<< Пред.           стр. 1 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

 Материалы, размещенные в телекоммуникационной библиотеке и представленные в виде цитат,
 допускается использовать исключительно в образовательных целях.
 Запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения коммерческой выгоды, а также иное их использование в нарушение соответствующих положений действующего законодательства по защите авторских прав.
 
 
 
 УДК 33
  ББК 65.290-2я73
  П36
 
 
 
 
  И.В. Пичужкин, В.Н. Жарков, С.А. Максимов
  П36 Основы менеджмента: Учеб. пособие. - М: Юрайт-Издат, 2003. - 286с.
  ISBN 5-94879-067-3
 
  В учебном пособии освещены теоретические и практические аспекты современного менеджмента организаций, рассмотрены научно обоснованные методы системного подхода к процессам управления, принятия решений, управления инновационными процессами и бизнесом, предложена методика управления реорганизацией и реструктуризацией фирм.
  Пособие отвечает современным требованиям к уровню профессиональной подготовки специалистов по экономическим, техническим и социально-гуманитарным направлениям высшего профессионального образования.
  Для студентов и аспирантов экономических, управленческих и технических специальностей, а также преподавателей и менеджеров всех рангов.
 
  УДК 33
 ББК 65.290-2я73
 
 
  По вопросам приобретения обращаться в ООО "Юрайт-Книга"
  Тел.: (095) 744-00-12. E-mail: sales@urail.ru. www.urait.ru
 
  (c) И.В. Пичужкин, В.Н. Жарков,
  (c) ООО "Юрант-Издат", 2003
  ISBN 5-94879-067-3 С.А. Максимов, 2003
 
 Введение
  Одним из важнейших направлений, обеспечивающих высокую результативность производства, является управление. Это необыкновенно сложная сфера человеческой деятельности, охватывающей происходящие в организации процессы, которые связаны как с ее внутренней жизнью, так и с ее взаимодействием с внешней средой.
  Управление - многоплановое явление, поэтому его можно рассматривать и как процесс, и как функцию. Концепция процессного подхода была впервые предложена приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако эти авторы были склонны утверждать, что такого рода функции независимы друг от друга. Процессный же подход в противоположность этому рассматривает функции управления как взаимосвязанные.
  Автор первоначальной разработки данной концепции Анри Файоль считал, что существуют пять исходных функций. По его словам, "управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать".
  По мнению большинства современных специалистов, процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Их называют управленческими функциями. Каждая из них тоже представляет собой процесс, потому что складывается из серии взаимосвязанных действий. Таким образом, процесс управления является общей суммой всех функций.
  Именно на основе концепции процессного подхода к управлению построено изложение материалов данного учебника, в котором рассмотрены с разных точек зрения организационные и экономические процессы управления в их неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости.
  Стратегия процессного подхода к управлению объективно предполагает соблюдение сбалансированности, паритета между экономическими и организационными процессами и рассматривается как специфическая закономерность, роль противовеса в которой по поддержанию баланса принадлежит управлению (рис. 1).
 
 
  Рис. 1. Соблюдение сбалансированности между экономическими и организационными процессами в управлении
 
  Эта закономерность основывается на аксиоме, которая гласит, что без экономики нет организации и наоборот, а если нет экономики и организации, то нет и управления, оно теряет смысл.
  Несбалансированность в управлении экономическими и организационными процессами наносит непоправимый ущерб производству. Можно наблюдать такие прецеденты, когда на предприятиях имеются серьезные научные разработки, есть и достаточные финансовые ресурсы для их обеспечения, но нет специалистов, способных внедрить эти разработки. Либо наоборот, когда хорошие специалисты по выполнению инженерных проектов, строительных, космических, военных и прочих заказов не могут найти себе работы по специальности из-за отсутствия финансирования, связанного с дефицитом бюджета предприятия или переадресованием денежных средств на другие, "наиболее важные" цели. В результате работы приходится "досрочно" прекращать. Невнедренные проекты, незавершенные строительные объекты остаются "замороженными" на многие годы, разрушая тем самым экономический, технологический и человеческий потенциал предприятия, его генофонд.
  При таком деформированном производстве организация и экономика как научные дисциплины теряют свое прямое назначение.
  Глубинные причины следует искать в слабом управлении, неспособности персонала принимать эффективные решения. Это касается всей цепочки управленческого аппарата - от рядового менеджера до генерального директора.
  Всякий раз возможное решение следует выбирать из ряда альтернативных вариантов в зависимости от того, в какой степени успешно работает предприятие. В одном случае для него наиболее целесообразным может быть процессный подход к управлению, в другом - функциональный. Но всегда управленческие решения необходимо принимать с учетом ожидаемых "коварств" и перспектив развития организации:
  * во-первых, степени "агрессивности" внешней среды, которая может создавать благоприятнее или неблагоприятные условия для функционирования предприятия, определяемого способностью быстро изменять правила игры для своей выгоды;
  * во-вторых, способности получать максимально полезный результат, критерием которого служит степень удовлетворения потребностей покупателей производимой фирмой продукцией или выполнением ею услуг;
  * в-третьих, анализа скорости реакции на рыночные сигналы о способности предприятия своевременно выполнять заказы рынка и прогноза о "проницаемости" границы между производителем и потребителем на ближайшую перспективу.
  Но рынок как неотъемлемая часть экономики со значительной долей неопределенности и стихийности считается наиболее сложным ее механизмом. Он характеризуется как совокупность лиц, которые хотят осуществить обмен правами собственности. Практический же смысл рыночной модели - самонастраиваемость, установление прямых и обратных связей между производителями и потребителями, отторжение бюрократических структур. Вместе с тем и в рыночной системе, когда ассортимент товаров становится все более динамичным, подверженным веяниям моды, а уровень предсказуемости весьма низок, обостряется проблема реализации продукции, увеличивается количество банкротств, обнаруживается ряд других негативных факторов. Для выхода на траекторию устойчивого роста с учетом новых мировых тенденций и острой конкуренции требуется иная экономическая стратегия, ориентированная на многократный подъем инновационной, организационной и управленческой активности, концентрацию ресурсов на развитие основных направлений научно-технического потенциала, формирование инновационно-активных производственных структур, продукция которых способна успешно конкурировать на мировых рынках.
  Для этого в ходе структурной перестройки материального производства в России необходимо создать такие производственно-экономические системы инновационного типа, которые соответствуют прогрессивным технологическим укладам. Предлагаемая система должна включать следующие составляющие:
  * экономическую, т.е. обладать реальными возможностями для обеспечения расширенного воспроизводства в условиях рыночного хозяйства на принципах полной экономической самостоятельности, самоорганизации и конкурентоспособности;
  * организационную, т.е. сориентироваться на относительно полный охват стадий воспроизводственного цикла, сбалансированность экономических и организационных процессов;
  * инновационную, т.е. наделяться свойствами, придающими ей инновационный тип развития;
  * управленческую, т.е. обладать механизмом управления стратегическим развитием производственно-экономической системы.
  Именно такая система хозяйствования объективно станет двигателем развития российской экономики на ближайшие годы третьего тысячелетия.
  На текущем этапе рыночных преобразований в России требуется значительная концентрация усилий науки и практики.
  Диалектика исследования аналитического материала, его анализ, обобщение и изложение проведены по логическому сценарию при использовании методов дедукции и индукции (рис. 2).
 
 
  Рис. 2. Научный подход к исследованию и изложению материала
 
 
 
  Рис. 3. Структура и логическая схема изложения материала в настоящем учебнике
 
  Предмет курса "Основы менеджмента" составляют отношения между экономическими, организационными, инновационными и управленческими объектами в сложной системе менеджмента на микро- и макроуправленческом уровнях как по горизонтали, так и по вертикали.
  Ученым и специалистам разных направлений в XXI в. предстоит исследовать и апробировать в практических условиях довольно сложные причинно-следственные явления и закономерности, по которым может пойти дальнейшее развитие экономики. Но уже сейчас ответы на многие вопросы нашли отражение в предлагаемом учебнике. Его структура и логическая схема изложения материала представлены на рис. 3. Такой подход позволяет получить, на наш взгляд, достаточно полные и объективные знания по дисциплине "Менеджмент".
  Авторы с благодарностью примут все замечания, советы и пожелания читателей.
 
 РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И КОММЕРЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
 
 Глава 1. Теоретические основы организации
 
 1.1. Понятие организации
 
  Объективные законы экономики не могут проявляться в практической сфере деятельности без воздействия людей. Ведь только люди, имеющие профессиональные знания и опыт, выполняют целесообразную работу и тем самым воздействуют на экономику и ее развитие. Но чтобы труд людей был производительным, а работа в целом эффективной, нужна организация.
  На протяжении всей истории развития общества люди объединялись в группы для достижения определенных целей, которые не могли реализовать поодиночке. В большинстве случаев их совместные и организационные усилия давали больший результат, чем мог бы сделать каждый человек индивидуально.
  Термин "организация" происходит от латинского слова "organiza", что в переводе означает "сообща, стройный вид, устраиваю". Организацию можно рассматривать и как процесс, и как явление. Как процесс организация - это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация - это объединение людей для достижения цели или реализации программы, функционирующее на основании определенных планов, норм, процедур и финансового обеспечения.
  Понятие "организация" дано в работе А. Маршалла "Принципы экономической теории" (1890). Он выделял три различных уровня абстрактного восприятия понятия "организация".
  На первом уровне организация - это основа, которая обеспечивает по аналогии с биологической наукой единство сложных экономических организмов и необходима им в силу высокого уровня дифференциации и комплексности. На этом уровне абстракции организация выступает как характеристика социально-экономических процессов в производственной системе управления, связанных с разделением труда.
  На втором уровне организация означает форму общественной системы, в которой экономическая деятельность автономна, что типично для рыночной экономики. Здесь понятие "организация" соединяется с понятием "индустрия". Индустриальная организация характеризует, таким образом, развитое общество, в котором деятельность нацелена на эффективное использование ресурсов посредством сочетания следующих процедур: технического разделения труда и расширения рынка.
  На третьем уровне организация отражает сравнительную эффективность различных организационных форм управления, т.е. становится "деловой организацией".
  Современная теория организаций, а также экономика организаций в значительной степени построены на исследовании именно правления, основы которого наиболее полно представлены в работах Г. Саймона, К. Эрроу и К. Менара.
  Если организация - это социальный институт, где выполняются определенные виды деятельности людей и официально определено ее место в обществе, то она называется институциональной. Институциональными организациями являются государственные и частные предприятия, акционерные общества, банки, холдинги, общественные объединения, государственные учреждения, а также их подразделения (дочерние компании, бизнес-единицы, заводы, филиалы и т.д.).
  В тех же случаях, когда речь идет об организации как о скоординированном процессе какой-либо деятельности, например организация производства, организация труда и заработной платы, организация собрания, соревнования, заседания и т.д., такая организация называется процессной.
  Отметим, что в книге будут встречаться слова "фирма", "предприятие", "организация". Речь будет идти об одном и том же - об организации как институционной единице. Дело в том, что название различными словами одного и того же понятия обусловлено сложившимися традициями. Так, в России чаще применяют слова "предприятие", "организация", а в англоязычных странах - "фирма", "организация".
 
 1.2. Воздействие внутренней и внешней среды на организацию
 
  В современных условиях на организацию реально воздействует множество различных факторов внутренней и внешней среды.
  Представим элементарную модель функционирования организации. Для любого производства она должна иметь определенные ресурсы, которые органично используются в его процессе.
  Перерабатывая ресурсы, организация производит продукцию либо оказывает услуги, функционируя согласно схеме, представленной на рис. 1.1.
  Анализ теории и практики организации основан на понимании внутренней среды как динамичного явления, отражающего ее непрерывное движение и развитие подобно переменным величинам. Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми.
 
 
  Рис. 1.1. Общее функционирование организации
 
  Основными переменными внутренней среды организации являются цели, структура, трудовые ресурсы, оборудование, материальные запасы, технология, культура организации и др. Эти процессы следует объединять для выделения факторов, которыми можно управлять (рис. 1.2).
  Не существует ни одной организации, которая бы не имела внешнего окружения и не находилась бы с ним во взаимодействии. Любая организация нуждается в постоянном получении из внешней среды исходных ресурсов для обеспечения своей жизнедеятельности. При этом каждая организация должна компенсировать своей продукцией получение ресурсов из внешней среды. Как только рвутся связи с последней, организация прекращает свою деятельность. Внешнее окружение можно представить в виде двух сфер. Первая сфера - это общее окружение организации, которое отражает состояние общества, его экономики, природной среды и не связано непосредственно с данной организацией (рис. 1.3).
 
 
  Рис. 1.2. Внутренняя среда
 
  Вторая сфера - это так называемое непосредственное деловое окружение организации. Его формируют такие субъекты среды, которые непосредственно воздействуют на деятельность данной конкретной организации (рис. 1.4).
  Взаимодействие фирмы с различными типами рынков представлено на рис. 1.5.
  В экономической литературе применяют следующие общепринятые термины:
  - стратегические зоны хозяйствования - это определенные сегменты внешней среды, на которые фирма имеет выход;
  - зоны стратегических ресурсов - это совокупность поставщиков, обеспечивающих фирму необходимыми либо стратегическими ресурсами.
  На рис. 1.6 изображена обобщенная схема функционирования производственного предприятия с точки зрения его реального или возможного взаимодействия с основными экономическими контрагентами и средами.
 
 
  Рис. 1.3. Внешняя среда.
  Поставщики ресурсов: 1 - материальных, 2 - информационных и технических, 3 - трудовых, 4 - финансовых; факторы: 5 - общеэкономические (государственные органы управления, налоговая система), 6 - политические, 7 - международные, 8 - социально-культурные, 9 - образования, 10 - национально-региональные, 11 - уровень научно-технического прогресса, 12 - барьеры входа; 13 - конкурентная среда, 14 - потребители
 
 
 
  Рис. 1.4. Пример взаимодействия ОАО "Электроприбор" с экономическими партнерами
 
  Учет внешней (экзогенной) среды, связанный в значительной степени неопределенностью, т.е. с невозможностью предсказать и заранее принять во внимание все осуществимые ситуации, а также части внутренней (эндогенной) среды, обусловленной эгоистическими стратегиями добавляет аргументы в подтверждение ведущей роли организаций, которые становятся фактором стабильности обеих сред.
 
 
  Рис. 1.5. Взаимодействие фирмы с основными рынками
 
  Между элементами организации как внутри, так и вне ее существуют определенные организационные отношения.
  Организационные отношения - это взаимодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, реорганизации и ликвидации.
  Организационные отношения могут быть трех уровней:
  - здравого смысла;
  - взаимного уничтожения;
  - заранее спроектированного взаимодействия.
  Создание благоприятной атмосферы взаимодействия организации с внешней средой и наведение должного порядка во внутренней среде - это задача профессионального управления и, в частности руководства организацией, принимающей квалифицированные решения.
 
 
  Рис. 1.6. Взаимодействие предприятия с контрагентами и средами
 
  Среда организационных отношений - взаимодействия и противодействия - представлена на рис. 1.7.
 
 
  Рис. 1.7. Среда организационных отношений:
  В - взаимодействие; П - противодействие
 
 1.3. Структуры организации и их виды
 
  Для роста и укрепления позиций организации необходима некоторая формальная структуризация ее деятельности, позволяющая координировать производственный процесс в заданном направлении.
  Структура (общее понятие) - это множество частей или форм, которые находятся во взаимодействии в специфическом порядке для осуществления функции.
  Большинство специалистов по организации и менеджменту определяют структуру как логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
  Структуры отражают сложившееся в организации распределение ролей и видов деятельности в рамках различных подразделений, связей между этими подразделениями и объединение их в единое целое. Основой построения структуры является проектирование работы. В организации могут быть внедрены автономные системы повышения работ, конвейерные или модульные формы труда либо их разновидности. Следующая ступень в формировании ее структуры - это выделение структурных подразделений, увязанных иерархически и находящихся в постоянном взаимодействии, способных изменять правила игры в любой производственной ситуации в короткие сроки.
  Основными элементами проектирования структуры организации являются:
  * раз деление труда и специализация работ;
  * департаментализация;
  * координация и связи в организации;
  * определение размеров подразделений.
  В любой организации существует разделение труда между ее членами или отдельными частями. Необходимость специализации работ вызвана тем, что общая цель организации не может быть достигнута условиями только одного человека.
  Разделение труда в организации идет по двум направлениям:
  - горизонтальному, которому соответствует постадийное разделение от поступления ресурсов и до выхода продукции или оказания услуги;
  - вертикальному, когда распределяются работы по иерархическим уровням как в целом, так и в отдельных частях организации.
  Характерной особенностью любой организации является специализированное разделение труда - закрепление определенной работы за специалистами, способными выполнить ее лучше других, например разделение управленческого труда между специалистами по маркетингу, финансам и производству. Во всех организациях, за исключением самых небольших, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, то специалистов обычно группируют в пределах функциональной области.
  Вертикальное разделение труда, т.е. отделение работы по координации от непосредственного выполнения заданий, необходимо для успешной групповой деятельности. Преднамеренное вертикальное разделение труда ведет к образованию иерархических уровней. Основной характеристикой иерархии является формальная подчиненность лиц нижестоящего лицам вышестоящего уровня. Лицо, находящееся на высшей ступени управления, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, возглавляющих различные функциональные области. Им в свою очередь могут подчиняться несколько линейных руководителей. Число лиц, подчиненных одному руководителю, образует сферу контроля, которая является важнейшим аспектом организационной структуры. Если одному руководителю подчиняется довольно большое количество людей, то это - широкая сфера контроля, которая создает в результате плоскую структуру управления. Если сфера контроля узкая, т.е. каждому руководителю подчиняется мало людей, но много уровней, то это -многоуровневая структура. В целом большие организации с плоской структурой имеют меньше уровней управления, чем организации такого же размера с многоуровневой структурой.
  Необходимость в координации, существующая всегда, становится поистине насущной, когда работа четко делится и по горизонтали, и по вертикали, как это имеет место в крупных современных организациях. Если руководство не создаст формальных механизмов координации, люди не смогут выполнять работу совместно. А без соответствующей формальной координации отдельные лица могут сосредоточиться лишь на обеспечении своих собственных интересов, а не интересов организации в целом.
  Одной из составляющих разделения труда в организации является формулирование задач. Задача - это предписанная работа, которая должна быть сделана с помощь, заранее установленного способа и в заранее оговоренные сроки. Считается, что, если она выполняется как это предписано, организация будет действовать успешно. Ее задачи делятся на три этапа.
  Определение направленности и глубины специализации - первый этап в проектировании организации. Второй этап -кооперация, но рост специализации затрудняет кооперацию. Чтобы решить эту проблему, необходим третий этап - процесс организационного обособления, т.е. департаментализация, это:
  * группировка работ вокруг ресурсов;
  * группировка работ вокруг результата деятельности.
  Когда менеджеры принимают решение о группировке работ, то они решают вопрос о создании отдельных подразделений - департаментов.
  В организации, состоящей из многих частей, должна быть налажена связь между ними и осуществляться определенным образом координация их деятельности. Выделяются различные типы связей, которые зависят от того, какой критерий положен в основу их квалификации.
  Наиболее часто учитывают следующие пары связей:
  * вертикальные и горизонтальные. Вертикальные- соединяют уровни иерархии в организации, действуют постоянно, являются каналами передачи распорядительной и отчетной информации, создают стабильность в организации. Горизонтальные - осуществляют связь между двумя или более равными по положению в иерархии или статусу частями или членами организации. Они способствуют более эффективному взаимодействию частей организации и помогают укреплять вертикальные связи;
  * линейные и функциональные. Линейные связи- это отношения, в которых руководитель реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными. Они идут сверху вниз, выступают в форме приказа, команды, указания. Функциональные связи -- это совещательные связи, выступают в форме совета, рекомендации.
  В небольшой организации все решения могут приниматься руководителем. Однако с увеличением размеров организации, масштаба и сложности работ может создаться ситуация, когда необходимо решить вопрос о децентрализации или централизации.
  Централизация - это концентрация прав принятия решения, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации.
  Децентрализация - это передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений на нижние уровни управления.
  Понятия "централизация" и децентрализация не исключают друг друга. Степень централизации /децентрализации может измеряться с помощью следующих показателей:
  * число решений, принимаемых на каждом из уровней управления;
  * важность решения для организации в целом;
  * степень контроля за исполнением принятого решения.
  Определение размеров подразделения является важнейшим элементом проектирования структуры организации. В ходе группировки работ необходимо принять решение относительно того, сколько людей или работ непосредственно может быть эффективно объединено под единым руководством, так как каждый руководитель ограничен временем, знаниями, умением, количеством решений, которые он может принять с достаточной степенью эффективности.
  В настоящее время для определения оптимального масштаба (уровня) управляемости необходимо учитывать следующие факторы:
  * связанные с выполняемой работой (схожесть, территориальная удаленность, сложность работ);
  * связанные с тем, кем руководят и кто это осуществляет (уровень подготовки подчиненных, уровень профессионализма руководителя);
  * имеющие отношение к руководству (степень ясности делегирования прав и ответственности, степень четкости в постановке целей, степень стабильности, объективности и т.п.),
  В зависимости от этих факторов определяем оптимальный уровень управляемости (см. таблицу).
 
  Уровни управляемости
 Уровень
 руководства
 
 
  Особо сложная продукция Сложная и простая продукция Тип производства и количество подчиненных у одного руководителя массовое и крупносерийное серийное индивидуальное и мелкосерийное массовое и крупносерийное серийное индивидуальное и мелкосерийное Высшее звено 6 5 4 7 6 5 Низшее звено 14 12 9 18 16 14
  Ограничения, задаваемые масштабом (уровнем) управляемости в ходе роста организации, вынуждают руководство постоянно увеличивать количество уровней иерархии. Но их рост приводит к снижению эффективности функционирования организации. В решении проблемы оптимальности уровней иерархии выделяют два вида структур: вертикальная и горизонтальная.
  Вертикальная структура связывает деятельность организационных звеньев сверху вниз, т.е. верхнего со средним и нижним уровнями структуры для достижения общих целей организации.
  Во всех организациях работники наделены определенными должностными обязанностями, которые они должны выполнять и тем самым реализовать поставленные перед ними задачи, связанные с их деятельностью. Чтобы организовать эффективную работу, нужна оптимальная норма управления, которая, как известно, определяется числом иерархических уровней и количеством исполнителей. Вертикальная структура подразделяется на высокую и плоскую.
  Высокая структура - это тип организации, для которой характерны относительно большое число уровней иерархии и относительно низкая норма управления, когда каждому руководителю подотчетно небольшое число подчиненных (рис. 1.8).
  Плоская структура - тип организации, для которой свойственны наличие относительно небольшого числа уровней иерархии и высокая норма управления, когда одному руководителю подчинено значительное количество людей (рис. 1.9).
  Горизонтальная структура координирует деятельность между отделами, службами и подразделениями, облегчая получение и обмен информацией, необходимой для эффективного управления.
 
 
  Рис. 1.8. Высокая структура организации
 
 
  Рис. 1.9. Плоская структура организации
 
 1.4. Потенциал организации и эффект синергии
 
  Любая организация характеризуется основными элементами (рис. 1.10).
 
 
  Рис. 1.10. Основные элементы организации
 
  Значения представленных на рис. 1.10 элементов определяют потенциал организации, ее способность к деятельности.
  Потенциал организации зависит от каждого исполнителя, его профессионального мастерства, хорошей организации и стимулирования труда, технологической оснащенности, научно обоснованного планирования и управления.
  Высокий потенциал может возникнуть, например, при приобретении фирмой высокопроизводительного станка, компьютера, приглашения на работу опытного организатора производства, технолога, маркетолога, юриста.
  Низкий потенциал может возникнуть, например, при приобретении фирмой устаревшего оборудования и производственного помещения; при приеме на работу исполнителей слабого профессионального уровня или конфликтного работника.
  В теории управления процесс существенного усиления или ослабления потенциала какой-то материальной системы получил название синергия. Эффект синергии заключается в том, что процесс резкого повышения потенциала подобен резонансу, когда идет быстрое усиление деятельности в результате совпадения набора элементов и оптимального сочетания их характеристик. Поэтому синергия может вызвать как резко положительные, так и резко отрицательные последствия. Процесс синергии можно представить графически (рис. 1.11).
 
 
  Рис. 1.11. Положительная (а) и отрицательная (б) синергия
 
  На рис. 1.11, а имеются три области (1-3). Область 1 характеризуется простым увеличением потенциала организации на величину потенциала очередного ресурса. Область 2 отражает резкое (скачкообразное) увеличение потенциала организации от нескольких ресурсов, при этом его приращение существенно больше, чем потенциал каждого введенного ресурса (положительный эффект синергии). В области 3 наблюдается спад, происходящий в силу ряда причин, например слишком много техники и людей работают в организации, а их загрузка в течение смены ниже нормативной.
  На рис. 1.11.б представлены также три области (4 - 6). Область 4 характеризуется простым увеличением потенциала организации на величину потенциала очередного ресурса. Область 5 отражает резкое (скачкообразное) уменьшение потенциала организации из-за того, что введенный новый элемент свел на "нет" потенциал имеющихся элементов и внес отрицательный эффект в работу организации (отрицательный эффект синергии). В области 6 наблюдается некоторый подъем при существенном увеличении составляющих ресурсов.
  Область 2 скачкообразного изменения потенциала носит созидательный, а область 5 - разрушительный характер. Поведение кривой в этих областях получило название закона синергии. Он гласит: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо значительно меньше.
  Задачей менеджеров является подбор такого состава элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер.
 
 1.5. Формы организации
 
  Специфическая процедура координации экономической деятельности организации, способна изменять правила игры в нужном направлении в значительной степени обусловлена применением эффективных форм организации. Хозяйственная практика накопила опыт функционирования нескольких видов форм организации. Рассмотрим наиболее применяемые из них.
  Форма военной организации характеризуется высокоцентрализованной структурой с весьма формальными правилами принятия решений. Она свойственна методам производства, которые основаны на устоявшихся технологиях. Организация производства строго определена, полномочия руководителей осуществляются прямолинейно. В таком типе форм редко существует более трех уровней принятия решений.
  Функциональная форма организации ассоциируется с методами массового производства, где применяют стандартизированные технологии, основанные на часто повторяющихся процессах. Фирма организуется в виде пирамидальной структуры со многими уровнями, с делегированием полномочий от одного уровня к другому. Это ведет к увеличению уровней принятия решений, которые соединены между собой формальными правилами и нормами.
  Линейное построение организации соответствует методам производства, где используются передовые технологии, сложные для применения, но одновременно гибкие, чтобы они могли служить для изготовления одновременно нескольких видов продукции. При линейном построении организации целесообразно применять децентрализованную структуру, где полномочия власти разделены. Организация имеет форму матрицы, объединяющей относительно автономные звенья, а решения носят в значительной степени коллективный характер.
  Форма - холдинг (H-form) имеет над сложной системой отделов еще и координационную структуру самого общего характера, предназначенную в основном для финансовых отделов.
  Переходная форма представляет собой незавершенную в процессе перехода к новой организационной форме структуру со многими отделами и службами
  Смешанная организационная форма характеризуется тем, что, несмотря на использование формы со многими отделами и службами, верхний уровень управления, осуществляющий стратегическое руководство, продолжает вмешиваться в текущие дела организации.
  Гибкость организации, т.е. способность быстро изменить решаемые задачи, лучше всего достигается при использовании линейной формы организации, так как речь идет о методе производства, где роль индивидуального творческого подхода к работе обусловливает одновременно как авторитарные, так и весьма непосредственные отношения между сотрудниками организации.
 
  ( ? ) Вопросы и задания для повторения
 
  1. Дайте краткую характеристику организации, ее определение и основные понятия.
  2. Охарактеризуйте факторы внутренней и внешней среды организации.
  3. В чем проявляется объективная необходимость взаимодействия организации с ее контрагентами?
  4. Дайте обоснование среды организационных отношений и раскройте сущность взаимодействия и противодействия.
  5. В чем проявляется необходимость и характерная особенность разделения труда в организации?
  6. Охарактеризуйте виды разделения труда в организации.
  7. Раскройте содержание структур организации, рассмотрите их виды и особенности применения в практической деятельности.
  8. Назовите основные критерии определения оптимального уровня управляемости.
  9. Что определяет потенциал организации и в чем сущность закона синергии?
  10. Раскройте содержание форм организации, обозначьте их виды и особенности применения.
 
 Глава 2. Предпринимательский сектор экономики
 
 2.1. Предпринимательская деятельность и бизнес в экономике, их понятия и назначения
 
  Предпринимательство (предпринимательская деятельность) - это вид самостоятельной хозяйственной деятельности (производственной или коммерческой), осуществляемой физическими или юридическими лицами, именуемыми предпринимателями от своего имени и на свой риск на постоянной основе. Эта деятельность направлена на достижение намеченного результата (получение прибыли или предпринимательского дохода) путем наилучшего использования капитала и ресурсов экономически обособленными субъектами рыночного хозяйства, несущими полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности и подчиняющимися правовым нормам (законодательству) страны регистрации.
  Субъектами предпринимательской деятельности в Российской Федерации (РФ) могут быть:
  * граждане России, не ограниченные в установленном законом порядке в своей дееспособности;
  * граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах правомочий, установленных законодательством РФ;
  * объединения граждан-коллективные предприниматели (партнеры).
  Предпринимательство как особый вид деятельности предполагает наличие у субъектов этой деятельности определенного образа мышления, особого стиля и типа хозяйственного поведения. Это проявляется в особом творческом отношении к делу, свободном проявлении инициативы, постоянном стремлении к новаторству, поиску нетрадиционных решений и возможностей, расширению масштабов и сферы деятельности и, что особо важно, постоянной готовности к риску и изысканию способов его преодоления.
  Важнейшей задачей предпринимательской деятельности является обеспечение хозяйственного функционирования фирмы или деятельности индивидуального предпринимателя, что предполагает ориентацию на инновации и создание инновационной среды, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников.
  Предпринимательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, основой которой является собственный труд предпринимателя и членов его семьи. Предприниматель несет полную ответственность по обязательствам всем своим имуществом. Предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наемного труда, регистрируется как предприятие, в частности как индивидуальное (семейное) частное предприятие.
  Исходя из характера предпринимательской деятельности и отношений с собственником, предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения собственником имущества.
  Отношения субъекта, управляющего предприятием, и собственником имущества регламентируются договором (контрактом), определяющим взаимные обязательства сторон, ограничения прав использования имущества и осуществления отдельных видов деятельности, порядок и условия финансовых взаимоотношений и материальной ответственности сторон, основания и условия расторжения договора.
  Собственник предприятия не имеет права вмешиваться в деятельность последнего после заключения договора с управляющим за исключением случаев, предусмотренных договором, уставом предприятия, законодательством РФ.
  Предприниматель - это лицо, которое вкладывает собственные средства в организацию дела и принимает на себя личный риск, связанный с его результатами. Осуществляя хозяйственные связи с другими участниками рыночных отношений, предприниматель выступает стороной договора (сделки). Он может предоставить право подписания контрактов от его имени или от имени фирмы, которую он возглавляет, конкретному представителю (управляющему) и установить пределы таких полномочий.
  Действуя на свой страх и риск, предприниматель принимает на себя всю полноту ответственности за конечные результаты деятельности как индивидуальной, так и коллективной. Он несет имущественную ответственность за результаты хозяйственной деятельности как физическое лицо или как представитель юридического лица.
  Предприниматели организуют свое дело и действуют ради собственной выгоды или выгоды фирмы (организации), которую они представляют. Близко связанное с предпринимательской деятельностью понятие - бизнес.
  Бизнес делается ради получения дохода (прибыли) от результатов деятельности в самых различных сферах: производстве и торговле товарами, выполнении услуг, банковском деле и страховании, при проведении транспортных, арендных и многих других операций как видов деятельности.
  Субъектами в бизнесе могут быть свободные в своих действиях на рынке единоличные собственники капитала - физические лица, а также собственники и совладельцы капитала фирмы, выступающие как юридические лица. В качестве субъектов в бизнесе участвуют и заемщики капитала, получившие займы или кредиты в банке для ведения хозяйственной деятельности. Важно, чтобы субъект в бизнесе имел в своем распоряжении капитал, поступающий в оборот. Такой капитал может поступать в оборот не обязательно в денежной форме, а и в форме услуг. Субъектами в бизнесе могут выступать также и непредпринимательские организации и учреждения, совершающие коммерческие сделки эпизодически в товарной или денежной форме.
  Все субъекты бизнеса несут ответственность по результатам своей деятельности согласно законодательству своей страны в соответствии с правовым положением лица или фирмы (капиталом и личным имуществом или только капиталом).
  Бизнес всегда предполагает совершение в конечном итоге коммерческих операций по обмену товарами или услугами, результатом которых может быть получение прибыли или несение убытка.
  Бизнес - понятие более широкое, чем предпринимательская деятельность, поскольку к бизнесу относится совершение любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности, направленных на получение дохода (прибыли).
  Субъект в бизнесе именуется бизнесменом, или коммерсантом.
  Статус коммерсанта признается по закону за лицом, деятельность которого характеризуется следующими признаками: заключение сделок и осуществление иных хозяйственных операций в виде предпринимательства; осуществление предпринимательской деятельности от своего имени, т.е. в качестве самостоятельного экономического субъекта рыночных отношений.
  В качестве коммерсантов выступают как индивидуальные, так и объединенные в группы предприниматели. Сфера их деятельности обычно распространяется на те области хозяйства, где не требуется вложения крупных капиталов (мелкое производство и торговля, обслуживание, торговое посредничество).
  Предприимчивость - способ достижения хозяйствующими субъектами своих целей через самостоятельный и творческий поиск, инициативу, связанную с риском (в отличие от административной системы хозяйствования).
  Выделяют следующие признаки предприимчивости: самостоятельность и нестандартность мышления и действий хозяйствующего субъекта; новаторство в достижении целей за счет собственной инициативы; деловитость и практичность; смелость и изобретательность; вкус к состязательности и готовность идти на хозяйственный риск; ориентация на достижение наивысших результатов; эффективное использование ресурсов.
  Предпринимательский доход - часть прибыли, остающаяся у предпринимателя после уплаты процента на взятую им ссуду, или разница между выручкой от реализации и затратами после оплаты налогов. Предпринимательский доход выступает в форме прибыли, окладов, различных бонусов, опционов и др.
 
 2.2. Классификация предприятий и их организационно-правовые формы построения
 
  Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном соответствующим законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Началом для становления экономической самостоятельности служит выделение предприятия в виде самостоятельной хозяйственно-оперативной единицы.
  Предпринимательский сектор национального хозяйства насчитывает большое количество предприятий, которые для проведения экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу (рис. 2.1).
  По формам собственности предприятия разделяются на:
  * частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но непреобладающая);
  * государственные, под которыми понимаются как чисто государственные, где капитал и управление полностью принадлежат государству, так и смешанные, где государство владеет большей частью капитала или играет решающую роль в управлении;
  * смешанные, т.е. предприятия с существенной или преобладающей долей государства в капитале. Такая категория предприятий иногда занимает значительную часть в экономике страны.
 
 
 
  Рис. 2.1. Типология предприятий (организаций)
 
  По размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные, исходя из двух основных параметров: численности занятых работников и объема производства (продаж). По количеству обычно преобладают малые предприятия (в России на них приходится около половины общего числа предприятий).
  В разных странах по-разному определяют малое предприятие. Согласно Федеральному закону от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. от 21.03.02 г.) в Российской Федерации к ним относят те, где средняя численность работников не превышает в розничной торговле и бытовом обслуживании 30 человек, в оптовой торговле - 50 человек, в научно-технической сфере, сельском хозяйстве - 60 человек, на транспорте, в строительстве и промышленности - 100 человек.
  Классификация фирм по характеру деятельности (производственная и непроизводственная) предполагает их деление на производящие материальные блага (потребительские или инвестиционные товары) и услуги. Данная классификация близка к классификации предприятий по отраслевой принадлежности, которая подразделяет их на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т. д.
  Классификация предприятий по признаку доминирующего фактора производства предусматривает трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия. Рассмотрим более подробно классификацию предприятий по институциональным (организационно-правовым) различиям, связанную в первую очередь с юридическими принципами закрепления собственности.
  Любое предприятие, к какому бы виду оно не относилось, создается и действует в одной из предусмотренных законодательством организационно-правовых форм.
  В зависимости от формы собственности - общественной или частной - выделяют:
  - государственные и муниципальные предприятия, которые составляют общественный сектор экономики;
  - единоличное владение, товарищества, акционерные общества, кооперативы, которые составляют частный сектор экономики.

<< Пред.           стр. 1 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу