<< Пред.           стр. 10 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

  134 В историческом материализме, занимающем более или менее последова
 тельную номиналистическую позицию, они мыслятся соответственно как обще
 ственное бытие и общественное сознание.
 135 См.: Трубников Н.Н. О категориях "цель", "средство", "результат".
  136 Так называемое дерево целей. В них исходные цели обладают способностью
 "забываться". Забытые цели - это и есть суть забытого бытия, по М. Хайдеггеру.
 Забыванию бытия противостоит "длинная воля", по Ф. Ницше.
  См.: Кроне Б. Логика философии // Кроче Б. Антология сочинений по философии. История. Экономика. Право. Этика. Поэзия. С. 33.
  138 Понятие Wirklichkeit ("действительность") ввел в немецкий язык Майстер
 Экхарт (1260-1327). Это был перевод латинского actualitas - "действенный". В
 немецком языке, как и в русском, понятие действительности содержит в себе ком
 понент действия, тогда как в греческом и латыни действительность сближается
 скорее с истинностью (а во французском и английском -с реальностью).
 139 Кроче Б. Логика философии. С. 14.
  "Вико оказался в оппозиции к Декарту, чистым антитезисом к новому направлению" (Там же. С. 35).
  См.: Рассел Б. Мудрость Запада. Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. М., 1998. С. 316-317.
 142 Кроче Б. Логика философии. С. 35.
  Погоняйло А. Г. Философия заводной игрушки, или Апология механицизма. СПб., 1998.
 144 См., напр.: Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. М., 1975. С. 88-104.
  145 См. классическую работу советского периода по этому вопросу: Бати-
 щев Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип // Проблема
 человека в современной философии. М., 1969.
  146 См.: Лукач Г. Материализация и пролетарское сознание // Вестник Соци
 алистической академии. 1923. Кн. 4. С. 193.
  147 См., напр.: Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология.
 М., 1976. С. 180.
 176
 
  8 Большую проблему представляет для деятельностной модели генезис желаний, мотивов, потребностей и интересов. Потому реклама и играет столь важную роль в новоевропейских социумах, что она как раз и производит желания - производит машины желания. См.: Делёз Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип; Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000.
  149 "Теория, как бы она ни была элегантна и экономна, должна быть отверг
 нута или подвергнута ревизии, если она неистинна. Подобным лее образом законы
 и институты, как бы они ни были эффективны и успешно устроены, должны быть
 реформированы или ликвидированы (курсив мой. - К. П.), если они несправедли
 вы" (Ролз Док. Теория справедливости. С. 19).
 150 См.: Минский М. Вычисления и автоматы. М., 1971. С. 21-24.
  151 Мы намекаем не только на 11-й тезис Маркса о Фейербахе. Конструкти
 вистская идея воспринята сегодня, по существу, всеми социальными дискурсами.
  152 Само понятие сложности подверглось специальному анализу. "Отцом" по
 нятия сложности можно считать, по-видимому, А. Н. Колмогорова, который связал
 его с количеством информации. Сложные (мозгоподобные) системы характеризу
 ются динамической устойчивостью, сочетанием детерминированной упорядоченно
 сти и вероятностных механизмов, аналоговым и дискретным принципами работы,
 разумной (не чрезмерной) точностью в решении проблем и т.д. См.: Акофф Р. А.
 О природе систем // Известия Академии наук СССР. Техническая кибернетика.
 1971. №3; Акофф Р. А., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974; Ан-
 тамонов Ю. Г. Системы, сложность, динамика. Киев, 1969; Бертпаланфи Л. Об
 щая теория систем // Системные исследования. М., 1969; Бир С. Кибернетика
 и управление производством. М., 1965; Бирюков Б. В., Тюхгпин В. С. О понятии
 сложности // Логика и методология науки. М., 1967; Большие системы. Теория,
 методология, проектирование. М., 1971; Бусленко Н. П. и др. Лекции по теории
 сложных систем. М., 1973; Горский Ю. М. Об информационном алгоритмизирова
 нии больших систем // Известия Академии наук СССР. Энергетика и транспорт.
 1969. №5; Гуд Г. А'., Макол Р. Э. Системотехника. Введение в проектирование боль
 ших систем. М., 1962; Информационные процессы в сложных системах. Кишинев,
 1978; Методы определения и контроля больших систем. М., 1976; Месарович М.Д.,
 Макс Д., Топахеро И. Теория иерархических многоуровневых систем. М., 1973; Ни-
 колис Г., Пригожий И. Познание сложного. Введение. М., 1990; Сложные системы:
 Библиографический указатель. Л., 1972; Управление, информация, интеллект. М.,
 1976; Урсул А. Д. Сложность, организация и информация // Философские нау
 ки. 1963. №3; Щелкай А. Г. Неуправляемая сложность: генезис технократического
 консерватизма // Вопросы философии. 1979. №5.
  153 См., напр.: Бирюков Б. В., Эджубов Л. Г. Простое и сложное в социокуль-
 турологичеческих концепциях // Вопросы философии. 1996. № 12. С. 33-47.
 154 Бирюков Б. В., Геллер Е. С. Кибернетика в гуманитарных науках. М., 1973.
 155 См., напр.: Климентович Н.Ю. Без формул о синергетике. М., 1986.
  156 Основные тезисы синергетики сводятся к следующим: 1) исследуемые си
 стемы состоят из частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом;
 2) эти системы нелинейны; 3) это системы открытые, далекие от теплового рав
 новесия; 4) эти системы подвержены внешним и внутренним колебаниям; 5) эти
 системы могут стать нестабильными; 6) в них происходят качественные измене
 ния; 7) обнаруживаются эмерджентные новые качества; 8) возникают простран
 ственные, временные, пространственно-временные или функциональные структу
 ры; 9) структуры могут быть упорядоченными или хаотическими; 10) во многих
 случаях возможна математизация. Именно в деятельности коренится динамика,
 возможность развития. Зевс, который для нас олицетворяет устойчивое, непре
 ложное, необходимое, упорядочивающее социальное начало, обнаруживает Кроно-
 са внутри себя, Кронос символизирует темпоральность, случайное, необязательное,
 177
 
 непредсказуемое, непостижимое. Социум предстает как неустойчивость, будь то неустойчивость на микроскопическом или макроскопическом уровне. Вероятностные представления оперируют возможностями событий, но не сводят реальное индивидуальное событие к выводимому предсказуемому следствию (Синергетике - 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном // Вопросы философии. 2000. №3. С. 53).
 157 См., напр.: Прикладные нечеткие системы. М., 1993.
 158 См.: Пригожий И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1989.
  159 Приведем пять его утверждений, доказывающих, что "историцизм", т.е.
 предсказание хода событий, невозможен: 1) значительное воздействие на человече
 скую историю оказывает развитие человеческого знания; 2) рациональные способы
 не позволяют нам предсказать развитие научного знания; 3) таким образом, ход че
 ловеческой истории предсказать невозможно; 4) это означает, что теоретическая
 история невозможна; иначе говоря, невозможна историческая социальная наука,
 похожая на теоретическую физику. Таким образом, согласно К. Попперу, свою
 главную задачу историцизм формулирует неправильно, поэтому он несостоятелен.
 См.: Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993. С. 4-5.
  160 См.: Идлис Г. М. Обоснование рациональной структуры НИИ // Научная
 организация труда и управления в научно-исследовательских и проектных учре
 ждениях. М., 1970. С. 97-103. - Здесь доказывается, что в развитой иерархической
 системе всегда обнаруживается 14 иерархических уровней.
  161 Судьба понятия "идеология" в некотором роде трагикомична. Оно было
 введено учеником Кабаниса Дестютом де Траси в 1801 г., когда он попытался
 создать науку, изучающую идеи (именно так он понимал идеологию), что стало
 предметом резкой критики. Иронию по поводу идеологии и идеологов позволял
 себе Наполеон, у которого Дестют де Траси был сенатором. Критику идеологии
 продолжили К.Маркс и Ф.Энгельс, объявившие ее "ложным сознанием". Идео
 логии была противопоставлена подлинная наука об обществе, которую являл со
 бой исторический материализм. Однако Маркс, так же как и Наполеон, критикуя
 идеологию, тем не менее явственно использовал ее (скажем, в работе "Величие
 Франции"): критика "буржуазной идеологии" расчищала место для "пролетарской
 идеологии", где, по словам В.И.Ленина, научность должна сочетаться с револю
 ционностью (Ленин даже ввел понятие "научная идеология", имея в виду именно
 идеологию рабочего класса). Критика идеологии продолжается и поныне, но оче
 видно, что сама по себе идеология, во-первых, неистребима, а во-вторых, наиболее
 адекватную и, так сказать, "непосредственную" форму имеет в рамках реалисти
 ческой модели социального, где субстанциалистичность выражена наиболее четко.
  162 Классическая литература по этой модификации: Маркс К. К критике по
 литической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13;
 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Там же. Т. 3; Ленин В. И. Материа
 лизм и эмпириокритицизм // Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18.
  163 См.: Ленин В. И. От какого наследства мы отказываемся? // Там же. Т. 2.
 С. 545.
 164 Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. С. 7.
  165 См.: Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм (гл. 6); Лукач Г. Ма
 териализация и пролетарское сознание. С. 212.
  166 "Форму переварить можно легко, но материю переварить гораздо труднее"
 (И.В.Гёте) (цит. по: Вопросы философии. 1996. №11. С. 91).
  167 См.: Маркс К. Предварительный вариант "Капитала" // Маркс К., Эн
 гельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. 1-2; см. об этом: Кемеров В. Е. Введение в социаль
 ную философию. М., 1996. С. 18.
  См., напр.: Капп Э., Кунов Г., Эспинас А. Роль орудия в развитии человека. Л., 1925; Ну аре Л. Орудие труда и его значение в развитии человечества. Харьков, 1925.
 178
 
 169 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. С. 11.
  170 Одной из причин гибели цивилизации майя была их недостаточная воля к
 технике, которая определяла их способы вооружения {Шпенглер О. Закат Европы.
 Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. С. 46).
  171 Воля к письму -более общее понятие по отношению к тому, что мы выше
 назвали "потребностью в самоописании" (см. гл. 1). Например, индогерманские
 народы были безразличны к письму, в то время как арабская культура придавала
 ему исключительное значение (Там же. С. 155).
  172 McLuhan M. The Violence of the Media // Canada forum (Toronto). 1976.
 Vol. 56. No. 664. P. 9-12 (см. реферат И. И. Петрова в: Идеологическая функция тех
 нократических концепций пропаганды. Вып. 1. М., 1977).
  173 См,, напр.: Kommunikation. Medien. Macht / Hrsg. von R. Maresch und
 N. Werber. 1. Aufi. Frankfurt am Main, 1999. - В связи с этими разработками воз
 никают опасения, что компьютеры могут быть опасны для молодого поколения:
 они отучают молодежь от чтения, ведут к интеллектуальной деградации и т. д.
 Исследования социологов показывают, что и в самом деле такие опасения по по
 воду определенных групп молодежи не беспочвенны. Увлеченные компьютерами
 подростки разделяются на "программистов" и "игроков". Для первых вторжение
 компьютера не страшно, а вот для вторых опасно (у них, в частности, возникает
 мысль о "неокончательности" смерти, воспитываемая игрушками-"стрелялками").
 См.: Бутенко И. А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социс. 2001.
 № 12. С. 84-91.
  174 Кутырев В. А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Во
 просы философии. 1996. №11. С. 25.
  175 Культура противопоставляется натуре: "...природа так равнодушна, так
 невнимательна. Гуляя здесь по парку, я всегда чувствую, что я для нее не боль
 ше, чем та скотина, что пасется на склоне, или репейник, зацветший в кана
 ве" (Уайльд О. Упадок лжи // Уайльд О. Кисть, перо и отрава. СПб., 1994.
 С. 248).
  176 См.: Amoson I. Cultural Critique and Cultural Presuppositions: The
 Hermeneutical Undercurrent in Critical Theory // Philosophical and social criticism.
 1989. Vol.15. No. 2. P. 125-129 (см.: РЖ. 3.92.02.035).
  177 См.: Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М., 1999.
 С. 68.
  178 Инглегарт Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе // Там
 же. С. 250.
  179 См., напр.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Там же. С. 535. -
 Здесь сравниваются западнохристианские страны, православные страны и мусуль
 манские государства.
  180 См., напр.: Федотова В. Г. Анархия и порядок в контексте российского
 посткоммунистического развития // Вопросы философии. 1998. №5. С. 3-20. О
 социальном хаосе см. глубокое исследование: Бляхер Л. Е. Социальный хаос: фи
 лософский анализ и интерпретация: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Владиво
 сток, 1998.
 181 См., напр.: Кара-Мурза А. А. Между империей и смутой. М., 1996.
 182 См., напр.: Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М., 1994.
 183 Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983. С. 198-202.
  184 Исходной здесь в советский период была работа: Тугаринов В. П. О цен
 ностях жизни и культуры. Л., 1960. Из современных исследований см., напр.:
 Ионин Л. Г. Социодинамика культуры. Вып. 1: Концептуальные основы социоло
 гического анализа культурных явлений. М., 1991; см. также работы М. С. Кагана
 и др.
  К сюжету семьи мы вернемся снова в гл. 7. Пока же эта проблема рассматривается нами в абстрактном методологическом ключе.
 179
 
  186 Характерны, например, представления об истоках социального порядка у
 Ч. Дарвина.
  187 См.: Смирнова Н. М. От социальной метафизики к феноменологии есте
 ственной установки: (Феноменологические мотивы в современном социальном по
 знании). М., 1997.
  188 Нельзя порочить доброе имя семьи, тем самым ты бросаешь тень не только
 на твоих предков, но и на еще не родившихся потомков. Э.Дюркгейм показал,
 что семейные люди реже кончают с собой, чем холостые или разведенные (см.:
 Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1994).
  189 В 23-й главе ("Предание смерти божественного властителя") Дж. Фрезер
 разворачивает этот сюжет подробно.
 190 См.: Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб., 1994.
 191 Там же. С. 15.
 192 Это часто священник, который руководствуется "доводами сердца".
  193 дто диагносты, ученые. Непоколебимый Взрослый встречается у ученых
 с объективным сознанием без чувства юмора. Он руководствуется исключительно
 доводами разума.
 194 В жизни - "клоуны".
  195 См.: Непомнящая Н. И. О психологическом аспекте онкологических забо
 леваний // Психологический журнал. 1998. Т. 19. №4. С. 144. - Психологическая
 инфантилизация захватывает либо организм в целом, либо глубинные его уровни,
 при этом происходит оживление кода детского клеточного роста.
  196 См. обсуждение этой проблемы в публицистической форме: Мелихов А.
 Холодное чудовище или коллективная жалость? // Новое время. 1997. №3. С. 38-
 39. - Здесь в центре оказывается фигура П. И. Новгородцева.
  197 "Русская история открывается тем явлением, что несколько племен, не ви
 дя возможности выхода из родового, особного быта, призывают князя из чужого
 рода, призывают единую общую власть, которая соединяет роды в одно целое,
 дает им наряд, сосредоточивает силы северных племен, пользуется этими силами
 для сосредоточения остальных племен нынешней Средней и Южной России. Здесь
 главный вопрос... состоит в том, как определились отношения между призван
 ным правительственным началом и призвавшими племенами... как изменился быт
 этих племен вследствие влияния правительственного начала - непосредственно и
 посредством другого начала-дружины, и как, в свою очередь, быт племен дей
 ствовал на определение отношений между правительственным началом и осталь
 ным народонаселением при установлении внутреннего порядка или наряда" (Со
 ловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989. С. 25-26).
 198 Андреев Д. Л. Роза мира. Метафилософия истории. М., 1991. С. 8.
 199 Arendt H. The Human Condition. P. 50.
  200 Здесь необходимо вспомнить о мещанстве, бюргерстве, третьем сословии,
 филистерстве, буржуазности. Мещанство персонифицирует быт и повседневность.
  201 См.: Вальденфелъс Б. Повседневность как плавильный тигль рационально
 сти // Социологос. Вып. 1. М., 1991. С. 39-50.
  202 Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные про
 изведения. М., 1990. С. 628.
  203 См.: Хорос В. Г. Популизм и культура // Культура и общественное разви
 тие. Тбилиси, 1979.
  204 Социальная организация служила образцом для пространственной органи
 зации, являющейся как бы отпечатком первой. В последней нет ничего, вплоть до
 деления на правую и левую стороны, что не было бы продуктом коллективных
 представлений (см.: Дюркгейм Э. Социология и теория познания // Новые идеи в
 социологии. Сб. 2. СПб., 1914).
  205 "... Порядок, в котором все явления располагаются во времени, заимство
 ван из социальной жизни. Разделение на дни, недели, месяцы, годы и т. д. соот-
 180
 
 ветствует периодичности обрядов, праздников и публичных церемоний. Всякий календарь выражает ритм коллективной деятельности и служит для удостоверения его правильности? (Там же. С. 29-30).
 206 Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. С. 217.
  207 Хронология - не только последовательность событий во времени, но и
 вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает прежде всего си
 стемы летоисчисления и календари различных культур. Оригинальный взгляд,
 претендующий, по существу, на историософский статус хронологии, см.: Носов
 ский Г. В., Фоменко А. Т. Империя. Новая математическая хронология древно
 сти. М., 1996 (здесь развиваются идеи, изложенные еще в книге Н.А.Морозо
 ва "Откровение в грозе и буре" (1907)); дискуссию по проблеме см.: Постни
 ков М. М., Фоменко А. Т. Новые методики статистического анализа нарративно-
 цифрового материала древней истории. М., 1980; Голубцова Е. С, Кошеленко Г. А.
 История древнего мира и "новые методики" // Вопросы истории. 1982. №8.
 С. 70-82.
  208 См., напр.: Василенко И. А. Политическое время на рубеже культур //'
 Вопросы философии. 1997. №9. С. 46-56.
  209 См.: Flierl В. Postmoderne Architektur: Zum architekturtheoretischen Diskurs
 der Postmoderne bei Charles Jencs.
  210 Агора -это рыночная площадь, место публичного у греков. Во времена
 Гомера так называлось народное, судебное или военное собрание свободных граж
 дан. Позднее агора - это площадь для проведения собраний, центр городской обще
 ственной жизни. По краям агоры располагались общественные и культовые здания,
 торговые лавки. Наиболее известная агора - в Афинах. См. карту агоры: Словарь
 античности. М., 1989. С. 14.
 211 Demda J. Of Grammatology. Baltimore, 1976. P. 159.
  212 См., напр.: Конрад Н. И. Запад и Восток: Статьи. М., 1972; Яновский Р. Г.
 Восток - Запад: социальные изменения и динамика геополитической ситуации //
 Социс. 1998. №7. С. 3-16.
  213 См., напр.: Гаджиев К. С. 1) Геополитика. М., 1997; 2) Введение в геопо
 литику: Учебник. М., 1998.
  214 См.: Гаджиев К. С. 1) Геополитика. С. 38-39; 2) Введение в геополитику.
 С. 7.
  215 Пример из нынешней духовной жизни России. Для каждой политической
 силы будущее России есть реализация собственного осевого времени. Для ком
 мунистов это 1930-1950-е гг.; для националистов - Московское государство XVI-
 XVII вв., где был сформирован генофонд русского народа и определен абрис его
 территории; для демократов - Российская империя от Петра I до Николая И, где
 особенно ценится конец XIX - начало XX в. Соответственно с тем или другим
 осевым временем так или иначе мыслится и финал исторического национально
 го развития: либо это победа коммунизма во всем мире и Россия во главе нового,
 коммунистического мира, либо национальная гегемония России (славянства) в че
 ловечестве, либо включение России в "семью цивилизованных народов", где она
 в экономическом и прочих отношениях должна занять роль по крайней мере ны
 нешних Соединенных Штатов Америки.
  См.: Пигров К. С. Отчуждение человеческого пространства-времени // Феномен отчуждения в различных культурных парадигмах: Тезисы Международной конференции. Симферополь, 1993.
 См. также широко известную планировку Мохенджо-даро.
  Достаточно вспомнить эпопею Марселя Пруста "В поисках утраченного времени" и анализ ее в известных лекциях М. К. Мамардашвили. См. также содержательную работу: Перна Н. Я. Ритмы жизни и творчества. М., 1925.
  "Каким знатоком можно стать, если хорошо изучить какие-то полдюжины книг!" -восклицал Г. Флобер.
 181
 
  220 Автор одной из претендующих на программность статей утверждает:
 "Признав фактом развития философско-исторической мысли XVIII - первой по
 ловины XIX в. в направлении поиска некоторой конечной основы общественных
 отношений. . . следует признать и другое: отводя экономическим структурам в ис
 тории основополагающую роль, эта теория в рассматриваемом отношении полу
 чила завершенный вид. (...) есть только один способ [ее] опровержения: найти
 и обосновать иную, более глубокую и общую основу общественных отношений"
 (Смоленский Н. И. Проблемы теоретического плюрализма // Новая и новейшая
 история. 1998. №1. С. 17-18).
 221 QT Греч epoche-"удерживание, самообладание".
  222 Blonde! E. La patience de Nietzsche: Explication de texte // Nietzsche Studien:
 Internationales Jahrbuch fur die Nietzscheforschung (Berlin; New York). 1989. Bd. 18.

<< Пред.           стр. 10 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу