<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

  О, как сердилась она на меня за такие речи, как таращила свои громадные глаза цвета полинявшей бирюзы!
  А между тем никто, как есть никто из самых даже, по-видимому, разумных теософов не смущался этой жалкой лакейской ролью великого, таинственного учителя, "хозяина", могущего отнимать у смерти Елену Петровну!"206; "... Представим себе нашу "упазику" действительной, невинной жертвой миссионеров. Годжсона, Майерса, меня, m-me де Морсье и т. д., всех, кто узнал и объявил ее обманщицей. Представим, что все мы - или заблуждающиеся, или недобросовестные обвинители. Каким же образом Махатмы, эти "святые, безгрешные мудрецы", допустили свою избранницу страдать безвинно? Ведь от них зависело заблуждающихся вернуть на путь истины, а недобросовестных посрамить. Между тем Кут-Хуми остался доказанным плагиатором, а "хозяин" - кисейной куклой, хоть его и видали ежедневно Машка Флин и гр. Вахтмейстер.
  Но избранница виновна, уличена в самых разнородных обманах, доведена до отчаянья, пишет свою "исповедь"207 а потом начинает мстить. "Святые и безгрешные" махатмы стоят в сторонке, как будто им тут и дела нет. Они видят самую гнусную грязь и клевету, которую "упазика" и ее друзья, прикрывась их именем, варят в колдовском котле для врагов. Видят это и теософы - и помогают своей Н. Р. В. (Е.П. Блаватской. - В.П.) варить грязь и клевету, мечтая о Нирване. "Может быть, и есть какие-нибудь святые и мудрые Махатмы в Тибете, только вряд ли они могли иметь что-либо общее с Блаватской, оставаясь святыми и мудрыми" - это следует сказать искренним членам теософического общества. А что Н. Р. В. попала в руки тайного религиозно-политического индийского братства, что она приняла в этом братстве буддизм и взяла на себя миссию распространять его в тех странах, где пало христианство и чувствуется стремление к какой бы то ни было вере, - это, быть может, гораздо ближе к истине, чем кажется с первого раза. По крайней мере, мне приходилось видеть мелькание чего-то подобного в прорывавшихся у Е. П. Блаватской намеках. В иные минуты она положительно производила впечатление существа закабаленного, связанного чем-то или кем-то.
  В такие минуты она была жалка и несчастна. Я никогда не забуду, как однажды она воскликнула:
  - Хотела бы вернуться... хотела бы стать русской, христианкой, православной... тянет меня... и нет возврата! я в цепях... я не своя!
  А через полчаса начались опять разглагольствования о "хозяине"..."208.
 
 
  Заключение
 
  В заключение попытаемся кратко обобщить весь тот материал, с которым Вы познакомились, прочитав данную работу. Теософия не имеет никакого отношения ни к одной религии мира. Претендуя на научность, она отвергает все основные принципы научного подхода. Основное положение эзотерики подразумевает, что утверждения теософии в принципе непроверяемы и недоказуемы. Теософия занимается активными заимствованиями из традиционных религий, полностью извращая смысловое значение заимствованных терминов. Получающаяся компиляция нелогична и внутренне противоречива. Многие учения теософии опровергают друг друга, но это не мешает теософам считать их истинными. Использование терминов, выработанных традиционными религиями, в теософской смысловой интерпретации вводит в заблуждение тех, кто знаком с теософией поверхностно, создавая иллюзию ее истинности.
  Чтение книг Е.П. Блаватской - нелегкое занятие. Несмотря на большую начитанность, основательница теософии не имеет никакого академического образования и тексты ее работ ужасают своим стилем. При знакомстве с "Тайной Доктриной" Е.П. Блаватской создается впечатление, что автор занимается сознательной мистификацией читателя. "Тайную Доктрину" отличает обилие высокопарных заявлений, ничем не подтвержденных и часто логически между собой не связанных. Начиная раскрывать тему, автор позволяет себе резко перескакивать с нее на новую, не закончив работу над предыдущей. Построение многих фраз затрудняет понимание их смысла. Метод работы Е.П. Блаватской с первоисточниками некорректен: вырывание цитат из контекста является нормой.
  Большинство целей, которые ставит перед собой теософское общество, имеют не религиозный, а политический характер. Любой критический анализ теософского учения с публичной оглаской информации, полученной в результате этого анализа, не допускается.
  Теософия много говорит о "братстве религий", но в действительности все традиционные религии считает ущербными, признавая истинность только за собой и полагая, что они нуждаются в реформировании под доблестным руководством теософов.
  Теософия оправдывает сатану и падших ангелов. Они становятся "спасителями" человечества, примером для подражания. Именно сатана должен быть, согласно теософскому учению, источником "знания и любви" для непредвзятых исследователей истины.
  Несовместимость христианства и теософии очевидна, так как вероучение христиан и теософов являются по своей сути взаимоисключающими. Теософия низводит Христа до уровня "высшего я" человека, заявляя, что Христом может стать любой человек. Фактически теософия проповедует идею человекобожия.
  Как видим, существуют свидетельства современников Е.П. Блаватской, из которых можно сделать заключение, что она была мистификатором и, возможно, принадлежала к некоему тайному ордену, явно сатанинской ориентации. К теософии в полной мере можно применить слова апостола: "Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь" (Рим.1:25).
 
 1 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., КМП Сирин. 1993. Т.2 (3). С. 204
 2 Блаватская Е.П. Харьков. Редакционно-издательский отдел облполиграфиздат. 1991.С. 104.
 3 Блаватская Е.П. Ключ к теософии. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
 4 Блаватская Е.П. Харьков. Редакционно-издательский отдел облполиграфиздат. 1991.С. 104.
 5 Блаватская Е.П. Ключ к теософии. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
 6 Блаватская Е.П. Ключ к теософии. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
 7 Блаватская Е.П. Ключ к теософии. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
 8 Субба Роу Т. Что такое оккультизм. http://www.theosophy.ru/subbaocc.htm
 9 Безант А. Оккультизм истинный, частичный и ложный. http://www.theosophy.ru/lib/ab-okk.htm.
 10 Философский словарь. Под редакцией Фролова И.Т. М., Республика. 2001. С. 352.
 11 Блаватская Е.П. Ключ к теософии. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
 12 Блаватская Е.П. Ключ к теософии. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
 13 Безант А. Оккультизм истинный, частичный и ложный. http://www.theosophy.ru/lib/ab-okk.htm
 14 Блаватская Е.П. Ключ к теософии. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
 15 Субба Роу Т. Что такое оккультизм. http://www.theosophy.ru/subbaocc.htm
 16 Блаватская Е.П. Духовный рост. http://www.theosophy.ru/lib/duh-rost.htm
 17 Блаватская Е.П. Ключ к теософии. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
 18 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., Сирин. 1993. Т.1(1). С. 35, 29, 23.
 19 Там же. С. 35, 29.
 20 Там же. С. 7.
 21 Там же. Из предисловия к первому изданию.
 22 Блаватская Е.П. Что есть Истина? http://www.theosophy.ru/lib/hpb-ist.htm
 23 Там же. http://www.theosophy.ru/lib/hpb-ist.htm
 24 Там же. http://www.theosophy.ru/lib/hpb-ist.htm
 25 Адвайта-веданта - индуистская философская система, в которой утверждается природное единство Бога и человека, а также считается, что индивидуальная душа человека тождественна Богу, т.е. сам Бог воплощается в каждом человеке. Весь мир в данной системе считается нереальным (майя). Спасение достигается через познание своей собственной природы.
 26 Пантеистическая идея единства божества и мира.
 27 Парабрахман - безличная абсолютная реальность, основа всего сущего, Бог, постигая которого, человек растворяется в нем и достигает спасения. Приставка "пара" означает "сверх", т.е. Божество в своем высшем проявлении.
 28 Письма Махатм. (См. письмо 57). Самара. 1993. С. 217.
 29 Блаватская Е. П. Что есть Истина? http://www.theosophy.ru/lib/hpb-ist.htm
 30 Там же. http://www.theosophy.ru/lib/hpb-ist.htm
 31 Там же. http://www.theosophy.ru/lib/hpb-ist.htm
 32 Самадхи - экстатическое состояние высшего "духовного озарения" в индуизме, достигнув которого, человек познает "Бога", сливаясь с ним. Самадхи имеет множество градаций, высшим считается растворение в "Божестве", потеря личности.
 33 Блаватская Е. П. Что есть Истина? http://www.theosophy.ru/lib/hpb-ist.htm
 34 Там же. http://www.theosophy.ru/lib/hpb-ist.htm
 35 Там же. http://www.theosophy.ru/lib/hpb-ist.htm
 36 Подробно эта тема разобрана в книге "Суд совести: агни-йога против христианства" (статья "Критерии истинности учения").
 37 Современный словарь иностранных слов. М., Цитадель-Трейд. 2002. С. 892
 38 Письма Махатм. Самара. 1993. С.8.
 39 Письма Махатм. (Письмо 15). Самара. 1993. С.84.
 40 Письма Махатм. (Письмо 58) Самара. 1993. С. 233.
 41 Блаватская Е.П. Редакционно-издательский отдел облполиграфиздата. Харьков. 1991. С. 104.
 42 Письма Махатм. (Письмо 58) Самара. 1993. С. 233.
 43 Письма Махатм. (Письмо 1).Самара. 1993. С. 14.
 44 Учение Махатм. С. Джинараджадаса, перевод с английского Л.Н.Орленко. М., Сфера. 2000. С. 103.
 45 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., КМП "Сирин". 1993. Т.3(5). С.108.
 46 Там же. С.42.
 47 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., КМП "Сирин", 1993. Т.1(1). С.48.
 48 Там же. С.48
 49 См.: Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т.1. Пролог.
 50 Письма Махатм. (Письмо 57) Самара 1993. С. 218.
 51 Блаватская Е.П. Ключ к теософии. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
 52 Маха Пралайя (санскр.) Противоположность Махаманвантары, буквально - "великое растворение", "Ночь", следующая за "Днем Брамы". Она представляет собой великий отдых и сон всей природы после периода активного проявления.
 53 Брама, или Брахма, - один из трех верховных богов индуизма, бог-творец и отец других богов. Прародитель демонов, небожителей и людей.
 54 Письма Махатм. (Письмо 64). Самара. 1993. С. 252.
 55 Чаша Востока. Письма Махатм. Рига. Лигатма. 1992. С. 195.
 56 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., КМП "Сирин". 1993. Т.1(1). С.49.
 57 Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.41.
 58 Имеется в виду пантеистическая идея единства божества и мира.
 59 Письма Махатм. (Письмо 57). Самара. 1993. С. 217.
 60 Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.389.
 61 Джинараджадаса С. Учение Махатм. М., Сфера. 2000. С. 152.
 62Дхиан-коганы (санскр.), буквально - "владыки света": высшие "боги", соответствующие, по представлениям теософов, архангелам в христианском вероучении, "божественные разумы", которым поручен надзор над космосом.
 63 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., КМП "Сирин". 1993. Т.1(1). С.50.
 64 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2-х томах. Адьяр. 1991. Т.1. С.82.
 65 Блаватская Е.П. Ключ к теософии. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
 66 Письма Махатм. Чаша Востока. Рига- Москва - Минск. Лигатма. 1995. С.180.
 67 См.: Письма Махатм. (Письмо 64). Самара. 1993. С. 252.
 68 Письма Махатм. Чаша Востока. Лигатма. Рига-Москва-Минск. 1995. С.178.
 69 Теософские высказывания в адрес христиан далеки от корректности, поэтому заявить, что у христиан "...фаршированные Библией мозги..." - (Учение Махатм. М., Сфера. 2000. С. 41) - вполне в духе их понимания толерантности, т.е. теософы могут критиковать кого угодно и как угодно, критиковать же теософов нельзя, это признак невежества и мракобесия.
 70 Блаватская Е.П. Ключ к теософии. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
 71 Сам термин "махатма" используется теософами некорректно, он позаимствован теософами из индуизма, но они полностью изменили его смысловое содержание. Кто такие махатмы в традиционном индуизме? Махатма - "великий атман" (санскр.). Атман - это "высшее я" человека, условно можно назвать атман душой, хотя в индуизме данный термин часто отождествляется с безличным Богом, Брахманом. Махатма - это эпитет, которым величают высокодуховных личностей, мудрецов (риши). В современном обществе часто применяется по отношению к общепризнанным святым в индуизме. Представление о махатмах не отличается четкостью и никак не связано с теософскими фантазиями о смысле этого слова. См.: Словарь. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 271
 72 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2-х т. Адьяр. 1991. Т.2. С.607.
 73 Письма Махатм. (Письмо 58) Самара. 1993. С. 231.
 74 Безант А. Эзотерическое христианство или малые мистерии. http://www.theosophy.ru/lib/esochr09.htm
 75 Архимандрит Алипий (Кастальский - Бороздин, Архимандрит Исайя (Белов). Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1998. С. 121.
 76 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви/ Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., СЭИ. 1991. С.42.
 77 Безант А. Эзотерическое христианство или малые мистерии. http://www.theosophy.ru/lib/esochr09.htm
 78 Словарь. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. М., Республика. 1996. С.394.
 79 Безант А. Эзотерическое христианство или малые мистерии. http://www.theosophy.ru/lib/esochr09.htm
 80Лосский В.Н. Догматическое богословие/Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., СЭИ. 1991. С.256.
 81 Прот. Георгий Флоровский. (По св. Афанасию Великому). Восточные отцы IV - VIII вв. М., 1998. С.34.
 82 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2-х т. Адьяр. 1991. Т.1. С.154.
 83 Блаватская Е.П. Ключ к теософии. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
 84 Там же. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
 85 Письма Махатм. (Письмо 3a). Самара. 1993. С.22.
 86 Блаватская. Е.П. Ключ к теософии. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
 87 Безант А. Эзотерическое христианство или малые мистерии. http://www.theosophy.ru/lib/esochr07.htm
 88 Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. М., Молодая гвардия. 1989. С.12.
 89 Безант А. Эзотерическое христианство или малые мистерии. http://www.theosophy.ru/lib/esochr11.htm
 90 Блаватская Е.П. Ключ к теософии. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
 91 Безант А. Эзотерическое христианство или малые мистерии. http://www.theosophy.ru/lib/esochr11.htm
 92 Безант А. Эзотерическое христианство или малые мистерии. http://www.theosophy.ru/lib/esochr11.htm
 93 Блаватская Е.П. Ключ к теософии. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
 94 Там же. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
 95 Там же. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
 96 Там же. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
 97 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., КМП "Сирин". 1993. т.3(5). С.114.
 98 "Атма" - высшее начало человека, тождественно Богу в теософии. "Буддхи" - разум (шестой принцип), проводник атмы. "Манас" - буквально "ум" (санскр.). Всю триаду в совокупности можно назвать "душой".
 99 Блаватская Е.П. Ключ к теософии. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
 100 Безант А. Эзотерическое христианство или малые мистерии. http://www.theosophy.ru/lib/esochr10.htm
 101 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., КМП "Сирин". 1993. Т.3(5). С.49.
 102 См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства; Питанов В.Ю. Теософия: факты и мифы. http://apologet.narod.ru
 103 Блаватская Е.П.Теософский словарь. М., Сфера. 1994. С.170.
 104 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида Т.2. http://www.theosophy.ru/byauthor.htm
 105 Там же.
 106 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида Т.1. http://www.theosophy.ru/byauthor.htm
 107 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида Т.2. http://www.theosophy.ru/byauthor.htm
 108 Там же.
 109 Там же.
 110 Тантлевский И.Р. Книги Еноха. Арамейские фрагменты из Кумрана. Еврейская книга Еноха, или Книга Небесных Дворцов. Сефер Йецира - Книга Созидания. М., Мосты культуры. 2002. С.36.
 111 Там же. С.36.
 112 См.: Тантлевский И.Р. Книги Еноха. Арамейские фрагменты из Кумрана. Еврейская книга Еноха, или Книга Небесных Дворцов. Сефер Йецира - Книга Созидания. М., Мосты культуры. 2002. С.37-39.
 113 См.: Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск. Современный литератор. 1999. С. 202-210.
 114 Тантлевский И.Р. Книги Еноха. Арамейские фрагменты из Кумрана. Еврейская книга Еноха, или Книга Небесных Дворцов. Сефер Йецира - Книга Созидания. М., Мосты культуры. 2002. С.41.
 115 Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск. Современный литератор. 1999. С. 207.
 116 См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. http://apologet.narod.ru
 117 Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск. Современный литератор. 1999. С.208-209.
 118См.: Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., Санкт-Петербургское философское общество.
 119 Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., Санкт-Петербургское философское общество. С.39-40.
 120 Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск. Современный литератор. 1999. С.206.
 121 Тантлевский И.Р. Книги Еноха. Арамейские фрагменты из Кумрана. Еврейская книга Еноха, или Книга Небесных Дворцов. Сефер Йецира - Книга Созидания. М., Мосты культуры. 2002. С.58.
 122 Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск. Современный литератор. 1999. С.206-207.
 123 Тантлевский И.Р. Книги Еноха. Арамейские фрагменты из Кумрана. Еврейская книга Еноха, или Книга Небесных Дворцов. Сефер Йецира - Книга Созидания. М., Мосты культуры. 2002. С.40.
 124 Блаватская Е.П.Теософский словарь. М., Сфера. 1994. С.170.
 125 Библейская энциклопедия. М., Российское Библейское Общество. 1996. С.134.
 126 Там же. С.63.
 127 Там же. С.134.
 128См.: Свящ. Димитрий Юревич. Пророчества о Христе в рукописях мертвого моря. СПб., Аксион эстин. 2004.
 129 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида Т.1. http://www.theosophy.ru/byauthor.htm
 130См.: Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М., МГУ. 1994.
 131 Гекертон Ч.У. Тайные общества всех веков и всех стран. Ташкент. Шарк. 1994. С.72.
 132Философский словарь. М., Республика. 2001. С.128.
 133 Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М., МГУ. 1994. С.20.
 134 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида Т.1. http://www.theosophy.ru/byauthor.htm
 135 Епископ Кассиан Безобразов. Христос и первое поколение христиан. М., ПСТБИ. 2001. С.196
 136 Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М., МГУ. 1994. С.20. Симон Волхв часто упоминается в литературе ранних христиан как главный враг Церкви и один из вождей гностической ереси. Св. Ириней Лионский (умер ок. 180 г. по Р.Х.) в своем труде "Против ересей" указывает, что Симон Волхв был одним из родоначальников гностических ересей.
 137 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида Т.1. http://www.theosophy.ru/byauthor.htm
 138 Тантлевский И.Р. Книги Еноха. Арамейские фрагменты из Кумрана. Еврейская книга Еноха, или Книга Небесных Дворцов. Сефер Йецира - Книга Созидания. М., Мосты культуры. 2002. С.28.
 139Христианство. Энциклопедический словарь. М., Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия". 1995. С.99.
 140 Тантлевский И.Р. Книги Еноха. Арамейские фрагменты из Кумрана. Еврейская книга Еноха, или Книга Небесных Дворцов. Сефер Йецира - Книга Созидания. М., Мосты культуры. 2002. С.46.
 141 Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск. Современный литератор. 1999. С.284, 302.
 142 Зилоты - иудейская секта. В отличие от фарисеев и саддукеев, которые пытались приспособиться к власти римлян, зилоты провозгласили лозунг: "Нет царя кроме Бога". Зилоты отказывались платить дань римлянам и готовились к войне, которая, по их мнению, должна была привести к установлению Царства Божьего на Земле. Христианство. Энциклопедический словарь. М., Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия". 1995. С.134.
 143 Кац А.С. Евреи. Христианство. Россия. СПб., Новый Геликон. 1997. С.97.
 144 Сагарда Н.И., Сагарда А.И. Полный корпус лекций по патрологии. СПб., Воскресение. 2004. С.273.
 145 См., напр.: Письма Елены Рерих. 1932-1955. (Письмо от 07.05.39). Новосибирск. Вико. 1993. С.407.
 Но странным образом это не мешает им постоянно искать в Священном Писании поддержку своих доктрин. См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. http://apologet.narod.ru
 146 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., Сирин. 1993. Т.3(5). С.108.
 147Христианство. Энциклопедический словарь. М., Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия". 1995. С.100-103.
 148 Там же. С.99.
 149 Там же. С.100.
 150 Там же. С.99.
 151Головин С.Л. Введение в систематическую апологетику. Симферополь. Христианский научно-апологетический центр. 2004. С.173.
 152Христианство. Энциклопедический словарь. М., Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия". 1995. С.101.
 153 Свящ. Димитрий Юревич. Пророчества о Христе в рукописях мертвого моря. СПб., Аксион эстин. 2004. С.50-51.
 154 Там же. С.51.
 155 Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С. 229.
 156 Там же. С.635.
 157 Там же. С.639.
 158Головин С.Л. Введение в систематическую апологетику. Симферополь. Христианский научно-апологетический центр. 2004. С.171.
 159 Апокрифические евангелия. СПб., Амфора. 2000. С.373.
 160 Там же. С.377.
 161 Там же. С.469-470.
 162 Там же. С.384.
 163 Там же. С.379.
 164 Христианство. Энциклопедический словарь. М., Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия". 1995. С.83.
 165 Там же. С.412.
 166 Текст Символа Веры на русском языке приводится по книге протоиерея Серафима Слободского. Закон Божий. Владимирская епархия. 1998. С.499.
 167 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т.II. Гл.III Секты ранних христиан.
 168 Письма Махатм. Чаша Востока. Рига-Москва-Минск. Лигатма. 1995. С.185.
 169 Там же. С.69.
 170 Там же. С.184.
 171 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2-х т. Адьяр. 1991. Т.2. С.598.
 172 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2-х т. Адьяр. 1991. Т.1. С.171.
 173 Письма Махатм. (Письмо 57). Самара. 1993. С. 222.
 174 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2-х т. Адьяр. 1991. Т.2. С.943.
 175 Блаватская Е.П. Ключ к теософии. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
 176Блаватская Е.П. Эзотерический характер Евангелий. http://www.theosophy.ru/lib/esoevang.htm
 177 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., КМП "Сирин". 1993. Т.2(3). С. 303.
 178 Там же. С. 304.
 179 Там же. С. 308.
 180 Согласно теософскому учению, "кальпа" (санскр.) - период кругового вращения Земли, вообще - цикл времени, но обычно "день" и " ночь" Брамы, период в 4 320 000 000 лет. "Махакальпа" - великий век. Период, во время которого вселенная проходит полный цикл эволюции и инволюции, до своего полного растворения в Боге (Брахмане).
 181 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2-х т. Адьяр. 1991. Т.1. С.255.
 182 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2-х т. Адьяр. 1991. Т.2. С.306.
 183 Там же. С.485.
 184 Там же. С.636.
 185 Там же. С.293.
 186 Письма Махатм. Чаша Востока. Рига-Москва-Минск. Лигатма. 1995. С.178.
 187 Блаватская Е.П. Ключ к теософии. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
 188 Там же. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
 189 Соловьев Вс. С. Современная жрица Изиды. Мое знакомство с Е.П. Блаватской и "теософским обществом". М., Республика. 1994.
 190 Е.П. Блаватская заявляла о своей оккультной связи с некими тайными учителями человечества, которых она называла "махатмы". Эти учителя, по уверению Е.П. Блаватской, через нее контактировали со всеми, кто хотел поближе познакомиться с "тайным учением" "махатм". В подтверждение истинности своих слов Е.П. Блаватская "творила чудеса": письма от "махатм" падали с потолка, раздавались звуки колокольчика и т.д.
 191 Соловьев Вс. С. Современная жрица Изиды. Мое знакомство с Е.П. Блаватской и "теософским обществом". М., Республика. 1994. С.9.
 192 Там же. С.19.
 193 Чела - ученик в теософии.
 194 Там же. С.69.
 195 Там же. С.69.
 196 Там же. С.88.
 197 Там же. С.111.
 198 Там же. С.177.
 199 Современные теософы предпринимают попытки задним числом доказать несостоятельность расследования Годжсона. Попытки, нужно заметить, наивные. Годжсон опрашивал очевидцев, современные теософы их смогут опросить разве что через спиритические сеансы. Также Годжсон обнаружил в доме Е.П. Блаватской приспособления, с помощью которых та "творила" свои "чудеса". Наивно думать, что непосредственные последователи Е.П. Блаватской в свое время не ликвидировали все улики против нее. Если теософы стремятся оправдать свою основательницу, что им мешает в интересах поиска столь любимой ими истины провести экспертизу почерков "махатм", ведь оригинальные тексты посланий сейчас хранятся в Британской библиотеке: "сейчас оригиналы "Писем махатм" хранятся в Британской библиотеке в Лондоне в отделе редких рукописей" (http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/390/34510/). Годжсон установил, что почерк, в основном, принадлежал Е.П. Блаватской.
 200 Соловьев Вс.С. Современная жрица Изиды. Мое знакомство с Е.П. Блаватской и "теософским обществом". М., Республика. 1994. С.165.
 201 Там же. С.166.
 202 Книгу Соловьева "Современная жрица Изиды" современные теософы хотят оспорить, пытаясь доказать предвзятость ее автора. Но, во-первых, автор сам увлекался оккультизмом и был настроен к Е.П. Блаватской доброжелательно. Во-вторых, если автор неправ, как могло получиться, что разрушилось первое теософское общество в Париже, неужели все его члены были предубеждены против Е.П. Блаватской? Или же они были так глупы, что поверили Соловьеву на слово? Напомним, что оно разрушилось после того, как Соловьев продемонстрировал членам этого общества письма Е.П. Блаватской, из которых следовало, что она - мошенница и авантюристка. В-третьих, попытки объяснить исторические, документально подтвержденные факты оккультными законами несостоятельны. Теософы заявляют, что Соловьев приблизился к такому "светочу духовности" как Е.П. Блаватская, поэтому в нем пробудились скрытые негативные качества. Такие утверждения могут быть авторитетны только в среде самих теософов. В-четвертых, доказывая несостоятельность слов Соловьева, теософы опираются на свидетельства Е.П. Блаватской о нем, что некорректно, так как Е.П. Блаватская начала негативно отзываться о Соловьеве только после разрыва отношений с ним, причем она была явно предвзятым "экспертом". Е.П. Блаватская не привела ни одного документа, доказывающего свою негативную оценку поступков Соловьева, в то время как Соловьев привел множество писем самой Е.П. Блаватской, подтверждающих его слова.
 203 Соловьев Вс.С. Современная жрица Изиды. Мое знакомство с Е.П. Блаватской и "теософским обществом". М., Республика. 1994. С.203.
 204 Там же. С.207.
 205 Там же. С.209-210.
 206 Там же. С.264.
 207 Е.П. Блаватская написала Вс. Соловьеву письмо, в котором признавала, что "махатмы" - плод ее воображения, а она сама занималась мистификацией.
 208 Там же. С.265.
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 1
 
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу