<< Пред.           стр. 8 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 1. Оптимальное количество больных в группе ? 8-10 человек.
 2. В работе школы принимают участие дети и родители: несколько занятий проводятся только с родителями, несколько ? с родителями и детьми. В последнем случае занятия проводят одновременно, но отдельно 2 врача ? один занимается с родителями, другой ? с детьми.
 3. Диагноз "бронхиальная астма" должен быть подтвержден, ребенок должен быть осмотрен аллергологом, при необходимости - узкими специалистами.
 4. Желательно, чтобы в группу включались дети одинакового возраста (у них сходное отношение к болезни, кроме того, возраст определяет тот объем самопомощи, которому можно научить ребенка).
 5. У родителей не должно быть выраженных депрессивных тенденций и высокого уровня тревожности (целесообразно выявлять при анкетировании перед началом занятий). Информация о заболевании не должна вызывать ипохондрических состояний.
 
 Пациенты, мало подходящие для групповых занятий:
 1. Родители, уверенные, что астма пройдет самопроизвольно.
 2. Родители, негативно настроенные против медикаментозного лечения, особенно, если оно ранее сопровождалось побочными эффектами.
 3. Родители, которые уверены, что ответственность за лечение их ребенка лежит исключительно на враче.
 4. Родители с исходно высоким уровнем тревожности (новая информация усиливает страх за ребенка).
 Программа занятий:
 1. Анатомия и физиология дыхательных путей. Бронхиальная астма - причины, обычное течение, исход (занятие для родителей):
 * объяснить, что астма - хроническое заболевание, поэтому необходимо принимать лекарства и избегать провоцирующих факторов, даже при отсутствии симптомов;
 * отсутствие симптомов не обязательно свидетельствует о достаточной функции легких;
 * падение скорости выдоха - ранний признак плохого контроля над астмой.
 2. Мероприятия по контролю над неблагоприятными факторами окружающей среды и выявлению триггеров (занятие проводится для родителей с детьми, цель - объяснить необходимость лишений):
 * схема иммунной реакции;
 * принцип элиминационной терапии;
 * роль плесневых грибков и бытовых аллергенов;
 * значение эпидермальных аллергенов и домашних животных;
 * роль респираторных вирусных инфекций;
 * пассивное и активное курение;
 * ирританты и поллютанты окружающей среды.
 3. Оценка степени тяжести астмы: тревожные симптомы и суточная пикфлоуметрия (занятие проводится для родителей с детьми, цель - научить технике пикфлоуметрии, правилам ухода за пикфлуметром, ведению дневников и др.):
 * вариабельность течения астмы (от ночного кашля до жизнеугрожающих приступов);
 * ранние симптомы и важность ранней диагностики и начала лечения;
 * значение пикфлоуметрии;
 * правила пользования пикфлоуметром;
 * принципы ведения дневников пикфлоуметрии и симптомов астмы;
 * признаки жизнеугрожающего обострения;
 * другие возможности пикфлоуметрии (выявление провоцирующих факторов, оценка эффективности лекарств).
 4. План длительного лечения астмы (занятие для родителей):
 * различия между профилактическими и ситуационными препаратами;
 * основные препараты для базисной терапии, их действие, побочные эффекты;
 * правила пользования дозированными ингаляторами, спейсором, бэбихалером, порошковыми ингаляторами и другими средствами доставки;
 * финансовые аспекты лечения;
 * проверка исходных программ лечения с учетом их эффективности, доступности данного препарата в будущем, удаленности от медицинской помощи, образовательного уровня родителей.
 5. Купирование приступа и начинающегося обострения (занятие для родителей с детьми, цель - разработать план действий при приступе и обострении астмы, проконтролировать технику пользования ингаляторами и др.):
 * различия между профилактическими и ситуационными препаратами;
 * основные препараты для купирования приступа - эффекты, время действия, дозы, максимальная кратность, побочные эффекты;
 * преимущества ингаляционных препаратов;
 * техника аэрозольных ингаляций;
 * порошковые ингаляторы, спейсор, бэбихалер, небулайзер, ультразвуковые ингаляторы: правила пользования.
 6. "Система зон" для детей с бронхиальной астмой (занятие для родителей):
 * индивидуализация программ лечения для каждого ребенка (по согласованию с лечащим врачом).
 7. Немедикаментозное лечение астмы (занятие для родителей с детьми, цель - обучить основам дыхательной гимнастики, точечного массажа и др.):
 * дыхательная гимнастика - принципы и техника проведения;
 * лечебная физкультура и занятия спортом;
 * точечный массаж;
 * интервальная гипоксическая тренировка;
 * спелеотерапия и гнотобиология;
 * другие методы с недоказанной эффективностью.
 8. Круглый стол (для родителей):
 * заключительное анкетирование родителей;
 * социальные аспекты бронхиальной астмы (спортивные секции, профессиональная ориентация, бесплатные лекарства, "Астма - телефон" и др.);
 * планы дальнейшего сотрудничества.
 
 Типичные проблемы,
 возникающие при организации "Астма - школ":
 
 Педагогические:
 * врачи, начинающие работу в "Астма-школе", должны иметь хотя бы минимальный педагогический опыт;
 * во время занятия врач не должен переходить от рассмотрения общих аспектов к конкретной проблеме конкретного ребенка, иначе занятие превращается в групповое консультирование больных.
 Организационные:
 * больные должны иметь возможность купить пикфлоуметр, спейсор, другие устройства для доставки лекарственных средств.
 
 Деонтологические:
 * подходы к лечению заболевания у врача, проводящего "Астма - школу", и у лечащего врача должны быть сходными;
 * больной, прошедший обучение в "Астма - школе" должен получать сертификат или другой документ, отражающий объем знаний и практических навыков, которым больной овладел;
 * необходимо поддерживать в больном уважительное отношение к врачам общей практики, с которыми больной сталкивается по месту жительства.
 
 Зависимость уровня самоконтроля и оказания самопомощи
 от психомоторного развития детей с бронхиальной астмой.
 Возраст Психомоторное развитие
 ребенка Ожидаемый уровень
 самопомощи 0-1.5 лет * Имеет различные взаимоотношения с членами семьи;
 * немного понимает язык и команды;
 * за ребенком необходим тщательный уход. - 1.5 - 3 лет * Не может воспринимать иную точку зрения;
 * имеет плохое представление о собственном теле;
 * может назвать некоторые части тела - глаза, нос, уши;
 * может одевать и снимать простую одежду;
 * пытается преодолевать ограничения. Шаг 0. Кооперация в лечении:
 * участвует в приеме лекарств;
 * отвечает на просьбы взрослого встать или присесть. 3-5 лет * Менее зависим от родителей;
 * начинает осознавать свое место в семье;
 * проявляется чувство собственности по отношению к родителям;
 * начинает испытывать больший интерес к детям; * начинает осознавать такие слова, как "одышка", "нехватка воздуха";
 * обучается принимать таблетки 3-5 лет * появляется чувство привязанности к людям вне семьи;
 * характерно отсутствие системности мышления, алогичность, не способен понимать правила игры;
 * начинает участвовать в играх, пытается осваивать новые роли, не любит проигрывать;
 * фантазии могут приводить к страхам, в т.ч. страху смерти;
 * любопытен, задает много вопросов;
 * обучается правильному поведению. 6-7 лет * Возрастает способность к управлению своим вниманием, но еще рассеян;
 * мышление системно, логично, но конкретно;
 * взаимоотношения смещаются от семьи к сверстникам;
 * обучается основным навыкам;
 * получает представление об основных понятиях. Шаг 1. Обучение основным навыкам:
 * принимает лекарства после напоминания;
 * правильно пользуется пикфлоуметром после напоминания взрослых;
 * демонстрирует верное самоощущение ("внутренний стетоскоп"), т.е. может сообщить об одышке и необходимости начала лечения. 7-8 лет * Родительское отношение к ребенку может быть неправильным;
 * делится некоторыми мыслями только со сверстниками;
 * избегает осуждения;
 * нетерпимость (особенно по отношению к себе);
 * непостоянство;
 * конкретность мышления; Шаг 2. Начало принятия решения:
 * просит лекарство в течение 30 мин от требуемого времени;
 * требует пикфлоуметр, самостоятельно измеряет показатель, отмечает дату, время и показания пикфлоуметра, чертит графики пикфлоуметрии; 7-8 лет * появляется ощущение времени;
 * может принимать иную точку зрения;
 * подчиняется правилам группы, настойчиво стремится выделиться. * выполняет план лечения в запланированное время;
 * отмечает, сообщает, записывает провоцирующие факторы и беспокоящие симптомы;
 * требует профилактического лечения перед физической нагрузкой;
 * демонстрирует правильный уход за пикфлоуметром и спейсором. 8-9 лет * Уменьшение рассеянности, появляется способность направлять свое внимание;
 * уменьшение степени зависимости от использования ритуалов;
 * первоначально думает о собственных потребностях и их удовлетворении;
 * способен проводить ночь вне дома. Шаг 3. Начало действий при появлении симптомов:
 * сообщает об одышке и чувстве нехватки воздуха ("внутренний стетоскоп");
 * умеет расслабляться при первых признаках одышки или нехватки воздуха;
 * демонстрирует и применяет дыхательные упражнения;
 * продолжает записывать значения пикфлоуметра в назначенное время. 9-10 лет * Появляется системность, логичность мышления;
 * способен к усвоению правил;
 * повышенная способность к соревнованиям;
 * увеличение влияния сверстников (группы, клубы);
 * имеет значение социальная позиция. Шаг 4. Знание своего заболевания и правил приема лекарств:
 * знает свои лекарства: дозы, время приема, время действия, показания, противопоказания, побочные эффекты;
 * умеет определять и считать пульс;
 * способен принимать эмоциональную поддержку и помощь взрослых при утяжелении симптомов. 11-12 лет * Появление самосознания;
 * неустойчивость настроения;
 * появляется способность к абстрактному мышлению;
 * дружба со сверстниками одноименного пола;
 * замкнутость с родителями;
 * уходы из дома, попытки отравиться;
 * развитие чувства юмора;
 * улучшение навыков общения;
 * важность одобрения своих поступков другими. Шаг 5. Продвижение в принятии решения:
 * подбирает лечение под наблюдением взрослых;
 * оценивает свое состояние до и после приема препаратов;
 * способен определять пульс до и после приема лекарств (при необходимости);
 * регулярно отмечает показания пикфлоуметра, симптомы, триггеры, выявляет изменения и сообщает о них;
 * демонстрирует умение пользования шприц - ручкой с адреналином "Epi-pen" (при рекомендации врача). 13-14 лет * Формируется "взрослый" тип мышления - может обрабатывать большое количество информации;
 * появляется абстрактное мышление;
 * может оценивать свои возможности;
 * характерно неустойчивое настроение;
 * развитие основных моральных принципов;
 * беспокоится о потере индивидуальности;
 * раздвоенность между желанием свободы и необходимостью оставаться "в рамках". Шаг 6. Отработка самостоятельных навыков и планирование лечения:
 * планирует свое лечение без контроля взрослых;
 * готовит лекарства на 2-7 дней вперед без напоминания взрослых;
 * демонстрирует хорошее знание препаратов, которые ему необходимы для снятия приступов и планового лечения;
 * сообщает обо всех эпизодах усиления одышки, показывает дневник симптомов и пикфлоуметрии. 14-15 лет * Абстрактное мышление;
 * отношения с противоположным полом;
 * создание психологической независимости от семьи;
 * осознание важности принадлежности к группе сверстников;
 * большее время проводит вне дома. Шаг 7. Демонстрация подготовки к полной независимости в лечении:
 * самостоятельно готовит препараты на неделю вперед;
 * ведет и хранит записи приема лекарств, показаний пикфлоуметра без наблюдения со стороны взрослых;
 * самостоятельно проводит лечение;
 * продолжает сообщать обо всех приступах одышки. > 16 лет * Определяет верность или ошибочность действий согласно своим принципам и этическим нормам;
 * рассматривает перспективы в получении образования и карьере. Шаг 8. Независимая работа:
 * подготавливает и принимает все препараты, осуществляет независимое лечение;
 * пополняет запас необходимых препаратов при их недостатке;
 * оценивает свое состояние до и после лечения;
 * хранит записи приема препаратов, симптомов, показаний пикфлоуметра.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Приложения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 8 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу