<< Пред.           стр. 116 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

  И.П. Калинский
 
  МАГНИТОГОРСК, город в Челябинской обл., в 260 км к юго-западу от Челябинска. Расположен на
 восточном склоне Южного Урала, на р. Урал. Население 425,3 тыс. чел.
  Магнитогорск один из крупнейших центров металлургической промышленности России. Основан в 1929 в
 связи со строительством Магнитогорского металлургического комбината. Город с 1931. Месторождения железной
 руды Магнитной горы открыты в 1740-х, близ нее в 1743 была построена казачья крепость станица Магнитная,
 один из опорных пунктов Оренбургской пограничной линии. В 1931 был введен в эксплуатацию первый рудник на
 горе Магнитной.
 
  МАГНИЦКИЙ Леонтий Филиппович (9.06.1669-19.10.1739), автор первого русского печатного руководства
  Арифметика (1703), энциклопедии математических знаний того времени. Преподаватель Школы
 математических и навигационных наук в Москве (с 1701).
 
  МАГНИЦКИЙ Михаил Леонтьевич (1778 21.10.1844), русский государственный деятель, попечитель
 Казанского учебного округа. Активно выступал против масонско-космополитической системы образования,
 насаждаемой в России в царствование Александра I. Магницкий предлагал строить народное образование на
 Православии и следовании духовным традициям России. Успехи России в истинном просвещении предлагал
 показывать в духе заветов Владимира Мономаха. Основы духовной философии должно излагать по посланиям ап.
 Павла. Преподавателям естественных наук следует во время чтения своего курса указывать на премудрость Божию
 и ограниченность наших чувств и орудий для познания всюду окружающих нас чудес. Магницкий предлагал
 отстранять от преподавания масонов, чтобы их подрывной дух не мог ослаблять учение Церкви в преподавании
 наук. За эти очевидные для православного человека истины Магницкий был подвергнут травле и клевете со
 стороны масонов.
 
  МАЙ, пятый месяц в году, древнерусское название травень или травный зеленеет трава. В древности
 май считался третьим пролетным месяцем. Русские люди говорили об этом месяце: Май смаит. Месяц май не
 холоден, так голоден. В мае жениться век маяться. Май холодный год хлебородный. Майская трава и
 голодного кормит .
  Основные народные приметы по дням этого месяца были таковы: 10. Ап. Симона Зилота. На Симона Зилота
 земля-именинница, грех пахать, собирают зелья у болота, копают коренья на зелья; 11. Сщмч. Мокия. Мокия
 Мокрого. Если этот день мокрый, то и лето будет мокрое. В этот день не работают, боясь, чтобы град не побил
 полей; 13. Мц. Гликерии девы. Лукерьи Комарницы. Полагают, что в этот день прилетают комары; 14. Мч.
 Исидора. Сидора Огуречника. На Сидора еще сиверко (северно). Придут Сидоры, минуют и сиверы (заморозки),
 прилетят стрижи и касаточки, принесут тепло. Полагают, что в этот день должно сажать огурцы и сеять лен; 15.
 Прп. Пахомия Великаго. Пахома Теплого, Бокогрея. Пришел Пахом запахло теплом. На Пахома поздний посев
 овса и пшеницы; 16. Прп. Феодора Освященного. Федора Житника. Кто сеет после Фита, прост будет жита.
 Полагают, что в этот день должно непременно сеять хлеба; 18. Мч. Феодота Анкирского и св. мцц. семи дев.
 Федота Овсянника. Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, то будешь мерить овес кадушкой. Если на Федота
 дубовый лист развернулся, то земля принялась за свой род. Семь дев сеют лен; 20. Мч. Фалалея. Фалалея
 Огуречника; 21. Свв. равноапп. царей Константина и Елены. Алены Леносейки. Алены длинные льны. На
 Алену сей лен, также ярицу, гречу, ячмень и позднюю пшеницу; тоже сажай огурцы. Алене льны, Константину
 огурцы; 23. Обретение мощей св. Леонтия, еп. Ростовского. Левона Огуречника; 25. Третье обретение главы св.
 пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Ивана медвяны (вредные) росы. Если в этот день на рябине
 много цветов, то будет хороший урожай хлеба. Лечебные зелья кладут под Иванову росу; 28 Прп. Никиты, сп.
 Халкидонского. Никиты Гусятника; 29. Мц. Феодосии, девы Тирской. Федосьи Колосницы. Полагают, что с этого
 дня рожь начинает колоситься. День Федосьи стоит всех понедельников (несчастный); 30. Прп. Исаакия
 Далматского. Исакия Змеевника. Полагают, что в этот день змеи станицами ходят по лесам. На Исакия сажают
 бобы; 31. Ап. Ерма и мч. Ермия. Ермия Распрягальника. Как на Еремия (1 мая) запрягальника, потому что на
 Еремия подыми сетево (севалку), так и на Ермея же (Ермия, 31 мая) распрягальника, потому что опусти сетево (т.е.
 начало и конец посевов).
 
  МАЙКОВ Аполлон Николаевич (23.05.1821-8.03.1897), родился в семье академика живописи,
 происходившего из старинного дворянского рода. Детство поэта прошло недалеко от Троице-Сергиевой лавры. По
 окончании юридического факультета Петербургского университета в 1841 поступил на службу в Государственное
 казначейство. Писать стихи Майков начал с пятнадцати лет, но в выборе призвания долго колебался между
 живописью и поэзией.
  Поэзия Майкова созерцательна, идиллична и отличается налетом рассудочности, но вместе с тем в ней
 отразились пушкинские поэтические принципы: точность и конкретность описаний, логическая ясность в развитии
 темы, простота образов и сравнений. Для художественного метода Майкова характерно аллегорическое
 применение пейзажей, антологических картин, сюжетов к мысли и чувству поэта. Эта особенность роднит его с
 поэтами-классицистами.
  В 1860-е он обратился к занятиям историей, создал ряд произведений на исторические темы ( В Городце в 1263
 году , У гроба Грозного , Емшаи , Кто он и др.).
  В 1889 им закончен был перевод Слова о полку Игореве , не утративший своей научной и художественной
 ценности до сих пор. Последним крупным произведением его была философско-лирическая драма Два мира
 (1880).
 
  МАКАРЕНКО Антон Семенович (1/13.03.1888-1.04.1939), педагог, писатель.
  В юности учительствовал на Украине. По окончании Полтавского учительского института (1917) заведовал
 железнодорожным и городским училищами. С 1920 руководил трудовой колонией для несовершеннолетних
 правонарушителей (до 1926 близ Полтавы, с 1926 переведена под Харьков). В 1927 организует детскую трудовую
 коммуну им. Дзержинского, где работает до 1936. В 1936 возглавляет колонию им. Горького под Киевом. В 1937
 переезжает в Москву, где занимается литературной работой.
  В труднейших условиях хозяйственной разрухи разработал и воплотил систему воспитания педагогически
 запущенных, социально и нравственно искалеченных детей, жертв войн и социальных бедствий. В основе
 педагогики Макаренко теория воспитательного коллектива, формирующего нормы и стиль жизни в детской
 среде.
  Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления
 производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался
 принципа: Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему .
  Деятельность колонии им. Горького отражена в прозе Макаренко: Педагогическая поэма , Флаги на
 башнях . Воспитанию в семье посвящена его Книга для родителей .
 
  МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ, Египетский, пресвитер (ок. 293-391), родился в Египте в семье христианского
 священника. Его родители носили библейские имена Авраам и Сарра. Подобно ветхозав. праотцам, Авраам и
 Сарра долгое время были бесплодны. О рождении сына священнику было открыто явившимся во сне прав.
 Авраамом. Достигнув совершеннолетия, по настоянию родителей Макарий вступил в брак, но вскоре овдовел и
 тогда твердо решил принять иночество. После смерти родителей Макарий удалился в пустынные места. Здесь ему
 пришлось претерпеть множество искушений. Диавол, желая отвлечь отшельника от молитвы, насылал ему видения
 львов и змей. Но пением псалмов св. Макарий рассеивал лукавые козни. Преподобный с кротостью перенес и
 клевету, которую возвела на него женщина из ближайшего селения. Забеременев, она назвала Макария отцом
 будущего ребенка. Святой был жестоко избит жителями. Его невиновность открылась, когда женщине пришло
 время родить. Она не могла разрешиться от бремени, пока не созналась в клевете. Преподобный оставил эти
 пределы и ушел на Фиранскую гору к великому подвижнику св. Антонию Великому, сделавшись его преданным
 учеником и последователем. Шестьдесят лет прожил прп. Макарий в мертвой для мира пустыне, оставив свыше
 полусотни духовных бесед и аскетических посланий, и мирно скончался в глубокой старости, достигнув святости.
 Мощи его покоятся в Италии, в г. Амальфи.
  Память прп. Макарию отмечается 19 января/1 февраля.
 
  МАКАРИЙ ЖАБЫНСКИЙ, Белевский, иеросхимонах (1539 22.01.1623). Жабынский монастырь был
 воздвигнут в 1585 недалеко от г. Белева (в нынешней Тульской обл.) и много пострадал от татарских и польских
 нашествий. Прп. Макарий был его возобновителем (см.: Введенская Жабынская Макарьевская пустынь). Через
 несколько лет он отказался от настоятельства, принял схиму и поселился около источника, который сам сотворил в
 Смутное время, ударив своим жезлом о землю, чтобы напоить изнемогавшего от жажды солдата. Память о
 преподобном была утрачена после его кончины надолго. Но в 1814 св. мощи его были обретены нетленными, а в
 1902 почитание прп. Макария было восстановлено.
  Память прп. Макарию отмечается 22 января/4 февраля и 22 сентября/5 октября.
 
  МАКАРИЙ ЖЕЛТОВОДСКИЙ и УНЖЕНСКИЙ, преподобный (1349 25.07.1444), родом из Нижнего
 Новгорода. В двенадцать лет тайно оставил дом родителей и принял монашеский постриг в Вознесенском
 Печерском монастыре. Здесь, непрестанно воспевая в молитвах Бога, Макарий ревностно предался делу спасения:
 строжайший пост и точное исполнение иноческих правил отличали его перед братией. Только три года спустя
 родители узнали, где он скрывается. Но юный подвижник, избегая всего мирского, беседовал с отцом лишь через
 стену. Тяготясь славой своих подвигов, смиренный Макарий удалился из Печерской обители на берег Волги и,
 найдя пустынное место, скрылся в пещере. Он мужественно преодолевал бесовские наваждения и соблазны,
 противостоя им твердым воздержанием и крепким терпением. К нему собрались ревнители благочестия, для
 которых Макарий устроил обитель во имя Св. Троицы, называемую Желтоводской (Троицкий Макарьев
 Желтоводский монастырь в Нижегородских землях). Здесь он проповедовал Православие окрестным черемисам и
 чувашам. После разорения обители в 1439 казанскими татарами прп. Макарий с братией и многими жителями той
 местности переселился в окрестности г. Галич в Костромских землях. Во время этого переселения, по молитвам
 преподобного, все сопутствующие ему были питаемы чудесным образом. Переселившись на р. Унжу, прп.
 Макарий основал Унженскую обитель (Унженский Макарьев Троицкий монастырь), в которой и скончался в
 глубокой старости.
  Память прп. Макарию отмечается 25 июля/7 августа.
 
  МАКАРИЙ КАЛЯЗИНСКИЙ, игумен (1400-17.03.1483), в миру Матфей, родился в с. Грибково, ныне
 Кожино. Родители его: боярин Василий Кожа, известный своими ратными подвигами при вел. кн. Василии П
 Темном, и Ирина до сих пор прославляются местно. С семи лет Матфея начали обучать грамоте, и он на всю
 жизнь полюбил чтение духовных книг, с детства принимая к сердцу прочитанное. После женитьбы он условился с
 женой о том, что в случае смерти одного из них другой принимает монашество. Через год умерли родители, через
 два года жена Елена Яхонтова. В двадцатипятилетнем возрасте молодой вдовец поступил в Николаевский
 Клобуковский монастырь и принял постриг с именем Макарий. Здесь, в свободное от послушания время, он
 продолжал изучать духовные книги, а затем, по благословению игумена, ушел на пустынножительство. Через
 некоторое время на место, где он подвизался, стали приходить старцы и иноки из других монастырей.
 Преподобный, уступив их просьбам, стал игуменом нового монастыря. Названа обитель была Калязинской по
 имени боярина Ивана Коляги, сначала врага монастыря, а затем раскаявшегося и ставшего его иноком. Во время
 своего игуменства св. Макарий исцелил множество людей, умел разговаривать со зверями, вел добродетельную
 строгую жизнь. Слух об этом разнесся по всем окрестностям. Но силы преподобного иссякали. Погребен святой
 был около построенной им деревянной церкви. Когда стали копать рвы для новой, каменной, то обрели гроб, из
 которого исходили благоухания. Тело прп. Макария оказалось нетленным, сохранились даже его седые волосы. В
 1547 он был причислен к лику святых.
  Память прп. Макарию отмечается 17/30 марта и 26 мая/ 8 июня (обретение мощей в 1521).
 
  МАКАРИЙ КАНЕВСКИЙ, Пинский, Овручский, Переяславский, архимандрит, священномученик (1605
 7.09.1678), родился в к. XVI или н. XVII в. в благочестивой семье, в г. Овруч на Волыни. Образование он получил
 в доме одного священника и завершил его иноком в Овручском монастыре. Впоследствии он был его настоятелем,
 но, когда обитель была разорена поляками, его перевели настоятелем в Каневский монастырь. Св. Макарий
 предсказал бедствия, которые постигнут этот монастырь и город: голод, польское и татарское нашествия. В
 сентябре 1678, когда город Канев и монастырь были разорены дотла, а сам архимандрит после жестоких пыток
 сподобился венца мученического, его нетленные мощи были обретены среди множества разлагающихся трупов в
 развалинах и были погребены в монастырской церкви. Во время перестройки церкви они были обретены вновь и
 перенесены в Переяславль-Южный, где и почивали до сего времени. Память прп. Макарию отмечается 7/20
 сентября, 13/26 мая (перенесение мощей в 1688) и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.
 
  МАКАРИЙ КИЕВСКИЙ, митрополит, священномученик (ск. 1.05.1497), родился в знатной русско-литовской
 семье, в молодости постригся в Виленском Свято-Духовом монастыре и был там настоятелем. В 1490 он был
 возведен в сан митрополита Киевского. Киев лежал тогда в развалинах и в течение долгих лет не видел
 митрополита в своих стенах. Вся область была разорена татарами, и святитель знал, что они перерезали все дороги,
 по никакая опасность не могла его остановить. Он считал своим долгом пребывать в своем кафедральном городе.
 Первого мая 1490, в воскресный день, митрополит остановился для совершения Божественной литургии в с.
 Стригалове. Во время богослужения его известили о приближении татар. Обратившись к встревоженным
 богомольцам, святитель сказал: Дети, удалитесь все, мой же долг остаться здесь! Народ разбежался, а он в
 полном одиночестве продолжал священнодействовать. Когда татары ушли, верующие вернулись в храм и там
 нашли свт. Макария лежащим около святого престола с отсеченной саблей головой. Святые его останки были
 перевезены в Киев и погребены в соборе Св. Софии, который был тогда закрыт, разорен и запущен. С тех пор в нем
 часто слышали таинственное пение незримого хора, а перед гробницей святого находили горящие свечи,
 зажженные неведомой рукой. В XVII в., после исцелений, совершившихся по предстательству священномученика,
 св. Макарий был причислен к лику святых. Память сщмч. Макарию отмечается 1/14 мая.
 
  МАКАРИЙ МОСКОВСКИЙ, митрополит (ок. 1482-30.12.1563), в миру Михаил, родился в благочестивой
 московской семье. Еще в юности святой принял монашество в Рождества Богородицы Пафнутиевом Боровском
 монастыре, а в 1506 стал игуменом Лужецкого Богородицкого монастыря в Можайске. В 1526 свт. Макарий был
 рукоположен во архиеп. Новгородского и Псковского. Огромные культурные богатства земли этой только
 способствовали его книжной и просветительской деятельности. Святитель предпринял создание грандиозного
 свода всех чтимых книг на Руси Великих Четьих-Миней, которые вошли в историю под названием
 Макариевских. Немало усилий приложил свт. Макарий по организации на Руси книгопечатного дела. При нем
 была открыта в Москве первая типография для печатания священных книг. Заслуги святителя в благом укреплении
 и развитии русской духовной культуры огромны. С 1542 митрополит Московский и всея Руси. Был
 сторонником сильной самодержавной власти. Оказал огромное влияние на формирование личности Ивана IV
 Грозного. Именно свт. Макарий подтолкнул государя на принятие им царского титула и венчание на царство в
 1547.
  Память свт. Макарию отмечается 30 декабря/12 января.
 
  МАКАРИЙ ОПТИНСКИЙ (в миру - Михаил Николаевич Иванов), преподобный оптинский старец
 (20.11/3.12.1788 7/20.09.1860).
  Родился в семье орловских дворян, рос тихим, болезненным мальчиком. Любил книги, музыку, уединение. Он
 рано лишился матери, которая любила его и выделяла среди других детей: Чувствует мое сердце, что из этого
 ребенка выйдет что-то необыкновенное .
  В 1810 Михаил отправился на богомолье в Площанскую Богородицкую пустынь и в мир уже не вернулся. В
 этой пустыни прп. Макарий встретился со старцем Афанасием, учеником старца Паисия (Величковского), и обрел в
 его лице чуткого духовного наставника. Как ближайший ученик прп. Паисия, старец Афанасий занимался
 исследованием и переводами святоотеческой литературы. Привезя из Молдавии много текстов, он приобщил к
 этому важному труду своего ученика, прп. Макария. Позднее, уже в Оптиной пустыни, куда прп. Макарий
 перешел в 1834, он продолжил труд, начатый его учителем.
  Его духовным наставником в Оптиной стал прп. Лев, которому прп. Макарий полностью вверял свою волю, не
 дерзая предпринимать что-либо без его благословения. Благодаря прп. старцу Макарию были изданы собранные в
 Оптиной рукописи и переводы прп. Паисия (Величковского). Большую помощь в этом ему оказывали духовные
 чада супруги Киреевские. Под влиянием прп. Макария возникла целая школа издателей и переводчиков
 духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, укрепилась связь между Оптинским
 старчеством и русской интеллигенцией. На исповедь и благословение к прп. Макарию приезжали А.К. Толстой и
 А.С. Хомяков, Н.В. Гоголь и А.Н. Муравьев.
  Семь лет прпп. старцы Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей. Известен
 такой случай: к прп. Макарию привели одного бесноватого, который ничего ранее о старце не знал и никогда его
 не видел. Бесноватый, бросившись к приближающемуся старцу с криком Макарий идет, Макарий идет! , ударил
 его по щеке. Преподобный тут же подставил другую щеку, а больной рухнул на пол без чувств. Очнулся он
 исцеленным. Бес не смог перенести великого смирения старца.
  Даровал Господь прп. Макарию и дар духовного рассуждения. Каждому приходящему к нему на откровение
 своей совести он подавал врачевство, приличное немощи. Его смиренное слово было и словом действенным,
 словом со властию, ибо оно заставляло повиноваться и верить неверующего. Смирение проявлялось во внешности
 преподобного, в виде его одежды, в каждом движении. Лицо его было светло от постоянной Иисусовой молитвы,
 творимой им, оно сияло духовной радостью и любовью к ближнему.
 
  МАКАРИЙ ПИСЕМСКИЙ, преподобный (XV в.), родился в пределах Костромских на берегу р. Письмы, а
 начало иноческому житию полагал в обители прп. Сергия Радонежского. На отшельничество он удалился на свою
 родину на берега той же р. Письмы. Там ок. 1414 его нашел прп. Павел Обнорский, до своего водворения в
 Комельские леса. Крепкая дружба связывала обоих отшельников. За версту от своей пустыннической кельи прп.
 Макарий воздвиг маленький монастырь для тех, кто желал жить под его началом. В церкви этого монастыря он и
 был погребен. В XVIII в. церковь сгорела, а сохранилась лишь деревянная гробница прп. Макария, которая была
 покрыта после пожара чудесной росой. Память прп. Макарию отмечается 10/23 января.
 
  МАКАРИЙ РИМЛЯНИН, Новгородский, преподобный (к. XV сер. XVI в.), родился в Риме в богатой и
 знатной итальянской семье, получил блестящее образование, и перед ним открывалось замечательное будущее. Но
 его родной Рим утопал в это время в роскоши и распущенности, поэтому мысли о спасении души поглощали
 юношу. Он искал разрешения мучивших его вопросов в чтении Свящ. Писания и святоотеческих творений. И
 Господь указал ему путь к спасению Восточную Православную Церковь. Св. Макарий оставил родину и тайком,
 глубокой ночью, отправился в путь в совершенно неизвестную ему Северную Россию. Достигнув Новгорода,
 странник увидел множество храмов и монастырей и этот город ему полюбился. Он обошел все святыни и
 наконец достиг берегов Свири, где прп. Александр основал Троицкий монастырь. Тот ласково принял пришельца,
 присоединил его к Православию и постриг с именем Макарий. Но все мысли нового инока были устремлены к
 отшельничеству, и он избрал себе для безмолвия небольшой островок на болотистых берегах р. Лезны, в 65
 верстах от Новгорода. Там он предался непрестанной молитве и монашеским подвигам. Через некоторое время св.
 отшельник стал известен людям. К нему стали приходить за советами, благословением и молитвой. В помощи он
 никому не отказывал, но безмолвие его было нарушено, а слава только тяготила его служение. Тогда он ушел еще
 дальше в лес и устроил там себе келью. Но люди снова нашли его и стали просить разрешения поселиться вместе с
 ним. Да будет воля Божия , сказал прп. Макарий. Тогда воздвигли церковь во имя Успения Божией Матери и
 кельи для братьев, а архим. Новгородский Макарий рукоположил святого и поставил его игуменом нового
 монастыря. Прп. Макарий достиг благодатных даров прозорливости и чудотворения, принося исцеления людям. В
 1550 святой вернулся в свой любимый скит и там предал душу свою Господу.
  Разоренный шведами в 1615, монастырь прп. Макария Римлянина был восстановлен в XIX в.
  Память прп. Макарию отмечается 19 января/1 февраля.
 
  МАКАРОВ Степан Осипович (27.12. 1848-9.02. 1904), выдающийся русский флотоводец, государственный и
 научный деятель. Родился в Николаеве-на-Буге в семье младшего морского офицера, выслужившегося из рядовых.
 Наследство Макарова богато и разнообразно. Участник двух войн, командовавший кораблями и эскадрами,
 изобретатель и судостроитель, создатель первого в России ледокола, ученый, удостоенный Макарьевской премии
 Академии наук, автор многих книг и статей вот далеко не полный перечень его деяний. Был истинно
 православным человеком, преданным слугой Государю, заботливым к подчиненным начальником, добрым
 семьянином, обаятельным и остроумным человеком. Но главное, что нечасто бывает у русских, обладал
 практической сметкой и деловитостью, настойчивостью в достижении цели, умением без робости возобновить
 дело после первой неудачи. Наконец, он был единственным из русских флотоводцев, которому довелось
 послужить на всех четырех театрах нашего флота: Балтийском, Черноморском, Тихоокеанском и Северном,
 который он, по сути, и создал. Погиб на командирском мостике флагманского броненосца Петропавловск во
 время Русско-японской войны под Порт-Артуром.
  С. Семанов
 
  МАКАРЬЕВ, город в Костромской обл., центр Макарьевского р-на. Расположен в Унженской низине.
 Население 8,5 тыс. чел.
  Известен с 1439 как обитель, основанная прп. Макарием (Унженский Макарьев монастырь). Город с 1779. В
 XIX в. Макарьев славился торговыми ярмарками, которые проводились зимой (Крещенская), весной
 (Благовещенская) и летом (Ильинская).
 
  МАКАРЬЕВ РЕШЕМСКИЙ женский монастырь, Костромская еп., при сл. Решме, в окрестностях
 Кинешмы, на правом берегу Волги. Основан в XV в. прп. Макарием и был мужским; в 1901 обращен в женский.
 Здесь весьма чтимы: образ прп. Макария и Казанская икона Богоматери.
  С. В. Булгаков
 
  МАКАРЬЕВО, поселок городского типа в Нижегородской обл., в Лысковском р-не. Расположен на левом
 берегу Волги. Население около 500 человек.
  В 1779 из монастырской слободы Макарьево образован уездный город Нижегородского наместничества.
 
  МАКАРЬЕВСКАЯ пустынь, Казанская еп., около Свияжска. Основана в XVII в. иноком обители прп.
 Макария Унженского Исайей, который был и погребен здесь. В пустыни находилась древняя икона прп. Макария
 Желтоводского.
  С.В. Булгаков
 
  МАКАРЬЕВСКАЯ пустынь. См.: ШЕНКУРСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ женский монастырь.
 
  МАКАРЬЕВСКАЯ ОДИГИТРИЯ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы, находилась в Унженском
 Макарьевом монастыре. Называется Макарьевскою потому, что явилась прп. Макарию Желтоводскому,
 Унженскому чудотворцу. Явление ее было в 1442, в княжение Василия Темного. В то время Унженская страна
 очень много страдала от нападения татар, и вот тогда-то, когда слабые в вере падали духом и беспомощные
 нуждались в благодатной помощи, явилась св. икона. Прп. Макарий, избравший для своих подвигов берег р. Унжи,
 где в настоящее время стоит монастырь, как 17 сентября 1442 оканчивал свое обычное акафистное пение ко
 Пресвятой Богородице, вдруг хижину его озарил необыкновенный свет, и тут он услышал пение слов: Радуйся,
 Благодатная, Мати неневестная! Со страхом вышел он из кельи и увидел необыкновенное зрелище на северо-
 западном склоне неба несомую по воздуху невидимою силою икону Пресвятой Богородицы, окруженную
 светозарными лучами. Икона приблизилась и спустилась к его хижине. Преподобный с радостным трепетом пал
 лицом на землю и приветствовал явление Царицы Небесной. После того он взял чудотворную икону и поставил ее
 в своей келье. На месте явления иконы преподобный выкопал колодец. Ученики его назвали икону Макарьевскою.
  Макарьевская икона ознаменовала себя весьма многими чудесами. Два раза по молитве пред нею спасалась
 страна Унженская от нашествия крымских татар. Некоторые видели во сне, как св. Макарий молился пред
 чудотворною иконою о спасении города от татар. Татары, никем не гонимые, обращались в бегство, и взятые из
 них в плен говорили, что видели над городом Унжею страшного старца с седыми волосами: то стоял он на облаке
 и грозно смотрел на нас или пускал из лука стрелы, то являлся пред ним белый конь, и он, объехав вокруг города,
 устремлялся на нас, и мы бежали; или нам казалось, что мы бьем русских, а между тем как на самом деле поражали
 самих себя . Также во времена междуцарствия, когда в 1609 польский воевода Лисовский делал нападение со
 своими войсками на город Юрьевец-Повольский и окружные селения, то, по молитвам пред чудотворною
 Макарьевскою иконою, слабые сельчане одолевали сильных и безоружные многооружных. Пленные из них
 говорили, что они видели старца-инока с седыми волосами, пускавшего в них стрелы. По молитве пред сею

<< Пред.           стр. 116 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу