<< Пред.           стр. 13 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

  С точки зрения историцизма, историчность отдельной судьбы в лучшем случае состоит в том, что в ней воспроизводится макроистория. На самом же деле человек вовсе не "атом" в передаточном механизме мировой истории. В связи с этим позиция Хайдеггера завоевывает все более видное место в современной социально-философской мысли111. Человек -не актер во всемирно-исторической драме, которому могут достаться первые роли героев или незначительные в "массовке". Подлинная драма -жизнь каждого человека независимо от того, вносит ли он какую-то "лепту", какой-то "вклад" во всемирно-историческое движение. Здесь мы видим полемику не только с Гегелем, но и с Т. Парсонсом, с его теорией ролей. Кант, написавший "Критику чистого разума", с этой точки зрения не выше первокурсницы, с трудом прочитавшей перевод данного произведения и не все понявшей. Чтение не ниже письма.
  История индивидуального человеческого бытия, его биография, его судьба в принципе негенерализуема. И не следует его, это человеческое бытие, генерализовать, т. е. соотносить со "всемирной историей". Само понятие "всемирной истории" - понятие ложное, профанирован-
 228
 
 ное. "Всемирную историю" следует оставить за феноменологическими скобками. Нужно сосредоточиться на экстазисах самого акта сбывания неповторимой личной судьбы. Роман из жизни упомянутой первокурсницы, изучавшей "Критику чистого разума", может быть замечательным, блестящим112, ничуть не ниже биографии самого Канта или даже всего курса истории всемирной философии.
  Человек обладает онтологической привилегией "быть историей", в то время как общество и мир всего лишь "имеют историю". Великая художественная ценность произведения, рассказывающего о жизни малого человека, есть свидетельство причастности рассказываемого к высшему, к всеобщему и абсолютному.
  Человек видит себя как такой вид бытийствования, сущего, который, непременно пребывая во времени, не полностью ему подвластен. Дело в том, что человек по способу своего бытия сам есть время ("быть историей"). Он сам себя временит, он творит время, он его простирает, он его длит, обретая таким способом собственную самость. Если же человек отказывается действовать в духе радикального предпочтения Dasein, то этим он наносит ущерб своей моральности. Это случается, когда вместо того, чтобы заняться собственной судьбой, своим индивидуальным призванием, личным взглядом на вещи, человек пытается вершить "мировую историю".
  Экзистенциалистская, персоналистская установка в своем профанированном варианте чревата эскапизмом, который Теодором Момм-зеном был назван интеллигентским сибаритством113. Именно от эскапизма, от интеллигентского сибаритства в значительной степени погиб Рим. Многие римляне бежали от потребностей жизни в библиотеку, и это бегство было по существу "предательством родины". У Дж. Вико "эпоха героев" сменяется "эпохой людей", когда люди начинают предпочитать свои частные интересы интересам общего, что приводит общество к краху.
  Однако антиистористскак позиция - это вовсе не эскапизм, не бегство от мира. Подлинное единство с миром базируется на том, что Dasein всегда "понимает-умеет-может", реализуя свое призвание. Собственно, Хайдеггер на языке новейшего философствования приходит к древней мудрости: "Познай самого себя и хорошо делай свое дело". Э. Ю. Соловьев в одной из своих статей иронически оценивает ситуацию так: человек "Бытия и времени" играет в Реформацию (имеется в виду протестантская этика, лежащая в основе идеи призвания), когда Бог умер114. Но уместна ли ирония перед сдержанным выражением трагизма, органически присущего персональному бытию в социуме? Уж лучше не верить в Бога, но вести себя так, будто Бог есть, чем верить в Бога, но вести себя так, будто Бога нет.
 229
 
  1 В языке этот феномен выражается такими приемами, как метонимия (греч.
 metonimya-"переименование") (вид тропа, в основе которого лежит принцип
 смежности; например: "три тарелки съел" (И.А.Крылов) - слово "тарелка" озна
 чает одновременно и кушанье, и саму тарелку) и синекдоха (греч. synekdoche -
 "соотнесение") (языковой прием, с помощью которого целое выявляется через свою
 часть: "Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?" (Н. В. Гоголь)).
  2 Интенция (от лат. intentio - "намерение, тенденция, стремление") - направ
 ленность сознания на какой-нибудь предмет. Понятие интенциональности возник
 ло уже в средневековой философии, но особый смысл приобрело в феноменологии.
 См.: Бабушкин В. У. Философия духа (опыт интенционального сознания). М., 1995.
  3 Ср.: Brandl J. L. Das Problem der Intentionalitat in der zeitgenossischen Philoso-
 phie des Geistes // Information Philosophie. 1998. Nr. 3. S. 22-30.
  4 В пессимистическом видении социального основная тенденция состоит не в
 устремленности к миру, а в обособлении от мира, в уединении. Потребности пред
 стают как избегание, аскеза, интересы - как отъединение, ценности - как утвер
 ждение их тщетности и пустоты.
 5 См., напр.: Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб., 2001.
  6 О неинтенциональности боли см. 37-ю главу 2-й книги "Опытов" М. Монтеня
 ("О сходстве детей с родителями"). См. также: Хайдарова Г. Р. Феномен боли:
 Автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2003; Кассиль Г.Н. Наука о боли. 2-е
 изд., доп. М., 1975.
  7 Боль выступает как важнейшая метафора: "Все болит у древа жизни
 людской... Болит начальное прозябание зерна. Болят первые всходы; болит рост
 стебля и ствола, развитие листьев, и распускание пышных цветов - (аристократии
 и искусства) - сопровождаются стонами и слезами... Боль для социальной нау
 ки - это самый последний из признаков, самый неуловимый... " (Леонтьев К. Н.
 Византизм и славянство // Леонтьев К. Н. Избранное. М., 1993. С. 78).
  8 См., напр.: Теодоропулос И. Феномен боли и формы воспитания // Вопросы
 философии. 2002. №4. С. 170-177.
 9 См., напр.: Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.
 10 См., напр.: Маркиз де Сад и XX век. М., 1992.
 11 И, стало быть, тем и интересен для теории.
  12 В искусстве, где проекция культивируется, происходит перенос (проецирова
 ние) чувств, настроений автора на художественное произведение, что ведет к лич
 ностной интерпретации последнего. Произведения искусства, по 3. Фрейду, пред
 ставляют собой проекции ближайшего окружения творца. Скажем, вот Леонардо
 да Винчи. Мона Лиза - это проекция матери Леонардо Катарины. В ее улыбке
 скрыто предчувствие того, что ее сын, младенец с картины, с которым она расста
 ется, будет испытывать к мачехе то же сексуальное чувство, что и к ней самой.
  13 См. в связи с этим рассказ Л. Андреева "Жизнь Василия Фивейского". Здесь
 в трагической форме исследуются пределы такой проекции.
  14 Фрейд 3., Буллит У. Томас Вудро Вильсон: двадцать восьмой президент
 США. Психологическое исследование. М., 1992. - Не может быть помыслен без
 проекции и феномен бонапартизма (см. об этом: Маркс К. Восемнадцатое брюме
 ра Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 8; Протасенко И. Н.
 Феномен бонапартизма. Социально-философский анализ: Автореф. дис. ... канд.
 филос. наук. СПб., 1999).
  15 Образ "лидера-мачо" высмеян А. Карпентьером в романе "Превратности
 метода".
  16 Здесь мы имеем дело с некой весьма сложной и тонкой структурой. Она не
 поддается прямолинейным интерпретациям. Речь идет о проекции не только по
 ложительных моментов, но и отрицательных. В данной связи вызывает интерес,
 230
 
 например, фигура Г. Распутина. Значим по существу не сам Распутин как исторический персонаж, а легенда о Распутине - гении зла, агенте теневого влияния, "человеческом факторе", приведшем династию Романовых к падению, "злодейскость" которого тесно переплелась с его религиозностью, гиперсексуальностью и паранормальными способностями (см.: Куликовски М. Источники распутинской легенды // Свободная мысль. 1997. № 1. С. 122-128). Гиперсексуальность Б. Клинтона также оказалась основанием для безоговорочного осуждения - в массовом американском сознании, хотя в других культурах, например в российской, послужила скорее поводом для иронии по поводу ханжества этого сознания.
  17 Институт дарения классически исследован учеником и племянником
 Э. Дюркгейма Марселем Моссом. "В своей самой типичной форме... потлач пред
 ставляет собой важный и торжественный праздник, при котором одна из двух
 групп с большой помпой и разнообразными церемониями одаривает другую щед
 рыми дарами... Другая сторона обязана через какое-то время устроить ответный
 праздник и превзойти соперницу. .. Рождение, брак, инициация юношей, смерть,
 татуирование, установка намогильного памятника - все служит поводом для пот-
 лача", -- описывает И.Хёйзинга этот обычай {Хёйзинга И. Homo ludens. В тени
 завтрашнего дня. М., 1992. С. 74). См. также: Мосс М. Очерк о даре // Мосс М.
 Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996.
 С. 83-222.
  18 "Горшечник может создать десять тысяч горшков, но ни один горшок не
 сможет ни создать горшечника, ни уничтожить его. Дао может создать десять
 тысяч вещей, но ни одна вещь не сможет ни создать дао, ни уничтожить его"
 (Гуань инь-цзы // Афоризмы Старого Китая. М., 1988).
  19 Афанасьев А. Ю. Эволюция образа: от язычества к христианству // Вопросы
 философии. 1996. № 10. С. 71-83.
  20 Было бы неверным думать, что только западные авторы или только
 М. МакЛюэн рассуждают об информационном обществе. И российские авторы так
 же активно включились в обсуждение этого сюжета. Обратим внимание на публи
 кацию: Авдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации: диалектика про
 грессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI в.
 М., 1994. Эта книга исполнена большой претензии, хотя по существу представля
 ет собой философствование многосторонне одаренного дилетанта, соединяющего
 диалектику с синергетикой. Претензия же состоит в том, что автор замахивается
 на сотериологическую роль своего произведения, которое посвящается духовному
 возрождению России.
  21 Понятие архетипа ввел в широкий оборот Карл Густав Юнг. Архетип,
 по К. Юнгу, - это "образ, который постоянно повторяется в ходе историческо
 го развития везде, где проявляется полностью творческое воображение. Следо
 вательно, это по существу мифологический образ. Если мы подвергнем эти об
 разы более тщательному исследованию, то обнаружим, что они сформировались
 под воздействием многочисленного психического опыта наших предков, т. е. яв
 ляются психическими остатками их опыта". Из "барахолки души", из "лавки
 старьевщика" человеческое сознание или подсознание "вытаскивает на свет Бо
 жий" ("восстанавливает", "возрождает") архетипный материал. Архетип симво
 лизирует "инстинкты темной примитивной души", но это вовсе не бесполезные
 архаические пережитки. Это "реальные сущности, лежащие в основе современ
 ных идей и господствующих представлений" (см.: McLuhan M. From Cliche to
 Archetype. New York, 1970; цит. по реферату А. Л. Коровиной и О. И. Чечина: Идео
 логическая функция технократических концепций пропаганды. Вып. 1. М., 1977.
 С. 19, 23).
  22 Именно тогда рождается афоризм "Книги имеют свою судьбу". "Письмен
 ность - совершенно новый вид языка, означающий полное изменение человеческих
 отношений бодрствования, поскольку освобождает их от диктата современно-
 231
 
 emu" (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2: Всемирно-исторические перспективы. М., 1998. С. 154).
  23 Там же. С. 155. - Очки в позднее Средневековье распространяются сначала
 в монастырях и при дворах; разработанные примерно в 1270 г. на основе экспери
 ментов монаха-францисканца Роджера Бэкона, в 1290 г. они уже использовались
 пожилыми людьми для чтения при папском дворе в Авиньоне, в 1300 г. - при
 дворе султана в Каире, а не позднее 1310 г. - при дворе императора монгольской
 династии в Китае (Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постин
 дустриальная волна на Западе: Антология. М., 1999. С. 72).
  24 "Письменность - это великий символ дали, и не только в пространствен
 ном смысле, но в первую очередь - длительности, будущего, воли к вечности. Речь
 и слушание совершаются лишь вблизи и в настоящем; однако при помощи письма
 человек обращается к людям, которых никогда не видел или которые даже еще
 не родились, и голос человека становится слышен спустя столетия после его смер
 ти. Письмо есть один из первых отличительных признаков исторического дара"
 (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. С. 155).
 Могут возразить, что еще в доисторические времена существовали образные язы
 ки. О. Шпенглер справедливо замечает по этому поводу: "Образные языки, обо
 значающие предметы зрительно, куда старше, быть может, чем все слова; однако в
 письменности картинка обозначает зримую вещь не непосредственно, но сперва -
 слово, нечто уже отвлеченное от ощущения. Это первый и единственный пример
 языка, который изначально требует наличия развитого мышления, а не приносит
 его с собой" (Там же. С. 154-155).
  25 "...Деятельность письма и чтения... абстрактнее деятельности речи и
 слуха... Письменность предполагает полностью развитую грамматику. .. Пись
 менность содержит знаки не для вещей, но для других знаков" (Там же. С. 155).
  26 "Письменность - предмет в высшей степени сословный и с незапамятных
 времен является привилегией духовенства. Крестьянство внеисторично и потому
 бесписьменно". Хотя и внутри правящего меньшинства есть различие по отноше
 нию к письменности: "Во всех культурах письменность находится в распоряже
 нии духовенства, к которому следует причислить также писателя и ученого. Знать
 письмо презирает. Она "велит записать". .. Это противоположность замка и со
 бора: что здесь должно длиться - деяние или истина? Первоисточник сохраняет
 факты, Священное Писание - истины. То, что там есть хроника и архив, здесь -
 учебник и библиотека" (Там же. С. 156).
  27 "С традицией письма повсюду возникает неизбежное различие между пись
 менным и разговорным языком. Письменный язык применяет символику деятель
 ности к состоянию собственной грамматики, которая медленно и неохотно следует
 за изменением разговорного языка, и поэтому последний представляет собой состо
 яние языка более новое. Уже в Древней Греции существовал койне - упрощенный
 в сравнении с классическим древнегреческий язык. Причем обнаруживаются два
 койне, разговорный и письменный (на котором, в частности, написан Новый Завет).
 В Древнем Риме, особенно в императорское время, письменная латынь отличается
 от живой латыни. В Китае еще в начале XX века существовала дистанция меж
 ду письменным китайским языком, с одной стороны, и гуапъхуа (мандаринским
 языком), языком северокитайских образованных кругов, с другой" (Там же).
  28 "Под сим именем разумеются книги, написанные Духом Божиим через свя
 щенных от Бога людей, называемых пророками и апостолами, и называемые обык
 новенно Библией" (Библейская энциклопедия. М., 1891. С. 667).
  29 Учебник иностранного языка состоит большей частью из таких клише. В
 пьесе Э. Ионеско "Плешивое сопрано" действующие лица автоматически прогова
 ривают стереотипные фразы, взятые драматургом из учебника английского языка.
 Это позволяет Э. Ионеско выставить напоказ абсурдность жизни, где все обветша
 ло и стало банальным. "Клише - это поизносившиеся выражения, фразы или вы-
 232
 
 оказывания, которые стали настолько банальными, что щепетильный оратор или взыскательный писатель морщится от их употребления, чувствуя, что они оскорбительны для интеллекта аудитории или публики. Клише - это монета, затертая до неузнаваемости" (М. МакЛюэн и У. Уотсон). Ср.: Дридае Т. М. Язык и социальная психология. М., 1980.
  30 См. особенно: Валъденфелъс Б. Повседневность как плавильный тигль ра
 циональности // Социологос. Вып. 1. М., 1991. С. 39-50.
  31 Этот процесс продолжается и в XX в.: скажем, совершенно недавно Като
 лическая церковь заговорила на национальных языках, в том числе и по-русски.
  32 Особая значимость живописи для новоевропейской цивилизации связана с
 тем, что это "зрительная" цивилизация, которая культивирует зрение.
  33 В США за 1960-1995 гг. общее количество газет сохранилось на одном
 уровне - ок. 59 млн экз., тогда как численность населения возросла со 180 до 260
 млн чел. Таким образом, количество печатной информации на каждого читателя
 сократилось на одну треть (см.: Moisy С. Myths of the Global Information Village
 II Foreign Policy. 1997. No. 107. P. 78-87 (см.: РЖ. 2.98.02.077)).
  34 Это еще один довод в пользу того, что бесконечный прогресс невозможен.
 См., в частности: Бриллюзн Л. Наука и теория информации. М., 1960.
  35 Ключевые работы по проблеме символа - исследования Э. Кассирера и
 А.Ф.Лосева. См. также: Символы в культуре. СПб., 1992.
  36 Через уничтожение инструментальных артефактов, носителей памяти, дей
 ствует стихия забывания. Пожары, войны, вандализм, наводнения - все это формы
 уничтожения социальной памяти.
  37 См.: Гусева А. Ю. Эстетика игрушки как феномена массовой культуры: Ав-
 тореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2001.
  38 В приключенческой литературе отчетливо видно, как вся интрига вращается
 вокруг какого-нибудь замечательного и компактного предмета. Это могут быть ал
 маз или подвески королевы, драгоценный манускрипт или компакт-диск с записью
 какой-то сверхсекретной информации.
  39 См.: Sofsky W. Traktat iiber Gewalt. Frankfurt am Main, 1996 (см. особенно
 гл. 2: "Оружие").
 40 Ремесленники в "Государстве" Платона не имели права носить оружие.
 41 Эти случаи описывает, в частности, М. Монтень.
  42 Чтобы найти ключ к осмыслению оружия, следует иметь в виду также его
 фаллический смысл. См., напр.: Синицин А. Ю. Меч как фаллический символ //
 За пологом весеннего дворца. Культура любви в традициях народов Восточной и
 Юго-Восточной Азии. Временная выставка и симпозиум в Музее антропологии и
 этнографии имени Петра Великого РАН // Этнографическое обозрение. 1998. №6.
 С.131.
  43 См., напр.: Ветловская В. Е. Трагедия шинели // Русская литература. 1998.
 №3. С. 11-17. - Здесь рассматриваются символика шинели Акакия Акакиевича и
 символика порфиры в "Борисе Годунове": "Ужели тень сорвет с меня порфиру/
 Иль звук лишит детей моих наследства?"
  44 См.: Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К.,
 Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 517-642.
  45 См., напр.: Мосс М. Физическое воздействие на индивида коллективно вну
 шенной мыслью о смерти (Австралия, Новая Зеландия) // Человек. 1992. №6.
 С. 53-63.
 46 См.: Лола Г.Н. Дизайн. М., 1998.
 47 Позднелат. cormotatio: con-"вместе", noto - "отмечаю, обозначаю".
 Барт Р. Основы семиологии // Структурализм: "за" и "против". М., 1977.
 С. 131.
  9 См.: Косиков Г. К. Ролан Барт - семиолог, литературовед // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 17.
 233
 
  50 См.: Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские
 работы. 4.1. С. 321-405; см. также: Дугин А. Конспирология. М., 1994.-В пост
 модернистском ключе тема эзотеризма иронически обыграна в романе У. Эко "Ма
 ятник Фуко".
  51 В повседневности, например, мы видим необъяснимый на первый взгляд
 интерес к кроссвордам, загадкам.
  52 См.: Шектер Док., Дерябин П. Шпион, который спас мир. Как советский
 полковник изменил курс "холодной войны": В 2 кн. М., 1993.
  53 М. Хайдеггер говорит о том, что человеческое бытие (Dasein) не может быть
 схвачено прямо, дискурсивно. Оно может быть прояснено только, так сказать, "бо
 ковым зрением". Это обнаруживается и в киноискусстве: бессмысленно показывать
 ужасное, например страшные раны, долго, крупным планом. Эффект ужаса исче
 зает. Только промельк, только намек производит необходимый художнику эффект
 в воздействии на зрителя. Это же касается и литературы. B.C. Соловьев в рецензии
 на сборник мистических рассказов Сергея Норманского "Оттуда" делает тонкое
 наблюдение: "...ярких, осязательных и, так сказать, членораздельных явлений
 сверхъестественного, вообще говоря, на свете не бывает. Здесь подернуто каким-
 то неуловимым колеблющимся туманом, который во всем дает себя чувствовать,
 но ни в чем не обособляется; а когда являются ясные и определенные образы, то
 чем они яснее и определеннее, тем более вероятно, что мы имеем здесь дело с
 каким-нибудь обманом. То, что идет "оттуда", можно сравнить с тонкой нитью,
 неуловимо вплетенною в ткань жизни и повсюду мелькающею для внимательного
 взгляда, способного отличить ее в грубом узоре внешней причинности, с которой
 эта тонкая нить всегда или почти всегда сливается для взгляда невнимательного
 или непредубежденного. Из такого характера "сверхъестественной" стихии вытека
 ют два правила для ее художественного воспроизведения: 1) мистические явления
 не должны прямо сваливаться с неба или выскакивать из преисподней, а должны
 подготовляться внутренними и внешними условиями, входя в общую связь дей
 ствий и происшествий; 2) самый способ явления таинственных деятелей должен
 отличаться особенной чертой неопределенности и неуловимости, так, чтобы суж
 дение читателя не подвергалось грубому насилию, а сохраняло за собой свободу
 того или другого объяснения. .. " (Соловьев В. С. Собр. соч.: [В 9 т.]. Т. 6. СПб.,
 б/г. С. 516-517).
  54 Пример - запрет на речь при подготовке к охоте. См. об этом: Семенов Ю. И.
 Как возникло человечество. М., 1965.
  55 Например - в монашестве (яркая иллюстрация - икона Нектария Кулюкси-
 на "Иоанн Богослов в молчании" (Кирилло-Белозерский монастырь, 1679), хра
 нящаяся в Эрмитаже). С молчанием связаны идея и идеал недеяния в восточной
 духовной жизни.
 56 Остатки традиционных цивилизаций молчаливы, как сицилийская омерта.
  57 Характерна позиция русского мыслителя, выработанная, по-видимому, не
 без влияния исихазма: "Молчание не всегда есть признак бессодержательности.
 G. Sand хорошо называла иных людей, исполненных ума и души, но не одаренных
 умением выразить свою внутреннюю жизнь, les grands muets; к таким людям она
 причисляла и известного ученого G. St. Hilaire, который, по-видимому, многое по
 нимал и предвидел глубже своего товарища и соперника Кювье, но не мог никогда
 восторжествовать над ним в спорах. .. Выть может, и Персия была, сравнительно
 с Грецией, такой же Grand Muet... " (Леонтьев К. Н. Византизм и славянство.
 С. 25).
  68 В романтизме возвращение к ценности молчания предстает как реакция на "говорящую рациональность" (см., например, знаменитую работу Т. Карлейля "Герои и героическое в истории"). Процитируем также одно характерное место из "Шума и ярости" У.Фолкнера (в переводе О. Сороки), чтобы прояснить социальный смысл молчания, обнаруживающийся уже в повседневности: "Те продолжали
 234
 
 насмехаться, но он молчал... и вдруг весь задор, вся едкость ушли из голосов тех двоих, как будто и они уверились, что форель поймана и лошадь с фургоном куплены; подействовало горделивое молчание, не только взрослых, но и мальчишек способное убедить в чем угодно. По-моему, это логично, что люди, столько водя себя и других за нос при помощи слов, наделяют молчание мудростью, и в наступившей паузе почувствовалось, как те двое спешно ищут возражения, средство, как отнять фургон и лошадь... "
  59 "Тотальную пустоту современной жизни модернизм пытается выразить в
 антиформах, антиязыком, который является не чем иным, как "бесконечно возоб
 новляемым лепетом молчания"" (Ж. Жане) (цит. по: Зверев А. М. Модернизм //
 Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 225).
  60 Шютц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Аме
 риканская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. С. 485.
 61 Новые направления в социологической теории. М., 1978. С. 312.
  62 В этом философский смысл таких произведений о детстве, как "Степь"
 А. П. Чехова, "В поисках утраченного времени" М. Пруста, "Коричные лавки" и
 "Санатория под клепсидрой" Бруно Шульца.
  63 О проблеме идентичности см.: Малахов В. С. Неудобства с идентичностью
 // Вопросы философии. 1998. №2. С. 43-53; Brandl J. L. Das Problem der Intentiona-
 litat in der zeitgenossischen Philosophie des Geistes. S. 22-30; и др. - Психоанализ под
 идентификацией понимает процесс, посредством которого субъект начинает чув
 ствовать свою нераздельность с другим индивидом, перенимает его особенности и
 стиль отношений и в воображении ставит себя на его место; этот процесс вызывает
 действительные изменения в субъекте идентификации в силу "интериализации"
 характеристик людей (см., напр.: Райх В. Психология масс и фашизм. СПб., 1997.
 С. 70). Во фрейдизме идентификацию связывают с нарциссизмом. "Идентифика
 ция имеет две формы: или объект поглощается, и тогда нарцисс готов; или же "я"
 переливается в другого, и любовь к "я" (нарциссизм) должна следовать за "я" как
 его тень" (Виттелъс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л., 1991. С. 164).
  64 См. о театральности: Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.
 С. 184-197.
 65 См.: Как всегда об авангарде. М., 1992. С. 204-205.
  66 "... Изначальный и специфически человеческий акт... должен содержать
 ответ на вопрос, задаваемый незнакомцу: "Кто ты?"" (Арендт X. Ситуация чело
 века // Вопросы философии. 1998. №11. С. 133).

<< Пред.           стр. 13 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу