<< Пред.           стр. 17 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 никогда не допускать восстановления царской власти, само имя "царь" навсегда
 осталось в Риме ненавистным. .. Власть вручена была теперь не одному лицу и
 не пожизненно, а сроком на год и двум лицам - консулам" (Моммзеп Т. История
 Рима. СПб., 1993. С. 31).
  113 См., напр.: Pascher M. Deutsches Wesen und Deutscher Weltberuf. Die
 Weltkriegsschriften Paul Natorps und der Marburger Neukantianer // Wiener Jahrbuch
 fur Philosophie. 1994. Bd. XXVI. S. 103-116. - Характерно, что именно во время
 Первой мировой войны выходит кн.: Бердяев Н. А. Душа России. М., 1915.
 114 См. "Речи к немецкой нации" И.Г.Фихте.
  115 Представляет с этой точки зрения интерес полемика по поводу включения
 графы "национальность" в новый российский паспорт. Корни данной полемики,
 по существу, лежат еще в Античности. Как видим, в итоге победила этатистская
 позиция.
  116 О. Шпенглер подмечает различное отношение этносов к письменности: "Ес
 ли мы так мало знаем об индогерманском языке, то это связано с тем, что две
 наиболее ранние культуры, пользовавшиеся его системой, индийская и античная,
 вследствие свойственной им внеисторичности не только не изобрели собственной
 письменности, но даже чужую позаимствовали в позднее время... Напротив того,
 в арабской культуре всякая религия разрабатывала собственную письменность и
 сохраняла ее даже при смене языка: долговременность священных книг и учений
 284
 
 и письмо как символ длительности образуют здесь неразрывное целое" (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. С. 155).
 117 Если это понятие не используется как синоним народа.
 118 Эта идея представлена у И.Канта в трактате "К вечному миру" (1790).
 110 Во Франции евреи в 1879 г. впервые получили статус равного гражданства,
 гарантировавшего им безопасность, достоинство, право на собственность. Можно быть и евреем, и французским гражданином. То же, по идее, должно было бы быть и для мусульман во Франции, но исламский фундаментализм постоянно порождает здесь проблемы. На том же основании развертывается конфликт с Католической церковью, претендующей навязать Франции католицизм как особую ценность, независимо от прав и свободы совести остальной части населения. Стабильность однородного гражданского общества была поколеблена, когда были ограничены права для североафриканских иммигрантов. Напряженность возникает, если ассимиляция принудительна, а полное гражданство не гарантируется. Алжир был частью Франции, но не все французские подданные на этой территории были полноправными гражданами.
  120 Audard С. Political Liberalism, Secular Republicanism: Two Answers to the
 Challenges of Pluralism // Philosophy and Pluralism. Cambridge, 1996. P. 163-175
 (см.: РЖ. 3.98.04.012).
  121 См., напр.: Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах
 мира. М., 1998. Ср. с противоположным взглядом: Нищие Ф. О пользе и вреде
 истории для жизни // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1990. С. 158-230.
  122 Стимулом в процессе деколонизации всегда выступало стремление к созда
 нию национального государства. Одним из возможных путей этногенеза в XX в.,
 таким образом, оказывается процесс/эксцесс деколонизации (см.: Bechford H.
 Staaten ohne Nation: Sozialismus als Machtfaktor in Asien und Afrika. Stuttgart, 1980).
  123 См. такую постановку вопроса в кн.: Давыдов Ю. Н. Искусство как социо
 логический феномен. М., 1968.
 124 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3-4.
  125 См.: Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назна
 чение истории. М., 1991. С. 288-419.
  126 См., напр.: Синельников В.М., Горшков В. А., Свечников В. П. Систем
 ность бытия и вселенной. Кн. 2. М.; Ставрополь, 2001.
  127 См., напр., типичное произведение времен "холодной войны": Мейер Г.
 Последняя иллюзия. Американский план мирового господства. М., 1955.
  128 "Всего за полтора столетия, с 1750 по 1900 год, капитализм и технический
 прогресс завоевали весь мир и способствовали созданию глобальной (курсив мой. -
 К. П.) цивилизации" (Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая пост
 индустриальная волна на Западе: Антология. М., 1999. С. 70). См. также: Курьер
 ЮНЕСКО. 2000. Сент. (номер целиком посвящен глобализации).
  129 См., в частности: Geiss I. Europa - Vielfalt und Einheit. Eine historische
 Erklarung. Mannheim; Leipzig; Wien; Zurich, 1993.
  130 "Политический Запад -это концепция не естественная, а в высшей сте
 пени искусственная. Она не появилась бы без откровенно враждебного Востока,
 угрожающего существованию Запада. Весьма сомнительно, что Запад переживет
 исчезновение этого противника" (Харрис О. Крушение Запада // Foreign Affairs.
 1993. September - October; цит. по: Коукер К. Сумерки Запада. М., 2000. С. 7).
  131 Казалось бы, близость США и Канады очевидна и, так сказать, "хресто
 матийна". Тем не менее торговля между канадской провинцией и американским
 штатом в среднем в 20 раз меньше, чем между двумя канадскими провинциями.
 Глобализации, выражающейся в увеличении объема межнациональной торговли,
 препятствует усиление роли государства в экономике после Второй мировой войны.
 В промышленно развитых странах последняя тенденция выражалась в росте госу
 дарственных расходов, а также связанных с ними социальных расходов. До войны
 285
 
 государственные расходы в промышленно развитых странах составляли 20% ВНП, в середине 90-х - 47% (в США -34%, в Швеции -69%, в Нидерландах- 54%). См.: Rodric D. Sense and Nonsense in the Globalization Debate // Foreign Policy. 1997. No. 107. P. 19-36 (см.: РЖ. 2.98.02.076).
  132 Типичные заблуждения по поводу глобализации могут быть сведены к сле
 дующим четырем пунктам:
  1) будто бы либерализация международной торговли отрицательно сказывает
 ся на социальной политике государства и ведет к экономическому и политическому
 кризисам;
  2) будто бы стимул к развитию международной торговли на глобальном
 уровне - низкая заработная плата. Это неверно, так как низкая заработная плата
 соответствует низкому уровню производительности. Сомнительно, что в развива
 ющихся странах, которые экспортируют свою продукцию, велик разрыв между
 уровнем заработной платы и производительности;
  3) будто бы ориентированная на экспорт индустриализация в странах Восточной и Юго-Восточной Азии не привела к повышению жизненного уровня рабочих в этих странах;
  4) будто бы международная торговля и инвестиции приводят к избыточным мощностям в глобальном масштабе, поскольку, мол, глобальное производство растет быстрее, чем глобальное потребление (так как ТНК переводят свое производство в страны с более низкой зарплатой и, следовательно, низкой покупательной способностью).
 Глобализация имеет несомненные экономические плюсы:
  1) растут возможности для стран, обладающих квалифицированной рабочей силой и мобильными факторами производства;
  2) бедные страны могут избежать нищеты без существенного ограничения национальной автономии.
 Впрочем, у глобализации есть и экономические минусы:
  1) глобализация отрицательно сказывается на зарплате неквалифицированных рабочих в промышленно развитых странах;
  2) глобализация снижает уровень экономической безопасности и ослабляет систему социальной защиты.
 Реакция на экономические недостатки глобализации может быть следующей:
 1) политические акции в поддержку протекционизма;
  2) новое разделение между теми, кто процветает в условиях глобальной экономики, и теми, кто не достиг успеха.
  133 Moisy С. Myths of the Global Information Village // Foreign Policy. 1997.
 No. 107. P. 78-87 (см.: РЖ. 2.98.02.077).
  134 В мире 1,26 млрд телезрителей (200 млн смотрят кабельное телевидение,
 160 млн - цифровые телеприемники) и 690 млн владельцев телефонов. 80 млн име
 ют радиотелефоны, 200 млн - компьютеры, 30 млн присоединены к Интернету
 (Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию.
 М., 2001. С. 84).
  135 См.: Мясникова Л. А. Экономика постмодерна и отношения собственности
 // Вопросы философии. 2002. №7. С. 10.
  136 Доля информации о событиях за рубежом в общем объеме новостей сокра
 тилась с 40% в 1970 г. до 13,5% в 1995 г. (Moisy С. Myths of the Global Information
 Village. P. 82).
  137 Во время переписи 1990 г. 59 млн американцев ответили, что они немецкого
 происхождения. Их было на 25 млн больше тех, чьи предки прибыли из Англии
 (Коукер К. Сумерки Запада. С. 17).
  138 См.: Уткин А. Геоструктура грядущего века // Свободная мысль. 2000.
 №1. С. 6-25.
 139 Цит. по: Коукер К. Сумерки Запада. С. 12.
 286
 
  ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. КОСМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
  Попытаемся в итоге сформулировать основные теоретические принципы социального философствования, описать в социально-философских терминах человечество и Россию и, наконец, раскрыть экзистенциальный смысл социальной философии.
  Теперь мы можем окончательно и прямо ответить, зачем, собственно, нужна социальная философия. Она подводит нас к решению по крайней мере трех вопросов:
  1. В чем смысл бытия человечества, или - что ждет человечество в будущем?
  2. Каково место России в общем концерте эволюционирующих этносов, или - что ждет Россию в будущем?
  3. Каково место каждого человека, каково мое место в общечеловеческом и общероссийском движении, что я должен делать, что ждет меня?
  1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
  1. Социальная реальность выступает как промежуточное состояние между натуральной и супранатуральной реальностями.
  2. Всякую проблему, всякое явление социальной реальности необходимо ставить в связь с предельными основаниями бытия. Таким образом социальное бытие обретает смысл.
  3. Напротив, всякую проблему предельных оснований бытия следует ставить в связь с социальной реальностью. Таким образом философия наполняется живым содержанием и сама приобретает жизненный смысл, радикально освобождаясь от солипсистского соблазна.
  4. Следует вычленять сингулярности (например - человеческие
 индивидуальности) и множественности этих сингулярностей.
 287
 
  ¦j. Необходимо рассматривать, как происходит взаимодействие универсума социальной реальности, с одной стороны, и многообразия сипгулярностей, с другой.
  6. Для понимания мира оказывается плодотворным фиксировать промежуточные состояния - этнос, пол, возраст, поколение, профес-•¦"опальное сообщество и другие общности, которые, равно как и человеческая личность, имеют индивидуальность, т. е. включают в себя моменты сингулярности, но в то же время и признаки универсальности.
 2. ЧТО ЗНАЧИТ ВЫТЬ РОССИЯНИНОМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?
  Россия и человечество... Как представить Россию в контексте человечества? Можем ли мы сказать, что с помощью социальной философии мы поняли их лучше, чем понимали до сих пор? Мы знаем блестящие публицистические работы о современной России1. Что может к этому добавить социально-философское видение?
  Первое, что здесь существенно, - это то, что единство отдельного человека и человечества осуществляется через промежуточные ступени: семью, профессиональные сообщества, государственные институты и т. д. Как я надеюсь, из всего сказанного в этой книге ясно, что человек может статг, самим собой только через идентификацию с этими общностями. Будучи единым со своей семьей, прежде всего со своей матерью, органически, он в процессах социализации обретает единство со своим народом, с национальной культурой и языком, со своей профессией, а потом уже и со всем человечеством - культурно. Таким образом, парадоксальное (мистическое) единство каждой человеческой индивидуальности, Я, и человечества в целом достигается через органическое единство человека с семьей, родиной, культурой. Поэтому каждая индивидуальная судьба в известном смысле совпадает со всемирной историей через единство со своей страной.
  Проблема, особенно остро почувствованная нашими современниками, состоит в том, что не только человек меняется, развиваясь от рождения до смерти, но меняются и сами общности. Меняется человечество, меняются народы и культуры, меняются возможности существования семьи. И такие изменения совершаются не всегда плавно - так, чтобы для сравнительно краткой человеческой жизни это оставалось незаметным. Нет, подчас происходят бурные переломы, как это "лучилось с россиянами. Мы жили в СССР, а после "тихого и незаметного", на самом же деле судьбоносного и переломного 1991 г. оказались в постсоветской России. Многие идентификации рухнули. Россия ста-
 288
 
 ла маргинальной страной, в международном сообществе по существу страной-банкротом, состоящей из странных выморочных социальных институтов, которые не могли бы породить даже злая фантазия Щедрина или больное воображение Кафки: Россия оказалась маргинальной страной неидентифицированных маргиналов2. И в этой трагической, невыносимой ситуации только философский взгляд поможет вернуть нам уверенность.
 3. ПУТЬ К АБСОЛЮТУ
  Как человек может выйти к Иному, к трансцендентному, к Высшему? Путь социальной философии - один из важнейших путей. Социум в данном случае предстает как инстанция Иного3.
  Цивилизованному человеку, т. е. человеку, пережившему "осевое время", открылось вертикальное строение мира, открылись предельные основания бытия, открылось всеобщее, Абсолют, Бог. Но это открытие представляет собой трудную мысль, которую даже цивилизованный человек может помыслить далеко не всегда, да к тому же и не всякий.
  Однако на пути к этой трудной мысли есть некоторая опора. Эта опора - социум. Мистическое переживание единства с Абсолютом трудно, но гораздо легче, естественнее и даже обыденней переживание единства с социумом, с той или иной социальной общностью. Каждому как бы автоматически дается чувство достоинства или, наоборот, оскорбления, гордости или унижения, свободы или угнетения. Мне трудно помыслить о вечном, но я всеми фибрами души переживаю свою молодость или старость, свою мужественность или женственность, уверенность в своем профессионализме или дилетантизм, свою причастность к этносу или чуждость ему.
  Фундаментальная вертикаль мира воспринимается прежде всего как социальная иерархия. Здесь эмоциональное переживание социальной реальности идет на помощь рациональному пониманию всеобщего. Индивид - именно как один из многих, как член общности - выходит за пределы своего биологического (шире - природного) субстрата. Человек ест, чтобы жить по-человечески, а не живет, чтобы есть. Опираясь на социум, индивид становится личностью, цивилизованным человеком. Личность усваивает себе содержание целого в процедурах идентификации, проекции, символизации.
  Каждая отдельная личность в этом смысле не менее ценна, чем все общество. Общество -в каждой личности: в конечном счете в этом смысл интерсубъективности. Потому весь мировой прогресс человечества не стоит слезы ребенка. Дело не в том, что будто бы нельзя жить в обществе и быть свободным от него, а в том, как жить в обществе,
 289
 
 оставаясь свободным от него, для чего-то высшего, чем общество, чем все это множество отдельных эмпирических индивидов. Социальная философия именно как философия учит, в конце концов, этому.
  Таким образом, идентификация с той или другой общностью есть промежуточная станция на пути к Абсолюту. И не только промежуточная станция, но и стартовая площадка, трамплин. Чтобы выйти из себя, из равной самой себе природной основы, необходимо от нее отмежеваться, необходимо с ней разделиться. Поэтому, как мы видели, идентификация всегда имеет свою тень - дифференциацию.
  Социум, для того чтобы быть стартовой площадкой, должен обладать некоторыми свойствами, т. е. предоставлять широкие возможности для символизации. Возраст, тендер и (особенно) классовое членение, возникающее в совместной трудовой деятельности, открывают, как и этническая принадлежность, необозримое поле для символизации, т.е. для приписывания бесконечных смыслов земным конечным вещам и отношениям. Здесь и формируется собственно социальная реальность, возникающая в особом (вертикальном!) измерении, в принципе не сводимая к любой форме натуральной реальности.
  Существует по крайней мере две стратегемы, руководствуясь которыми индивид имеет шанс прорваться к Абсолюту через социум. Их можно назвать соответственно путем Счастья и путем Подвига.
  Формула самоидентификации - это, по существу, формула счастья. Я достигаю полноты своего человеческого бытия, если могу сказать о себе, например, так: "я - действительно молодой человек, я - настоящий мужчина, я - профессионал в полном смысле слова, я - настоящий русский!" В этих типичных конструктах первого порядка выражается "простое человеческое счастье". Не будем столь ригористичны по отношению к нему, как Фердинанд Эбнер, который отмечал в своем дневнике, что, мол, "стремление к счастью и блаженству свидетельствует о внутреннем обнищании жизни". Мы помним известное библейское: "Блаженны нищие духом!" Кто идентифицировался с общностью, с обществом, тот принят миром и принят Богом. И напротив, "кто одинок, того как будто нет на свете".
  Но есть и другой путь. Если я по тем или иным причинам не могу или не хочу идентифицироваться с общностями, то я оказываюсь маргиналом. Маргинал -одинок, он рефлектирует, предпочитает воздерживаться от конструктов первого порядка. Его внутренняя жизнь напряжена, ибо она проистекает из страдания, из чувства отщепленно-сти. Но это его напряжение часто ведет к чрезвычайной символической активности, к повышению творческого потенциала, хотя в общении такой человек, как правило, труден, неудобен. Б. Паскаль изложил программу высокого маргинализма, ведущего по пути духовного подвига: "До чего мы нелепы с нашим желанием найти опору в себе подобных!
 290
 
 Такие же ничтожные, такие же бессильные, как мы, они нам не помогут: в смертный свой час человек один. Значит, и жить ему надобно так, словно он один на свете. Но станет ли он тогда строить себе роскошные палаты и т.д.? Нет, он сразу углубится в поиски истины. А не сделает этого, -что ж, значит, людское мнение для него дороже истины"4.
  Нельзя сказать, что первый путь "правилен", а второй-"неправилен". И те, кто идет по пути счастья, и те, кто идет по пути подвига, имеют право на жизнь, они нужны друг другу. Кроме того, каждый человек чаще всего так или иначе совмещает в себе оба этих пути, живя между подвигом и счастьем.
 * * *
  Вселенная вообще -это противоборство стихий. Грани стихий представляют собой возможности, где одна стихия переходит в другую. Возможности эти реализуются только через единичное, индивидуальное. Мы на грани стихий, на границе, в поворотном пункте, и при всей своей слабости и малости по сравнению с космосом мы в состоянии управлять им.
  Кто это - "Мы"? Мы - это человечество, грань жизни и косной материи. Мы -это наша эпоха, современность, решающая эпоха в жизни человечества, открытый миру фронт человечности. Мы - это наша страна, Россия. Если мы справимся со своими общенациональными задачами, то и человечество будет спасено. Мы -это каждый из нас, боец на этом фронте, принимающий на себя всю тяжесть и ответственность решений. Нет человека, от которого не зависели бы судьбы бытия. Каждый из нас - это космическая проба, вселенская возможность.
  В мире еще ничего не предрешено, и каждая ошибка непоправима. Абсолютного будущего нет. Под ногами бездна, неверный шаг может быть последним. Как мы поступим, такова и будет Вселенная: либо она низвергнется в хаос, либо будет двигаться по пути восхождения к космосу, к точке Омега (в терминах П. Тейяра де Шардена). Мы -канатоходцы Вселенной, а социум - пружинящий канат, натянутый над бездной.
 * * *
  Итак, мы можем ответить на вопрос о смысле социальной философии: она исследует пути человека к предельным основаниям бытия,
 291
 
 никого и ничего не отвергая априорно, каждому находя место в бытии. Социум есть необходимая и трудная опора на этом пути, трамплин, забрасывающий нас в Абсолют.
 1 См., напр.: Солженицын А. Россия в обвале. М., 1998.
  2 Никого, кажется, не удивляет, что над орденами Ленина и другими советски
 ми орденами развевается российский триколор, который был не только торговым
 флагом Российской империи, но и знаменем власовской армии, во время Второй
 мировой войны вместе с Гитлером воевавшей против тех символов, с которыми
 этот флаг сейчас мирно соседствует (такую идиллическую картину можно уви
 деть, взглянув на Мариинский дворец).
  3 Ср.: Левинас Э. Тотальность и бесконечное: эссе о внешности // Вопросы
 философии. 1999. №2. С. 54-67.
 4 Паскаль Б. Мысли. М., 1994. С. 323.
 
 1
 
 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
 Бердяев Н. Судьба России. М., 1990.
 Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000.
 Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
 Зиммель Г. Как возможно общество? // Зиммель Г. Избранное: В 2 т. Т. 2: Созерцание жизни. М., 1996.
 Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1977.
 Кроне Б. Логика философии // Кроме Б. Антология сочинений по философии. История. Экономика. Право. Этика. Поэзия. СПб., 1999.
 Маркс К. 18 брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 8.
 Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.
 Маркс К. Формы, предшествовавшие капиталистическому производству // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. 1.
 Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992.
 Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
 Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991.
 Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. [2-е изд.]. СПб., 1994.
 Шелер М. Положение человека в космосе // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.
 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1: Гештальт и действительность. М., 1993; Т. 2: Всемирно-исторические перспективы. М., 1998.
 Шютц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.
 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
 293
 
 ОГЛАВЛЕНИЕ
 Предисловие 3
 Введение. Фундаментальная вертикаль 7
 Глава 1. Предмет социальной философии 12
 1.1. Контекст философского знания -
 1.2. Контекст социальных наук 18
 1.2.1. Социология -
 1.2.1.1. Нормативность 21
 1.2.1.2. Антитетичность 23
 
 1.2.2. Философия политики и политология 26
 1.2.3. Философская антропология 28
 1.2.4. Философия культуры -
 1.3. Социальная философия в России и на Западе 29
 Глава 2. Метод социальной философии 34
 2.1. Антитетичность социальной философии -
 2.2. Диалогическое и трансцендентальное видение социума -
 2.3. Эмоциональное и рациональное понимание 36
 2.3.1. Эмоции -
 2.3.1.1. Социальный опыт 40
 2.3.1.2. Терпение -
 2.3.1.3. Смех 41
 2.3.1.4. Музыка -
 2.3.2. Рацио 42
 2.4. Естественнонаучный и гуманитарный подходы 43
 2.5. Процедура типологизации 46
 
 2.5.1. Идеальный тип -
 2.5.2. Эпистемы, парадигмы, дискурсы и модели 48
 2.6. Проблемы социально-философского образования 49
 2.6.1. Нарратив. Социально-философское переписывание ...... 50
 2.6.2. "Темнота" и "ясность" нарратива 51
 Глава 3. Социальная реальность 58
 3.1. Множественность 59
 3.1.1. Отношения: равенство и различие 60
 3.1.1.1. Равенство. Толерантность 62
 3.1.1.2. Различие. Агон 63
 3.2. Деятельность 64
 3.2.1. Типология деятельности 66
 3.2.2. Поступность и преступность 67
 
 3.3. Предметность 70
 3.4. Порядок и хаос -
 
 3.4.1. Социальные институты 71
 3.4.2. Законы -
 3.4.3. Иерархия 73
 3.4.4. Власть и зависимость 74
 3.4.5. Аномия: переходные периоды, революция и война 75
 3.4.6. Проблема зла и вины: социодицея и искупление 77
 3.5. Социальный хронотоп 80
 3.5.1. Онтологический статус пространства-времени 81
 3.5.2. Социальное пространство-время 82
 
 3.5.2.1. Пространство -
 3.5.2.2. Время 83
 294
 
 3.5.2.3. Оседлость и номадизм 85
 3.5.2.4. Транспорт и путешествия 86
 Глава 4. Дискурсы социального 100
 4.1. Реалистическая модель 102
 4.1.1. Язык 103
 4.1.2. Модификации реалистической модели 105
 
 4.1.2.1. Мартин Бубер 107
 4.1.2.2. Русская религиозная традиция -
 4.1.4. Источники зла в реалистической модели 109
 4.2. Натуралистическая модель 110
 4.2.1. Растение или животное? 112
 4.2.2. Связь со средой 113
 4.2.3. "Человек есть то, что он ест" -
 4.2.4. Питание и размножение. Народонаселение 114
 4.2.5. Агрессивность 115
 4.2.6. Модификации натуралистической модели -
 
 4.2.6.1. Фрейдизм -
 4.2.6.2. Социобиология 117
 4.2.6.3. Благоговение перед живым: натуралистический "гуманизм" 118
 4.2.6.4. Этноцентризм и национализм -
 
 4.2.7. Пространство-время в натуралистической модели 119
 4.2.8. Источники зла в натуралистической модели 121
 4.3. Деятельностная модель 123
 4.3.1. Моменты истории 125
 4.3.2. Принципы деятельностной модели 127
 
 4.3.2.1. Рациональность -
 4.3.2.2. Техноморфность -
 4.3.2.3. Идея сложности 128
 4.3.2.4. Вероятностные принципы -
 4.3.2.5. Иерархия 129
 4.3.2.6. Социальный институт -
 
 4.3.3. Деятельностная модель и идеология -
 4.3.4. Модификации деятельностной модели 130
 
 4.3.4.1. Марксизм. Производственные отношения -
 4.3.4.2. Техницизм. Сила артефактов 132
 4.3.4.3. Культурология. Духовные богатства 134
 
 4.3.5. Пространство-время в деятельностной модели 140
 4.3.6. Источники зла в деятельностной модели 141
 4.4. Феноменологическая модель 147
 4.4.1. Эпохе 148
 4.4.1.1. Аксиологическое эпохе 149
 4.4.1.2. Воздержание от идеи причинности 150

<< Пред.           стр. 17 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу