<< Пред.           стр. 5 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 в частности, следует, что когда кри-тические точки развития индивидуальной
 жизни соответствуют разви-тию общества, то возникают моменты, которые могут
 стать для истории выдающимися (Erikson, 1975). Понятие идентичности,
 введенное Эриксоном, до сих пор оказывает воздействие на психоанализ.
  Следующая ветвь принесла плоды, в которых можно узнать идеи Рене Спица.
 Исходя из нескольких проницательных соображений и тщательно организованных
 наблюдений за детьми (и обезьянами), он написал "Возникновение первых
 отношений" (Spitz, 1954), "Нет и да" (1957) и "От младенца к маленькому
 ребенку" (1956) -- работы, в которых в психологической перспективе отметил
 огромную роль отношений мать-ребенок, подчеркнув (вслед за Анной Фрейд) их
 осно-вополагающий характер для первого года жизни. Широко известные понятия
 "трехмесячного смеха" и "восьмимесячного страха", равно как и идея
 "сбивчивого диалога" (1976), обязаны своим возникновением Рене Спицу.
  Следующая ветвь дерева психоаналитического познания -- работыДональда
 Винникота, который наряду с Анной Фрейд и Мелани Клейн представляет в
 Лондоне третью группу психоаналитиков. Винникот
  много занимался детьми и, среди прочего, обнаружил, сколь важное
 значение для ребенка имеет т. н. "переходный предмет" (например, плюшевый
 медвежонок) -- своего рода посредник между реальной матерью и образом
 матери, созданным ребенок. Важнейшие работы Винникота собраны во множестве
 вышедших на немецком языке книг, среди которых "От педиатрии к психоанализу"
 (Winnicott, 1958), "Процесс полового созревания и благоприятное окружение"
 (1956) и "Семья и индивидуальное развитие" (1965). Во многом благодаря
 бестселлеру Алисы Миллер "Драма одаренного ребенка и поиск истин-ного Я"
 (1979) понятия "истинного Я" и "ложного Я" стали широко известными.
 "Истинное Я" -- это то, во что превращается потенциал человека при
 оптимальных внешних условиях. К "ложному Я" отно-сится то, что получается с
 потенциалом в неблагоприятных внешних условиях, скажем, когда ребенка
 хвалят, одобряют и любят только при определенных условиях, например, когда
 он оправдывает ожидания родителей, то есть, когда ребенок послушен и
 податлив, иными слова-ми, "принадлежит" родителям. Под влиянием таких
 неблагоприятных обстоятельств потенциал "истинного Я" может не развиться.
 Это озна-чает, что разовьются нежелательные, но относящиеся к "истинному Я"
 потенциалы, такие, например, как любопытство, сопротивление,
 само-стоятельное мышление. Результатом этого может стать потенциальное
 "истинное Я", редуцированное "ложным Я". Идеи Винникота были подхвачены в
 Лондоне Масудом Р. Ханом (Khan, 1974), в Германии -- Лорой Шахт (Schacht,
 1978) во Фрейбурге и Йохеном Шторком (Stork, 1987) в Мюнхене.
 
  6.5. Маргарет Малер:
  психическое рождение человека
 
 
  Не желая предвосхищать следующую главу, где речь пойдет о
 "пси-хологическом ландшафте" Германии, я хочу обратить внимание на еще одну
 ветвь психоаналитического дерева, а именно, на теорию, развитую Маргарет
 Малер и ее сподвижниками Фредом Пине и Анни Бергман из "Мастерз Чилдрен
 Сентер" в Нью-Йорке. Они изучали детей и взрос-лых с помощью
 непосредственных наблюдений за отношениями между матерью и ребенком, причем
 сотрудник Маргарет Малер Эрнест Л. Абелин особое внимание уделил "отцовскому
 отношению" (Abelin, 1971). Поступательное развитие ребенка посредством
 процессов отделения и индивидуализации через стадии "дифференциации",
 обучения, "пов-торного сближения", вплоть до стадии "постоянного объекта",
 равно как и представление о психическом рождении человека как втором,
 ду-ховном рождении, широко восприняты не только в психоаналитичес-ких, но и
 в далеких от психоанализа кругах. Этому способствовала вы-шедшая большим
 тиражом книга Малер, Пине и Бергман "Психическое рождение человека" (1975).
 Ежегодно на этой ветви появляются новые ростки (Rotmann, 1978).
 
 
  6.6. Отто Ф. Кернберг:
  современная теория отношений
 
 
  Уточнение теории отношений Отто Кернбергом появилось в не-скольких
 вышедших друг за другом книгах, довольно быстро переве-денных на немецкий
 язык: "Пограничные нарушения и патологичес-кий нарциссизм" (Rernberg, 1975),
 "Теория отношений и практика пси-хоанализа" (1976), "Внутренний мир и
 внешняя реальность" (1980). Исходя из теории Мелани Клейн, Отто Кернберг в
 чрезвычайно систе-матизированном виде развивает ту ветвь на дереве
 психоаналитичес-кого познания, которая способствует пониманию тяжелых
 личностных расстройств и имеет далеко идущее значение для их лечения. Книги
 Кернберга получили широкую известность еще и потому, что зачастую, читая
 описанные в них случаи расстройств, мы узнаем самих себя: в чув-стве
 опустошенности и бессмысленности, в депрессиях и печали, в зави-симости от
 других, в слишком завышенных идеалах и связанной с этим опасностью еще
 большей замкнутости. Косвенным образом книги Керн-берга могут оказаться
 полезными для понимания нормальной психи-ческой деятельности и ее легких
 расстройств, а также тезисов Фрейда о сексуальности и агрессивности. В
 последнее время в работах Керн-берга наметилась дальнейшая дифференциация,
 позволяющая, напри-мер, деструктивную агрессию в любви извращенных личностей
 отличать от некоторой доли агрессивности в любви нормальных людей.
 Ответв-ление на ветви теории отношений Кернберга -- выводы Джеймса
 Мастерсона о психотерапии пограничных больных (M asterson, 1980), тези-сы
 Ваника Д. Волкана о психоанализе ранней теории отношений (1975) и
 клинический обзор пограничного синдрома Кристы Роде-Дахсер (Rohde-Dachser,
 1979), который особенно полезен в повседневном лече-нии таких больных.
 
 
  6.7. Гейнц Когут:
  психология самости
 
  Не должна быть забыта и еще одна бурно развившаяся в 70-е годы ветвь
 нашего дерева, а именно, предложенная Гейнцем Когутом "пси-хология самости".
 Как и все вышеназванные продолжатели Фрейда, Когут был вынужден
 эмигрировать; больше всего его интересовало связанное с бессознательными
 психическими процессами чувство само-оценки, а также идеал, который мы
 формируем самостоятельно, с по-мощью родителей и окружающего мира.
 Самолюбие, которое назы-вают "нарциссическим", глубоко поражает Я: все мы
 так или иначе его знали, независимо оттого, с какими препятствиями
 столкнулись в про-цессе дальнейшего развития. Нарциссическое самолюбие
 играет по Когуту настолько важную роль в нашей психической деятельности, что
 Я и его судьба вполне заслуживают особого рассмотрения. Если в первой своей
 книге (Kohut, 1971) Когут в основном занимался вопро-сами лечения
 нарциссических пациентов, то в следующей книге (1977) он расширил свою
 теорию до психологии самости, обратившись при этом к трагическим сторонам
 человеческого существования: причине-ние человеку ущерба, резко меняющего
 жизнь,--бесчувственными ро-дителями, непонятливыми партнерами или жестокими
 ударами судьбы (вплоть до заключения в концентрационный лагерь), жертвами
 кото-рых он оказался. В теории Когута, как и в венгерской школе от Ференци
 до Балинта, вновь оживает старая теория травмы, восходящая к на-чалу
 психоанализа. Следуя ей, в пациенте видят прежде всего жертву, с которой
 судьба обошлась сурово. Поэтому необходимо создать атмо-сферу, позволяющую
 ему обрести былое доверие и, заново пережив травму, преодолеть ее.
  Не замеченные большинством психоаналитиков зеленые ростки на ветви
 теории Когута связаны в США с именами Эрнеста С. Вольфа, Пола и Анны
 Орнстейн и Йозефа Д. Лихтенберга, от которых возник-ли ответвления в ФРГ,
 ухоженные и взращенные Лоттой Келер в Мюн-хене, Кристель Шеттель в Гисене и
 Гейнцем Вальтером в Констанце (Lichtenberg, 1987; Wolff, 1988).
  В этой связи можно назвать и книги Алисы Миллер, поскольку на нее
 оказала сильное воздействие не только теория Уиннекота об "истин-ном Я" и
 "ложном Я", но и концепция развития личности Гейнца Когу-та. Алиса Миллер
 пренебрегает инстинктивной стороной личности в гораздо большой степени, чем
 Когут, хотя при чтении его книг может возникнуть сходное впечатление. Как
 сообщил мне сам Когут, речь идет о мнимом противоречии: в первую очередь его
 интересовало развитие Я, но он не забывал и теорию инстинктов, особенности
 когда сам пациент жаловался на свои побуждения.
 
  6.8. Альфред Лоренцер и Клаус Хорн: психоанализ как материалистическая
 теория социализации и критическая теория субъектов
 
  Мы подходим к немецкому варианту теории отношений в том ее виде, в
 каком она появилась благодаря Альфреду Лоренцеру из сту-денческого движения
 -- материалистической теории социализации (1972) -- и к критической теории
 субъекта рано умершего Клауса Хорна (Horn, 1972), которого вдохновили на ее
 создание не только психоанализ, но и негативная диалектика Адорно. И
 Лоренцер, и Хорн получили сильнейшие импульсы от философии Юргена Хабермаса
 (Habermas, 1968), их психоанализ ориентируется на существенно новые
 перспективы, а именно на герменевтические формы, превосхо-дящие в этом
 отношении герменевтику бессознательных сторон пси-хики и "глубинную
 герменевтику". Речь идет об "интерактивных фор-мах", столь тесно связанных
 со словом "отношение", что не возможно отрицать их родства с
 психоаналитической теорией отношений Марга-рет Малер, Гейнца Когута и Отто
 Ф. Кернберга, с одной-единственной, но важной оговоркой -- Лоренцер дополнил
 психоанализ марксистскими идеями сообразно своему пониманию человеческой
 социали-зации как общественно детерминированной. Санкционированное
 об-ществом развитие людей вследствие сконцентрированных травмати-ческих
 воздействий ведет к искажению человеческой идентичности (Брюкнер, 1972).
 Капитализм рассматривается как непосредственная причина искажения
 человеческой личности, вызванная проникнове-нием капиталистических отношений
 в семью и тем самым в раннее детс-кое развитие ребенка. Психоанализ, таким
 образом, определяется как социальная наука, а именно, как часть социологии
 (Lorenzer et all., 1971), хотя позднее Лоренцер более осторожно поместит
 психоанализ в центре треугольника между биологией, социологией и психологией
 (Lorenzer, 1985).В следующей главе я расскажу о немецкой ветви дерева
 психоана-литического познания, а именно о ветви, созданной Александром
 
 
 
 
 
 
 
  Таблица 4. Положение психоанализа между биологией,социологией и
 психологией (Лоренцер, 1985).
 
 
  Мичерлихом, и ее ответвлениях в критике общества и социальной
 психологии. Рядом с именами Альфреда Лоренцера и Клауса Хорна стоят имена
 многолетнего издателя журнала "Психея" Гельмута Дамера и, разумеется,
 Маргарет Мичерлих-Нильсен, издавшей после смерти А. Мичерлиха книги
 "Миролюбивая женщина" (Mitscherlich-Nielsen, 1985) и "Работа памяти" (1987).
 Этот феминистский вариант с его кри-тикой психологии женщины Фрейда более
 уместен в следующей главе, где речь пойдет о развитии психоанализа в
 Германии. Характерна связь этого психоанализа с марксизмом во имя
 политических изменений, что особенно явно проявилось в студенческом движении
 68-го года и в женском движении 70-х годов с их демонстрациями -- полной
 проти-воположности миролюбивому и спокойному англосаксонскому развитию
 психоаналитического знания (см. IX, 5).
 
  III. РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА В ГЕРМАНИИ
 
  Эта глава отражает субъективный взгляд автора, который родился в 30-е
 годы во времена национал-социализма и сразу по окончании войны в поисках
 психоаналитической информации впервые столкнулся в одной из распространяемых
 оккупационными властями книг -- "Психология жизни" -- со структурной моделью
 Зигмунда Фрейда и, окрыленный духом психоанализа, нашел свой путь в этой
  Тогда в научной психологии ФРГ и Западного Берлина доминиро-вал не
 психоаналитический, а скорее психотерапевтический подход:
  в Западном Берлине, Штутгарте, Мюнхене работали преимущественно
 "аналитические психотерапевты" (как они сами себя именовали), вышедшие из
 пресловутого Имперского института психологических исследований и
 психотерапии, который'возглавлял племянник Геринга. После изгнания в 1933
 году большинства еврейских психоаналитиков этот институт приспособился к
 существующему режиму, ценой отрече-ния от таких существенных понятий
 психоанализа Фрейда, как теории либидо, Эдипова комплекса и переноса.
 Подобная же участь постигла основанный в 1928 году Франкфуртский
 психоаналитический инсти-тут, тесно связанный с Институтом социальных
 исследований; в 1933 го-ду национал-социалисты закрыли его, а библиотеку
 уничтожили. Беда не обошла стороной и сотрудников этого учреждения. Карл
 Ландауэр трагически погиб в концлагере; Эрих Фромм, Фрида Фромм-Рейхман,
 Зигмунд-Генрих Фукс и Генрих Менг эмигрировали; Фукс -- в Анг-лию, где
 сделал себе имя, разработав "групповой аналитический метод", Менг -- в
 Швейцарию, где занимался профилактикой душев-ных заболеваний.
  В поисках информации, имеющей отношение к пониманию психи-ческой
 природы болезней, с которыми я столкнулся в период медицин-ского обучения, я
 обратился в 1958 году в Институт психотерапии и глу-бинной психологии в
 Штутгарте. Здесь преподавали психоанализ Виль-гельм Биттер (W. Bitter),
 Герман Гундерт (Н. Gundert) и Феликс Шотлендер (F. Schottlaender). Обучение
 было ориентировано на психо-анализ Фрейда, аналитическую психологию Юнга и
 так называемый неопсихоанализ Шульца-Хенкеса (Neo-psychoanalyse.
 Schultz-Henc-kes). Феликса Шотлендера лично я не знал, зато познакомился с
 Герма-ном Гундертом, который встречался в Вене с Зигмундом Фрейдом,
 сотрудничал в области психоаналитических исследований с Эдуардом Хичманом
 (Е. Hitschmann) и плодотворно работал над совмещением методов Фрейда и
 возникших в 30-е годы идей. Нельзя не упомянуть и трех женщин-аналитиков,--
 Ютту фон Гревениц (J. von Graevenitz), Урсулу Лессинг (U. Laessing) и Веру
 Шеффен (V. Scheffe n),-- оказав-ших огромное влияние на развитие
 психоанализа в Германии и увлечен-ных идеей синтеза концепций Фрейда, Юнга и
 Адлера. Вильгельм Лайблин занимался психоаналитическим изучением сказок.
  Огромную роль в моем профессиональном становлении сыграло учение об
 архетипах К. Г. Юнга, перед мощью которого отступило на задний план значение
 "переноса" и "контрпереноса" при непосредст-венном контакте пациента и
 психоаналитика. Полученное образование позволяло мне приступить к
 собственной психотерапевтической практи-ке, но меня не оставляло чувство,
 что я еще не готов к общению с паци-ентами. Поэтому я продолжил изучение
 психоанализа в Институте Зиг-мунда Фрейда во Франкфурте. После работы в
 Тюбингене я открыл свою практику в Штутгарте -- это был уже настоящий
 психоанализ.
  Основанный в апреле 1960 года Институт Зигмунда Фрейда во Франкфурте
 стал, благодаря усилиям своего первого руководителя Александра Мичерлиха,
 настоящей цитаделью психоанализа. Научно-исследовательский и учебный
 институт психоанализа и психосоматичес-кой медицины земли Гессен, финансовую
 помощь которому оказывал министр-президент Георг-Август Цинн довольно быстро
 добился при-знания со стороны мирового психоаналитического сообщества.
 Энерги-чная деятельность Мичерлиха, стабильное финансовое обеспечение и
 поддержка знаменитых иностранных специалистов сыграли благоприят-ную роль в
 развитии института. Здесь собрались все, кто имел научный вес и имя или
 приобрел их впоследствии: Клеменс де Боор (C. de Boor), Гельмут Томэ (Н.
 Thomae), Тобиас Брохер (Т. B rocher), Вольфганг Лох (W. Loch) и Герман
 Аргеландер (H.Argelander).
  Во Франкфурте когда-то уже существовал основанный в 1928 г. Институт
 психоанализа, поддерживавший тесное сотрудничество с Институтом социальных
 исследований, насчитывавшим в своих рядах таких ученых, как Хоркхеймер
 (Horkheimer), Адорно (Adomo), Гер-берт Маркузе (Н. Marcuse), Норберт Элиас
 (N. Elias), Карл Ландауэр (К. Landauer), Генрих Менг (Н. Meng) и Эрих Фромм
 (Е. Fromm). Определенное влияние на Институт Зигмунда Фрейда оказала
 крити-ческая теория Франкфуртской школы. Основанный Александром Мичерлихом
 совместно с Гансом Кунцем и Феликсом Шотлендером, (а позднее издаваемый
 Мичерлихом) журнал "Психея" ("Psyche") спо-собствовал распространению
 психоаналитической мысли на германоязычном пространстве. В 1960 году к нему
 прибавился "Ежегодник пси-хоанализа" ( выходящий с 1979 г.под редакцией
 Вольфганга Лоха и Фридриха Вильгельма Эйкхоффа).
  "Немецкое психоаналитическое объединение" (DPV), которое в ре-зультате
 серьезных разногласий отделилось 11 сентября 1950 г. от существовашего при
 нацизме "Немецкого психоаналитического общества" (DPG), было объявлено в
 1952 году филиалом "Международного пси-хоаналитического объединения" (IPV),
 обучающим психоанализу Зиг-мунда Фрейда и способствующим его развитию.
 История этого знамени-того раскола документально представлена в каталоге
 выставки, устроен-ной на международном психоаналитическом конгрессе в
 Гамбурге в 1985 году (Брехт и др., 1985). Отделившаяся когда-то маленькая
 группа во главе с Гансом Мюллер-Брауншвейгом, Гансом Мархом и Герхардом
 Шойнертом, пользовалась поддержкой целого ряда извест-ных психоаналитиков,
 которые вынуждены были в свое время эмиг-рировать в Англию и Голландию.
 Среди них были Вилли Хоффер (W. Hoffer), Паула Хейман (Paula Heimann),
 Михаэль Балинт (М. Ваlint) из Лондона, Жан Лампл де Гроот ( Jeanne Lampl-de
 Groot) и Пит К. Куипер (Piet С. Kuiper) из Амстердама.
  Многочисленные визиты иностранных психоаналитиков во Франк-фурт мы,
 учащиеся института, воспринимали как международное при-знание . Возможность
 обмениваться опытом с английскими и амери-канскими коллегами была
 привилегией, которой пользовались лишь те немецкие аналитики, что состояли в
 Немецком психоаналитическом объединении. Признание заслуг молодых
 франкфуртских психоанали-тиков иностранными гостями было незабываемым
 переживанием. Не менее впечатляющим событием явилось для многих личное
 знакомство с учеными такого ранга, как Михаэль Балинт и Паула Хейман.
 Некото-рые иностранные психоаналитики согласились провести с нами
 "контрольные занятия". В частности, Пит К. Куипер специально для этого
 пробыл несколько дней в Гамбурге и Гейдельберге. Впоследствии я
 не-однократно проходил супервизию у Жана Лампла де Гроота и Пита К. Куипера
 в Амстердаме. Уже во времена моей учебы психоаналитическая ситуация в
 Западной Германии очень быстро изменялась : в 1950 году был основан институт
 в Гамбурге, известный впоследствии как Инсти-тут Михаэля Балинта. В 1961
 году Хорст-Эберхард Рихтер создал в Гисене еще один институт. В 1962 году
 благодаря усилиям Вольфганга Аухтера к работе приступила группа
 психоаналитиков во Фрейбурге, а в 1965 году -- рабочая группа Немецкого
 психоаналитического объ-единения Штутгарт-Тюбинген.
  В настоящее время Немецкое психоаналитическое объединение стало третьей
 по величине группой (после США и Аргентины) Между-народного
 психоаналитического объединения, насчитывающего 6.700 членов. В 1988 году в
 Немецком психоаналитическом объединении было 500 высококвалифицированных
 сотрудников, каждый из которых пра-ктиковал психоанилиз не менее четырех
 лет, не менее 300 часов наблю-дал по меньшей мере за двумя пациентами,
 проходил супервизию и получил соответствующие теоретические знания. (К
 немецкому психо-анализу относятся, разумеется, и члены Немецкого
 психоаналитичес-кого общества, равно как и члены Немецкого общества
 психотерапии и глубинной психологии (DGPPT). Всего в ФРГ и Западном Берлине
 насчитывается до 1500 квалифицированных психоаналитиков).
  Выдающейся фигурой Немецкого психоаналитического объединения вплоть до
 своей смерти в 198 2 году был Александр Мичерлих --уже хотя бы потому, что в
 гитлеровские времена он стал на сторону Сопротивления. Он решительно

<< Пред.           стр. 5 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу