<< Пред.           стр. 14 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

  67 Эбнер Ф. Выдержки из дневника // Философско-литературные штудии.
 Вып. 2. Минск, 1992. С. 369.
  68 См.: Янков В. А. Эскиз экзистенциальной истории // Вопросы философии.
 1998. №6. С.З.
  69 Ср. с субстанциальным деятелем Н. О. Лосского (см.: Лосский Н. О. Учение
 о перевоплощении. Интуитивизм. М., 1992).
  70 См.: Рикёр П. Торжество языка над насилием. Герменевтический подход к
 философии права // Вопросы философии. 1996. №4. С. 27-36.
  71 Например: "Я - женщина, а потому я должна создать семью! - Зачем тебе
 это нужно?! - Чтобы быть счастливой! - Ты уверена, что пьяница-муж, болею
 щие дети, кухня, пеленки - все это и есть твое счастье, образованной, талантливой
 женщины?! - Не отговаривай меня! Я хочу создать семью, вот и все!!!"
  72 Когда мы говорим о мифореальности, то понимаем ее по А.Ф.Лосеву:
 "миф - необходимейшая... трансцендентально необходимая категория мысли и
 жизни... Это подлинная и максимально конкретная реальность" (Лосев А. Ф. Фи
 лософия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 24).
  73 См., напр.: Giesen В. Kollektive Identitat. О. О., о. J.; Алексахина Н. А. Тен
 денции в изменении национальной идентичности народов России // Социс. 1998.
 №2. С. 49-54.
 235
 
  Ч.Дарвин в своей автобиографии покаянно признавался, что недостаточно уделял внимания искусству. Б. Кроче, желая сделать комплимент Гегелю, утверждает: "у него была редкая для философов любовь к поэзии, музыке, изобразительным искусствам" (Кроче Б. Антология сочинений по философии. История. Экономика. Право. Этика. Поэзия. СПб., 1999. С. 7). Способность любви к искусству предстает как свидетельство высшей духовной причастности. Пушкинский Моцарт, обращаясь к Сальери, восклицает: "Ты плачешь? Когда бы все так чувствовали силу гармонии!.. Нас мало избранных, счастливцев праздных, пренебрегающих презренной пользой... " Кто любит искусство, кто религиозен, кто чувствует прелесть философских конструктов, тот способен быть достойным членом человеческого общества, по крайней мере - хорошим гражданином.
  75 См., напр.: Лобковиц Н. Что такое "личность"? // Вопросы философии.
 1998. №2. С. 54-64.
 76 См.: Событие и смысл. Синергетический опыт языка. М., 1999.
 77 Формулы Г. В. Ширяева.
  78 См.: Фрейд 3. Недовольство культурой // Фрейд 3. Психоанализ. Религия.
 Культура. М., 1992. С. 125.
  79 "Комплекс неполноценности - чувство собственной неполноценности, кото
 рое вызывает стресс, психологические обходные маневры и компенсаторный им
 пульс, направленный к обретению иллюзорного чувства собственного достоинства"
 (Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997. С. 248).
  80 Маргинал - от лат. margo ("край"). См. об этом: Попова И. П. Маргиналь-
 ность. Социологический анализ: Учебное пособие. М., 1996.
  81 См. об этом работу Р. Э. Парка "Человеческая миграция и маргинальный
 человек" (см.: РЖ. 11.98.03.021); см. также: Шюц А. Чужак: Социально-психо
 логический очерк // Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004.
 С. 533-549.
  Маргиналами в антропологическом смысле, например, являются инвалиды, люди с ограниченными телесными возможностями. Плутарх определял инвалида как человека, предназначенного жить, но лишенного сил для этого.
  83 См., напр.: Кузнецов А. В. Социальные изолянты как объект социологиче
 ского анализа: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. СПб., 1997.
 84 От нем. Lumpen - "лохмотья".
 85 Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983. С. 168.
  86 См., напр.: Котылев А. Ю. Метаморфозы игры в культуре переходного типа.
 (На материале эпохи становления советской культуры). Россия 1917-1933: Авто
 реф. дис. ... канд. культурологии. СПб., 2000.
 87 Тернер В. Символ и ритуал. С. 169.
  88 Делёз Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип (перевод-
 реферат М.К.Рыклина). М., 1990. С. 5.
  89 См. опыт философского анализа преступности: Философия преступления.
 Материалы конференции "Преступность: социально-философские и философско-
 антропологические проблемы", прошедшей на философском факультете СПбГУ 6
 декабря 1996 года. СПб., 1997.
 90 См., например, "Песни Мальдорора" Лотреамона.
  91 "В современных условиях низший и высший классы растут быстрее, чем
 средний класс. Поляризация и неустойчивость общества возрастают" (Якуба Е. А.
 Социальная структура общества, ее элементы // СО: Современное общество (Харь
 ков). 1994. №3. С. 104-112 (см.: РЖ. 3.96.01.018)).
  92 См.: Вайзер Г. А. Смысл жизни и "двойной кризис" жизни человека //
 Психологический журнал. 1998. Т. 19. №5. С. 3-16.
 93 Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Два образа веры. М., 1995. С. 164.
 94 Бунин И. А. О Чехове // Бунин И. А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1988. С. 161.
 236
 
  95 Ф. Ницше на первом этапе своего творчества видит спасение человечества в
 гении (см.: Рачинский Г. Предисловие к русскому изданию // Ницше Ф. Воля к
 власти. М., 1994. С. 5).
  96 См.: Кареев Н. И. Сущность исторического процесса и роль личности в ис
 тории. 2-е изд. М., 1914. См. также специально о великих философах: Ясперс К.
 Великие философы // Метафизические исследования. Вып. 3: История. СПб., 1997.
 С. 284-298.
  97 Как выглядит социальная иерархия с точки зрения роли тех или иных деяте
 лей? Представляется интересной, например, классификация художников, которую
 предложил один из искусствоведов: 1) всемирно известные с установившейся ре
 путацией; 2) всемирно известные, ценимые специалистами; 3) местного значения,
 работающие традиционно; 4) местного значения, ценимые специалистами местно
 го значения. Ф. Спарскофт, автор данной классификации, называет искусство, со
 здаваемое не всемирно известными художниками, а просто скромными мастерами
 своего дела, нормативным, искусством и утверждает, что такого рода искусство
 играет большую роль в обыденной жизни. Очевидно, что нормативное искусство,
 по Ф. Спарскофту, существенно напоминает "нормальную науку" (по Т. Куну). Ср.:
 Sparscoft F. E. Cold and Remote Art // Journal of aesthetics and criticism (Philadel
 phia). 1982. Vol.41. No. 2. P. 127-132; Кун Т. Структура научных революций. М.,
 1975.
  98 Радзинский Э. В отсутствие героев и пастырей // Домовой. 1999. № 12.
 С. 166.
 99 Ср. "творческое меньшинство" и "правящее меньшинство" у А. Тойнби.
 100 Арендт X. Ситуация человека. С. 138, 139.
  101 См. понимание этого термина у К. Поппера: "Если обычный человек при
 нимает обстоятельства своей жизни и значение личного опыта в обыденной жизни
 как нечто само собой разумеющееся, то социальный философ должен якобы изу
 чать жизнь с некоторой высшей точки зрения. Он рассматривает индивида как
 пешку, как не слишком важный инструмент общего поступательного движения
 человечества. И обнаруживает, что по-настоящему значительными действующи
 ми лицами на Сцене истории являются либо Великие нации и их Великие вожди,
 либо Великие классы, либо Великие идеи. Во всяком случае, он пытается понять
 смысл пьесы, разыгрываемой на Сцене истории, и осмыслить законы историческо
 го развития. Если это ему удается, то он, конечно, может предсказать будущие
 события. Поэтому в его силах предоставить политике прочную основу и дать нам
 практические советы, указывая на то, какие политические действия могут при
 вести к успеху, а какие нет. Это краткое описание подхода, который я называю
 историцизмом" (Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. Т. 1. М., 1992.
 С. 37-38).
  102 Ср. тот же мотив критики самодовлеющей, гипостазированной истории у
 К.Маркса: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 102.
  103 Право на сослагательное наклонение в истории отстаивается в кн.: Эк-
 шут С. На службе Российскому Левиафану. Историософские опыты. М., 1998.
 Популярный вариант применительно к российской истории см.: Бушков А. А. Рос
 сия, которой не было: загадки, версии, гипотезы. М.; СПб.; Красноярск, 1999.
  104 См.: Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие //
 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.
  105 См.: Карлейль Т. Герои и героическое в истории. СПб., 1891; см. также:
 Тумаркин Н. Ленин жив! Культ Ленина в Советской России. СПб., 1997.
 106 Жирар Р. Насилие и священное. М., 2000.
  107 См.: Голыитейн В. Жертва и долг в "Дяде Ване" // Русская литература.
 1998. №2. С. 65-74.
  108 Историцистские установки распространены чрезвычайно широко. Мы мо
 жем их встретить даже в возвышенных размышлениях ученого: "... первоначаль-
 237
 
 ное прозрение будущего едва ли может появиться у нескольких человек. Оно появляется у одного. Этот единственный довод в пользу того, чтобы начать исследование, весит больше, чем тысячи доводов против. Этот единственный довод должен опираться на тот луч надежды, который у других был погашен пессимизмом; в этом и состоит единственное противоядие против пораженчества" (С. У. Фокс).
  109 См.: Соловьев Э.Ю. Попытка обоснования новой философии истории в
 фундаментальной онтологии М. Хайдеггера // Новые тенденции в западной соци
 альной философии. М., 1988. - В дальнейшем изложении мы используем некото
 рые положения данной статьи. См. также: Батищев Г. Фатализм // Философская
 энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 302-303.
  110 Этот тезис перекликается с брошенным в революционные годы иронич
 ным оппозиционным призывом В. Шкловского: "Надо делать биографию, а не ис
 торию", а также с принципиальной позицией В.В.Розанова: "Вечность - ничто,
 мгновение - всё".
  111 См., напр.: Ахиезер А. С. Об особенностях современного философствования
 // Вопросы философии. 1998. №2. - Здесь, в частности, утверждается, что "но
 вая парадигматика говорит о перемещении смысла человеческого существования
 к проблеме возможного, виртуального, того, что человек может совершить лишь
 посредством нравственного и интеллектуального напряжения" (Там же. С. 15).
  112 Как эпопея М. Пруста "В поисках утраченного времени" из жизни "малого
 человека" Марселя. См.: Мамардашвили М. Лекции о Прусте. Психологическая
 топология пути. М., 1995.
 113 См.: Моммзен Т. История Рима. М., 1993.
  114 См.: Соловьев Э. Ю. Попытка обоснования новой философии истории в
 фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. С. 46.
 
  Глава 7 СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ
  Те реалии социума, с которыми мы эмпирически сталкиваемся в нашей повседневности, могут теперь быть сущностно описаны с помощью процедур идентификации, символизации и проекции, обеспечивающих единство социального и персонального. Особенно важно то, какие имеются конкретно социальные общности, с которыми каждый из нас идентифицируется в большей или меньшей степени. Мы "чувствуем себя" молодыми или стариками, мужчинами или женщинами, интеллигентами или рабочими, русскими или "лицами кавказской национальности". И это оказывается для каждого из нас очень важным, в значительной мере определяет смысл нашей жизни. Эмпирическое существование общностей ведет далее естественным образом к "космическим обобщениям", служит базой не только социоморфного видения мира, но и определенной картины мира вообще.
  Что представляет собой общность? Существенно, что она принципиально подобна индивиду и даже индивидуальности. С этой точки зрения она не только объект (познания, реконструкции, деконструкции и т.п.), но и субъект. Особенно полно разработана эта тема применительно к различным народам, нациям, этносам, а также на определенном этапе новоевропейской истории - применительно к социальным классам (скажем, пролетариат как гегемон социалистической революции, у которого есть "миссия", и т.д.).
  Общность как таковая существует только тогда, когда возникают условия возможности для идентификации индивида с ней, когда определенный индивид выступает как экран для проекции на него всей общности: индивид проецирует себя на эту общность, а общность проецирует себя на определенного индивида. Индивид выступает в качестве символа определенной общности.
 239
 
  В результате возникает феномен персонификации, которую мы рассматривали в связи с проблемой великого человека. Например, Наполеон в определенных социально-исторических условиях персонифицирует французский народ. Это означает, что не только сам Наполеон идентифицирует себя с Францией, но и французы проецируют себя на конкретный образ Наполеона, а не на определенную часть географической среды Европы. Наполеон - символ Франции, пред-ставителъ французов на определенном этапе развития этого народа.
 Рассмотрим далее основные типы социальных общностей.
 7.1. ВОЗРАСТ
  Как и всякий биологический организм, человек рождается и, прежде чем умереть, обычно проходит стадии детства, юности, зрелости и старости. Та или другая ступень в онтогенезе, тот или другой возраст становятся основанием для объединения с другими, для идентификации с ними, а также -для дифференциации, для противопоставления другим по возрасту.
  Возраст -это знак в процессе социальной символизации. Данному знаку могут быть приписаны различные коннотативные смыслы, оценки. Каждый, вероятно, наблюдал явление, так сказать, "возрастной озабоченности", к примеру - восклицания типа "Мне уже 20 лет, а я еще ничего не совершил!" или "Мне уже 25, а я еще не замужем!". Молодящийся старец, как, скажем, у Т.Манна в "Смерти в Венеции"; зрелая дама, желающая выглядеть юной, или, напротив, двенадцатилетняя девочка, которая использует все возможности косметики, чтобы смотреться на восемнадцать... Какова природа этих знакомых картин1?
  Общности существуют не просто сами по себе: они также выступают как элементы множества, чаще всего - парного. Между элементами этих множеств возникают специфические отношения оппозиции, которые в свою очередь конституируют сами элементы. Главная оппозиция возрастных общностей - противопоставление и единство "отцов" и "детей". Между "отцами" и "детьми" - вечное соперничество и в то же время фундаментальное отношение взаимной приязни. Эмпирически эта приязнь выражается как вполне наглядная любовь родителей и детей в семье.
  Возрасты людей становятся поколениями, связываясь с определенными историческими событиями2. Единство и противопоставления по возрасту проецируются на социальную иерархию. Всякий социум имеет привилегированный возраст. В стабильном обществе "отцы" наверху, "дети" -внизу3. Отсюда даже сами названия социальных статусов по преимуществу имеют возрастную окраску (холоп - "хлопец",
 240
 
 boy, garcon)4. Подчиненный возраст (как и любая непривилегированная общность) несет в себе некоторые моменты маргинализма. Подчиненный возраст в цивилизованном обществе наделяется и своими специфическими правами. Они определяются по наличию юридических документов, защищающих эти права5. Налицо специфические права молодежи. Они учитывают максимальную мобильность, эмоциональность, импульсивность молодежи и ее меньшие социальные возможности. Подчиненный возраст становится предметом большего внимания социальной науки6. Составляющие личности в подчиненном возрасте обладают более высокой символической активностью.
  Чтобы оградить общество от молодежных эксцессов и ввести их в русло процессов, разрушительный деструктивный потенциал молодежи должен быть канализирован. В цивилизованном обществе выработались такого рода социальные институты, позволяющие сравнительно безболезненно "выпустить пар". Наиболее древняя и грубая форма данного института - война. Разумеется, войны не могут быть объяснены только конфликтом отцов и детей. Здесь существенную роль играют также и этнические противоречия и экономические интересы. Однако нет сомнения, что, скажем, в бесконечных конфликтах греческих полисов между собой определенную роль играло и стремление господствующих "отцов" сохранить свое положение7. Более мягкая форма указанного института- всеобщая воинская обязанность^. Она позволяет удержать самую активную часть молодых мужчин в рамках жесткого порядка. Наконец, наиболее цивилизованным и либеральным способом организовать молодежную энергию и оградить общество от эксцессов служит массовое образование, особенно высшее9.
  Мы указали только на основные институты, обуздывающие деструктивный (с точки зрения отцов) потенциал молодежи. Кроме того, существенную роль здесь играют такие социальные институты, развитые в новоевропейской цивилизации, как спорт, религия, тюрьма.
  Взаимная приязнь отцов и детей перед лицом цивилизации трансформируется в комплекс вины, рационализируется как взаимная вина10.
  На примере постоянного, как бы фонового протеста молодежи можно проследить функционирование архетипа освобождения, который всегда сопровождает отношения привилегированных и непривилегированных общностей в цивилизованном обществе. Именно здесь раскрывается сакральный смысл позитивной свободы (по И.Канту), или "свободы для" (по Н.А.Бердяеву), и - соответственно - негативной свободы, или "свободы от". Возникает представление, что в конечном счете весь смысл социальной жизни состоит в борьбе за свободу, понимаемую в политическом аспекте. Вот и молодежные бунты, потрясшие цивилизованный Запад в конце 60-х годов XX в., на своем
 241
 
 знамени начертали идеологему освобождения от власти отцов: "Вся история до сих пор существовавших обществ -это история борьбы между поколениями"11.
  Говоря об отношениях возрастов, мы все время имели в виду стабильное цивилизованное общество. Как организуются отношения поколений в переходные, или транзитивные, эпохи, в эпохи перемен? Здесь отцы теряют свое привилегированное положение. Уже у пророка Исайи читаем в описании гибели Иерусалима: "И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними" (Ис. 3:4-5). Такого рода инверсию в отношениях поколений можно было наблюдать во время Русской революции 1917 г., когда, скажем, 16-летний Аркадий Гайдар командовал полком; такие же явления заметны и сегодня, когда в результате российских реформ 90-х годов ветераны потеряли, как правило, не только привилегированное положение, но и необходимые средства к жизни, в то время как у руля экономики и политики часто оказываются совсем еще молодые люди (весьма молодой по меркам тогдашних правительственных кругов Егор Гайдар, внук Аркадия, стал премьер-министром).
  Новоевропейская цивилизация - в отличие от традиционных обществ, ориентированных на сохранение status quo, - есть цивилизация, ориентированная на прогресс, и в целом обнаруживает тенденцию к тому, чтобы более высоко ставить молодость. В итоге здесь мы сталкиваемся с амбивалентной оценкой молодости и старости, поскольку оценки, свойственные традиционному обществу, не уходят полностью, но продолжают сосуществовать с новоевропейскими.
  Особая проблема в связи с этой установкой на ценность молодости - инфантилизация современного цивилизованного общества. В нецивилизованных обществах люди рано взрослеют, поэтому в вооруженных конфликтах цивилизованных и нецивилизованных стран солдаты одного и того же биологического возраста имеют разный социальный возраст. 15-летние чеченские боевики, ставившие фугасы на дорогах Чечни, "старше" по своему социальному возрасту, чем 18-20-летние российские призывники федеральных войск, которые призваны подавлять чеченский сепаратизм12.
  Э. Берн, разделив в каждом человеке существование Родителя, Взрослого и Ребенка, дал некоторые основания для анализа феномена инфантилизма. Инфантилен тот человек, в котором Родитель и Взрослый отступают на второй план, а на первый план выходит Ребенок с его импульсивностью, эмоциональностью и т. п. За структурой Берна стоит, конечно, структура 3. Фрейда с его Сверх-Я (эквивалентным Родителю), Я (эквивалентным Взрослому) и Оно (эквивалентным Ребенку)13.
 В связи с инфантилизацией населения цивилизованных стран на-
 242
 
 ходится и своеобразное гендерное требование: девушки ждут от своих сверстников большей взрослости (обычные ламентации: "Где же настоящие мужчины?! Все - мальчишки, вплоть до 60 лет!"). Однако само это требование есть скрытое свидетельство инфантилизации не только мужчин, но и женщин, которые "по-детски" ищут защиты и покровительства и не готовы к тому, чтобы выполнить функции жены и матери.
  Демографическая ситуация Нового времени такова, что увеличивается продолжительность жизни и в связи с этим возрастают как абсолютное число, так и процент пожилых людей в общей структуре населения. Это обстоятельство не может не сказаться на том, как складываются отношения между отцами и детьми. Правда, такое влияние не вполне ясно. Возможно, что это демографическое изменение влечет за собой тенденцию возрастания консерватизма. Хотя обнаруживаются и противоположные тенденции - психологическое "помолодение" и даже инфантилизация стариков.
  Старость в Античности и вообще в стабильном традиционном обществе рассматривалась как ценность, лучшее время жизни. Сейчас в новоевропейской цивилизации возникает потребность, так сказать, заново "тематизировать" старость, разработать систему ценностных стереотипов для того, чтобы старик мог с душевным комфортом идентифицироваться со своим возрастом. Здесь обретают вторую жизнь ценностные установки античной философии. В современном мире, где господствует культ молодости, классическая греческая философия поможет нам перенести процесс старения менее болезненно14.
  Культура античного мира исходила из двух жизненных моделей, заслуживающих подражания: героя типа Ахилла с его короткой, но насыщенной событиями жизнью и почтенного старца, стремящегося к спокойной, внутренне сосредоточенной жизни, соответствующей идеалам стоицизма. Древние полагали, что наиболее почетна смерть либо в ранней юности, либо в глубокой старости, так как преклонный возраст, несмотря на все его минусы, - возраст торжества разума. И сегодня Ж. Бодрийяр говорит, что пожилые люди -это "третий мир существования"15.
  Таким образом, возраст выступает одним из важнейших ориентиров идентификации и конституирует специфические социальные общности: молодежь, зрелое поколение, старики.
 243
 
 7.2. ТЕНДЕР. ПОЛОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
 Непостижимая тайна космических перетеканий, называемых нами жизнью, - разделение ее на два пола.
 О. Шпенглер16
  Размножение - это множественность, предстающая в динамике, т.е. множественность, развернутая во времени17. Размножение у многих биологических видов обеспечивается половой дифференциацией. Дифференциация полов, играющая столь важную роль в развитии и функционировании общества, коренится в самих его природных социально-онтологических основах. Такого рода дифференциация имеет глубокий "системный" смысл и не может быть сведена к специфически биологической закономерности18.
  В основании любой мифологии лежит попытка ответить на вопрос, почему существуют мужчины и почему существуют женщины. Приведем греческий вариант мифа19. До Пандоры, первой женщины, на земле жили только мужчины. Они проводили время в бесчисленных пирах, в золотом веке не было старости и смерти. Первая женщина возникла в результате соперничания в плутовстве титана Прометея с Зевсом во время жертвоприношения. Прометей разделил жертвенного быка на две части. В одной были кости, завернутые в приятный сладкий жир. В другой плоть и все самое съедобное было спрятано в желудок быка и имело неаппетитный вид. Зевс выбрал то, что привлекательно на вид, обнаружил ловушку и поклялся отомстить. Он спрятал пшеницу, и людям после этого приходится трудиться, чтобы добыть хлеб насущный. Раньше огнем владели свободно, но Зевс сокрыл и огонь. Прометей похитил семя огня и спрятал его в стебель укропа, зеленый снаружи и полый внутри. Когда Зевс вдруг увидел, что на земле в доме каждого мужчины горит огонь, он решил отомстить - подарить людям Пандору, прекрасное зло. В Пандоре внутреннее и внешнее по замыслу опровергало друг друга. Зевс попросил слепить Гефеста из глины прекрасную деву, Афродита разлила по ней непреодолимое очарование богини, но Гермес вдохнул в нее собачий дух и дух вора.
  Пандора подарена мужчинам земли, это последний подарок в борьбе титанов и людей. Пандора - месть за кости под соблазнительным жиром, месть за стебель укропа, где спрятан огонь. Пандора заставляет мужчину работать и, кроме того, иссушает его неуемным сексуальным аппетитом. Зевс, таким образом, в конечном счете выигрывает у Прометея, но расплачиваются люди. Богам достаточно только вды-
 244
 
 хать аромат дыма жертв, им достаточно амброзии, а люди вынуждены есть мясо. Им нужно постоянно набивать живот, чтобы много работать.
  Теперь добра не существует без зла. Нет мужчины без женщины. Нет юности без старости. Нет жизни без смерти. Мужчины либо остаются холостяками и тогда живут в достатке, либо, если женятся, несчастны и всю жизнь вынуждены работать. Дети приносят мужчине только подобие бессмертия. Для этой мнимости мужчина должен пройти через чрево женщины (сперма как огонь в стебле укропа, тростинке, как зерно, спрятанное в земле). Таков миф у Гесиода в "Теогонии".
  Рациональный анализ показывает, что разделение общностей мужчин и женщин - не столько биологическое, сколько социальное. Да и в "Теогонии" очевидно, что драматическое противопоставление полов возникает только с возникновением цивилизации. Биологическое выступает лишь как "предлог" для социальной дифференциации. Не случайно с помощью одежды, различного воспитания и т. п. культурных средств половая дифференциация многократно усиливает то "естественное" различие полов, которое "дано природой". Социум, культура в человеческом обществе жестко "дискретируют" эту континуальность. Иначе говоря, мы имеем дело не с полом, а с тендером20.
  Для тех, кто в разделении полов - тендерной дифференциации - видит основную пружину общественной жизни, наиболее достоверна, как правило, натуралистическая модель социальной реальности21. В связи с этим культивирование тендера приобретает определенную форму культивирования телесности, как в положительном смысле (скажем, аэробика или бодибилдинг), так и в отрицательном, связанном со специфическими женскими или мужскими заболеваниями. Страх перед специфической болезнью рождает более глубокую самоидентификацию22.
  Тендерная дифференциация обладает более высоким уровнем императивности, чем возрастная. Это связано уже с тем, что каждый человек в конце концов проходит все возрасты жизни, в то время как идентификация с тем или другим тендером, за редчайшими исключениями, пожизненна.
  Так же как "отцов" и "детей" связывает глубинная приязнь, выражающаяся в любви родителей к детям, а детей - к родителям, мужчин и женщин связывает фундаментальное отношение приязни, которое эмпирически предстает как половая любовь в ее самых различных модификациях. Половая любовь, по крайней мере для новоевропейской цивилизации, важна потому, что она задает базовую модель объединяющих сил в обществе, базовую модель солидарности. По модели половой любви рассматривается всякая приязнь людей друг к другу
 245
 
 в обществе. Любовь раскрывает нам саму идею отношений, а именно-понятие интенциональности. В некотором смысле любовь есть торжествующая интенционалъность, воплощенная интенционалъ-ность. Именно благодаря любви мы можем выйти за пределы своего Я23. Глобализация или фундаментализация экзистенции здесь той же природы, что и в Dasein M. Хайдеггера (фундаментальная онтология). Такого рода глобализация есть выход за пределы своей национальной, возрастной и пр. ограниченности.
  Кроме фундаментальной приязни как потенциальной или актуальной любви мужчин и женщин связывает и вечное соперничество. Оно касается отношения этих общностей к иерархической лестнице в обществе. Связь тендера с иерархической структурой возникает аналогично возрастной дифференциации, когда половые знаки приобретают социальные смыслы, превращая, собственно, пол как биологическую абстракцию в тендер. В цивилизованном обществе формируются социально привилегированный пол (мужчины) и подчиненный пол (женщины)24. Мужчины захватывают в социальном устройстве сферу публичного, оставляя женщинам сферу приватного.
  Неоднократно высказывались гипотезы, что в собственно биологическом плане тендерная дифференциация не дискретна, а континуальна25. Аналогичные биологические явления наблюдаются и в природе. Скажем, у пчел и муравьев далеко не все особи имеют ярко выраженные половые признаки. В связи с определенной континуальностью половой дифференциации во все времена в тендерной дифференциации обнаруживались и маргиналы. В мягкой форме это мужеподобные женщины и женоподобные мужчины, в более резкой форме - так называемые сексуальные меньшинства. Последние предстают как маргинальные группы. Тендерная маргинальность, как и марги-нальность возрастная (как и вообще всякая маргинальность), ведет к повышенной символической активности. Психологи эмпирически обнаружили, что женоподобные мужчины и мужеподобные женщины часто более творчески одарены, чем мужчины и женщины, прочно утвердившиеся в своем поле.
  Что касается символической активности различных тендеров, то, хотя здесь действует большое количество факторов в самых разных направлениях, в определенном отношении (например, в одежде, моде, косметике) женщины в современном обществе обладают более высокой символической активностью26. Очевидно, это форма преодоления или компенсации подчиненного положения в иерархической структуре социума.
  Существенно также, что взаимное обособление социальных полов предстает в форме эзотеризма. К примеру, красота женщины, или ее привлекательность, - это ее тайна. Отсюда целый ряд особенностей
 246
 
 функционирования института красоты, скажем - существующая, но скрываемая чрезмерность форм.
  Так же как всегда в том или ином обличий существовало молодежное движение, всегда существовало и женское движение. В Античности оно представало как явление амазонок, в позднем европейском Средневековье - как ведьмовство27. Наконец, в Новейшее время женское движение предстает как феминизм28. В самые последние десятилетия оно соединяется с экологическим движением (экофеминизм).
  Непривилегированная общность создает объединения (скажем, организацию феминисток), которые должны быть "вооружены" идеологией. К примеру, феминистская идеология утверждает, что мужчины построили цивилизацию, базирующуюся на насилии, угнетении и эксплуатации. Засилье мужчин не позволяет человечеству выйти из перманентных военных конфликтов, оно загнало мир в экологический тупик29. Перспективы, с этой точки зрения, либо за доминированием женщин, либо за действительным равенством тендеров. Более мягкие формы феминизма, как, например, у X. Арендт, сосредоточиваются на
 критике приватной сферы социального порядка, к которому оказывало ются привязаны женщины .
  Выделяется три типа продуманного, так сказать, культурно взвешенного феминизма:
  1) либеральный феминизм. Женщиной не рождаются, ею становятся (С.де Бовуар, Б.Фридман, А. Рич). В противоположность андро-центристскому обществу должно быть создано андрогинное общество, где половые различия второстепенны;
  2) марксистский феминизм. Природа женщины - совокупность общественных отношений (Д. Гримшоу);
  3) постструктуралистский феминизм. Анатомия женщины -
 не судьба, а источник. Женщина может мыслить через тело
 (С. Гриффин). Тело есть источник интеллектуального восприятия, во
 ображения, видения31.
  В противоположность женским объединениям и женской идеологии должны бы, как кажется, сформироваться мужская идеология и мужские объединения. Однако этого не происходит потому, что доминирующий тендер встраивает свои объединения и свою идеологию в господствующие как бы "внегендерные" объединения и "внегендер-ную" идеологию. Государство и государственная идеология в цивилизованном обществе носят по преимуществу "мужской" характер.
  Человека иногда, особенно при исследовании процессов антропосо-Циогенеза, называют существом гиперсексуальным. Может быть, более точным было бы назвать человека не гиперсексуальным, а гиперген-дерным существом. Ведь гипертрофии подвергаются в первую очередь социальные, а не биологические отношения, связанные с полом.
 247
 
 7.3. СЕМЬЯ
  Возрастная и тендерная дифференциация непосредственно проявляются в единстве, прежде всего в сфере семьи32. Семейная жизнь выступает в качестве одного из главных условий полноты человеческого бытия и человеческого счастья. Здесь мы оказываемся в сфере приватного, погружаемся в область повседневного и обыденного.
  Если полагать, что главное в социальной жизни - это производство (мнение, господствующее в новоевропейской цивилизации и выраженное в деятельностной модели), то можно выделить по крайней мере три вида производства. В зависимости от той или иной философской позиции на первое место ставится то или другое производство00:
 1) производство вещей (материальное производство);
 2) производство идей (духовное производство);
 3) производство людей.
  Сфера приватного, сфера быта имеет дело главным образом с производством и воспроизводством человека. Производство человека - это потребление материальных благ и духовных ценностей, а производство материальных благ и духовных ценностей - это "потребление" человека. Сексуальные отношения, составляющие основу производства человека, предстают как важные социальные отношения. Их особая форма - интимность - оказывается специфической модификацией бытийствования социального.
  Что касается быта, то это такая сфера жизни общества, которая охватывает все существование людей вне их производственной и общественно-политической деятельности. Это материальная и культурная среда, в которой происходит удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, в отдыхе, развлечениях, поддержании здоровья.
  Материальная, независимая от воли и сознания человека, сторона быта, составляющая основу социального порядка в быту, включает в себя вещи, которые служат удовлетворению потребностей человека; бытовой труд как специфическую форму деятельности; объективные отношения в сфере быта. Но в быту есть и духовная сторона, не менее важная. Она обнаруживается прежде всего в семейных отношениях. Конкретно-социологические исследования свидетельствуют, что в семейной жизни, особенно на ранних ее этапах в плане онтогенеза, духовная сторона даже преобладает. Молодые люди, вступающие в брак, склонны недооценивать вопросы экономического обеспечения. Юноши требуют от девушек хорошего характера, трудолюбия, чувства юмора, верности, честности. Девушки хотят видеть избранника интеллигентным, честным, искренним, трезвенником.
 248
 
 * * *
  Что же такое семья? Это ячейка общества, основанная на супружестве и кровном родстве. Семья -это отношения между мужем и женой, родителями и детьми. Семья - это то, что Ницше называл "ближними", в противоположность "дальним". Семья - важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, - социальный порядок, организующий людей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство. Метафора семейного концерта, совместного пения, дуэта или трио - общее место для изображения семьи35.
  Брак составляет основу семьи -т. е. отношения между супругами, с одной стороны, и между супругами и государством, с другой, по поводу их взаимодействия как представителей разных полов с целью воспроизводства жизни. В браке существенны, во-первых, функциональная связь между индивидом как обособленным производителем собственной жизни и индивидом как производителем новой жизни и, во-вторых, регламентированность правом. Иными словами, в браке публичное вторгается в сферу приватного и контролирует его.
  Чем определены брак и семья? Здесь действуют по крайней мере два фактора. Во-первых, фактор биологический: ясно, что семья и брак были бы невозможны без инстинктов и секса. Во-вторых, фактор социокультурный: ясно также, что семья и брак бесконечно далеки от той или иной регламентации сексуального и воспроизводительного поведения даже высших животных.
  Первобытные люди на начальной стадии развития первобытнообщинного строя вообще не знали семьи в собственном смысле слова. Все исследователи отмечают период промискуитета, т. е. неупорядоченных половых отношений. Сплоченность человеческого коллектива, обусловленная слабостью физической организации человека и примитивностью орудий труда, в условиях неразвитых социальных отношений приводила к неограниченным половым связям. Более высокой формой архаического брака был групповой брак, где все мужчины одной фратрии, рода или определенной внутриродовой группы имели брачные связи со всеми женщинами другой такой же группы. Здесь характерна дислокальная (т.е. раздельная) форма брачного поселения.
  Запрет половых отношений внутри рода на период охоты (агамия) приводит постепенно к экзогамии. Экзогамия запрещает браки между людьми, принадлежащими к одной родственной группе. Каждый из супругов жил и воспитывал детей в своем родовом коллективе36.
  С разложением архаического общества (мотыжное земледелие, домашние животные: этот период иногда - в противоположность преды-
 249
 
 дущему периоду дикости - именуют варварством,) формируется парный брак, характеризуемый сравнительно легкой расторжимостью, непрочностью. Семья в парном браке не составляет экономической ячейки, не имеет своего имущества (в отличие от последующей моногамии). Муж и жена принадлежат в силу обычая экзогамии к разным родам. Поселение супругов первоначально дислокалъно (каждый живет в своем родовом коллективе), а позднее матрилокально. Это означает, что дети связаны с родовой общиной матери. Происхождение здесь фиксируется матрилинейно, т. е. счет происхождения и родства ведется по женской линии. Экономическая основа семьи, основанной на парном браке, -домашнее хозяйство, в котором весьма значительную роль играет женщина. Это дало основание некоторым исследователям говорить даже о существовании матриархата. Впрочем, идея матриархата сегодня разделяется очень малым числом исследователей37.
  На смену парному браку приходят патриархальный брак и патриархальная семья. Они складываются в условиях перехода от варварства к цивилизации. Пример патриархальных семей - в той или иной форме досуществовавшие до XX в. южнославянские задруги, семейные общины в России. В социальном порядке патриархальной семьи преобладающую роль играет мужчина. Счет родства ведется по отцовской линии (патрилинейностъ). Род, взорванный патриархальной семьей, теряет хозяйственное и организационное единство. Жена теперь селится в общине мужа (патрилокалъностъ). Парный брак через патриархальные обычаи постепенно перерастает в моногамию.
  Моногамия представляет собой одновременное брачное сожительство одного мужчины с одной женщиной. Таким образом, многовековая история ограничения половых связей достигает своего предела. На основе патриархата формируется и частная собственность, хозяйственная основа моногамной семьи. При этом женщина занимает подчиненное положение не только в семье, но и в обществе, не только в сфере приватного, но и в сфере публичного. Ф. Энгельс называл возникновение моногамии, основанной на патриархате, всемирно-историческим поражением женского пола.
  Чем прочнее были половые и имущественные связи супружеской пары, тем все более биологическое родство совпадало с социальным положением родителей по отношению к своим детям. Родителями стали называться лишь кровные родители. Социальный институт моногамной семьи возникает как разрешение противоречия между необходимостью индивидуальной ответственности в процессе производства вещей (частная собственность) и необходимостью коллективной (парной) формы производства новой жизни - т.е. между социальной и природной сторонами жизни общества в сфере приватного38.
 Цивилизованное общество сформировало несколько типов семьи и
 250
 
 брака. В Античности, поскольку там утвердилось рабство, моногамная семья была возможна только для свободных39. Рабы чаще всего не могли накоплять и наследовать. Бессемейственность рабов - условие существования семей рабовладельцев. Раб - всего лишь говорящее орудие, которое не может передать себя и результаты своего труда детям; он воспроизводит себя в труде, но не в детях. Воспроизводство рабов происходит усилиями государства, а не через семью. Рабовладельческий брак предстает как купля раба и не нуждается в регистрации, так как глава семьи сам представитель закона. Его воля - воля государства.
  Переход к другому идеальному (или конструированному) типу семьи - феодальному (мы ограничиваемся западноевропейским примером, не касаясь семейных структур в Азии и Африке) - означает прежде всего обращение к эксплуатации воспроизводительной функции раба. Рабство было уничтожено тем, что рабовладельцы стали не только разрешать, но и содействовать обзаведению рабов семьями. В условиях, когда рост производства достигается ростом количества рабочих рук, необходимы были нераздельные семьи, состоящие из нескольких супружеских пар и их детей при коллективном воспитании детей и коллективном ведении хозяйства.
  Развитие феодального производства привело к росту барского хозяйства и к отработочной ренте. Это требовало увеличения числа рабочих рук. Но рост господского хозяйства шел за счет сокращения крестьянских участков. Это подрывало основы воспроизводства рабочей силы. В этом основы экономического кризиса средневековой семьи в Европе.
  У господствующих классов в традиционном обществе, например феодальном, семейные интересы и функции поднимаются до уровня государственных, а государственные низводятся до уровня семейных. В связи с этим происходит инверсия приватного и публичного: приватные семейные отношения в семьях феодалов приобретают публичный, государственный смысл. В Средневековье санкция государства на отношения полов приобретает религиозную форму. Поэтому кризис средневековой семьи выразился, в частности, в таких явлениях, как уже упомянутое ведьмовство. По существу это была своеобразная форма эмансипации женщины, а инквизиция, направленная главным образом против ведьм, стремилась своими средствами стабилизировать семью, вернув женщину на ее место.
  В условиях машинного производства семья буржуазного общества сохраняет лишь остаточные моменты своей материально-хозяйственной функции. Натуральное хозяйство распадается. Воспитательная Функция семьи также относительно ослабевает. Производство нуждается в квалифицированных специалистах, которые в семье не могут
 251
 
 быть подготовлены. Для этого формируется институт всеобщего публичного образования.
  И здесь, в рамках индустриальной цивилизации, буржуазного строя, возникает противоречие, похожее на то, которое мы наблюдали в феодальном обществе. Чтобы снизить цену рабочей силы, необходимы, с одной стороны, многодетные семьи, но, с другой стороны, женские руки необходимы общественному производству, что уменьшает количество детей в семье. Это противоречие решается частично за счет третьего мира и так называемого внешнего пролетариата (термин А.Тойнби).
  Что касается самих правящих классов, то буржуазный брак - это договор, правовая сделка, носящая имущественный характер. Сакральная санкция сохраняется, но отходит на второй план. Брак-сделка подлежит регистрации не столько церковью, сколько государством, гарантирующим имущественные права детей и супругов.
  Семья в современном мире весьма различна40. Трудно сопоставить семью, скажем, где-нибудь в глубинке Мали, с одной стороны, и студенческую семью в США, с другой. Однако все они выполняют по крайней мере четыре социальных функции, которые мы так или иначе описывали выше: 1) воспроизводства людей; 2) материально-хозяйственную; 3) воспитательную; 4) духовно-компенсаторную. Семьи в современном "третьем мире" главным образом сосредоточены на первых трех функциях. Семья здесь - условие простого выживания41. В развитых странах на первый план выходят третья и четвертая функции, что по существу возвращает эту моногамную, по идее, семью к формам, близким парному браку.
  В целом тенденция развития семьи в новоевропейской цивилизации такова, что материально-хозяйственная функция ослабевает и передается из сферы приватного в сферу публичного. В первую очередь это касается городской семьи. Крестьянская семья здесь отстает. Развитие новоевропейской цивилизации ведет также к уравнению прав и обязанностей мужчины и женщины. Главная новация состоит в том, что освобожденная от сферы приватного (в частности -от домашнего труда) женщина активно включается в сферу публичного, например в сферу общественного производства. Это неумолимо ведет к снижению рождаемости42. И опять же: деревня здесь отстает от города. Сельская женщина трудится в домашнем хозяйстве гораздо больше, чем мужчина, ориентированный преимущественно на сферу публичного, сферу общественного производства. В современном российском обществе женщина (даже в условиях ослабления брачно-семейных уз) нацелена прежде всего на семью .
  Что касается воспитательной функции, т. е. целеустремленного и систематического воздействия родителей на сознание детей, то тут
 252
 
 противоборствуют две тенденции. С одной стороны, семья в отрыве от общества не может успешно выполнить свою воспитательную функцию. Но, с другой стороны, еще в античной цивилизации понимали, что публичное образование в общественных школах легко профанируется44.
  Если учитывать воспитательную функцию семьи по отношению к самим супругам, то налицо динамичное изменение облика женщины, осуществляемое главным образом через семью. Мы уже отмечали включение женщины в общественное производство, что обусловливает рост женского самосознания. Но в то же время это влечет за собой женский алкоголизм45, рост опасного для потомства курения, употребления наркотиков, увеличение производственного травматизма женщин, включение их в преступные группировки, в экстремистские движения.
  В современных условиях налицо дезинтеграция и дезорганизация семьи. Мы сказали, что по существу перед нами в развитых странах уже не моногамия, а некая форма парного брака. Это выражается в гигантском росте разводов, росте процента детей, рожденных вне зарегистрированного брака, подъеме проституции и сексуальной распущенности. Огромную отрицательную роль играет здесь и порнобизнес. Если в индустриальном обществе классического капитализма отчуждение захватывало по преимуществу сферу материального производства, то теперь отчуждение распространяется и на сферу приватного, в частности - на сексуальные отношения.
  Дезорганизация современной семьи предстает как источник неблагополучия молодого поколения. Родители становятся жертвами общества, а дети - жертвами своих родителей. Растут детское и юношеское пьянство и наркомания46. Дезорганизованная семья порождает отклоняющееся поведение детей и их психические расстройства. Исследователями выявлено несколько типичных ситуаций, которые ведут к детским психическим расстройствам. Скажем, если родители поглощены заботами о работе, то ребенок рассматривается (сознательно или подсознательно) как нежелательный, лишается общения и может стать немым. Или другая ситуация: родители чувствуют себя униженными, ребенок переживает унижение родителей, что может повлечь за собой его "немотивированную агрессивность". Жестокие наказания детей, скрытые конфликты между родителями также могут повлечь за собой агрессивность ребенка. Если один из родителей (чаще всего - жена), лишенный общения со своим супругом (супругой), требует, чтобы ребенок становился его (ее) придатком, то это ведет к серьезным трудностям в общении такого ребенка со сверстниками. Часто у последнего разрушение и смерть становятся навязчивой идеей.
  Весьма любопытны обнаружения "регенерации" традиционной семьи в рамках современного общества. Они ярко продемонстрировали
 253
 
 себя в США, где итальянские иммигранты с Сицилии "ввезли с собой" и семейные нравы традиционной Южной Италии. Такого рода семья стала основой мафии, где сохранялись нормы традиционного общества (кровная месть, равнодушное отношение к новоевропейским установлениям права, приоритет семейных ценностей, традиционная половая мораль и т. п.)47. Аналогичные образования можно наблюдать и в постсоветской России. Они в известной мере раскрывают "анатомию" криминальности в современном мире, которая зачастую возникает как столкновение новоевропейских норм с нормами традиционных культур48.
  В целом современная семья находится в серьезном кризисе, выражающем трудное положение всей новоевропейской цивилизации, всего нынешнего социального порядка. Этот последний формируется в значительной мере сам по себе, стихийно. Мы отправляемся в неведомый нам путь, к новой цивилизации, к новому социальному порядку. С одной стороны, у него открываются захватывающие перспективы, с другой - столь же громадные опасности.
 7.4. СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ, ПРОФЕССИИ
  Профессионально-классовые дифференциации развертываются по той же схеме, что и возрастные и половые различия. Люди должны обладать средствами к жизни. Это, вообще говоря, внесоциальное условие их существования предполагает необходимость производства и, следовательно, того или иного распределения деятельности, производящей эти средства. Соответственно возникают общности, занимающие то или иное место в данном распределении. В цивилизованном обществе такие общности конституируются в конечном счете как социально-экономические классы, статус которых обрастает множеством коннотативных социальных смыслов.
  Между классами формируются специфические отношения, которые имеют две стороны. Мы уже видели аналогичную структуру отношений между возрастами и между тендерами. Во-первых, это сторона сотрудничества, солидарности. Ведь социальные классы предполагают друг друга, они не могут друг без друга существовать, они нужны друг другу49. Во-вторых, это сторона соперничества, классовой борьбы.
  Марксизм в теории принимает цивилизованный процесс смещения господствующих классов и их лидеров (при условии, конечно, что они не будут оказывать вооруженного сопротивления). Это касается и форм классовой борьбы вообще. Они представляют собой не только рациональное решение социальных конфликтов, но и прорыв архаических стихий в сферу политики50.
 254
 
  Особое внимание классовой и профессиональной дифференциации социума уделяют деятельностные модели социальной реальности, в частности - марксистская модель. Здесь подчеркивается, что в процессе материального производства люди вступают в объективные отношения (производственные отношения), которые не только не зависят от воли и сознания людей, но сами определяют эту волю и сознание. Стержнем таких отношений оказываются отношения собственности на средства производства.
 74-1- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА
  Важнейшую роль в конституировании личности, ее идентификации в новоевропейской цивилизации играет профессия51. В социуме, где господствует производство, люди идентифицируются в соответствии с тем местом, которое они занимают в общественном разделении труда. Крупные подразделения здесь представляют собой классы, более мелкие выступают как профессиональные сообщества. Идентификация с профессиональным сообществом существенна для индивида. Здесь возникает достоинство современного человека - его профессионализм. Будем, впрочем, иметь в виду, что профессионализм вступает в противоречие с персональностью .
  Новоевропейская цивилизация особое значение придает ценности профессионализма53, которая культивируется54. Профессионализм выступает как одна из высших ценностей личности, как важнейший критерий положительной оценки человеческой индивидуальности.
  Как реакция на утверждение этой ценности возникает тезис о ценности дилетантизма. Дилетантизм предстает как форма мар-гинализма. Нередко отмечается, что дилетанты весьма творчески продуктивны55, а "чрезмерный" профессионализм оказывается часто неэффективным56. К. Э. Циолковский с гордостью говорил о себе: "... Я... самоучка чистых кровей. Что это звание безусловно почетно и ничуть не менее звания академика, в этом я уверен. Наиболее выдающиеся умы человечества всегда были самоучками. Я даже составил таблицу гениев-самоучек, и оказывается, что в эту таблицу вошли наиболее одаренные люди всех времен и народов, гении первого класса. Среди них вы можете отыскать Аристотеля, Демокрита, Гиппократа, Леонардо да Винчи, этого многократного гения, Декарта, Ломоносова, Фарадея, Пастера, Эдисона... "57
 7.4-2. ИДЕЯ СОБСТВЕННОСТИ
  Деятельностный взгляд на мир (и соответственно дифференциация социума на общности, определяемые производством) делает од-
 255
 
 ним из центральных понятие собственности. Собственность есть не что иное, как специфическая форма идентификации и самоидентификации. Исторически одной из первых была собственность на территорию. С развитием хозяйства присвоение средств производства оказывается для собственника присвоением собственного содержания. Либо человек владеет некоторым вещным богатством, либо он владеет только собственной способностью к труду. С помощью идеи собственности могут быть тематизированы такие важные для новоевропейской цивилизации понятия, как богатство, бедность, нищета58.
  Обратим особое внимание на феномен бедности, обычно оставляемый в тени. Бедность отрицательно воздействует на духовные характеристики личности, особенно в процессе формирования этой последней. "Дефекты в культурном развитии, возникающие в условиях постоянной бедности, часто еще с ранних лет прививают ребенку и воспитателям привычку отказываться от постановки целей (или их добровольно ограничивать), от мобилизации средств и отсрочки вознаграждения"59. При этом подобные явления возникают на ранних этапах, и их бывает трудно устранить60. Бедность ослабляет "длинную волю", снижает ответственность61.
  Возникает так называемая культура бедности, представляющая собой как бы "отученность" от собственности. Носители данной культуры согласны со своим низким уровнем жизни, они не участвуют и не хотят участвовать в основных институтах общества. В этой среде преобладают такие установки, как беспомощность, зависимость, униженное положение, низкая мотивация к труду и достижениям, ориентация
 62
 на нынешний день .
  Можно сказать, что "культурой бедности" заражена современная Россия. Анализ показывает, что ее социально-философским основанием служат предпочтение натуралистической модели социальной реальности и недооценка деятельностного начала63. "Тайна нашей бедности заключается в том, что при обилии природных ресурсов мы оказались бедны массовой способностью реализовать это потенциальное богатство. Мы оказались избалованы возможностями экстенсивного развития, в первую очередь обилием земли. На этой основе не развивалось умение формировать общество, способное эффективно разрешать свои проблемы... "64
 14.3. КЛАССОВОЕ ЧЛЕНЕНИЕ И ИЕРАРХИЯ
  Разделение на классы связывается с социальной иерархией. Выделяются привилегированные, господствующие классы и непривилегированные, угнетенные классы. Последние организуются в различные объединения. Начиная с XIX в. в Западной Европе это - "рабочее
 256
 
 движение", или "социалистическое движение", которое распадается на профсоюзы, рабочие, социалистические и коммунистические партии. Эти партии вырабатывают свою идеологию, направленную против гос-подствующих социальных групп00.
  В цивилизованном обществе всегда существовало постоянное "фоновое" недовольство угнетенных классов, трудящихся, но тематизи-ровано, артикулировано, выявлено именно как таковое оно было с формированием социалистических движений. Конфликты между господствующими классами и трудящимися осмысляются в социалистической идеологии как классовая борьба. Если молодежные движения формулируют императив: "Долой геронтократию!", современные женские движения - "Долой фаллократию!", то рабочие движения, рассматривающие всю историю до сих пор существовавших обществ как историю борьбы классов, пишут на своем знамени: "Долой власть частных собственников, эксплуатирующих трудящихся!"66
  Между правящими классами и беднейшими трудящимися классами есть посредник: средний класс. Средний класс рассматривается сегодня как гарант социальной стабильности, а наличие маргинальных слоев общества, социальное положение которых шатко, ведет к обострению социальных противоречий и к социальной нестабильности. Если дистанция между бедными и богатыми велика, а средний класс неразвит, то социум оказывается неустойчивым. Именно такой ситуация была в России начала XX в., как и в нынешней России, которая характеризуется "полюсным характером социальной структуры"67.
  Основная, по существу, проблема, имеющая важный аксиологический аспект, - это вопрос о "классовой борьбе" или "классовом сотрудничестве". Рабочие движения второй половины XIX и первой половины XX в. существенно разделяются на те, которые стремятся достичь "классового мира", и те, которые стремятся уничтожить эксплуататоров как класс, ставя на первое место победу в классовой борьбе. Очевидно, что если в обществе дистанция между верхами и низами - богатыми и бедными - велика, то здесь преобладают стремления к бескомпромиссной победе в классовой борьбе. Если же эта дистанция сравнительно невелика и в обществе влиятелен средний класс, то здесь преобладают общественные движения с установкой на компромисс, классовый мир (т. е. - в терминологии непримиримых - "соглашатели", "оппортунисты", "ревизионисты" и т.д.).
 7.4-4- ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КЛА ССОРОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
  Исторически классовая дифференциация в цивилизованном обществе прошла несколько этапов. Прежде всего это касты в ратших тра-
 257

<< Пред.           стр. 14 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу