<< Пред.           стр. 109 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 (лев.); Киренга, Витим, Олёкма, Алдан (прав.).
 
  ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБОРОНА 1941-42, непревзойденный по стойкости и терпению подвиг русского народа,
 в голодной блокаде отстоявшего свободу Северной столицы. Немецкая группа армий Север уже к 10 июля
 вышла к Луге, заняв всю Прибалтику, причем не имея преимущества в силах. Успехи немцев обусловливались
 исключительно превосходством в подготовке личного состава, в особенности летчиков и танкистов, вот почему мы
 несли в боях, в особенности при окружениях, несоизмеримые с противником потери. 24 августа, преодолев
 упорное сопротивление наших войск на Лужском рубеже, немцы прорвались непосредственно к Ленинграду.
 Приезд маршала К.Е. Ворошилова не изменил обстановку, несмотря на проявленный им личный героизм. 8
 сентября немцы заняли Шлиссельбург в устье Невы и отрезали город от страны. Началась Ленинградская блокада.
 В этих условиях твердую решимость проявили И.В. Сталин и вступивший в командование Ленинградским
 фронтом генерал армии Г.К. Жуков. Суровыми мерами они прекратили панику и организовали линию
 сопротивления непосредственно на городских рубежах. К исходу сентября наступление немцев выдохлось, а
 Жуков был отозван в Москву, куда переместился эпицентр войны. В городе осталось около двух миллионов
 жителей (не считая войска). Продовольственные запасы были частично уничтожены пожаром, подвоз удалось
 отчасти наладить лишь зимой по замерзшему Ладожскому озеру. Горожане и войска мужественно выдержали
 голод, бомбежки и артобстрелы, погибло по совокупности около 700 тыс. жителей. Сопротивление ленинградцев,
 отвлекая огромное количество живой силы и техники германских захватчиков, не позволяло им развернуть
 широкое наступление на других участках фронта. Современные историки-демократы сожалеют, что город не был
 сдан Гитлеру: это было бы гуманнее . Стойкость осажденных ленинградцев стала образцом нашей и всемирной
 истории, одной из главных составляющих великой победы.
  С. Семанов
 
  ЛЕНЦА, ЗАКОН И ПРАВИЛО, элементы теории классического электромагнетизма, открыты русским
 ученым Э.Х. Ленцем.
 
  ЛЕНЬ, нежелание работать, отлынивание, увиливание от труда. В Изборнике 1076 г. говорится, что лень
 мать зла. Ленивый хуже больного: ведь больной, если лежит, то не ест, а ленивый и лежит и ест .
  Владимир Мономах (XII в.) почти буквально повторяет эти слова в своем Поучении сыновьям : Леность
 всему злому мать, что человек умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни
 на что хорошее. Пусть не застанет вас солнце в постели. В дому своем не ленитесь, но за всем наблюдайте, чтобы
 приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим .
  Ленивый человек в бессчетном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая, кроме смраду и
 презренных гадин, ничего не производит (М.В. Ломоносов).
  У русских людей сложилось устойчивое презрительное отношение к лентяям, к отлынивающим от работы, не
 желающим добросовестно трудиться. Ленивый и могилы не стоит , Лень добра не сеет , Лень к добру не
 приставит , Пахарю земля мать, а лодырю мачеха , У лодыря что ни день, то лень , За дело не мы, за
 работу не мы, а поесть, поплясать против нас не сыскать , Лень лени и за ложку взяться, а не лень лени
 обедать , Леность наводит на бедность , У лентяя Федорки всегда отговорки , Лень перекатная: палец о палец
 не ударит , Лентяй и шалопай два родных брата .
  Тит, поди молотить , говорит лентяю трудящийся крестьянин. А в ответ: Брюхо болит . Тит,
 пойдем пить! Бабенка, подай шубенку . О таких лодырях крестьянин говорит: У него лень за пазухой гнездо
 свила , От лени распух , От лени мохом оброс , От лени губы блином обвисли , Ленивому всегда праздник ,
  У него руки вися отболтались , Пресная шлея (лентяй) , Ест руками, а работает брюхом , У него работа в
 руках плесневеет .
  Трудовой крестьянин постоянно насмехается над лодырем. Чем он занимается спрашивают труженика о
 лодыре. Кнуты вьет да собак бьет , отвечает крестьянин. Пошел баклуши бить , Устроился слонов
 продавать , Пошел черных кобелей набело перемывать , На собаках сено косит , На собаках шерсть бьет ,
  Слоном слоняется , Спишь, спишь, а отдохнуть некогда , На печи по дрова поехал , Перековал лемех на
 свайку , В лапоть звонит , Хорошо ленивого за смертью посылать не скоро придет , Люди пахать, а он
 руками махать , Люди жать, а мы с поля бежать .
  Если судить по количеству народных пословиц, то к лентяю у русского крестьянина было больше неприязни и
 даже ненависти, чем к неправедным нанимателям. Да это и понятно. В общинном российском хозяйстве был
 необходим слаженный труд; начало и окончание работ, вывоз навоза, общественное строительство требовали
 дружной работы, которой, конечно, мешали отдельные лодыри, зачастую превращавшиеся в деклассированные
 элементы. Поэтому народная мудрость наставляет и предостерегает: Станешь лениться, будешь с сумой
 волочиться , Ленивого и по платью узнаешь , У ленивого что на дворе, то и на столе , Спишь до обеда, так
 пеняй на соседа, что рано встает да в гости не зовет , Проленишься, так и хлеба лишишься , Отсталый и
 ленивый всегда позади , Кто ленив сохой, тому весь год плохой .
  О. Платонов
 
  ЛЕНЬКОВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. - См.: СПАСИТЕЛЬНИЦА УТОПАЮЩИХ .
 
  ЛЕОНИД УСТЬНЕДУМСКИЙ, иеромонах (1551-17.07.1654). В одной из деревень на Вологодской земле жил
 благочестивый крестьянин, который пятидесяти лет от роду решил поступить в монастырь. В это время, в видении,
 ему было повелено самому основать монастырь на ближайшей Туринской горе и перенести туда из одного
 монастыря икону Пресвятой Богородицы Одигитрии . Не доверяя своему видению, преподобный сам поступил в
 этот монастырь и постригся там с именем Леонид. Но видение повторилось, и монастырские старцы признали его
 истинным. Они дали святому икону и благословили его созидать новую обитель. Но недобрые люди прогнали его с
 Туринской горы, и преподобному пришлось переселиться в непроходимые болота, где он осушал их, копая каналы.
 Во время этих трудов его ужалила змея. Тогда, вооружившись молитвою против всех ухищрений бесовских и
 злобы человеческой, прп. Леонид поставил себе за правило не думать обо всем этом, а предать себя воле
 Божией. Он даже не стал лечиться и больше никогда не болел. Бог помогал ему во всем. Свой последний
 осушительный канал святой назвал недумой , а обитель его стала называться Усть-Недумским монастырем
 Пресвятой Богородицы. Скончался св. Леонид в глубокой старости.
  Память прп. Леониду отмечается 17/30 июля.
 
  ЛЕОНОВ Леонид Максимович (19/31.05.1899-8.08. 1994), русский писатель и общественный деятель. В
 романах Барсуки (1924) и Вор (1927) показывает трагедию русской жизни в результате революции. В романе
  Русский лес (1953) повествует о родстве русского характера с русской природой и губительности для народа ее
 бездумного покорения . В своем последнем романе Пирамида Леонов переосмысливает содержание русской
 жизни в XX в. с позиций православного христианина на отчем пепелище . В 1960-80-е активно участвовал в
 работе русских патриотических организаций: клуб Родина , ВООПИК, Русский клуб .
 
  ЛЕОНТИЙ (Леон Бобылинский) (ск. не ранее 1700), русский летописец, иеромонах Киево-Выдубицкого,
 затем Ильинского Троицкого монастыря в Чернигове. Автор хроники Летописец сей есть Кроника , завершенной
 в 1699 в Чернигове. Она содержит сведения о борьбе русского народа, в том числе малороссийского казачества,
 против турецких захватчиков в 1670-х.
 
  ЛЕОНТИЙ РОСТОВСКИЙ, епископ, священномученик (ск. 1073), родился в н. XI в. в Константинополе.
 Промыслом Божиим будущий просветитель Ростовской земли принял монашеский постриг в Киево-Печерском
 монастыре, где проходил послушание под духовным руководством прпп. отцов Антония и Феодосия. Свт.
 Леонтий был первым епископом, вышедшим из Киево-Печерского монастыря, воспитавшего многих святителей
 Русской земли. В 1040-х он был возведен в епископскую кафедру. В Ростовской земле, населенной в те времена
 финскими племенами, еще не просвещенными светом веры Христовой, свт. Леонтий встретил жестокое
 сопротивление язычников. Два его предшественника епп. Феодор и Иларион были изгнаны из Ростова.
 Невзирая на опасность, свт. Леонтий ревностно проповедовал христианство местному населению. Он однажды
 был избит и изгнан из города, но не оставил своей паствы и поселился недалеко от Ростова, воздвигнув храм во
 имя Архистратига Михаила. Сюда к святителю стекалось окрестное население. Видя успех святого, языческие
 волхвы подговаривали доверявших им жителей убить свт. Леонтия. Собрав толпу, они пришли исполнить свой
 замысел. Свт. Леонтий, выйдя в облачении и с крестом, своим бесстрашием остановил их. А слово его, обращенное
 к народу, заставило многих раскаяться и принять св. крещение. Но в 1073 прав. епископ принял мученическую
 кончину. Тело свт. Леонтия было погребено в церкви Пресвятой Богородицы. В 1660, когда в Ростове строился
 новый храм на месте сгоревшего, был найден гроб с нетленными мощами свт. Леонтия.
  У русских крестьян этот святой назывался Огуречником, т.к. день его памяти считался временем, подходящем
 для высаживания огурцов.
  Память свт. Леонтию отмечается 23 мая/5 июня (обретение мощей в 1164).
 
  ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (13.01.1831-12.11.1891), писатель, философ и социолог. Окончил
 медицинский факультет Московского университета. Во время Крымской войны служил военным врачом. С 1863
 по 1873 на дипломатической службе в Турции. В сер. 1870-х, дав обет в случае выздоровления после тяжелой
 болезни посвятить свою жизнь Богу, Леонтьев по нескольку месяцев живет в монастырях на Афоне, в Николо-
 Угрешской обители под Москвой, в Мещовском монастыре св. Георгия, в Оптиной пустыни (близ Козельска). В
 последней он и поселился в марте 1887. В Оптиной пустыни 23 августа 1891 тяжело больной Леонтьев принял
 тайный постриг. 30 августа, чтобы быть ближе к медицинской помощи, перебрался в Сергиев Посад, где и
 скончался от воспаления легких.
  Основная идея миросозерцания Леонтьева необходимость и благость неравенства, контраста, разнообразия.
 Это идея и эстетическая, и биологическая, и социологическая, и моральная, и религиозная. Бытие есть
 неравенство, а равенство есть путь в небытие. Стремление к равенству, к смешению, к единообразию враждебно
 жизни и безбожно. Сам Бог хочет неравенства, контраста, разнообразия. Леонтьев открывает как бы
 предустановленную гармонию законов природы и законов эстетики, т. е. признает эстетический смысл природной
 жизни. Он считает, что идее развития в природе соответствует и основная мысль эстетики: единство в
 разнообразии, так называемая гармония, в сущности не только не исключающая борьбы и страданий, но даже
 требующая их. В прогресс, по мнению Леонтьева, надо верить, но не как в улучшение непременно, а как в новое
 перерождение тягостей жизни, в новые виды страданий и стеснений человеческих. Правильная вера в прогресс
 должна быть пессимистической, не благодушной, все ожидающей какой-то весны. В целом процесс развития
 мыслился им как постепенное восхождение от простейшего к сложнейшему, постепенная индивидуализация,
 обособление; постепенный ход от бесцветности, от простоты к оригинальности и сложности; постепенное
 усложнение элементов сословных, увеличение богатства внутреннего и в то же время постепенное укрепление
 единства, так что высшая точка развития есть высшая степень сложности, объединенная неким внутренним
 деспотическим единством. Леонтьев хочет найти не только форму органического развития общества, но и форму
 его наибольшего совершенства и высшего цветения. Тема о судьбе культуры была поставлена им очень остро.
 Леонтьев предвидел возможный декаданс культуры, он многое сказал раньше Ницше, Гобино, Шпенглера. При
 столкновении эстетики с моралью Леонтьев отдает предпочтение эстетике. Он видел большую моральную высоту
 и правду в холодном объективизме, суровости, жестокости, чем в идее блага человечества. Чистое добро
 некрасиво, говорил он; чтобы была красота в жизни, необходимо и зло, необходим контраст тьмы и света. Европа
 стоит перед мещанством, орудиями которого являются лозунги политической свободы и равенства. Европа грозит
 заразить Россию либерально-эгалитарным прогрессом . Противопоставить Европе она может только старые
 культурные элементы, заимствованные из Византии. Византийский культурный тип вполне определен: византизм в
 государстве значит Самодержавие, в религии Православие, в нравственном мире наклонность к
 разочарованию во всем земном, в счастии, в устойчивости нашей собственной чистоты, в способности нашей к
 полному нравственному совершенству. Таков культурно-исторический тип России, подлежащий охранению.
 Развивая учение Н. Я. Данилевского о возрастах развития национальности, Леонтьев ставил вопрос о возрасте
 России; ставил вопрос: цветет ли она И склонялся к мнению: мы прошли много, сотворили духом мало и стоим у
 какого-то страшного предела. Но он верит в ее светлую будущность, хотя таковая и маловероятна. Только сильная
 императорская власть может спасти Россию от натиска Федеративной Европы . Россия сильна не народными
 славянскими началами (славянство, по ошибочному мнению Леонтьева, термин без всякого культурного
 содержания, славянские народы жили и живут чужими началами; Леонтьев не верил и в народ), а византийскими.
  Ф.Р.
 
  ЛЕОНТЬЕВ Павел Михайлович (18.08.1822-24.03.1874), русский историк и публицист патриотического
 направления. Занимал в Московском университете кафедру римской словесности и древностей. Совместно с М. Н.
 Катковым с 1865 издавал Русский вестник и Московские ведомости .
 
  ЛЕПЁХИН Иван Иванович (10.09.1740-6.04.1802), естествоиспытатель, путешественник. Из однодворцев.
 Родился в семье солдата Семеновского полка.
  В 1751 Лепёхин поступил в академическую гимназию, с 1760 студент академического университета. В 1762
 был отправлен вместе с А. П. Протасовым и А. Я. Поленовым в Страсбургский университет, где в 1767 защитил
 диссертацию и получил степень доктора медицины.
  В 1768 72 Лепёхин руководил академической экспедицией по Поволжью, Среднему и Нижнему Уралу, части
 Казахстана и побережью Каспийского моря, а также Архангельскому краю и побережью Белого моря, задачей
 которой было исследование природных богатств и возможностей их использования, а также изучение населения,
 его хозяйства, быта, культуры.
  С 1771 Лепёхин профессор естественной истории, академик Петербургской Академии наук. В 1773 он
 совершил путешествие по Белоруссии и Прибалтике. С 1783 секретарь Российской Академии, им была
 проделана большая работа по составлению и изданию шеститомного Словаря Российской Академии .
  Главный труд Лепёхина Дневниковые записки путешествия... по разным провинциям Российского
 государства (опубл. в 1771 80, 1805) содержит описание путешествия по Поволжью, Прикаспию, Уралу,
 Архангельскому краю и Белому морю. Сочинение Лепёхина представляет комплексное описание природы,
 хозяйства, населения посещаемых районов
  Л. Н. Вдовина
 
  ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (2/14.10.1814-15/27.07.1841), великий русский поэт, один из высших
 выразителей духовно-нравственных ценностей русской цивилизации. Сын бедного армейского офицера,
 Лермонтов рано потерял мать и был взят на воспитание богатою бабкою, урожденной Столыпиной. В 1827
 Лермонтов поступил в московский университетский пансион, 1830 в Московский университет, 1832 в
 петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, откуда вышел корнетом лейб-гвардии гусарского полка.
  В 1837 за стихотворение на смерть Пушкина сослан на Кавказ, но в 1838 возвращен в С.-Петербург. При жизни
 Лермонтова напечатаны: 1835 Хаджи-Абрек , 1837 Бородино , 1838 Песня про царя Ивана
 Васильевича , Дума , Бэла , Ветка Палестины , Три пальмы , Фаталист , Дары Терека , 1840
  Тамань , Воздушный корабль , Ангел , Герой нашего времени , Когда волнуется желтеющая нива ,
  Мцыри и др., 1841 Последнее новоселье , Парус , Спор . В душе Лермонтова смутно жили возвышенные
 идеалы духовной силы и свободы ( Песни небес ), отсюда его разочарование в людях и жизни, грозные обличения
 ( Дума ), порывы к свободе, жажда бури, духовного очищения.
  Поэзии Лермонтова присущи гордая отчужденность от земного бытия, презрительное отношение к обыденной
 жизни, тяготение к вечности, к Богу. В стремлении к вечности Лермонтова посещало чувство радостного
 успокоения и нравственной гармонии. Тогда смирялася души его тревога, тогда в состоянии какого-то
 интуитивного прозрения он начинал постигать счастье на земле и в небесах он видел Бога. Тогда лира его
 рождала трогательные по глубоко религиозному настроению, по детски безотчетному порыву мотивы, которые
 звучат в таких стихотворениях, как В минуту жизни трудную , Когда волнуется желтеющая нива , Я, Матерь
 Божия и др. Именно Лермонтов, творец Демона , написал эти навсегда врезавшиеся в нашу память молитвенно-
 благословляющие строки:
 
  Дам тебе я на дорогу
  Образок святой,
  Ты его, моляся Богу,
  Ставь перед собой.
 
  Душа поэта разрывалась от болезненного сознания ничем не устранимого, вечного разлада между Божьей
 Правдой и земною Ложью. Поэт чувствует себя участником космической борьбы Бога и сатаны, света и тьмы,
 добра и зла. В соответствии с этим, и призвание поэта, в понимании Лермонтова, не исчерпывается одним лишь
 творческим подвигом или эстетическим достижением. Поэт это пророк, которому свыше дано глаголом жечь
 сердца людей . Мысленно обращаясь к этому глашатаю Истины, Лермонтов вспоминает давно минувшее время,
 когда
 
  Бывало, мерный звук твоих могучих слов
  Воспламенял бойца для битвы,
  Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
  Как фимиам в часы молитвы.
 
  Твой стих, как Божий дух, носился над толпой,
  И отзыв мыслей благородных
  Звучал, как колокол на башне вечевой
  Во дни торжеств и бед народных.
 
  Таким именно набатным колоколом прозвучало бессмертное лермонтовское стихотворение на смерть Пушкина.
  Лермонтов был убежден, что между поэтом-пророком и бездушным людским стадом нет и не может быть
 сговора, нет и не может быть примирения. Эту мысль он запечатлел чеканными рифмами в одном из наиболее
 глубоких созданий мировой поэзии:
 
  С тех пор как Вечный Судия
  Мне дал всеведенье пророка,
  В очах людей читаю я
  Страницы злобы и порока.
 
  Провозглашать я стал любви
  И правды чистые ученья:
  В меня все ближние мои
  Бросали бешено каменья.
 
  Посыпал пеплом я главу,
  Из городов бежал я нищий,
  И вот в пустыне я живу,
  Как птицы, даром Божьей пищи.
 
  Завет Предвечного храня,
  Мне тварь покорна там земная,
  И звезды слушают меня,
  Лучами радостно играя.
 
  Обыденная жизнь ничтожна, пуста и не имеет смысла без сильных духовных порывов к вечности, к
 Божественному совершенству. Даже земная любовь не может заполнить пустоту.
 
  Любить... но кого же .. на время не стоит труда,
  А вечно любить невозможно.
  В себя ли заглянешь там прошлого нет и следа:
  И радость, и муки, и все там ничтожно...
 
  Мятущаяся душа Лермонтова беспрестанно горела, желанием чудным полна , томясь безысходной тоской
 воспоминанья о чем-то, что было, когда его не было. И если жизнь человеческая, замкнутая в границах
 общепризнанной повседневности, мыслится нами временною и конечною, то Лермонтов, наоборот, носил в себе
 сознание чего-то предвечного, чего-то обвеянного холодом междупланетных пространств, внемирного и
 вневременного, теряющегося в туманах минувшей и грядущей бесконечности. Всю свою короткую жизнь
 Лермонтов постоянно преследовался космополитическими силами. Ссылка на Кавказ и, наконец, гибель на дуэли
 стала закономерным итогом неравноправной борьбы, которую русский поэт вел с мировым злом.
  Б. Б.
 
  ЛЕСКОВ Николай Семенович (4.02.1831-21.02.1895), русский писатель, публицист. Родился в Орловской
 губ. в семье статского советника, дед сельский священник. Получив домашнее образование в доме
 состоятельных родственников, работает писцом в судебной палате, а в 1850 приезжает в Киев, служит в
 казначействе. Посещает религиозно-философский кружок. С интересом всматривается в паломников,
 старообрядцев, сектантов, стекавшихся в Киев со всей России. Увлекается реставрацией (София Киевская) и
 иконописью (в Киево-Печерской лавре).
  В 1862 появляются его первые нравоописательные рассказы о русском народе ( Погасшее дело , Разбойник ,
  В тарантасе ).
  Писатель выступает резко против попыток либерально-космополитической интеллигенции разжечь в России
 революционный пожар. В статье о петербургских поджигателях Лесков показывает облик революционных
 провокаторов, сеющих смуту в русском обществе. В романе Некуда (1864) писатель раскрывает образы врагов
 русского народа нигилистов убогих духовно-нравственно, морально нечистоплотных, слепцов, ведущих Россию
 в тупик, в некуда .
  В 1860-е появляется замечательный по психологизму и социальной точности цикл о сильных женских
 характерах: Житие одной бабы (1863), Леди Макбет Мценского уезда (1865), Воительница (1866), Котин
 доилец и Платонида (1867).
  Несмотря на травлю либерально-космополитической критики, Лесков продолжает вскрывать тупиковый
 характер русского революционного движения. Он пытается осмыслить пути пореформенного развития России,
 уповая гл. обр. на олицетворяющих православную этику народолюбцев из всех сословий: романы Обойденные
 (1865), На ножах (1872), хроника Соборяне (1872).
  В повестях 1873 года Запечатленный ангел и Очарованный странник поиски положительного
 национального идеала выражаются у Лескова в несгибаемых в вере и щедро одаренных природой богатырских
 натурах.
  В последующие годы писатель обращается к образам русских праведников: У нас не переводились, да и не
 переведутся праведные . Убеждаясь, что в моменты общего бедствия сама среда народная выдвигает на
 подвиг своих героев и праведников, а потом слагает о них легенды с человечкиной душой , Лесков подходит к
 выводу о праведности всего нашего умного и доброго народа .
 
  ЛЕСНИНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в с. Лесне Константиновского у.
 Седлецкой губ., в церкви открытой в 1885 православной женской общины. По преданию, явилась она 14 сентября
 1683 русским пастухам в лесу на дереве и была поставлена в православной церкви с. Буковичи, в двух верстах от
 Лесны. От нее начали совершаться многие чудотворения, что привлекло к ней большое число богомольцев. Вскоре
 икона была похищена католиками, но возвращена православным после воссоединения холмских униатов с
 Православною Церковью. На Леснинской иконе изображение Божией Матери и Богомладенца Иисуса вырезано
 рельефом на темно-красном овальном камне.
  Празднуется 14/27 сентября.
  Прот. И. Бухарев
 
  ЛЕСНОЕ, село в Тверской обл., центр Лесного р-на. Расположено на реках Чурмановке, Нашатыренке
 (бассейн Волги) и оз. Кримино. Население 1,6 тыс. чел.
  Впервые упомянуто в 1545 как погост Смёрдынь.
 
  ЛЕСТВИЦА, лестница, в Православии: образ духовного восхождения. В Библии рассказывается, как праотец

<< Пред.           стр. 109 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу