<< Пред.           стр. 9 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу

  Метод, уничтожающий иллюзии(Freud, 1911. С. Ill) Метод, который
 позволяет вспомнить, (Freud, 1914.
  воспроизвести и переработать душевныеС. 126136)
  конфликты
  Ряд психологических, тем же путем(Freud, 1923. С. 211) добытых понятий,
 которые постепенно соединяются в новую научную дисциплину
  Половая теория, в которой центральную(Freud, 1923. С. 223) роль играет
 Эдипов комплекс
  Метод, в котором существенную роль(Freud, 1926. играет детская
 сексуальностьС. 233 -- 247)
  Способ "корректирования" в отношении(Freud, 1926. С. 285) вытеснения
  Метод исследования, внепартийный(Freud, 1927. С. 360) инструмент,
 подобный исчислению бесконечно малых
  Раздел психологии - глубинная психология (Freud, 1933. или психология
 бессознательного С. 170171)
  Метод, который должен создавать(Freud, 1938. С. 96) "благоприятнейшие
 для Я-функций психологические условия": в этом случае его задача будет
 выполнена
 2. Понятия психоаналитиков после Фрейда
 
  Естественная наука, в которой наблюдают(Hartmann, 1927) и создают
 законы о динамике душевных процессов, доступных даже в эксперименте
  Критически-герменевтическая(Lorenzer, 1974) эмпирическая наука
  Анализ переживаний (Lorenzer, 1984)
  Наука о человеке в центре треугольника(Loren/tT, 1985) между биологией,
 социологией и психологией
  Равно "понимающая"и "объясняющая"(Kuiper, 1976;
  наукаKoerner, 1985;
  Kutter. 1 984)
  Основанная на разговоре практика, при-(Lacan, 1966) званная превратить
 затаенный, запущен-ный, ставший симптомом дискурс в речь
 3. Определения философов и теоретиков науки
 
  Герменевтический метод, действующий(Ricoeur, 1969) через сознание на
 становление сознания
  Психоанализ как саморефлексия(Habermass, 1968)
  Психоанализ как "глубинная герменевтика", (Lorenzer, 1970)
 "психоаналитическая герменевтика"
  Искусство толкования(Moeller, 1978 )
  Феноменология, в которой явление рссмат- (Hcsseri, 1900)
  ривается непосредственно на чувственном уровне и интуитивно
 проигрываются процессы, происходящие у других
  Освобождающая наука в духе эпохи(Adorno, 1966)
  Просвещения Психоанализ как критика идеологии(FLibeiTnass, 1968)
 4. Определения автора в виде резюме
 
  Исследовательский метод для исследования недоступных ранее
  бессознательных психических процессов. Метод лечения психических
 нарушений. Учение о сопротивлении и переносе. Теория личности. Учение о
 болезнях, теории психических нарушений.
  Гуманитарная наука, которая наилучшим образом в идеографической манере
 рассматривает и понимает отдельные биографии.
  Историческая наука, в которой история отдельного человека описывается
 начиная с младенческого возраста
  Метод исследования душевных процессов, не доступных иным методам.
 
 
  Речь в защиту психоанализа перед родственными ему науками
 
  В этой книге я произношу речь в защиту психоанализа перед родст-венными
 ему науками. Вместе с тем. я хочу исповедаться в том, что я в
 действительности сохранил из психоаналитической теории и практи-ки, а
 отчасти рассказать психоаналитикам о том, что они все-таки дела-ют.
 Существует обширная литература о психоаналитической практике. но то, как она
 на самом деле проводится, лучше всего воспринимается из описаний самих
 психоаналитиков, а еще лучше -- из сообщений анали-зируемых. При этом
 поражают огромные различия и расхождения. Фрейд, например, в своих работах
 советовал вести себя подобно зерка-лу, лишь отражая то, что исходит от
 пациента, в то время как отчеты ранних анализируемых Фрейдом свидетельствуют
 об обратном 2. Согла-сно им Фрейд представляется аналитиком,
 который держал себя очень добросердечно и доброжелательно. Для сегодняшних
 психоаналитиков ситуация ничуть не изменилась. То, что они пишут, не всегда
 соответст-вует тому, что они делают в действительности. Исследования
 психоана-литической теории и метода на основании работ Фрейда с
 использова-нием философской логики, автоматически ведут к выводам, которые
 не соответствуют тому, что происходит в психоанализе. Это. разумеется.
 сказано не в упрек теоретикам науки, а скорее относится к психоанали-тикам,
 которые не всегда четко и точно сообщают о своей деятельности.
  Если психоаналитики и впредь будут собираться лишь в своих соб-ственных
 обществах, напоминающих эзотерические кружки, призван-ные сохранять и
 оберегать психоанализ Фрейда от других наук, ситу-ация вряд ли изменится.
 Было бы гораздо лучше раскрыть психоана-лиз, дать ему выход наружу. Если
 психоаналитик, подобно мне, обосновался в Институте психоанализа на
 психологическом факультете университета, он вовсе не должен избегать обмена
 информацией с кол-легами-психологами и попыток отыскать с ними общий язык.
 Такие попытки, однако, не подразумевают отказа от психоаналитических
 постулатов. Психоанализ может оказаться полезным для других наук.
 Применяемые в психоанализе методы следует рассматривать исключи-тельно с
 научно-теоретической точки зрения, адекватно предмету его исследований. Так,
 наряду с лингвистическими коммуникационно-теоретическими,
 общественно-научными методами могут обнаружи-ваться "скрытые смысловые
 структуры" (Oevermann et all., 1976) и соответствующие им "скрытые речевые
 структуры" (Keseling, Wrobel, 1983). Посредством определенного
 психологического тестирования можно понять изменения, протекающие на
 протяжении психоаналити-ческого процесса, их проявления во времени. Это
 можно сделать при помощи Гисенского теста (Beckmann. Richter, 1972) или с
 помощью анкеты для оценки изменения состояния в течение психосоматического
 заболевания (FAPK; Koch, 1981). Если благодаря подобным исследо-ваниям
 психоанализ станет понятным и доступным для описания дру-гим ученым, я вижу
 в этом не опасность, а напротив -- возможность не только лишить психоанализ
 налета мифологичности, но и лучше интег-рировать его во всю совокупность
 наук. Чтобы эффективно использо-вать эту возможность, психоаналитики должны
 еще более открыто, чем раньше, информировать о том, каким образом они
 добывают свои сведения, как они их истолковывают и каким образом
 обосновывают свои истолкования. Я остановлюсь на этом особо в главе VIII,
 где буду говорить о психоаналитическом методе лечения.
 
 V. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
 
 
  1. Предварительные замечания
 
  В психоанализе понятия личности (Personlichkeit). лица, персоны
 (Person) и характера (Charakter) употребляются различным обра-зом. В то
 время как одни рассматривают "персону" в качестве философского понятия,
 представляя личность в эмпирически-психоло-гическом смысле (как сумму
 наблюдаемого), другие причисляют к по-нятию личности всю внутреннюю жизнь,
 включающую в себя чувства идентичности, самостоятельности и самосознания. В
 психологии 50-х годов под личностью понимали определенный характер;
 существовало целое учение о характерах, об определенных типах; на передний
 план выступала характерологическая система как таковая, представленная в
 многочисленных книгах, из которых наибольшее количество пере-изданий
 выдержал труд Губерта Рорахеса "Краткое введение в учение о характерах"
 (1948). Согласно этому учению, в структуре характера представлены различные
 слои (Lersch. 1948), или полярности (Wellek. 1950). Интенсивность и глубина
 (Intensitaet, Tiefe), экстраверсия и интроверсия -- (Extraversion,
 Introversion) являются стержневыми понятиями этой характерологии.
  Сегодня современная психология рассматривает личность в опре-деленном
 контексте и в зависимости от конкретной ситуации ("state"), всякий раз
 выделяя при этом независимые от ситуации отличительные личностные черты
 (Merkmalen "trait"). Различные сферы проявления "персоны" -- эмоции,
 познание, мотивации, восприятие, мышление, поведение -- составляют области
 соответствующей психологии: психо-логии познания (Kognitionspsyhologie).
 психологии мотивов (Motiva-tionspsychologie) и т. п.. так что целостный
 взгляд на личность при этом теряется, и возникает снова уже в виде
 "концепции самости" (Selbstkonzept) в качестве последовательного накопления
 опыта (фе-номенальная самость -- das phaenomenale Selbst) и как
 репрезентация персоны (познающая самость -- das kognitive Selbst). Это
 проявляется в поступках и остается столь же устойчивым, что и характер
 персоны (Pervin, 1981).
  В современном психоанализе личность проявляется в определенной
 динамике, как нечто, воспринимаемое с помощью "личностного измере-ния"
 (Persoenlichkeitsmessung), "измерительной техники" (Messtechnik), наблюдений
 и тестов или нечто, что согласно теории научения и поведенческой терапии
 разворачивается между стимуляцией или раз-дражением (Reiz) и реакцией
 (Reaktion). Таким образом, личность сво-дится к комплексу из "реактивных
 диспозиций" (Reaktiondispositionen), которые могут быть условными и
 безусловными. Для более цело-стного понимания человека подобных теорий
 недостаточно. Поэтому внутри самой психологии не прекращаются попытки
 устранить эти затруднения: здесь стоит упомянуть работу Абрахама Маслоу
 "Моти-вация и личность" (1954) и личностно -- ориентированную теорию Карла
 Р. Роджерса (1961). Но и они не дают действительно полной картины того, что
 мы понимаем под личностью.
  В связи с этим представляется уместным дать здесь по возможности более
 ясное разъяснение сущности психоаналитической теории личнос-ти. Эта теория
 возвращает нас к Фрейду, однако за последние десяти-летия она во многих
 отношениях проделала значительные шаги в своем развитии. Следуя исторической
 логике можно описать развитие психо-аналитической концепции личности в
 соответствии с тем, как она посте-пенно выделилась из теории влечений через
 "Я -- психологию", вплоть до "психологии самости" и теории объект --
 отношений. Однако мы можем выбрать и иной путь, и для начала изложить общие
 описанные психоанализом закономерности, чтобы затем, принимая во внимание
 единственный в своем роде характер конкретной личности, рассмот-реть, -каким
 именно образом он отличается от характеров других людей. Впрочем, можно и
 объединить оба способа, если проследить развитие психоаналитической науки
 как в плане общей, так и дифференцирован-ной теории личности.
  Для начала стоит коротко упомянуть, как психоанализ пришел к своим
 теориям: самоанализ Фрейда играл на этом пути столь же важ-ную роль. что и
 текущие наблюдения за невротическими пациентами. Разумеется, здесь можно
 задаться вопросом -- почему данные, получен-ные от невротических больных,
 могут быть применимы к "нормальным личностям". В академической психологии
 это недопустимо, поскольку там существуют идеальные, функциональные и
 статистические нормы. определяющие, что является здоровым, а что больным. В
 психоана-лизе. напротив, существует мнение, что границы между нормой и
 пато-логией не столь строги, т. к. здесь наличествуют очень текучие
 пере-ходные состояния, встречающиеся гораздо чаще, чем экстремальные формы
 патологий. Отсюда можно предположить, что, преодолевая известное
 заболевание, мы начинаем осознавать, что наряду со здоро-выми компонентами
 психического мы несем в себе и патологическое начало. Кому не нравится
 психоаналитический подход к личности вооб-ще тот может ограничиться
 рассмотрением ее теоретической части в пла-не применимости к "невротикам"
 или лицам с иными психическими расстройствами.
  Прежде чем вдаваться в детали, я хочу сразу дать понять, что
 пси-хоаналитическая теория личности не во всем обоснована эмпирически. Так,
 например, критика экспериментальных штудий психоанализа Зиг-мунда Фрейда
 Айзенком и Уилсоном (1973) вполне справедлива. Одна-ко есть и возражение
 против подобной критики, например, хотя опросы студентов колледжей и не дают
 подтверждений -- с желаемой точно-стью -- важнейших положений психоанализа,
 таких, как сексуальное развитие, роль эдипова комплекса и значения
 вытеснения, можно пред-ложить читателям самим в процессе чтения убедиться, в
 какой степени представленные здесь теории могут подтверждаться на примере их
 соб-ственных переживаний и переживаний их друзей. Сюда можно вклю-чить и
 опыт других людей, а также анализ перечисленных в главе I драм и фильмов.
 
  2. Образ человека по Фрейду
 
  Образ человека у Фрейда сначала определялся влечениями как управляющими
 силами. Доминирующее место отводилось половому влечению. Проявление этого
 инстинкта Фрейд обнаруживал в снах, ошибочном поведении, оговорках,
 забывании, ошибках речи, в шутках, иронических высказываниях. Каждой из
 названных тем он посвятил по книге: "Толкование сновидений" (1900).
 "Психология обыденной жиз-ни" (1901), "Остроумие и его отношение к
 бессознательному" (1905 ). В этих книгах, снабженных многочисленными
 примерами Фрейд не-обычайно ярко живописал, как порой в той или иной степени
 мы попа-даем под влияние бессознательных фантазий. Для иллюстрации образа
 человека "влечения", я хотел бы привести примеры из личной жизни и
 психоаналитической практики. Известно, что в разговоре те или иные вещи
 могут отторгаются наперед, если, скажем, говорящий не уверен, что не имеет
 дело с "непристойностью". Или передо мной лежит книга, написанная автором,
 по отношению к которому я ощущаю бессозна-тельное презрение. Или из моей
 памяти начисто стирается болезненная для меня сцена.
  Всякий, при условии внутренней честности, отыщет в личной жиз-ни массу
 примеров фрейдовских оговорок и бессознательного забы-вания, ошибок в
 поведении и речи и т.д. То же самое касается и много-численных шуток, с
 помощью которых мы компенсируем разнооб-разные состояния подавленности или
 угнетенности -- не только сексуального характера,-- поскольку в шутке мы, по
 меньшей мере, выражаем что-то недозволенное и получаем возможность смеяться
 по этому поводу.
  Возвратимся, однако, к серьезным теоретическим положениям.
 
  2.1. Психоаналитическая теория сексуальности
 
  Учение о фазах
 
 
  В современном психоанализе нельзя оставить без внимания учение о фазах;
 следует определить развитие человеческой личности по этой модели. Речь идет
 об известных "оральной", "анальной" и "фалличе-ской" или "генитальной"
 фазах, которые в психоанализе со времен Фрейда считаются длящимися с момента
 рождения до пятого года жиз-ни. Акцент классического психоанализа падает на
 "инстинктное" разви-тие фаз. В оральной фазе раннего детства мы
 непроизвольно ищем грудь, чтобы присосаться к ней (от латинского "os" --
 рот), позднее грудь может заменить соска, большой палец руки или что-то
 другое (или сигарета в более взрослом возрасте). В анальной фазе (от
 латин-ского "anus" -- превратный) мы включаем в сферу наших переживаний
 физиологические процессы, такие как дефекацию и мочеиспускание. Но на
 отношение к таким "инстинктным выражениями влияет мнение окружающих.
 Например, всякий читатель может представить себе раз-ницу между фанатично
 аккуратной матерью, требующей от ребенка чистоплотности уже ко второму году
 жизни и матерью, которая дает малышу время научиться самому контролировать
 готовность "помо-читься" или "наложить кучу". В первом случае ребенок будет
 зависим от матери, во втором -- он получает способность самостоятельно
 упра-влять своими выделениями и при этом ощущать комфортность -- каче-ство,
 особо выделяемое в классической теории влечений Фрейда. Не менее чреваты
 последствиями и влияния окружающих людей. Выраже-нием этого влияния служат
 различные стили семейного воспитания, сказывающиеся, в частности, на
 развитие так называемой "генитальной" сексуальности. Например, родители
 могут быть убеждены в том. что сына следует воспитывать в духе традиционного
 представления о мужчинах -- т.е. особенно "жестко".-- когда ребенок не
 должен вы-казывать своих чувств (мужчины не плачут), однако, проявлять
 отвагу. мужество, упорство и энергичность. Совсем противоположные
 требова-ния предъявляют родители, следующие традиционным представлениям о
 воспитании дочери: мягкая, нежная, чувственная, податливая. При этом
 инстинктивным влечениям наносится существенный вред, посколь-ку такой подход
 к воспитанию лишает и юношу, и девушку возможности свободного развития и
 выбора в каждом конкретном случае соответству-ющей формы женского или
 мужского образа. Девушки могут быть столь же энергичны, что и юноши,
 которые, в свою очередь, могут вполне раз-вивать свою чувственность.
  В этом случае, фалло -- центрическая ориентация классического
 психоанализа с его теорией "зависти -- к пенису" неизбежно уступила бы свое
 место полицентрической позиции, принимающей во внимание перспективу обоих
 полов. Мы еще возвратимся к этой новой точке зрения в параграфе 3 .1.
 
 
 Проблема агрессивности
 
  Сексуальность и агрессивность -- два основных побудительных мотива
 человеческой жизни и межличностных отношений. Проблема агрессивного, т. е.
 оскорбительного, разрушительного и жестокого обра-щения, не разрешена до сих
 пор. Поэтому этот вопрос не может быть упущен в представленной здесь
 психоаналитической теории личности. Фрейд испытывал определенные затруднения
 в определении психоана-литической сущности феномена агрессивности. Какое-то
 время Фрейд полагал, что агрессивно-садистическое поведение является
 следствием влечения (Trieb). Вопрос лишь в том. понимать ли
 агрессивно-садисти-ческие влечения в духе монистической теории как
 относящиеся к сексу-альности, или в духе дуалистической теории как
 представляющие собой самостоятельную группу влечений. Положение не
 прояснилось и тогда. когда Фрейд -- скорее спекулятивно, нежели основываясь
 на наблюде-ниях,-- выдвинул гипотезу влечения к смерти (Todestrleb).
 влечения. которое характеризуется стремлением к собственной смерти, но
 вторич-ным образом обращено на других.
  Следующая теория строится на том, что агрессивное поведение
 реактивируется в результате фрустрации. Фрейд долгое время не мог
 оста-новиться на чем-то определенном. В дальнейшем при рассмотрении
 феномена- агрессивности психоаналитики столкнулись с такими же тру-дностями:
 если бы они отклонили гипотезу "влечения к смерти", тогда им следовало бы
 поддержать гипотезу о первичном влечении к агрессии. В любом случае
 следующее поколение психоаналитиков было вынуждено решать актуальный вопрос
 "экстремальной агрессивности", как они обозначили историю преследования
 евреев нацистами Подобные край-ности не оставляют иного выбора, кроме как
 согласиться с существующим в человеке влечением (Trieb) к агрессивности,
 цель которого -- причинятъ вред другим, оскорблять, разорять, убивать их. В
 процессе социализации деструктивные проявления инстинкта или влечения к
 аг-рессии могут быть ограничены путем их канализации в конструктивное русло.
 Первоначально необузданное, нескоординированное, беспощад-ное и грубое
 поведение можно превратить из беспредметной агрессии в агрессию конкретную,
 адресную, позволяющую человеку отстаивать свою точку зрения и защищаться от
 опасности, давая, в случае необхо-димости, нацеленный отпор.
  В молодости мы выясняем свои отношения в прямом соперничестве с себе
 подобными, в то время как в зрелом возрасте предпочитаем интеллектуальное

<< Пред.           стр. 9 (из 36)           След. >>

Список литературы по разделу