы и теорию последней в
достаточной мере эскизно. Группа -- это, разумеется, не индивид, однако
индивидуальные внутренние конфликты, присущие членам группы, имеют свойство
рано или поздно проявляться в группо-вых отношениях. Какие бы цели
(политические, педагогические, спор-тивные и др.) группа ни преследовала,
конфликты, доминирующие на ее пространстве, как правило,-- бессознательны. В
связи с этим пред-ставляется недостаточным внешнее исследование группы на
вопрос ее социологической ориентации , функций, соотношения зависимости и
власти, способу принятия коллективных решений и т. д. В психоанали-тической
перспективе предметом исследования оказываются бессозна-тельные процессы,
протекающие между отдельными членами группы и в группе в целом. Под
бессознательными процессами такого рода мы по-нимаем бессознательные
фантазии, которые более или менее разделяют все без исключения участники
данного коллектива. Для психоаналити-ческого исследования таких процессов
существует два способа:
-- изучение отдельного представителя группы, подобное изучению пациента
в психоанализе. В этом случае группа будет общим фоном, способствующим
масштабному анализированию индивида;
-- изучение группы как индивида, в течение которого аналитик име-ет
возможность облегчить процесс понимания коллектива, рассматривая последний
подобно незнакомому человеку.
К сожалению, оба названных способа не способны обеспечить нас полной
информацией о бессознательных процессах, характерных для той или иной
группы, поскольку последняя не является фоном для исследования, и тем. более
-- самостоятельным существом.
Выход из сложившейся ситуации был предложен Зигмундом Генри-хом
Фулкесом (Sigmund Heinrich Foulkes), более известным в англоя-зычном мире
под именем Фоукс; (Fuchs). Фулкес родился в Карлсруэ в 1898 году, работал
вплоть до 1933 года во Франкфуртском психоана-литическом институте в области
социальных исследований совместно с Теодором В.Адорно, Максом Хоркгеймером,
Гербертом Маркузе, Эри-ком Фроммом и Норбертом Элиасом, а затем эмигрировал
из гитле-ровской Германии. Во время второй мировой войны Фулкес занимался в
Нордфилдском военном госпитале, располагавшемся в Бермингеме, лечением
солдат, страдавших душевными расстройствами и столкнулся с непредвиденными
проблемами: количество пациентов не допускало возможности индивидуальных
сеансов. Ему пришлось заняться группо-вой терапией. В 1948 году он
опубликовал свою работу "Introdaction to Group Analitic Psychotherapie",
посвященную практическому опыту анализирования группы, которое, согласно
Фулкесу, непременно вклю-чает в себя анализирование индивида, являющегося
членом исследуемой группы. Рассматривать группу в отрыве от ее отдельных
представителей, равно, как и изучать людей, составляющих группу вне
последней, по мнению Фулкеса, вряд ли логично (Foulkes 1970).
Таким образом, группа рассматривается в психоанализе как совер-шенно
особый предмет изучения, отличный, к примеру, от индивида. Кроме того,
неизменно подчеркивается, что для групп характерны свои психоаналитические
закономерности, не имеющие отношения к социо-логии, теории поля Курта
Левинса (Kurt Lewins) или групповой дина-мике, в заимствованиях у которых
психоанализ упрекали.
Слойная и процессуальная модели
Для ориентации в многообразных бессознательных групповых про-цессах
разработан ряд психоаналитических моделей, которые можно разделить на модели
"слойные" и " процессуальные". Подавляющее
Bw Рабочий союз "Договор" Рабочая группа Актуальная плоскость Плоскости груп-повой динамики: статус, роли Нормативная регуляция отношений, итог (интерактивная групповая терапия) Рефлексив-интегра-тивная плоскость Vbw Новью зальные отношения Динамическая матрица (Ван дер Клей, 19Н2) Нормы Ubw Оживление семейной ситуа-ции с членами семьи, Как то: братья, сестры, отец в качестве руководителя и гpyппа в качестве матери (символически) Основные, приемы в группе 1.Зависимость 2. Борьба/бегство 3. "Pairina" "Персональная матрица" Перенос и контрпренос или (весь) образец отношений эдипальных обстоятельств (о6ласть "классических неврозов") Психо-социальное формирование компромисса (глубинно-психо-логическая групповая терапия) Фантасти-ческий (ир-реальный) образец отношений Депрессивная позиция (Kлейн M., 1952) Проективная плоскость с Я-телесными--и объект-составляющими Общие мечты (аналитическая групповая терапия) Эдипальные обстоя-тельства Опасность утраты идентичности и Я Параноидально-шизоидальный процесс "Психотическая" плоскость Отделение от час-тичных объектов: только хорошие или только плохие объект-состанляю-ищие (область "постклассических неврозов") Проекция, интроекция, проективная идентификация Предэди-пальные феномены Психотическая плоскость "Основная" матрица (Ван дер Клей, 1982) Автор Шиндлер В. 1951 бион,1961 Фулкес, 1974 Куттер, 1974 Хейгль-Эверс и Хейтль, 1975 Зандер 1978
Таблица 17. Слойные модели психоаналитической групповой психотерапии.
большинство слойных моделей (см. таблицу 17) опирается на
топогра-фическую модель, предложенную еще Зигмундом Фрейдом (см. V.2.2.).
Стадии группового процесса рассматриваются в моделях про-цессуальных.
Например, согласно W. G. Bennis и Н.А. Shepard (1956), существуют две
основные стадии группового процесса: стадия зависимо-сти, в частности, от
терапевта, проводящего сеанса, характеризующая-ся скованностью участников
группы, и стадия независимости, в течение которой начинают проявляться
межличностные отношения. Крайним выражением последней является желание
возместить былую зависи-мость путем освобождения от влияния любых
авторитетов, будь то тера-певт или абстрактная власть " старших". против
которой выступали в 1968 году участники студенческого движения.
Своевременное распо-знавание и конструктивное решение скрытых
бессознательных группо-вых конфликтов обеспечивает возможность избегать
чрезмерных про-явлений коллективной деструктивности.
В другой процессуальной модели, разработанной Филипом Слатером (Philip
Slater 1970), различаются три основные стадии группового процесса:
-- первая стадия -- обожествление руководителя группы;
-- вторая стадия -- соперничество с руководителем;
-- третья стадия -- обретение компромисса путем установления новых
групповых отношений.
Модель Слатера во многом созвучна принципу трех условий суще-ствования
группы, предложенному Уилфредом Р. Байоном (W. R. Bion 1961). Условия эти
формируются под влиянием бессознательных групповых процессов. Например,
члены группы, не желающие подчи-няться руководителю или склонные с ним
бороться, как правило, бес-сознательно объединяются, образуя своего рода
"подгруппу" едино-мышленников.
В этом контексте необходимо упомянуть также процессуальные мо-дели
Дитера Занднера (Sandner 1978) и Петера Куттера (Kutter 1976) Следует,
однако, учитывать, что вне зависимости от ориентации на ту или иную модель в
психоанализе неизменно подчеркивается значение сексуальных и агрессивных
стереотипов отношений, часто скрытых за очевидным поведением, причины
которого могут показаться на первый взгляд более сиюминутными.
Слойные модели подразделяют групповой процесс на несколько одновременно
сосуществующих уровней (слоев -- Schicht), первый из которых --
межличностный или групподинамический, включает в себя обычные, общепринятые
достаточно поверхностные отношения между участниками группового сеанса. На
втором уровне, находящемся как бы этажом ниже, протекают бессознательные
процессы, в которых домини-руют конфликты, связанные с Эдиповым комплексом
(см. гл. VI. 2.2. и VI. 2.4.). На более глубоком третьем уровне происходит
повторное ожи-вление нарцистических конфликтов, характерных для ранних
отноше-ний матери и ребенка и хронологически предшествующих конфликтам
эдиповым (см. гл. VI. 3.1.) В соответствии с преобладанием в групповой
динамике одного из названных стереотипов отношений, подразделя-ются и сами
группы.
Зная об этом, многие терапевты предпочитают набирать группы,
характеризующиеся более или менее однородным составом участников.
Однако более предпочтительным представляется в этой связи выбор
"золотой середины". Терапевтические процессы, протекающие в чересчур
гомогенной (однородной) или гетерогенной (пестрой по составу) группе,
уступают по эффективности -- сеансам с группой "усредненной".
Показания к применению групповой терапии
Целесообразнее всего применять данный вид терапии в том случае, когда
требуется решить конфликты, назревшие в какой-либо группе. Неизбежная
реактивация этих конфликтов в ситуации групповой тера-пии создает
предпосылки, необходимые для их осознавания всеми чле-нами коллектива, и тем
самым приводит к позитивным изменениям.
Существуют, однако, и другие мнения по поводу природы позитив-ных
изменений в групповом процессе. В частности, сотрудники Лон-донского
группоаналитического объединения полагают, что положи-тельные результаты
данной терапии зависят скорее не от повторного оживления и переработки
конфликта, идущего из детства, а от готов-ности членов группы и в
особенности ее руководителя изыскивать воз-можности для новых,
доброжелательных отношений.
Согласиться с таким мнением трудно, поскольку теория психоанали-за
учит, что никакие позитивные изменения невозможны, если в течение
аналитического процесса не происходит реактивации и осознавания
бес-сознательных стереотипов отношений (см. гл. VIII. 4.). Нет поэтому
никаких серьезных оснований для того, чтобы отрицать психоаналитиче-ское
значение повторного оживления в ситуации группы драматических отношений,
первоначально характерных для детства или прошлого в це-лом. Только решив
реактивировавшие бессознательные конфликты груп-па будет в состоянии
приступить к решению конфликтов актуальных.
Пример: экспериментальная студенческая группа
Приведенное ниже описание группового процесса, протекавшего в
коллективе студентов, служит практической иллюстрацией предыдущего
параграфа.
В первом групповом сеансе, состоявшемся в одном из залов т. н.
Уни-верситетской башни во Франкфурте, приняли участие десять студентов и два
руководителя. Некоторые студенты сразу обратили внимание собрав-шихся на
отсутствие взаимного расположения между членами группы и ее руководителями.
Однако их слова не получили никакой поддержки, по-скольку остальные студенты
не решились открыто выступить против "стар-ших". Кроме того, поначалу
участники сеанса старались как можно меньше контактировать друг с другом. Их
удерживал бессознательный страх затро-нуть в разговоре с небезразличным им
человеком (а многих здесь связыва-ли нежные чувства) щекотливые темы,
способные угрожать их отношениям. Временно подавленное раздражение
проявилось в конфликте ("Clinch") между двумя студентками. Одна девушка
упрекала другую в "отвратитель-ном" поведении, добавляя: "Я не могу смотреть
на твои манеры равнодуш-но, потому что я прекрасно чувствую, как ты ко всему
относишься." Вторая девушка считала поведение своей оппонентки
возмутительным.
Этот конфликт несколько разрядил обстановку, что позволило участни-кам
сессии вынести на общее обсуждение волнующие их вопросы.
Аллегорическим выражением бессознательного чувства вины, которое
испытывали студенты перед своими менее образованными сверстниками. оказалась
типичная групповая иллюзия (Gruppentraum): "Некоторые граж-дане тоталитарных
государств обладают большими привилегиями, по срав-нению с простыми
подданными." Долго остававшееся бессознательным чув-ство зависимости от двух
старших по возрасту руководителей стало, очевид-ным, когда одна из
присутствующих девушек рассказала о своем страхе быть убитой грабителем.
Развивая свою мысль, она упомянула о том. что убийца, возникавший в ее
фантазии, всегда носил бороду. Впоследствии. обсуждая этот эпизод, многие
студенты обратили внимание на тот факт. что оба руководителя тоже носят
бороду. Таким образом, фантазия о грабителе была распознана как обычный
психоаналитический эротизированный пере-нос. Известное эротическое волнение
царило в группе с самого начала сеан-са. Молодые привлекательные студентки
многозначительно перегляды-вались с руководителями и на следующем сеансе
угостили их и других участников группы конфетами, выразив таким образом в
безопасной форме бессознательные эротические желания.
Каждый сеанс длился в среднем полтора часа. К концу одиннадцатого
сеанса выявилось бессознательное содержание затяжного конфликта между двумя
девушками. Спор между ними начался еще на первом сеанса. Одна причина
состояла в обычном для женщин соперничестве за лучшего мужчи-ну и т. п.
Другая -- заключалась в двусторонних переносах. Первая девуш-ка проецировала
на вторую образ ненавистной матери и в связи с этим ощу-щала себя как
пристыженный ребенок. Вторая девушка длительное время не могла объяснить,
почему она находит свою оппонентку столь "отвратитель-ной" , поэтому было
сделано предположение, что она спроецировала на свою соперницу отрицательные
черты собственной личности.
Некоторые интересные наблюдения были сделаны н в контексте отно-шений
между мужчинами н женщинами, принимавшими участие в группо-вом сеансе. Одна
из участниц обратилась к симпатичному ей мужчине со следующими словами:
"Сначала я говорила себе, ты мне просто нравишься. И вдруг меня осенило --
все мы здесь мужчины или женщины, а значит, если я скажу тебе. что ты мне
нравишься, то буду иметь в виду -- нравишь-ся как мужчина". Перебившая ее
женщина заявила, что не желает "иметь дел" с мужчинами, поскольку, по ее
мнению, "чересчур сильная любовь к мужчине ограничивает независимость
женщины".
Признание в любви , имевшее место на одном из сеансов, взволновало
другую участницу. "Я спрашиваю себя, что со мной,-- говорила она,--, ведь
это не я призналась в любви к X. В чем же тогда причина моего волнения?"
Затем выяснилось, что ее пугала та невозможная пауза, которая воз-никает
после вопросов "Привлекаю ли я тебя?". "Любишь ли ты меня?". Ожидание ответа
ставит, по ее мнению, задающего в подчиненное положе-ние, ведь его душевное
состояние напрямую зависит от слов, которые будут сейчас произнесены, а
слова эти могут оказаться безжалостными.
Даже такое казалось бы сжатое обозрение группового процесса
демонстрирует, насколько многообразно реактивируются и перерабаты-ваются в
ситуации группы ранее вытесняемые бессознательные конфлик-ты между мужчинами
и женщинами, людьми разных поколений и др.
7.4. В семейной терапии
Методы и теория
Есть некоторые основания полагать, что психоаналитической семей-ной
терапии вообще не существует.
С момента возникновения психоанализа его приверженцы уделяли большое
внимание не только психике индивида, но и процессам, протекающим в так
называемых искусственных и естественных группах. Наи-более ярким выражением
последних является семья. Джон Карл Флюгель выпустил в 1921году книгу
"Психоаналитическое исследование семьи" ("The psychoanalytic stu dy of the
family" John Karl Fluegel 1921), предметом изучения в которой впервые
оказалась семья в це-лом, а не только изолированные друг от друга фантазии
детей и их родителей.
Однако та форма, в которую вылился сейчас интерес класси-ческого
психоанализа к семье имеет мало общего с самим психо-анализом.
Не случайно поэтому в последнее время многие семейные терапевты склонны
признать тот факт, что в процессе развития " семейной тера-пии"
последамхалилась от психоанализа и в теоретическом и в ме-тодологическом
.лане (Stierling 1975).
Просматривая современную литературу по семейной терапии, убеж-даешься в
правоте этого мнения. Психоаналитические концепции пере-носа и контрпереноса
давно заменены в семейной терапии научными гипотезами Грегори Бейтсона (G.
Ba teson) и группы Паоло Альто кали-форнийского "Mental Research Institute"
. а также понятиями коммуни-кационной теории и теории систем. В связи с этим
факт реальной про-блемы в современных отношениях той или иной семьи
оттесняет в дан-ной терапии на задний план ирреальные и бессознательные
конфликты. хотя на практике терапевт часто поощряет членов семьи к
откровен-ному разговору, в процессе которого они, образно говоря, расходуют
все свои ресурсы конфронтации.
В Германии возможности семейной терапии исследовали Хорст-Эбергард
Рихтер (Н.-Е. Richter) из Гисена и Гельм Штирлинг (Н. Stieriing) из
Гейдельберга 8. Надо сказать, что такие понятия семейной терапии, как
"принцип справедливости" (Gerechtigkeitsprinzip) или "компенсация заслуг",
включающая подсчет последних в отношении конкретного члена семьи
(Boszonnenyi-Nagy & Spark 1981). весьма дале-ки от психоанализа, что лишний
раз подтверждает их обсуждение на семинарах со студентами факультета
психологии.
И действительно, разве не несет в себе концентрация всего внимания
аналитика исключительно на семье нечто бессмысленное? Ни в коем случае не
оспаривая социальное и человеческое значение семейных уз, считаем нужным тем
не менее указать, что семейный терапевт поощряет подчас именно те аспекты
межличностных отношений, которые, согласно теории психоанализа, необходимо
преодолевать. Например, проек-цию семейных отношений на членов
терапевтической группы можно расценивать как явление прямо-таки
патологическое. И хотя регрессия как терапевтическое средство может стоять
на службе у прогресса (см. гл. VIII 4.2.). все Же целью терапии должно быть
не укрепление ранних стереотипов отношений, а развитие отношений новых и
желательно непатологических.
Любой практикующий психоаналитик так или иначе сталкивается в своей
работе с семейными проблемами пациента. Порой может возни-кать необходимость
расширения рамок терапии и включения в нее род-ственников анализируемого.
Психоаналитик, идущий на подобное, начинает, в принципе, заниматься семейной
терапией (Kutter 1965). Однако, как правило, он не испытывает потребности в
использовании таких, присущих семейной терапии, техник, как выписывание
симпто-мов (Symptomverschreibung) или парадоксальная интервенция (Рагаdoxe
Intervention)*. Однако аналитику требуется, как правило, недюженное терпение
для того, чтобы преодолеть сопротивление, в большей или меньшей степени
выраженное у пациента и его родственников.
* Понятия "выписывания симптомов" и "парадоксальной интервенции"
характери-зуют ситуацию, в которой человеку приписывается нечто им самим
нсжсласмое. Та-кая техника применяется в том случае, когда цель терапии не
может быть достиг-нута обычными психотерапевтическими средствами. Авторство
данной техники принадлежит группе Йаоло Альто, название которой происходит
от городка Пао-ло Альто, что неподалеку от Стэндфордского университета в
СанФранциско (США) и, в частности. Грегори Бсйтсону. Немецким представителем
этой психоло-гической школы является Пауль Вацлавик (Paul Watzlawick),
ставший извест-ным благодаря своим книгам "Человеческая коммуникация"
("Menschlichc Kommunikation" 1969) и "Насколько реальна действительность?"
("Wie wirklich ist die Wirklichkeit?" 1976.
В контексте вышеназванных психологических техник речь скорее всего идет
о сво-его рода уловке, на которую "попадается" пациент, не осведомленный о
намере-ниях терапевта, желающего во что бы то ни стало добиться позитивных
изменений
* в процессе лечения.
Иллюстрацией сказанному может служить выдержка из книги "Болезнь и
семья" ("Krankheit und Families Michael Wirsching & Helm Sticrli ng 1972),
авторы кото-рой, в частности, советуют вести себя в случае болезни: " ...
точно так же, как до нее. Не капитулировать перед проблемами, не
отчаиваться, никаким образом не проявлять своей слабости! Не надо поступать
подобно тем людям, которые начина-ют переосмысливать свою жизнь под влиянием
болезни. Вы не нуждаетесь в пере-осмыслении. Вынужденные изменения в жизни и
поведении способны лишь усло-жнить ваше положение. Поэтому в любых
обстоятельствах, насколько удручающи-ми они бы ни показались, продолжайте
вести тот образ жизни, который вы вели прежде... если вы не подчинились
болезни,-- беспокоиться, в общем-то, нет при-чины ...", стр.183, 184.
Именно терпения , кажется, не хватает современным семейным тера-певтам.