<< Пред.           стр. 105 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 горнозаводчикам Строгановым, в сер. XVIII в. перешли к кнн. Голицыным. На рубеже XVIII XIX вв. арх. P.P.
 Казаков и И.В. Еготов построили главный дом, Померанцевую галерею, оранжерею и др. архитектурные
 сооружения. Усадьба сильно пострадала в 1812 при французской оккупации. Кузьминки восстанавливались и
 перестраивались в 1820 30-х под руководством арх. Д.И. и А.О. Жилярди и А.Г. Григорьева. Д.И. Жилярди
 построен Конный двор с центральным павильоном и флигелями (изваяния коней работы П.К. Клодта поставлены у
 павильона позже), пристань, пропилеи, кухонный корпус т. н. Египетский павильон, ризница. В 1840-х
 построена молочная ферма (арх. М.Д. Быковский).
 
  КУКАРКА (с 1918 Советск), город в Кировской обл., центр Советского р-на. Расположен на высоком правом
 берегу р. Пижмы. Население 18,8 тыс. чел.
  Основан в 1594 (по другим сведениям, около 1609) на землях марийцев-черемисов как слобода Кукарка.
 Главными занятиями жителей были земледелие, поставка хлеба в Западную Сибирь. В XVIII XIX вв. Кукарка
 крупный ремесленный и торговый центр Вятской губ. Слобода была известна кружевоплетением (школа
 кружевниц с 1893), валяльным и гончарным производствами.
 
  КУКИШ, в древнерусской языческой мифологии оскорбительный жест, оберег от злых духов и нечистой силы.
 После Крещения Руси приобрел значение отрицания чего-либо или отказа вообще.
 
  КУКУЗЕЛИССА, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится на Афоне в лавре св. Афанасия. Так
 названа она по имени св. подвижника XII в. Иоанна Кукузеля. Однажды в субботу после всенощного бдения,
 пропев акафист Пресвятой Богородице, Иоанн сел против иконы и слегка задремал. Радуйся, Иоанн! вдруг
 произнес кроткий голос. Пой и не переставай петь, Я не оставлю тебя . И Иоанн увидел в сиянии небесного
 света стоявшую пред ним Божию Матерь. Она положила в руку его златницу и стала невидима. Иоанн проснулся и
 увидел в своей руке златницу. Эта златница была привешена к иконе, и с тех пор стали совершаться чудеса как от
 иконы, так и от самой златницы.
  Празднуется 1/14 октября.
  Прот. И. Бухарев
 
  КУКУШКА, в древнерусской языческой мифологии вещая птица, связанная с весенними и летними
 праздничными ритуалами, предсказаниями жизни и смерти. В русской деревне на кукушку гадали девушки,
 пытаясь определить, сколько им лет осталось до замужества. Кукование часто рассматривалось как зловещее
 предсказание: Кукушка кукует, горе вещает . Услышав кукушку, говорили: Хорошо кукуешь, да на свою б
 голову! Прилет кукушки в деревню, к дому, кукование на крыше дома считалось знаком смерти, болезни или
 пожара.
  Образ кукушки присутствовал во многих народных обрядах (Троицкие гуляния. Семик. Кумление).
  О.П.
 
  КУКША ПЕЧЕРСКИЙ, Туровский, епископ, затворник (ск. ок. 1215), начал иноческое житие в Киево-
 Печерском монастыре, был просветителем славянского племени вятичей, обитавшего на р. Оке. Проявил себя
 великим чудотворцем: изгонял бесов, осушил озеро, низвел дождь и сотворил много других чудес. По наущению
 языческого жреца, Кукшу подвергли мучениям, после чего ему отрубили голову, а с ним вместе и его ученику
 Никону. В это время в Печерском монастыре подвизался духовный друг св. Кукши прп. Пимен, бывший в одно
 время настоятелем монастыря. Его прозвали Постником за многие его воздержания и труды. Господь даровал ему
 многие дары духовные: он исцелял болящих, предвидел будущее и за два года предузнал день своей кончины. В
 день мученической кончины св. Кукши прп. Пимен громко возгласил посреди церкви: Брат наш, Кукша, убит на
 рассвете! Сказав это, он преставился в один день и час со святым. Мощи прпп. Кукши и Пимена почивают в
 Ближних (Антониевых) пещерах.
  Память сщмчч. Кукше и Пимену-постнику отмечается 27 августа/9 сентября и 28 сентября/11 октября (в Соборе
 преподобных Ближних пещер).
 
  КУЛАЧНЫЙ БОЙ. - См.: ИГРЫ.
 
  КУЛИБИН Иван Петрович (10/21.04.1735-30.07/ 11.08.1818), выдающийся русский механик-самоучка. С
 ранних лет обнаружил исключительные способности к изготовлению различных механических устройств. Особое
 внимание в юношеские годы уделял изучению часовых механизмов. В 1764 67 создал часы в форме яйца,
 представлявшие собой сложнейший механизм автоматического действия. Эти часы Кулибин преподнес в 1769
 Екатерине II, которая назначила его заведующим механической мастерской Петербургской АН. Здесь Кулибин
 сконструировал планетные карманные часы, применив в них компенсационное устройство новой системы;
 кроме часов, минут и секунд, часы показывали месяцы, дни недели, времена года, фазы Луны. Им были созданы
 проекты башенных часов, миниатюрных часов в перстне и др. Разработал также новые способы шлифовки
 стекол для изготовления микроскопов, телескопов и др. оптич. приборов.
  В 1770-х спроектировал деревянный одноарочный мост через Неву с длиной пролета 298 метров (вместо
 применявшихся ранее 50 60), предложив использовать оригинальные формы с перекрестной решеткой. В 1776
 построенная Кулибиным модель этого моста в 1/10 натуральной величины была испытана специальной
 академической комиссией. Проект Кулибина получил высокую оценку, но осуществлен не был. С 1801 Кулибин
 работал над вариантами металлического моста, однако и эти интересные проекты, несмотря на полную
 техническую обоснованность, были отклонены правительством. Всего Кулибин разработал 3 варианта деревянных
 и 3 варианта металлических мостов.
  В 1779 сконструировал знаменитый фонарь (прожектор), дававший при слабом источнике мощный свет. Это
 изобретение было использовано в промышленных целях для освещения мастерских, судов, маяков и т.д.
 Кулибиным была изготовлена (1791) повозка-самокатка, в которой он применил маховое колесо, тормоз, коробку
 скоростей, подшипники качения и т.д.; повозка приводилась в движение человеком, нажимавшим на педали. В том
 же году разработал конструкцию механических ног протезов (этот проект после войны 1812 был использован
 одним из французских предпринимателей). В 1793 построил лифт, поднимавший с помощью винтовых механизмов
 кабинку. Создал оптический телеграф для передачи условных сигналов на расстояние (1794).
  В 1801 Кулибин был уволен из академии и вернулся к себе на родину, в Нижний Новгород. Здесь он разработал
 способ движения судов вверх по течению рек и в 1804 построил водоход , работу над которым он начал еще в
 1782. Испытания показали полную пригодность и экономичность таких судов, однако и это изобретение не было
 использовано, а само судно через некоторое время было продано на слом. К этому же периоду относятся работы
 Кулибина по применению паровой машины для движения грузовых судов. Автор мн. др. проектов
 (приспособление для расточки и обработки внутр. поверхности цилиндров, машина для добычи соли, сеялка,
 различные мельничные машины, водяное колесо оригинальной конструкции, фортепьяно и др.).
  Б.C.
 
  КУЛИКОВО ПОЛЕ, в Тульской обл., в Куркинском р-не, между реками Непрядвой и Доном; место
 Куликовской битвы 1380. Первый памятник в честь победы русских войск во главе с кн. Дмитрием Донским над
 монголо-татарскими войсками Мамая установлен на Красном Холме (где была ставка Мамая) в 1848-50 (арх. А.П.
 Брюллов). В 1913-18 там же сооружен храм-памятник Сергию Радонежскому (арх. А.В. Щусев); ныне музей
  Куликово Поле филиал Тульского обл. краеведческого музея. В с. Монастырщино, где, по преданию, были
 захоронены русские воины, павшие в Куликовской битве, построена каменная церковь.
 
  КУЛИКОВСКАЯ БИТВА, генеральное сражение между объединенным русским войском под командованием
 вел. кн. Московского Димитрия Ивановича и войсками Золотой Орды, усиленной наемниками, под командой
 темника Мамая, обладавшего фактической ханской властью (не принадлежа к роду чингизидов, официально не мог
 быть ханом Орды, правил через подставных ханов).
  В 1380-х Московское княжество возглавило освободительную борьбу Руси против ордынского ига, в 1378
 московскими войсками был уничтожен отряд ордынцев, вторгнувшийся с грабительским набегом. Мамай, укрепив
 свою власть в Орде, решил окончательно разгромить Русь. Он собрал крупные силы для похода; были также
 привлечены отряды с Северного Кавказа и Поволжья, пехота из генуэзских наемников в Крыму. Мамай заручился
 союзнической помощью со стороны вел. кн. Литовского Ягайло, давнего врага Московии. Существует версия о
 союзе Мамая с кн. рязанским Олегом Ивановичем.
  В к. июля 1380 кн. Димитрий узнал о сосредоточении ордынских войск в верховьях Дона. Князь призвал
 собственные войска и силы союзников собраться в Москве или южнее в Коломне. Численность собранного кн.
 Димитрием русского войска по данным летописи (ок. 150 тыс.) явно преувеличена, современные исследователи
 полагают эту величину в 20 25 тыс. Союзные войска из профессиональных дружинников были поддержаны
 ополчением из числа, по выражению летописей, небывальцев , молодых людей , т. е. неподготовленных, не
 обученных к бою. Из них, видимо, составлялись вспомогательные войска. Однако объединить всю Русь не
 удалось, в походе не участвовали дружины Новгородской, Нижегородской, Тверской и Смоленской земель.
  Численность войска Мамая очень трудно определяема, но оно было никак не менее русского. По-видимому,
 ордынская разведка донесла о крупном сосредоточении русских войск под Москвой, и Мамай достиг
 договоренности с Ягайло об одновременном выходе литовских войск в район Верхнего Дона (к началу битвы
 литовцы были приблизительно в 100 км от места сражения).
  В к. августа н. сентября объединенное русское войско под командованием кн. Димитрия походным порядком
 вышло в степь и подошло к верховьям Дона. Решено было перейти Дон и занять позицию при слиянии с
 Непрядвой, чтобы водными, лесными и болотистыми преградами стеснить маневры ордынской конницы. План
 был сугубо наступательным и основывался на огромном духовном подъеме русских воинов. Св. прп. Сергий
 Радонежский благословил поход и направил с войском двух своих послушников Ослябю и Пересвета. Русский
 богатырь Пересвет вышел на бой со степным багатуром Челубеем, оба погибли. Сражение началось атакой
 ордынской конницы, которой удалось оттеснить наши войска к Непрядве. Тогда с фланга ударил Засадный полк
 воеводы Боброка-Волынского, ордынцы дрогнули и побежали, русские преследовали их. Мамай пытался скрыться
 в Крымском ханстве, но был там убит.
  Куликовская битва не решила исход ордынского ига на Руси. Но она стала грандиозной духовной вехой в
 жизни русского народа. Вековой враг понес первое крупнейшее поражение. Русская Православная церковь в 1988
 причислила вел. кн. Димитрия Донского к Лику Святых.
  С. Семанов
 
  КУМЛЕНИЕ ( Крещение кукушки ), старинный обычай молодых русских девушек и женщин обмениваться
 крестами и называть друг друга кумами. Совершался обычно либо во время Троицких гуляний, либо на второе
 воскресение после Пасхи (Неделя жен-мироносиц). Как описывали очевидцы, на Троицкие гуляния молодые
  бабы и девки, собравшись и запасшись яичницами в черепнях (то есть глиняных сосудах. М.Г.), уходили в
 рощу . Там на поляне располагались вокруг березы, а в иных местах вокруг растения кукушкины слезы (вид
 столетника крестообразной формы; отсюда и название обычая крестить кукушку ), и желающие покумиться
 вешали свои кресты на березу или на два крестообразно воткнутых над кукушкиными слезами прута. Все
 участницы гулянья пели песни, а решившие кумиться подруги целовали друг друга сквозь кольцо шнурка креста и
 обменивались крестами. После этого они называли друг друга кумами ; дружба их становилась особенно тесной
  по типу побратимства и посестрия; какие-либо ссоры исключались. Эти отношения продолжались в течение
 недели, а местами и длительный срок (в течение года, иногда на всю жизнь). После кумления молодежь угощалась
 и с песнями возвращалась в деревню; там пение и пляска продолжались. На следующее воскресенье молодежь в
 том же составе продолжала гулянье в роще. Наступала вторая часть обряда: те же пары подруг возвращали друг
 другу кресты раскумливались ; остаток этого же дня тоже проводили в селении в пении и пляске .
  В Ростовском у. Ярославской губ. во второе воскресенье после Пасхи девушки ходили в лес кумиться. Каждая
 брала с собой яйцо, куличку (хлеб в форме калача) и маленький моток ниток, выпряденный обязательно в
 Великий четверг. В лесу делились на пары. Желающие покумиться девушки вдвоем заплетали одну косу из трех
 веток молодой березки, вплетая в нее разноцветную ленточку; косу перевязывали нитками из четвергового
 моточка. Такое переплетение из веток березы называлось мотушкой. Девушки приговаривали: Кукушка, кукушка,
 сбереги мою мотушку . Сначала заплетали мотушку для одной из девушек, потом для другой; затем для
 близких родственников каждой из них. Мотушка, задуманная для мужчины, заплеталась не как коса, а в виде
 венка. Девушки, заплетавшие вдвоем мотушки, обменивались яичками, куличками и целовались. Гулянье имело
 продолжение на Троицын день: все девушки шли в лес за мотушками, отламывали их и несли к водоему. Там
 происходило обычное гаданье по движению мотушек в воде. Однако объясняли гаданье необычно: если
 мотушка потонет, значит, девушка выйдет в этом году замуж.
  В Нерехтском у. Костромской губ. девичий выход в лес для кумления приурочивался к Семику. К этому дню
 хозяйки пекли для девиц козули род лепешек с яйцами в виде венков . В лесу ветви на березе завивали
 ленточками, бумажками и нитками , а также завязывали венками . Потом девушки целовались через березовый
 венок, приговаривая: Здравствуй, кум и кума, березку завивши! Березу обвивали поясом или лентою; завивая
 венки, пели: береза моя, березонька, береза моя белая, береза моя кудреватая и т.д. После завиванья садились под
 березою есть козули и яичницу. Затем следовали сценические игры (хоровод со сценами ), особенно
 замечательные на правом берегу Волги в с. Барщеве . Близкий к рассмотренным вариант описан по материалам
 Дорогобужского у. Смоленской губ.: девушки целовались через венок, завитый из ветвей одной березы или двух,
 склоненных друг к другу, приговаривая: Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, вечно
 дружиться . Этот текст наиболее точно передавал смысл, который вкладывали участницы в обряд.
  В Щигровском у. Курской губ. обряд крещения кукушки имел характер трехчастного цикла. На вешнего
 Николу (9 мая) опалывали кукушку : девушки и женщины собирались на улице, с песнями шли в лес. Там
 искали растение кукушку и под специально для этого случая предназначенную песню пололи траву вокруг нее.
 Ополов, вырывали растение с корнем и наряжали как куклу . Затем все отправлялись в дом одной из участниц,
 намеченный заранее для сборища.
  Вторая часть цикла разворачивалась на Духов день (понедельник Троицкой недели). Одетую кукушку несли с
 песней в лес, где сплетали венком верхушки двух березок. В середину венка вешали нательный крестик одной из
 девушек и покрывали его большим платком, при этом участницы пели. Вокруг венка составлялся хоровод,
 заводили новую песню: Я в луг пойду, я венок завью; покумимся, кума, не бранися, душа . Наступал момент
 самого кумления: Избравши по сердцу подружку, подходят одна с одной стороны, а другая с противоположной к
 венку и целуют три раза крест и друг друга сквозь венок, поверх венка и с правой и левой стороны венка
 (крестообразно) .
  Покумившиеся обменивались крестами, дарили друг другу ожерелья, серьги. Подаренные украшения
 полагалось носить всю следующую неделю, до наступления третьей части цикла. Часть предметов дарили навсегда
 или до первой ссоры. После того как все перекумятся , участницы празднества угощались лакомствами,
 принесенными в складчину. Березовый венок в этом случае, как и в других вариантах, оставался нетронутым в
 течение недели. В следующее воскресенье исполнялась третья часть цикла: девушки и женщины собирались в том
 же составе, с песнями шли в лес к венку; венок развивали и возвращали друг другу подарки. Пели: Я в лес пойду,
 я венок разовью; раскумися, кума, разбранися душа .
  Все это могло происходить и в пределах селения: выходили не в лес, а в сад, угощались в избе. Перед избой
  играли песни и плясали. Русская народная традиция знала также кумление вчетвером вместо пары. В селе
 Овстуг Брянского уезда в Троицын день крестьянские девушки собирались в роще, где вырывали молоденькую
 березку и украшали ее лентами и косниками. На самой вершине березки привязывалось растение кукушка. Четыре
 девушки садились вокруг березки и кумились ; остальные в это время пели. Первую четверку сменяла
 следующая и т.д.
  После того как все четверки покумятся, выбирали двух из самых старших участниц празднества. Избранные
 девушки несли молодое деревце (с кукушкой на его вершине) в укромное место и, стараясь оставаться никем не
 замеченными, сажали березку, загадав на одну из них: если дерево примется, то девушка выйдет замуж до
 следующей Троицы. Через некоторое время ходили смотреть, принялась ли березка. На Троицу все девушки и
 молодые женщины здесь шли вместе на кладбище, и именно там каждая из них завивала венок. С этими венками
 гурьбой шли к речке и бросали их в воду, загадывая желания: если поплывет исполнится; если утонет не
 исполнится.
  На Орловщине кумление происходило в Вознесение (за 10 дней до Троицы). Девушки после обеда собирались
 на улице в хоровод и шли в лес, распевая песни. В лесу им предстояло кумиться , или крестить кукушку (здесь,
 как и во многих других местах, это было одно и то же). Макушки двух берез связывали оборочкой и вешали на
 них снятые с себя кресты, траву подорожник, называемую здесь кукушкою, и ленты. Затем девушки, двигаясь
 навстречу друг другу, сходились у березок и вновь расходились так делали трижды, с песней: Вы, кумушки,
 вы, голубушки! Кумитеся, любитеся! Не ругайтесь, не бранитеся! Сойдитесь, полюбитеся, полюбитеся,
 подружитеся! Подружитеся, поцелуйтеся! Трижды обходили вокруг связанных берез, целовали висящие кресты, а
 потом друг друга. Сняв кресты и ленты, покумившиеся попарно обменивались ими. Кумами называли друг
 друга до Духова дня. После кумления начиналась совместная часть молодежного гулянья. У костра, зажженного,
 чтобы готовить непременное блюдо из яиц, появлялись парни, приносившие сласти: мед, груздики , орехи,
 конфеты. Девушки, в свою очередь, угощали их яичницей. После угощения расходились по лесу парами, причем
 инициатива выбора принадлежала девушке: она подходила к избранному парню и целовала его. Некоторые пары
 гуляли по лесу, обнявшись. На Вознесенье это не запрещается, сообщает корреспондент, в остальные дни за
 это засмеют, а отец с матерью тогда убьют . Как только солнце начинало садиться, все опять собирались вместе и
 шли в селение с песнями.
  Взгляд крестьян на отношения, возникавшие в результате обмена крестами во время завивания венков,
 существенно различался в разных местах и по срокам действия, и по степени серьезности этих отношений. В
 описаниях 1-й пол. XIX в. встречается восприятие его как настоящего посестримства (см.: Побратимство) на
 всю жизнь. В Зарайском уезде, например, бабы и девки в Семик шли с песнями и с наряженной березкой в
 ближайшую рощу, обильную березняком, надевали там на головы венки, свитые из березовых веток и завивали
 подобие венков на самих березах. Повешенный в такое кольцо из веток крест целовали с двух сторон кумившиеся
 девушки или женщины и затем обменивались крестами. Этот обряд означал утверждение между покумившимися
 дружбы навеки , так что уже ссориться и браниться между собою считается у них величайшим грехом . Тех, кто
 покумившись ссорился, осуждала пословица: Кукушку кстили (крестили), да языка не прикусили .
  М.М. Громыко
 
  КУМОВСТВО, духовное родство (свойство), возникающее в результате Таинства крещения между крестным
 отцом, восприемником (кум для родителей крестника и крестной матери), восприемницей (кума для крестного
 отца и родителей крещеного) и родителями крещеного.
 
  КУНГУР, город в Пермской обл., центр Кунгурского р-на. Расположен в Предуралье, при впадении рек Ирень
 и Шаква в р. Сылва (бассейн Камы). Население 76,6 тыс. чел.
  Основан на р. Кунгурке в 1648, в 17 км выше устья р. Ирень. В 1662 был сожжен башкирами, в 1663 перенесен
 на современное место (бывшее с. Мысовское) и отстроен как крепость. В 1774 выдержал осаду войск Е.И.
 Пугачева. В н. XVIII в. зародилось кожевенно-обувное производство (в 1724 построен кожевенный завод). К сер.
 XVIII в. был одним из крупнейших населенных пунктов Урала, с 1759 здесь находилось Пермское управление
 горными заводами. С 1781 уездный город Пермского наместничества (с 1796 губернии).
 
  КУНЯЕВ Станислав Юрьевич (р. 27.11.1932), русский поэт и общественный деятель, главный редактор
 патриотического журнала Наш современник (с 1989). Стихи Куняева глубоко патриотичны и наполнены
 переживанием за судьбу России. Лирические сборники стихов и поэм: Звено (1962), Метель заходит в город
 (1962), Глубокий день (1978), Мать Сыра Земля (1988), Русские сны (1990). Книга Сергей Есенин (1995;
 совместно с сыном).
  В руководстве журналом Наш современник Куняев продолжил патриотическую линию С. В. Викулова, сделав
 журнал одним из духовных центров возрождения Отечества и национального противостояния антирусским силам.
 
  КУПАЛА, языческое божество лета, полевых плодов и летних цветов, почиталось третьим после Перуна и
 Велеса, истукан его стоял в Киеве до Крещения Руси.
  Ритуальный праздник ему был установлен в день летнего солнцестояния в начале жатвы, в Иванов день и в
 ночь, ему предшествующую (см.: Аграфена Купальница). Возжигались большие костры, приносили жертвы.
 Участвовавшие плясали и пели возле огня в одеждах, украшенных цветами. Затем через огонь прогоняли скот,
 чтобы обезопасить стадо от злых духов.
  Языческие ритуалы, посвященные Купале, в христианские времена были вытеснены великим праздником
 Рождества св. Иоанна Крестителя и предшествовали ему днем празднования св. мученицы Агриппины
 (Аграфены). Тем не менее отголоски древних языческих ритуалов сохранялись 23 и 24 июня вплоть до н. XX в. В
 народе эти дни прозывались соответственно Агриппина (Аграфена) Купальница и Иван Купала. На Троицыну
 неделю молодежь делала и одевала большую куклу, которую называли Купалой, а затем с плясками, песнями и
 присвистом бросала ее в ближайшую речку или пруд.
  О. Платонов
 
  КУПЕЧЕСТВО, торговое сословие. Существует в России с древнейших времен. В записках византийского
 имп. Константина Багрянородного рассказывается о деятельности русских купцов еще в 1-й пол. X в. По его
 словам, с ноября месяца, как только подмерзала дорога и устанавливался санный путь, русские купцы покидали
 города и направлялись в глубь страны. Всю зиму они скупали по погостам товары, а также собирали с жителей
 дань в оплату за ту охрану, которую им давал город. Весной уже по Днепру с полой водой купцы возвращались в
 Киев и на подготовленных к тому времени судах отправлялись в Царьград. Труден и опасен был этот путь. И
 только большая охрана спасала караван смоленских, любечских, черниговских, новгородских, вышегородских
 купцов от многочисленных грабителей. Проплыв Днепр, выходили в море, держась берега, так как в любой момент
 утлые суденышки могли погибнуть от крутой волны.
  В Царьграде русские купцы торговали шесть месяцев. Согласно договору, оставаться на зиму не могли.
 Размещали их не в самом городе, а у святого Мамы (монастырь св. Маманта). Во время пребывания в Царьграде
 русские купцы пользовались различными льготами, предоставленными им греческим императором. В частности,
 продавали свои товары и покупали греческие, не платя пошлины; кроме того, им выделяли бесплатно продукты
 питания и разрешали пользоваться баней. По окончании торга греческие власти обеспечивали нашим купцам
 съестные товары и корабельные снасти. Возвращались домой не ранее октября, а там уже снова наступал ноябрь, и
 нужно было ехать в глубь страны, на погосты, распродавая то, что было привезено из Византии, и скупать товары
 для зарубежной торговли на следующий год. Такая предпринимательская деятельность велась Русью не одно
 столетие. Круговорот торговой жизни сыграл огромную роль в освоении и объединении русских земель. Все
 большее и большее число людей вовлекалось в эту экономическую деятельность, становясь кровно
 заинтересованным в ее результатах. Впрочем, русские купцы вели торговлю не только с Царь-градом, откуда
 вывозили шелковые ткани, золото, кружева, вина, мыло, губки, различные лакомства. Большая торговля велась с
 варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с
 арабами откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности.
  О том, что торговля велась очень большая, свидетельствует характер кладов того времени, которые до сих пор в
 изобилии находят близ старинных городов, на берегах больших рек, на волоках, возле бывших погостов. В этих
 кладах не редкость арабские, византийские, римские и западноевропейские монеты, в том числе даже
 отчеканенные в VIII в.
  Вокруг русских городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для
 торговли, или, как тогда называли, гостьбы , купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и
 другие тогдашние промышленники . Места эти получали название погостов (от слова гостьба ). Позже, уже
 после принятия христианства, в этих местах, как наиболее посещаемых, строились церкви и размещались
 кладбища. Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В
 подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь (весы, меры), складывались товары, а также
 хранились торговые договоры. За это духовенство взимало с торговцев особую пошлину.
  Первый русский свод законов Русская Правда был пронизан духом купечества. Когда читаешь его статьи, то
 убеждаешься, что он мог возникнуть в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей
 тесно связаны с результатом торговых операций.
  Правда , пишет историк В.О. Ключевский, строго отличает отдачу имущества на хранение поклажу
 от займа , простой заем, одолжение по дружбе от отдачи денег в рост из определенного условленного процента,
 процентный заем краткосрочный от долгосрочного и, наконец, заем от торговой комиссии и вклада в
 торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда. Правда дает далее
 определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, умеет различать
 несостоятельность злостную от несчастной. Что такое торговый кредит и операции в кредит хорошо известно
 Русской Правде. Гости, иногородние или иноземные купцы, запускали товар за купцов туземных, т.е. продавали
 им в долг. Купец давал гостю, купцу-земляку, торговавшему с другими городами или землями, куны в куплю , на
 комиссию для закупки ему товара на стороне; капиталист вверял купцу куны в гостьбу , для оборота из барыша .
  Городские предприниматели, справедливо отмечает Ключевский, являлись то сотрудниками, то соперниками

<< Пред.           стр. 105 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу