<< Пред.           стр. 35 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 поскольку объем действующих яа нас в раннем возрасте неудач не уменьшается,
 а со временем только возрастает. В своей вступительной франкфуртской лекции
 Александр Мичерлмх (Mitscheriish A.. 1969) предостерегал от чересчур
 легкомы-сленного восприятия "недостаточного миролюбия" людей и допущения
 концентрации власти в политике.
  Позднее страх, появившийся вследствие экзистентной угрозы из-за
 возможности ядерной войны, вызвал интерес и ряда других психоана-литиков
 (Petri, 1983). Этот страх столь угрожающ, что ведет скорее к политической
 апатии, чем к усилению активных действий с целью противостоять угрозе.
 Некоторые психоаналитики усматривают в уг-розе самоуничтожения человечества
 действие сил инстинкта смерти, который толкает людей точно леммингов в море
 на верную гибель. Мно-гие усматривают в этом и исполнение апокалипсиса в
 духе исполняюще-гося пророчества (Marler E., 1982). Иные В ФРГ делают акцент
 на Фрейдовской идее враждебного мышления (Feind-Denken), причем склонны
 видеть "врага" в Советском Союзе, а "друга" в США: врага, которого нужно
 победить, и друга, с которым себя слепо идентифици-руют и которому
 подчиняются по "традиции повиновения" 5.
  Нетрудно идентифицировать себя с мирным движением и занять его позицию.
 Я разделяю беспокойство пацифистов, их серьезную оза-боченность и тревогу. Я
 тоже согласен с движением за мир в том, что множество образов врагов
 является бессознательным процессом, веду-щим к искажению образа реальности,
 и в результате возникает картина, совершенно расходящаяся с реальностью.
 Однако за этим "да" следует ограничительное "но": как психоаналитик, я не
 могу говорить о движе-нии за мир. упуская из виду подозрения в проективном
 искажении реальности представителями данного движения. Эта догадка
 становит-ся особенно обоснованной тогда, когда интерпретации
 психоаналитиков, подвизавшихся в мирном движении, чересчур отдаляются от
 реаль-ности. когда, к примеру, видят лишь ошибки США и не замечают оши-бок
 СССР. Как я говорил уже ранее, хотя и по другому поводу (ср.:
  гл. IX. 3.), предрассудки могут превращаться в мнения, если, прежде чем
 судить, мы осуществим проверку.
  Элементы воображения" играющие роль в нашем представлении. мы можем
 перепроверить, сравнив фантазию и реальность. Подобное сравнение, конечно,
 затруднено. Особенно тяжело оценить, что соот-ветствует действительности, а
 что -- нет, из того, что мы ежедневно узнаем о большой и малой политике из
 средств массовой информации. Лично я чувствую себя в этом отношении полным
 дилетантом и не отва-жился бы на психоаналитическую интерпретацию весьма
 сложных политических процессов без профессиональной поддержки политологов
 или социологов. Речь здесь идет о системах, взаимно влияющих друг на друга,
 системах, стремящихся усилить свою власть или, по меньшей мере, ее
 сохранить. Конечно, следует учесть, что в странах западной демократии в
 систему власти встроен целый ряд контрольных инстан-ций, таких, как деление
 власти на судебную, исполнительную и зако-нодательную. с прессой, радио и
 телевидением в качестве четвертой власти. Несмотря на это, понять действие
 этих контрольных систем для непрофессионала очень трудно.
  Поэтому я не хочу спешить переносить категории, имеющие отноше-ние к
 межчеловеческой жизни, например подчинение, к отношениям между США и ФРГ.
 Прежде чем говорить об образе врага, будь то США или СССР, я бы .проверил
 это в сотрудничестве с политиками и политологами, чтобы реально расценивать
 политические отношения. Только тогда я бы мог догадываться и предполагать
 возможные бессоз-нательные многосторонние проекции.
  По временам у меня складывается такое впечатление, что стоящие близко к
 мирному движению психоаналитики не могут договориться, поскольку у них
 отсутствует профессиональная компетенция в общест-венных и политических
 вопросах, они чересчур склонны превышать свои профессиональные полномочия,
 часто желают сделать вид, что владеют вопросом лучше, чем политики.
  Однако будучи психоаналитиками, мы должны научиться в нашей ежедневной
 работе тому, что, прежде чем у нас появится вообще воз-можность подумать об
 интерпретации, нам следует собрать доста-точное количество информации. Из
 работы с малыми и большими группами мы научились тому, что процессы,
 протекающие в группах. следует прежде всего наблюдать с различных позиций, в
 различных перспективах, прежде чем мы составим себе о них какое-либо мнение.
  Во время дискуссии со студентами, организованной ASTA и Факультетом
 психологии, я высказал несколько соображений на тему проблематики войны и
 мира, которые я и хотел бы здесь привести в за-ключение 6.
  Мир -- это не только отсутствие войны, он должен быть определяем и
 позитивным образом. Наше влияние на это, увы, весьма ограничено: мы можем
 высказываться печатно и устно, непосредственно принимать участие В
 парламентах и правительствах и информировать о взаимосвя-зях. открытых той
 или иной наукой. Психоанализ, со своей стороны, может предложить следующую
 информацию:
  На политические решения могут оказывать воздействие бессозна-тельные
 эмоциональные процессы. Не исключается опасность эска-лации посредством
 потери контроля из-за раздражения и фрустрации. С другой стороны, возникшее
 из превосходства угрожающее поведе-ние. может создать мирные отношения
 (Etzioni, 1979). Если я не хочу, чтобы кто-нибудь на меня напал,
 целесообразно принимать меры предо-сторожности. Именно такова точка зрения
 реального политика.
  Однако было бы бессмысленным постоянно поддерживать боего-товность,
 когда у другого нет никаких серьезных намерений нападать. В этом заключены
 противоречия.
  Если все это протекает в очень архаичной плоскости, тогда имеет смысл
 точка зрения реального политика. Если же, напротив, движение происходит в
 "зрелой", разумно-управляемой плоскости, то более аде-кватным будет не
 продолжать гонку вооружений и не ожидать ежечас-ного нападения от врага.
  Лично я не теряю в этом смысле надежды на то, что межчеловечес-кие
 мышление и поступки развиваются в истории от "незрелой" к более "зрелой"
 ступени развития, тем более что благоразумие всех участников уже возросло,
 враждебные государства в целях рационирования ресур-сов и с целью
 предотвращения возможного уничтожения других и себя, вынуждены
 контактировать друг с другом.
  Однако не стоит, как и прежде, недооценивать бессознательные процессы
 зависти и стремления к обладанию, равно как и подавленный страх смерти,
 который может выражаться не только в фантазиях на тему катастроф, но и в
 опрометчивых политических действиях. В про-изводстве все более сложных
 систем вооружения играют роль не толь-ко экономические и политические
 интересы, а, вероятно, еще и более или менее бессознательное наслаждение и
 удовлетворение властью, при-ключением. запугиванием, угрозой и даже
 уничтожением. Я напоминаю об идеях Мичерлиха по поводу жестокости (ср.: гл.
 IX. 4.).
  С другой стороны, страх, бессилие и беспомощность могут легко приводить
 к превентивной активности под девизом: "Нападение -- лучшая защита". Это
 всеобщая закономерность, которая выражается не только в международных
 отношениях, но также и в мирном движении. Я не могу избавиться от ощущения,
 что подобные процессы при такой активности принимают в этом участие, по
 меньшей мере, отчасти. Однако подвергнуться воздействию со стороны
 бессознательных про-цессов могут не только действия, но и восприятия.
  Поэтому очень важно перепроверять существующую опасность, которая
 заставляет нас испытывать страх на предмет ее реальной обоснованности.
  Страх, согласно сигнальной теории страха Фрейда,-- осмыслен-ный сигнал.
 Поэтому страх перед ядерной угрозой -- это осмысленный страх, если он
 заставляет нас вступать в диалог, жестко и открыто вес-ти переговоры, чтобы
 таким здравым способом прийти к решению про-блемы, созданной ядерной
 угрозой. Наоборот, менее здравым было бы в этой ситуации впасть в панику
 или, как три известные обезьяны, заткнуть уши, закрыть глаза и молчать.
  Психоанализ может быть, со своей профессиональной стороны, особенно
 полезен тогда, когда речь идет о том, чтобы выявить бессо-знательные
 составляющие политических действий. Это преимущест-венно работает там, где в
 нашей общественной жизни бессознательные составляющие играют роль в больших
 группах и между различными группировками. Если мы сделаем сознательно
 известным тот факт, в ка-ком объеме мы как просвещенные люди склонны,
 подобно невротикам, перерабатывать опасности невротически, защищаться,
 вытеснять, отре-каться и проецировать, мы сможем воспринимать опасность
 такой, како-ва она есть, оценивать ее реалистически и действовать
 соответственно обстановке. Таким образом,. обоснование и перспектива состоит
 в том. что увеличивая знания и расширяя опыт. мы совершаем все необходи-мое
 для предотвращения какого-либо конфликта.
 
  ПРИМЕЧАНИЯ
 
 
  I. Человеческие, слишком человеческие конфликты
  1 Вергилий. Энеида/ Буколики; Георгики; Энеида. М.: Худ. лит. 1971.
  Гессе Г. Игра в бисер. М.: Худ. лит.. 1969.
  Гомер. Одиссея. М.: Гослитиздат. 1960.
  Достоевский Ф. М. Преступление и наказание/ Полное собр. соч.,в 30
 томах М.: Наука. 1972, т. 6.
  Достоевский Ф. М. Идиот/ Полное собр. соч. в 30-ти т.-- М.: Наука,
 1972, т.8.
  Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы/ Полн. собр. соч. в 30 т.--М.Наука,
 1972, т. 14
  Maнн Т. Будденброки/ Собр. соч. в 10-ти т.-М: Гослитиздат,1959, т. 1.
  Софокл. Эдип парь/Трагедии.--М.; Искусство, 1979.
  Софокл. Антигона. М.: Искусство, 1986.
  Толстой Л. Н. Война и мир/ Собр. соч. в 20-ти т.-- М.: Гослитиздат,
 т.4-7
  Толстой Л. Н. Анна Каренина/ Собр. соч. в 20-ти т.-- М.: Гослитиздат,
 1961
  т8-9.
  Толстой Л. Н. Крейцерова сонта. М.: Книга. 1983.
  Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича; Хозяин и работник/ Повести.-- М.:
 Правда, 1983.
  Шекспир В. Много шуму из ничего/ Избр. произвед.-- М.: Гослитиздат,
 1953.
  Шекспир В. Ромм" и Джульетта; Укрощение строптивой/ Избр.
 произвед.--Л.: Лениздат, 1975.
  Эсхил. Орестея. М.: Гослитиздат, 1961.
  Эсхил. Прометей прикованный. М.: Гослитиздат, 1956.
  Эсхил. Семеро против Фив/ Трагедии.-- М.: Искусство, 1978.
  KIeist Н. Penthesilea. Frankfurt: Insel, 1980.
  Eschenbach W. Parzifal (1210).
 
  2 Метод, используемый Клейстом для литературного исследования души
 коро-левы амазонок, во многом напоминает психоаналитический. В центре
 произведе-ния -- конфликт между чувствами женщины и государственными
 интересами. Перед Пентесилеей встает непростой выбор: открыться в своей
 любви Ахиллу и нарушить закон амазонок, или убить его, поступив тем самым,
 как подобает королеве женского государства. Чувства ее колеблются между
 любовью и ненавистью. Однако она не знает, кто больше достоин ненависти --
 Ахилл, или она сама.
  Эмоциональный накал драмы прекрасно передали в своей театральной
 постанов-ке "Пснтесилеи" Ганс Юрген Сиберберг и Эдит Клевер. В контексте
 психоаналити-ческого анализа произведения следует отметить перелом в
 душевном состоянии коро-левы, последовавший за убийством Ахилла, схожий с
 аллегорическим "призрением" ослепшего Эдипа. " Значит я заблуждалась,--
 говорит Пентесилея.-- Тот, кто любит по-настоящему, может и целовать, и
 кусать."
  Пентесилея полагает, что слишком поздно вспомнила о своем долге перед
 госу-дарством, поскольку все же " отреклась от женского закона и последовала
 аа этим юношей". Но будучи не в состоянии выносить тот факт, что она в своем
 гневе убила возлюбленного, Пентесилея кончает жизнь самоубийством.
  3 Героиня фильма Томаса Браша -- замкнутая, несчастная актриса, роль
 кото-рой исполнила Катарина Тальбах. С психоаналитической точки зрения,
 "чахоточная лихорадка", которой она страдает, представляет собой своего рола
 "защитную" реак-цию на житейские неурядицы.
  4 Фильм "Небо над Берлином" -- итог плодотворной работы режиссера Вима
 Вендерса и литератора Петера Хатке. В картине снимались Бруно Галц н Совенг
 Домартин. Для фильма характерен плавный переход от фантазий к
 действительности: ирреальный ангел вступает во взаимотношения с реально
 существующими людьми. Конец фильма символичен. Ангел превращается в человека
 и осознает преимущест-во последнего, ощущающего земное бытие и духовно, и
 физически.
  5 Название фильма звучит по-немецки "Schoene des Tages" ("Дневная
 краса-вица"). Героиня фильма -- привлекательная молодая женщина Северина (
 Катрин Денев), живущая во внешне счастливом браке. Режиссер Луис Бунюэль,
 аналогично психоанализу, исследует прежде всего фантазии Северины. Фильм
 является великоленной иллюстрацией психоаналитического метода, цель которого
 -- осознавание бессознательного. Поступок Северины может служить примером
 того, каким образом можно излечиться от нанязчиво возникающих фантазий. Она
 воплощает их в дейст-вительности и тем самым от них избавляется.
  6 Фильм режиссера Георга Вильгельма Пабста, снятый еще во времена
 немого кино, интересен, в частности, тем, что в процессе работы над картиной
 автор сотруд-ничал с двумя психоаналитиками Карлом Абрахамом н Гансом
 Саксом. Тема филь-ма --страдания, сны и видения ревнивого мужа, роль
 которого мастерски исполнил Вернер Крауз. Картина является убедительным
 свидетельством тою, как мнитель-ность может становиться причиной серьезного
 невроза, который приводит героя фильма к частичной потере способности
 контролировать свои действия. Безобидные события и привычные предметы
 приобретают для центрального персонажа неожидан-ное значение. Например, нож
 ассоциируется у него с убийством и т. д.
  На современный взгляд этот фильм -- реликвия прошлого. Он несколько
 триви-ален и холодноват, что, впрочем, не лишает действие динамики (
 киностудия UFA).
  7 Режиссер Пазолини создал свою версию известного мифа об Эдипе.
 Действие фильма происходит в 20-с годы нашего столетия. Отец Эдипа --
 офицер.
  Пазолини берет в расчет не только чувства Эдипа ( Франко Читти), давшие
 Фрейду основания назвать именем персонажа греческого мифа один из
 психоанали-тических комплексов, режиссера не меньше интересуют переживания
 Лая и его жены Йокасты (Сильвана Маньяпо).
  8 этой связи необходимо подчеркнуть, что в большинстве постановок драмы
 об Эдипе его матери, Йокасте, пеобосновано отводится маловажная роль.
 Совершенно справедливо поэтому Кристиан Оливер в своей книге "Дети Йокасты"
 (Психика женщины в материнской тени. Дюссельдорф. Глаасеп. 1987) указывает,
 в частности, па то, что Йокаста сама стремиться привлечь Эдипа, который лишь
 "позволяет" ей это делать.
  В современном обществе проблема взаимотношений отца и сына приобрела
 повое звучание. Молодые люди уже не склонны видеть в отце соперника,
 поскольку, как правило, не испытывают к последнему должного уважения.
 Противостояние уступило место разочарованию в отце, которое толкает молодого
 человека на поиски "силь-ного" отца. Связь с матерью также не следует
 понимать как буквальные половые отношения, гораздо больше оснований говорить
 о растущей в процессе отношений матери и ребенка зависимости последнего,
 способной и в зрелые годы сковывать потенциал многих мужчин.
  III. Развитие психоанализа в Германии
  1 История Штутгартского института отражена в докладах его прежних
 сотруд-ников:
  Ганс Шмид (Hg.) (1983). Пути к идентичности. Вюрцбург: Кепнгсхаузен и
 Нойманн.
  Вернер Болебер. Об истории психоанализа в Штутгарте/УПсихика, 1986.
 N40. С. 377 --411.
  Вильгельм Лайблип (1969). "Исследование сказок и глубинная психология".
 (Дармштадт: Висссшиафтлихе Бухгезелынафт).
  2 Например, N 4: компьютерная симуляция модели невротического механизма
 защиты, N6: компьютерная симуляция процесса сновидения, N9: желание
 (Wunsch), Я (Sclbst), объект-отношение (Objekt-Beziehung): схема модели
 регуляции когнитивно-перцептивного процесса, N 11: о методологической
 проблеме и новых путях пред-ставления и ацализирования комплексной
 психологической системы, N 13: сравни-тельные исследования соматических
 изменений при заикании и при отсутствии пос-леднего, в контексте
 межличностного общения, N 14: набросок процессуальной модели
 психоаналитической терапии.
  3 Петер Детмерипг. "Поэзия и психоанализ. 1. (Собрание диалогов)".
 Мюнхен:
  Нюмфенбюргер Ферлагсбуххандлюнг, 1969. Книга содержит
 психоаналитичес-кие интерпретации произведений Томаса Манна, Райнера Марии
 Рильке и Рихарда Вагнера; "Поэзия и психоанализ. 2.".
  Дармштадт: Висссншафтлихе Бухгезельшафт, 1978. Книга представляет собой
 психоаналитическое исследование произведений Шекспира, Жан Поля, Гете и
 Геймито фон Додерсра.
  "Генрих фон Клейст. К вопросу психодинамики в его поэзии". Франкфурт:
  фахбуххандлюнг фон Псюхологи, 3-е изд., 1986.
  "Литература -- психоанализ -- кино". Штутгарт: Фромма11-Хольцбоог.1984
  4 "Психонатографии 1.". Александр Мичерлих. Франкфурт: Сурками 1972;
  "Психоанализ и литература". Жан Старобипски. Франкфурт: Сурками 1973.
 "Исскусство и творческая личность. К вопросу о применении психоанализа во
 внетсраневтичсской области". Janine Chasscquct-Smirgel .Мюнхен:
 Интернационале
  Психоанализ, 1988.
  IV. Психоанализ на фоне науки
  1 "Диалектика просвещения". Макс Хоркгеймер и Теодор Адорно ("Dialcktik
 der Aufklaerung", 1947). Франкфурт: Фишер, 1984. Этот труд повлиял на целое
 поколе-ние таких общсственпо-критически мыслящих ученых, как Гельмут Дамср,
 Клаус Хори, Альфред Лоренцер, и др. "Познание и интерес" Юргеп Хабермас
 (1968).
  2 Дневник Смили Блантона: "Мой анализ при Зигмунде Фрейде". Берлин: Уль
  штейн,1971.
  "Присягая Фрейду. Взгляд на один анализ". Гильда Дулитл под инициалами
 Г. Д. Берлин: Улыптейн, 1956.
  V. Психоаналитическая теория личности
  1 Информацию о существующих в рамках психоанализа точках зрения на
 проб-лему объект-отношений можно получить из хрестоматии: ). "Психология
 межличностпых отношений. Психоаналитическое исследование психологии
 объект-отноше-ний". Куттер П. (Hg.) Дармштадт: Виссеншафтлихе Бухгезельшафт.
 1982.
  2 Хемингуэй Э. По ком звонит колокол. М.: Худ.лит., 1984. Хемингуэй Э.
 Победитель не получает ничего/ Собр. соч. в 6-ти т.-- М.: Нугешиинвест,
 1993.т.1.
  Хемингуэй Э. Старик и море. М.: Дет. лит., 1981.
  3 Фильм Райнера Вернера Фассбиндера "Король" имеет подзаголовок
 "Договор с дьяволом". Героем картины является матрос по имени Керель --
 опустившийся, агрессивный гомосексуалист. (Продукция:
 Planet/Albatros/Gaumont).
  4 Фильм режиссера Вуди Аллеиа (Orion Pictures Company, 1983). В главной
 роли Вуди Аллеи, играющий пациента Леопарда Зелига, и его психиатр -- Доктор
 Эвдора Флетчер. роль которой исполнила Миа Фарроу.
  VI. Психоаналитическое учение о болезнях
  1 См.: Овидий. Метаморфозы. Эпос. Захватывающая история о Нарциссе и
 Эхо находится в третьей книге.
  2 Ланге И. (1976). Казуистические доклады женщин-психоаналитиков:

<< Пред.           стр. 35 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу