<< Пред.           стр. 6 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

 выступил в защиту психоанализа и выдвинул новую теорию, которая привлекла к
 себе внимание научной общественности. Мичерлих был не только
 последовательным психо-аналитиком, но и строгим критиком общества, а также
 выдающимся писателем, который за свои книги "На пути к безотцовскому
 обществу" (1963) и "Неспособность видеть сны" (1967); в соавторстве с
 Маргарет Мичерлих-Нильсен) был по праву отмечен поощрительной премией
 Не-мецкой книжной палаты. Сейчас Александр Мичерлих воспринимается, в первую
 очередь как критический мыслитель и политический деятель. Об этом
 свидетельствует и его биография, написанная Гансом Марти-ном Ломаном
 (Lohmann 1987). Его психоаналитическая деятельность в области терапии и
 исследования известна гораздо меньше, хотя имен-но эта сторона его личности
 заслуживает самого пристального внима-ния. Изучая бессознательные процессы
 он не забывал о том влиянии, которое имеет социальное положение на любого
 человека , будь то рабо-чий завода или менеджер крупного концерна.
  Хорст Эберхард Рихтер -- еще один характерный представитель немецкого
 послевоенного психоанализа. Его известные книги "Группа" (Richter, 1972),
 "Солидарность -- цель обучения" (1974), "Перемены или устойчивость" (1976),
 "Ангажированные анализы" (1978), "Комп-лекс Бога" (1979), "О психологии
 миролюбия" (1982) и "Шансы совес-ти" (1986) сделали имя Рихтера известным не
 только специалистам, но и широкой публике. Другую сторону его личности
 характеризуют прогрес-сивная политическая деятельность, выступления в защиту
 бездомных, и, не в последнюю очередь, участие, в движении за мир, поскольку
 он охот-но принимал участие в демонстрациях. Леворадикальные группировки,
 процветавшие тогда в студенческом движении, видели в нем идеальную фигуру
 руководителя, который поддерживал их надежды на более миро-любивый и
 экологически совершенный мир. Эти надежды питали Хорста Э. Рихтера куда
 больше, чем А. Мичерлиха, полагавшегося скорее на влияние научных доводов,
 чем на общественную деятельность *.
  Упоминая о социальной критике X. Э. Рихтера, нельзя обойти вни-манием
 его вклад в изучение современной семейной динамики и тера-
 
  * Сын Александра Мичерлиха -- режиссер Томас Мичерлих -- воссоздал в
 фильме "Отец и сын" дискуссию между Гербертом Маркузе и Александром
 Мичсрлихом, свидетельствующую о незаурядном таланте Мичерлиха.
 
  пии -- именно он вместе с Хельмом Штирлином применил психоанализ в
 семейной терапии уже в 1963 году и описал этот опыт в своей лучшей, на мой
 взгляд, книге "Родители, дитя и невроз". Позднее он опублико-вал ряд своих
 исследований, в числе которых следует отметить "Паци-ент и семья" (1970) и
 "Семья и душевная болезнь", явившееся итогом его совместной работы с Гансом
 Штроцка и Юргом Вилли. Менее изве-стны другие его работы, например,
 ориентированное на психосоматику исследование "Сердечный невроз" (1969), а
 также исследование по проверке психоаналитической информации посредством
 специальных тестов, составленных на основе теории и практики психоанализа.
 Оба исследования были проведены в соавторстве с Дитером Бекманном. В 1972
 году был испытан т. н. Гисенский тест, о практическом значении которого
 группа X. Э. Рихтера составила объемистый доклад: "Све-дения, полученные
 Гисенским тестом" (Beckmann & Richter 1979).
  Вольфганг Лох -- в отличие от Александра Мичерлиха и Хорста Эберхарда
 Рихтера -- ограничил свою деятельность психоанализом, о чем свидетельствует,
 в частности, его докторская диссертация "Пред-посылки, механизмы и границы
 психоаналитических процессов" (1965). В ней он развивает такие важные
 понятия психоанализа, как со-противление, перенос, толкование, мотив,
 контрперенос и механизмы психоаналитической интерпретации, кроме того он
 выявляет границы терапевтических функций. Вольфганг Лох -- замечательный
 теоретик немецкого психоанализа, хотя его усеянные философскими цитатами
 сочинения написаны на таком уровне, что большинству психоаналити-ков очень
 нелегко применить их на практике. Вклад Вольфганга Лоха в психоанализ
 представлен тремя книгами: "О теории, Технике и тера-пий психоанализа"
 (Loch, 1972), "О понятиях и методах психоанализа" (1972) и "Перспективы
 психоанализа" (1986).
  Лично я высоко ценю его выступления в защиту гипотезы о взаимосвязи
 фрустрации и агрессии, которая в позволяет гораздо лучше понять патогенез и
 структуру депрессивно-психотического состояния, чем гипотеза об изначальном
 инстинкте агрессии или смерти (1967). Не менее важны и его опыты по
 применению психоанализа в широкой медицинской практике, которыми он занялся
 вслед за Балинтом, ока-завшим на него заметное влияние (1969). Следует
 упомянуть, что особое внимание он обращал на роль и функции наставника и
 учителя в процессе взросления детей (1974), что позволило левым радикалам
 заподозрить его в консерватизме. Последние работы Вольфганга Лоха об
 отношениях психоанализа и истины, об инстинкте и объекте, о ком-муникации,
 языке и переводе, а также о проблемах смысла, в сущ-ности, понятны только
 специалистам (1986). Мудрость жизненного опыта сгущена в них философскими и
 психоаналитическими размыш-лениями , что очень затрудняет чтение. И все же я
 не перестаю радо-ваться, когда он обогащает научные дискуссии своими
 проницатель-ными аргументами, философской эрудицией, остроумными суждения-ми
 и афоризмами.
  Совсем другая фигура -- Хельм Штирлин, подобно Вольфгангу Лоху
 ориентированный в сторону философии и воспитанный на произ-ведениях Карла
 Ясперса, Альфреда Вебера, Александра Мичерлиха и Виктора фон Вайцзекера.
 Хельм Штирлин долгое время провел в США, в Честнат-Лодж, где с 1957, по 1962
 год изучал опыт психоаналитичес-кого лечения психозов. Он написал книгу
 "Конфликт и примирение" (1969), в которой увязал философию с
 психоаналитическими аспек-тами шизофрении. Заметную роль в его научной
 работе сыграли контак-ты с учеными группы, известной впоследствии как группа
 Пало-Альто:
  Грегори Бейтсон и др. ( G. Bateson, D.Jackson, Т. Lidz, N. Ackermann,
 L.Wynne, Ivan Boszormenyi-Nagy). После многолетней научной работы в
 Национальном институте психического здоровья в США он вернулся в ФРГ, чтобы
 занять в Гейдельберге специально учрежденную для неги кафедру
 фундаментальных психоаналитических исследований, и семей-ной динамики.
 Однако он более известен не как психоаналитик, а как исследова-тель в
 области семейной динамики и терапии, о чем свидетельствуют его книги "От
 психоанализа к семейной терапии" (1975) и "Первый семей-ный разговор"
 (1978), написанные им в сотрудничестве со своими уче-никами Ингеборгом
 Рюкер-Эмбденом, Норбертом Вецелем и Михаэлем Виршингом. Я с неизменным
 интересом слежу за научной деятель-ностью Штирлинга, хотя и сомневаюсь в
 том, что комбинация его системно-теоретических и психоаналитических подходов
 позволяет вы-являть в семейной динамике, не только непосредственно
 наблюдаемое взаимодействие ("интеракции"), но и бессознательные фантазии.
 Защи-щенная во франкфуртском Институте психоанализа диссертация Михаэля
 Бухгольца (Buchholz, 1982) подтверждает это мнение. Немецкую
 психоаналитическую школу обогатили и научные вклады Клеменса де Боора и
 Хельмута Томэ: оба сотрудничали в прошлом с Мичерлихом, оказавшим на них
 сильнейшее влияние, оба работали на основанном де Боором при финансовой
 поддержке фонда Рокфеллера психосоматическом отделении Гейдельбергского
 университета. Они по-следовательно применили психоанализ к лечению таких
 психосоматиче-ских болезней, как астма (Boor, 1965) и нервная анорексия
 (Thoma, 1961). Мичерлих оказал немалое влияние на своих многочисленных
 коллег, впоследствии проявших себя в психоанализе.
  В то время как поздний последователь Мичерлиха -- Клеменс де Боор --
 вошел в руководство Института Зигмунда Фрейда и приложил все усилия для
 интеграции психоанализа в медицину, (за что его упре-кали леворадикальные
 группировки, хотя это вполне соответствовало духу Мичерлиха), Хельмут Томэ
 создал отделение психотерапии и психоанализа в только что основанном
 Ульмском университете. В 1981 году он переиздал свои статьи о практике
 психоанализа под названием "От пассивного психоанализа к активному". По его
 мнению, психоана-литик вовсе не является пассивным участником аналитического
 процеса, своего рода "зеркалом", отражающим психическое состояние
 ана-лизируемого, а напротив, занимает вполне определенную позицию, осознает
 свою власть и не боится допускать ошибок на пространстве переноса и
 контрпереноса, выявляя с их помощью содержание бес-сознательного.
  Хельмут Томэ и Хорст Кэхеле, преодолевая возражения руковод-ства
 Института Зигмунда Фрейда, применили такой эмпирический метод, как
 механизированный анализ содержания в психоанализе, для чего делали
 магнитофонные записи не только отдельных психоанали-тических интервью, но и
 психоаналитического процесса в целом и, используя колоссальный банк данных,
 исследовали тему страха. Это стало возможным благодаря тому, что Немецкое
 исследовательское общество щедро поддержало новый вид эмпирического
 исследования как особую область исследований (как в свое время поддержало
 идею создания Гисенского теста). Многолетняя работы Хельмута Томэ и Хорста
 Кэхеля увенчалась выходом в свет первого тома двухтомного "Учеб-ника
 психоаналитической теории", вышедший в 1985 году одновремен-но на немецком и
 английском языках. В первом томе подвергаются кри-тической проверке такие
 важнейшие психоаналитические понятия, как перенос, отношение, контрперенос,
 сопротивление, толкование снови-дений. Исследуется сущность первичного
 интервью, действенность пси-хоаналитических правил, а также выявляются
 средства, пути и цели психоанализа.
  Немецкий психоанализ представлен не только выдающимся учены-ми, но и
 талантливыми литераторами. Среди них -- Тилман Мозер, ко-торый рискнул
 свести воедино свое знакомство с психоанализом ("Учебные годы на кушетке,
 фрагменты моего психоанализа" (1974)), личную юношескую травму, вызванную
 ханжеским воспитанием (Moser, 1976) и детские обиды; его книги -"Грамматика
 чувств. Необхо-димые сведения о первых годах жизни" (1979)" "Этапы близости.
 По-собие для влюбленных" (1986) и "Первый год. Психоаналитическое лечение"
 (1986) -- красноречивое тому свидетельство. В своих послед-них публикациях
 Тилман Мозер критически рассматривает ограничения телесных контактов,
 постулированные в психоанализе. Он идет здесь настолько далеко, что не
 боится нарушить это табу психоанализа, дабы продемонстрировать своим
 пациентам, необходимость приятных прикосновений (1986, С. 164): "Слова
 опасны, поскольку питают ложное Я. Молчание ... может стать пропастью.
 Только телесный контакт способен наводить мосты между людьми.
  Цюрихский психоаналитик Алиса Миллер относится, конечно, не к немецкому
 психоанализу, а к немецкоязычному ; но я не могу обойти ее вниманием хотя бы
 по причине ее влияния на поколение студенчес-кого движения. Ее книги "Драма
 одаренного ребенка и поиск истинного Я" (Miller A., 1979), "Сначала было
 воспитание" (1980) и "Ты не дол-жен чувствовать. Вариации на тему рая"
 (1981) оказали сильное воздей-ствие на многих, даже настроенных против
 психоанализа читателей. В отличие от теории влечений Фрейда Алиса Миллер не
 выдвигает на первый план бессознательные желания и поступки детей, а,
 напротив, в духе теории травмы уделяет особое внимание тому многочисленному
 и разнообразному вреду, который причиняют детям их бессердечные родители и
 от которого дети постоянно страдают. В этой перспективе Алиса Миллер
 обобщает работы Хайнца Когута и Дональда В. Винникота и как последовательный
 защитник ребенка сосредоточивается на страданиях заброшенного, презираемого,
 беспомощного и беззащит-ного ребенка, воздавая при этом должное и чувству
 вины, присущему некоторым отцам и матерям. Ортодоксальные психоаналитики
 резко критиковали Алис Миллер за ее отказ от теории влечений. Современ-ный
 официальный психоанализ почти не обращает внимания ни на нее, ни на ее
 книги. Несмотря на это, влияние Алисы Миллер на студенческую молодежь
 по-прежнему велико.*
  Совсем иначе работает в Цюрихе Ульрих Мозер -- еще один пред-ставитель
 немецкоязычного психоанализа, член Швейцарского психо-аналитического
 объединения, являющегося филиалом Международного психоаналитического
 объединения. Ульрих Мозер, находился сначала под влиянием анализа судьбы
 Шонди и написал книги "Психология выбора профессии и профессиональных
 расстройств" (Moser, 1953), "Психология выбора партнера" (1957), позднее
 занялся "защитными механизмами" (1964), и, став руководителем отделения
 клинической психологии Цюрихского института психологии, полностью посвятил
 себя исследовательской работе. В сотрудничестве с Ильей фон Цеппели-ном он
 использовал знание и возможности информатики для того, что-бы используя
 компьютеры воспроизвести психические процессы и осу-ществил новое
 исследование, которое, выглядит многообещающим даже для тех, кто не знает
 теории информации. Использование теории информации позволяет эмпирически
 проверить гипотезы психоанализа о происхождении и переработке страха, о
 защите и защитных механиз-мах, а также гипотезу о переработке и смысле
 травмы. Сообщения с от-деления клинической психологии подтверждают
 плодотворное межди-сциплинарное значение этого открытия 2
  В молодые годы Tea Бауридл не состояла в Немецком психоанали-тическом
 объединении, а была членом Немецкого психоаналитического общества и
 Мюнхенской академии психоанализа и психотерапии. В германоязычных странах о
 ней говорили: она объединяет психоанализ и се-мейную терапию под названием
 "Анализ взаимоотношений" (Bauriedl, 1980) и продолжает разрабатывать
 возникший еще в 1968 году, во вре-мена студенческого движения,
 "диалектико-освободительный прин-
 
  * По мнению Алис Миллер (личное сообщение от 14.07.1988),причислять ее
 к психо-аналитикам -- значит вводить читателей в заблуждение. . Она
 совершенно ото-шла от психоанализа и объясняет причины этого в книге
 "Изгнанное знание" (1988). Она упрекает Фрейда в том, что он "изменил"
 правде о жестоком обраще-нии с детьми. Три первые ее книги все же дают право
 причислить ее к величайшим психоаналитикам современности.
 
  цип", продолжая оказывать влияние на леворадикальных психотерапевов
 Германии. Подобно Хорсту Эберхарду Рихтеру она рассматривает психоанализ как
 способ сообщить обществу о возможности личного и социального освобождения. В
 двух следующих книгах "Психоанализ без кушетки. О теории и практике
 психоанализа" (Bauriedl, 198 5) и "Возвращение вытесняемого. Психоанализ,
 политика и одиночка" (Ba-uriedl, 1986) Tea Бауридл пишет, что ортодоксальный
 психоанализ с его кушеткой и сидящим позади кушетки психоаналитиком
 ("закушетным аналитиком", по выражению Тилмана Мозера) будет преодолен, что
 кризис будет понят как шанс, а способность к конфликту -- как способ-ность к
 примирению. Психологические консультанты примут участие в политической
 жизни, а психоанализ станет политической наукой, до-стижения которой, как
 еще до Бауридл говорил Клаус Хорн, будут применяться исключительно в
 политических целях -- во имя раскрытия революционного потенциала.
  В согласии с идеей Марио Эрдхайма об "общественном производ-стве
 бессознательного" (1982) Tea Бауридл считает возможным сделать
 бессознательные психические процессы общества такими же явными, как и
 бессознательные психические процессы индивидуума, и таким образом разрешить
 главную проблему политики -- проблему насилия (включая гонку вооружения),
 определяя ее как симптом коллективной мании величия, которую можно
 преодолеть. Эта точка зрения ввиду общественных процессов, не сводимых,
 разумеется, к взаимоотно-шениям господствующих и подчиненных, является
 довольно спорной. Тем не менее, я согласен с Tea Бауридл в том, что в задачи
 психоана-лиза входит анализ бессознательных компонентов общественных
 про-цессов. Для этого необходимы, однако, знания в самых разных облас-тях
 социологии и политических наук, позволяющих получить точное представление о
 том, как, например, демократия в ФРГ выигрывает от распределения власти
 между законодательным парламентом, правящей исполнительной властью и
 средствами массовой информации как "чет-вертой властью".
  Последняя по порядку, но не по значению в этом списке -- Марга-рет
 Мичерлих-Нильсен, выдающаяся представительница психоанализа послевоенной
 Германии. Сначала она работала под руководством своего мужа Александра
 Мичерлиха, наблюдая за психосоматическими и пси-хоневротическими пациентами
 и обучая будущих психоаналитиков в Гейдельберге и Франкфурте. Здесь я провел
 под ее руководством психоаналитическое лечение, в течение которого очень
 многому научил-ся. Огромное удовольствие доставляло слышать, как Александр и
 Маргарета Мичерлих вели высоко интеллектуальные и конструктивные спо-ры о
 том, как правильнее толковать те или иные аспекты работ Фрейда. После смерти
 Александра Мичерлиха в деятельности Маргареты Мичерлих-Нильсен прозвучала,
 на мой взгляд, слишком резкая нота: она стала сотрудничать с Алисой Шварцер,
 обратившей на себя внимание своей феминистской книгой "О маленьком различии
 и его великих по-следствиях. Женщины о себе, начало освобождения" (1975).
 Позднее Маргарет Мичерлих-Нильсен стала движущей силой издания и
 распро-странения полемического сочинения "Неприятное в психоанализе" (1983),
 в котором такие неизвестные прежде авторы, как Марио Эрдхейм, обвиняли
 психоанализ во лжи и неискренности, Пауль Парин и Голди Парин-Маттей
 бичевали безответственную власть психоанали-тиков, а Хельмут Дамер клеймил
 клинически ориентированный психо-анализ как "запуганный психоанализ". Я
 по-прежнему очень высоко оцениваю вклад Маргарет Мичерлих-Нильсен в
 психоанализ на протя-жении ее "психоаналитического периода", куда можно
 отнести "Осо-бенности лечебной техники для невротических пациентов" (1961--
 1962), "Проблемы психоаналитической техники в отношении пассивнофемининной
 эмоциональной установки у мужчины" (1962--1963), "О фантазиях избиений и их
 проявлении при переносе" (1965), а так-же предъявленные ею высокие критерии
 допуска к психоаналитическо-му обучению (1970). Не меньшего внимания
 заслуживает и ее критика взглядов Фрейда на развитие женской сексуальности и
 идентичности (1971, 1975, 1978). Что же касается ее новых публикаций --
 "Миро-любивая женщина" (1985) и "Работа памяти" (1987) -- то я невольно
 задаюсь вопросом, не отказалась ли она от уравновешенной психоана-литической
 позиции в пользу однозначных партийных интересов феми-низма? Ко всему
 прочему, она пылко критикует Немецкое психоанали-тическое объединение,
 которое, по моему мнению, не заслужило столь деструктивной критики,
 поскольку оно, о чем свидетельствуют дискус-сии на совещаниях и встречах
 членов объединения, и само отличновидит опасности академического
 психоанализа.
 
  Немецкое психоаналитическое объединение переосмысливает нацистское
 прошлое
 
  Очень высоко я оцениваю усилия Маргарет Мичерлих-Нильсен, направленные
 на выявление роли психоанализа во времена националсоциализма. В этой связи
 можно назвать также книги Ганса Мартина Лохмана "Психоанализ и
 национал-социализм. Усилия по преодоле-нию непреодолимой травмы" (1984)
 Регины Локот "Воспоминания и заметки. К истории психоанализа и психотерапии
 во времена национал-социализма" (1985). Эти публикации помогли немецкой
 психоаналити-ческой группе ощутить сохранившуюся и поныне травму нацистского
 прошлого. Помимо всего прочего сохранению этой травмы способство-вало и то,
 что на совещаний Международного психоаналитического кон-гресса 1977 г. в
 Иерусалиме было отклонено предложение провести сле-дующий психоаналитический
 конгресс в Германии. Это означало, что подобная заявка -- преждевременна,
 что с нацистским прошлым еще не покончено и что именно этим необходимо
 заняться в первую очередь. Члены Немецкого психоаналитического объединения
 очень интенсивно работали в этом направлении , не знали к себе жалости и не
 пытались избежать стыда и вины. В результате, произошли заметные перемены,
 которые не остались незамеченными иностранными представителями, и поднятый в
 1979 году в Нью-Йорке вопрос о проведении Международ-ного конгресса 1985
 года в Гамбурге был решен положительно. Несом-ненно удачнее, чем два года
 назад, в Иерусалиме, была сформулирована и сама заявка тогдашнего
 председателя Немецкого психоаналитичес-кого объединения. Он сказал: "Нам
 известно об амбивалентных чувст-вах многих из вас и мы их уважаем".
 Требовалось публично сказать о чувствах тех психоаналитиков, которые,
 спасаясь в 30-е годы от пре-следования нацистов, эмигрировали главным
 образом в США.
 
 2. Значение психоанализа для педагогики,философии и богословия
 
 
  Отстранение от больничного ухода (смотри приложение "Упорядочение

<< Пред.           стр. 6 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу