<< Пред.           стр. 6 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 С. 73-84; Раушепбах Б. "Звездные войны" и возможность возникновения несанк
 ционированного ядерного конфликта // Мир науки. 1987. №2; Тиибергеп Я., Фи
 шер Д. Война и благоденствие. Интеграция политики обеспечения безопасности
 в социально-экономическую политику. М., 1988; Урланис Б. Ц. История военных
 потерь. Войны и народонаселение Европы. Людские потери вооруженных сил Ев
 ропейских стран в войнах XVII-XX вв. (историко-статистическое исследование).
 СПб., 1994; Child J. W. Nuclear War: The Moral Dimension. New Brunswick; London,
 1986.
  87 См., напр.: Киселев Г. С. Трагедия общества и человека: попытка осмысле
 ния опыта советской истории. М., 1992.
  88 Что касается "мировой катастрофы", то Елей Спейн, например, указывает
 три возможных объяснения катастроф: технократическое, духовное и историософ
 ское (см.: Салайчик Я. Киносценарий Льва Лунца "Восстание вещей" и тема миро
 вой катастрофы в литературе XX в. // Русская литература. 1998. №2, С. 137-142).
 89 См., напр.: Неймер Ю. Л. Зло.
  90 См., напр., рассмотрение историософской теории "казней Божиих": Милъ-
 ков В. В. Осмысление истории в Древней Руси. М., 1997.
 95
 
  91 См., напр.: Jaspers К. Die Schuldfrage. Von der politischen Haftung Deutsch-
 lands. Miinchen, 1965.
 92 Goldstein A. P. The Psychology of Vandalism. New York; London, 1996.
  93 Обсуждая эту тем;', необходимо иметь в виду работу X. Арендт "Эйхман в
 Иерусалиме: Банальности зла" {Arendt H. Eichmann in Jerusalem: The Banality of
 Evil. New York, 1963).
 94 Дело было в аудкгории факультета социологии СПбГУ в 1995 г.
 95 Толстой Л. Н. Поли. собр. соч.: В 100 т. Т. 53. М., 1953. С. 7.
  96 "Были предприняты эксперименты, при которых подопытных животных со
 держали в перенаселенной среде без каких-либо иных дополнительных лишений.
 Эти эксперименты показали, что у животных в таких условиях происходит увели
 чение надпочечных желез. Результатом перенаселенной среды являются также сер
 дечные болезни. .. Некоторые животные реагируют на перенаселенность не только
 вымиранием. .. В месяцы перенаселенности лемминги становятся очень нервными.
 Они суетятся как безумные... Во время перенаселения огромные стада леммин
 гов устремляются к морскому побережью. Будучи хорошими пловцами, они бес
 страшно входят в воду, по-видимому принимая море за широкую реку, и, конечно,
 тонут... Стоило только увеличить численность леммингов в виварии на несколь
 ко животных или даже на одно, как для большинства из них жизнь становилась
 нестерпимой. Вместо того чтобы устраивать дружеские потасовки, они становились
 на задние лапы и пытались схватить противника за глотку своими оскаленными
 клыками... Другие животные. .. имеют другие способы борьбы с перенаселенно
 стью. Если они обнаруживают, что место их обитания стало слишком тесным, они
 резко меняют свои "социальные взаимоотношения". Они создают порядок, основы
 вающийся на принципе господства, который в новой биологической терминологии
 называется простазией (в переводе с греческого "стоящий впереди"). Этому обще
 ственному порядку сопутствует агрессивность, и хотя она не приводит к массовому
 кровопролитию, но доводит до массовых недоразумений. .. Как только живущие в
 тесноте животные начинают действовать друг другу на нервы, они создают опреде
 ленные иерархии" (Кэрригер С. Дикое наследство природы. М., 1969. С. 149-152).
 97 См.: Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. М., 1964. С. 152-153.
  98 Гегель. Философия права // Гегель. Собр. соч.: [В 14 т.]. Т. 7. М.; Л., 1934.
 С. 34-35. Аналитический разбор см.: Легова Е. С. Гегель об истоках злой воли //
 Вопросы философии. 1996. №11. С. 32-42.
  99 "С трех сторон нам угрожают страдания: со стороны нашего собственного
 тела, приговоренного к упадку и разложению, предупредительными сигналами ко
 торых являются боль и страх, без них нам тоже не обойтись. Со стороны внешнего
 мира, который может яростно обрушить на нас свои огромные, неумолимые и раз
 рушительные силы. И, наконец, со стороны наших отношений с другими людьми.
 Страдания... из последнего источника, вероятно, воспринимаются нами болезнен
 нее всех остальных; мы склонны считать их каким-то излишеством, хотя они ни
 чуть не менее неизбежны и неотвратимы, чем страдания иного происхождения"
 (Фрейд 3. Недовольство культурой. С. 77).
 См.: Линдблад Я. Человек - ты, я, первозданный. М., 1991. С. 58.
  101 Ахиезер А. С. Об особенностях современного философствования. (Взгляд
 из России) // Вопросы философии. 1998. №2. С.З.
 102 Там же.
  103 "... Всякая... личность-титан в своем безудержном самоутверждении хочет
 решительно все на своем пути покорить себе. Но такая личность-титан существует
 не одна, их очень много, и все они хотят своего абсолютного самоутверждения,
 т. е. все они хотят подчинить прочих людей самим себе, над ними безгранично
 властвовать и даже их уничтожить. Отсюда возникает конфликт и борьба одной
 личности-титана с другой личностью-титаном, борьба не на живот, а на смерть. Все
 такого рода титаны гибнут во взаимной борьбе в результате взаимного исключения
 96
 
 друг друга из круга людей, имеющих право на самостоятельное существование" (Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982. С. 61).
  104 Диденко Б. А. Хищная власть: зоопсихология сильных мира сего (Философ-
 ско-публицистические эссе, посвященные проблеме зла, порождаемого властными
 структурами). М., 1997.
  105 См.: Штирнер М. Единственный и его достояние. М., 1906; Прудон П.-Ж.
 Что такое собственность? М., 1998; Бакунин М. Бог и государство. М.; Пг., 1918;
 и др.
  106 Скажем, концентрация зла - руководство современной России: "Нынеш
 нее российское руководство является для России раковой опухолью. Оно не отдает
 себе отчета, что погибнет вместе с огромным телом, к которому оно присосалось.
 Даже не заметив, что именно оно его и убило" (Кьеза Дж. Прощай, Россия. М.,
 1997. С. 79). Еще выразительнее эту тему развивает А.Солженицын: "19-21 ав
 густа 1991 могли стать звездным часом в истории России. События несли черты
 настоящей революции: массовое воодушевление, не только общественности, но в
 значительной мере и столичного народа... Вольные изъявления уличной толпы.
 До горячего захлеба ощущение совершаемого великого переворота. .. Возглавите-
 ли переворота имели славную возможность несколькими энергичными мерами в
 корне изменить и всю обстановку внутри России, и внешние условия ее существо
 вания в раздавшемся тотчас ,рсоре суверенитетов" союзных республик... Ничего
 этого или подобного сделано не было. Главари переворота в короткие дни обма
 нули, предали надежды аплодирующей массы. Эти вожди, да и примкнувшие к
 ним активисты, - первым и ярким шагом демократической победы избрали рас-
 хват помещений, кабинетов в Кремле и на Старой площади, автомобилей, потом и
 частных квартир. Таким делом и занялись они в самые ключевые дни, когда судьбу
 России можно было формовать как теплый воск. Победившая, наскоро сплотив
 шаяся верхушка, войдя в очередной роковой акт Истории России, оказывается,
 думала только о власти, скатившейся в руки нечаянным подарком, ни о чем дру
 гом" (Солженицын А. Россия в обвале. М., 1998. С. 13-14). Ясно, что таким же
 "народным бедствием" может представать и руководство СССР, и руководство
 США ("империалистические круги"), и любое другое руководство.
  107 Философия истории же, поскольку она может быть отличена от социальной
 философии, развертывается по преимуществу в социальном времени. В этом от
 ношении философия истории есть философия социального времени. Множествен
 ность здесь не экстенсивна, а интенсивна. Философия истории мысляще исследует,
 как один эпизод, одно событие, одно время, один период, одна эпоха сменяются
 другими эпизодом, событием, временем, периодом, эпохой. Впрочем, необходимо
 помнить о единстве двух форм бытия.
  108 См.: Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по ис
 торической поэтике // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
 См. также: Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевро
 пейской литературе. [2-е изд.]. М.; СПб., 2000 (особенно гл. I и III, посвященные
 гомеровскому и библейскому видению пространства-времени).
  Эта дихотомия раскрыта в: Морозов К. Е. Проблема пространства-времени // Философия естествознания. М., 1966.
  Такая позиция может быть реконструирована у Демокрита: "... в действительности же существуют только атомы и пустота" (Маковелъский А. О. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946. С. 224). Обратим внимание, что время вообще не упоминается, а пространство здесь выражено как "пустота". Так происходят редукция пространства к вместилищу (пустота) и редукция бытия к его пространственной форме.
  См.: Ньютон И. Математические начала натуральной философии // Собрание трудов академика А.Н.Крылова: [В 12 т.]. Т. 7. М.; Л., 1936. С. 30. 2 Полемика Г. Лейбница с С. Кларком. Л., 1960. С. 84.
 97
 
  113 "... Пространство. .. конечно, не зависит от того или иного положения тел,
 тем не менее оно является таким порядком, который делает возможным само рас
 положение тел и в силу которого они в своем существовании друг подле друга
 обладают отношением расположения, подобно тому как время представляет собой
 тот же порядок в смысле последовательности их существования" (Там же. С. 58).
  114 О том, как жизнь создает свое собственное пространство-время в концеп
 ции В.И.Вернадского, см.: Аксенов Г. П. О научном одиночестве Вернадского //
 Вопросы философии. 1993. №6. С. 74-87.
  115 Б.Паскаль ярко описал эту Бездну, подчеркнув несоразмерность чело
 века и мира: "Пусть же рассмотрит человек всю природу в ее высоком и полном
 величии; пусть перенесет свой взор с низших окружающих его предметов к то
 му блестящему светилу, которое, подобно вечной лампаде, освещает Вселенную.
 Земля покажется ему тогда точкой в сравнении с необъятным кругом, описывае
 мым этим светилом; пусть он подивится тому, что этот необъятный круг в свою
 очередь не больше, как очень мелкая точка в сравнении с путем, который описыва
 ют в небесном пространстве звезды. Но когда взор его остановится на этой грани,
 пусть воображение уходит дальше: скорее утомится оно, чем истощится природа. ..
 Весь этот видимый мир есть лишь незаметная черта в обширном лоне природы.
 Никакая мысль не обнимет ее" (Паскаль Б. Мысли. М., 1994. С. 63-64).
  116 Цит. по: Вопросы философии. 1993. №2. С. 15. - Россиянам, которые состав
 ляют 3% населения Земли, сегодня принадлежит 13% суши, где сосредоточено 35%
 мировых энергетических и биологических ресурсов и более половины военно-стра
 тегического сырья. На каждого жителя нашей страны приходится 11,7 условной
 ресурсной единицы, на жителя США - 2 единицы, на жителя Западной Европы -
 0,67 единицы. По ресурсам каждый из нас в шесть раз богаче американца.
  117 См., напр.: Колосов В. А., Бородулина Н. А. Электоральные предпочтения
 избирателей крупных городов России: типы и устойчивость // Полис. 2004. №4.
 С. 70-79. - В современной России большие города все более выбирают правых, де
 ревня - левых.
 118 См. исследования Л. В. Шиповаловой.
  119 У исламских эзотериков железный век именуется "великим сокрытием"
 ("гайба") (см.: Дугин А. Какое оно, будущее?.. // Наука и религия. 1996. №11.
 С. 2-3).
  120 Кондорсе Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого ра
 зума. М., 1936.
 121 Формула Г. Форда I: "все можно сделать лучше".
 122 См.: Гайдар Е. Т. Дни поражений и побед.
  123 См.: Пигров К. С. Инновации как действительность современности // Вест
 ник СПбГУ. Сер. 6. 2000. Вып. 1. С. 4-12.
  124 Гуссерль Э. Собр. соч. Т. I: Феноменология внутреннего сознания времени.
 М., 1994.
 125 Там же. С. 36, 39 ел.
  126 "Все космическое несет на себе печать периодичности. В нем есть такт.
 Все микрокосмическое полярно. Его существо целиком выражено в слове "против"
 (gegen). В микрокосмическом имеется напряжение... Любое состояние бодрство
 вания представляет собой, в сущности, напряжение: "чувство" и "предмет", "я" и
 "ты", "причина" и "следствие", "вещь" и "свойство"-все это расколото и напря
 жено, и где наступает разрядка (вот слово, исполненное глубокого смысла!), там
 тотчас же дает о себе знать усталость микрокосмической стороны жизни, а в ко
 нечном счете наступает сон" (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии
 мировой истории. Т. 2. С. 6-7).
 127 См., напр.: Кроне Б. Антология сочинений по философии. .. С. 10.
  128 Напомним, что сон в буквальном смысле предстает как периодическое пси
 хическое состояние, характеризующееся обездвиженностью и отключенностью
 98
 
 от внешних сенсорных воздействий, состояние, в котором пропадает интерес к миру.
  129 Тема Дороги в философско-культурологическом плане тематизирована в
 исследованиях: Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по
 исторической поэтике; Морозов И. В. Мир архитектуры в контексте гуманитарной
 культуры (архитектурная герменевтика): Автореф. дис. ... д-ра культурологии.
 СПб., 1998.
  130 См.: Плеснер X. Ступени органического и человек: Введение в философ
 скую антропологию. М., 2004.
 131 См.: Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. М., 1993.
  132 Известно, что перипатетическая школа получила свое название от грече
 ского выражения, означающего "крытую галерею". Объяснение, восходящее к Гер-
 миппу, что, мол, название этой школы идет от слова "прогуливаться", признано
 ошибочным. Но, как всякая народная этимология, объяснение Гермиппа не только
 образно, но и выражает некую существенную сторону дела.
  133 О первоначальном "разбегании" друг от друга человеческих общностей см.:
 Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.
  134 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2.
 Сб.
 135 Там же. С. 49.
  136 "Мы приписываем наличие сознания только движущимся живым организ
 мам. Предварительным условием существования сознания является свобода пере
 движения, поскольку организмы, прочно укорененные на одном месте, не имеют
 в нем необходимости. .. Между способностью двигаться и сознанием существует
 строгая причинно-следственная связь. Это и составляет разницу между растени
 ем и животным... Мы можем, таким образом, с самого начала установить, что
 развитие психики связано с движением и прогресс всех психологических явлений
 обусловлен подвижностью организма" {Адлер А. Понять природу человека. СПб.,
 1997. С. 19).
  137 "... Древненордические племена, в первозданной душе которых уже начи
 нало шевелиться фаустовское начало, еще в глубокой древности изобрели парус
 ное мореплавание, освобождавшее их от суши. Египтянам был известен парус, но
 они извлекали из него только выгоду экономии труда... Парусное мореплавание
 преодолевает евклидовское понятие суши" {Шпенглер О. Закат Европы. Очерки
 морфологии мировой истории. Т. 1: Гештальт и действительность. М., 1993. С. 518-
 519).
  Одна из самых ярких фигур, если не самая яркая, - Сюань-зан (ок. 600 - 664), буддийский монах, китайский путешественник, который странствовал по Средней и Центральной Азии, а также по Индии в 629-645 гг. Он оставил "Записки о странах Запада" (648). О нем с высочайшим уважением и благодарностью отзывается Дж. Неру в своем "Взгляде на всемирную историю" {Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. Письма к дочери из тюрьмы, содержащие свободное изложение истории для юношества. Т. 1-3. М., 1977).
 
 Глава 4
 ДИСКУРСЫ СОЦИАЛЬНОГО
  Социальная философия по существу представляет собой ансамбль различных моделей1 социального. Они могут быть в структуралистском ключе характеризованы как дискурсы, поскольку представляют собой определенную интеллектуальную практику и обнаруживают свою социальную обусловленность2. Та или иная модель социума, тот или иной дискурс предстают как конкретизация того или иного метода. Таким образом, мы возвращаемся на новом уровне к проблеме метода социальной философии.
  Существует ограниченное количество типов моделей социума. В то же время модель социума, как и модель мира вообще, - вещь сугубо индивидуальная. Налицо психологические механизмы, обеспечивающие порождение конкретных представлений об окружающем, формирование целостного мироощущения3.
  Как мы себе представляем общество, таким раскроется нам и всеобщее, и наоборот - как мы осмысляем всеобщее, так видим мы и общество. Поэтому различия в моделях социального невозможно отдать на откуп социологии или другой конкретной социальной дисциплине. Различные модели выражают не только разные области социального, но и разные философские позиции. Модели социального, культивируемые в социальной философии, обнаруживаются в социологии и социальной психологии, в юриспруденции и политической философии, в других социальных науках.
  Мы берем за основу четыре модели социальной реальности: натуралистическую, реалистическую, деятельностную и феноменологическую. Принципы классификации этих четырех моделей эмпиричны. В известной мере основанием классификации служит понятие социальной субстанции, т. е. того, что существует благодаря самому себе и в самом себе. По существу здесь два типа моделей. Одни принимают идею социальной субстанции, другие либо сомневаются, либо начи-
 100
 
 сто отказываются от субстанции и вслед за Д. Юмом полагают, что субстанция - это только фикция, сосуществование свойств. От такого интеллектуального решения зависит выбор той или иной модели социальной реальности.
  Натуралистическая и реалистическая модели - отчетливо суб-станциалистские. Постулируется некоторая субстанция, выступающая конечной причиной всего, что происходит в обществе. Для обеих моделей чрезвычайно существенна идея социального детерминизма. Реалистическая (или идеалистическая) модель объясняет социум "сверху" - из Абсолюта, Бога. Натуралистическая (или виталистическая) модель объясняет социум "снизу", из природы.
  Как бы "между небом и землей" две другие модели, более или менее последовательно стоящие на антисубстанциалистской позиции. И если деятельностная (материалистическая (имеющая марксистскую, "истматовскую" форму), культурологическая и т. п.) модель может быть отнесена к антисубстанциалистским с известными оговорками, то феноменологическая модель наиболее последовательно стремится объяснить социум из его собственного процесса - и не из "земли", и не из "неба".
  Эти модели на место той или иной социальной субстанции склонны ставить ситуацию4. Здесь социальный детерминизм оказывается весьма проблематичным. Либо само обсуждение причин социальных явлений рассматривается как обнаружение философской "неразвитости", даже "неграмотности" (в феноменологическом дискурсе), либо прослеживаются бесконечные "отклонения" от детерминизма (в дея-тельностном дискурсе).
  Различные модели в учебных курсах, например в курсе "школьного истмата", часто гипостазируются как отдельные области, сферы социального. Натуралистическая модель рассматривает по преимуществу ту сферу, которая в "школьном истмате" гипостазировалась как "Природа" в разделе "Природа и общество". Деятельностная модель сосредоточивает внимание на сфере производства, политики и власти ("Экономическая и политическая жизнь общества"). Реалистическая модель видит по преимуществу развитие духа в обществе, поскольку он существует объективно, независимо от индивидуального сознания ("Духовная жизнь общества"). Наконец, для феноменологической модели наиболее интересно то, как из субъективных оценок, переживаний и мыслей возникает некоторое целое, именуемое обществом. В "школьном истмате" ей соответствуют описание идеологии и общественной психологии, критика "субъективной социологии" Н. К. Михайловского.
  Выделение различных моделей социальной реальности может быть сопоставлено и со структурой самой философии.
 101
 
  Прежде всего, если исходить из фундаментального разделения философских концепций на реализм и номинализм (или, как это деление предстало в XIX в., на "идеализм" и "материализм"), то все модели социальной реальности распадаются на две группы:
 1) реалистическая (идеалистическая) модель;
 2) номиналистические модели:
 
 - натуралистическая;
 - деятельностная;
 - феноменологическая.
  Известно также "трехчастное деление философии на рациональную, реальную и метафизику (философия духа, философия природы и логика-метафизика), которое мы находим у Гегеля, Вольфа, еще раньше у стоиков..."5. Дискурсы в социальной философии можно рассматривать с той точки зрения, что каждый из них порожден своей частью в философии. Так, "философия духа" стимулирует развитие той модели, которую мы называем реалистической, "философия природы" ответственна за натуралистическую и, отчасти, деятельност-ную модель, а феноменологическая модель вдохновлена "логикой-метафизикой".
  Ни одна из рассматриваемых моделей не удовлетворительна сама по себе. Они все раскрывают лишь какие-то отдельные стороны социального, причем раскрывают своим специфическим видением. Мы далеки от полной истины. Мы идем многими путями, испытываем комплементарные и альтернативные возможности. Известна притча о слоне, которого ощупывают слепцы: одному достался хобот ("Слон - это змея!"), другому - уши (" Слон - это растение с большими листьями!"), третьему - нога ("Слон - это колонна!"), и т.д.
  Модели социального имеют вполне определенную культурную среду6, как и определенное место в историческом развитии. Реалистическая (идеалистическая) модель - наиболее древняя. Она, очевидно, в законченной форме сложилась уже у Аврелия Августина ("О граде Божием"). Натуралистическая и деятельностная модели -это в основном продукты XIX в., испытавшие сильное воздействие галиле-евой науки. Наконец, феноменологическая модель - порождение Новейшего времени, продукт кризиса новоевропейской цивилизации. Она близка постмодернистским формам философствования и искусства и ассоциируется, например, с архитектурой Центра Жоржа Помпиду в Париже, авангардной живописью и т. п.7
 4.1. РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
  Речь идет о "реализме" в средневековом смысле слова, в противоположность "номинализму"8. Вполне можно было бы назвать эту
 102
 
 модель социальной реальности и "идеалистической" , поскольку она предполагает, что "истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу"10.
  Реалистическая модель постулирует дихотомию двух миров, горнего и дольнего. С этой точки зрения, то реальное общество, которое мы видим в нашем мире и которое можно изучать позитивно-социологическими методами, есть не что иное, как теофания11, т. е. обнаружение высшего, трансцендентного, горнего, божественного начала в дольнвхМ мире. Общество, находясь в мире дольнем, тем не менее - символ высшего, "отзвук торжествующих созвучий".
  Существенным понятием оказывается также понятие кеносиса12. Буквально этот термин означает нисхождение божества. Кеносис - это свободный акт любви и смирения со стороны божества, дающий безусловную этическую норму для человеческого самоопределения в мире13. Кеносис существенен потому, что противополагается двум другим вариантам решения вопроса о связи мира дольнего с миром горним: во-первых, воплощению "снизу", волевым усилием добродетельного человека, достигающего божественной высоты (Павел Самосат-ский); во-вторых, натуралистически-непроизвольной "эманации" божественного начала14.
  Религия и Церковь как социальный институт в любом обществе выступают в качестве важного системообразующего принципа. Поэтому в социуме наличествует мистическое измерение. Реалистическая модель строится на вертикальном порыве к Абсолюту: деятельность самого человека здесь предстает прежде всего как молитвенное слово. Язык для реалистической модели играет важнейшую роль в самом конституировании социума.
 4.1.1. ЯЗЫК
 Полон музыки, музы и муки... О. Э. Мандельштам15
  Всякое человеческое действие в реалистической модели имеет подчеркнуто символическую природу. Даже чисто "физический" акт, как, например, труд или еда, кроме той непосредственной цели, которую он преследует, обнаруживает еще и символический смысл, отсылающий к фундаментальной вертикали. Речь в этом плане оказывается важнее действия. Платон говорит, что lexis более тесно связана с истиной, чем praxis. Откровение гораздо ближе к речи, чем к действию16.
  Язык -это не только коммуникация, обеспечивающая связность общества, но и система артефактов, играющая терапевтическую роль. Ханна Арендт берет одним из эпиграфов в книге "Ситуация человека"
 103
 
 следующие слова: "Можно пережить все печали, если ты переложишь их в историю или расскажешь о них историю" (Айзек Диксен)17.
  Невербальные средства выражения следует иметь в виду прежде всего потому, что они имеют более древнее происхождение. Особую роль играет жест18, культивированный в цивилизованном обществе как танец. Свои средства выражения и символы дают сферы вкуса обоняния, осязания. Они также несут связь с древними, подчас доче-
 19
 ловеческими отношениями, а потому весьма существенны .
  Если же речь идет о звуковом пространстве, то, прежде чем говорить о языке, укажем на ту доязыковую, праязыковую стихию, из которой этот язык обнаруживается. Речь идет о "шуме космоса", о "музыке сфер", наконец, о музыкальной стихии. Язык дает нам срез этой стихии. Если использовать образы М. Хайдеггера, язык как "цветение уст" задает "пространство коммуникативной соотнесенности"20, самую плоть социальной реальности. Язык имеет ключевое значение по существу, в любом видении социальной реальности21. Во всех характеристиках общества присутствует прямое или косвенное указание на язык, на речь (согласие, гласность и т.п.). "Для системы полиса прежде всего характерно необычное превосходство слова над другими орудиями власти. Слово становится главным образом политическим инструментом, ключом к влиянию в государстве, средством управления и господства над другими... политическое господство состоит, по сути дела, в умении владеть речью; и логос с самого начала осознает себя, свои правила, свою эффективность через политическую функцию"22.
  Социальная реальность создается простым проговариванием некоторых тезисов, формул, клише даже безотносительно к тому, в какой мере проговаривающие их люди действительно в них верят. Роль речи подчеркнута уже в библейских рассказах ("Свят! Свят!"). Если поражение рассказано, проговорено во всех подробностях, оно в известном смысле превращается в победу. Аналогичным образом вещная, "действительно прочная" социальная реальность может быть разрушена настойчивым пассивным сопротивлением ("непроговариванием")23.
  "Речь и действие есть способы, какими люди предстают друг перед другом не как физические объекты, но действительно как люди... Люди прекрасно могут жить и не трудясь, заставляя других работать на себя... они могут... просто использовать мир вещей... не внося сами ни единого полезного предмета; возможно, жизнь эксплуататора или рабовладельца и жизнь паразита несправедливы, но они остаются человеческими... Жизнь без речи и без действия... является мертвой для мира, она перестала быть человеческой, поскольку она не прожита среди людей"24. Соответственно это не только речь, но и противопо-ложное ей- молчание .
 104
 
  Недеяние в его главном значении - это уже упомянутый выше разрыв стимула и автоматической (скажем, "животной", или "рефлекторной") реакции в поведении. Пространство этого разрыва, пауза этого разрыва, "дыра в бытии", как мы уже говорили в предыдущей главе раскрывает нам происхождение свободы и ответственности26. В то же время проявление недеяния, как и молчания,-это парадоксальным образом интеллектуальная инициатива, способность принимать решения, творчество, риск и, наконец, свобода.
  Существенную роль играет в реалистической модели социальной реальности и текст как опредмеченная речь. Предметное инобытие речи, фиксированное слово, текст рождается в цивилизованном обществе. Письменный текст есть первичная данность всего гуманитарно-филологического мышления, в том числе даже богословского и философского мышления в его истоках. Текст - та непосредственная действительность (действительность мысли и переживаний), из которой только и могут исходить эти дисциплины и это мышление. Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления27.
  Текст выражает некоторую реальность, которая сама в известном смысле может быть рассмотрена как текст28. И соответственно каждый текст сам может быть рассмотрен как некоторая реальность, ко-торая отражается в своем тексте .
 4.1.2. МОДИФИКАЦИИ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
  Реалистическая модель обнаруживает прежде всего аксиологический аспект социальной философии. Здесь осуществляется конкретное познание общества "в свете наивысших метафизических идей"30. Именно здесь ценности гипостазируются либо как Абсолют, Бог, либо как фундаментальные, вечные и неизменные принципы, подобные неподвижным звездам в астрономии. "Мировая жизнь есть область великой борьбы, в которой... решаются судьбы человечества, не только то, чем люди хотят быть и чего они желают для себя, но то, что Высшими силами вселенского бытия поставлено целью мировой истории, той целью, для которой люди получили именно данную, а не какую иную природу и способности"31.
  Человечество, с реалистической точки зрения, разделяется на "два разряда". Один разряд -это те люди, "которые живут по человеку". Другой разряд-те люди, "которые живут по Богу". Августин называет эти два разряда двумя градами, т. е. двумя обществами людей, из которых одному предназначено вечно царствовать с Богом, а другому подвергнуться вечному наказанию с дьяволом. Действовать, в наиболее общем смысле, означает взять инициативу, начать (как указывает греческое слово archein, "начать", "вести", в конце концов, "править"),
 105
 
 привести нечто в движение (что составляет первоначальное значение латинского agere). Поскольку они initimum - новички и начинатели - в силу рождения, люди берут инициативу и побуждены к действию... "[Initimum] ergo ut esset, creatus est homo, ante quem nullus fuit" ("чтобы было начало, был создан человек, до которого никого не было"),- сказал Августин32.
  Реалистическая модель представляет собой одну из форм универсализма. В ней, как правило, предполагается, что общество "первее" индивида; иначе говоря, не индивиды определяют общество, а общество определяет индивидов, потому что за обществом, над обществом, выше общества стоит некоторая абсолютная духовная субстанция. Поэтому для реалистической модели органична позиция диалогической философии.
  Религиозный мыслитель, конечно, фиксирует и натуралистическое измерение бытия, но оно подчиняется у него высшему закону. Ступени множественностей обозначают путь к Абсолюту33.
  В тех реалистических социально-философских системах, которые идут от И. Канта, подчеркивается принципиальная разноплановость мира необходимости и мира свободы - того, что есть, и того, что должно быть. С этой точки зрения, общественное сознание вовсе не отражает общественное бытие. Категорический императив, нормы человеческого общежития вытекают из общих принципов, но они могут никогда и не воплотиться в реальности, что совершенно не умаляет их абсолютной значимости.
  Кант ссылается на Г.В.Лейбница: "Мир, поскольку мы обращаем внимание лишь на разумные существа и их связь между собой согласно моральным законам под правлением высшего блага, Лейбниц назвал царством милосердия (курсив мой. - К. П.) и отличал его от царства природы (курсив мой. - К. П.), в котором эти существа... ожидают от своего поведения последствий, сообразных лишь с естественным ходом вещей в нашем чувственно воспринимаемом мире"34. Реалистическая модель органически соединяет идею о высшем смысле общества с идеей о высшем предназначении истории30.
  Реалистическая модель обнаруживается в самых различных формах, весьма непохожих друг на друга. Что касается современных авторов, то можно указать на Мартина Бубера36 или на Пьера Тейя-ра де Шардена. Реалистическую модель социальной реальности представляет и философия справедливости Дж. Ролза37, а также традиция русской религиозной философии. Рассмотрим некоторые из этих вариантов подробнее.
 106
 
 4.1.2.1. МАРТИН БУБЕР
  "Есть три сферы, в которых строится мир отношения38. Первая: жизнь с природой. Здесь отношение колеблется во мраке, не достигая уровня речи. Творения движутся перед нами, но не могут подойти, и наше Ты, обращенное к ним, застывает на пороге речи. Вторая: жизнь с людьми. Здесь отношение открыто, и оно оформлено в речи. Мы можем давать и принимать Ты. Третья: жизнь с духовными сущностями. Здесь отношение окутано облаком, но не открывает себя, оно не обладает речью, однако порождает ее. Мы не слышим Ты и все же чувствуем, что нас окликнули, мы отвечаем создавая, думая, действуя; всем своим существом мы говорим основное слово, не умея молвить Ты устами. Как же дерзнули мы включить в мир основного слова то, что лежит за пределами речи? В каждой сфере, сквозь все становящееся, что ныне и здесь предстает перед нами, наш взгляд ловит край Вечного Ты, в каждом наш слух ловит его веяние, в каждом Ты мы обращаемся к Вечному Ты, в каждой сфере соответствующим образом"39.
  Обратим внимание, что М. Бубер исключительное значение придает речи, языку. Мы уже говорили, что это вообще свойственно для реалистического дискурса. Жизнь с людьми предполагает открытость отношения, что выражается в оформлении речи. Мы можем обратиться к Ты и можем принять обращение Ты к нам. Характерна здесь игра вокруг эзотеричности отношения. Общество невозможно без тайны, и М. Бубер это отчетливо понимает.
 4.1.2.2. РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАДИЦИЯ
  Каждый человек, поскольку он принадлежит к обществу, соединяет два мира. С одной стороны, он подчинен закону причинности, с Другой - свободен и в этом смысле закону причинности не подчиняется. Бытие социального относится не к миру необходимости, а к миру свободы. Социальное бытие (реальность) поэтому не совпадает ни с материальным, ни с психическим бытием40. Будучи нематериальной, эта реальность все же надындивидуальна, сверхлична. С. Л. Франк называет ее идеей: "существо общественного отношения как такового состоит в том, что оно есть объективная сущая идея"41. Природу социальной реальности мы должны мыслить по типу идей чистой этики и даже - математических и логических идей. Франк апеллирует к неокантианцам (Г. Когену, Р. Штаммлеру, Х.Кельзену), которые выделя-Ют право как сущность общества42.
  Реалистическая модель социального в ее русском варианте содержит по крайней мере три взаимосвязанных тезиса:
 1) высшая опосредствованность отношения Я и Ты;
 107
 
 2) идея соборности;
 3) идея Церкви. Рассмотрим их по порядку.
  1) То, что для меня Другой, т.е. Ты, не должно быть мне дано
 извне. Оно не есть объект, на который наталкивается и который извне
 воспринимает мое сознание. Это "другое Я" присуще мне изнутри,
 присуще мне исконно и первично.
  Не два независимых и самодовлеющих существа здесь извне встречаются и становятся друг для друга Я и Ты, их встреча есть, напротив, лишь пробуждение в них обоих некоего исходного первичного единства, и лишь в силу пробуждения этого единства они могут стать друг для друга Я и Ты. Речь идет о том, что в нашей литературе называют "субъект-субъектным отношением": Я отношусь к Другому не только как к средству, но и как к самоцели, как к самому себе. Вот именно такое отношение как исходное первичное единство в реалистической модели обосновано Абсолютом.
  2) Это исходное первичное единство и представляет собой по суще
 ству соборность43. Понятие соборности как философской категории
 впервые определил А. С. Хомяков. Она предстает как внутренняя ду
 ховная связь между людьми, как внутреннее органическое единство,

<< Пред.           стр. 6 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу