<< Пред.           стр. 141 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 С зимней Матрены зима встает на ноги, налетают морозы. С Сергия (25 сентября) зима починается, с Матрены
 устанавливается. Иней на Матрену на деревьях к морозам, туман к оттепелям; 11. Прп. Феодора Студита.
 Со дня Федора Студита стало холодно и сердито. Федор Студит землю студит; 12. Иоанна Милостивого. Дождь на
 Милостивого оттепели до Введения; 14. Ап. Филиппа. Иней на Филиппа урожай на овес; 15. Мч. Гурия.
 Гурий на пегой кобыле (грязь либо снег); 16. Ап. и евангелиста Матфея. На Матвея земля потеет, преет; 17. Св.
 Григория Неокесарийского. Приехала зима на пегой кобыле; 18. Мчч. Платона и Романа. Каков Платон да Роман,
 такова и зима; 21. Введение во храм Пресвятой Богородицы. На Введенье леденье. Введенье ломает леденье.
 Введенье пришло зиму привело. Введенье не ставит зимы; 24. Вмц. Екатерины. Катерины Женодавицы.
 Катеринин день. Первое катание на санях; 26. Освящение храма вмч. Георгия в Киеве. Юрьев день осенний. Вот
 тебе, бабушка, и Юрьев день! Срок перехода крестьян при царе Борисе. Крепки ряды Юрьевым днем. Мужик и
 болит, и сохнет по Юрьев день. Мужик не тужит, знает, когда Юрья. Юрий холодный оброк собирает. Юрьевский
 оброк. Осенью Юрий с мостом, Никола с Гвоздем; 30. Ап. Андрея Первозванного. Андрею молятся о хороших
 женихах. Наслушивают воду: коли тиха хорошая зима, коли шумна морозы, бури и вьюги.
 
  НРАВ, в понятиях Св. Руси одна половина или одно из двух свойств духа человека (вторая ум),
 включающая волю, любовь, милосердие, хотение, страсти. От слова нрав происходит слово нравиться , то есть
  соответствовать нраву, духу человека .
  Народные пословицы: Что кому нравно, то и любо. Не то хорошо, что хорошо, а то, что нравно. Нравное дело
 не спор. Нрав на нрав не приходится. Всяк своему нраву работает . Народный идеал состоит в том, чтобы нрав
 был добрый, а человек нравственный (см.: Нравственность).
  О.П.
 
  НРАВСТВЕННОСТЬ, в понятиях Св. Руси качество, относящееся к одной половине духовного быта (другая
 половина ум, умственное), но составляющее общее с ней духовное начало: к умственному относится истина и
 ложь, к нравственному добро и зло (В.И. Даль).
  Понятие нравственности носит положительный характер и противопоставляется телесному, плотскому.
 Нравственно то, что согласуется с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и
 чистого сердцем гражданина своего Отечества.
  Для коренного русского человека нравственный быт важнее быта материального. А это означает способность в
 самоотверженности. Всякое самоотверженье есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести.
 Православная вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше
 нравственности гражданской: первая требует только строгого исполнения законов, вторая же ставит судьей
 совесть и Бога (В.И. Даль).
  Каждая сила духовная, создавшаяся внутри одного человека, невидимо влечет к себе и подвигает силы всего
 нравственного мира. Мир свободной воли имеет свою правду в мире вечной нравственности (И.В. Киреевский).
  Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной
 великой идее нравственной Созидается общество началами нравственными (Ф.М. Достоевский). Жизнь без
 нравственного усилия это сон. Ценность нравственности определяется не вещественным значением дела и его
 возможными последствиями, а степенью доброго усилия (Л.Н. Толстой).
  О. Платонов
 
  НЫТВА, город в Пермской обл., центр Нытвенского р-на. Расположен на западном склоне Среднего Урала, на
 р. Нытве, близ впадения ее в Каму. Население 23 тыс. чел.
  Впервые упоминается в 1623 как деревня Нытва. В 1756 был построен медеплавильный завод (позднее
 железоделательный; производились якори и молоты для Усть-Нытвенской судоверфи, сельскохозяйственые
 орудия и др).
 
 
 
 о
 
  О, буква он; гласная, в русской азбуке шестнадцатая; на письме повторяется не в пример чаще всех прочих, а в
 московском говоре почти не слышна в полногласности своей, скрадываясь на а или даже обращаясь в
 полугласную. В просторечии, на север и на восток от Москвы, о произносится сполна, где пишется (хотя и не так
 остро, как в остальной Европе; наречия: новгородское и владимирское); на юг и на запад, акают, причем на юге
 (рязанское) произносят о, если на него падает ударенье, а на западе (смоленское) буква эта вовсе изгнана,
 заменяясь гласными: а, у, ы, ё, уо. Смоленское наречие переходит в белорусское, акающее, за коим следуют
 окающие поляки, как и к рязанскому, с юга, примыкают окающие малороссы. Переходы о в иные гласные есть и у
 нас: ст(а)-рана (сторона), су(о)против, выпь (вопить), рассказ, росказни. В церковном счислении, под титлою
 означает семьдесят, а со знаком семьдесят тысяч.
  В. Даль
 
  ОБДЕРИХА, по древним русским поверьям, злой женский дух, обитатель бани. Выглядит как лохматая
 страшная старуха, иногда голая; показывается и в виде кошки. Ее поведение сходно с поведением банника.
 
  ОБЕТ, обещание какого-либо доброго дела, данное Богу, свободного в распоряжении своей волей
 православного христианина. Существуют обеты личные, т. е. обеты поста, воздержания, и вещественные
 материальные помощь церкви деньгами: построить храм, выткать полотенце для храма и др. Нарушение обета
  тяжкий грех перед Богом.
 
  ОБНОВЛЕНИЕ ИКОН, чудесное, самопроизвольное прояснение изображения на иконах. Характер
 обновлений разнообразен. Иногда икона обновляется постепенно, в течение нескольких дней или недель, иногда
  мгновенно, при этом от нее может исходить сияние или вспышка света. Порой просветляется лишь часть
 изображения. Случается, что обновившаяся икона начинает благоухать.
  Обновление иконы Церковь воспринимает как знак милости Божией, как призыв народа к покаянию и
 усердной молитве. Факты чудесного обновления икон известны в Православной Церкви с давних пор. Так, в 1739
 Калитинский, владелец местечка Тыврово Подольской епархии приобрел список чудотворной Ченстоховской
 иконы Божией Матери и поместил его в своем доме. Спустя год от иконы стало исходить необычайное сияние.
 Икону перенесли в местную церковь и поставили в алтаре на горнем месте; на поклонение к ней стекалось
 множество богомольцев, получавших помощь и исцеление. Чудотворный образ получил название Ченстоховский-
 Тывровский.
  В феврале 1840 в Херсонской губ. помещица Касперова во время ночной молитвы перед иконой XVI в.
 заметила, что лики Богоматери и Богомладенца просветлели. Впоследствии от иконы, получившей название
 Касперовской, совершилось много чудес и исцелений, на основании которых она была признана чудотворной.
  В истории России известен случай и чудесного потемнения иконы. Феодоровская икона Божией Матери
 прославилась чудотворениями еще в XII в. Именно ею в 1613 в Ипатьевском Костромском монастыре был
 благословлен на царство первый из Государей династии Романовых Михаил Феодорович, и с той поры она
 считалась фамильной святыней Дома Романовых. В период с 1914 18, перед арестом и злодейским убийством
 последнего Государя и Его Августейшей Семьи, древняя чудотворная Феодоровская икона, находившаяся в
 Костроме, внезапно почернела, хотя еще в 1913, как свидетельствуют фотографии, были отчетливо видны детали
 изображения. Потемневшей икона остается на протяжении всего XX столетия.
  Вплоть до XX в. обновления икон были редкими, одиночными случаями. Массовые знамения наблюдаются в
 России в XX в. Первый такой период приходится на 1920-е. Множество обновлений засвидетельствовано тогда в
 Петроградской и Псковской епархиях (только в Новгородском и Старорусском уездах более 150), в Оптиной
 пустыни, на Украине ( Весь прошлый год прошел у нас на Украине в этом сплошном чуде, писал С. А. Нилус в
 1929. Обновлялись целые церкви, кресты и купола позолоченные на храмах и колокольнях. В Ростове-на-Дону
 таким образом обновился собор и много церквей. У нас по деревням и хуторам не было почти дома, где бы не
 совершилось подобное чудо... ). Десятки тысяч людей стали очевидцами обновления куполов и икон киевской
 Скорбященской церкви 6 июля 1923. На Дальнем Востоке, в Приморье, в пределах Владивостокской и
 Харбинской епархий в 1923 25 обновилось около 300 икон этому чуду посвящена книга архиеп.
 Харбинского Мефодия (Герасимова) О знамении обновления святых икон (Харбин, 1925).
  Владыка Мефодий так осмыслял эти события: Со времени озарения русского народа светом Христова учения
 Российская Церковь в первый раз еще переживает такую годину скорби, как теперь. Но умножились скорби,
 умножилось и утешение от Бога. Никогда прежде на всем протяжении Российской Церкви не было такого обилия
 благодатных знамений, как теперь; проторглась как бы многоводная река благодати Божией, явившая себя в
 дивных знамениях обновления святынь . Они посланы для высокой спасительной цели: во время уныния и скорби
 ободрить унывающие души, удостоверить, что Милосердный Господь слышит вопли избранных Своих,
 вопиющих к Нему день и ночь (Лк. 18:7). Ярость гонителей веры устремилась по преимуществу на поругание
 святых икон, храмов Божиих и других святынь. Знамением обновления благодать Божия явственно утверждает
 истину почитания святых икон, святость храмов Божиих и православного богослужения и обличает безумие
 хулителей святых икон, безбожников и сектантов .
  Иконы обновлялись и в храмах, и в домах мирян. Как правило, они были простой работы, из недорогого
 материала, а их владельцы, в основном, обыкновенные простецы, встречавшие чудо с чистосердечной
 молитвой. Большинство таких икон были родительским благословением и почитались потомками как родовые
 реликвии. Однако известны случаи обновления у людей маловерующих и даже нецерковных.
  Начало другого периода повсеместных знамений от икон относится к 1991, когда Россия оказалась ввергнута в
 пучину новых скорбей и испытаний. С этого времени сообщения о чудесах от икон начинают поступать одно за
 другим из самых разных мест России. Это не только обновления, но и мироточения и плач икон. В 1990-е стали
 известны сотни только официально засвидетельствованных случаев. Церковные газеты и журналы этого периода,
 местные и центральные, наполнены сообщениями о подобных явлениях. В 1920-е годы обновление икон прошли
 по стране как бы волнами, затронув лишь отдельные области. В 1990-е местом знамений стала вся Россия:
 городские и сельские храмы, монастыри, дома благочестивых людей.
  Как в 1920-е, в начале 70-летнего пленения, Господь укреплял и утешал Своих людей, призывая к стойкости и
 верности до конца, так и в последнее десятилетие XX в., в эпоху новых раздоров, кровавых войн и разгула зла,
 во время внутренних и потому более опасных шатаний в Церкви, Господь, с одной стороны, указывает на
 множество грехов и предуготовляет ко многим скорбям, а с другой свидетельствует об истинности Своей
 Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
  Один из знаменательных случаев обновление образа Покрова Богоматери в Иоанновском монастыре в С.-
 Петербурге. Совершенно темная икона Покрова Божий Матери, написанная на холсте, на котором с трудом
 различалось изображение, была пожертвована вновь открывшемуся монастырю в 1991. Икону поместили в алтаре
 храма Двенадцати Апостолов. Вскоре после Пасхи 1992 Лик Пречистой Девы просветлел. Затем образ стал
 постепенно обновляться сверху вниз, от Лика к стопочкам Богоматери: краски становились яркими и
 насыщенными, мелкие трещины сами собой зарастали. К Пятидесятнице почти все изображение обновилось.
 Икона из грязно-серой стала небесно-голубой. Сама Матерь Божия засияла неземной красотой. Узнав о чуде,
 патриарх благословил перенести икону в храм для всенародного поклонения и еженедельно петь пред ней
 Акафист Покрову Божией Матери. Позже на обратной стороне холста обнаружили надпись, свидетельствующую,
 что образ написан в 1901 в Леонинском монастыре, находившемся под духовным окормлением св. прав. Иоанна
 Кронштадтского. По Промыслу Божию икона, связанная с памятью о. Иоанна, пришла в монастырь его имени,
 где и совершилось ее чудесное обновление.
  В Петербурге в храме Воскресения у Варшавского вокзала обновились иконы Царь царем , Умиление
 (Серафимо-Дивеевское) и другие (в 1992 94); на подворье Валаамского монастыря иконы Спаса
 Нерукотворного и Казанской Божией Матери (в 1994). 27 мая 1994 в Успенском храме Ставрополя на глазах
 присутствующих на иконе свт. Николая Чудотворца появилась светлая полоса, распространившаяся от киота к
 лику. В 1994 обновились иконы в нескольких домах жителей г. Молочанска Запорожской обл. Одну из них
 передали в городской Петропавловский храм. Настоятель храма с другими священнослужителями пронесли
 обновленную икону крестным ходом по городу и совершили перед ней торжественный молебен. На праздник
 Сретения 1995 одна из прихожанок нового храма в честь прп. Сергия Радонежского в г. Навои (Узбекистан)
 принесла чудесно обновившийся образ Матери Божией. Икону поместили в алтарь, где ее обновление
 продолжилось. В том же храме на богослужении Великой субботы молящиеся наблюдали яркое сияние от лика
 Казанского образа Божией Матери на хоругви, длившееся около часа.
  В 1998 чудесное обновление иконы Рождества Христова письма XIX в. зафиксировано епархиальной
 комиссией в петербургском храме Богоявления Господня на Гутуевском острове. Готовясь к всенощному бдению,
 двое псаломщиков неожиданно заметили, что помещенный на солее старый, потемневший образ выглядит так,
 будто вернулся из реставрации. Яркими и четкими стали фигуры, лица, нимбы, другие детали изображения.
 Проступила Вифлеемская звезда, которой раньше не было видно. Пожертвованная храму Художественно-
 промышленной академией имени В. И. Мухиной и провисевшая в нем без реставрации пять лет, икона засияла как
 новая. На иконе остались капельки воска, следы подтеков от лампадного масла, частицы свечной копоти,
 свидетельствующие о том, что к ней никто не прикасался. Чудо произошло вечером 14 марта, в канун праздника
  Державной иконы Божией Матери и дня отречения от престола Царя-Мученика. Храм связан с именем
 последнего Государя: он построен и освящен в апреле 1899 в память чудесного спасения Наследника Цесаревича
 Николая Александровича при нападении на него японского самурая на Фоминой неделе 1891. После возвращения
 храма епархии в 1992 без человеческого вмешательства постепенно обновилась настенная живопись, причем этот
 процесс начался с картины Уверение апостола Фомы .
  A.M. Любомудров
 
  ОБНОВЛЕНИЕ ЦАРЬГРАДА, христианский праздник, отмечается 11/24 мая. По древним русским поверьям,
 был, по-видимому, связан с празднованием Перуна бога огня, грома и грозы. В это время обычно наблюдалась
 первая летняя жара и гроза. В некоторых частях России и, в частности, Малороссии крестьяне в этот день боялись
 приниматься за работу, опасаясь, что град выбьет засеянные поля.
 
  ОБОЯНЬ, город в Курской обл., центр Обоянского р-на. Расположен в южной части Среднерусской
 возвышенности, на правом берегу р. Псёл (приток Днепра), при впадении р. Обоянки. Население 15,7 тыс. чел.
  Основан в 1639 как крепость на южных границах Российского государства, в устье р. Боянь (старорусское
 название Обоянки), на высоком правом берегу р. Псёл. Город Обоянь с 1779.
 
  ОБРУСЕНИЕ, продвижение русского народа сначала к Волге и Уралу, а затем к Сибири и Охотскому морю
 имеет всемирное историческое значение. Принимая в себя чуждые племена, претворяя их в свою плоть и кровь,
 русское племя клало на них неизгладимую печать европеизма, открывало для них возможность участия в
 историческом движении народов европейских. В этом отношении Русь была тем же передовым бойцом за Европу
 против Азии, каким была она, приняв на себя первые удары страшного монгольского нашествия, грозившего
 снести с лица земли только что образовавшиеся и еще неокрепшие начала европейской гражданственности.
 Русское племя сдержало волны азиатских кочевников, заставило их отхлынуть назад и пошло вслед за отливом,
 намечая мечом и плугом границы Европы от Азии, распространяя пределы европейской территории на счет
 Востока. Важное значение вооруженной борьбы Руси с Азией оценено и признано всеми; но великие результаты
 мирного завоевания менее ясны, хотя их следствия несравненно многозначительнее. Русское племя не отличалось
 исключительностью и нетерпимостью. Его распространение не уничтожало тех племен, которые встречались ему
 на пути. Племена финские, на счет которых особенно распространялась русская народность, не исчезали с лица
 земли, не вымирали, приходя с нею в соприкосновение, как гибнут племена Северной Америки при столкновении
 с англосаксонскою расой, как вымирают туземцы Океании вследствие поселений между ними европейцев.
 Чужеродцы не обращались в рабов, не причислялись к существам низшей породы, не истреблялись огнем и
 мечом; на памяти истории нет истребительных стремлений русского племени. Процесс слияния совершался путем
 мирным, естественным. На чисто славянской основе ложатся обрусевшие племена финского и азиатского
 происхождения, принявшие с христианством и русский язык, и русские нравы. Там, где русская народность
 соприкасалась с народностью, уже резко обозначенною, крепкою, с племенем, в религиозных верованиях
 сознававшим основу своей особенности, она и там не пыталась насильственно сломать это упорное
 сопротивление. Лучшим доказательством служат татарские поселения в губерниях: Рязанской, Костромской,
 Виленской, Гродненской, Минской и т.д., сохранившие еще в XIX в. и свою веру, и свои обычаи, несмотря на то
 что со всех сторон облегают их сплошные массы русского населения. Чем дальше идем мы мыслью в древнюю
 историю русского племени, тем менее встречаем следов замкнутости, неприязненного воззрения на племена
 чуждые. Исключительность, недоверчивость к иноземцам, сознание своей резкой противоположности
 выработались уж путем историческим, вследствие особенных обстоятельств. Притом же это недоверчивое
 воззрение на чужеземцев и теперь обращено более к Западу, нежели к Востоку, более вследствие религиозной,
 чем племенной нетерпимости. И теперь немец, принявший Православие, становится в глазах народа русским.
 Припоминая русские фамилии, принадлежащие или желающие принадлежать к аристократии, легко убедиться,
 что немцам, татарам и грузинам одолжены мы большею частью знатнейшего русского дворянства. Этою
 легкостью воспринимания в себе чуждых элементов, способностью вбирать их в себя, перерабатывая все это в
 свою собственную народность, как нельзя лучше объясняется быстрое размножение русского племени, легкое его
 распространение по необъятному пространству от Балтийского моря до Восточного Океана; объясняется также и
 то, что русское племя не есть чистое племя, а следствие соединения различных народностей, под условием
 преобладания народности славянской: что в племени русском преобладающая стихия есть стихия славянская, в
 этом также нет ни малейшего сомнения. С самого начала русской истории, среди постоянной борьбы с Востоком,
 наши предки неизменно сохраняли все основные признаки европейского происхождения, не утратили ни одной
 его существенной черты. В этой-то крепости хранения европейского типа, среди беспрерывного смешения с
 племенами азиатского происхождения, и состоит величайшая заслуга русского народа; поэтому-то каждый шаг
 русского племени в глубину Азии и становился несомненной победой европейской гражданственности. Чуждые
 племена вливались в народность русскую под условием принятия ими главных условий народности славянской и
 европейской.
  Другой вопрос, видоизменялся ли первоначальный славянский тип русского народа от восприятия им чуждых
 элементов или оставался во всей чистоте Населения губерний Московской, Владимирской, Ярославской,
 Костромской считаются бесспорно лучшими представителями чисто великорусского типа.
  Между тем на этой местности, по единогласному свидетельству древнейших русских же источников, сидели
 некогда племена финские, оставившие следы своего пребывания в местных названиях урочищ, рек и селений. В
 русских летописях, в народных преданиях нет и следов воспоминаний о некогда бывшей борьбе финских
 туземцев с славянскими насельниками, а еще менее о вытеснении туземцев к северу и востоку или об их
 истреблении. Чем же объяснить это исчезновение Очевидно, не чем другим, как обрусением туземцев, слитием
 их со славянскими поселенцами в один народ, а в этом случае нельзя не предполагать их участия в образовании
 народного типа, существовавшего в этих губерниях.
  С. Ешевский
 
  ОБРУЧЕВ Владимир Афанасьевич (28.09/10.10.1863-19.06.1956), русский геолог и географ, исследователь
 Сибири и Центральной Азии. Осн. научные сочинения: трехтомная монография Геология Сибири (1935 38),
  Основы геологии (1944), От Кяхты до Кульджи (1965), Мои путешествия по Сибири (1948). Автор научно-
 фантастических и приключенческих романов Земля Санникова (1926), Плутония (1924), Золотоискатели в
 пустыне (1928), В дебрях Центральной Азии (1951).
 
  ОБУХОВА Надежда Андреевна (22.02/6.03.1886-15.08.1961), певица (меццо-сопрано), выдающаяся
 представительница русской вокальной школы. Окончила Московскую консерваторию. В 1916 43 солистка
 Большого театра. Голос ее отличался широтой диапазона, певучестью, гибкостью, редкой красотой тембра,
 легкостью и насыщенностью звучания. Среди лучших оперных партий Любаша ( Царская невеста ), Ганна
 ( Майская ночь ), Любава ( Садко ), Весна ( Снегурочка ), Марина ( Борис Годунов ), Ангел ( Демон ). Как
 камерная певица Обухова исполняла русские классические и бытовые романсы, народные песни. Высокое
 мастерство и культура пения были связаны у нее с верным ощущением национального характера музыки, ее стиля
 и эпохи.
 
  ОБЩЕСТВО ЛЮБОМУДРИЯ . См.: ЛЮБОМУДРЫ .
 
  ОБЩИНА, общественно-производственное объединение крестьян на началах самоуправления,
 самоорганизации, взаимопомощи и совместного владения землей.
  Слово община позднего происхождения. Оно возникло путем точного перевода аналогичных иностранных
 понятий. Русские же крестьяне говорили мир или общество .
  Основы существования общины (во всех ее разнообразных видах вервь, задруга, печище и др.) лежали в
  самом духе народа, в складе русского ума, который не любит и не понимает жизни вне общины и даже в своей
 кровной семье хочет видеть общину, товарищество , писал видный исследователь русской общины И.Н.
 Миклашевский. Народное сознание выработало бесчисленное количество пословиц, так или иначе связанных с
 общиной (миром), которые отражали господствующее значение ее в жизни и судьбах народа. Никакой мирянин
 от мира не прочь, от мира прочь не мирянин , Миром все снесем , Мирская слава сильна , Мир, община
 столбом стоит , Мира не перетянешь, мир за себя постоит , На мир и суда нет , На мир ничего не сменяют ,
  В миру виноватого нет , Дружно не грузно, а врозь хоть брось .
  Понятие мир для крестьянина отражало всю глубину его духовно-нравственного сознания, олицетворяя не
 просто арифметическое соединение крестьян, а нечто большее соборное соединение, имеющее характер
 высшего закона.
  Крестьянин говорил так: мир собирался , мир порешил , мир руки давал , мир выбрал , вкладывая сюда
 значение высшей духовно-нравственной инстанции мир крещеный , мир христианский .
  Экономический принцип общины, отмечал А.И. Герцен, полная противоположность знаменитому
 положению Мальтуса: она предоставляет каждому без исключения место за своим столом. Земля принадлежит
 общине, а не отдельным ее членам; последние же обладают неотъемлемым правом иметь столько земли, сколько
 ее имеет каждый другой член той же общины.
  Мальтус считал, что право на жизнь имеет только сильнейший, победивший в острой конкурентной борьбе;
 побежденный в ней не имеет таких прав. Нет! решительно говорил русский крестьянин. Право на жизнь имеет
 всякий родившийся на этот свет гарантией чего является взаимопомощь и взаимная поддержка в общине.
  Община, писал русский историк и этнограф И. Г. Прыжов, основана на вечном законе о братской любви, на
 законе, что Веревка крепка с повивкой, а человек с помощью , Друг о друге, а Бог обо всех . Мир как одна
 семья, мнение которой нередко стоит выше писаного закона: Деритесь, да не расходитесь , Все за одного и
 один за всех , Вперед не забегай, от своих не отставай , Отстал сиротою стал , Хоть назади, да в том же
 стаде . Сила, связующая мысль, по мнению Прыжова, общая выгода, общая беда: Люди Иван, и я Иван,
 люди в воду, и я в воду , На миру и смерть красна . Личность в общине всецело предана ее интересам: Где у
 мира руки, там моя голова , К миру приложился головой заложился . Мир являет собой высшую инстанцию
 для крестьянина, выше которой только царь да Бог: Мир велик человек , Мир великое дело , Сто голов
  сто умов . В преданности миру залог благополучия и преуспеяния, поэтому решениям мира подчиняются
 беспрекословно: Где мир да люди там Божья благодать , Глас народа глас Божий , Что мир порядил, то
 Бог рассудил , Что миром положено, так тому и быть , Мир один Бог судит , Мир с ума сойдет на цепь не
 посадишь .
  В народном сознании мир (община) могучий богатырь: Коли всем миром вздохнут, и до царя слухи
 дойдут , Как мир вздохнет, и временщик издохнет , Мирская шея толста (то есть многих спасти может),
  Мирская шея туга: тянется да не рвется. Мирская шея жилиста , Мир по слюнке плюнет так и море , Мир
 сразу не похоронишь .
  Мир силен, отмечает Прыжов. Ему нипочем никакое несчастье, никакая нищета: Вали на мир все
 снесет , Мир золота гора , С миром и беда не убыток . Мир силен и несокрушим: С миром не поспоришь ,
  говорит народ и при этом гордо спрашивает: Кто больше мира будет , Мир не перетянешь , Мир
 заревет, так лесы стонут , Мирская слава звонка , Мир запоет, так камень треснет , Собором и черта
 поборем , потому что Одному страшно, а миру не страшно , Не то страх, что вместях, а сунься на один .
  Самоуправление русских крестьян возникло в процессе освоения огромной территории нашей страны.
 Множество рек и озер, непроходимые леса и сравнительно малочисленное население, селившееся здесь мелкими
 деревеньками, между которыми порой пролегали пространства в 100 200 верст. Территория с центром в
 сравнительно большом населенном пункте называлась крестьянами волостью, а население волости миром.
 Волость на своих собраниях-сходах выбирала старосту и некоторых других руководящих лиц, решала вопросы о
 принятии в общину новых членов и выделении им земель. В деревне, писал Н.П. Павлов-Сильванский,
 действительная власть принадлежит не представителям царской администрации, а волостным и сельским сходам и
 их уполномоченным старшинам и сельским старостам...
  Волостная община самостоятельно ведала сбор податей, низший суд и полицию. Тиун и доводчик являлись в

<< Пред.           стр. 141 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу