<< Пред.           стр. 16 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

  37 Существует две теории парного брака: 1) парный брак приходит на смену
 групповому браку, почему и дополняется столь широко такими пережитками, как
 терпимое отношение к добрачным и внебрачным связям, существование наряду с
 "основными" "дополнительных" жен и мужей. Эта теория наиболее распростране
 на; 2) парный брак - древнейшая форма брака, всегда сочетавшаяся с элементами
 групповых отношений между полами.
  38 Следует отметить такие экзотические формы брака, сохранившиеся до
 XX в., как полигиния и полиандрия. Полигиния - многоженство - одна, из исто
 рических форм брака, представляющая собой разновидность патриархата. В позд-
 277
 
 них формах полигиния сохранялась на Востоке для господствующих классов до 20-х годов XX в. (гаремы). Полиандрия - гораздо более древняя форма. Это пережиток не патриархальной семьи, а еще группового брака. В XIX в. полиандрия бытовала у алеутов, эскимосов, в Тибете, Индостане (братская форма полиандрии). Социальный порядок мыслится по типу порядка универсума и наоборот. Поэтому естественно, что "брачное поведение" животных мыслится по типу и в терминах сексуального поведения людей. Так, подробно описана полигиния у многих млекопитающих. Самец-доминант собирает вокруг себя 15-20 самок, при которых держатся несколько молодых самцов, совершающих постоянные "набеги" на охраняемый доминантой "гарем" (ушастые тюлени, котики, сивучи, копытные и другие животные и птицы). Реже в животном мире наблюдается полиандрия (кулики-плавунчики, трехперстки). Очевидно, что тонкие наблюдатели животного мира, какими были наши далекие предки, мыслили свои брачные порядки по типу отношений животных. Все это укладывалось в тотемное мышление или в его пережитки.
  39 Мы описываем только тенденции в рамках идеального типа. В многообраз
 ных модификациях реального рабства существовали и бесконечные исключения и
 особенности. Это относится и к феодальной и буржуазной семье, которые будут
 описаны ниже.
  40 См., напр.: Суровягин СП. Философия семьи: Цель семьи. Главенство в
 семье. Любовь и брак. Тюмень, 2000.
  41 Китайская поговорка "много детей - обеспеченная старость" во многом объ
 ясняет поразительное чадолюбие китайцев, с которым "сражается" государство,
 неспособное обеспечить социальными инфраструктурами такое количество новых
 граждан.
  42 Картина самообъяснения женского репродуктивного поведения в современ
 ной России представлена в: Исупова О. Г. Социальный смысл материнства в совре
 менной России. ("Ваш ребенок нужен только Вам") // Социс. 2000. № 11. С. 98-107.
  Вывод социолога: "Основное место в системе жизненных ценностей женщин занимают семья и дети" (Рыбцова Л. Л. Жизненные ценности женщин // Социс. 1997. №10. С. 30).
  44 Марк Аврелий был признателен своему прадеду за то, что благодаря ему бу
 дущему императору и философу удалось избежать посещения публичных школ и
 воспользоваться услугами прекрасных учителей на дому (Марк Аврелий. К самому
 себе. М., 1914. С. 5). В публичной школе не учились многие великие изобретатели и
 ученые (Т.А.Эдисон, А.Д.Сахаров). Все более подвергается сомнению необходи
 мость публичного воспитания дошкольников, особенно - в самом раннем возрасте.
  45 Женское пьянство и алкоголизм связываются социологами с трансформа
 цией ролевой структуры современного общества в развитых странах. Перенимая
 "классические" мужские роли, женщины перенимают и "классические" компен
 саторные механизмы. Среди женщин с высшим образованием число пьющих при
 мерно в 5-6 раз выше, чем среди женского населения в целом. Поскольку женский
 алкоголизм осуждается сильнее, чем мужское пьянство, он принимает более жест
 кие и запущенные формы.
  46 По американским данным, прирост потребления вина и виски девушками
 выше, чем такой же прирост для юношей, что представляет собой "мину замед
 ленного действия" по отношению к будущему.
  47 Яркой иллюстрацией здесь может быть роман Марио Пьюзо "Крестный
 отец".
  48 Следователь по особо важным делам Н.В.Иванов показывает в своих вос
 поминаниях, как еще в советскую эпоху, проверяя одну из среднеазиатских рес
 публик, юристы обнаружили, что система взяток охватывает всю эту страну -
 от рядового колхозника до Первого секретаря, который вез "подарки" в Москву.
 Это был по существу традиционный социальный строй, где "взятка" (с новоевро-
 278
 
 пейской точки зрения) служила естественной традиционной формой личностных отношений между низами и верхами. Дело захлебнулось не потому, что какие-то злые силы "развалили" его, а потому, что невозможно было посадить за решетку целую республику.
  49 Упреждая возможные недоумения, скажем, что и рабочим необходимы предприниматели, которые организуют рабочие места, вкладывают капитал и тем создают условия самого существования рабочих.
 Иллюстрацией может служить здесь роман Э. Золя "Жерминаль".
  51 См., напр.: Ермолаева Е. П. Преобразующие и идентификационные аспекты
 профессиогенеза // Психологический журнал. 1998. Т. 19. №4. С. 80-87.
  52 Это противоречие глубоко представлено в философском романе Роберта
 Музиля "Человек без свойств".
  См. в связи с этим работу М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма". Особо остро проблема профессионализма и дилетантизма стоит в немецкоязычной культуре. Гёльдерлин, протестуя против тотальной профессионализации, говорил о том, что в Германии нет людей - одни профессии. Роберт Музиль, цитирующий в своем дневнике это место из Гёльдерлина, в "Человеке без свойств" стремится выработать одноименный тип человека, стоящего выше профессионализации.
  В России XIX в. существенную роль в общественной жизни играли профессиональные балы (см.: Колесникова А. В. Бал в истории русской культуры: Автореф. дис. ... канд. культурологии. СПб., 1999). Применительно к современным условиям речь может идти о соревновании КВН, где болеют за команду своего вуза, и т. п. В КВН театральность представления своего объединения особенно очевидна.
  55 См., напр.: Модестов А. П. Замечательные работники науки и техники. М.,
 1927. - Книга была выпущена Издательством АССНАТ, а АССНАТ - это Ассоци
 ация натуралистов-самоучек, самодеятельная организация, связанная в Коммуни
 стической партии с "рабочей оппозицией".
  56 Так, например, сообщается, что при одном из трудных восхождений на Эве
 рест, закончившемся трагедией, погибли в основном профессиональные альпини
 сты (ГЕО. 1998. №9).
  57 Чижевский А. Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским. Вос
 поминания. М., 1995. С. 189-190.
  См. тематизацию этих понятий: Прудон П.-Ж. Бедность как экономический принцип. М., 1908. - Богатство и нищета, по Прудону, порождают друг друга. С его точки зрения, оптимальное состояние общества-это всеобщая "здоровая" бедность, которая не унижает человека. Однако такая дифференциация бедности и нищеты не привилась в литературе, и их обычно рассматривают как синонимы.
 59 См.: Брунер Док. Психология познания. М., 1977. С. 300.
 60 Там же.
  61 Впрочем, воздействие бедности на развитие личности носит вероятностный
 характер и сказывается отрицательно не всегда.
  62 Ахиезер А. С. Богаты мы или бедны? // СО: Современное общество (Харь
 ков). 1994. №3. С. 43.
  63 А. С. Ахиезер пытается связать российскую "культуру бедности" с нату
 ралистическими установками. Культурный стереотип бедности имеет свою обще
 философскую основу в признании первичности материальной среды, природных
 ресурсов (материи) и вторичности человеческого творческого начала (сознания)
 (Там же. С. 49). Конечно, такого рода объяснение представляется несколько наив
 ным и прямолинейным. Скажем, здесь совсем не учтено воздействие православия.
 Если протестантская этика столь сильно повлияла на формирование западного об
 щества, то логично предположить, что и православие существенно воздействовало
 279
 
 i
 
 на развитие российского общества. Однако А. С. Ахиезер прав в том отношении, что можно проследить общефилософские основы "культуры бедности".
 64 Там же. С. 47-48.
  65 Классическое произведение здесь - "Манифест Коммунистической партии",
 написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1848 г.
  66 Добротный цитатник о классовой борьбе: Борьба классов. Из произведений
 К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Р. Гильфердинга, К. Каутского, Г. Кунова.
 М., 1927.
  67 См., напр.: Иванова Н.А. Сословно-классовая структура России в XIX -
 начале XX в. // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1996. №4.
 С. 29-37.
  68 О кастах см.: Неру Док. Открытие Индии. Кн. 1. М., 1989 (особенно §8
 гл. 6: "Теория и практика кастовой системы"). Прекрасная иллюстрация также:
 Сингх К. Тигр Раджастана. М., 1980 (где описывается каста охотников шикари в
 условиях современности).
  69 О сословиях в России см.: Ключевский В. О. История сословий в России //
 Ключевский В. О. Соч. Т. 6. М., 1959; Голобуцкий В. А. 1) Черноморское казаче
 ство. Киев, 1956; 2) Запорожское казачество. Киев, 1957. О сословиях на Востоке
 см.: Илюшечкип В. П. Сословно-классовое общество в истории Китая. М., 1986.
 О сословиях на Западе см.: Барг М. А. Буржуазная историография о социальной
 структуре средневекового общества // Вопросы истории. 1966. №2.
  70 См. с этой точки зрения столь существенный для русского социалистиче
 ского движения роман Н. Г. Чернышевского "Что делать?", а также блестящий
 анализ классического западного "рабочего" романа Э.Золя "Жерминаль": Ауэр-
 бах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе.
 [2-е изд.]. М.; СПб., 2000 (гл. XIX: "Жермини Ласерте"),
  71 См., напр.: Тихонова Н. Факторы социальной стратификации в условиях
 перехода к рыночной экономике. М., 1999.
 72 Ильин В. Н. Религия революции и гибель культуры. Париж, 1987. С. 132.
 "Крестьянство, возникшее вместе с сельским хозяйством, есть необходимое
 условие всякого цивилизованного общества" {Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. С. 156). О крестьянстве в России см., напр.: История крестьянства в России с древнейших времен до 1917 г. Т. 1: Предпосылки становления крестьянства. Крестьянство рабовладельческих и раннефеодальных обществ (6-5 тысячелетия до н.э. - 1 тысячелетие н.э.). М., 1987; Т. 2: Крестьянство в период раннего и развитого феодализма. М., 1990; Т. 3: Крестьянство периода позднего феодализма (середина XVII в. - 1861 г.). М., 1993.
  74 Впрочем, сегодня ситуация существенно меняется. А. Михалков-Кончалов-
 ский приезжает в деревню, где ставит фильм "Курочка Ряба". В фильме активно
 участвуют местные жители, но когда они его смотрят, он им явно не нравится. Они
 упрекают режиссера, используя известные клише: "Мы вас кормим, а вы... " Ми
 халков-Кончаловский возражает: "Это вы меня кормите?] Нет, это я вас кормлю!
 Я зарабатываю доллары, а вы в своем сельмаге покупаете американские куриные
 окорочка, которые столь существенны в вашем питании!" Афоризм, направленный
 в 40-е годы XX в. против "безродных космополитов", которые преклоняются "пе
 ред иностранщиной", - "А сало русское едят" (В. И. Лебедев-Кумач) -сегодня не
 попадает в цель.
  75 См. изображение крестьянина у К.И.Рождественского (1932) из круга
 К. С. Малевича.
  76 "Крестьянство внеисторично и потому бесписьменно" (Шпенглер О. За
 кат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. С. 156). Нацизм придавал
 крестьянству особый положительный смысл: "Уже одна возможность сохранить
 в качестве фундамента всей нации здоровое крестьянское сословие имеет совер
 шенно неоценимое значение. Ведь многие наши нынешние беды являются только
 280
 
 следствием нездоровых взаимоотношений между городским и сельским населением. Наличие крепкого слоя мелкого и среднего крестьянства всегда было лучшей защитой против социальных недугов, от которых мы сейчас страдаем. Более того, это единственное решение, позволяющее нации зарабатывать хлеб насущный в рамках своей экономики. Таким образом, устраняется пагубная роль промышленности и торговли, и они занимают надлежащее место в общей структуре национальной экономики со сбалансированным спросом и предложением" (Л.Гитлер, "Моя борьба") (цит. по: Райт. В. Психология масс и фашизм. СПб., 1997. С. 78).
  77 Казачество оказалось вовсе не исторической реликвией; в современной России реанимируется его роль как защитника рубежей страны.
  '8 У Т. Гоббса отношение Католической церкви гг королевской власти в Англии раскрывается по существу как отношение духовной интеллигенции и королевской администрации. Существенна в связи с этим критика Гоббсом университетов - как порожденных Католической церковью и ей служащих. У О. Шпенглера принципиально противопоставление замка и собора, знати и духовенства (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. С. 340 ел.).
  79 Особенно болезненно переживает место интеллигенции в своей социальной
 структуре Россия. Известна роль в русской истории сборника "Вехи", специально
 посвященного русской интеллигенции. Важность темы показывают и многочис
 ленные "подражания" или продолжения темы "Вех". См., напр.: Толстый (Кот-
 ляров В.). Нефилософское предисловие // Мулета. Вехи вех: Сборник статей о
 русской интеллигенции. Paris; СПб., 1999. С. 7-12. А.И.Герцен говорил, что все,
 кто читает, ненавидят власть, а кто ее признает, не читает вовсе. См. так
 же: Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии // Шпет Г. Г. Соч. М., 1989.
 С. 11-344. Здесь в щедринском духе основной конфликт русской жизни раскрыва
 ется как противостояние необразованной и тупой администрации, с одной сторо
 ны, и наглой, но тоже необразованной интеллигенции, с другой. Уже в наши дни
 В. К. Кантор иронически добавляет: раньше власть не любили те, кто читал, сего
 дня же (в постсоветской России) власть не любят те, кто пишет. За это теперь не
 ссылают, а, наоборот, приглашают во власть. Ругать власть, добавляет он, стало
 способом проникнуть в ее состав. Конечно, и В. К. Кантор, и А. И. Герцен публици
 стически заостряют проблему, но в их остроумии просвечивает вечная конкуренция
 власти и интеллигенции, которая продолжается и сегодня.
 80 В терминах Платона- "философы" (Государство 473 d).
  8 Платоновские философы, синкретическое единство знати и духовенства, и современные философы-интеллигенты - нечто различное. Когда современный политик становится ученьгм (или, наоборот, когда ученый становится политиком), это обычно не прибавляет ему искусности.
  82 Чеховские описания интеллигенции, ее жалоб и философствования следу
 ет, по мнению Т. Манна, воспринимать в ироническом ключе: "Спори о смысле
 жизни выполняют предельно комическую функцию"; это "подтрунивание над без
 граничной страстью русских к бесплодному философствованию" (Манн Т. Опыт о
 Чехове // Манн Т. Художник и общество: Статьи и письма. М., 1986. С. 223). Впро
 чем, не все согласны с Т. Манном: подчеркивается, что у героев Чехова идеальная
 и обыденная стороны жизни тесно переплетены (Зипге.рман Б. Театр Чехова и его
 мировое значение. М., 1988. С. 50-51). Подробный художественный анализ жизни
 русской интеллигенции конца XIX -• начала XX в. дан у М Горького в "Жизни
 Клима Самгина".
  83 Барт Р. Писатели и пишущие // Барт Р. Избранные работы: Семиотика.
 Поэтика. М., 1994. С. 134. -Здесь прослеживается и еще одна закономерность: ин
 теллигенция часто ассоциируется с национальным меньшинством или с иностран
 цами. То же и в российской истории: "интеллигент и грек" ¦ - в Киевской и Москов
 ской Руси, "интеллигент и немец" - -в России XVIII в., "интеллигент и еврей" - в
 России XX в. Вспомним слова известной пародией пени ",:1у6ину|гкг-,,
 281
 
 Англичанин хитрец, чтоб работе помочь,
 Изобрел за машиной машину,
 А наш русский мужик,
 Коль работать невмочь,
 Так затянет родную "Дубину".
 Правда, не во всех изданиях песни эти слова приводятся.
  84 См., например, "Опыты" М.Монтеня (особенно кн. 2, гл. 37). "Нет такого
 народа, который на протяжении веков не обходился бы без медицины, особенно в
 раннюю, т. е. в самую лучшую и счастливую, пору своего существования". Или:
 "Вплоть до времен Плиния ни один римлянин еще не отваживался заниматься ме
 дицинской практикой; этим делом занимались только иностранцы и греки. .. " Или
 из 13-й главы 3-й книги: "... Платон полагал, что любая страна только терпит от
 юристов и медиков" (Монтень М. Опыты. М., 1991. С. 320, 326, 565). Много зло
 го о врачах сказал Мольер. Человек совсем другой интеллектуальной традиции -
 К.Э.Циолковский, - по существу, выражает ту же мысль, пренебрежительно от
 зываясь о медицине: "Трудно сказать, что пойдет быстрее-технический прогресс
 или прогресс физики и биологии. Про медицину я и не говорю, она, как всегда,
 будет плестись в хвосте. ¦ . (курсив мой. - К. П.)" (цит. по: Чижевский А. Л. На
 берегу Вселенной. .. С. 440).
  85 Обратим внимание, что о классе в этой привычной терминологии мы рас
 суждаем как о субъекте, не обосновывая саму возможность и правомерность такого
 рассуждения. Класс "осознает себя" или "класс не осознает себя", класс "создает
 или не создает" свою идеологию, формирует "свои" организации и т. д.
  86 Социальный институт науки, например, сегодня представляет собой объ
 единение, куда входят около 4-5 млн научных работников. Этот институт весьма
 дорог. Только современный телескоп стоит ок. 15 млрд долл.
  Особенно последнее понятие было стерто до клише, до бездумной стереотипной фразы в официальном историческом материализме, но на самом деле "общественное сознание", формы его бытийствования представляют серьезную теоретическую проблему. То же и с понятием "духовная жизнь". Эта последняя предполагает не просто общение индивидов в рамках социума, но особое качественное образование в смысле "народного духа", Volksgeist. Народный дух являет собой движение, преобразование и т. п.
  88 Эти идентификации и проекции могут принимать мистические формы, как
 в известном фильме А. Куросавы "Тень воина".
  89 Наиболее популярный у нас в последнее время мыслитель, посвятивший себя
 проблемам этноса,-Л. Н. Гумилев. Краткое аутентичное изложение собственной
 теории у этого чрезвычайно плодовитого автора см.: Гумилев Л. Н. Биография на
 учной теории, или Автонекролог // Знамя. 1988. №4. Отметим еще ряд его работ:
 Гумилев Л. Н. 1) О термине "этнос" // Доклады отделений и комиссий Геогра
 фического общества СССР. 1967. №3; 2) Этногенез и этносфера // Природа. 1970.
 № 1-2; 3) Хунны в Китае. М., 1974; 4) Биосфера и импульсы сознания // Природа.
 1978. № 12. Существенно, что в условиях сегодняшнего идеологического вакуума в
 России его евразийская геополитическая доктрина является по существу полуофи
 циальной. Однако Л. Н. Гумилев не может быть понят в полной мере вне контекста
 не только самого евразийства, но и целого ряда западноевропейских геополити
 ческих концепций, в частности концепции немецкого исследователя Ф. Гребнера,
 разделявшего "народы-гости" и "народы-хозяева". Первые предпочитают экстен
 сивные стратегии расширения, захвата новых территорий, создания империй, вто
 рые-интенсивные стратегии освоения ограниченных "исконных" территорий.
  90 О. Шпенглер во втором томе "Заката Европы", характеризуя арабские (ма
 гические) культуры, показывает меньшую роль территории в формировании соот
 ветствующих этносов.
 282
 
  91 В летописях читаем речь князя Изяслава: "Вы за мной вышли из Русской земли, лишились сел своих и всех животов, да и я от своей дедины и отчины не могу отказаться; но либо голову свою сложу, либо возвращу свою отчину и все ваши животы... " (цит. по: Соловьев С. М. Русская летопись для первоначального чтения // Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989. С. 94).
  9 О вписанности архитектуры в природу см.: Lampugnani V. М. Visionary Architecture of the 20th Century. Master Drawings from Frank Lloyd Wright to Aldo Rossi. Stuttgart, 1982.
  93 Как, скажем, особенности национального характера русского народа выво
 дят из его бесконечных просторов (см., например, В. О. Ключевского). Можно ведь
 рассуждать и наоборот: русский народ потому занял такую территорию, что таков
 его психический склад.
  94 О.Шпенглер так описывает "понятие" крови: "Кровь для нас -символ жи
 вого. Беспрерывно, никогда не иссякая, во сне и наяву, перетекая из материнского
 тела в тело ребенка, циркулирует она по телу от его зачатия до смерти. Кровь
 предков течет по цепи потомков, объединяя всех их великой взаимозависимостью
 судьбы, такта и времени" (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии ми
 ровой истории. Т. 2. С. 8).
  95 Очевидно, что эндогамия - условие выработки и поддержания определен
 ного генотипа этноса. Важно, конечно, еще и определенное единство культуры.
 См.: Рыбаков С. Е. К вопросу о понятии "этнос". Философско-антропологический
 аспект // Этнографическое обозрение. 1998. №6. С. 3-15. Указанный автор опреде
 ляет этнос так: "Этнос - это общность людей на основе обеспеченного эндогамией
 и языком единства ценностных ориентации, которые символически выражаются в
 стиле культуры и образе жизни" (Там же. С. 13).
  96 Вот достаточно типичный пример: "Два великих племени... арийское и
 семитическое. Если мы проследим за характером этих двух племен на всем про
 тяжении их существования, мы будем поражены глубоким различием, которое по
 всюду и во всем обнаруживается между ними". И далее развертывается характе
 ристика этих "двух великих племен" в философских категориях. Так, оказывает
 ся, что арийцам присуща объективность, способность к наукам и искусствам, в
 то время как семитам присуща субъективность, способность к анализу текстов,
 и т. д. Вся дальнейшая всемирная история ведет к синтезу этих "семитических"
 и "арийских" элементов (Розанов В. В. Место христианства в истории // Роза
 нов В. В. Религия и культура. М., 1990. С. 23, 46). В результате получается на
 первый взгляд очень стройная философия истории, исполненная некоторого ме
 тафизического смысла. Однако, конечно, такое прямое подведение некоторых эм
 пирических явлений под всеобщие категории для современного человека неубеди
 тельно.
  97 См., напр.: Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. №3. -
 Интересным в этом смысле было также выступление Ж. Бодрийяра на философ
 ском факультете СПбГУ (1996) с докладом на тему "После оргии".
 98 Монтень М. Опыты. С. 320.
  См. анализ "тендерной картины мира": Рябов О. В. "Матушка-Русь": опыт тендерного анализа поисков национальной идентичности России в отечественной и западной историософии. М., 2001.
  См., напр.: Алексахина Н.А. Тенденции в изменении национальной идентичности народов России // Социс. 1998. №2. С. 49-54.
  101 И здесь в нашей цивилизации мы отмечаем существование правовых установлений, которые, преодолевая неравенство, обнажают его. См., напр.: Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации // Международные документы по правам человека. С. 50-54.
  Немногие так бездарно упустили свой шанс - разве что Аргентина, которая занимала в начале XX в. 4-е место по уровню жизни и ВВП которой сейчас в три
 283
 
 раза меньше, чем у Франции. У нас связь зависимости и отсталости в начале прошлого века была очень своеобразной, а теперь эта связь все более становится такой же, как и в "третьем мире" (см.: Красилъников В. А. Зависимость и отсталость в развитии России // Мир России. 1996. Т.о. №4. С. 67-96).
  103 Существенны в связи с этим самоопределения евреев. Подчеркивается ис
 ключительность этой группы. А. Штейнзальц говорит, что "кроме общей истории
 евреев разных стран ничто не объединяет: ни единая земля, ни единый язык, ни
 единая культура. .. С этнической точки зрения трудно утверждать, что существует
 такой этнос, как евреи". По Штейнзальцу, евреи - это не народ, а семья, поэтому
 евреем можно быть, даже не сознавая этого (см.: Рывкипа Р. В. Евреи в современ
 ной России // Общественные науки и современность. 1997. № 5. С. 47-58).
  104 93-95% евреев в современной России не знают языка, 84% не религиозны,
 30% не отмечают еврейские праздники. Даже на учредительном съезде Федера
 ции еврейских организаций ивритом владели только 2-3% делегатов. Господствуют
 смешанные браки (в 1960-е гг. - 50%. в 1980-е гг. - 80%) (см.: Там же).
  105 См., напр.: Сибирянин Р. А. Следы зверя в истории России. М., 1998.-
 Здесь представлена крайняя антисемитская позиция в современной России. Даже
 убийства ведущих деятелей русской политики и культуры связываются Сибиряни-
 ным с иудейскими религиозными праздниками.
  106 См.: Трахтенберг Д. Дьявол и евреи: средневековые представления о ев
 реях и их связь с современным антисемитизмом. М.; Иерусалим, 1998. С. 4 (ред.:
 Харитонович Д. Антисемитизм в прошлом и настоящем // Новое литературное
 обозрение. 1999. №5 (39). С. 385-398).
  107 См.: Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996 (особенно гл. 1: "Антисе
 митизм как вызов здравому смыслу").
  108 Исследование проводилось в Пермской области в 1994-1995 гг. Был опрошен
 101 представитель еврейской национальности.
  109 Разинский Р. В. Евреи Российской провинции: штрихи к социальному порт
 рету // Социс. 1997. №10. С. 40.
 110 Там же. С. 41.
  111 Отсюда такая парадоксальная постановка вопроса, как, например: Клям-
 кин И. М., Лапкин В. В. Русский вопрос в России // Полис. 1995. №5. С. 78-96.
  112 У разных народов такого рода переход представал по-разному. У римлян
 он принял форму "изгнания царей": "По изгнании царя народ клятвенно обязался

<< Пред.           стр. 16 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу