<< Пред. стр. 135 (из 245) След. >>
обратился к иконе Пресвятой Богородицы, чтобы по своему обычаю помолиться Ей. И вот, когда он произнесслова молитвы, вдруг напал на него страх и он впал в забвение и увидел, что на иконе Пресвятая Богородица и
Богомладенец Иисус Христос представляются ему живыми. У Иисуса Христа открылись язвы на руках, ногах и в
боку, и из них потоками струится кровь, точно так же, как это было, когда Господь страдал на кресте. Увидев это,
грешник упал от страха и воскликнул: О, Госпоже! Кто сделал это Богоматерь отвечала: Ты и прочие
грешники; вы своими грехами снова распинаете, как древние иудеи, Сына Моего . Тогда грешник зарыдал и
сказал: Помилуй меня, Мати милосердия! А Пресвятая Богородица отвечала: Вы называете Меня Матерью
милосердия, а сами оскорбляете и преогорчеваете Меня своими делами . Нет, Владычица, воскликнул
грешник, отселе да не будет этого! Да не преодолеет злоба моя Твоего неизреченного милосердия и благости.
Ты одна - надежда и прибежище всем грешникам. Преклонись на милость и умоли Сына Своего и Творца моего!
Тогда Пресвятая Богородица стала умолять Богомладенца, говоря: Благоутробне Сыне Мой! Ради любви Моея к
Тебе помилуй сего грешника! А Господь отвечал: Не прогневайся, Матерь Моя, что Я не послушаю Тебя! Я и
Сам молил Отца Своего, да мимо идет от Меня чаша страдания, и Он не послушал Меня . Тогда Матерь Божия
сказала: Воспомни, что Я вскормила Тебя, и прости его . Но Сын отвечал: И вторицею молил Я Отца о чаше, но
Он не послушал Меня . Богородица опять сказала: Вспомяни болезни Мои, которые Я претерпела, когда Ты на
кресте телом, а Я при кресте сердцем были уязвлены . А Сын отвечал: Третицею молился и Я Отцу, но Он не
благоволил услышать . После того Пресвятая Богородица встала, посадила Богомладенца и хотела пасть к ногам
Его. Что Ты хочешь делать, о Матерь Моя воскликнул Сын. Пребуду у ног Твоих вместе с этим грешником,
отвечала Она, пока Ты не простишь ему грехов . Тогда Господь изрек: Закон повелевает всякому сыну
почитать свою мать; а справедливость требует, чтобы законодатель был и исполнителем закона. Я Твой Сын, а
Ты Моя Мать. Я должен почитать Тебя, исполняя то, о чем Ты умоляешь меня. Будь же по Твоему желанию!
Ныне же прощаются сему человеку грехи для Тебя. А в знак прощения пусть он облобызает Мои раны . Встал
тогда трепещущий грешник, радостно прикоснулся к пречистым язвам Христовым и тотчас же пришел в себя. С
этим видение кончилось, и грешник с того времени исправился и стал жить богоугодно. Празднуется в неделю
Всех святых, а также 9/22 декабря.
Прот. И. Бухарев
НЕЧВОЛОДОВ Александр Дмитриевич (25.03.1864-1938), русский генерал и общественный деятель,
писатель и историк. Окончил кадетский корпус и Академию Генерального штаба. Участник Русско-японской
войны. Перед Первой мировой войной выполняет секретные миссии в Скандинавии, изучает организацию
масонской конспирации в Европе и подготавливает об этом специальный доклад.
Незадолго до революции Нечволодов выпускает фундаментальный труд по истории России Сказания о
Русской земле (т. 1 4). После революции Нечволодов участвует в Белом движении. Оказавшись в эмиграции в
Париже, генерал Нечволодов сотрудничает с видными исследователями иудейско-масонской идеологии,
группировавшимися вокруг газеты Либр пароль и издательства Долой зло! . Первый французский перевод
Сионских протоколов, по-видимому, был осуществлен при непосредственном участии генерала.
В 1924 Нечволодов выпустил на французском языке книгу Николай II и евреи. Очерк о русской революции и
ее связях со всемирной деятельностью современного иудаизма , в которой подробнейшим образом исследовались
Сионские протоколы. В течение многих лет Нечволодов подготавливает основательные исследования о
международном иудейском капитале (опубликованы только частично). В сер. 1930-х Нечволодов являлся
негласным экспертом со стороны защиты на Бернском процессе по делу о Сионских протоколах.
О. Платонов
НИГИЛИЗМ (от лат. nihil ничто, ничего), идея тотального отрицания, форма самосознания значительной
части русской интеллигенции 1860-х.
Сформировавшись как слой безродный, бескорневой, лишенный понятия о настоящей духовной жизни, но
наделенный безмерной интеллектуальной гордыней, интеллигенция стала главным разрушителем традиционных
ценностей русской жизни. Нигилизм явился закономерным итогом отщепенства образованного слоя России от
основ подлинно русского мировоззрения. При этом нравственное убожество нигилизма, отвергавшего религию, да
и вообще всякую независимую этику и мораль (вот они истоки классового подхода к явлениям ),
подменявшего моральные категории началами пользы и удовольствия , ничто перед жутью его
практического применения.
Возрастая в лоне западничества, нигилизм воспринял в себя его худшие черты. Появившийся на исторической
сцене разночинец (точнее сказать бесчинец , лишенный традиционных сословных связей в жизни) придал
явлению еще более дикие формы. Началась, но меткому выражению протоиерея Георгия Флоровского, роковая
болезнь одичание умственной совести . Человеческая личность шире истины это безумное утверждение
народника Н.К. Михайловского становится определяющим характер времени. Утрачивается сама потребность в
Истине, теряется познавательное смирение перед действительностью, и в безбожной свободе человек являет
собой жалкую картину средоточия разрушительных и гибельных страстей.
Все было бы не столь ужасно, если бы вождями нигилизма остались люди, подобные Чернышевскому и
Добролюбову: недоучившиеся семинаристы, разгневанные разночинцы и разочаровавшиеся поповичи (а оба
кумира передовой общественности вышли из духовного сословия) не являли собой серьезной опасности.
Убогость их мировоззрения и скудость творческих возможностей вскоре породили бы ответную реакцию (что,
кстати, и случилось, когда в конце века интеллигенция ударилась в богоискательство). Но, к несчастью, дело этим
не кончилось, и нигилизм стал страшным орудием в руках настоящих изуверов-фанатиков.
Эти люди не строили никаких иллюзий. Они видели зло, всемерно потворствовали и сознательно служили ему.
Страсть к разрушению есть творческая страсть , слова Михаила Бакунина говорят сами за себя. Нужно зажечь
мировой пожар, разрушить старый мир, а для этого все средства хороши. Русь расчетливо и цинично звали к
топору, предполагая (весьма основательно, как показала история) в хаосе страшного русского бунта достичь своих
богоборческих целей.
Митрополит Иоанн (Снычев)
НИЖНЕЛОМОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков
Казанской чудотворной иконы. Явилась в 1643 на источнике в двух верстах от г. Нижнего Лома Пензенской губ.
На месте ее явления сначала поставлена была часовня, а затем церковь и монастырь.
Празднуется 8/21 июля.
НИЖНЕУДИНСК, город в Иркутской обл., центр Нижнеудинского р-на. Расположен у подножия отрогов
Восточного Саяна, на берегах р. Уды (бассейн Енисея). Население 44 тыс. чел.
Основан в 1648 русскими казаками как Покровский Городок. В 1649 возник острожек, с 1664 острог. Город с
1783.
НИЖНИЙ ЛОМОВ, город в Пензенской обл., центр Нижнеломовского р-на. Расположен на западной окраине
Приволжской возвышенности, на р. Ломов (бассейн Оки). Население 27 тыс. чел.
Основан в 1636 как сторожевая крепость. Город с 1780. Во 2-й пол. XVIII в. был одним из крупнейших
торговых центров Пензенского края, проводилась ежегодная ярмарка.
НИЖНИЙ НОВГОРОД, центр Нижегородской обл. Расположен при слиянии Оки и Волги. Население 1386
тыс. чел. Основан в 1221 владимирским кн. Юрием Всеволодовичем как крепость (название Нижний и Нов град
Низовские земли появилось только в документах XIV в.). С 1350 столица созданного в 1341 Нижегородско-
Суздальского княжества. Благодаря выгодному географическому положению приобрел значение крупного
торгового и культурного центра. Первоначально город был обнесен дубовыми стенами, в 1372 было начато
строительство каменного кремля. В 1392 при Василии I был присоединен к Московскому княжеству и вскоре стал
опорным пунктом Руси в борьбе с Казанским ханством. В 1506 11 при Василии III был сооружен новый
кирпичный кремль. Со 2-й пол. XVI в. один из крупнейших торгово-ремесленных центров Московского
государства. В 1611 12 здесь формировалось народное ополчение Кузьмы Минина и кн. Д.М. Пожарского
против польских интервентов. С 1719 центр Нижегородской губ. В XIX в. были развиты мукомольная
промышленность и производства, связанные с волжским судоходством. В 1817 в Н. Новгород переведена
Макарьевская ярмарка, в 1849 пущен Сормовский судостроительный завод, в 1862 железная дорога до Москвы.
С сер. XIX в. особенно интенсивно развивается волжское пароходство.
Архитектурные памятники: XVI н. XVIII вв.: кремль (крепостные стены с башнями 1500, 1508 11) с
Архангельским собором (1624 31, на месте старого собора XIII в.); монастыри Благовещенский с собором
(1649) и Успенской церковью (1678) и Вознесенский Печёрский с Вознесенским собором (1632) и двумя
шатровыми церквами (1642 45 и 1648); Успенская церковь на Ильинской горе (1672 1715); церкви
строгановского стиля Смоленская (1649 97) и Рождественская (1719).
НИЖНИЙ ТАГИЛ, город в Свердловской обл., центр Пригородного р-на. Расположен на восточном склоне
Среднего Урала, на р. Тагил (приток Туры) и по берегам Нижнетагильского пруда. Население 407 тыс. чел.
Возник в 1721 в связи с началом разработки месторождения магнитного железняка на горе Высокой (ранее
Магнитная) и строительством чугуноплавильного и железоделательного завода (пущен в 1725). Датой основания
считается 1722, когда начал работать Выйский медеплавильный завод (впоследствии слился с Нижнетагильским).
В 1814 близ Нижнего Тагила было открыто месторождение медной руды (Медноруднянское, в то время
богатейшее в России), на котором с 1835 обнаружены залежи малахита, что дало начало развитию
промышленности по обработке камня. С сер. XVIII в. существует промысел по изготовлению лакированных
металлических подносов с цветной росписью. В н. XIX в. пос. Нижнетагильский Завод стал центром
Нижнетагильского горнозаводского округа.
НИЖНЯЯ ТАВДА, село в Тюменской обл., центр Нижнетавдинского р-на. Расположено на р. Тавда (приток
Тобола). Население около 7 тыс. чел.
Основано в 1620 как Тавдинская слобода митрополита Тобольского.
НИКАНДР ПСКОВСКИЙ, пустынник (24.07.1507-24.09.1581), в миру Никон, родился в благочестивой семье
в с. Виделебья Псковского края. Когда ему исполнилось семнадцать лет, он уговорил мать отдать имущество
бедным и церквам и поступить в монастырь, а сам пошел на поклонение святыням Псковской земли. Его влекла к
себе жизнь иноческая. Вернувшись с богомолья, он поступил на службу к псковскому купцу и обучился там
грамоте. Один благочестивый горожанин, Феодор Ситник, указал Никону в глухом лесу уединенную пустынь, и
они ушли туда вдвоем подвизаться. Однажды, придя во Псков к литургии, Никон услышал в церкви голос:
Никон! Раб мой, иди в пустыню и там обретешь себе покой... В сильной радости поспешил Никон обратно в
свою пустынь, указанную ему теперь Самим Богом. Прожил он здесь 15 лет, но когда о нем узнали люди, он ушел
в Крыпецкий монастырь и там постригся с именем Никандра. Через некоторое время преподобный вновь вернулся
в свою пустынь и прожил там 32 года, до самой кончины. Последними словами прп. Никандра были: Благословен
Бог, тако изволивый, слава Тебе! Мощи его были обретены нетленными в 1648, и тогда же он был причислен к
лику святых.
Память прп. Никандру отмечается 24 сентября/7 октября.
НИКАНДРОВА БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ пустынь, Псковская еп., в окрестностях Порхова. Основана в н. XVI
в. прп. Никандром. Здесь почивали мощи его и находилась икона прп. Никандра, которая с 15 по 23 мая пребывала
в Порхове.
НИКЕЙСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 304.
Празднуется 28 мая/10 июня.
НИКИТА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ, священномученик (ск. ок. 372), празднуется 15/28 сентября. Этот
святой считался у русского народа покровителем детей от болезни, известной в простонародье под именем
родимца (падучей младенческой болезни), и потому в Сказании о святых ему назначается особенная молитва на
эти случаи. Он известен также в простонародье под именем Гусепролета. Это название дано ему оттого, что
обыкновенно около дня его памяти улетают от нас на зиму дикие гуси. Еще в сельскохозяйственном быту
называли этого угодника Репорезом, потому что в его день хозяева срезали и убирали репу.
И.П. Калинский
НИКИТА ПЕЧЕРСКИЙ, Новгородский, епископ, затворник (ск. 14.05.1109), юношей принял постриг в
Киево-Печерском монастыре, где вскоре, прельщаясь славой, решил уйти в затвор. Опытный игумен обители прп.
Никон понимал неразумность и преждевременность такого решения и уговаривал инока оставить эту мысль.
Однако Никита, понадеявшись на свои силы, не внял советам старца и поступил по своему желанию. В затворе
диавол явился ему в виде ангела, как к уже достигшему совершенства, и предложил: Ты не молись, а только читай
и учи других, а я буду молиться вместо тебя . Превзойдя всех в знании книг Ветхого Завета, будущий святой стал
пророчествовать о том, что открывал ему бес, восхищая мирян и смущая иноков, но ничего не хотел слышать и
говорить о Евангелии. Только силой соборной молитвы печерские подвижники смогли избавить его от этого
искушения. Раскаявшись в своем своеволии и падении, Никита обрек себя на строгое воздержание и послушание,
за что был помилован Господом и вскоре стяжал высокие добродетели. В 1096 св. Никита был посвящен во
епископа Великого Новгорода, где прославился даром чудотворений. Тринадцать лет св. Никита пас свое
словесное стадо, ставил и украшал храмы Божии, а затем мирно преставился ко Господу. Честные его мощи
почивали в новгородском храме во имя ап. Филиппа. Св. Никита изображается на иконах безбородым и в особой
древнерусской новгородской шапочке митре.
Память свт. Никите отмечается 31 января/13 февраля, 30 апреля/13 мая и 14/27 мая.
НИКИТА СТОЛПНИК, Переяславский, преподобный (ск. 24.05.1186), в миру был сборщиком княжеских
податей, буквально грабил жителей Переяславля, отличаясь особой грубостью и жестокостью. Однажды в церкви
он услышал слова прор. Исайи: Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту,
вступайтесь за вдову (Исайя, 1: 17) и был потрясен до глубины души. Но вскоре забыл об этом. Однако
Господь напомнил ему о грехе в котле, где жена Никиты варила суп, он увидел человеческую голову. После
этого грешник решительно и навсегда изменил свой образ жизни он стал послушником монастыря в честь вмч.
Никиты, в окрестностях Переяславля. Когда прп. Никита был пострижен в монашество, он выкопал глубокий
колодец, где непрерывно пребывал во внебогослужебное время, а на голову при этом возлагал тяжелую каменную
шапку. Ведя столь подвижнический образ жизни, он со временем стал обладать даром изгнания бесов и исцелений.
Преподобный так долго носил тяжелые вериги, что под зноем и дождем они приобрели необыкновенный блеск.
Он-то и привлек разбойников, которые, желая обладать мнимым богатством, зверски убили святого. Так св.
Никита и своим подвижничеством, и своими страданиями искупил свои грехи и стал угодником Божиим.
Память прп. Никите отмечается 24 мая/6 июня и 23 мая/5 июня (в Соборе Ростово-Ярославских святых).
НИКИТА ХАЛКИДОНСКИЙ, святой, празднуется 28 мая/10 июня. У русских крестьян этот угодник
считался стражем гусей, и поэтому они называли его Гусятником. По народному представлению, св. Никита
охранял преимущественно маленьких гусей, не допуская к ним орлов, ястребов и других хищных птиц. По этому
случаю к святому обращались с особой молитвой.
НИКИТИН Афанасий Никитич (ск. ок. 1474), тверской купец, путешественник, первый из русских людей, с
научными целями посетивший Индию. Оставил записки Хожение за три моря (1468 74). Из этих записок
следует, что русские купцы вели широкую торговлю с разными странами, находились в дружественных
отношениях с иностранными купцами. Афанасий Никитин представляет собой образ настоящего русского купца,
соединявшего в себе коммерческую хватку с глубокой религиозностью, совестливостью и патриотизмом.
Увлеченный рассказами иностранных купцов о богатствах Индии, Афанасий Никитин, несмотря на все трудности,
пробирается в неведомые земли, чтобы привезти оттуда товары, полезные для своей Родины. Из записок видно,
что Афанасий Никитин человек общительный, наблюдательный, быстро усваивавший языки, тщательно
знакомился с предметами торговли каждого города, а попутно и с природой и с жителями каждой страны. В своем
Хожении за три моря Каспийское, Индийское и Черное Афанасий Никитин преодолевает полный
смертельных опасностей путь, может быть самый длинный по тем временам от Твери до южных берегов
Каспийского моря, через всю Персию, Индию, Африку (Сомали), Маскат, Турцию, а затем возвращение на Русь.
Он посещает Индию, почти за тридцать лет до Васко да Гама и, по сути дела, открывает Индию для России.
В Твери на берегу Волги в 1955 ему сооружен памятник.
Д.К.
НИКИТИН Борис Павлович (21.01.1916-1999) и его жена Лена Алексеевна (р. 31.01.1930), русские педагоги,
авторы оригинальной системы семейного воспитания.
С к. 1950-х Никитины вели уникальный эксперимент воспитания детей в многодетной семье; сформулировали
и подтвердили практически ряд гипотез, относящихся к условиям формирования творческих способностей
человека с раннего возраста.
Никитины использовали многие идеи народной педагогики.
НИКИТИН Гавриил Романович (ск. 18.09.1698), русский купец, один из самых крупных представителей
торгового капитала в России в 1670 90-х. По происхождению Никитин черносошный крестьянин
Вышеозерской волости Чарондской округи (Поморье). Начал торгово-промышленную деятельность приказчиком
гостя О. И. Филатьева, занимался комиссионной торговлей. В феврале 1679 стал членом гостиной сотни Москвы,
а в 1681 пожалован гостем. После смерти трех старших братьев Никитин руководил всеми делами фирмы .
Занимался крупной оптовой торговлей в России, Сибири и Китае (с 1674), а также ростовщичеством. В 1679 его
капитал превышал 20 тыс. руб.
НИКИТИН (Кинешемцев) Гурий (ок. 1630-1691), САВИН (Савельев, Савинов) Сила (жил и работал во 2-й
пол. XVII в.), выдающиеся художники-иконописцы. Руководили костромской артелью иконописцев, расписывали
Троицкий собор Данилова монастыря в Переяславле-Залесском, церкви Ильи-Пророка и Николы Мокрого в
Ярославле, Троицкий собор Ипатьевского монастыря под Костромой, церковь Георгия Неокесарийского в
Москве, храмы Спасо-Преображенского монастыря в Суздале, а также работали в других городах. В росписях
Никитина и Савина имеется много различных бытовых сцен, они отличаются богатством орнаментов и яркостью
красок.
О. М. Рапов
НИКИТИН Иван Никитич (ок. 1680 - не ранее 1742), живописец. Происходил из среды московского
духовенства. Вначале обучался граверному делу в типографической школе при Оружейной палате.
Уже в ранних портретах Никитин отходит от условных приемов парсуны, стремится передать индивидуальные
черты модели (портреты цесаревны Анны Петровны, царевны Натальи Алексеевны, оба до 1716).
В 1716 Никитин и его брат Роман в числе первых были посланы в Италию: в Венецию и Флоренцию. В 1719
Никитин с блестящим аттестатом вернулся в Россию. Радушно принятый Петром I, Никитин становится
придворным живописцем. В портретах канцлера Г. И. Головкина, напольного гетмана , юного барона С. Г.
Строганова, написанных в 1720-е, Никитин добился точности и убедительности передачи характера личности
петровского времени, достиг высокого уровня понимания натуры и профессионализма. В январе 1725 Никитин
был приглашен во дворец, чтобы в последний раз запечатлеть своего покровителя ( Петр I на смертном ложе ).
В 1732 Никитин с братьями был привлечен в политическому процессу, в 1737 был бит кнутом и сослан в
Тобольск.
Л. Н. Вдовина
НИКИТИН Иван Саввич (21.09.1824-16.10.1861), русский поэт. Родился в Воронеже в семье купца и
владельца небольшого воско-белильного завода. В восьмилетнем возрасте он поступил в духовное училище, затем
в Воронежскую семинарию, где у него пробудился интерес к литературе, он зачитывался Жуковским, Пушкиным и
Кольцовым, которые стали любимыми его поэтами. Никитин мечтал поступить в университет, но разорение отца
не позволило ему кончить даже семинарии, из которой он ушел в 1843, чтобы помогать семье. Завод был продан на
уплату долгов, и вместо него отец приобрел полуразвалившийся постоялый двор, управлять которым начал
Никитин. В письме о своей жизни в это время он рассказывал: Любовь к родной литературе, к родному русскому
слову не угасала во мне... Сердце мое обливалось кровью от грязных сцен; но, с помощью доброй воли, я не
развратил своей души. Найдя свободную минуту, я уходил в какой-нибудь отдаленный уголок моего дома. Там я
знакомился с тем, что составляет гордость человечества, там я слагал скромный стих, просившийся у меня из
сердца .
Ранние стихи Никитина относятся к 1849 54. Первое появившееся в печати (21 ноября в Воронежских
губернских ведомостях ) стихотворение Русь было перепечатано многими газетами и принесло Никитину
известность. В 1856 появился сборник его стихотворений.
В 1859 Никитин открыл книжный магазин с целью способствовать просвещению молодежи. Тяжелая жизнь,
нужда, бесконечные хлопоты и огорчения, доставляемые отцом, впавшим с горя в запой, напряженные занятия
поэзией в свободные от дел минуты все это подорвало силы Никитина. Он умирает от чахотки.
НИКИТНИКОВ Григорий Леонтьевич (ск. 1651), крупный русский купец, по происхождению посадский
человек Ярославля. С 1614 гость. В 1622 переехал в Москву. Вел крупные торговые операции в Европейской
России, Сибири, Средней Азии и Иране. Основу его богатства составила торговля сибирской пушниной.
Никитников начал с 1632 вкладывать капиталы в солеваренную промышленность. К к. 1630-х в Соликамском у.
ему принадлежало 13 варниц. Помимо зависимых от него людей, на них работало св. 600 наемных работных
людей. Для продажи соли Никитников имел особые дворы в Нижнем Новгороде, Коломне и др. городах.
Никитников давал средства для постройки собора в Ярославле. По его заказу и на его деньги в Москве была
построена церковь Троицы в Никитниках (1634). Обе церкви сохранились и являются замечательными
памятниками русской архитектуры XVII в.
НИКИТСКИЙ женский монастырь, Московская еп., в Москве на Большой Никитской улице. Основан
боярином Никитою Романовичем Юрьевым, около 1584. В монастыре находились части мощей разных угодников,
часть перста вмч. Никиты и весьма чтимая икона его.
НИКИТСКИЙ мужской монастырь, Владимирская еп., недалеко от Переславля. Известен был в XII в. под
именем лавры. В 1611 монастырь был разорен литовцами, а затем был восстановлен, благодаря щедротам царя
Михаила Феодоровича. Здесь подвизался прп. Никита Столпник; над мощами его в соборном храме его имени
(освященном в 1574) была устроена серебряная, чеканной работы, рака; при ней вериги прп. Никиты. Близ храма,
на месте столпа, где подвизался преподобный, был сделан каменный столп. В числе церковной утвари хранились
вклады Анастасии Романовны (супруги Иоанна Грозного), Михаила Феодоровича, патр. Филарета и бояр. В
церкви Благовещения замечательна художественно-вышитая икона прп. Никиты дар Анастасии Романовны.
Ежегодно 24 мая и 21 июля совершались крестные ходы из Переславля в монастырь.
С. В. Булгаков
НИКИФОРОВ-ВОЛГИН Василий Акимович (настоящая фамилия - Никифоров) (24.12.1900/6.01.1901-
14.12.1941), писатель. Эпиграфом к творческому наследию Никифорова могут послужить тютчевские строки:
Утомленный ношей крестной, всю тебя, земля родная, в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя .
Многочисленные рассказы, зарисовки, миниатюры Никифорова складываются в тихую задушевную песню о
России. Во времена беззаконий, гонений, обрушившихся на родную землю, в море человеческих страданий
Никифоров отыскивает зерна христианской любви, рисует персонажей, которые сохраняют и несут Святую Русь в
своем сердце. Это странники, богомольцы, церковнослужители, юродивые, которые утешают страдающий
народ, лечат души, очищают сердца. Все они простые, коренные русские люди ( Архиерей , Странники ,
Юродивый др.). Один из постоянных мотивов Никифорова умиротворение, просветление человеческой души.
Тема соединения, исцеления распадающегося мира особенно явственно звучит в рассказе Мати-пустыня , где
красноармеец, умирающий на руках матери, в родном доме исповедует свои грех и примиряется с Богом мирная
кончина его происходит тише падения золотого листа с дерева ; в короткой новелле Черный пожар , где боец
Красной Армии спасает раненого белого, в котором вдруг увидел брата, земляка по России.
В безмятежно-радостные, светлые тона окрашены рассказы цикла Земля именинница , где мир увиден
глазами ребенка, приобщающегося к Православию. Христианская вера, Церковь являются для Никифорова
единственной надежной опорой, соединяющей все бытие в целостный и гармоничный мир. Подобно И. С.
Шмелеву Никифоров сочетает в своих рассказах яркую, образную простонародную речь с элементами
церковнославянского языка.
Повесть Дорожный посох (1938) написана в форме дневника сельского священника, которому довелось