<< Пред.           стр. 32 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 Необходимость достаточно длительного ожидания каких бы то ни было
 результатов, постулированная в психоанализе (Ekstein 1988), семейным
 терапевтам не по вкусу. Часто последние бывают склонны к чересчур поспешной
 оценке происходящего. В рамках семейной тера-пии создаются понятия, образно
 описывающие природу различных семей. Семьи с тревожной и невротической
 атмосферой характеризу-ются, как "санаторий" (Sanatorium), семьи с
 атмосферой, близкой к параноидальной,--как "цитадель" (Festung), а семьи с
 выраженными истерическими чертами -- как "театр" (Theater) (Richter 1970).
 Одна-ко распознавание и вскрытие глубинного содержания бессознательных
 фантазий требует времени гораздо большего, чем это принято уделять в
 практике семейной терапии.
  Определенные методы тестирования, например, тест "Изобрази свою семью в
 виде животных" ("Zeichne -- deine -- Familie -- in -- Tieren" Brem --
 Graeser 1975), предназначенный для ребенка, позволяют выявить скрытые
 семейные конфликты, которые оказываются весьма похожими на конфликты,
 проявляющиеся в ходе групповой терапии.
  Поэтому в число психоаналитических методов, перспективы примене-ния
 которых в терапии и консультации семьи рассмотрел Михаэль Б. Буххольц в
 своей книге "Психоаналитический метод и семейная терапия" (Michael В.
 Buchholz "Psychoanalytische Methode und Familie ntherapie" 1982), следует
 включить три метода, применяемые в групповой терапии (см. VIII. 4.). с тем
 лишь условием, что понятие "группа" будет заменено "семьей". Тем самым
 подходы эти будут выглядеть следующим образом:
  -- изучение индивида вне его семьи,
  -- изучение семьи как индивида,
  -- изучение семьи и индивида в совокупности.
  В качестве примера конструктивной критики семейной тирании можно
 назвать ста-тьи Вильгельма Кернера и Ганса Цыговски (Wilhelm Kocrncr & Bans
 Zygowski) опубликованные в журнале "Psycho logie heute" за 1988 год. Авторы,
 в частности, полагают, что надежды, возлагаемые на семейную терапию
 некоторыми учеными, имеют под собой мало основания. Члены семьи,-- прежде
 всего люди, и как тако-вые не могут быть сведены к понятию "элементов
 системы". Кроме того, методы, применяемые в данной терапии представляются
 черезчур директивными, а мнение терапевта редко ставится под сомнение. С
 такой критикой нельзя не согласиться. Стоит только напомнить, что
 психоанализ, в отличии от семейной терапии, подразумевает равноценное
 участие в лечебном процессе как аналитика так и самого пациента. Тем не
 менее нельзя исключать воз-можности существования семейных терапевтов, не
 заслуживающих столь суровых упреков.
  Последний подход обеспечивает своевременное распознавание фено-менов
 желания и сопротивления, переноса и контрпереноса, проявляю-щихся как у
 отдельного индивида, так и между членами семьи. Последо-вательный и
 терпеливый анализ семьи, ни в чем не уступающий анали-зу индивида и
 включающий в себя шесть ступеней понимания, позволяет разобраться в природе
 семейных бессознательных процессов.
 
 
 Пример из практики
 
 
  Академик жаловался на ощущение отчужденности от собственной семьи.
 Человек он был очень занятой, времени на жену и детей у него не хватало.
 Устав от работы, он искал "спасения" в семье и всегда испытывал в этом
 разочарование. Включение в аналитический процесс жены и детей предоставило
 психоаналитику дополнительную информацию. Так, в част-ности, оказалось, что
 супруга и дети столь занятого человека чувствовали себя преданными и
 брошенными на произвол судьбы. В связи с этим они образовали своего рода
 семейную "продгруппу" и решили заботится о себе самостоятельно. Такое
 решение проблемы стоило им невротических симпто-мов: жена страдала мигренью
 и депрессиями, двое подростков старались избегать общества сверстников.
  Положительный результат, достигнутый в данном случае, объясня-ется не
 только тем, что в процессе лечения перемежались сеансы с му-жем и женой по
 отдельности и супружеской парой в целом. Важнейшим инструментом позитивных
 преобразований оказался индивидуальный психоанализ центральной фигуры --
 отца. Успех объясняется еще и тем, что аналитик, проводивший сеансы, не
 ориентировался на семей-ную терапию, а занимался исключительно
 психоанализом, задача кото-рого -- осознавание бессознательных процессов. Не
 больше, но и не меньше.
 
 
 
 IX. ПСИХОАНАЛИЗ ВНЕ КЛИНИКИ И КОНСУЛЬТАЦИОННОГО КАБИНЕТА-- С
 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИМ ИНСТРУМЕНТАРИЕМ В ПОЛИТИКЕ И ОБЩЕСТВЕ
 
  1. Методологические проблемы
 
 
  Как видно из предшествующей главы, метод психоанализа, наце-ленный на
 осознание бессознательного, может быть с успехом применен и к небольшим
 группам (терапевтические группы и семьи). При этом, однако, здесь решаются
 иные проблемы, чем в слу-чае, когда предметом психоанализа оказывается
 отдельная личность.
  Если самый главный методологический принцип состоит в том, что метод
 должен быть адекватен предмету, то задача осознания бессознательного в
 группах и семьях может быть названа психоаналити-ческой только тогда, когда
 она ставится перед отдельным участником. С учетом другого предмета изучения
 -- группы или семьи -- речь уже идет об ином методе, а именно о групповом
 или семейном анализе.
  Если же пойти еще дальше и сделать предметом психоаналитичес-кого
 исследования процессы, протекающие между группами, большими группировками
 людей или целыми учреждениями, то тогда мы вступим в область, которой уже
 давно занимаются другие науки.
  Социология -- это наука, в которой с помощью различных методов
 исследуются общественные процессы, такие, как производство и социальные
 структуры, социализация, учреждения и социальные движения вплоть до
 международных отношений, причем доминируют методы эмпирического социального
 исследования. Конъюнктура, развитие и распределение, рынок и план, деньги и
 товар в производстве и общест-ве являются предметом наук о производстве и
 потреблении в народном хозяйстве или предметом экономических наук.
  Политология, со своей стороны, занимается политическими про-цессами в
 узком смысле, т. е. процессами, которые имеют дело с вла-стью и господством
 , с их распределением и контролем, с формами пра-вления как тоталитарных,
 так и демократических систем, с политичес-ким образованием и экономикой,
 вплоть до партий и союзов. Связанные с этим правовые проблемы
 рассматриваются юриспруденцией.
  Каждая из названных наук развивала и расширяла посредством соб-ственных
 исследований свою область знаний. Тем не менее повсюду име-ются области, еще
 не исследованные, малоизвестные области, которые освещаются весьма
 односторонне или вовсе оставлены без внимания. Сюда прежде всего следует
 отнести политическую сферу общественной жизни. Скажем, партии "зеленых" с
 самого начала своего появления крайне чувствительно реагировали на проблему
 загрязнения окружаю-щей среды, в то время как другим партиям потребовалось
 длительное время, чтобы вообще признать существование подобной проблемы. С
 другой стороны" традиционные партии намного более реалистически расценивают
 связанные с экологией проблемы производственные.
  Ответственные политики в правительстве производят такое впечат-ление,
 точно они абсолютно позабыли о связи с теми, кто их первона-чально избрал. С
 другой стороны, и сами избиратели в своих разговорах создают образы этих
 политиков, весьма далекие от реальности.
  Таким образом, здесь существуют области, в которых сознатель-ные
 процессы мышления" решения и поступков в большей или меньшей степени
 находятся под влиянием бессознательных процессов, фальси-фицируются, а порой
 и искажаются ими.
  Названные науки, конечно, пытаются внести бессознательные соци-альные
 процессы в область сознательного знания. Они даже добиваются в этом успеха.
 Тем не менее, я не могу избавиться от ощущения, что эти науки периодически
 приближаются к границам, которые не могут быть преодолены методом одного
 лишь эмпирического социального иссле-дования. Речь идет о границах между
 сознательными и бессознатель-ными процессами.
  Эти границы могут быть расширены с помощью психоаналитиче-ских методов
 получения данных. К этому относится психоаналитичес-кое " интервью" с
 отдельным человеком с использованием свободных ассоциаций и регрессивного
 анализа. В небольших контролируемых группах может быть с успехом использован
 групповой аналитический метод для исследования бессознательных процессов
 аналогично тому. что происходит в терапевтической группе. Относительно
 успешно пси-хоаналитические средства могут применяться и в больших группах
 (до 50 лиц). Здесь также следует учитывать групповые концепции желания и
 сопротивления, переноса и контрпереноса (Kreeger, 1977).
  Значительно труднее применять этот метод к учреждениям и орга-низациям
 в том их качестве, в каком они являются предметом изучения социологии и
 политологии. Тем не менее есть все основания предпола-гать, что в больших
 коллективах, в большей или меньшей степени, соз-нательные акты мышления,
 речи и поступков также управляются бессо-знательными процессами.
  Уже Зигмунд Фрейд в своем известном эссе "Массовая психология и анализ
 человеческого Я" (1921) представил теорию, согласно которой массы, как и
 военнослужащие или церковные прихожане, более или менее идентифицируют себя
 со своим руководителем, которого возносят на пьедестал собственного Я-идеала
 и одновременно ощущают с ним свою солидарность. У любого грамотного читателя
 вполне естественна аналогия с Гитлером и немецким народом (Сталиным и
 советским наро-дом -- прим. русск. ред.).
  Чтобы проверить подобные предположения, толкования и интер-претации на
 предмет их соответствия действительности, мы долж-ны. как и в классическом
 психоанализе, иметь возможность говорить с пациентом, с лицом, выступающим в
 качестве члена подобного кол-лектива. Это в принципе возможно лишь тогда,
 когда речь идет о кол-лективе, который является частью современного
 общества, например, политической партии или союза. Здесь психоаналитические
 "интер-вью ", по возможности поддержанные проективными тестами, могут быть
 проведены в любое время. Если же мы говорим о временах Гит-лера. то нам
 следует для начала отыскать людей, готовых свидетель-ствовать о том времени.
 Если члены тех или иных коллективов попа-дают в психоанализ в результате
 каких-либо невротических расст-ройств, то тогда психоаналитик, наряду с
 информацией о пациенте, имеет возможность получить сведения о коллективе, в
 котором тот находился. В этом случае возможно наблюдение за той или иной
 фор-мой интерпретации.
  Значительно сложнее составить представление о том, что пережи-ли люди
 столетия назад и что переживают люди инобытной для нас культуры. Однако и
 здесь в принципе возможно применение психоана-литического инструментария.
  В любом случае, в соответствии с психоаналитическими правилами
 исследователь должен частично идентифицироваться с предметом своего изучения
 и в своем контрпереносе обращать внимание на чув-ства, которые этот предмет
 у него вызывает: любопытство и удивле-ние или раздражение и отвращение.
 Недостаток подобных исследований заключается в том, что контроль над
 собеседником отсутствует. Путем проверки исследователем своей интерпретации
 в разговоре с колле-гами достигается относительная проверка собранных
 сведений, т. е. она в принципе возможна. Наконец, есть и читатели, которые
 высту-пают в роли "конечных потребителей" и выносят свое решение о том,
 доверять ли полученной с помощью психоаналитических методов информации, или
 нет.
  При этом запрограммированы и возможные сопротивления. Фрейд (1911)
 сформулировал это так: "Общество не будет торопиться санкци-онировать нашу
 авторитетность. Оно должно находиться в оппозиции к вам, поскольку мы ведем
 себя по отношению к нему критически. Мы указываем обществу на то. что оно
 само участвует в создании причин неврозов". Применение психоанализа к
 общественным дисциплинам означает, что речь идет об (аналогично психоанализу
 индивида, группо-вому анализу и семейному анализу) общественном анализе,
 анализе культурном (Lorlnzer, 1988) или об общественной критике. В
 резуль-тате анализа всегда возникает тот или иной постулат, констатирующий:
  Дело обстоит так:
  Все выглядело бы иначе, если бы ученые развивали представления о
 правильном порядке вещей. Тогда полученные знания могли бы найти себе
 применение в направлении изменения общества. Тем самым научное исследование
 дополнялось бы политической деятельностью.
  Как мы видели в главе VII. 4.3.. в психоанализе психоаналитик
 ограничивается тем. что вместе с пациентом вскрывает бессознатель-ные
 процессы, предоставляя, однако, пациентам самим решать вскры-тые конфликты.
 В психоаналитически ориентированной психотерапии терапевт, напротив,
 действует в духе лечения или изменения. Если исследователь, диагностирующий
 общественные процессы, придаст результатам своих исследований действенный
 характер, то в результа-те мы получим общественную терапию.
  В этом щекотливом вопросе мнения расходятся: в то время как одни,
 например. Пауль Парии в Цюрихе. Хорст-Эбергард Рихтер в Гисене или Маргарет
 Мичерлих во Франкфурте, словом и делом нацелены на обще-ственные
 преобразования, большинство психоаналитиков, если они вооб-ще занимаются
 общественными вопросами, ограничиваются непосредст-венно самим диагнозом,
 его артикуляцией. Они предоставляют делать из всего выводы тем, кто отвечает
 за политическое состояние в обществе (парламентариям, правящим кругам,
 руководителям партий и т. д.).
  Я придерживаюсь одного с Фрейдом мнения (1933. С. 162). что "не дело
 психоаналитиков разрешать межпартийные вопросы", что "психоанализ это
 беспартийный инструмент", "как к примеру исчисле-ние бесконечно малых
 величин" (Фрейд, 1927. С. 360).
  Психоанализ, однако, является "партией", поскольку стоит на стороне
 правды, сколь бы неудобной эта правда ни была. Что касается группировок,
 учреждений и организаций, то в них правда выходит на по-верхность лишь
 тогда, когда преодолено сопротивление к ее признанию.
  Основаниями для сопротивлений перед вскрытием правды чаще всего
 являются страхи потерять полноту власти, когда на свет высту-пают латентные
 факторы власти. Поэтому психоаналитикам не стоит удивляться, что на их
 услуги в качестве экспертов по вскрытию бессо-знательных процессов в
 обществе со стороны "начальствующих" не существует большого спроса: учителя
 в школе боятся за свою власть над учениками, в организациях -- руководство
 опасается рядовых сотруд-ников, в политике -- власть предержащие -- народа.
  С другой стороны,-- это часто упускается в соответствующей лите-ратуре
 -- в общественных группах, относящих себя к просвещенному и критически
 мыслящему слою общества, сохраняются зоны или области, в которых
 бессознательные процессы все же доминируют и при этом искажают восприятие
 реальности. Последнее связано с опасением при-знать в себе присутствие,
 помимо критичной и прогрессивной составля-ющей, некритичных и регрессивных
 компонентов. При том, что и те и другие могут соответствовать истинному
 положению вещей. Задача исследователя как раз и заключается в выяснении
 того, что же соответ-ствует действительности, а что -- нет. т. е. насколько
 эта действитель-ность искажена личными или групповыми проекциями. Поэтому
 весьма важно более Или менее отчетливо различать следу-ющие области:
  а) реальную область общественного процесса, определяемую при помощи
 эмпирического метода социального исследования, и
  б) область, не поддающуюся этому методу, но обнаруживаемую при помощи
 психоаналитических средств.
  Приведу пример для иллюстрации: конфликт между Востоком и Западом в
 международных отношениях на реальной плоскости про-является в различных
 распределениях сил между двумя силовыми бло-ками. Это можно проверить на
 соответствующих экономических и воен-ных показателях. В психологической
 области конфликт Восток-Запад осложнен многосторонними проекциями. Они ведут
 к более или менее выраженному образу врага, не имеющему под собой реального
 основа-ния. Путем осознания с помощью психоанализа проективных составля-ющих
 этого образа врага искаженное восприятие может быть в значи-тельной степени
 скорректировано; на возможность такого пути ссы-лается. в частности, философ
 Эрнст Тугендхат (Tigendhat E.. 1987). Если, например, политики знакомятся
 друг с другом лично, как это стало уже обычным в последнее время, то
 появляется серьезный шанс узнать партнера с человеческой стороны и разрушить
 многосторонний образ врага; перспектива подобного сближения сторон вселяет
 опреде-ленные надежды.
  Читатель, вероятно, заметил, что в данном случае я веду себя по
 отношению к обществу, как семейный терапевт по отношению к семье. Такая
 позиция позволяет применять психоаналитический инструмент сбора данных там,
 где создаются соответствующие условия исследова-ния. Если же сверх того в
 договорном порядке будет закреплено объеди-нение ответственных лиц
 учреждений с психоаналитиками для исследо-вания и вскрытия существующих
 конфликтов между руководством и подчиненными психоаналитическими методами,
 тогда, по моему мне-нию, можно будет говорить о законном применении
 психоанализа на общественном пространстве.
  Чтобы исключить всякое непонимание: у психоанализа есть одна цель --
 сделать бессознательные процессы сознательными или, выра-жаясь высоким
 "штилем", добиться истины. Там, где психоанализ применяется с этой целью,
 речь не может идти о каком-либо злоупотреб-лении. Если же психоанализ
 слишком тесно связывается с определен-ными общественными группами, например,
 с группой медиков, тогда появляется отмеченная, например, у Маргарет
 Мичерлих опасность "медикоцентризма" (Mitscherlich-Nielsen, 1983).
  Если психоанализ вступает в сок" с каким-либо политическим
 на-правлением. например, с марксизмом, как это было в 20-е годы (вспом-ним
 фрейдомарксизм), или во времена студенческого движения (конец 60-х годов),
 то это вызывает опасность слишком односторонней полити-ческой ориентации.
 Психоанализ тогда легко попадает на службу поли-тических сил и теряет свою
 свободу.
  Многочисленные печатные труды, в которых когда-то, во времена
 студенческих беспорядков совмещались марксистские выкладки с
 пси-хоаналитическим знанием, сегодня уже являются макулатурой. Обозре-вая их
 сейчас с временного и пространственного удаления, можно кон-статировать, что
 увязка психических страданий с понимаемыми в духе марксизма особенностями
 раннего и позднего капитализма была пер-спективой. которая по меньшей мере
 рассматривала общество весьма односторонне и видела лишь то. что описывали
 Маркс и Энгельс, а именно: примат материи, экономические причины, классовую
 борьбу и эксплуатацию человека в интересах капитала. Таким образом,
 фикси-ровались общественные отношения, исторически имевшие место в XIX
 столетии, но порой встречаемые еще и сейчас. Их односторонняя акцен-туация
 подчас явно преувеличена.
  Поэтому здесь мы не будем далее заниматься попытками связать
 психоанализ и марксизм, а обратимся к тем областям, в которых пси-хоанализу
 удалось предоставить ту или иную необходимую, хотя и спорную информацию.
 Сюда относятся как "критика религии" Фрейда, так и психоаналитическое
 исследование предрассудков, ана-лиз проблемы меньшинств, в значительной
 степени инспирированное психоанализом исследование об авторитарном характере
 Франк-фуртского института социальных исследований. В последнем прини-мали
 участие такие известные авторы, как Теодор В. Адорно, Норберт Элиас, Герберт
 Маркузе. К этому стоит причислить работы Алек-сандра и Маргареты Мичерлих по
 анализу актуальных обществен-ных процессов в ФРГ, которые акцентируют
 коллективно вытесняе-мую жестокость и "отвергаемую печаль". В заключение я
 хотел бы еще раз обратиться к трем примерам эмансипационного движения, а
 именно: к студенческим волнениям, женской эмансипации и движе-нию за мир.
 
  2. Общественная критика Фрейда

<< Пред.           стр. 32 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу